И снова про оценки. Вопрос от мамы третьеклассницы, которым задаются многие (а в начальной школе почти все) родители:
«Чиновники сферы образования недавно сообщили, что среди поступающих в инстанции жалоб от родителей больше всего на занижение оценок в четверти. Могу подтвердить на своем опыте, что таких случаев действительно много. Моя дочь учится в третьем классе, и мы несколько лет наблюдаем, как наша любимая первая учительница жонглирует оценками по всем известным причинам или по своему настроению. Моя дочь старается учиться на пятерки, но из-за четверок рыдает, так как чувствует несправедливость и предвзятое отношение. Как сберечь психику ребенка, может быть стоит перейти в другую школу?»
Отвечает семейный психолог Катерина Дёмина.
В этом вопросе, при всей его незатейливости, зашиты очень важные темы. И главная среди них – тема власти и произвола.
Наша система образования выстроена по образу и подобию всей вертикали власти в стране: верховенство не закона, но произвола. То есть судьба человека, его успех или падение зависит не от внятной и прозрачной системы правил, а от настроения и благоволения одного конкретного человека.
Такое общественное устройство считается материнским. Символическая мать руководствуется настроением, отношением к своим детям. Сегодня ты у нее любимчик, завтра – негодник и изгой.
Самое тяжело переносимое для детей в такой системе воспитания – ее полная непредсказуемость. Никто не знает, за что сегодня будут карать, а за что миловать. Все зависит от того, в каком настроении проснулась маменька, с какой ноги встала и какой у нее сейчас день цикла.
В противовес отцовскому, жесткому и справедливому способу воспитания, где правила известны, одинаковы для всех, не меняются день ото дня. Мы можем наблюдать это явление во всех областях общественной жизни современной России, да и в исторической перспективе тоже.
В начальной школе власть классной руководительницы абсолютна и, по известному выражению, развращает тоже абсолютно.
Так как нет никакого противовеса в виде «третьего» (например, воспитателя-мужчины, да просто любого второго взрослого или коллегиальной группы). Да еще и декларируется «учительница – вторая мать», открывается просто необъятное поле для реализации принципа «кого люблю, того дарю». Это очень плохо.
Как сберечь психику ребенка
Я бы обратила внимание на утрированную реакцию девочки: она рыдает не из-за двоек, а всего лишь из-за четверок. То есть любая оценка, кроме отличной, для неё непереносима. Можно предположить, что девочка предъявляет себе (и, скорее всего, миру) невероятно завышенные требования. Скорее всего, в семье это постоянно тем или иным способом звучит: делать идеально – или никак. Если не можешь сделать как следует (читай: безупречно), лучше не начинай. Нет права на ошибку, тот, кто ошибается, уже не самый любимый, а «всего лишь» хороший. Неплохо было бы родителям понаблюдать за тем, как в семье реагируют на трудности и проблемы, какие слова при этом произносятся, чем утешаются и как выражается поддержка.
Самое главное – как сами родители относятся к оценкам дочери. Это важнейший компонент ее устойчивости. Кидаются ли утешать, призывают разобраться, укоряют за неуместные слезы. Это все – сообщения ребенку, которые он впитывает и усваивает.
Одна моя знакомая девочка боялась сделать ошибку в работе до такого состояния, что могла потерять сознание, ожидая раздачи тетрадок с оценками за контрольную. При этом мама настаивала, что никогда не ругает ее ни за какие оценки, вообще эта тема не обсуждается в семье.
Но если бы вы посидели за чаем в этой семье достаточно долго, вы бы заметили, что все разговоры ведутся исключительно о том, кто, где и в чем облажался (коллеги, соседи, родственники) и каким образом потом пострадал. Мало того, мама много раз с гордостью и пафосом рассказывала, как она полностью разорвала отношения с Н., М., О., когда они позволили как-то ошибиться в жизни. Сказали не то слово, опоздали на недопустимое время, позволили себе какую-то неприличную реакцию. «Я просто вычеркнула его из жизни!» – говорит с торжеством мама, не замечая, как сжимается рядом девочка. Очень страшно делать ошибки, если тебя за это могут вычеркнуть.
