Отец Константин родился в удивительной семье простых и набожных крестьян Аглаи и Николая Михок: из их десятерых детей все шестеро сыновей стали священниками, а к настоящему времени в этом славном роде уже 30 священников. Представители священнического рода Михок часто собираются вместе, совершают паломничества, производя сильное впечатление на окружающих, вместе служат в храме, и тогда им не всегда хватает места.
Как создать такие семьи, на чем зиждется их процветание — об этом учит отец Константин в своей книге «Таинство Брака и православная семья по учению великих отцов Церкви IV века». В главе «Грехи против Таинства брака» он рассматривает пять грехов: неуважение мужа (жены), супружеская измена (прелюбодеяние), инцест, половые извращения, убийство младенцев во чреве матери. Предлагаем читателям портала Православие.Ru часть этой главы, касающуюся греха прелюбодеяния. Текст приводится в сокращении.
Прелюбодеяние
«А вне — псы и чародеи, и любодеи, и
убийцы, и идолослужители, и всякий
любящий и делающий неправду».
(Откр. 22: 15)
Святителю Иоанну Златоусту трудно говорить об этом грехе, столь мерзком и гнусном, поэтому он извиняется, говоря: «Никто да не винит меня, ибо я стремлюсь не украсить себя красотой слов, а сделать красивыми и уважаемыми тех, кто слушает меня . Впрочем, и врач, собирающийся вскрыть гнилую рану, думает не о том, как сохранить свои руки чистыми, а о том, как избавить больного от этой раны».
Супружеская измена — это великий грех, тяжкое нарушение воли и Закона Бога и всегда является прелюбодеянием в отличие от греха блуда. Святитель Иоанн Златоуст уточняет предельно ясно, в чем состоит грех прелюбодеяния, или измены, говоря:
«Прелюбодеянием называется не только то, когда ты имел отношения с женщиной, состоящей в браке с другим мужчиной, но и то, если ты, мужчина, имеющий свою жену и связанный с ней, грешишь с другой». И еще: «Это называется прелюбодеянием не только тогда, когда кто-либо вожделеет женщину, которая состоит в браке с другим мужчиной, но и тогда, когда женщина не замужем, но он женат и связан узами со своей законной женой».
Святитель добавляет: «Если тот, кто был женат и оставил жену, а потом опять имеет отношения с ней, виновен в прелюбодеянии, то он тем более виновен в нем, когда имеет отношения с чужой женщиной».
Святой Иоанн Златоуст говорит, что измена есть «отклонение от Закона, алчность и воровство и даже больше воровства».
Он осуждает измену не только за само совокупление, но прежде всего за несправедливость и алчность совершающего ее. Речь идет, с одной стороны, о несправедливости по отношению к женщине, а с другой — о несправедливости по отношению к тому мужчине, у которого похищена жена. В результате одна женщина становится общей для нескольких мужчин, и таким образом извращаются «даже законы природы». Ведь Бог создал человека как «мужчину и женщину», сочетав их в одно тело.
Таким образом, измена одновременно является и воровством, потому что, как учит святой Павел, «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 4). Поэтому святой Иоанн советует тем, кто будет искушаем какой-нибудь блудной женщиной, отвечать ей так: «Это тело не мое, а моей жены». Так же да говорит и женщина «тем, кто захочет нарушить ее целомудрие»: «Это тело не мое, а моего мужа».
Однако измена гораздо больше воровства, «ибо мы не так сильно страдаем, — говорит тот же святитель, — когда у нас крадут деньги, как когда окрадывают наш брак».
Измена есть непослушание Богу и соработничество диаволу, ибо «относящееся к прелюбодеянию, — говорит святой Иоанн Златоуст, — диавол совершает не сам». Потому и святой апостол Павел к увещанию «чтобы не искушал вас сатана» добавляет слова: «по причине вашего невоздержания» (ср.: 1 Кор. 7: 5).
