Идея всеобщего просвещения родилась в СССР вместе с тезисом о том, что «даже кухарку можно научить управлять государством». А до 1917 года грамотными были в лучшем случае дворяне и военные. Почему в городах не хотели отдавать детей в школы, где можно было научиться красноречию и стихосложению и как учились женщины — Екатерина Кинякина.
Содержание
Для бедных
Тюменские гимназисты, 1889 год / Фото: Wikimedia Commons
Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в уездных городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий, а ещё так называемые цифирные школы, в которых учили основам арифметики.
Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. Духовные школы не желали терять учеников ради каких-то новомодных наук, а сами учителя в вопросах воспитания были людьми простыми, выходцами из низов, и придерживались традиционалистских взглядов. Например, они считали самыми эффективными методами битьё батогами, сажание на цепь и патрулирование классов с хлыстом для унятия крика и бесчинства юношей.
Более того, ремесленники и купцы (то есть подавляющее число городского населения) были против обучения своих детей в школе. Все профессиональные навыки передавались непосредственно от мастера к подмастерью или от отца к сыну, а школы отрывали ребёнка от производства и прерывали эту традицию. В итоге цифирные школы быстро утратили популярность и вскоре закрылись. А светские науки вроде математики и геометрии остались только в гарнизонных школах, где учились дети военных офицеров.
В середине XIX века возможностей стало больше. Появились одноклассные земские училища, где преподавали основы арифметики, русский язык и закон Божий для всех детей вне зависимости от их сословной принадлежности. Тогда же открылись классические гимназии и реальные гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей. В первых учили древние языки, во вторых — естественные науки.
По сути, всеобщее образование в Российской империи так и не было введено. Оно существовало только в форме законопроекта, подготовленного в начале XX века.
Для богатых
Фрагмент картины Ильи Репина «Лицейский экзамен». Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года / Фото: Wikimedia Commons
Разумеется, у дворянских детей возможностей было намного больше. Первая гимназия, в которой могли учиться дети из богатых семей, была открыта в Санкт-Петербурге в 1726 году. Вторая была создана в Москве при только что открывшемся Московском университете в 1755 году. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.
Одной из таких гимназий был знаменитый Императорский Царскосельский лицей, в котором учился Александр Пушкин. Он считался самым привилегированным светским образовательным заведением в Российской империи. Изначально предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай (будущий император Николай I) и Михаил. Но к открытию лицея 19 октября 1812 года его программа изменилась и теперь была рассчитана на подготовку чиновников высших рангов. Первый набор состоял из мальчиков 10-14 лет. Кстати, самому Пушкину тогда было 13 лет.
Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились. Несмотря на высокий статус учебного заведения, жили ученики в строгости: никакой роскоши, из мебели были только железная кровать, комод, письменный столик-конторка, небольшое зеркало, стул и стол для умывания. Сам поэт называл комнаты лицеистов «кельями», намекая на аскетичность условий.
Для военных
Фрагмент картины Алексея Саврасова «Сухарева башня». В начале XVIII века в здании ворот Сухаревой башни была размещена школа математических и навигацких наук / Фото: Wikimedia Commons
Одним из первых и самых престижных учебных заведений, созданных в Российской империи, была московская Школа математических и навигационных наук, где дворянских детей учили на инженеров, артиллеристов и архитекторов. До появления Морской академии в Санкт-Петербурге здесь же обучали будущих моряков. Параллельно стали открываться гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет. Военные дисциплины были по факту не в приоритете: помимо языков, здесь учили театральному искусству, танцам и музыке. Кадетские корпуса были реформированы императором Павлом I, известным любителем военных смотров, парадов и учений. Теперь гражданские лица больше не допускались к преподаванию, а их место должны были занять офицеры. Также при Павле в его любимой гатчинской резиденции было открыто первое военное училище.
Для женщин
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 год
У женщин в Российской империи возможностей получить образование было прямо-таки совсем мало. В 1860-е годы открылись Мариинское женское училище, Женский медицинский институт и одноклассные земские школы. А вот высшие курсы появились только после отмены крепостного права, в 1869 году. Это было связано прежде всего с общеевропейскими тенденциями женской эмансипации.
До этого девочек не брали ни в школы, ни в гимназии. Богатые семьи приглашали учителей на дом, но чаще всего это ограничивалось уроками французского, пения, танцами и игрой на фортепиано — о точных науках речи не шло. А девушка из бедной семьи могла выучиться разве что на акушерку.
Исключение составляли Институты благородных девиц. Самый первый и самый известный из них — Смольный, который открылся при Екатерине II. К концу XIX века в Санкт-Петербурге было десять таких гимназий, в Москве — четыре и ещё 16 — в губерниях. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов считались самыми завидными невестами: они говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство. А ещё выпускницы Смольного института получали золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II.
