Евдокимов Ю.А. 2004
Никольский детский дом
homekids rambler.ru
Содержание
1. МАЛЕНЬКАЯ ПАМЯТКА для желающих устроиться на работу воспитателем в детский дом
Вы в сомнении. Вам необходимо принять очень важное решение, Вы боитесь ошибиться, Вас одолевают сомнения и мучают вопросы: «Мое ли это? Справлюсь ли я? Стоит ли оно того?» Наверное, Вы старались побольше узнать про детский дом, думали, советовались с семьей, друзьями, и это правильно. Ну, а я, как директор детского дома, попробую помочь Вам принять правильное решение. Но давайте по порядку.
Скорее всего, Вы понимаете, что работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях — детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия — большая нагрузка и огромная ответственность. Скорее всего, Вы знаете, как непросто дома справиться даже с одним своим ребенком, а здесь их у вас будет 8-12. Логичны вопросы: «Смогу ли я стать для них своим человеком? Примут ли они меня в свою маленькую семью? Смогу ли я хоть чуть-чуть заменить им родителей?» А какое тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных Вам детей, но и за их обожженные и преданные людьми души. «Смогу ли я за относительно короткое время (пока дети в детском доме) отогреть и закалить их, подготовить к самостоятельной жизни?» Да и кто сказал, что только Вас они и ждали, что примут с распростертыми объятиями, сразу откроют Вам свои сердца? Ой, как часто их обманывали и предавали, использовали в своих целях…
Можно много пугать Вас тем, что наши дети социально и педагогически запущенные. Объясняю, что это значит практически — многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определенные психические нарушения. Да, все это так, но спасти их сможет именно ВАШЕ терпение, внимание и любовь. Сколько ее у Вас, хватит ли на всех?
Готовы ли Вы вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих Вам в принципе детей? Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными…
Нет, наша работа непохожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.
Наверное, наша работа больше похожа на церковное служение. Я думаю, никакой зарплатой нельзя компенсировать эти затраты души. Какую нужно иметь веру и силу духа, чтобы не уйти, не бросить такую работу, а медленно гореть в жертвенном огне! Есть и другой выход (худший из всех) — стать таким как все, просто «тянуть лямку», устраняясь душой от постепенно ставшей постылой работы.
Всегда честно предупреждаю — работа в детском доме отразится на вашей семье. И если вы слабы, нетверды в своем стремлении идти до конца, то все негативно отразится на вашем супруге, детях. Но были и обратные случаи, когда такая работа скрепляла семью, свои дети, соприкасаясь с чужой болью и имея возможность сравнивать, вырастали более чуткими, духовно зрелыми людьми.
Еще работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…
У нас был случай, когда на одной из групп в течение трех лет поменялось 5 воспитателей. Каких трудов стоило нам через несколько лет привести этих детей в порядок. Были воспитатели, которые отработали в детском доме буквально один день и увольнялись, не выдержав этого напряжения. А как тяжело было построить эту первую встречу с детьми, каким ожиданием горели глаза ребят…
Важно все тщательно взвесить и обдумать заранее, иначе Вы вновь причините боль детским обожженным душам. Детям, которых предали самые родные и близкие люди — родители. Они уже очень недоверчиво относятся к новым взрослым. Они как будто уже не ждут от них ничего хорошего и мстят нам, взрослым за боль и страдания, которые причинил им этот взрослый мир.
Вы готовы ко всему этому?
Вы реально оцениваете свои силы?
Что движет Вами?
Нереализованные родительские чувства, отсутствие другой работы или что-то другое? Прежде чем переступить порог детского дома, разберитесь в себе: «Зачем Вам это нужно, готовы ли Вы?»
Если Вы разобрались в себе и у Вас есть правильный настрой, не надо бояться отсутствия специальных знаний и необходимых навыков, все придет достаточно быстро. Если же нет внутренней готовности, то знания и умения недолго будут спасать.
Вот я и рассказал Вам об тех моментах, которые обязательно нужно знать и учитывать, если Вы хотите устроиться на работу в детский дом. Теперь — решение за Вами. Нам очень нужны воспитатели, так как поступают все новые дети, будут открываться новые группы. Сейчас у нас почти 100 детей, и они ждут,… может быть именно Вас.
Приходите!
(маленькая памятка для нового воспитателя)
Вот Вы и влились в нашу большую дружную семью, нашу маленькую страну — детский дом. И дети, и взрослые поздравляют Вас с первым рабочим днем в нашей семье (а теперь она уже и Ваша).
Естественно, у Вас есть определенные опасения, переживания, и мы это отлично понимаем, т.к. сами когда-то проходили через это. Вы уже имеете жизненный опыт и знаете, что каждая семья, любая организация имеет свои формальные и неформальные традиции, определенные правила поведения. По тому, как воспринимает их новичок и оценивается, насколько успешно он влился и прижился на новом месте. У Вас есть определенные ожидания к нам, мы тоже что-то ждем от Вас. И для того, чтобы наша большая семья быстрее стала и Вашей семьей, чтобы этап «набивания синяков и шишек» был как можно короче, чтобы не было взаимных обид и непониманий — давайте договоримся о важном.
Воспитатель в детском доме — это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа — вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей (этим и отличается он от хорошего тюремного надзирателя).
Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания — это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле… Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети — наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.
Не стесняйтесь подходить к более опытным коллегам и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно. Но пропускайте советы через свою душу, через свою совесть, в сложных случаях посоветуйтесь с батюшкой.
В нашей семье все на виду и достаточно быстро видишь отдачу. Чем больше времени и сил ты отдаешь детям, чем больше сердца и души вкладываешь — тем быстрее дети откликнутся. Но и не расстраивайтесь, если не все будет получаться сразу. Такого не было еще ни разу, ни у кого. Настраивайтесь не на чудо, а на творческий, иногда рутинный и не всегда благодарный, но всегда тяжелый педагогический труд.
Вам интересно, а как администрация оценивает работу воспитателя, на основе каких показателей премирует, посылает в поездки за границу, представляет к Почетным званиям? Кроме формальных (и очень важных показателей) — оценки детей в школе, чистота в спальнях, группе, отсутствие самовольных уходов и других нарушений, дисциплины, целенаправленное проведение воспитательных и коррекционно-развивающих занятий, выполнение режимных моментов (вовремя поднять группу, отправить в школу, посадить на самоподготовку и т.д.), есть и другие моменты.
А загораются ли у детей глаза, когда воспитатель приходит на работу, радуется ли они этому, ждут его? Насколько детям хорошо с ним? Они откровенны с воспитателем, доверяют ли ему свои маленькие тайны? Уважают ли они его, стал ли он для них авторитетом (или просто пустое место)? Уважает ли и любит воспитатель своих детей, готов ли отстаивать их интересы? Проводит с детьми как можно больше времени (вообще, воспитатель без детей, гуляющий по детском дому вызывает легкое недоумение). Воспитатель, который считает минуты и постоянно готовый скорее убежать от детей домой вызывает раздражение и жалость (это о тех, кто в 20.45 уже надев шубы, куртки, быстрее раздает второй ужин и, не укладывая детей, убегает домой). Воспитатель, который сидит и сплетничает с коллегами в рабочее время вызывает желание скорее избавиться от него. Это резко, но предельно честно, чтобы Вы умели понимать взгляды — иногда в них может быть восхищение, восторг от Вашей работы, иногда молчаливое недоумение: «Ну, как же Вас угораздило?» Иногда — открытый упрек.
Обобщая эти замечания можно сказать, что при оценки работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них. Комфортность понятна без разъяснения, а с полезностью сложнее. Наша главная задача в детском доме — создав условия, приближенные к семейным, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Сколько новых знаний и умений нужно дать ребенку, сколько поработать над непростым характером каждого! Поэтому простой пример: можно быть мягким, добрым воспитателем, ничего не требовать от детей, не поддерживать дисциплину и порядок, чистоту, не бороться за хорошую учебу, проводить постоянные чаепития с детьми, и большинство детей будут довольны, им будет комфортно. Это гостевая позиция, но что она даст не выходе? Как у таких детей сформируется нужные свойства личности, откуда возникнут необходимые знания и умения? Результативность такой работы будет близка к нулю.
Но и когда работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки тоже плохо. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать, увлекать их этими занятиями, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти занятия.
Если ребенок будет ждать встречи с Вами, если ему так интересны ваши занятия, он сам будет ждать таких занятий, вам будет гораздо проще работать.
Практика показывает, что у одних воспитателей лучше получается методически-грамотные занятия в разнообразных формах (беседы, инструктажи, практические занятия, экскурсии, викторины и т.д.), у детей их группы хорошая успеваемость, дисциплина и порядок в детском доме, чистота и уют в спальнях.
У других воспитателей очень хороший эмоциональный контакт со своими детьми, дети дорожат расположением воспитателя и чтобы не доставить ему огорчения, стараются хорошо учиться, не нарушать дисциплину и т.д.
Конечно, в идеале должно быть и то и другое, и такие воспитатели к счастью в детском доме есть. Определите свои сильные и слабые стороны, постоянно работайте над собой, не стесняйтесь советоваться с опытными коллегами, посещайте их занятия — и все у вас получится.
Вот мы и закончили наше небольшое напутствие. Верьте в себя, отдавайте детям душу и все у Вас получится.
В добрый путь!
Структура и органы управления детским домом
Структура и органы управления ГБУ Детский дом № 2 г.Уфы (Из новой редакции устава учреждения от 11 сентября 2015 г.)
Директор
Коллегиальные органы управления
Общее собрание трудового коллектива
Попечительский совет
Педагогический совет
Профсоюзный комитет
Организация деятельности Учреждения
Управление Учреждением
Организация образовательной деятельностью
Учреждение не имеет филиалов и представительств. Учреждение может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения.
Общее управление детским домом состоит в структуризации деятельности, планировании, контроле, учете и анализе результатов деятельности.
Сложившаяся модель структурных подразделений соответствует функциональным задачам детского дома. Все структурные подразделения выполняют основные задачи, определенные программой учреждения.
Управленческая деятельность администрации детского дома направлена на достижение эффективности и реализации целей воспитания.
В детском доме структура управления – матричная, которая отвечает современным требованиям. Для данной структуры характерно чёткое распределение обязанностей, вертикальная связь, основанная на принципах единогласия и самоуправления, и горизонтальная связь, основанная на принципах коллегиальности и сотрудничества.
Органом общественного самоуправления в учреждении выступает Общее собрание трудового коллектива, объединяя руководящих, педагогических, технических специалистов, работников пищеблока, т.е. всех лиц, которые работают по договору в детском доме.
Общее собрание трудового коллектива детского дома осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, Уставом детского дома.
Общее собрание трудового коллектива обсуждает и рекомендует к утверждению проект Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об Общем собрании, графика работы, графика отпусков сотрудников детского дома, Положение о фонде надбавок и доплат и другие локальные акты в пределах установленной компетенции. Вносит изменения и дополнения в Устав детского дома. Обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в детском доме и мероприятия по её укреплению, рассматривает факты нарушения трудовой дисциплины работниками детского дома. Вносит предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности детского дома. Заслушивает отчеты директора детского дома о расходовании бюджетных и внебюджетных средств. Знакомится с итоговыми документами по проверке государственными и муниципальными органами деятельности детского дома и заслушивает администрацию о выполнении мероприятий по устранению недостатков в работе.
Организационная структура Педагогического совета позволяет упорядочить систему управления и взаимодействия, объединить усилия коллектива детского дома для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Попечительский совет является добровольным объединением граждан, объединенных для оказания содействия Учреждению в деле
воспитания, обучения и улучшения условий жизни и быта воспитанников.
Попечительский совет создается в целях дальнейшего развития Учреждения и его взаимодействия с социальными партнерами, совершенствования обслуживания проживающих в нем воспитанников, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности Учреждения, а также установления общественного контроля за соблюдением прав и условий содержания воспитанников, находящихся в Учреждении, и использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды Учреждения.
Организационная структура Профсоюзного комитета детского дома стоит на защите профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов.
Для достижения этой цели Профсоюзный комитет решает следующие задачи:
— добивается повышения благосостояния и жизненного уровня членов Профсоюза;
— обеспечивает защиту права каждого члена Профсоюза на труд, получение профессии и повышение квалификации, справедливую и своевременную оплату труда;
— содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий труда членов Профсоюза;
— осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства РФ, РБ, затрагивающего трудовые, экономические и социальные интересы членов Профсоюза;
— представляет работников детского дома на награждение отраслевыми и государственными наградами;
— укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество профсоюзных организаций и членов Профсоюза.
Все сотрудники детского дома являются членами профсоюза (100%).
Контингент образовательного учреждения.
В детском доме всего 45 воспитанников, из них 23 (сироты и дети оставшиеся без попечения родителей) на стационаре, 22 — дети, ноходящиеся в учреждении по соглашению (Постановление правительства № 481 от 24 мая 2014 г.). В детском доме функционируют 6 групп, в которых проживают воспитанники в возрасте 3-7 лет.
Направления коррекционно — развивающей работы:
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного и воспитательного процесса.
Содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с ОВЗ и оказание помощи в усвоении программы.
Направления коррекционной работы:
— педагогическая коррекция нарушений в развитии;
-логопедическая помощь;
-психологическая помощь;
-создание здоровьесберегающей образовательной среды.
* Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом на специальных занятиях.
* Логопедическая служба представлена работой двух логопедов.
* Занятия по ЛФК проводятся индивидуально в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Содержание образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в детском доме организуется в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и адаптированным образовательным программам дошкольного образования:
— для детей с задержкой психического развития;
— для детей с интеллектуальной недостаточностью;
— для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Адаптированные программы составлены на основе требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Коррекционно-образовательные программы:
1. Программа С.Г.Шевченко «Подготовка детей к школе»
2. «Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
3. «Специальная коррекционная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения» под ред. В.А. Феоктистовой.
4. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» под ред. Е.Филичевой, Г.Чиркиной.
Дополнительные программы и технологии.
— «Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
Л.В. Гаврючина.
— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» — Н.Н.Авдеева,
Р.Б. Стеркина.
— «Развитие социальных навыков детей дошкольного возраста» — О.Р. Меремьянина.
— «Материалы М.Монтессори»
Основной формой образования и воспитания является игра и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Содержание образовательного процесса реализуется на основе рабочих программ педагогов и воспитателей.
В работе детского дома используются следующие педагогические технологии:
— проблемное обучение;
— игровые технологии;
— проектная деятельность;
— здоровьесберегающие технологии.
Вывод: Образовательная деятельность в детском доме организована в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, государственной политики в сфере образования и осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.
Организация образовательного процесса
Воспитательно-образовательная работа в детском доме организуется в соответствии с адаптированными образовательными программами и планируется согласно циклограмме НОД, утвержденной на педсовете. Работа педагогов и воспитателей организуется по перспективному планированию, содержание которой соответствует учебному плану.
Учебный план образовательного процесса составлен в соответствии с современными дидактическими, санитарными и методическими требованиями, в соответствии с ФГОС ДО. При составлении плана учтены предельно допустимые нормы учебной нагрузки. Работа строится на основании календарно-тематического планирования по единой теме, используется проектная деятельность, исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность.
При организации воспитательно-образовательного процесса используются современные формы организации образовательного процесса: различные формы НОД (индивидуальные, групповые, подгрупповые); созданы условия для взаимодействия детей разного возраста (совместные праздники, концерты, спектакли).
При составлении циклограммы НОД соблюдены перерывы продолжительностью не менее 10 минут, предусмотрено время для физкультурных минуток, двигательных пауз. В комплексы включаются корригирующие на осанку, зрение, пальчиковые и дыхательные упражнения.
Для более качественного усвоения материала детьми в образовательную деятельность вовлечены специалисты разных направлений: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Основными годовыми задачами работы в 2018-2019 учебном году были:
1.Организация работы по сохранению и укреплению физического здоровья и обеспечения психологически-комфортного пребывания детей в детском доме.
2.Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программы детского дома.
3.Повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышения качества образования через овладение современными образовательными технологиями и применение их в образовательном процессе.
4.Совершенствование работы с семьями воспитанников через педагогическое сопровождение и просвещение родителей в вопросах воспитания ребенка.
Вывод: Образовательная деятельность в детском доме организована в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию и направлена на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.
Диагностика образовательного процесса
Один из основных признаков диагностики – комплексный подход, который дает оценку особенностей развития ребенка всеми специалистами.
Результатом осуществления образовательного процесса являются показатели уровня познавательного развития и подготовки детей к обучению к школе. Диагностика образовательного процесса осуществлялась через отслеживание результатов образовательных программ 3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года). Результаты обследования детей в мае месяце показывают преобладание детей со средним уровнем развития при значительной динамике на конец учебного года. Коррекционные программы усваиваются детьми в зависимости от уровня развития высших психических функций: памяти, внимания, речи, мышления, наличия синдрома гиперактивности, что способствует отставанию в развитии детей.
Правила и условия поступления в детский дом № 2
Прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждение производится на основании следующих документов:
— постановление главы администрации городов (районов) РБ о направлении ребенка в учреждение;
— путевка учреждение, выданная учредителем;
— заключение ГБУ республиканская психолого-медико-психологическая комиссия;
— свидетельство о рождении ребенка, а при его отсутствии – заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
— фото 6 шт.;
— документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;
— акт обследования условий жизни ребенка;
— опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
— сведения о родителях (законных представителей) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
— справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
— копии решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию (при получении их на ребенка родителем или лицом, его заменяющим);
— анкета ребенка о постановке на учет в региональный банк данных Министерства образования РБ;
— свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ;
— полис обязательного медицинского страхования;
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
— сберегательные книжки и другие лицевые счета, денежные вклады, открытые на имя ребенка, а так же ценные бумаги (акции, сертификаты и т.д.) имеющиеся до направления его в учреждение;
— ребенок-инвалид, необходимо дополнительно предоставить справку медико-социальной экспертизы, пенсионное удостоверение, индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;
— медицинские документы о состоянии здоровья.
Прием детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, имеющих родителей (законных представителей):
— заявление родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учреждение;
— заключение ГБУ республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия;
— заключение Уфимского научно-исследовательского института глазных болезней;
— путевка-направление в учреждение, выданное учредителем;
— свидетельство о рождении ребенка, а при его отсутствии – заключение медицинской экспертизы, удостоверяющей возраст ребенка (копия);
— фото 4 штуки (3*4);
— паспорт родителей (копия);
— справка о составе семьи;
— справка с места работы родителей;
— свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ;
— полис обязательного медицинского страхования (копия);
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (копия);
— справка медико-социальной экспертизы ребенка (копия);
— пенсионное удостоверение (копия);
— индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (копия);
— медицинские документы о состоянии здоровья.
Основные задачи стоящие перед коллективом детского дома:
Создание определенного комфортного для ребенка микроклимата; щадящий активнодеятельный режим, в котором развиваются желания детей заниматься, играть, общаться; создание атмосферы, в которой педагог и ребенок — партнеры в познавательном процессе.
В соответствии с двухсторонним договором ведется совместная работа специалистов детского дома с РПМПК, с ГБУЗ РЦПБ со СПИДом и ИЗ, с МБУЗ Детской поликлиникой №1 г. Уфы.
Спортивные сооружения
В здании имеется спортивный зал, оборудованный современным инвентарем, территория оснащена детским спортивным оборудованием, необходимым для создания максимально комфортных, оздоравливающих условий для проживания воспитанников. Спортивное оборудование соответствует гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СанПин 2.4.3259-15 от 9.02.15 г. № 8).
Опыт детского дома «Наша семья»
Комментарии специалистов о работе
детского дома № 19 «Наша семья»
В 1994 г. в Центральном учебном округе города Москвы был открыт детский дом № 19 «Наша семья» — первый в России детский дом, предоставляющий патронатное воспитание.
Фактическая работа детского дома началась в 1996 г. c утверждения устава, предусматривающего устройство детей – воспитанников детского дома на патронатное воспитание в семьи воспитателей детского дома.
В 1999г. Префектура ЦАО и Центральное окружное управление образования выделило вновь построенное здание, в котором разместились новые службы – приемное отделение и реабилитационная группа. Сюда же переехали выросшие за 4 года работы проекта социальные службы и служба реабилитации.
В 2001 г. был принят Закон г. Москвы, регулирующий патронатное воспитание и создание уполномоченных служб органов опеки и попечительства, в том числе и по устройству детей на воспитание в семью. Закон также предусматривал проведение профилактической работы с кризисными семьями с целью их реабилитации и сохранения семьи для ребенка (работу по социальному патронату).
Таким образом, начиная с 2001г., в детском доме проводится работа по устройству на патронатное воспитание в семью детей, нуждающихся в государственной защите (термин установлен законом г. Москвы и является объединяющим для категорий детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей в социально опасном положении).
Учреждение и 6 органов опеки и попечительства, расположенные в Центральном административном округе г. Москвы, заключили договора о муниципальном заказе, согласно которым детский дом становится их уполномоченной организацией по устройству детей, нуждающихся в государственной защите, и выявленных на данной территории, в семьи на патронатное воспитание. Детскому дому также поручалась работа по социальному патронату детей, проживающих в кризисных семьях в ЦАО, с целью проведения обследования таких семей и работы с ними по нормализации их жизни и сохранения их для ребенка.
За 10 лет работы через проект прошло около 300 детей. Также получили помощь еще около 60 детей, проживающих в неблагополучных кровных семьях.
Этот эксперимент позволил создать модель уполномоченного учреждения органа опеки и попечительства, предоставляющего патронатное воспитание и отработать основные технологии работы:
службы социально – реабилитационного сопровождения ребенка и семей при помещении ребенка на патронатное воспитание,
службы по устройству ребенка в семью,
службы социального патроната и планирования попечения.
В создании модели приняли участие: Центральное окружное управление образования, Министерство образования России, ведущие специалисты Англии и США, а также весь коллектив детского дома и специалисты Центра «Наша семья», созданного при детском доме (НПО).
Целью такого учреждения является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство ребенка на воспитание в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье (социальный патронат).
Детский дом как уполномоченная организация органа опеки и попечительства имеет следующую структуру:
1. Стационарные группы детского дома:
1. приемное отделение
2. реабилитационная группа по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья)
3. социальная семья по подготовке подростков к самостоятельной жизни.
2. Социальная служба по работе с детьми отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана; ведет мониторинг развития детей, воспитывающихся в стационарных группах и в патронатных семьях.
3. Служба социального патроната организует профилактическую работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими на территории данного муниципалитета Центрального округа г. Москвы. Работа проводится с теми семьями, в которых имеется угроза жизни, здоровью ребенка, его нормальному развитию и имеется опасность изъятия ребенка из семьи. Также данная служба работает с родителями тех детей, которые уже изъяты из семьи и помещены в проект с целью возврата детей домой.
4.Служба юридической помощи осуществляет защиту интересов воспитанников и консультирует семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, проживающие на территории ЦАО.
5. Служба по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание) информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, дальнейшее сопровождение семей.
6.Реабилитационная служба осуществляет индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы создана медицинская и психологическая детская службы.
Такая структура учреждения позволяет профессионально обеспечить реализацию всех процессов в деятельности органа опеки и попечительства по осуществлению планирования попечения над ребенком.
Орган опеки может задействовать специалистов профессиональных служб своего уполномоченного учреждения как на этапе выявления и оценки неблагополучия в семье, так и при работе с этой семьей с целью ее реабилитации, а затем, на этапах временного изъятия и устройства ребенка или при необходимости его постоянного устройства в семью.
Материалы по патронатному воспитанию, представленные в данном сайте Минобрнауки, разработаны на основе итогов работы детского дома № 19 и обобщены специалистами Центра «Наша семья». По итогам научной работы защищена 1 кандидатская диссертация и подготовлены к защите еще 3 работы.
В данном разделе мы очертим лишь круг задач и итогов работы проекта. Основные результаты и разработки Вы найдете в разделе, посвященном патронатному воспитанию и психологическим аспектам семейного устройства детей.
В системе патронатного воспитания особое место занимает контроль (мониторинг) здоровья и развития детей. В связи с тем, что ребенок, изъятый из семьи и помещенный в детский дом, через какое-то время передается на воспитание в патронатную семью, контроль за его здоровьем и определение наиболее эффективных форм развития, как физического, так умственного и эмоционального, приобретает первостепенное значение.
Формой коллективной оценки эффективности развития ребенка и применяемых мер является консилиум, коллегиальный орган, в результате деятельности которого вырабатывается решение об успешности развития ребенка во всех областях жизни в детском доме или семье, выявляются проблемы и пути их решения. На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана по организации повседневной жизни ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно – реабилитационных действий.
Все эти годы проводится мониторинг динамики развития воспитанников по следующим показателям: Физическое здоровье (степень физического развития, моторных функций, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень выраженности , стадия, частота рецидивов, длительность ремиссий, наличие или отсутствие неврологических заболеваний, частота простудных заболеваний в течение года, а также совокупность всех этих факторов), психическое здоровье (уровень психического развития, степень задержки психического развития), невротические проявления (энурез, заикание, нервные тики, астма, тремор рук, аффективные вспышки, ночные кошмары, дезорганизация деятельности), самовосприятие (знание ребенка о себе, своем прошлом, способность к внутреннему самоотчету, самопринятие), социальная адаптация (агрессия, замкнутость, нарушения речевого общения, незнание норм поведения, отсутствие навыков самообслуживания, воровство, школьная дезадаптация, отсутствие игровых навыков), школьная дезадаптация (школьная мотивация, сформированность познавательность интересов, уровень знаний, умений и навыков.), развитие речи .
Самое тяжелое состояние при поступлении в детский дом дети имеют по физическому здоровью и развитию познавательной сферы, школьной адаптации, далее – невротические проявления , психическое здоровье, социальная адаптация, речевое развитие , самовосприятие . В настоящее время (после пребывания ребенка в проекте от года и более) улучшения составили почти 100%, т.е. все дети перешли в группу, имеющих незначительные отклонения в развитии или норму.
Анализ динамики выделенных показателей по времени реабилитационного воздействия показывает, что наиболее успешно преодолевается школьная и социальная дезадаптация, причем основные изменения происходят до помещения ребенка в семью.
Следующими по динамичности являются: физическое здоровье, невротический статус, развитие речи, самовосприятие. Труднее всего поддаются коррекции отклонения в психическом здоровье. Невротические проявления являются результатом плохого обращения с ребенком в семье, а также показателем высокой тревожности ребенка вследствие разрыва с семьей. В настоящее время полностью эти проявления исчезли у 58% детей, редкие невротические проявления – у 31%, средняя степень осталась у 11% воспитанников, что показывает эмоциональное выравнивание и стабилизацию психики детей.
Нарушения в социальной адаптации при поступлении в детский дом выражаются в отсутствии у детей адекватных знаний об окружающем мире, норм поведения, навыков самообслуживания, причем проявления этих нарушений значительные.
В настоящий момент социально – адаптированы (уровень нормы)- 65% воспитанников, минимальные нарушения остались у 23%, нарушения средней степени – у 9%. Тяжелые нарушения компенсированы.
Центральной задачей реабилитационной работы является создание в детском доме условий и воздействий психотерапевтического характера, ориентированных на детей с проблемами в эмоциональном развитии, чтобы предотвратить переход недостатков эмоционального развития в нарушения поведения ребенка.
Особое значение уделяется определению лучшего варианта устройства ребенка: или возможности для ребенка помещения в семью, минуя детский дом или определение его в реабилитационную группу стационара. Как показывает наш опыт, от 50% до 70% детей нуждаются в коррекционно-реабилитационной помощи в стенах учреждения, чтобы адаптация в семье прошла быстрее, а дальнейшая жизнь в ней была успешной.
Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме № 19
- Устройство на длительный срок.
- Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению).
- Экстренное устройство на патронатное воспитание.
- Устройство детей-инвалидов.
- Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни.
- Устройство на короткий период времени (до полугода либо периодически на небольшое количество дней) с целью проведения оценки состояния здоровья, психологических особенностей и развития ребенка.
- Сейчас соотношение патронатных воспитателей, принимающих детей на долгосрочное и краткосрочное размещение равно 4:1.
- Патронатный воспитатель:
- получает трудовой стаж, социальные гарантии
- получает зарплату и пособие на ребенка, за которое предоставляет отчет
- совместно с сотрудниками детского дома решает проблемы воспитания ребенка: в случае необходимости приводит ребенка к детскому психологу, посещает «взрослого» психолога, посещает «родительские университеты» и пр.
- повышает профессиональный уровень и развивает родительские компетенции
- вступает в новый круг общения.
Социальными работниками детского дома проводится работа по социальному патронату .
Орган опеки и попечительства устанавливает социальный патронат над семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи, дети в такой семье должны быть признаны нуждающимися в государственной защите.
Цель профилактической работы социальной службы в этих случаях – обеспечение безопасности ребенка, предотвращение алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи, обеспечение стабильности изменений в семье.
Некоторые итоги работы Детского дома № 19
- За 10 лет работы в детский дом было направлено около 250 детей
- За время пребывания в проекте (в реабилитационной группе и в семьях) происходит практически 100% нормализация развития детей.
- Всего за время работы проекта «Наша семья» было зафиксировано 5500 звонков от людей, интересовавшихся приемом ребенка в семью, проведено 662 индивидуальных интервью, 42 группы тренинга, в которых прошло обучение 373 семьи. Часть кандидатов после прохождения тренинга изменили свои намерения и отказались от решения брать ребенка, у некоторых изменились обстоятельства. Не дождавшись ребенка в нашем проекте, некоторые (есть данные о 32 семьях) взяли детей в других детских учреждениях.
- Всего: на долгосрочное воспитание взяли детей 126 семей (из них в 6 семьях есть дети на краткосрочном патронате), на краткосрочное – 44 семьи.