Во времена святого Иоанна господствовал менталитет, согласно которому, «если кто блудит со своей служанкой или незамужней женщиной, то грех не столь велик». Поэтому святой Иоанн четко утверждает: «Имеешь ли ты плотские связи с царицей, имеешь ли с домашней своей служанкой — грех один и тот же. Почему? Потому что посредством такового дела ты поступил несправедливо не столько с этой женщиной, сколько с самим собой. Ты сам себя замарал, но в то же время не почтил Бога. Потому что если имеешь отношения с чужими женщинами, замужние они или незамужние, для тебя это — прелюбодеяние, ибо ты обошел стороной свою жену. Бог потому тебя наказывает, что ты Его не почтил, ведь ты не так презрел эту женщину, как презрел Бога, видящего всё».
Также, согласно древнему менталитету, традиции и даже положениям римских законов, языческих по сути, еще действовавших к концу IV века, женщина, которая опозорила своего мужа, наказывалась, в какой бы ситуации ни согрешила и независимо от того, с кем согрешила, тогда как мужчина не наказывался за исключением одного случая — если будет пойман согрешающим с замужней женщиной. Его греховные связи с блудными женщинами или служанками терпелись.
Разумеется, это положение дел было отражением мнения, столь представленного в греко-римском мире, будто женщина ниже мужчины по своим правам. Однако святой Иоанн Златоуст уточняет, что Бог будет судить и наказывать людей не по римским законам, а по Своему Закону, и показывает, что любая неверность супруга — это измена, независимо от общественного положения той, с которой совершается беззаконие. Он говорит:
«Знаю, что многие считают изменой, только если обольстили замужнюю женщину; а я говорю, что с заурядной ли блудницей, служанкой или любой незамужней женщиной он имеет отношения, но если у него имеется своя жена, то это измена».
Измена и блуд вообще бесчестят тело — это творение Божие, член Христов и храм Духа Святого, по учению святого апостола Павла, который говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1 Кор. 6: 15–16), а также: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19).
Таким образом, блудом бесчестится не только тело, которое, по слову святого Иоанна, «становится скверным, как если бы кто-нибудь, упав в грязную яму, весь погрузился в это болото», но грешником бесчестится Сам Бог, поклоняемый во Святой Троице.
Блуд уродует человеческое создание, лишая его ризы добродетели, потому что «блуд — это огонь, а огонь этот пожирает подобную одежду».
Измена обезображивает даже венец добродетелей — любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви, а от «любви вульгарной и глупой, — говорит святой Иоанн, — которая скорее болезнь, чем любовь». Он приводит в пример египтянку, которая не из любви хотела склонить ко греху Иосифа, а из «любви диавольской», ведь «она не любила Иосифа, а хотела удовлетворить свою блудную похоть».
Измена обезображивает даже венец добродетелей — любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви
Измена сводит человека с высоты его достоинства в самое низменное болото и мерзость, даже если это не всегда замечают. Поэтому святой Иоанн образно рисует истинное лицо этого греха, указывая: «Ты не смог бы надеть грязную одежду своего слуги, а скорее предпочел бы остаться нагим, чем надеть ее, из боязни заразиться какой-нибудь болезнью или испачкаться, — а в тело нечистое и грязное, которое использовал не только твой слуга, но и многие другие, одеваешься и не пачкаешься? Входишь к этой женщине и ты, и твой слуга , входишь к этой женщине, которая была и в руках палача , одеваешься в это тело, пламенно лобзаешь его и не боишься, не робеешь? Не стыдишься, не трепещешь?»
Святитель не только апеллирует к зрительным образам, но и затрагивает другие чувства своих слушателей и читателей, представляя в обжигающих словах всю отвратительность этого греха. Он говорит: «Ведь, например, что зловоннее блуда? Если грех зловонен, когда он еще не совершён на деле, то насколько же более после его совершения? И тогда ты сможешь понять, что такое блудник; только тогда ты почувствуешь тяжелое зловоние, исходящее от него, тогда увидишь нечистоту, мерзость и грязь, идущую от него».