Попасть в такие институты было крайне сложно, но невероятно престижно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными. Только в конце XIX века женщины получили доступ к общему образованию и наукам. Во многих городах открывались женские курсы, которые стали не только оплотом женской эмансипации, но и рассадником революционных настроений в крупных городах.
В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так. Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица. «МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.
Древняя Греция
Фото: Базальтовая фигура женщины, дающей рождение Фото: барельеф изображение родов в Древней Греции
В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений. Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству. Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор. Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.
Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.
Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.
Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.
Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины. Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом. Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.
Древний Рим
Фото: Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)
На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.
Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.
Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.
После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.
Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.
В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.
Древний Египет
Фото: Древнеегипетские фрески
Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.
Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.
Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.
Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.
Русь
Фото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох
Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.
Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.
Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.
Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.
Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.
Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:
Смерть не помеха
«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»
Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:
«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».
Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.
29 августа 2019
В стародавние времена, когда Красноярский край назывался Енисейской губернией, жизнь была совсем другой. Как воспитывали детей, разделяли семейные обязанности мужчины и женщины, соблюдали свадебные традиции и обычаи — рассказываем о жизни сибирских крестьян в XIX веке.
Семья старожилов-староверов на р. Мане. 1910-е гг.
Домострой: нормы семейного труда
Жили на нашей земле купцы, казаки, мещане, но большинство жителей были крестьянами. В поте лица добывали они свой хлеб, трудились и летом, и зимой. Всё необходимое для жизни и хозяйства они делали своими руками.
Труд крестьянских семей был напрямую связан с календарным циклом. Для каждого месяца были характерны свои занятия. Например, в январе мужчины ходили на пушного зверя, а женщины занимались прядением, в апреле мужчины уходили на золотые прииски, в мае начинался сев.
Познакомьтесь с трудом крестьян на интерактивном плакате.
Скопкарь (скобкарь) – разновидность ковша с двумя ручками. Енисейская губерния, г. Красноярск. Конец XIX в.
Веретено – орудие для прядения. Российская империя. Начало XX в.
Солонка. Российская империя. Конец XIX в.
Утюг угольный (духовой). Российская империя. Начало XX в.
Детство в крестьянской семье
Детей в крестьянских семьях было много. Их воспитанием занимались все старшие члены семьи, и среди них особенной считалась бабушка — она была первой наставницей детей. Бабушка обучала ребенка первым жизненным навыкам, нормам морали и внушала правила нравственной жизни.
Большую часть времени ребятишки проводили на улице. Они играли в прятки, горелки или со своими игрушками, которые делали родители или сами дети из дерева, бересты, соломы и ткани. Чаще всего игрушки были сделаны с расчетом на то, чтобы познакомить детей с делами взрослых и приобщить их к труду. Поэтому среди игрушек были, например, маленький деревянный топорик и лошадка.
Меч игрушечный деревянный. Российская империя. Конец XIX – начало XX вв.
Крестьянские дети. Енисейская губерния, с. Богучанское. 1911 г.
Однако особо детей не баловали и с раннего возраста их приучали к труду. С 5 лет мальчишки ходили в поле, учились боронованию и уходу за лошадьми. Девочки в это время учились шить, вязать, готовить пищу, следить за порядком.
Школ в деревнях и селах практически не было. В лучшем случае существовали школы при церквях. Они назывались церковноприходскими. Здесь изучали Закон Божий, учились письму, чтению, арифметике, церковному хоровому пению, истории. Однако такие школы были не везде, и многие дети были лишены возможности получить образование.
Не могли родители нанять и частного учителя рисования или музыки для своих детей. Частный учитель стоил слишком дорого. Да и где его взять в деревне? В основном, учителя были в больших городах.
Но несмотря на это, крестьянские дети не были лишены творческого воспитания. Они тоже любили рисовать, петь, вышивать красивые узоры, но постигали всё наглядно, копируя умения у родителей и сельчан. Уходя пасти скот, дети брали с собой самодельные дудочки и свистульки и играли в своё удовольствие, пытаясь постичь гармонию звука.
Дудка пастушья. Российская империя. Начало XX в.
Свадебные традиции и обычаи
Свадьба в д. Карымова Канского округа. 1913 г.
Когда дети подрастали, приходил их черёд создавать семью. Девушки 16-19 лет и парни 18-25 лет знакомились и проводили свадьбы по определенному обряду. Пройдите тест краеведческого музея и узнайте, как сибиряки играли свадьбы в XIX веке.
Свадьба была достаточно дорогим удовольствием. В статью расходов входили затраты на праздничный стол (20–60 руб. и более), затраты на свадебный наряд (от 20 руб. – отдельно для жениха и невесты), подарки невесте и выкуп за невесту (в зависимости от достатка семьи, от 5 руб. и более). В целом, крестьянская свадьба в зависимости от доходов семьи обходилась в 60–110 рублей (120 000 – 240 000 современных рублей).
