Некоторые особенности:
Киприан старался, чтобы ни один день не проходил без чтения отрывка из сочинений Тертуллиана.
Он просил своего секретаря: «Дай учителя» (Da magistrum), т.е. какую-нибудь из книг Тертуллиана.
Происхождение:
Полное имя Киприана: Тасций Цецилий Киприан. Тасций — прозвище, под которым его знал весь Карфаген и которое упомянуто и в официальных документах.
Родился он около 210 г. (точная дата неизвестна) в богатой карфагенской семье, получил превосходное по тому времени образование.
Был преподавателем в риторской школе и занимался адвокатской практикой.
Христианская преемственность
В христианство он был обращен в зрелом возрасте (245 или 246 г.) пресвитером Цецилием.
На Киприана оказал огроимное влияние Тертуллиан.
Деяния:
Вкоре после обращения Киприан был избран пресвитером, а затем и епископом Карфагенским (ок. 248–249 гг.), сменив почившего епископа Доната.
Во время гонения Декия (250 год) Киприан удалился из Карфагена и издалека руководил Церковью и наставлял ее своими посланиями.
Около 253 года в Карфагене началась эпидемия чумы. Св. Киприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и язычниками.
Содержание
- Оппозиции служению:
- Соборы в Карфагене:
- Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского
- Память святителя Киприана, митрополита Киевского
- I. Жизнь и личность архимандрита Киприана
- ЖИТИЕ И МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ КИПРИАНА И ЮСТИНЫ
- Учение Киприана о Церкви
- §47. Епископат у Киприана
- I. Жизнь Киприана
- Сведения о жизни св. Киприана
- Литературная деятельность св. Киприана
- Богословское учение св. Киприана
- Правила святого поместного Собора Карфагенского.
- Страдание святого преподобномученика Киприана Нового
Оппозиции служению:
- Оппозиция Новата и Фелициссима
- в начале служения
- во время гонения
- в вопросе о принятии отпавших во время гонения
Примерно через год служения пресвитером Кириан избран был епископом Карфагенской Церкви, хотя и имел себе конкурента — старшего пресвитера Новата. Новат был недоволен этим избранием и отделился от Киприана вместе с др. пятью пресвитерами и самовольно избрал диаконом Фелициссима. Эта история получила именование как раскол Новата и Фелициссима
Удаление Киприана из Карфагена подало повод Новату решительно отказаться от повиновения епископу
В гонение Декия было очень много падших.
Св. Киприан не хотел принимать отпавших обратно в Церковь без предварительного серьезного покаяния.
Церковь же Новата и Фелициссима принимала падших в общение без предварительного покаяния.
- Оппозиция Рима в вопросе о крещении еретиков
Киприан придерживался практики перекрещевания еретиков при вступлении их в Церковь, признавая их крещение неправильным. Римский епископ Стефан (253-257) был против этого и грозил Киприану отлучением от общения.
Киприан собирал по этому поводу соборы в Карфагене.
Но к расколу это не привело, и вопрос впоследствии был решен в соответствии с мнением папы Стефана. (?)
Соборы в Карфагене:
Св. Киприан созывал соборы епископов Африки («Африкой” называлась римская провинция на северо-западной части Африканского континента, между Сахарой и Египтом).
Об Африканских соборах:
— Книга правил Африканской церкви (середина V в.)
- каноны соборов, созванных Киприаном
- правила более поздних Карфагенских соборов
— Правила Карфагенского собора
- сокращенная византийская (и славянская) редакция перевода вышеуказ. книги
- именуется так ошибочно, как будто бы все эти правила принимал один и тот же собор.
О Карфагенских соборах >>>
Творения:
«..они сияют ярче солнца»
Иероним Стридонский
ТРАКТАТЫ
Св. Киприан Карфагенский. Творения / Пер. с лат. Т. 2. Киев, 1891.
1. «Книга о суете идолов» (248 г.)
— апологетическое сочинение,
— компиляция из «Октавия» (автор – Минуций Феликс) и «Апологетика» Тертуллиана.
2. «Три книги свидетельства против иудеев» к Квирину (ок. 248 г.)
(Киприан Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 89–190.)
— сочинение апологетико–полемического характера.
— состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из Свящ. Писания.
Первая книга посвящена доказательству той мысли, что Ветхий Завет имел временное значение.
Вторая книга доказывает, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия.
Третья книга различные нравственные правила обосновывает ссылками на Свящ. Писание .
3. «Книга об одежде девственниц» (248 или 249 гг.)