Не очень понятна и роль родителей в этом конфликте с учительницей. В принципе, можно было бы зайти в школу и попросить списком критерии оценок.
Они есть, будьте уверены, это регламент, который доводят до сведения всех учителей. А вот знают ли дети, за что им могут снизить оценку? Эта беседа должна происходить без ребенка, в спокойной манере, не в виде обвинения («За что вы ставите четверки моей дочери?!!»), а тоже – из исследовательской позиции: «Мне не очень понятны правила, не могли бы вы мне их разъяснить?» Для учительницы это тоже важный момент, возвращающий ее в профессиональные рамки.
С другой стороны, я знаю очень много случаев, когда хаотичное занижение оценок – не что иное, как шантаж и манипуляция: когда родители приходят в школу разбираться, им открытым текстом говорят, что ваш-де ребенок не справляется с программой, отстает, вот если я, учительница, с ним позанимаюсь, проблемы исчезнут. Всего каких-то 10 долларов в час. Это вымогательство обычно лечится обращением последовательно к завучу, директору и в роно (или как оно там сейчас называется, я немного отстала от жизни).
Так что мне кажется, что переводить ребенка в другую школу не стоит, слишком велика вероятность повторения истории. Лучше разобраться на месте.
Катерина Демина, практикующий психолог-консультант
Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в школе. Регулярное проведение учебных тренировок по эвакуации обеспечивает готовность быстро и безопасно покинуть здание в случае возникновения чрезвычайной ситуации, поэтому одной из главных задач ОП-1 является подготовленность и точность действий сотрудников при проведении эвакуации в случае пожара. В целях отработки алгоритма поведения во время эвакуации из здания школы 25 октября 2019 года в ОП-1 была проведена учебная пожарная тревога. После сигнала пожарной тревоги все сотрудники, а также обучающиеся под руководством учителей спокойно и организованно были выведены из кабинетов по безопасному пути парами. Мероприятие проводилось с использованием всех лестничных пролетов школы, начиная с верхних этажей. Движение групп направляли учителя школы. Сбор и построение всех участников был организован на первом этаже здания. После проверки участники тренировки вернулись на свои учебные места. В целом процесс проведения учебной пожарной тревоги прошёл уверенно, четко и организованно.
Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.
Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим — и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.
Иногда причина страха — переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.
Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?
Вот что советуют психологи:
- Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
- Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
- Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
- Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа — только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
- Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
- Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.
Что читать?
Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции «К школе готов!”. В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.
Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.
– новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.
Книга Александры Орловой подготовлена в рамках совместного проекта со Школой развития «Маяк” (6-9 лет). Занятия по этой книге не просто укрепляют уверенность в своих силах, но и учат мыслить нестандартно, структурировать информацию и выделять главное, высказывать и обосновывать свои предположения, находить оригинальные решения. Эти навыки пригодятся не только в математике.
Опираясь на свои сильные стороны, ребенок сможет почувствовать себя увереннее, и занятия больше не будут ему казаться скучным и однообразным делом, он увидит в них удовольствие и смысл.
Часто, когда дети сталкиваются с обстоятельствами, на которые они не в силах повлиять или которые кажутся им необъяснимыми, у детей возникают тревога и ощущение хрупкости своей безопасности.
С одной стороны, такие чувства являются не только нормальными, но и необходимыми, поскольку работа с различными видами тревоги может подготовить детей и научить справляться со сложными жизненными ситуациями.
С другой стороны, некоторые дети наделены повышенной чувствительностью, восприимчивостью и впечатлительностью, что делает их более уязвимыми для тревожного состояния, возникающего по совершенно естественным причинам, не связанным с психологическими нарушениями.
Если ребенок страдает повышенной тревожностью, даже самые благонамеренные родители могут зациклиться на данной проблеме и, делая все возможное, чтобы ребенок не страдал, фактически усилить его беспокойство. Это происходит тогда, когда родители, предвидя страхи ребенка, неумело пытаются защитить его от них.
Чтобы грамотно помочь детям справляться с тревогой, предлагаем следующие семь советов:
1. Цель не в том, чтобы исключить беспокойство, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ним
Никто из родителей не хочет видеть ребенка несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть беспокойство – это не пытаться избегать провоцирующих его факторов. Нужно, чтобы ребенок научился переносить тревогу и не сильно обращать на нее внимание, живя своей обычной жизнью, даже если тревога присутствует. Со временем в результате такого отношения она будет уменьшаться или пройдет вовсе.
2. Не избегайте провоцирующих тревогу факторов
Ограждая детей от того, чего они боятся, вы поможете им лучше себя чувствовать сейчас, но не избавите их от усиления беспокойства в долгосрочной перспективе.
Если ребенок расстраивается в дискомфортной ситуации и начинает плакать не с целью манипулирования родителями, а только потому, что он так себя чувствует, и родители немедленно устраняют провоцирующий тревогу фактор, ребенок открывает для себя неконструктивный механизм того, как справляться с тревогой, и будет применять его в дальнейшем. Он будет избегать определенных мест и ситуаций, все более и более ограждая себя от окружающего мира.
3. Высказывайте положительные, но реалистичные ожидания по поводу беспокойства ребенка
Вы не можете гарантировать, что страхи ребенка нереальны, и при этом утверждать, что он не провалит контрольную, что ему обязательно понравится катание на коньках или что другие дети не будут над ним смеяться во время декламации стихотворения.
Но вы можете выразить уверенность в том, что с ним все будет хорошо, что он сможет справиться со всем этим, и что по мере столкновения со своими страхами уровень его тревожности со временем будет падать. Это даст ребенку уверенность в том, что ваши ожидания реалистичны и что вы не собираетесь предлагать ему сделать что-то, что ему не под силу.
4. Уважайте чувства ребенка, но не подпитывайте их
Важно понимать, что беседа о волнениях ребенка не всегда означает согласие с ними. Поэтому, если ребенок боится идти к врачу, вам не нужно умалять его страхи, но также не стоит и усиливать их. Вам следует слушать и быть чуткими, помочь ребенку понять то, из-за чего именно он беспокоится, и поощрять его уверенность в том, что он сможет справиться со своими страхами. Ваш посыл должен быть примерно таким: «Я знаю, ты боишься, и это нормально, но я с тобой, я помогу тебе пройти через это».
5. Не задавайте наводящие вопросы
Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящие вопросы, такие как: «Ты переживаешь из-за будущей контрольной?» или «Боишься идти к врачу?». Чтобы не подпитывать тревогу, задавайте открытые вопросы типа: «Ну как, подготовился к контрольной?».
6. Не усиливайте страхи ребенка
Вы не должны подавать ребенку вербальные или невербальные сигналы о том, что он должен чего-то бояться.
Предположим, ребенок уже имел неприятный опыт общения с собакой. В следующий раз, когда рядом окажется незнакомая собака, вы можете начать беспокоиться из-за того, как он будет на нее реагировать, и можете невольно «подсказать» ребенку, что сейчас пришел тот момент, когда он должен беспокоиться. Не делайте этого. Будьте спокойны и невозмутимы сами.
Помните, что ваш личный пример спокойствия и невозмутимости относительно страхов ребенка считывается им, и он вольно или невольно подражает вам, поэтому постарайтесь уделить особое внимание вашему собственному поведению, которое, безусловно, повлияет на ребенка.
7. Контролируйте информационный контент, который потребляет ребенок
Дети не слепы и не могут закрывать глаза на окружающий их мир. Они время от времени видят, что показывают в телевизионных новостях. Они слышат, о чем говорят взрослые. Тем не менее дети не могут самостоятельно разобраться в том, что на самом деле представляет для них реальную угрозу, а что нет.
Как уже упоминалось выше, не следует полностью ограждать детей от факторов, которые могут вызвать тревогу (ограничения должны быть разумными). Но в то же время при просмотре современных телевизионных новостей даже здоровые взрослые могут испытывать болезненную обеспокоенность. Поэтому обратите внимание на то, какой именно информационный контент потребляет ваш ребенок и в каком количестве. Вы можете выключить телевизор или по крайней мере смотреть его вместе и обсуждать то, что вы видите.
Если у вас возникают трудности при обсуждении определенных тем, обратитесь к нашей статье «Как разговаривать с детьми на неудобные темы».
Оцените публикацию