Содержание
- 1) Найдите на карте (с. 73) место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.
- Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?
- Проверь себя
- В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?
- Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому.
- Задания для домашней работы
- Рассказ о Куликовской битве для 4 класса
- Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы. Можно изготовить макет битвы.
- Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина Михаила Авилова
- Битва поединщиков
- Мурза Челубей
- Александр Пересвет
- По благославению Сергия Радонежского
- Поединок богатырей
- Воины Пересвет и Ослябя
1) Найдите на карте (с. 73) место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.
Битва произошла на Куликовом поле, на берегу Дона и его притока Непрядвы. Русские войска направлялись к месту битвы прямиком от Москвы.
Войска хана Мамая двигались из-за Волги, с юга.
Обсудим!
1. Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?
Поддержка святого Сергия Радонежского была очень важна для Дмитрия Донского, поскольку говорила о поддержке Бога.
Эта поддержка поднимала дух войска и вообще русского народа, который верил, что на его стороне высшие силы.
Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?
Перед началом Куликовской битвы произошел поединок монаха Пересвета и монгольского богатыря Челубея.
Оба воина погибли.
Из литературы я помню поединок Ильи Муромца и нахвальщика.
Смысл богатырских поединков в том, чтобы показать противнику силу своих воинов и показать свою решимость победить.
Проверь себя
Расскажи, как проходила Куликовская битва.
Куликовская битва началась рано утром 8 сентября 1380 года.
Русские полки выстроились на берегах рек Дон и Непрядва, напротив выстроились монгольские рати.
Битва началась с поединка Пересвета и Челубея.
Могучие воины сшиблись и пронзили друг друга копьями.
Потом татары пошли вперед и прорвали передовые полки русских.
Но в решительный момент битвы на татар с тылу ударил засадный полк и посеял среди них панику.
Татары бросились убегать и были полностью разбиты.
В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?
Эта победа показала, что Золотая Орда не является непобедимой силой, она подняла дух народа, позволила ему задуматься о полном освобождении от ига.
Она сплотила многие русские княжества и просто народ вокруг Москвы, поспособствовав объединению Руси.
Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому.
Дмитрий Донской — один из величайших полководцев своего времени.
Он сумел объединить русское войско и выбрал очень удачное место для битвы.
Полководец правильно расположил свои войска и сумел нанести внезапный удар из засады.
Победа Дмитрия Донского позволила Руси освободиться от владычества Орды.
Задания для домашней работы
По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.
План рассказа о Куликовской битве для 4 класса
1. Подготовка рати
2. Визит Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому
3. Выбор места битвы
4. Поединок богатырей
5. Атака татар
6. Удар засадного полка
7. Бегство татар
8. Смятение Мамая.
Рассказ о Куликовской битве для 4 класса
Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.
Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.
Откликнулись многие.
А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.
Сергий Радонежский не только дал свое благословение, но и отправил в поход вместе с князем своих монахом, богатырей Пересвета и Ослябю.
Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.
Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.
Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей.
Их поединок стал началом битвы.
Пересвет пронзил Челубея копьем, но и сам был пронзен копьем врага.
После этого началась сама битва.
Татары атаковали передовые полки русской рати.
Все смешалось.
Князь Дмитрий Донской бился как простой воин.
Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.
Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.
Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.
Они решили, что против них встали мертвые и бежали.
Мамая в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.
Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы. Можно изготовить макет битвы.
Для рисунка лучше всего выбрать поединок Пересвета и Челубея.
Макет Куликовской битвы, можно сделать из подручных средств
На следующем уроке
Вспомни, как Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Как выглядела Москва при Иване Калите?
Русь попала в зависимость от Золотой Орды в середине 13 века.
Тогда Русь была разделена на отдельные мелкие княжества и не могла противостоять натиску кочевников — монголов.
При Иване Калите Москва была окружена дубовыми крепостными стенами, была застроена деревянными зданиями, только церкви в городе были каменными.
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина Михаила Авилова
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.
На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Конечно, его развернули, указав на то, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего таланта.
Осенью 1942 года из эвакуации художник приехал в Москву, родной Ленинград был ещё скован кольцом блокады. В столице ему выделили просторную мастерскую, и в декабре он приступил к напряженной работе над ставшей впоследствии широко известной картиной. Над созданием полотна он трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Чтобы сделать изображение исторически достоверным, Авилов истратил немало бумаги на эскизы и зарисовки оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. Знаменитое монументальное полотно он писал шесть месяцев.
Битва поединщиков
По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.
Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.
Мурза Челубей
От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.
Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырем. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по.
В результате он достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).
В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.
Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.
Александр Пересвет
Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.
Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.
По благославению Сергия Радонежского
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.
Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
Поединок богатырей
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.
Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла. Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Воины Пересвет и Ослябя
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.
Публикация по теме: Три царевны подземного царства были написаны по заказу мецената Саввы Мамонтова
Елена Сурикова
Фото: открытые источники
КУЛИКО́ВСКАЯ БИ́ТВА 1380, сражение объединённых войск княжеств Сев.-Вост. Руси под предводительством вел. кн. владимирского и кн. московского Дмитрия Ивановича против войск т. н. Мамаевой Орды (правобережье р. Волга, Сев. Кавказ и Крым). Состоялась 8.9.1380. Осн. причины, приведшие к походу на рус. княжества войск Мамая: многолетняя задержка выплаты ордынского выхода, стремление восстановить его объём в том же размере, в каком он собирался при хане Джанибеке; желание взять реванш за победу моск. войск и их союзников в битве на р. Вожа над эмиром Бегичем (11.8.1378). Для этого Мамай организовал крупномасштабный поход, прежде всего против правителей Владимирского великого княжества и Моск. кн-ва. В нём должны были принять участие зависимое от Орды население её улусов и войска союзников, находившихся с ней в вассальных и даннических отношениях. В связи с этим в 1-й пол. 1380 Мамай заключил союзы с литов. кн. Ягайло, а летом – с вел. кн. рязанским Олегом Ивановичем, опасавшимися усиления авторитета и власти вел. кн. владимирского Дмитрия Ивановича.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.
Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.
Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.
В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.
Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).
Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.