Одним из величайших преимуществ нашего спасения является слышание того, как Бог обращается лично к нам. Без этого не может быть никаких близких отношений с нашим Небесным Отцом. Говорить об этом легко, но большинству христиан трудно различать Его голос. Господь не хочет, чтобы так было.
Научиться чётко различать голос Бога — это бесценно. Вместо того, чтобы пробираться по жизни наощупь, мы можем обладать мудростью Божьего водительства и Его защитой.
Иисус Христос сделал несколько радикальных утверждений по поводу слышания голоса Бога в Иоанна 10:3-5. Он говорил о Себе, как о Пастыре (пастухе) овец и как о единственном входе в овчарню.
«Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса”.
Обратите внимание, Иисус говорит в стихе 3, что Его овцы слышат Его голос. Он не сказал, что Его овцы МОГУТ слышать Его голос или ДОЛЖНЫ слышать Его голос. Большинство христиан поставят под вопрос правильность этого утверждения, поскольку их опыт не соответствует сказанному. Но сказанное Христом не является неправильным: все верующие могут слышать и слышат голос Бога; они просто не узнают слышанное ими, не понимают, что это голос Бога.
Радио и телевидение круглые сутки семь дней в неделю вещают нам, но мы слышим их только тогда, когда включаем соответствующий канал. Если мы не слышим сам сигнал, это не означает его отсутствие.
Бог вещает нам, обращается к Своим овцам, но немногие «включены и настроены». Большинство христиан слишком заняты тем, что упрашивают Бога в молитве, в то время, как проблема состоит в их умении слушать.
Самое первое, что нам нужно сделать с нашими «приёмниками» — верить, что Бог уже обращается к нам, и начать слушать. Однако, это требует времени, усилий и сосредоточенности. Образ жизни среднего христианина настолько напряжен, они так заняты, что это неблагоприятно сказывается на слышании голоса Бога. Например, каков ваш типичный ответ на вопрос: «Как поживаете?”. Многие из вас, по-видимому, ответят что-то по поводу своей занятости. Я часто говорю: «Я занят больше, чем если бы клеил обои одной рукой”. Все мы, по-видимому, более заняты, чем это было раньше, а это одна из ОСНОВНЫХ причин, по которой мы плохо слышим голос Господа. Мы просто слишком заняты.
Курс Джона Пола Джексона «Умение слышать Бога», известный в России под названием курс 101 «Искусство слышать Бога» прошел в Санкт-Петербурге 1-4 августа 2018.
Преподаватель Риси Саундерс
Приобрести курс можно в нашем интернет-магазине, для перехода в магазин нажмите
Может ли любой из нас слышать Бога?
Если любой человек может слышать Бога, то почему тогда совсем не многие действительно Его слышат?
Умение Слышать Бога является вступительным и, в то же время, глубоким курсом, служащим, как последовательная инструкция и вспомогательнoe пособие в достижении способности всегда четко слышать голос Господа.
Вы получите точное представление о слышании, которое помогает распознавать, как и почему мы иногда пропускаем сказанное Богом. Вы научитесь отличать Божий голос от своего собственного, распознавать редко понимаемые методы врага, которые он использует для ограничения нашей способности слышать Богa даже тогда, когда Oн громогласно наставляет нас, а также распознавать препятствия, которые мешают вам слышать Бога.
Основная мысль курса — это первоочередная концентрация внимания на выработке характера и вторичность дарований. Присоединяйтесь, и вы узнаете, как ваш характер может помочь или помешать вашей способности слышать Бога.
Принципы, раскрытые в этом курсе, помогут вам понять процесс возрастания, который Бог использует, чтобы сделать вас личностью, которая сможет достигнуть своего предназначения, для которого вы были сотворены Богом.
Предназначение этого курса — раскрыть заложенный в вас потенциал, который сделает вас важным достоянием церкви, вашей семьи, работы и всех сфер вашей жизни. На каком бы уровне вашего пути с Богом вы не были, Умение Слышать Бога является бесценным сокровищем для четкого определения того, как говорит Бог, как различать Его голос, быть водимым Им, и по мере возрастания в этом развить близкие отношения с Ним.
Отзывы участников курса смотрите на ЗДЕСЬ
Содержание
Фарисеи и саддукеи нового времени
Ничто не ново под луной. В том числе и повторяющиеся евангельские сюжеты.
И жизнь без Бога и без веры тоже не новость.
Вот, пришел Христос к начальнику синагоги и законник не узнал Его, потому что жил не Богом, а Законом. Не узнал потому, что жил книгами, а не Богом.
Вот Христос приходит и к нам — в «третий Рим» и какой-то там по счету «новый Иерусалим» — и видит почти то же самое: и своих учеников, и больных, и саддукеев с фарисеями.
