Московский Патриархат
Священный Синод Русской Православной Церкви
Комитет по взаимодействию с казачеством
дополнительной дисциплины
воскресной школы для детей
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТОКИ КАЗАЧЕСТВА»
для детей 11–13 лет
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Обоснование актуальности дисциплины
С 1991 года в России идет активный процесс возрождения казачества. В настоящее время казачьи общества организованы в большинстве регионов России.
Казачество в истории России всегда играло особую роль – оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни – крест и Евангелие. Казаки строили и крепости, и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия Пудавов В. В. так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством Христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были – «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма – с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными».
В основе образа жизни казака традиционно лежали в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Эти чувства составляли духовный стержень казачества. Потому и говорили казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра». Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни.
Современные казаки – наследники и продолжатели славных казачьих традиций. А это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова.
«Быть православным – значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком – значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, – только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям – политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество. Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество.
14 октября 2009 года в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял казачество под свое духовное водительство.
Воскресные школы, организованные при приходах Русской Православной Церкви, способны помочь казакам сохранять и передавать духовные ценности и традиции казачества подрастающему поколению казачат. Для этого в воскресных школах полезно организовать изучение дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества», используя активные формы проведения занятий, такие как занятие-паломничество, занятие-путешествие во времени, занятие-исследование, занятие – исторический портрет, занятие – час подлинника, занятие – работа с первоисточником (архивами), занятие перед иконой, занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций, занятие-игра и т.д.
Примерное содержание дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества» (далее – дисциплина) соответствует основным принципам Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации для детей 11–13 лет.
1.2. Цели и задачи дисциплины
Изучение дисциплины направлено на достижение следующей цели:содействие приобщению воспитанников воскресных школ к исконным традициям и укладу жизни православного российского казачества.
Задачи:
– формирование целостного представления о месте и роли православного российского казачества в историческом процессе развития России;
– освоение систематизированных знаний об истории, культуре, духовно-нравственных традициях и ценностях православного российского казачества;
– применение воспитанниками полученных знаний и представлений в личной жизни для христианского самосовершенствования.
1.3. Место дисциплины в учебно-воспитательном процессе
1.3.1. Дисциплина реализуется в качестве дополнительной дисциплины Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви для детей 11–13 лет.
1.3.2. Примерный срок наставления в вере по дисциплине – 28 занятий.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Воспитанник, освоивший дисциплину «Православные истоки казачества», должен:
– знать культурные и духовные традиции православного российского казачества;
– уметь излагать основные этапы истории казачества, факты жизни и деятельности казаков, сыгравших выдающуюся роль в истории казачества и России;
– иметь навык разумного обоснования особенностей исторического понимания православного казачества как особого пути служения Богу и Отечеству;
– применять полученные знания и представления о православном российском казачестве в личной жизни детей.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ
- Результаты воспитания на традициях Православия:
а) осознание себя носителем славных традиций православного российского казачества, православным христианином, устремленным к служению Богу и Отечеству;
б) осознание себя верным чадом Русской Православной Церкви;
в) формирование целостного взгляда на историю православного российского казачества;
г) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе, казачьей доблести;
д) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
е) формирование ответственности за судьбу Отечества;
ж) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным отечественным ценностям.