Если кто-нибудь не осознаёт мерзость и нечистоту этого греха, даже видя его проявления, то блудник сам показывает, что совесть его обличает. Ибо после совершения этого греха блудник, не в силах выносить себя, идет в баню и моется, «что доказывает, — говорит святой Златоуст, — гадливое отношение, имеющееся в уме человека к этому греху».
Как и любой грех, блуд, прежде чем быть совершённым, кажется скрывающим в себе некое удовольствие, а после того, как совершен, удовольствие прекращается и полностью затухает, а вместо него водворяются уныние и тоска. Однако удовольствие, олицетворяющее блуд и прелюбодеяние, — это мнимое удовольствие. Душа блудного человека, будучи охвачена страстью, «теряет рассудок» и поэтому не может стать причастницей даже этого мнимого сиюминутного удовольствия. Святой Иоанн говорит: «Таким образом, если это удовольствие, тогда и бешенство тоже удовольствие».
Святой Златоуст замечает, что повсюду трубят о том, будто блуд содержит в себе некое удовольствие. Однако блуднику, кроме внешнего беспокойства, которое он испытывает, предстоит столкнуться и с буйством плоти, по причине которого душевное состояние его хуже моря, охваченного бурей, поскольку он никогда не может противостать похоти, но вечно возжигается ею подобно тем, кого обуревают нечистые духи.
Удовольствие не имеет места ни до момента блуда, «ведь скрипеть зубами и терять здравый рассудок, — говорит святой Иоанн, — это происходит не от удовольствия, ибо если бы это было от удовольствия, то не причиняло бы тебе того, что испытывают страдающие от боли», ни после этого момента, ибо это время «скорее является болезнью и обессиленностью».
А в другом месте он говорит о влюбленном в блудницу, что «пока тот не достиг цели своей влюбленности, он походит на буйных и безумных, а когда достигнет свою цель, похоть, бывшая у него, угасает. Итак, — говорит святитель, — если он не чувствует удовлетворенности ни вначале, потому что тогда речь идет скорее о безумии, ни в конце, потому что он заканчивает стрессом всего организма, то где же он обретет тогда подлинное удовлетворение?»
Поиски удовольствия «много раз губили человека» и душевно, и телесно, а «похоти всегда обманывали его». Святой Иоанн добавляет: «Потому что на самом деле это дело само по себе является не удовольствием, а скорее горечью, прельщением, лицемерием и ложью, как в театре».
Поиски удовольствия «много раз губили человека» и душевно, и телесно, а «похоти всегда обманывали его»
Святой Иоанн Златоуст говорит о блуднике, что он «достоин плача больше, чем узник». Его постоянное беспокойство трудно вообразить, потому что он, как замечает святитель, «всех боится, всех подозревает, подозревает даже свою жену и мужа блудницы, с которой живет, подозревает и саму блудницу, и слуг, и домашних, подозревает и друзей, и родню, и стены дома, и свою тень, и даже самого себя. Но что еще ужаснее всего, так это то, что совесть вопиет к нему и обличает каждый день.
А если задуматься и о Суде Божием, тогда этому несчастному и вовсе не устоять. Удовольствие его было совсем кратким, тогда как боль и скорбь, следующие за ним, не имеют конца, потому что и вечером, и ночью, и в городе, и в пустыне, и в конце — всюду ему сопутствует этот безжалостный обвинитель, словно меч обоюдоострый, поражающий его страхом и ужасом, подвергающий пыткам самым ужасающим».