— указывается образ жизни и поведения для девственниц соответственно данному ими обету.
4. «О падших» (251 г.)
— излагаются условия принятия в общение падших.
5. «О единстве Церкви» (251 г.)
В 251–м г. по поводу расколов в Карфагене и Риме св. Киприан составил свое известное сочинение , в котором нашло свое лучшее выражение его учение о Церкви.
из этого трактата:
«вне Церкви нет спасения»
«кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец»
6. «О молитве Господней» (нач. 252–го г.)
— одно из лучших произведений в святоотеческой литературе, посвященной этому предмету, хотя и не настолько обширное и многоученое, как подобные произведения Тертуллиана и Оригена.
7. «К Деметриану»
— направлено против суеверия язычников, объяснявших все общественные бедствия гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам.
«Не христиане, а сами язычники виновны в этих бедствиях»
8. «О смертности» (252 г.)
Трактат написал к карфагенскому народу.
Цель — утешить в скорби по поводу появления чумы.
9. «О благотворении и милостынях»
10. «О благе терпения»
— остроумное вступление
— о различии между терпением стоическим и христианским.
11. «О ревности и зависти»
составлен во время спора о крещении еретиков,
цель – успокоить разбушевавшиеся страсти.
12. «Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству»
— было написано пред началом гонения Галла в 252–м г.
— конспект, пользуясь которым, Фортунат мог проповедовать необходимость стойкого перенесения страданий за Христа.
«О зрелищах»
«Похвала мученичеству»
— принадлежность св. Киприану сомнительна
ПИСЬМА
(Св. Киприан Карфагенский. Творения / Пер. с лат. Т. 1. Киев, 1891.)
(Киприан Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 407–687.)
Составление писем падает на время епископского служения св. Киприана (248–258 гг.)
Счет посланий в существующем русском переводе и в западных изданиях различный.
По изданию Киевской духовной академии, известно 66 писем, принадлежащих св. Киприану (в др. изданиях имеются еще 16, адресованных ему).
Письмо 1
К Донату о Благодати Божией
св. Киприан изображает:
— что привело его к обращению в христианство
— возрождение, совершавшийся в его душе во время нахождения в числе оглашенных (он тогда жил в доме Цецилия, изучая Свящ. Писания)
— возростание после крещения
Письмо 2
К Евкратию о комедианте
Письмо 3
К Помпонию о девственницах
Письмо 4
Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа.
Письмо 5
К клиру и народу фурнитанскому, о Викторе, назначившем
пресвитера Фавстина опекуном
Письмо 6
К пресвитерам и диаконам
Письмо 10
Письмо к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир павшим
Письмо 11
Письмо к народу
Письмо 12
К клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти
Письмо 25
Письмо к клиру о молитвах к Богу
Письмо 33
Павшим
Письмо 34
Письмо к народу о пяти пресвитерах, приставших к возмущению Фелициссима
Письмо 46
Фиду о крещении младенцев
Письмо 47
К Квинту Корнилию о достоинстве епископов и расколе Фелициссима
Письмо 48
К фиваритянам, с увещеванием к мученичеству
Письмо 51.
К пресвитеру Максиму
Письмо 54
К Флорентию Пуппиану, с упреком за доверие клевете
Письмо 55
К христианам Легиона и Астурики, о павших епископах
Письмо 57
К Януарию и прочим епископам Нумидийским о крещении еретиков
Письмо 58
К Квинту Корнилию о крещении еретиков
Письмо 59
К папе Стефану о соборе
Письмо 63
К Цецилию, о таинстве Чаши Господней
Письмо 64
Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопии
Письмо 65
К Сукцессу, о возвращении послов из Рима с известием о гонении
Письмо 66
Письмо к клиру и народу, о временном удалении своем пред страданием.
На русском языке издано:
1. Избранные сочинения. Пер., с эллино-грея. изд. М. Протопопова. СПб., 1803.
4. Слова: О зависти и злобе. «Христианское чтение», 1825. ХVIII, с. 3-122.
5. О благочинии и одежде девственниц. Там же. с. 123 слл.
б. О терпении. Там же, 1832, ХLVIII, с. 3 слл.
7. О милостыне. Там же, 1835, IV, с. 3 слл.
9. О единстве Церкви. Там же, 1837. I, с. 19 слл. и в кн., указанной в предыдущем пункте.
10. О падших. Там же. 1847. II. с. 161 слл.
11. Беседа о молитве Господней. Там же, 1839, I, с. 131 слл. То же, В кн.: Поторжинский Н. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877.