- Результаты обучения религии и религиозного воспитания:
– знание традиций православного российского казачества;
– знание основных событий истории православного российского казачества;
– умение рассказать о казачьих героях и святых;
– умение рассказать хронологию и содержание основных этапов истории православного российского казачества и объяснить их смысл;
– умение раскрыть нравственное содержание православных казачьих заповедей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– понимания процессов, происходящих в духовно-нравственной жизни современного общества;
– выражения собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
– использования знаний православных казачьих традиций христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
- СЕТКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ
№
п/п |
Разделы и темы | Всего занятий | Занятия в классах | Практические занятия | Выездные занятия | ||
Модуль I: История казачества – 13 ч. |
|||||||
1 | Цели и задачи курса. Происхождение казачества. Духовные истоки | 2 | 2 | ||||
2 | Казачья вольница и служба казаков России | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Казачество в ХХ веке. Казаки-новомученики | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Казачество в эмиграции. | 1 | 1 | ||||
5 | Современное состояние российского казачества | 2 | 2 | ||||
Модуль II: Религия, культура и быт и казачества – 9 ч. |
|||||||
6 | Религиозные взгляды казаков | 1 | 1 | ||||
7 | Православные праздники, особо почитаемые у казаков | 2 | 2 | ||||
8 | Казачьи святые и святыни | 2 | 2 | ||||
9 | Культура и быт казачества | 4 | 1 | 1 | 2 | ||
Региональная специфика казачества – 5 ч. | |||||||
10 | История казачества в регионе. Особенности обычаев и традиций | 2 | 2 | ||||
11 | Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа | 1 | 1 | ||||
12 | История монастырей и храмов, построенных казаками, по инициативе казаков или с их участием | 2 | 1 | 1 | |||
13 | Подведение итогов.
Творческие работы |
1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 28 | 19 | 4 | 5 | |||
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Православные истоки казачества» – 28 занятий
Модуль I. История казачества
Тема 1. Цели и задачи курса. Основные понятия. Происхождение казачества. Духовные истоки.
– Основные версии и гипотезы происхождения казачества.
– Проблемы формирования и этнического состава российского казачества.
Тема 2. Казачья вольница и служба казаков России.
– Политика государства по отношению к казакам до XX вв. Место казачества в православном государстве.
– Духовные основы организации управления и службы казачества, казачьи вольницы и восстания.
– Участие казаков в присоединении новых территорий и защите границ православного государства. Казаки в войнах России XVI–XIX вв. Защита Православия. Герои-казаки.
Практическое занятие. Тема: «Казачество: путь от вольницы к служению вере, царю и Отечеству».
Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).
Выездное занятие.Тема: «На службе вере, царю и Отечеству: пять веков казачьей славы». Занятие проводится в формах: исследования, игры; посещения музея, библиотеки, картинной галереи; паломничества по святым местам и т.д.
Тема 3. Казачество в ХХ веке. Казаки-новомученики
– Казаки в Русско-японской и Первой мировой войнах.
– Участие казачества в революционных событиях и Гражданской войне. Духовный кризис казачества.
– Расказачивание.
– Казачество в годы Великой Отечественной войны. Герои-казаки. Казаки-новомученики.
– Практическое занятие. Тема: «Герои-казаки. Казаки-новомученики».
Занятие проводится в формах: занятие-исследование, занятие – исторический портрет, занятие – час подлинника, занятие – работа с первоисточником (архивами) и т.д.
Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).
Выездное занятие.Тема: «Равнение на героев!». Занятие проводится в формах: занятие-исследование, занятие-игра; посещение музея, библиотеки, архива, картинной галереи; встречи с казаками – ветеранами Великой Отечественной войны и т.д.
Задание выполняется в формах: презентации, эссе, сочинения, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы).
Тема 4. Казачество в эмиграции
– Волны эмиграции. Казачьи диаспоры за рубежом. Духовная жизнь казачества за рубежом.
– Особенности адаптации. Хранение верности Православию.
– Казачьи коллаборационистские формирования во Второй мировой войне.
Тема 5. Современное состояние российского казачества
– Возрождение казачества. Духовные истоки возрождения.
– Специфика взаимодействия государства и казачества. Место казачества в структуре современного российского общества.
– Типы казачьих формирований. Структура, организация, чины в войсковых казачьих обществах и общественных объединениях казачества.
– Православные традиции проведения Казачьего круга. Священник на Казачьем круге. Выборы атамана.
– Казачья присяга. Освящение знамени, освящение оружия.
– Христианские основы казачьего этикета.
Модуль II. Религия, культура и быт и казачества
Тема 6. Религиозные взгляды казаков.
– Религия и верования казаков. Православная вера – основа духовных традиций российского казачества.
– Идеи христианской нравственности в отношении казаков к военной службе, семье, труду, воспитанию детей, богатству, милосердию, благотворительности. Казачий духовник.
– Угрозы распространения новых религиозных движений.
Тема 7.Православные праздники, особо почитаемые у казаков.