Узнать больше об истории семейной жизни в дореволюционном Красноярском крае и увидеть подлинные экспонаты можно на обновленной в 2019 году выставке «Семья в Енисейской губернии и Красноярском крае» в Красноярском краевом краеведческом музее. Чтобы посетить тематическую экскурсию, записывайтесь по тел. 265-34-82 (Александр).
Александр Черепанов
3D иллюстрации: Сергей Поважнюк
Верстка: Татьяна Фомичёва
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей
Фото на обложке: Тамара Шульцева
Как-то находясь на каникулах мама отправила меня пожить к своей тётке.
Тётка была женщина 40 лет, выглядящая опрятно и ухожено. Она отличалась властным, сильным характером и видимо по этому не смотря на свой возраст была не за мужем.
Меня она приняла без особых приветствий, завела в свою комнату, вкратце объяснила требования ко мне — ничего из её вещей не трогать руками, ничего не делать без её разрешения, всюду слушаться её. Я сказал что всё понял, но она продолжала повторять свои требования несколько раз, до тех пор пока я окончательно не дал ей слово что буду её слушаться.
По началу все было нормально — тётя Таня меня кормила, давала посмотреть телевизор, почитать газеты, чтобы мне не было скучно. Но кормила она меня странно. Когда я садился за стол, она накладывала кашу, но не давала мне её есть самому, вместо этого она садилась сзади меня и сама ложкой брала кашу и клала мне её в рот.
— Открывай ротик, Алёша! — говорила она мне, — ешь
И кормила она меня как маленького младенца. Мне было очень неловко от этого и сначала я сопротивлялся и говорил что не надо этого делать. На что тётя Таня, строго говорила, что я должен во всём её слушаться, так как давал на это обещание. Деваться было некуда, в конце концов, подумал я, ведь этого никто не видит и не узнает о том что меня кормят как ребёнка.
Закончив кормление, тётя Таня вытерла мне рот салфеткой и приказала чтобы я сказал ей \»Спасибо\» за еду. Я сказал \»Спасибо\» и пошёл мыть руки.
Весь вечер я читал какие-то журналы, стараясь не показывать виду, что я немного ошарашен недавним позорным для взрослого мальчика кормлением… К вечеру я сказал что я опять голоден и неплохо было бы чего-нибудь перекусить. На что тётя Таня сказала, что она сейчас всё устроит, но сначала мне нужно пройти в спальню.
Я зашёл в спальню и увидел большую розовую кровать на которой были расстелены кружевные простыни и покрывала. Внезапно я почувствовал что тётя Таня подкравшись сзади подняла меня на руки. Я был совсем лёгким мальчиком и тёте Таня не составило труда держать меня на свои руках.
— Отпустите меня! — сказал я — что вы делаете.
— Тихо, тихо… Не кричи Алёша, успокойся.
Тётя Таня затем уложила меня на кровать, разместив меня на каких-то странных простынях. Затем, она начала сворачивать эти простыни, оборачивая меня простынями на множество слоёв, туго запечатывая их \»конвертиком\». Когда я оказался уже практически обездвижен, я наконец догадался что это не простыни, а самые настоящие младенческие пелёнки. Это мысль повергла меня в ужас и я закричал чтобы тётя Таня отпустила меня, и начал пытаться вырваться из пелёнок. Но тётя Таня уже туго оборачивала мой кокон из пелёнок большой розовой лентой, фиксирующей пелёнки неподвижными, и завязывая ленту на несколько узлов, и затем завершив обвязывание большим розовым бантом.
— Вот так моя малышка! Будешь хорошим мальчиком
Всё было бы ещё не так плохо, если бы я внезапно не заплакал, ещё больше укрепив своё сходство с беспомощным младенцем.
— Ну что ты моя маленькая, не плач, — сказала тётя Таня, — сейчас я принесу тебе соску и покормлю тебя, так как ты и просил, ты ведь голоден?
В руках у тёти оказалась большая младенческая бутылочка с налитым в неё молоком и соской у горлышка бутылки. Эту соску тётя запихала мне в рот и приказала мне сосать молочко. Я понемногу начинал сосать соску. Тётя поглаживала меня по волосам, успокаивая, чтобы я больше не плакал. Немного попив молочко я успокоился и слёзы прошли. Я подумал, что если никто не видит что я выгляжу как младенец кроме тёте Тани, то в этом ещё нет ничего страшного. Эта мысль немного утешила меня и молоко я пил уже не особенно этому противясь.
Когда я допил всё без остатка, тётя Таня высунула изо рта соску и спросила, нужно ли мне ещё добавки или я уже достаточно попил. Я ответил что не нужно.