Картина смятенного состояния и мучений блудника, описываемая святым Иоанном Златоустом, этим не исчерпывается, и он в своих «Беседах» постоянно возвращается к этому предмету. «Что бы ты сказал мне, — говорит он, — о прелюбодеях, которые ради краткого удовольствия претерпевают унизительное рабство, трату денег, постоянный страх и, одним словом, проводят жизнь Каина и даже более ужасную, ибо настоящего они боятся, а будущего трепещут и подозревают, что и друзья им враги, как и недруги, враги все, кто об этом знает, равно как и все, кто не знает! Но прелюбодеи не останавливаются на этой агонии: ум их воображает многочисленные наваждения, исполненные ужаса, и пугает их тем, что может произойти».
Таковой мужчина, порабощенный похотью и «извалявшийся в грязи всех женских тел», считается святым Иоанном «негодником». Его уже трудно исправить, он пребывает «в полном нечувствии», поскольку совесть его уже мертва.
По этой причине блудник не знает предела в своем бесстыдстве, и нет у него страха Божия. Блудник даже в церкви ищет греха. «Многие приходят в церковь, чтобы высматривать красивых женщин», — говорит святой Иоанн. Однако он винит не только мужчин, но и женщин, которые являются в церковь «наряженными с худшим бесстыдством, чем блудницы в театре». Поэтому некоторые из приходящих в церковь блудников, будучи искушаемы, не видят более подходящего места, чем церковь, чтобы привлечь к себе внимание женщин и сделать так, чтобы те поворачивали к ним головы.
Возмущаясь этим равнодушием и презрением к Богу и Его церкви, которое демонстрируют блудники, святой Иоанн выражается так: «Что же ты делаешь, человек? Глазеешь в церкви на красивых женщин и не трепещешь, нанося столь великое оскорбление дому Божию? Думаешь, будто церковь — это дом блуда и хуже площади? На площади ведь ты боишься и стыдишься смотреть на женщин, а в храме Божием, где Бог обращается к тебе и грозит за таковые дела, совершаешь блуд и измену именно в то время, когда слышишь, что этого делать не надо? И не трепещешь, не боишься?»
«Как смеешь ты, — говорит он, — входить в церковь Божию, в святой храм, когда от тебя несет таким тяжелым смрадом? Подумай, какое лютое, какое великое наказание ты примешь за то, что входишь в церковь и наполняешь святой дом Божий таким зловонием».
«Кто смотрит на женщину с вожделением»
«Ибо знайте, что никакой блудник,
или нечистый, или любостяжатель, который
есть идолослужитель, не имеет наследия
в Царстве Христа и Бога».
(Еф. 5: 5)
Многие из грешников оправдывают себя и возлагают вину на первую пару людей и свое тело как причину того состояния, в котором находятся. Святой Златоуст показывает, что не Адам виновен в грехах потомков, а то, что они не остались безгрешными, добавляя к его греху новые грехи. «Итак, не наши прародители, — говорит он, — являются причиной греха, не обвиняй напрасно, а злое намерение — корень всех зол».
Тело, которым человек наделен от Бога, также не виновно в падении; это доказывают люди, оставшиеся чистыми, начиная с Авеля, доказывают и бесы, не имеющие тела, что, однако не помешало им пасть. «Итак, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если бы зло принадлежало естеству тела, тогда оно должно было быть всеобщим, ведь таково природное. Но блудить не свойственно естеству, как, например, испытывать боль: это приходит от намерения человека».
Тело, которым человек наделен от Бога, также не виновно в падении; это доказывают люди, оставшиеся чистыми
Чтобы было понятно, святитель приводит своим слушателям и читателям конкретный пример: если лошадям случится упасть в пропасть, то не вожжи тому виной, а кучер; рассудок человека — это кучер, а вожжи — его тело. То же утверждает святитель и в другом месте, говоря: «Не тело порабощает кого-либо, человек, да не будет этого, а наслаждение. Почему же мы любим наслаждение? Не потому, чтобы оно находилось в нашем теле, а по причине нашего намерения, или злой воли».