– Привязка народных и православных праздников, особо почитаемых у казаков, к этапам сельскохозяйственного года.
– 1 сентября – День Российского казачества. Празднование Донской иконы Божией Матери. История праздника. История Московского Донского монастыря.
– Войсковые православные праздники.
Тема 8. Казачьи святые и святыни.
– История казачьих храмов и монастырей.
– Святые-казаки.
– Казачьи святыни.
– Святые – покровители казачьих войск.
Выездное занятие.Тема: «Мать казака – православная вера…», проводится в форме: занятие-паломничество, занятие перед иконой, занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций и т.д.
Задание выполняется в форме проекта, презентации, эссе, сочинения и т.д.
Тема 9. Культура и быт казачества
– Христианские основы традиций, обрядов, быта и культуры российского казачества.
– Православные казачьи семейные традиции.
– Распределение обязанностей в казачьей семье, воспитание детей, домашний иконостас, отношение к смерти, поминальные традиции казачества, православный казачий взгляд на войну.
– Традиционные занятия казаков.
– Военно-патриотические традиции казачества в контексте
Православия.
– Православные особенности основания казачьего поселения.
Станичный храм.
– Обычаи. Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа.
– Литература. Фольклор.
– Образы казачества в культуре и искусстве.
Практические занятия. Темы: «Казачья справа», «Рецепты казачьей кухни», «Традиционные занятия казаков». «Православные ценности в казачьих пословицах и поговорках». Занятия проводятся в формах: занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций, занятие-исследование, занятие – работа с первоисточником (архивами), изготовление предметов казачьего быта своими руками и т.д.
Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).
Выездное занятие.Тема: «Казачий курень», проводится в формах: посещения казачьего общества, музея истории и быта казачества, библиотеки, картинной галереи; просмотра фильмов, встречи с пожилыми казаками и т.д.
Модуль III. Региональная специфика казачества
Тема 10. История казачества в регионе.
Тема 11. Особенности обычаев и традиций. Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа.
Тема 12. История монастырей и храмов, построенных казаками, по инициативе казаков или с их участием.
Выездное занятие.Тема: «История казачества моей малой Родины»проводится в формах: исследовательского проекта, игры; посещения казачьих обществ, казачьих музеев, святых и памятных для казачества мест; в форме встречи с казаками-ветеранами и т.д.
- ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Оценка освоения дисциплины «Православные истоки казачества» может проходить в форме творческих проектов, написания рассказов или эссе о казачестве, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), выставки творческих работ, видеофильмов (мультфильмов) и др.
6.2. Примерные темы творческих заданий:
1) Теории и версии происхождения казачества: аргументация, основное содержание.
2) Культура и традиции православного российского казачества.
3) Казаки в русской литературе и искусстве.
4) Политика государства по отношению к казакам до XX века.
5) Казаки в Смутное время.
6) Казачество в народных движениях XVII–XVIII столетий.
7) Казаки в войнах Российской империи в XVIII в.
8) Участие казаков в войнах России XIX в.
9) Формирование казачеств на территории России в XIX веке.
10) Казачья община. Традиции казачьего самоуправления.
11) Кавказская война и участие в ней казачества.
12) Казаки – герои войны 1812 года.
13) Материальная культура казачества России: поселения и жилища, традиционный костюм, традиционная система питания.
14) Образование у казаков.
15) Духовная культура казачества.
16) Казачество в начале XX в.: от Русско-японской войны к Первой
мировой войне.
17) Казаки в революциях XX века.
18) Казаки в Гражданской войне (1918–1920 гг.). Политика
расказачивания.
19) Казачья эмиграция: культурные традиции и политическая
позиция.
20) Казаки в годы Великой Отечественной войны: патриотизм
и коллаборационизм.
21) Развитие войсковых казачьих обществ и общественных
Объединений казачества в начале XXI века.
22) Религия и верования казаков.
23) Христианская нравственность в основе жизненного уклада, быта,
семейной культуры и отношения к военной службе у казаков.
24) Казачьи святые и святыни.
25) Выдающиеся исторические личности казачества.