Тогда тётя Таня подняла мой кокон из пелёнок на руки и покачала меня на своих руках как младенца. Затем она уложила меня в детскую кроватку которая стояла рядом с кроватью. (поначалу я не догадался что это детская кроватка). Убедившись, что мне лежать в ней удобно, и поправив все складки у пелёнок, тётя Таня, достала из шкафа соску-пустышку (без молока), засунула мне её в рот и сказала чтобы я постепенно засыпал. Соска прикреплялась резинкой к моей голове и выплюнуть по своему желанию я её не мог.
— Спи, моя маленькая, — сказала тётя Таня и ушла, выключив свет.
Поначалу я попытался вырваться из пелёнок, думая что как только уйдёт тётя мне это удастся. Но не тут было! Пелёнки были завёрнуты очень прочно и все мои попытки были полностью тщетны. Выплюнуть соску тоже не удавалось. Поэтому поневоле приходилось её сосать. Я не понимал для чего тётя Таня со мной это делает, может быть это необычные способы её воспитания? В конце концов помаявшись с неудачными попытками вырваться, я закрыл глаза и заснул.
На утро и проснулся от голоса тёти Тани:
— Ути, пути, пути!! Просыпайся моя маленькая! Я принесла тебе еду.
Кормление едой было совсем как у младенцев. Сначала как и вчера я попил свою порцию молочка из бутылочки с соской. Затем слегка приподняв мой кокон с пелёнками, тётя начала кормить меня кашей ложками из своей руки. Поев кашу я был вновь погружён в детскую кроватку, а в рот была положена соска-пустышка.
Есть то можно, а вот в туалет как сходить? Подумал я, когда мне захотел сходить в туалет по маленькому. Поскольку во рту я сосал соску, я не мог об этом сказать тёти, и вместо слов начал мычать и кричать.
Тётя тут же заботливо вынула соску изо рта и спросила что случилось.
— Я хочу писить, — сказал я.
— Ты можешь это сделать прямо в пелёнках. У тебя надеты хорошие памперсы не пропускающие влагу, — сказала улыбаясь тётя Таня и вновь засунула мне в рот соску, не давая даже ответить что либо.
Я попытался сначала протестовать и ворочиться в пелёнках, пытаясь опять освободится, но минут через 10 поняв бесполезность попыток, мне пришлось сдаться. Я пописил прямо в памперсы. Морщась от смущения, я начал сосать соску всё активнее пытаясь отвлечься от того что помочился прямо в памперсы.
Минут через 30 пришла тётя и спросила сделал ли я уже \»пи пи\»? Я кивнул головой.
— Молодец, моя малышка… Позже поменяем памперсы.
Весь день я лежал в детской кроватке почти ничего не делая и мне начало это уже надоедать.
К вечеру я услышал голоса из коридора:
\»Всё в порядке, ваш сын очень послушный мальчик и лапочка! \», \»Не беспокойтесь я его кормлю\» — говорила Таня.
Я понял, что она разговаривает по телефону с моей мамой. Знала бы она в каком я нахожусь положении. А может быть она итак знает? Тут я прислушался к голосу тёти:
Я был шокирован услышанным, мне не верилось что мама отдала меня на воспитание тёте Тани, в целях заботы обо мне как о маленьком младенце. Хотя если честно, моя мама была очень любящей мамой, очень сильно опекающей и заботящейся обо мне. Отпускать от себя она меня могла с большим трудом и сначала в садик всюду водила меня за ручку по пути туда и обратно, не давая сделать самостоятельно ни шагу. А затем так же точно водя меня до школы в первые 3 класса. Когда я повзрослел она тоже меня постоянно провожала до школы, но уже не держа за ручку.
И тут вот на летние каникулы мама отдала меня жить к тёте Тани, что было совершенно неестественным для неё шагом. Ну не могла она отпускать раньше меня дальше чем на \»пару метров\» от себя, а тут вдруг почему то позволила жить у тёти Тани.
Но теперь то мне стало понятно, какой ценой она отпустила меня к ней. Она значит сказала тёте Тани так плотно меня опекать, как опекают маленьких младенцев.
Сделать из меня грудного ребёночка, чтобы я не мог самостоятельно и шагу сделать и никуда не убежал.
Поняв всё это я покраснел от стыда и начал ещё сильнее сосать соску. В этот момент в комнату вошла тётя Таня.
— Ну что, малышка, как себя чувствуешь?
Естественно я ничего не мог ответить так как во рту держал соску.
— Не проголодался? А то твоя мама за тебя переживает, чтобы ты вовремя получал еду. Хочешь молочка?
Я покивал головой, показывая что хочу. Действительно, я бы хотел немного попить молока, если другой еды нет.