14. Пастырские наставления в письмах святого Киприана, епископа Карфагенского. «Журнал Московской Патриархии», 1977. N 2, с. 73-79.
Кончина
В 257 году император Валериан снова воздвиг гонение.
Св. Киприан сначала был был сослан в городок Курубис, а через год, был усечен мечом в самом Карфагене. Это было 14 сентября 258 года.
Свидетельства:
- «Проконсульские акты Киприана» — протоколы его допросов у проконсула Африки Галерия Максима.
- «Житие Киприана» — составленны его диаконом Понтием.
- Св. Григорий Богослов в похвальном слове Св. Киприану Карфагенскому
и императрица Евдокия в своих стихотворениях (Фот. код. 184):
Киприан до обращения занимался волхованием.
Исповедница Иустина разрушила его колдовские чары знамением крестным
Это побудило его сжечь свои колдовские книги
Но этот образ свмч. Киприана легендарен.
(На Востоке житие Карфагенского епископа объединилось с житием обратившегося в христианство волхва — мученика Киприана).
Исторически два Киприана — совершенно разные лица.
13 сентября молитвенно вспоминается великий угодник Христов, священномученик Кприан Карфагенский.
Священномученик Киприан был епископом в Африке, в Карфагене, жил в первой половине 3 веке. Сын богатого сенатора, знаменитый ученый, он до 40 лет был язычником и предавался роскоши и всевозможным удовольствиям.
Приняв крещение по убеждению одного пресвитера, он совершенно изменился: начал подвизаться в посте и молитве, раздавать богатство бедным и изучать Священное Писание. Сам он называл причиной такой перемены благодать святого крещения.
За благочестивую жизнь он вскоре был поставлен пресвитером, а через год и епископом. В это время Декий объявил гонение на христиан, и св. Киприана потребовали на смерть. По внушению божественного откровения, для пользы карфагенской паствы, он скрылся и посредством писем из своего уединения неутомимо руководил ею: клиру давал должные распоряжения, слабых в вере убеждал к подвигам, а крепких утешал и предохранял от гордости.
Особенно он заботился о тех, кто из боязни мучений отрекся от Христа. Сначала с такими людьми поступали очень строго: их отлучали от Церкви и принимали обратно только при условии тяжелого публичного покаяния. Были даже такие учителя, которые утверждали, что совсем не должно принимать падших. Но святой Киприан ослабил строгость, принимая ходатайства за них исповедников, т.е. пострадавших за веру, и сердечное раскаяние их самих.
При святом Киприане возник вопрос, как принимать в Церковь еретиков, и он выступал на соборах за обязательное повторное крещение (впоследствии постановили крестить только тех из еретиков, которые крещены неправильно — не во имя Святой Троицы).
Святитель Киприан явил себя истинным пастырем еще во время моровой язвы, свирепствовавшей тогда в Карфагене. Все здоровые жители города спешили бежать из него, остались только больные и разбойники, грабившие покинутые жилища. Святой Киприан безбоязненно служил больным, не только христианам, но и язычникам, убеждал и других оказывать помощь несчастным и погребал умерших.
В 257 году Валериан открыл гонение на христиан, и Киприан был отправлен в ссылку. Тут было открыто ему в видении, что через год он пострадает за Христа, и он раздал неимущим все что имел. Проконсул потребовал Киприана на суд и убеждал поклониться идолам.
─ Не сделаю этого! ─ отвечал св. Киприан.
Проконсул осудил его на усечение мечом.
─ Благодарение Богу! ─ сказал тогда священномученик.
Придя на место казни, он помолился, благословил плачущий о нем народ и сам завязал себе глаза платком.
Священномученик Киприан пострадал в 268 году, предав свою святую душу в руки Господа Иисуса Христа.
Жития святых — полное собрание >>
День памяти: 31 августа
Киприан Карфагенский
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где протекла вся его жизнь и деятельность. Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго «оставался в глубокой мгле ночной.., далекий от света Истины». Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (родился ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.
Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия. Могучее действие возрождающей благодати Божией, полученной им в Крещении, святитель Киприан описал в письме к другу Донату: «Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное… я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него — наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния». Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер Карфагенский епископ Донат, все единодушно избрали, епископом святого Киприана. Он дал свое согласие, повинуясь настоятельным просьбам, и был рукоположен во епископа Карфагенского около 248 года.
Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии. Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых. Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.
Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т. е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину. Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.
Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против своего епископа. Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.
В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года. Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.
В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Целерина поставить на Римскую кафедру другого епископа. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу «О единстве Церкви».
Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие — вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых — без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.
Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: «Благодарение Богу!» и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 году. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.
Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию.
Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. «Любовь — основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном».
На русском языке издано:
1. Избранные сочинения. Пер., с эллино-грея. изд. М. Протопопова. СПб., 1803.
4. Слова: О зависти и злобе. — «Христианское чтение», 1825. ХVIII, с. 3-122.
5. О благочинии и одежде девственниц. — Там же. с. 123 слл.
б. О терпении. — Там же, 1832, ХLVIII, с. 3 слл.
7. О милостыне. — Там же, 1835, IV, с. 3 слл.
9. О единстве Церкви. — Там же, 1837. I, с. 19 слл. и в кн., указанной в предыдущем пункте.
10. О падших. — Там же. 1847. II. с. 161 слл.
11. Беседа о молитве Господней. — Там же, 1839, I, с. 131 слл. То же, В кн.: Поторжинский Н. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877.
Учение св. Киприана Карфагенского (201–258)
Св. Киприан Карфагенский оставил после себя замечательные указания, относящиеся к пастырям Церкви. Он был епископом в городе Карфагене. В своих письмах и посланиях святитель говорит о высоком назначении пастырства. В своих сочинениях св. Киприан также приводит ясную мысль о том, что пастырство в Церкви Христовой есть учреждение Божественное. «Разве какой-нибудь человек святотатственной дерзости и потерянного ума, — пишет св. Киприан, — мог бы думать, что священник бывает без изволения Божия, когда Господь говорит в Евангелии Своем: «Не две ли птицы ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10, 29). Когда, по слову Господа, ничто, даже самое малозначительное, не делается без воли Божией, то ужели кто-нибудь подумает, что важное и великое делалось в Церкви Божией без ведома или без воли Божией и чтобы священники, т. е. домостроители Его, поставлялись не по Его распоряжению? Это значит не иметь веры, которой мы живем; это значит не воздавать чести Богу, манием и волей Которого (как нам известно и как мы верим) управляется и производится все. Правда, иные делаются епископами и не по воле Божией, но это те, которые делаются вне Церкви, вопреки установлению и преданию евангельскому». В одном письме св. отец пишет, что епископы поставляются Самим Богом, и кто осмелится судить их поступки, тот является судьей Самого Бога и не избежит гнева Божия в день суда. В силу именно такой богоучрежденности иерархии тот, «кто действует против священников Христовых… вооружается против Церкви, противодействует Божественному домостроительству; он враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой… Презревши епископа и оставивши священников Божиих, он дерзает устроять другой алтарь… и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию законоположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению Божественному».
От богоучрежденности пастырства св. отец переходит к личным их качествам, которыми они должны обладать как служители алтаря Господня. Пастырь должен быть чист и непорочен. «Покрытый тяжкими преступлениями, — говорит св. Климент, — не должен носить епископского сана, ибо, по заповеди и слову Апостола, «подобает епископу без порока быти, яко же Божию строителю» (Тим. 1,7).
Этой чистоты и непорочности требует высота пастырского служения. «Давно уже, — пишет св. Киприан, — и небесным словом определено, и законом Божиим предписано, кто и каковы должны быть те, которые служат алтарю и совершают Божественные жертвы. В книге Исход Бог дает повеление Моисею в следующих словах: «Жрецы же, приступающие ко Господу Богу, да освятятся, да не когда погубит от них Господь» (Исх. 19, 22)… Также в книге Левит Бог повелевает и говорит: «Человек, аще будет на нем порок, да не приступит приносить дары Бога своего» (Лев. 21, 17)… Имея это в виду и размышляя об этом тщательно и благочестиво, при поставлении священников мы должны избирать предстоятелей непорочных и чистых, которые, достойно и свято принося жертвы Богу, были бы услышаны в своих молитвах, возносимых о спасении людей Божиих. В Писании сказано: «Грешники Бог не послушает; но аще кто богочтец есть и волю Его творит, того послушает» (Ин. 9, 31); поэтому со всем тщанием и беспристрастным исследованием надлежит избирать на священство Божие только тех, о коих знаем, что они будут услышаны Богом».
Чистота и непорочность, по словам святителя, необходимы священнику еще и для того, чтобы подавать добрый пример пасомым: «Если все вообще обязаны строго хранить благочиние, — говорит св. отец, — то тем более обязаны заботиться о том пресвитеры и диаконы; они должны подавать собою пример и утверждать прочих своим поведением и нравственностью; а то каким образом они могут руководить других к целомудрию и воздержанию, если будут предначинать порчу и научать порокам?»Служитель Церкви, по мысли св. Киприана, должен быть тверд в вере. «Сколько пагубно падение предстоятеля для последующих ему, столько, напротив, благотворно и спасительно, когда епископ твердостью в вере подает собой пример братиям», -говорит святитель и далее советует пастырям быть крепким в вере, хотя бы пришлось и пострадать за нее. «В нас сила веры должна быть непоколебима, — пишет св. Киприан епископу Корнилию, — и стойкой и непреклонной твердостью мы должны противостоять напору и стремлению идущих на нас волн, так, чтобы они разбивались о нас, как о неподвижную каменную скалу».
Имея такую твердую и непоколебимую веру, пастырь Церкви должен воплотить в своей душе и другие добродетели — кротость, смирение и т. д. «Священники должны быть смиренны, так как Господь и Его Апостолы были смиренны». «Во всех отношениях, — учит св. отец, — нужно вести себя кротко и смиренно, как прилично рабам Божиим». «Мерзостными и ненавистными называет Бог тех, кои мечтают о себе, кои в надмении и гордости ведут себя высокомерно».
По учению св. Киприана, пастырь Церкви также должен быть целомудренным и молитвенным, «чтобы… сердце не расслабляли мирские удовольствия и чтобы отягченный пиршествами ум не ослабел… в молитве»; для этого нужно иметь воздержание в пище и питии. Принявший священный сан, по словам св. Киприана, «должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями». И, наконец, св. Киприан советует пастырям Церкви стяжать еще две добродетели, которые нужны в их служении, как воздух для тела, — это любовь и милосердие. «Помышляя о кротости и милосердии Христа, — пишет св. отец, — мы не должны быть очень жестоки и бесчеловечны по отношению к тем братьям, которые требуют помощи, но должны скорбеть с скорбящими, плакать с плачущими и восстановлять их, сколько можем, пособиями и утешением нашей любви и не быть ни столько суровыми и неумолимыми, чтоб отвергнуть их покаяние, ни столько податливыми и слабыми, чтобы безрассудно облегчить им общение». И далее св. Киприан приводит пример: «Вот лежит, — пишет он, — уязвленный брат, израненный врагом на брани; с одной стороны, диавол старается убить уязвленного им, с другой, — Христос увещевает, чтобы не всецело погиб тот, кого Он откупил. С кем из двух сойдемся, на чьей стороне станем? Ужели будем содействовать диаволу убить и, подобно евангельскому священнику и левиту, пройдем мимо полуживого, лежащего брата? Или, как священники Бога и Христа, подражая тому, чему Христос учил и что делал, исхитим уязвленного из пастей вражеских, чтобы, исцелив, сохранить его для Судии Бога».
Однако любовь, по словам св. отца, в пастырском воспитании должна быть разумной, т. е. не покрывать пороки своих духовных чад любовью, но где нужно применять строгость. «Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот, — по учению св. Киприана, — только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. «Их же аще люблю, — говорит Господь, — обличаю и наказую» (Откр. 3, 19).
Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми услугами, но промышлять о спасительных лекарствах. Неискусен тот врач, который слегка только ощупывает напухающие извилины ран: сохраняя заключенный внутри, в глубоких впадинах яд, он только увеличивает его силу. Надобно открыть рану, рассечь и, очистив от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной вопиет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль; он будет благодарить потом, когда почувствует себя здоровым». И далее говорит св. отец о том, что пастыри Церкви должны заботиться и о материальных нуждах пасомых, т. е. помогать бедным вдовицам, немощным и всем, кто имеет нужду.
Таким образом, рассмотрев учение св. Киприана о пастырстве, можно сказать, что св. отец затрагивает многие вопросы: о богоучрежденности этого института, о подготовке к принятию сана, об основных обязанностях, о качествах пастыря и уделяет особое внимание духовному окормлению пасомых.
Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, представляет собой как бы завершение христианской письменности первых трех веков по данному вопросу.