26) Войсковые православные праздники.
27) Православные праздники, особо почитаемые у казаков.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
Для осуществления деятельности по дисциплине «Православные истоки казачества» воскресной школы по наставлению в вере привлекаются лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям.
Полезно привлекать представителей казачьих обществ и общественных объединений казачества.
Группы детей для занятий по курсу могут формироваться как из детей казаков, так и из детей, которые не знакомы с традициями православного российского казачества, но хотели бы изучать их.
При проведении занятий по курсу лицу, осуществляющему наставление в вере по данной дисциплине необходимо учитывать, что организационная идея состоит в проведении воспитанников через этапы: снятия психологического барьера, приобретения мотива к развитию, приобретению опыта «проживания».
При проведении занятий желательно использовать фото, видео и музыкальное сопровождение.
Предлагаемые в данном курсе формы работы, вытекающие из его цели и задач, следующие: беседы, объяснения (размышления) проблемного и обобщающего типа, практические занятия аналитического и проектировочного характера, консультации.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
– помещение для проведения занятий;
– компьютерное и мультимедийное оборудование;
– тематическая видеотека и мультимедийные презентации;
– наглядные пособия.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. http://www.kremlin.ru/events/councils/16682
- Социальная концепция Русской Православной Церкви. https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi
- Методические материалы и документы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. http://www.skvk.org
- Баканов В. П. Из истории оренбургского казачества. Магнитогорск, 1993.
- Белецкая Е. М.., Виноградов В. Б., Великая Н. Н. Календарная обрядность терских казаков // Этнографическое обозрение, № 2 1996.
- Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. В редакции Захарченко В. Г. Т. 1. Краснодар, 1992; Т. 2. Краснодар, 1995.
- Бондарь Н. И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
- Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества (Часть I. XIX – начало XX века) // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.
Приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 234 от 10.09.2018 включена в Реестр дополнительных дисциплин обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации под № 01.
Тезисы выступления войскового священника
Кубанского казачьего войска,
настоятеля Свято-Покровского храма
протоиерея Иоанна Гармаша
на расширенном совещании «Церковь и казачество:
пути сотрудничества на современном этапе»
Уважаемые Владыки, досточтимые отцы, господа атаманы!
На протяжении столетий казачество играло активную роль в деле обустройства Российского государства. Военный профессионализм, воля и стойкость, внутренняя социальная и политическая самоорганизация, высочайшая степень патриотизма и верность традициям, — вот, те специфические качества, которые испокон веков были присущи казачеству как неповторимому социально-культурному феномену Российского общества. Именно они и обусловили его особое место в истории нашего Отечества.
Святейший Патриарх взял покровительство над казачеством России. По его благословению создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, в состав которого входят священнослужители, возглавляющие казачьи войска, коим является и ваш покорный слуга. Кроме того, при Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества, сформированный в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Таким образом, и духовенство, и светская власть в полной мере осознают важность и значимость казаков в деле духовно-культурного возрождения нашего государства, поддержания в нем исконно русских традиций и обычаев.
Церковь и казачество для Кубани, как и, я убежден, для любого уголка земли русской, это единое и неделимое целое. Казак – это надежный защитник православной веры, который своим примером являет образец доблести и мужества на страже христианства.
Все мы переживаем смутное время. Несмотря на это мы должны взвешенно подходить к сложным ситуациям, взаимоотношениям, в особенности к принятию решений. К большому сожалению, сегодня возникает множество вопросов, связанных с непониманием и недоразумениями между представителями духовенства и казачества. При этом многие забывают простую истину — мы с вами находимся на одном поле боя и должны «прикрывать тылы» друг друга. У нас общий враг, как духовный – дьявол, так и внешний – политическая элита Западных государств, которая жаждет развала Великой России. Нам с Вами необходимо помнить, что мы, прежде всего, – защитники своего Отечества, задача которых объединиться вокруг православной идеи, проповедовать духовные и традиционные культурные ценности, при этом быть сильными и неуязвимыми.