— Держи! — тётя сменила мне соску, дав вместо пустышки соску с молоком.
Пить молоко было признаться честно из соски было очень непривычно и стыдно. Чувствуешь себя при этом младенцем сосущим титю… И молоко попадает в рот маленькими порциями. Приходится сосать сильнее, чтобы больше выпить молока.
— Допил? Давай сюда бутылочку… — сказала тётя. — Мама сказала чтобы я тебя развлекала, пока ты спелёнут. Хочешь песенку спою?
Я ничего не ответил. Мне было неловко отвечать на такой вопрос.
И тётя запела тоненьким голоском песенку-колыбельную, при этом поглаживая меня по волосам. Допев её до конца тётя улыбнулась мне и вышла из комнаты.
Что ж, раз так хочет мама, то ситуация хотя бы под её контролем и мне можно расслабиться и ни о чём не волноваться. В любом случае, я подумал, что положение моё не такое уж и плохое, за мной ухаживают, меня кормят, ко мне ласково относятся. Главное чтобы обо мне не узнали мои товарищи по школе, но им об этом ведь никто не скажет, я знаю что мама заботиться о моей репутации для окружающих, и наверняка она сказала тёте Тани держать всё это в тайне.
К вечеру, поев из рук тёти еду и попив молочка из бутылочки с соской, я почувствовал что опять хочу \»в туалет\». Тётя сказала, что памперсы достаточно вместительные я я могу пописить в них. Я так и сделал. После этого тётя начала меня распелёнывать, чтобы заменить памперсы. (всё таки количество жидкости которое я испускал было больше чем у младенцев для которых делают памперсы) Тётя делала всё по правилам, уложив меня на пеленательный столик, развязав пелёнки, расстегнула с меня старые памперсы и тут же одела новые. Затем быстро начала меня обратно спелёнывать. Вырываться, оказавшись неспелёнутым на свободе на несколько секунд, я не стал, зачем, если всё равно мама не даст мне без её разрешения покинуть дом тёти Тани. Тут же меня заново спеленали. Как мне показалось ещё более туго чем раньше. Затем уложили в кроватку и дали соску.
Дело близилось ко сну. Меня немного покормили молочком и уложили спать.
На следующий день повторилось примерно то же что и вчера — кормление из соски молоком, и еда из рук тёти. Напевание песенок для младенцев, качание на ручках. Распелёновыние и пеленание.
Так я и прожил у тёти Тани все свои летние каникулы в роли грудного младенца. Этот отпечаток остался во мне на дальнейшую жизнь и я стал после этого чрезмерно покорным и послушным мальчиком.
Sissy (http://sexytales.org)
гель возбудитель для женщин быстрого действия
золотая муха возбудитель для женщин
возбудители для мужчин и женщин купить в аптеке
возбудитель для женщин в аптеках краснодар
как действует женский возбудитель рандеву на мужчин
возбудитель порошок для женщин в аптеках
существуют ли женские возбудители
Купить УльтраДжи возбуждающие капсулы для женщин в Кургане
конский возбудитель для женщин где купить в аптеке капли
возбуждающие капли для женщин золотая бабочка
Category: Странности
(по материалам санитарно-просветительных плакатов, выпущенных в 1920-1960 годах).
Во все времена кормление грудью способствовало выживанию младенцев и их крепкому здоровью. Русские богатыри, обладавшие недюжинной силой, огромным ростом, способностью съедать в один присест по десять блюд и голосом рушить стекла в окнах, имели легендарную славу вплоть до самой революции – «Русские женщины вскармливают богатырей».
Разумеется, крестьянки кормили своих детей самостоятельно. Из-за необходимости работать вне дома, кормление грудью было затруднено. Новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием для стока, вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и уходили работать на весь день до вечера. При этом мыть рожок для новой порции жевок считалось необязательным. Подобные традиции порождали в дореволюционной России огромную младенческую смертность, особенно детей до 1 года. В некоторых местностях России из тысячи родившихся доживали до 1 года менее половины.
К детской смертности относились фаталистически: если суждено ребенку выжить, так выживет. А не суждено, так и ничего не поделаешь. Отголоски этого фаталистического подхода мы видим и сегодня в очень распространенном убеждении: если будет молоко, буду кормить, а не будет, так и ничего не поделаешь.
В высших сословиях в дореволюционной России кормление грудью не было распространено, считалось хорошим тоном отдавать ребенка кормилице, и «грудная горячка» из-за перетягивания груди вскоре после родов унесла немало жизней дам из высшего света. Множеством исследований было доказано, что перетягивание груди означало высокий риск возникновения мастита, что в отсутствие антибиотиков было в прямом смысле убийственной практикой. Тем не менее, подобная модель прекращения ненужной лактации остается популярной до сих пор, передаваясь из поколения в поколение…
Царская Россия во многом повторила европейский путь развития грудного вскармливания.