Следующая глава >>
Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского
Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского Святой Киприан, епископ карфагенский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви III-го века. Ему пришлось жить и действовать в такую годину, когда Церковь Христова обуревалась
Память святителя Киприана, митрополита Киевского
Память святителя Киприана, митрополита Киевского Святой Киприан, митрополит Киевский и всея России чудотворец, был родом из Сербии, из города Тернова, и отличался святою жизнью1], великим любомудрием и начитанностью в священных книгах2]. Он всех назидал своим
I. Жизнь и личность архимандрита Киприана
I. Жизнь и личность архимандрита Киприана Архимандрит Киприан (Керн) — выдающийся пастырь, богослов, патролог, литургист и церковный историк — был одной из заметных фигур «русского Парижа» 30–50–х годов, наряду с другими профессорами Свято–Сергиевского богословского
Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского Святой Киприан, епископ карфагенский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви III-го века. Ему пришлось жить и действовать в такую годину, когда Церковь Христова обуревалась
Память святителя Киприана, митрополита Киевского Святой Киприан, митрополит Киевский и всея России чудотворец, был родом из Сербии, из города Тернова, и отличался святою жизнью1], великим любомудрием и начитанностью в священных книгах2]. Он всех назидал своим
ЖИТИЕ И МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ КИПРИАНА И ЮСТИНЫ
ЖИТИЕ И МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ КИПРИАНА И ЮСТИНЫ 1. Все, что связано с Антиохией, пробуждает во мне чувство удивления. Ведь этот город первым во вселенной с радостью взлелеял семя, которое заронили святые ученики Христа; затем, согласно святому Луке, именно в Антиохии
Учение Киприана о Церкви
3. Учение Киприана о Церкви Киприану, епископу Карфагена с 248 по 258 годы, было суждено впервые подвести итог и разработать четкое учение о епископальной Церкви. В его экклезиологии заметны все особенности человека, наученного римскому праву, юридические, логические и
§47. Епископат у Киприана
§47. Епископат у Киприана Древнекатолический епископат достиг своей зрелости в середине III века в учении и примере Киприана, епископа и мученика церкви Северной Африки. Киприан представляет притязания епископата на тесную связь с идеей особого священства и
I. Жизнь Киприана
I. Жизнь Киприана Фасций Цецилий Киприан, епископ и мученик, олицетворение католической церкви в середине III века, происходил из знатной и богатой языческой семьи, родился в Карфагене около 200 г. или ранее. Его диакон и биограф Понтии считает ранние годы его жизни
Сведения о жизни св. Киприана
Сведения о жизни св. Киприана Тасций Цецилий Киприан — наиболее привлекательная личность в западной Церкви III в. Главным источником для сведений о жизни его после обращения в христианство служит написанная вскоре после смерти близким к Киприану диаконом Понтием Vita Caecilii
Литературная деятельность св. Киприана
Литературная деятельность св. Киприана Вся литературная деятельность св. Киприана стоит в тесной связи с его епископским служением. Он был муж практики, а не теории и умозрения, и его трость всецело служит практическим целям и интересам. Почти все его трактаты и даже
Богословское учение св. Киприана
Богословское учение св. Киприана Св. Киприан не обладал спекулятивным умом и не был богословом в тесном смысле слова: он был человеком практической деятельности, администратором; в тонкости и трудности догматического учения он входил только в той мере, в какой это
Правила святого поместного Собора Карфагенского.
Правила святого поместного Собора Карфагенского. Правило 1 (1). Определения Никейского собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ рек: Сии определения тако имеются у нас в списках, которые тогда отцы наши принесли с собою от Никейского собора, и последующие, и
Страдание святого преподобномученика Киприана Нового
Страдание святого преподобномученика Киприана Нового Местечко Клицос, в Эпире, было родиною святого преподобномученика Киприана. История не оставила нам никаких данных, кто были родители сего преподобномученика, но судя по его воспитанию и другим качествам, он
День памяти: 31 августа (13 сентября)
Известно, что он был воспитан в языческой среде и сделал карьеру юриста. Обстоятельства его обращения неизвестны. Был поставлен во епископа спустя два года после крещения и фактически сразу оказался в условиях развернутого императором Децием гонения на христиан и был втянут в тяжелые споры о раскаянии вероотступников.
Под страхом пыток многие, в том числе и несколько епископов, отвергнули Христа, а после окончания гонений решили вернуться в Церковь. Киприан настаивал на том, что только епископ или поставленный им пресвитер может давать отпущение грехов (а не исповедники – те люди, которые не отринули своей веры, но по каким-то причинам избежали смерти), а вопрос о приеме падшего епископа решается лишь собором его бывших собратий. Любые же таинства, совершенные падшим епископом до его принятия собором являются недействительными.
Дело дошло до споров серьезного конфликта с папой Стефаном, не разросшегося только из-за ареста и казни последнего. Спустя несколько лет был арестован, отправлен в ссылку, а затем и казнен и сам Киприан.