17 января 2017 года в Национальном музее ЧР прошел музейный урок «Жизнь и творчество художника Василия Ивановича Сурикова», приуроченный к 169-летию художника. Это совместное музейное занятие Национального музея ЧР с Виртуальным филиалом Русского музея (Информационно-образовательный Центр). На лекции присутствовали учащиеся шестых классов СОШ села Кень-Юрт Грозненского района. Первая часть урока, который сопровождался презентацией и просмотром развивающего мультфильма из серии «Всемирная картинная галерея», прошла в актовом зале музея. Старший научный сотрудник отдела ИЗО Лайла Дасаева рассказала о жизни и творчестве знаменитого русского художника.
Василий Иванович Суриков (12 января 1848 — 6 марта 1916) родился в Красноярске. Суриков принадлежал к роду казаков, весьма гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак… моё казачество более чем 200-летнее». В 1856 −1861 гг. В. И. Суриков учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева. Он служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание Красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в Петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже в августе 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в Петербургскую Академию Художеств.
Академию Суриков заканчивает в звании художника первой степени. Через полгода он «в виде исключения» получил возможность поехать заграницу на обучение у европейских мастеров, но взамен этого попросил разрешить ему выполнить заказ по росписи московского Храма Христа Спасителя. В 1881 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, затем, в 1907 г. становится членом Союза Русских художников.
Широкую известность получили полотна Сурикова, в полную силу выразившие талант художника: «Боярыни Морозовой», «Утро Стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин». Василий Суриков был выдающимся художником, по полотнам его, можно изучать русскую историю. Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Именем художника названы улицы во многих городах России.
Вторая часть урока прошла в зале виртуального филиала Русского музея, где сотрудники Информационного Образовательного Центра предоставили ученикам возможность ознакомиться с материалами о художнике, хранящимися в Русском музее.
Живопись русских художников
Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер картины 285 × 599 см. Едва завершив «Взятие снежного городка», Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе со знаменитым атаманом. С детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках, которые смогли победить несметную армию хана Кучума.
В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях, и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». Василий Иванович колесил по всему краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов, жизнь и быт которых почти не изменились с XVI века. Побывал он и на Дону – родине своих далеких предков, чтобы зарисовать характерные черты донских казаков еще без примеси разноплеменной сибирской крови. Каждый сантиметр огромной картины впитал в себя историческую достоверность, каждая ее деталь, будь то элемент одежды воинов хана Кучума, наконечники и оперение их стрел, пищали и казацкие сабли ермаковцев, лодки и весла обеих армий – все добывалось в долгих поисках по всей необъятной стране.
Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш. Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами. Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными. Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия.
Создавая эту большую горизонтальную картину, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие писались им дома, где из-за тесноты художник порой с трудом мог разглядеть их полностью. Для этого приходилось отходить к дальней стене прихожей и смотреть сквозь открытые двустворчатые двери. Теперь же закончить картину «Покорение Сибири Ермаком» в доме оказалось совершенно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции.
Хмурым холодным утром начала февраля 1895 года Василий Иванович следил, как свернутую картину заколачивают в ящик, чтобы отправить в Петербург на Двадцать третью выставку передвижников. Странное гнетущее беспокойство не покидало мастера, и он не мог понять его причины… В те же дни, 6 февраля, в далеком Красноярске заколачивали гроб с телом его матери Прасковьи Федоровны, о чем художник узнал только спустя три недели.
За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей. В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца. Совет Академии 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.
Суриков Василий Иванович (1848— 1916), живописец.
Родился 24 января 1848 г. в Красноярске в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии Гребнева.
С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, стал членом Союза русских художников. Неоднократно совершал путешествия за границу — посетил Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию, Испанию (1883—1884, 1897, 1900, 1910 гг.).
Тема большинства работ Сурикова — прошлое России. На его полотнах реальные исторические лица соседствуют с людьми самых разных сословий. В основе композиции картин художника находится, как правило, конфликт между изображаемыми персонажами.
Первое значительное произведение Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) — сразу принесло автору известность. Картина «Меншиков в Берёзове» (1883 г.) показывает душевную борьбу и одиночество знаменитого соратника Петра I в глухой сибирской ссылке.
Героизм и фанатичность защитников старообрядчества при столкновении с никонианством стали основой замысла монументального полотна «Боярыня Морозова» (1887 г.).
В 90-х гг. наступил новый этап в творчестве Сурикова. Его работы того времени отличаются яркостью красок, многоплановостью изображения. «Взятие снежного городка» (1891 г.) — эпизод народной игры на Масленой неделе. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) художник восхищается мужеством и выносливостью русских воинов.
Последнее крупное произведение Сурикова — «Степан Разин» (1907 г.). В полотне нашли отражение народные представления о вожде Крестьянской войны XVII в. Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей.
Умер 19 марта 1916 г. в Москве.
Близкие темы Комментарии
- Ангелина 29 Январь 2020 в 12:15
Мне тоже очень нравится. И я за это получила 5
- дарья 28 Январь 2020 в 16:19
очень хорошая биография большое спасибо
- Александра 23 Декабрь 2019 в 09:17
Мне очень понравилось.Спасибо большое
- лариса поваренкина 14 Май 2019 в 07:30
родился Суриков Василий Иванович-русский живописец, передвижник, в городе Красноярске
- Руденко Антон 29 Апрель 2019 в 21:17
спасибо то что нужно всё понятно и кратко
- admin 19 Март 2019 в 22:55
Фарида, мне кажется, Вы что-то путаете. Родился в Красноярске, умер в Москве – об этом пишут все источники. Он слишком известен, чтобы допускать возможность путаницы или ошибки.
- Фарида 19 Март 2019 в 01:10
К сожалению, умер он не в Москве, а в родном селе, которое перешло на территорию Финляндии вследствие Октябрьской Революции)
- киря 19 Октябрь 2015 в 16:48
что так много и это называется краткой
В постоянной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге находится картина известного русского исторического живописца В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895).
К исторической картине «Покорение Сибири Ермаком» художником было написано 16 этюдов хакасов, расположенных с правой стороны полотна, где находится войско хана Кучума. Многие лица хакасов художник сохраняет в картине, почти не меняя их мимических особенностей.
В каждом написанном с натуры этюде Суриков находит нужные ему для картины эмоции: выражение мучительного непонимания, робость и страх, наивную, почти детскую доверчивость одних персонажей и простодушие, озлобленность других. Конечно, в картине чувства сгущаются, обостряются и обнажаются еще резче, но индивидуальность наших земляков, запечатленная в этюдах, в картине обязательно сохраняется, бережно доносится до зрителя, придавая полотну удивительную жизненность, достоверность и реалистичность.
Тема присоединения Сибири к России интересовала многих русских художников – К. Брюллова («Ермак Тимофеевич, завоеватель Сибири, в его настоящем русском вооружении, следуя рисункам сибирской летописи по списку Ремезова»), М. Пескова («Ермак Тимофеевич, сговаривающий атаманов волжских шаек в поход в Сибирь»), А. Шарлеманя («Ермак – покоритель Сибири») и др.
Сюжет названной картины В. И. Суриков выбрал не случайно, ведь его семья принадлежала к старинному роду донских казаков, вместе с Ермаком пришедших в ХVI веке в Сибирь. Существовало семейное предание, что прадеду художника, казачьему есаулу Петру Петровичу Сурикову, в одной из боевых стычек качинские воины (качинцы – этническая группа хакасов) выбили глаз стрелой из лука, за что он получил прозвище «Кривой Петр».
Для Сурикова одним их самых важных моментов в процессе создания картины «Покорение Сибири Ермаком» была работа с натурой. С этой целью художник приезжал в Сибирь, где совершил поездки в Енисейскую и Тобольскую губернии. Преодолевая бесчисленные трудности, с альбомом, карандашом и красками в руках, он настойчиво отыскивал нужные ему типы людей, вооружение и костюмы, стараясь «уловить правду легендарного похода». Стремление найти необходимые реальные прототипы для сибирских воинов хана Кучума, запечатлеть каждую деталь национального костюма и вооружения привели Сурикова в Хакасию.
Летом 1892 года художник собирает материал и пишет этюды к войску хана Кучума – в Хакасии и в Тобольске. Сначала в мае Суриков вместе с дочерьми Леной и Ольгой поехал в Тобольск, где им были написаны этюды «Остяк в лодке», «Головы татар» (старика и молодого) и др. Затем на короткое время он приехал в Красноярск, оставил здесь дочерей и направился вверх по Енисею в Узун-Чул Минусинского уезда.
Здесь он поселился на прииске Узун-Чул, который унаследовал после смерти купца Петра Ивановича Кузнецова его сын Иннокентий Петрович. Резиденция Кузнецова в Узун-Чуле представляла просторный двухэтажный дом, который находился в глубине ложбины, за ним начинались лесистые холмы. Две крытые боковые террасы делали дом похожим на белую куропатку, раскинувшую крылья для полета.
Сохранилось письмо Сурикова к матери от 3 июля 1892 года: «Здравствуйте, милые мамочка и Саша! Я теперь живу у Иннокентия Петровича Кузнецова, на его даче за Узун-Джулом, пишу этюды татар. Написал очень порядочное количество. Воздух здесь хороший. Остановился в Минусинске на один день, т. к. музей отделывался, и многие вещи трудно было видеть. Думаю порисовать там, на возвратном пути. Пиши по адресу: Минусинск, Немир, около Узун-Джула, резиденция И.П. Кузнецова, для передачи мне. Останусь здесь недели две еще. Нашел тип для Ермака. Мамочка, целую вас, будьте здоровы. Целую тебя, Сашу. Твой В. Суриков». (Саша брат В.И. Сурикова, – прим. автора).
Суриков в Узун-Чуле прожил две недели, путешествуя верхом на лошади по его окрестностям с альбомом и этюдником. Эта поездка оказалась для него особенно удачной. Почти ежедневно Василий Иванович в этой поездке приносил домой все новые этюды. Он выискивал характерные типы хакасов: подсаживаясь к ним и сидя на земле, художник делал карандашные наброски, акварели и небольшие этюды маслом, быстро и верно схватывая выражение и черты лица каждого.
Здесь художник написал несколько этюдов и акварелей: «В горах по реке Немиру», «Шаман», «Голова хакаса», «Типы минусинских татар», «Стрелок, стреляющий из лука», «Всадник в степи», «Всадник на белой лошади» (Всадник), «Качинские татары», «Руки хакасов», «Татарский всадник в вооружении ХVI века» (Всадник в старинном вооружении).
На обратном пути из Узун-Чула в Красноярск Суриков посетил знаменитый Мартьяновский краеведческий музей в Минусинске. В фондах музея он тщательно изучает этнографический отдел – с сохранившейся традиционной одеждой и головными уборами хакасов, ритуальными шаманскими принадлежностями и предметами быта. Ему хочется мысленно проникнуть в тот мир, который существовал в Сибири до прихода Ермака и его дружины. Суриков умел найти и оценить своеобразную красоту во всех этих предметах быта, уходящего корнями в седую древность, любовно зарисовывал узоры, стремился передать цветовые оттенки меховых одежд. В отделе археологии музея художник тщательно и долго изучает и зарисовывает черепа древних обитателей края, доспехи, кольчуги, старинное оружие, лук и стрелы.
Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком» потребовала от Сурикова еще одной поездки в Сибирь летом 1894 года. Он едет по Оби, Енисею и на озеро Шира в Хакасии.
Несмотря на сравнительно небольшую удаленность от Красноярска, добраться до курорта Шира в то время было довольно сложно. Обычно на пароходе из Красноярска плыли до пристани Батени по Енисею, где нанимали лошадей и 55 верст (одна верста – 1067 м) ехали степью, встречая на пути редкие хакасские аалы. Иногда добирались на лошадях до Ачинска. Путь в один конец занимал три дня. В 1891 году озеро Шира изъяли из владения Абаканской инородческой управы и передали царской казне. С 1 февраля 1891 года озеро Шира стало называться курортом и здесь началось возведение казенных и частных построек.
Большое число этюдов и зарисовок Суриков сделал летом 1894 года в окрестностях озера Шира. Здесь он посещал хакасские аалы и делал наброски хакасов на лошадях, портреты хакасов – для правой части картины, войска хана Кучума.
В итоге напряженного труда появились великолепные этюды маслом «Убегающий татарин», «Всадник-татарин», «Головы татар», «Сибирский инородец», «Убегающий» и «Хакасы».
В течение четырех лет Суриков вел подготовительные работы к картине «Покорение Сибири Ермаком». В феврале 1895 года эта картина экспонировалась на XXIII выставке «Товарищества передвижных выставок». Художник создал картину масштабную, передал в ней художественную эпопею сибирского казачества, прославил его подвиги. Идею столкновения двух культур, двух миров художник подчеркнул динамичностью композиции, делением полотна на две части: левая – дружина Ермака, правая – войско хана Кучума.
Напряженность, драматизм, трагичность наполняют это огромное полотно. Русские и татары бьются не на жизнь, а на смерть. Казаки наступают крепко спаянным отрядом. Татары бьются неустрашимо, отчаянно. Чтобы показать великое множество татар, стихийность, неорганизованность их действий и сплоченность, несокрушимый натиск казаков, предельную напряженность боя, Суриков идет на некоторые отступления от правдоподобия. Он нарушает масштабные соотношения фигур казаков и татар, нагромождает людей так плотно, что в жизни в таких условиях они просто не могли бы двигаться.
Может быть, впервые в батальной картине, рисующей страшную битву, нет крови, трупов, искаженных от боли лиц. И в то же время ощущается грандиозность, смертельность боя. Кругом все бурлит. Вода плещется, закипает от обрушивающихся в нее стрел, тяжело падающих тел. Сверкает огонь выстрелов, дым застилает лица, над обрывом скачут мечутся всадники хана Кучума.
Суров и мрачен пейзаж осеннего, холодного дня: низкое небо, с тяжелыми, быстро движущимися тучами, высокий глинистый обрыв берега, свинцово-бурая вода могучей реки Иртыш, вдали виднеется город Искер. Холодный воздух серого дня, пропитанный туманом и влагой, смягчает даже самые яркие краски, словно поглощая их. Люди и предметы окутаны сероватой дымкой, объединены серебристо-бурым тоном.
Вот что писал известный исследователь творчества Сурикова В. Кеменов о картине «Покорение Сибири Ермаком»:
«Сам Суриков говорил о замысле своей картины: она мне такой представлялась – две стихии встречаются».
И действительно, разбойничья вольница Ермака и татарская армия Кучума – это две непримиримые стихии, столкнувшиеся в смертельной схватке. Силы не равны – против татарских стрел, луков, копий и щитов у Ермака пушки и ружья. Грохот выстрелов, вспышки пламени и белые клубы порохового дыма предрешают исход битвы. Свирепые, жестокие лица казаков даны без всякой идеализации, но и без обличительного преувеличения. Растерянные, испуганные лица татар полны глубокой человечности. В этой картине Суриков без всякого приукрашивания показал неофициальную «изнанку» покорения Сибири. Развивающиеся у Ермака хоругви с ликом «Спаса» – как и шаман в татарских войсках – дополняют картину этой бойни. Верный своему принципу, Суриков и здесь не осуждает и не защищает ни казаков, ни татар, не произносит «критического» приговора над историей. И именно поэтому силой своего реализма наталкивает на вывод более глубокий, чем запоздалые упреки Ермаку; этот вывод – еще одна сторона трагедии народа – гибель человеческих жизней, как завоевателей, так и защитников, трагическое столкновение народов».
Изображая жителей Сибири хакасов в картине «Покорение Сибири Ермаком», Суриков рисует их с большой теплотой и человечностью. Они ничем не напоминают у него тех «дикарей», которые как экзотические элементы порою встречались у русских художников старой школы. Художник сумел обнаружить в этих людях лучшие человеческие черты: мужество, скромность и человеческое достоинство. Именно эти качества сумел передать художник в своих работах, созданных во время поездок в Хакасию.
Маина Чебодаева, кандидат искусствоведения
У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Обстановка была очень простой — лишь самое необходимое. Неприступный с чужими, живой и общительный только с близкими людьми, Суриков, когда он начинал работать, замыкался, затворялся в своей мастерской, почти никогда не показывая работу до ее окончания (как было с Утром стрелецкой казни). Художнику необходимо было претворить в жизнь свой замысел, который ярким образным представлением со всеми композиционными, пластическими и цветовыми подробностями «вспыхнул» в его душе. Однако до воплощения его на холсте предстояла еще огромная работа. Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. Эпилог ее изображен еще с большей простотой и еще с большей силой: низкая, душная изба, в которой сидит огромный великан Меншиков, окруженный своими несчастными детьми, сильно напоминает «Баню с пауками» Свидригайлова. Страшное лицо бывшего герцога Ингерманландского прекрасно годилось бы для скованного Прометея…