Худосочная барышня в корсете, отдающая ребенка кормилице, – это образ городского быта, более характерный для Петербурга, чем для Москвы и других городов.
Дворянки, жившие в провинциальных усадьбах, гораздо реже пользовались услугами кормилиц, поскольку их окружение не требовало столь строгого соответствия модным нормам внешнего вида и поведения. Длительный период грудного вскармливания малышей также был характерным для России: обычно он составлял 3-4 года. Так, к примеру, около 4 лет кормили грудью маленького графа Левушку Толстого.
Интересна история вскармливания отпрысков царского рода.
Екатерина II
Мы встречаем в истории сведения о том, что юная Екатерина II страдала от того, что была лишена возможности самостоятельно кормить новорожденного Павла, которого императрица отняла у нее сразу после рождения. Екатерина считала, что это отлучение от матери послужило причиной нелюбви к ней сына.
Передача царских детей кормилице вскоре стала нормой: сложилась даже традиция приглашать для этой цели крестьянок из определенной деревни Ярославской губернии.
Архивы сохранили до нас фотографию здоровой улыбающейся кормилицы царских детей – в нарядном расшитом русском костюме и кокошнике. Цари из династии Романовых благодарно относились к своим кормилицам, или «мамкам».
По окончании двухлетней службы при наследнике их щедро награждали, давая новый дом, памятную драгоценную брошь, одежду и деньги.
Фото. Кормилица
Трогательно любил свою старенькую «мамку» Император Александр III, обладавший внушительным ростом и крепким богатырским телосложением. Она непременно проводила с ним деревенский обряд «от сглаза»: наливала в стакан воду, кидала туда уголек, что-то шептала и заставляла выпить. «Эх, кабы жива была старая, дала бы выпить с уголька», – вспоминал он.
Александр III
Традицию «мамок» в царской семье прекратила императрица Александра Федоровна Романова, вскормившая всех пятерых детей самостоятельно. Это потребовало от неё немало усилий и наряду с трудными беременностями практически изолировало её от светской жизни и зимних балов. Двор был недоволен императрицей, которая, по их мнению, была «не царица, а только мать».
Фото. Александра Федоровна Романова
Революция в России и «освобождение женщины» положили конец грудному кормлению: мать принадлежала отныне не детям, а строящемуся государству.
Оказалось, что все то, что рекомендуют сейчас кормящим мамам, давным-давно знали наши прабабушки. Об этом свидетельствуют толковые рекомендации по грудному вскармливанию, отображенные в санитарно-просветительных плакатах 20-40 годов прошлого века.
Многие современные полезные советы – это давно забытые нормы кормления грудью в довоенной России.
Фото. Плакат 1927 года
«Подводными камнями», мешавшими ребенку выплыть на широкую жизненную дорогу, в плакате названы: плохой уход, грязное содержание, темная комната, душный спертый воздух, кормление коровьим молоком, жеваная соска и ранний (до 6 месяцев) прикорм кашей.
Для многомиллионного крестьянства издавались реалистичные по своему рисунку плакаты с лаконичными лозунгами.
Фото. Плакат
«Матери, не подкидывайте детей! Идите в Советы социальной помощи – там вам помогут».
Фото. Плакат 1923 года
«Мы требуем груди матери!».
Фото. Плакат о суровой правде жизни.
«Соски-жвачки погубили больше крестьянских детей, чем пули солдат».
Жвачки в данном случае – это тряпки для сосания с жеваным хлебом, которые во многих областях России давали детям, когда мать уходила на работу.
Фото. Плакат 1940 года
«Наши дети не должны болеть поносами!».
С информацией, размещенной на данном плакате, согласится любой современный специалист по грудному вскармливанию:
– кормите ребенка до 6 месяцев только грудным молоком;
– с шести месяцев начинайте прикорм (по указанию врача);
– не отнимайте ребенка от груди летом;
– летом одевайте ребенка в легкую одежду;
– тщательно мойте посуду и игрушки ребенка, а также свои руки;
– защитите ребенка и его пищу от мух;
– аккуратно посещайте детскую консультацию.
Фото. Плакат
«Молоко матери – лучшая пища для грудного ребенка».
«Кормите ребенка грудью».
Фото. Плакат
«Кормите ребенка грудью».
– кормите ребенка грудью;
– не отнимайте его от груди летом;
– прикорм давайте только с разрешения врача;
– держите пищу ребенка на холоде; защищайте её от мух;
– при появлении у ребенка поноса или рвоты, прекратите кормление. Покажите ребенка врачу.
Фото. Плакат
«Не свивайте детей свивальниками и не надевайте чепчика».
«Свивание вызывает разные болезни кожи и мешает ребенку расти свободно и развиваться».