Святитель Кирилл Иерусалимский, опровергая гностиков, считавших, будто тело — тюрьма души и причина всех зол, объясняет, что эту причину надо искать скорее в душе. Он говорит: «Не говори мне, будто тело — причина греха. Если бы тело было причиной греха, почему же тогда не грешит человек, когда он мертв? Вложи меч в руку человеку, только что умершему, и не совершится убийство! Пройди перед юношей, только что умершим, самая красивая женщина — и не возникнет в нем ни одного блудного помысла! Почему? Потому что не тело грешит само по себе, а душа при посредстве тела. Тело — это инструмент, оно — словно риза и облачение души. Если тело будет предано душой на блуд, то оно становится нечистым. А если будет жить со святой душой, то становится храмом Духа Святого. Имей же попечение о теле, ведь оно — храм Духа Святого! Не оскверняй тела своего в блудодеяниях, не пятнай в блудодеяниях это прекрасное одеяние!»
Согласно этому святителю, тело является благим прежде всего потому, что его члены созданы Богом; Адам в раю был наг вместе с Евой (см.: Быт. 2: 25), однако не из-за своих членов был изгнан из рая. «Следовательно, — говорит святой Кирилл, — не члены суть причина греха, но те, кто скверно пользуется членами. Создатель членов премудр».
Святитель Василий Великий советует даже заботиться о теле, однако не чрезмерно, в ущерб душе. Забота о теле, в его понимании, служит образцом заботы о душе. Поэтому больным он советует «пользоваться исцелением тела как образцом и примером для заботы о душе».
Говоря о членах, святой Иоанн Златоуст осуждает тех, кто стал бы удалять себе половые органы, объясняя, что не они стоят в истоке греха. «Таковой, — говорит он, — является убийцей; он подает повод к тому, чтобы хулимо было творение Божие. Отсечение членов изначально было делом действа диавольского и козни бесовской, чтобы опорочить творение Божие и изуродовать человека; чтобы всё свалить на члены, а не на свободную волю. По этой причине многие согрешают без боязни, поскольку считают себя безвинными; таковые наносят себе сугубый вред: первый, что калечат свои члены; второй, что препятствуют воле совершать добрые дела.
Кроме того, — продолжает святитель, — надо сказать вам еще, что отсечение членов не угашает похоть, но еще больше разжигает ее. Ибо в другом месте располагаются истоки семени, имеющемся в нас, по иной причине вздымает похоть свои волны. Одни говорят, будто похоть плоти рождается в мозгу; другие говорят, что в бедрах! А я бы сказал, что она рождается не в ином месте, как в воле развращенной и уме, за которым нет присмотра. Если душа наша чиста, нам вовсе не повредят движения тела».
Что члены тела хороши, это показывает сам акт воплощения Господа, «Который не стыдится принять тело, состоящее из подобных членов», — говорит святой Кирилл Иерусалимский. Поэтому «нет ничего скверного во всем устроении тела человеческого, если оно не осквернено изменами и блудодеяниями».
Но душа тоже не виновна в грехопадениях, ибо «душа свободна, она — самое прекрасное творение Божие, будучи создана по образу Божию; она бессмертна по причине Бога, создавшего ее бессмертной. Она обладает властью делать, что хочет».
Итак, грех не проистекает ни из природы тела, ни из природы души, его исток находится в другом месте, а именно в свободной воле человека. Диавол искушает его, внушает ему помысл о блуде, однако не может заставить идти против своей воли. А если бы природа человека приводила ко греху или добродетели, то утратили бы всякий смысл и ад, и небесные венцы.
Святитель Василий Великий стоит на той же позиции, он показывает, что свободная воля, которая может считаться «одним из славных титулов существ, наделенных разумом» и которая была дана человеку как средство к совершенствованию, будучи использована неверно, стала причиной его падения.