Кто эти фарисеи и саддукеи нового времени, и что для них Закон?
Фарисеи — это такие активисты, которые хотели вдохнуть новую жизнь в омертвелый Закон. Саддукеи были сектой образованных людей, похожими на нашу церковную фронду, противостоящую законникам. Знакомый набор…
Книжника и начальника синагоги можно понять. Он хотел как лучше, но перегнул палку. Он не со зла не пожалел больного человека. Просто стремление к абстрактному благу привело его к абстрактному милосердию и абстрактной жизни в Боге. А это в свою очередь породило равнодушие к реальному человеку и к реальной боли.
В Евангелии говорится о том, что после слов Иисуса начальнику было стыдно. Следовательно, он и сам испытывал дискомфорт, и его сердце было неспокойно. Книжники и священники уже давно догадывались о том, что Закон не совершенен, и пытались его смягчить и оптимизировать. Но вот, что из этого вышло:
В одной из синагог учил Он в субботу.
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
Этажи и слои Евангелия
Евангелие глубоко как само слово Божие. Чем человек старше и опытней, тем многогранней оно ему кажется. Жаль умереть и не узнать всего, что в него было вложено.
А состоит оно из богословских, научных, эстетических и этических слагаемых. Кроме того, его смыслы иерархичны и делятся на горизонтальные этажи, начинающиеся на земле и уходящие на небо.
Отрывок Евангелия, в котором описывается, как Христос исцелил парализованную женщину в шаббат, также многослоен. По крайней мере, нам видны три простых слоя: личностный, общественный и церковный.
Исторический и общественный слои разработаны досконально. Смысл конфликта начальника синагоги и Иисуса прост. Христос указывает этому книжнику на то, что за буквой Закона тот не слышит слова Бога. Омертвение веры и закоснелость в обряде послужило причиной катастрофы народа Иудеи и разрушения Храма. Об этом написано много.
Чуть меньше написано о том, что и наша Церковь и народ наступили на те же грабли и потерпели не меньший разгром.
Совсем мало написано о том, что в основе таких потрясений лежит утрата личного ощущения присутствия Бога. Вот на этом мы и остановимся: Личность-Закон-Бог
Нужен ли Богу договор
Это евангельское событие в личностном измерении определяется столкновением Закона и Любви. Нужны ли любви рамки и нужна ли закону эта любовь?
В основе конфликта Иисуса и книжника лежит уверенность клирика в том, что он — равное лицо в договоре с Богом. Раз народ и Бог договорились на Синае как «две высокие договаривающиеся стороны”, то обе стороны должны неукоснительно соблюдать этот договор, а в случае его нарушения требовать его точного исполнения от обеих сторон — будь то хоть Сам Господь Бог.
То есть человек в безумии решил, что этот договор нужен Богу, и что Богу что-то нужно от человека, и поэтому человек может на чем-то настаивать пред Богом. В то время как Договор с Богом — это не обязательство Бога, не предмет Его заискивания перед человеком, а формула человеческого счастья, дарованная Богом с приплатой.
Начальник синагоги запрещает Богу творить чудо! На основе договора, который люди отредактировали в одностороннем порядке.
Казалось бы, какое дело нам до этого древнего спора? Но мы видим, что чудным образом книжники, фарисеи и саддукеи никуда не делись и как-то по новой размножились и у нас в стране и в Церкви.
И видим также, что с тех пор человек остался прежнего высокого мнения о себе самом. Видим также, что и современные христиане не прочь встраивать Бога в свои планы на правах исполнителя.
Примеры многочисленны.
В Церкви есть две больших группы, вращающихся вокруг закона и одинаково сходящих с ума по нему. Те, кто как древние фарисеи обожествляют его, и те, кто как древние саддукеи сомневаются в нем или совсем его отрицают. И те, и другие помешаны на букве закона, привязаны к нему, ослеплены им и не видят его сути.
Наши борцы с ИНН смеют советовать и приказывать Богу, кто должен спастись, а кто должен погибнуть, на основе своих выдумок. Они за Бога решают и судят людей. Они лучше Христа знают, кто достоин Его любви, а кого Господь должен покарать.
Наши бабушки не отстают от них в ревности. Церковный старушечий ОМОН ради вымышленного благочестия грубит народу и гонит его прочь из храма. С ними и мужчины, вчера крестившиеся, и замучившие семью правилами Стоглавого Собора. С ними и капризные прихожанки, смысл существования которых — дать скандал не только дома, но и в церкви, и везде восторжествовать.
Пин-код на Небо
Эти наши люди ничем не лучше приснопамятного начальника синагоги. Они уверены, что Закон — это некий пин-код, которым Небо открывается в обязательном порядке, и что этот код обязателен и для Бога, и для людей.
Этих начетников-неофитов мы все знаем. Мужики в черных рубахах растят бороды, держат в руках четки, читают книги про антихриста и молятся богу-Уставу. Это чистые фарисеи нашего времени.
Другая группа формалистов — либеральная фронда, типа саддукеев — образованных скептиков древней Иудеи. Они — вялотекущее реформаторское восстание внутри Церкви. Им срочно нужно разрушить монополию клира на таинства, управление и имущество Церкви. Им хочется обобществить в Церкви всё — вплоть до харизмы. Им кажется, что благодаря образованности только они верно понимают слова апостола Павла: «Вы — народ взятый в удел. Священство избранное». Им кажется, что хитрые и алчные попы приватизировали дары Божии и не дают народу, чтобы наживаться на ажиотаже. И задача фрондера — вырвать дары у клира в духе известной песни: «Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».
Это движение за реформаторское право быть священством всем народом напоминает известный слоган: «Кто тут в цари крайний?». Они забывают, что избранничество — это не только права, обязанности, но и дар свыше. Особенная проблема у них с понимаем обязанностей избранников: в обязанность царя входит не только гулянье на балах, но и титаническая работа и ответственность.
Те и другие желают добра, но доводят дело до абсурда. Неофит, прочитавший двадцать книг, может иметь некоторое знание, и ошибочно полагает, что знанием постигается Бог. Он в ослеплении не одухотворенного, не опытного, не доброго разума решается учить людей, Церковь и даже Бога, что им и когда делать. Но Бог познается не одним только умом, а сочетанием ума, любви и практики. Все вместе это называется мудростью и дается по вере.
Легко и лестно думать, что ты мудрый, а закон глуп, священники — лицемеры, а царство Божие — это то, что я о нем думаю. Легко учить народ тому, когда и как можно не слушать велений закона. Но здесь ловушка. Одно дело, когда Христос требует отмены закона, судит начальника синагоги и исцеляет женщину, а другое дело — ты и твои претензии.
Но кто ты?
Тех людей, которые выросли над законом, апостол Павел определял по их плодам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».
То есть признак человека, превознесенного над законом запретов, — принесение плодов духа, что свидетельствует о переходе души в область законов свободы.
Ты точно принес эти плоды духа? Ты точно свободен в любви и живешь в Духе Святом настолько, что можешь учить Церковь и править ее законы? Знаешь ли ты, что условием правильного понимания закона является жизнь в Боге? Ты живешь в Боге? А если нет, то надо быть аккуратнее с наследием Церкви.
Сначала надо вырасти
И еще одна ловушка, касающаяся самого Закона. Христос пришел не отменять суть первоначального договора с людьми, а дополнить его надстройкой любви.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Исполнить — наполнить до конца, в переводе с церковнославянского
Это означает, что Христос понимает Закон как подножие любви. Он дает понять, что верующий человек должен вырасти из Закона и возвыситься над ним, а не просто прийти, выбросить закон как выдумку попов. Вырасти.
Ты точно вырос над законом, данным Божиему народу самим Богом в Его откровениях? Ведь Закон Церкви — это не плод ума администраторов горы Афон. Это опыт жизни в Боге тысяч святых людей, подкорректированный соборным разумом и внушенный Духом святым.
Если законник не знает, что основа Закона — любовь, и если неофит не знает, что любовь имеет берега и формы, как вода в кувшине, и как здание имеет фундамент, то про обоих можно сказать, что они не знают ничего.
Начальник синагоги, не ведающий Бога, учит Христа Закону. Невежественный неофит учит Закону Церковь. Неофит требует чуда и не получает. Он «тянет» Бога за бороду и удивляется, что Бог не слышит.
Фарисей запрещает чудо, отодвигает Бога в сторону, диктует Ему свои условия, а чудо все равно происходит. Оба они дерзки и грубы по отношению к Богу, потому что не знают Его.
«Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».
И фарисей, и саддукей апеллируют к смыслу и чувству. Чей он, этот здравый смысл? Мой, соборный или чей-то еще? То же самое и с чувством.
А где гарантия, что мое личное чувство объективно? Где гарантия, что, руководствуясь своим умом и своим чувством, я не наделаю зла, большего тем то, которое собираюсь предотвратить?
Точно ли любая домохозяйка, воспетая Лениным, может доверять своим чувствам, рулить Церковью и требовать себе неких послаблений и прав порулить?
Точно ли церковные активисты могут настаивать на буквальном исполнении закона — так, как они его понимают?
Точно ли то, что благочестивый профан может учить Бога, людей и Церковь только потому, что ему кажется, что он знает, что такое благо? Но есть МГУ, и есть ПТУ. Ну, не учит ПТУ МГУ, от слова «совсем». Хотим мы того или не хотим, но мир иерархичен. А наше место в нем и право на суд определяется степенью нашего духовного развития.
За дерзостью идет катастрофа
Вопрос правильного видения себя в мире — это вопрос видения своего настоящего положения в божественной иерархии мироустройства. Проблема в том, что мы дерзаем занять чужое место или вообще отменить эту иерархию и выставить себя центром координат на том основании, что якобы знаем, что такое добро и что такое зло.
Иерархичность развития духовности наглядно отражена в формах существования молитвы. Помните, как отличаются молитвы простых людей и праведников? Сперва это молитва словесная по книжкам. Второй уровень — молитва умная. А третья — высшая — молитва безмолвная, в духе.
Эта высшая мера развития души, при которой она становится свободна от закона, не может быть достигнута самообманом. И если мы не достигли этой меры, то закон для нас — прекрасный костыль, а не помеха.
Смысл исцеления Христом парализованной женщины не только в том, что Бог хочет обратить внимание на то, что Закон — не бог, или что закон не обязателен и его можно нарушать по вдохновению, от ветра в голове. И смысл не только в том, что отдельные священники могут служить не Отцу Небесному, богу-Уставу или Мамоне.
Сюжет о большем. Он о дерзости и слепоте, в которых человек вдруг решает приказывать Богу и навязывать Ему свои правила жизни. И не важно, кто ты — митрополит, священник, мамочка с младенцем, пенсионер, офицер, миллионер, спонсор или иное значительное лицо. Дерзостью может быть поражен каждый, кто не знает Бога и Его Церковь. За дерзостью к Богу идет дерзость к Церкви и людям, за дерзостью идет катастрофа.
Дерзость к Церкви — навязывать полноте Церкви свое незнание, свой ничтожный опыт жизни в Боге под видом желания добра. Дерзость к Церкви — это практическая часть дерзости к Богу.
Научиться слышать Бога
Сюжет Евангелия об исцелении скрюченной женщины относит нас к первоначальной причине конфликта: гордости и дерзости перед Богом, идущих от преступления Адама. Человек в безумии, решивший, что он избранник по определению, что он равен Богу только потому, что ему нравится так думать, будет неизбежно исторгнут с Неба, из Иерусалима, из Москвы, из Церкви.
Это место Евангелия должно напомнить нам о главном, чему мы должны научиться за время нашей земной жизни: уметь слышать Бога, жить с Ним и понимать, что это умение приобретается делами веры: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием.
Христос не порицает Закон и не унижает звание священников, как можно ошибочно думать. Он также не ничего не имеет против Храма. Он просто отделяет эти понятия от тех, кто посягает на них как на собственность.
— Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.ккк
Мы, читая это место Писания, должны вместе со Христом отдать должное Закону — этому вместилищу откровения и опыта, быть почтительными и вежливыми к Богу, Который наполняет этот Закон и является его смыслом, и не сметь оправдывать зло законом. По слову Христову, мы также должны чтить день Божий и творить в его течении дела Божии, а не свои, и помнить, что творя дела Господни, мы молимся: «Да будет воля Твоя», а не «воля моя».
В воле моей может быть зло. Благо, само по себе, без Бога, есть грех. Спекуляция на Законе есть начало катастрофы и осуждения перед Богом. Закон Божий нельзя применять без любви. Назначение Закона — умножать любовь и уничтожать зло. Вопрос, поднятый Христом в споре с начальником синагоги, — не в оптимизации Закона, а в наполнении его божественной любовью.
Есть ли в нас самих эта божественная любовь, когда мы судим или творим Закон? Не поступал ли и я как тот книжник, оправдывая свое равнодушие к Богу и людям какими-то мертвыми правилами? Лицемерил ли я, хвастаясь своим необременительным милосердием, которое, как мне казалось, дает мне право на попрание Закона? Вот тот личный аспект преломления этой истории в себе самом, о котором стоит задуматься нам.
После слов Иисуса начальнику было стыдно. Следовательно, он и сам испытывал дискомфорт, и его сердце было не спокойно. Что стоило начальнику синагоги проявить хоть каплю сочувствия к этой несчастной скрюченной женщине, испытать к ней в сердце жалость, возвыситься духом и понять, что этот странник Иисус в чем-то прав. Встать и сказать:
— Душа моя страждет вместе с ней, а Твои слова разорвали мне сердце. И мне ее жалко. Жив Бог! Не угодно Богу страдание Его дочери. Закон — дело рук не человеческих, а Божиих. А Бог, где хочет, побеждает естества чин. Закрою глаза на закон людей и помолюсь Богу, да сотворит Он в день свой, в шаббат, дело Свое!
Не смог. Не сказал. Не встал. Стыдился. Промолчал и обозлился.
Господи, да не будет того с нами!