- Сейчас всего семей 86. Из них: 83 – долгосрочный патронат (из них в 2-ух семьях есть еще и краткосрочный патронат) и 3 семьи только краткосрочный патронат. На краткосрочном патронате было 70 детей в 43 семьях. Сейчас на краткосрочном воспитании находится 11 детей в 5 семьях.
- Вырастили 19 детей из 17 семей, из них покинули патронат 13 семей.
- Усыновили 26 детей 21 семья (из них четыре зарубежных усыновлений детей- инвалидов). Взяли под опеку 7 детей 7 семей
- Расторгли договор 23 семьи (15 семей покинули патронат, 6 продолжили работать, 1 семья ожидает ребенка). Из них:
- Расторжение договора по инициативе службы – 8.
- Расторжение по инициативе семьи — 11
- Расторжение по инициативе ребенка — 4
В настоящее время в штате состоит 86 патронатных воспитателей.
В режиме пассивного ожидания (т.е. не получили отказа от нас и не отказались сами) находится 18 семей. В активном резерве (ждут звонка, чтобы начать знакомство с ребенком) состоит 21 семья.
- Совместно с Центром «Наша семья» и под эгидой Министерства образования разработана и апробирована методическая документация для работы по патронату.
- Разработан проект Федерального Закона Российской Федерации О минимальных социальных стандартах организации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей (и разработанные на его основе поправки в Семейный Кодекс РФ)
- Проект аналогичного Закона Субъекта Российской Федерации
- Проект Положения О патронатном воспитании
- Обоснование принятия Федерального Закона Российской Федерации о минимальных социальных стандартах организации деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении детей.
- Пакет рабочих форм «Воспитание детей» для деятельности органов опеки и попечительства по планированию попечения над детьми, контролю эффективности мероприятий по защите прав ребенка, оценке состояния развития ребенка, находящегося на попечении органов опеки и попечительства.
- Программа переподготовки социальных работников для работы в уполномоченных службах органов опеки и попечительства по устройству детей на воспитание в семьи и по социальному патронату.
- Программа подготовки патронатных воспитателей и усыновителей.
- Модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству для муниципального образования
- Модель организации и деятельности учреждения для детей, нуждающихся в государственной защите, предоставляющего патронатное воспитание.
- В результате реализации намеченной системы воспитательных воздействий, осуществляемых в общем контексте идей по созданию модели нового вида образовательного учреждения для детей-сирот, созданы реальные условия, что:
- у каждого ребенка в проекте реализовано право жить и воспитываться в семье;
- ему предоставлено индивидуальное комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого осуществлена защита прав ребенка, предоставлена необходимая медицинская помощь, простроен образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными потребностями;
- в организованной коллективной деятельности происходит расширение и обогащение его социально- бытового опыта, познавательных интересов;
- процессы социальной адаптации проходят по типу семейных детей, исчезает необходимость постинтернатной адаптации.
Наиболее важными выводами из опыта детского дома № 19 являются:
— опыт работы доказал эффективность разработанной модели организации работы по опеке и попечительству, включающей процессное управлении и планирование попечения и создание уполномоченных организаций органа опеки для профессионального обеспечения работы с ребенком на различных этапах;
— такая организация работы позволяет устроить в семьи практически всех детей, которые не могут по тем или иным причинам проживать с родителями и на тот срок, который необходим ребенку- как временно, так и на длительный срок — до совершеннолетия;
— в таком учреждении проводится работа по сохранению ребенка в биологической семье, проводится реабилитация семьи и дети возвращаются домой;
— те дети, которых не удается возвратить родителям, помещаются на воспитание в семьи, в результате чего дети перестают пополнять банк данных детей – сирот;
— при такой системе организации помощи ребенку и семье происходит практически полная нормализация развития ребенка, что является основным результатом работы служб сопровождения и семьи;
— социально – экономическая эффективность модели: бюджет такого учреждения патронатного воспитания (уполномоченной службы органа опеки по устройству детей в семью) на 37% меньше, чем бюджет обычного детского дома;
— разработаны программы подготовки и оценки семей, желающих взять детей на воспитание;
— разработаны программы переподготовки кадров для этих служб.
Деятельность детского дома была высоко оценена комитетом Московской городской Думы, а также независимыми экспертами ЮНИСЕФ в 1999г.