Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская), занимает особое место в Русской Православной Церкви. На иконе изображена Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная Премудрость — Сын Божий. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о Котором в Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (9, 1). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» (1 Кор. 1, 30), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий. Изображение иконы свидетельствует об исполнении пророчества. На иконе Софии Киевской изображен храм и стоящая в нем Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Ее распростерты, а стопы утверждены на серповидной луне. Божия Матерь держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке Младенца держава. На карнизе сени начертаны слова из Книги Притчей: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь». Над сенью изображен Бог Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». По обе стороны изображены семь Архангелов с распростертыми крыльями, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны — Михаил с пламенным мечом, Уриил — с молнией, опущенной вниз, Рафаил — с алавастром мира; с левой стороны — Гавриил с цветком лилии, Селафиил — с четками, Иегудиил — с царской короной и Варахиил — с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями (изображающий Церковь Божию на земле) со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости — праотцами и пророками. На каждой из семи ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава.
У Зимненской иконы Пресвятой Богородицы богатая и необычная история. Согласно преданию, именно этой иконой патриарх Цареградский (Константинопольский) Николай благословил святого равноапостольного князя Владимира на супружество с византийской царевной Анной. Из летописи известно, что в 987 году, во время завоевания Корсуни, великий князь ослеп. В 988 году царевна Анна, будущая супруга князя Владимира, привезла по благословению Николая на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Предание повествует также, что князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное и необычное свечение от иконы и прозрел.
Согласно преданию, после присоединения к Киевской Руси Волыни и Холмщины, князь Владимир основал на этих землях город, который назвал своим именем, а близ него, на горе, где раньше располагалось древнее языческое капище, заложил в 1001 году монастырь в честь Успения Богоматери. У основания горы велел построить малый храм в честь Святой Троицы. Возле храма приказал расположить свою зимнюю резиденцию, откуда и произошло название села – Зимнее (Зимно). Успенский монастырь установился как пещерный: внутри горы была обустроена церковь и несколько келий. По истечении лет место прозвали Святой горой. В 1006 году святую икону Божией Матери равноапостольный князь Владимир передал в основанный им в монастырь, после чего она стала называться Зимненской.
В 1757 году икона была покрыта серебряной вызолоченной ризой. Дореволюционный православный писатель Евгений Николаевич Поселянин в своей известной книге «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон» (СПб., 1914; переизд. М., 2002) рассказал: «На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой».
Во время первой мировой войны зимненская игуменья Мария вместе с келейницей и благочинной вывезла икону в Житомир. В 1966 году монахиня Иулиания, одна из трех оставшихся в живых спасительниц, передала чудотворный образ в Корецкий монастырь. В 1995 году по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира трудами игуменьи Стефаны и благочинной монахини Николаи икона крестным ходом вернулась в родную обитель – восстанавливаемый Зимненский монастырь. Накануне прибытия иконы в Зимнее, паломники видели в монастыре в полночь огненный столб над церковью Святой Троицы и слышали из храма пение «Херувимской». Решив, что в церкви совершается служба, они пошли туда, но оказалось, что храм закрыт. Во время крестного хода с иконой исцелилась от слепоты жительница села Зимнее.
Этот образ прославлен как чудотворный – от него известно множество случаев исцеления. Исцеления и чудеса от иконы продолжаются до сегодняшнего дня. Зимненская икона Божией матери известна своей способностью возвращать мир в семью, исцелять от бесплодия, болезней глаз и прочих недугов. Случаи об исцелении чудотворной иконой передаются из уст в уста. Так, зимненские послушницы рассказывают, как на тысячелетний юбилей монастыря в 2001 году приехала женщина, мать которой давно была прикована к постели. Дочь долго молилась возле иконы, прося об исцелении, – и больная встала на ноги. Одна из паломниц рассказывала, что у нее была опухоль груди и она стала читать акафист, смазывать елеем больные места, а когда через четыре месяца сделала рентген – врачи не нашли никакой опухоли. Другая женщина приехала с раком горла, стала молиться у иконы и почувствовала, будто кто рукой из ее горла что-то вытаскивает. Вернувшись домой, пошла к врачу, а опухоли не нашли. И таких чудес множество.
Почитается икона 24 сентября по новому стилю. В этот день в монастырь съезжаются паломники и идут крестным ходом.