«Чепчик способствует образованию корочек на голове».
Фото. Плакаты
«О пользе грудного вскармливания в масштабах страны».
«Отчего в России умирает так много грудных детей?».
– Вследствие раннего прикорма кашей и жеваной соской.
«Что спасает Россию от массового вымирания детей?».
«Молока и сердца матери ничем заменить нельзя».
Фото. Плакат
«Зачем ты пьешь мое молоко? Разве твоя мать не кормит тебя грудью?».
Борьба с детской смертностью, особенно среди крестьянства, где по отношению к очередному новорожденному традиционно существовали понятия «жилец» и «не жилец», велась всеми возможными пропагандистскими способами.
Среди плакатов тех лет выделяется плакат С. Ягужинского , пропагандирующий женские консультации – новую форму медицинского обслуживания молодых матерей, с характерным лозунгом: «Дети не должны умирать!».
Фото. Плакат 1925 года
«Дети не должны умирать!».
Фото. Плакат
«Крестьянки, организуйте кассы взаимопомощи матерей!».
В середине 30-х годов в стране возник демографический кризис, связанный с падением рождаемости в результате активного вовлечения женщин в трудовую деятельность. После отмены карточной системы были приняты меры по расширению сети женских консультаций и законодательно запрещены ранее разрешенные аборты (в 1936 году). Главной задачей стала пропаганда увеличения численности детей в семье и медицинский всеобуч.
В годы Первой пятилетки, когда была окончательно ликвидирована женская безработица и женщины стали постоянным источником притока рабочей силы (в годы Второй пятилетки численность рабочих в стране росла ежегодно только за счет приема женщин на работу), государство практически целиком взяло на себя функцию воспитания детей. Социальная сфера была напрямую связана с производством. Считалось, что организация быта в городе и на селе полностью освободит женщину от семейных забот и позволит ей целиком отдать себя строительству социализма.
Фото. Плакат 1928 года
«Ясли и родильную помощь – работнице и крестьянке».
Фото. Плакат 1930 года
«Тракторы и ясли – двигатели новой деревни! Не забывайте о родильной помощи и консультациях в колхозах и совхозах».
Фото. Плакат
«За радостное цветущее детство!».
«За счастливую, крепкую семью!».
В 1944 году в стране было принято новое законодательство о семье, учреждены правительственные награды для многодетных матерей, введен налог на бездетность. Тема материнства получила в плакате официальный политический статус. На плакате Н. Ватолиной «Слава матери-героине!» (1944 год) образ женщины, окруженной детьми, приобрел монументальность и торжественность. Именно такими страна хотела видеть всех советских женщин.
Фото. Плакат
«Слава матери-героине!».
В начале 60-х годов значительное внимание уделялось пропаганде материнства в санитарно-просветительном плакате. Это плакаты: «Один ребенок – хорошо…» (В. Степанова), «А я хотела сделать аборт…» (А. Доброва), «Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре» (В. Тедерса).
Фото. Плакат
«Один ребенок – хорошо…».
Фото. Плакат
«А я хотела сделать аборт…».
Фото. Плакат
«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре».
Большое внимание в плакатах уделялось вопросам гигиены новорожденного. Например, в плакатах Н. Ватолиной, – «Чистота – главное в уходе за новорожденным», «У новорожденного должна быть чистая, отдельная постель», «Купать ребенка надо в специальной ванночке или корыте», «Белье новорожденного после стирки надо прокипятить. Гладить необходимо с обеих сторон. Хранить его следует отдельно от белья взрослых и других детей».
Данные советы перекликаются с рекомендациями «О стирке пеленок» и «Оберегайте ребенка от заболевания поносом» на грампластинках, выпущенных в 1941 году экспериментальной серией Институтом санитарного просвещения Наркомздрава СССР с текстами, озвученными Ю.Б. Левитаном.
Фото. Пластинки Института санитарного просвещения Наркомздрава СССР
Фото. Плакат 1958 года
«Чистота – главное в уходе за новорожденным».
Матери, которые продолжают кормить грудью своих малышей старше года, нередко слышат от старших родственниц: «Вот придумывают какие-то новомодные веяния! В наши времена все было не так…». В их времена действительно было не так. Но если поинтересоваться историей вопроса, то мы увидим все ту же традицию «долгокормления». А небольших и отдаленных сел послевоенная тенденция отлучения от груди в год и вовсе не коснулась…
Обычно для кормления грудью использовался принцип трех длинных постов – то есть мать кормила два Больших поста и один Успенский, либо два Успенских и один Большой, в среднем от полутора до двух лет. В летнее время, когда детская смертность становилась особенно высокой из-за кишечных инфекций, от груди не отнимали даже подросшего ребенка.
Очень интересное открытие сделала в 2012 году международная исследовательская группа, внимательно изучившая редкостную находку – коренной зуб неандертальского малыша. Группа исследователей – дантистов предположила, что особенности питания, в том числе кормления грудью, можно достаточно точно определить в зависимости от уровней накопления бария в ткани зубов, определяемых лазерным сканированием. Проверка на зубах современных младенцев эту гипотезу подтвердила, после чего ученые взялись за сканирование зуба младенца стотысячелетней давности, найденного в пещере в Бельгии. Выяснилось, что примерно семь месяцев древний малыш находился исключительно на грудном вскармливании, затем ему был введен какой-то прикорм, но кормление грудью продолжалось. Закончилось оно в возрасте около 1,2 года – это было резкое отлучение, а умер этот ребенок в возрасте около восьми лет. Конечно, сейчас невозможно сказать, по какой причине было прекращено кормление – была ли это культурная традиция, или дело было в смерти или беременности матери ребенка; к более точным выводам можно будет прийти после сканирования других зубов неандертальцев, если они окажутся достаточно сохранными и доступными для изучения.
В 20-х годах одним из значительных популярных изданий стала книга «Книга матери» (как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить своё здоровье), целью которой было стать школой матерей для тысяч и тысяч женщин. Беременность и уход за ребенком рассматривались в ней как своего рода работа, производительная деятельность на благо советского общества Главной её мыслью было то, что младенческая смертность преодолима при соблюдении простых правил – кормление грудью минимум до года, свободное пеленание, доступ свежего воздуха, чистота тела и окружения малыша.
В популярной брошюре «Азбука матери» писалось: «Корми, пока ребенок не наестся, насосётся и заснет, а заснул, тихонько отними от груди и положи в корзинку». Увы, даже активное просвещение матерей не могло быстро изменить взгляды, складывавшиеся столетиями. Новую информацию мало кто воспринимал охотно, большинство женщин считало – то, что подходило их матерям и бабкам, будет подходить им самим.
Точно также и сегодня очень часто приходится слышать: «Мы сами росли и детей своих вырастили на смесях или коровьем молоке, и все у нас хорошо, нам не нужны эти новомодные веяния». На самом деле нынешние новомодные веяния в прямом смысле слова представляют собой хорошо забытое старое.
Когда мать кормит ребенка из бутылки, приучает засыпать самостоятельно с младенчества, отдает в ясли, не обращая внимание на крики и слезы, она игнорирует здоровые потребности новорожденного и маленького ребенка в угоду постиндустриальному технологическому обществу, во главе угла которого стоит удовлетворение потребностей материальных, стимулирующих развитие технологий, конкуренции, жажду получения прибыли. А от грудного молока какая прибыль? Может не стоит высокомерно относиться к нецивилизованным обществам (например, индейцам Амазонии), которые воспитывают детей с низким уровнем агрессии, ненависти, конкуренции. В этих обществах постоянно присутствует близость матери и ребенка. А если к этому добавить тот факт, что отсутствие подобной близости является частой причиной различных отклонений в развитии детей (что признала медицина), то уже не остается сомнений в том, что в развитии ребенка немалую роль играет опыт его рождения и вид вскармливания. Сейчас семья редко имеет более двух детей, дети стали более ценны, и мало что мешает (мы живем в более спокойное время, имеем возможность уйти в отпуск по уходу за ребенком) матери быть близкой с ребенком в первые годы, когда закладывается его физическое и психическое здоровье. В процессе грудного вскармливания формируется целый комплекс тончайших психофизиологических контактов между матерью и ребенком, которые могут остаться пожизненной основой внутрисемейных отношений. Кормление грудью дает ребенку ощущение благополучия и навсегда запечатлевается на его психике. Есть мнение, что дети, длительно (до 1 года и более) находившееся на грудном вскармливании, растут более защищенными и приспособленными к жизни, они реже отличаются агрессивностью, более спокойны и равнодушны. Однако, тем не менее, миф о доступности искусственного вскармливания и его равноценности грудному ещё очень живуч, и многие наши мамы и бабушки поддерживают его, не имея опыта успешного кормления. В то же время в результате неблагополучной экологической обстановки количество здоровых детей, увы, неуклонно сокращается. Применение искусственных смесей для их вскармливания – дополнительный фактор ухудшения здоровья. Надо понять, что стоит осознанно относиться к выбору типа вскармливания своего ребенка.
В последние годы в мире изменился подход к вопросам грудного вскармливания, психологии новорожденного. Многие утерянные знания и навыки восстанавливаются, в ходе научных исследований обнаруживаются новые данные о положительном влиянии материнского молока на организм малыша.
Теперь есть возможность дать малышам то, что не могли сделать предыдущие поколения женщин – вскормить своего малыша молоком, ему предназначенным природой.