Уважаемые владыки! Я не имею права критиковать кого-либо за неэффективную работу батюшек и атаманов. Вы не обижайтесь за мою назойливость. На каждом заседании комитета владыка Кирилл спрашивает с нас о взаимодействии войскового священника с ответственными священниками епархий, входящих в Кубанское казачье войско.
Духовник не должен сидеть, сложа руки, на атаманских советах, должен стать активным его участником. Духовник должен стать неотъемлемой частью казачьих обществ, начиная от Тамани до Отрадной, от Белой Глины до Сочи. Казаки должны знать и видеть своего духовника, получать от него наставления и поддержку.
Конечно, будет справедливым сказать, что такая ситуация сложилась не везде. Например, в Екатеринодарской Епархии ведется активная работа. Только за 11 месяцев уходящего года батюшки провели 448 таинств крещений, 59 венчаний, 1335 человек исповедовались и причастились. За это время 1421 казак принял присягу, 24770 прихожан посетили храмы, участниками поминовений и крестных ходов стали 26916 верующих.
Прошу Вас, господа атаманы, не стесняйтесь приглашать духовников на ваши казачьи сборы, на правление, поминовения и другие запланированные памятные мероприятия. Можно и нужно при непосредственном участии духовенства проводить казачьи празднества, приуроченные к какому-нибудь Церковному празднику: ярмарки, конкурсы казачьей песни и т.д. Поверьте мне, им есть что сказать и предложить. Мне не безразличны сегодняшние атаманы, которые несут правду, идею православного возрождения и патриотизма. Такие дела всем нам близки сердцу.
Несмотря на большой объем уже проделанной работы, предстоит ее провести ничуть не меньше. Предлагаю каждый квартал собирать священнослужителей епархий по взаимодействию с казачеством, а также отдельских священников, проводить ежеквартально семинары помощников благочинных и атаманов (или их заместителей) по взаимодействию с Церковью, организовывать выездные семинары по отделам и епархиям. Но, чтобы такие встречи не проводились впустую, результатом каждой из них могут стать методические рекомендации, совместные планы работы, разработанные по итогам. Считаю необходимым выработать структуру отчетности и взаимодействий благочиний и казачьих обществ, а также их соработничества, наладить обмен опытом, как среди духовенства, так и среди ответственных казаков по взаимодействию с Церковью.
Не будем с Вами забывать, что в настоящее время стремительно развивающиеся технологии являются ключевым источником информирования населения. Молодежь нынче невозможно представить без различных «гаджетов», сотовых телефонов, которые заменяют, если не сказать полностью подменяют нормальное человеческое общение. Считаю, что мы должны использовать имеющиеся возможности на благо нашему общему делу: выпускать видеофильмы, видеосюжеты о практической работе пастырей, окормляющих казачество, разработать епархиальные сайты по взаимодействию с казачеством, а также наладить конструктивную работу со средствами массовой информации, как электронными, печатными, так и сетевыми.
Также ни в коем случае нельзя забывать нам с Вами о подрастающем поколении. К большому сожалению, образование с уклоном на казачество в общеобразовательных учреждениях все меньше наполнено смыслом. А ведь духовное воспитание – есть неотъемлемая компонента государственной политики в сфере образования.
Необходимо усилить работу в казачьих классах, духовникам принимать активное участие в патриотическом воспитании казачат, задействовать молодежь в военно-полевых сборах, турпоходах, спортивных мероприятиях, а также в паломнических поездках.
В завершении своего выступления, хочу призвать всех Вас, братия и сестры, к плодотворному сотрудничеству во благо нашего православного казачества!
Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной церкви.
Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды. Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. Известен факт, что в 1790 году во время штурма Измаила первыми на стену поднялись войсковой священник и казак. В станицах и хуторах церковь Божия была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура, практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа. Главным украшением казачьих столиц — Новочеркасска, Оренбурга, Омска и других — несомненно, были величественные войсковые соборы. Кроме того, существовали и казачьи монастыри, например знаменитый Екатерино-Лебяжий на Кубани. Сами казаки были глубоко верующими людьми. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность бытия и понимали, что только с Богом — вечность, и просили у него защиты и победы над супостатом. Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к лику святых, вышли из рядов казачества. Это и герой русских былин «старый казак» Илья Муромец, под конец жизни ставший смиренным иноком Киево-Печерской лавры, и знаменитый святитель митрополит Дмитрий Ростовский (в миру — казак Даниил Туптало), составивший знаменитые Четьи-Минеи, и святитель Иосиф Белгородский. Особым почитанием пользовалась у казаков Матерь Божья. Ее святые иконы — Донская, Казанская, Табынская — считались покровительницами казачьих войск. День Покрова Пресвятой Богородицы был общеказачьим праздником, днем всех казачьих войск. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству. Из святых казаки более всего почитали Архистратига Божия Архангела Михаила — предводителя небесного воинства, Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Алексия — Божьего Человека и святого благоверного князя Александра Невского. Кроме них, в каждом казачьем войске были «свои», местночтимые святые. Вместе с тем казаки были достаточно веротерпимы и с уважением относились к представителям других религий. В рядах казаков были и казаки-мусульмане (татары и башкиры), и казаки-буддисты (калмыки и буряты). Но свыше 97 процентов казачества всегда было православным.
Обращаясь к возрождающемуся казачеству Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Уважаемые казаки и казачки, дорогие братья и сестры! Русская православная церковь, как и вся Россия, с надеждой смотрит ныне на возрождение казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа «православного рыцарства». Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать православную веру и родную землю до самопожертвования — эти чувства были характерными для казаков. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине. Сегодня перед российским казачеством вновь открывается возможность служить вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества государству Российскому. Мы надеемся на ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака-воина, землепашца и первопроходца. Выражаю надежду, что жизнь, служба и труды российских казаков на пользу Отечества и в лоне Церкви будут способствовать сохранению мира и согласия между народами всего Отечества. Храните нашу Русь — Дом Пресвятой Богородицы! Да благословит всех вас Господь на верное служение государству Российскому и народу нашему!»
29 января 2020 года в Первом казачьем университете (МГУТУ им. К.Г. Разумовского) в Москве прошел завершающий день работы казачьего направления Рождественских чтений. Возглавили работу конференции председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и ректор вуза Валентина Иванова.
В мероприятии также приняли участие епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, атаман Всевеликого войска Донского Виталий Бобыльченко, атаман Волжского казачьего войска Юрий Иванов, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, войсковые священники, руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, представители казачества, научного сообщества, казачья молодежь и студенты университета. В общей сложности более 500 человек из 96 епархий России, Беларуси, Казахстана и Приднестровья приняли участие в работе форума.
Традиционно мероприятия, проходящие в Первом казачьем университете, посвящены образованию. Центральным событием дня стало координационно-методическое совещание «Развитие системы непрерывного казачьего образования в России и за рубежом: духовно-нравственный аспект». Участники обсудили актуальные вопросы воспитания и просвещения молодых казаков, поддержки исследовательских проектов и развития традиционной культуры казачества. О важности работы духовников в казачьих учебных заведениях говорил митрополит Кирилл. «В МГУТУ и каждом филиале назначен духовник. Присутствие священника положительно влияет на духовное и нравственное воспитание студентов. Этой практики нужно придерживаться в каждом казачьем кадетском училище, школе или классе», — отметил архипастырь.
Ректор МГУТУ Валентина Иванова в своем докладе рассказала участникам конференции о совместной деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Первого казачьего университета: «Эта работа связана с формированием вертикали системы непрерывного казачьего образования. И мы понимаем, что это краеугольный камень всей нашей работы, который нам желательно укреплять, желательно удерживать и продумывать дополнительные формы продвижения вперед, привлечения молодежи к нашей работе, обучения молодых казаков и формирования стержня «казак — без веры не казак»».
С докладами выступили епископ Гедеон, атаманы Виталий Бобыльченко и Юрий Иванов и священник Тимофей Чайкин.
По окончании координационно-методического совещания состоялась работа секций. Были организованы расширенное заседание Ассоциации исследователей казачества «Молодежные исследовательские проекты», мастер-класс «Современные информационные технологии на службе казачества», диалог-клуб «Экономика казачьих хозяйств».
Также в этот день прошло совещание руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, которое возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru