Содержание
Больше движения
unsplash.com
Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!
С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.
Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.
Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.
В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.
Здоровый сон
Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.
Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.
Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!
Маленькие группы
Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!
Ученики усваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.
Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.
При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.
Сначала ключевая идея, потом детали
unsplash.com
Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.
Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.
Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.
Поддержание интереса
Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.
Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.
На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.
Маленькие смысловые блоки
Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.
Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.
Однозадачность
Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.
Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.
Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.
Повторение
Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.
Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.
В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.
Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.
В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.
Снижение уровня стресса
Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.
Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.
Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.
В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!
По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.
Мультисенсорная среда
unsplash.com
Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.
В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).
Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.
Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.
Поощрение врожденного любопытства
Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).
Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.
Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.
По материалам книги «Правила мозга».
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Если вы хотите, чтобы ребенок окончил школу на «отлично», помогите ему в этом! Но помощь по учебе в школе не должна сводиться к оплате за репетиторов, покупке уже решенных домашних заданий и поиску в Интернете готового доклада.
Родители — люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот несколько полезных советов и рекомендаций о том, как помочь ребенку в учебе.
Больше разговаривайте со своим чадом
Наша речь — основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала — всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности.
Реклама
В общении с детьми до десяти лет чаще спрашивайте о том, что произошло за день в детском саду, школе; что ему понравилось в мультфильме, который он недавно посмотрел и т. д. Со старшими детьми необходимо в разговорах затрагивать чувства, переживания и опыт. Пусть ребенок чаще выражает своё мнение об окружающих, анализирует события, происходящие не только в школе и дома, но и за их пределами: в городе, в стране, в мире.
Обогащайте словарный запас и расширяйте кругозор школьника
Если у вашего чада возникнут какие-то вопросы, не стоит отмахиваться от него, говоря, что вам некогда. Помните, вам и не надо знать ответы на все вопросы. Если ваш ребенок спросит: «А правда, что тасманский дьявол на самом деле существует?», ответьте: «А давай заглянем в энциклопедию!». Много времени это у вас не отнимет, тогда как для ребенка это будет отличной возможностью научиться пользоваться справочной литературой, пополнить свои знания, что благотворно скажется на обучении в школе.
Реклама
Необходимо с малых лет приучить ребенка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность легко найти нужный материал. А нам необходимо, чтобы ребенок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное. Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!
Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка. Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное. Пусть он перескажет вам сюжет, нарисует иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду, выучит наизусть и продекламирует стихотворения любимого поэта.
Реклама
Чаще покупайте газеты и журналы. Если ваш ребенок учится ещё в начальной школе, прочитайте вместе новостные статьи и объясните ему суть написанного. Возможно, многое будет ему непонятно. Однако интерес к событиям, происходящим в мире, — немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за новостями.
Чаще узнавайте о школьных делах
Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, хороший ли в этом классе преподаватель, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.
Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.
Не ругайте за «двойки»! Ссора ни к чему хорошему не приведет. Лучше беседуйте с ребенком, выясните, за что он получил плохую отметку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите пути для решения проблемы. Важно объяснить, что неприятная отметка легко может повыситься и превратиться в «отлично», стоит только приложить усилия.
Реклама
Правильно распределите рабочее пространство школьника
Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.
Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем более!
Правильное питание — залог успешного обучения
Современные исследования показали, что мозг — это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.
Реклама
В большинстве случаев подобные симптомы возникают вследствие неправильного питания. Значительное место в нашем рационе занимают жиры и углеводы, а современные дети и подростки без ума от фастфуда — а все это вредно для здоровья. Необходимо ограничить потребление вашим ребенком газированных напитков, чипсов, гамбургеров и другой еды подобного рода.
Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что-то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!
И помните: любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть!
Теги: полезные советы, школьник, родители, помочь ребенку в учебе, учеба в школе, общение с детьми, рекомендации
Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!
Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.
Секрет №1 Как хорошо учиться — Отвечай на все вопросы
Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!
Секрет №2 Как хорошо учиться — Поддерживай увлечения
Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!
Секрет №3 Как хорошо учиться — Будь в курсе школьных дел
Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.
Секрет №4 Как хорошо учиться — Сильное окружение – это важно
Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.
Секрет №5 Как хорошо учиться — Не ругай за плохие оценки
Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!
Секрет №6 Как хорошо учиться — Разработай режим дня
Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.
Секрет №7 Как хорошо учиться — Берем пример со знаменитостей
Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.
Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, — серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.
Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»