Это учение разделяет и святитель Иоанн Златоуст. Развивая его, он говорит: «Не сама гитара может издавать гармоничные звуки, а душа музыканта заставляет ее издавать эти звуки. Следовательно, и здесь не тело является членом лживым или мерзким, а наше собственное намерение и свободная воля, проистекающие из нашей души».
Итак, всё созданное Богом — добро; человек со всем своим наследием, полученным от Создателя, является «домом Божиим». Блудник же становится «домом оскверненным» только из-за своего намерения, злого и лукавого.
Поскольку некоторые из грешников искали оправданий своему состоянию, ссылаясь на бессилие перед искушением и свою природу, святой Златоуст на конкретных примерах показывает, что не существует никакой силы у греха, и это подтверждают те, кто блюдет свою чистоту, а также заключенные в темнице, и что никто не хорош или плох по природе, и это доказывается обращением людей в веру. Что проистекает от природы, того изменить нельзя, поэтому естественные потребности никогда не считались грехом, и никого не винят и наказывают за то, что они у него имеются. «А тогда, — спрашивает святой Иоанн, — зачем нам обманывать самих себя отговорками и оправданиями, которые не только не принесут нам никакого прощения, но, напротив, навлекут самое грозное наказание?»
Таким образом, зная, сколь губителен блуд, человек должен бежать с его пути и с пути всех грехов, порождающих его; и не только для того, чтобы люди не видели, но и из боязни огорчить Бога. Святой Златоуст осуждает тех, кто стыдится людей, а Бога не боится.
Чтобы избежать блуда, необходимо объявить войну греху, причем не когда угодно, а в самом вначале, когда он только начинает возникать в душе, и устранять те искушения и средства, посредством которых рождается грех. Святой Иоанн советует для этого: «Поставь сам себе предел и реши не смотреть на женщину, и не ходить в театр, не смотреть на площади на чужие прелести. Намного легче не смотреть с самого начала на красивую женщину, чем смотреть, а потом изгонять из себя вожделение ее и в то же время изгонять смятение, которое вызвал в тебе ее вид. Борьба бывает легче вначале, да нам и не нужна будет борьба, если мы не откроем дверь врагу и не примем даже семени зла. Христос потому наказывает того, кто ненасытно смотрит на женщину, чтобы таким образом уберечь нас от большего страдания. Поэтому, говорю, прикажи изгнать из твоего дома врага, пока он не стал сильным, ведь сейчас его легче изгнать».
Святой Иоанн анализирует отдельные проявления и движения греха с самого начала, от его появления в помысле и возрастания по интенсивности до катастрофы, которую он производит. Описывая эту картину, он увещает искоренять грех еще в самом зародыше. В данном случае можно говорить о превентивном духовном лечении, которое человек, находящийся в опасности заболеть душевно и телесно, проводит сам, но на основании рецепта Спасителя нашего Иисуса Христа, приведенного в Евангелии («Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» — Мф. 5: 27–28).
Таким образом, святой Златоуст говорит: «Не такой это труд — видеть красивых женщин, как овладеть собой после того, как увидел их, а не видеть — в этом и вовсе нет никакого труда, тогда как многий труд и пот следуют после того, как ты увидел их. Таким образом, когда и труд меньше, — хотя его и не может никто назвать трудом, — и выигрыш больше, зачем же мы тогда сами ищем упасть в бездну неисчислимых зол?»
Из письма Андрея Р.
Здравствуйте, Андрей! Вопрос, который вы задаете, мучает человечество уже не одну тысячу лет. Немецкий поэт Генрих Гейне сформулировал его так: «Почему под ношей крестной/ Весь в крови влачится правый?/ Почему везде бесчестный/ Встречен почестью и славой?» Действительно, глядя на больного ребенка или неутешное горе вдовы, трудно не спросить: почему, если Бог — благо, Он допускает страдания? Почему страдают не те, кто, по-нашему мнению, заслужил это своими грехами, а невинные? И если возможна такая несправедливость, то, получается, Он и не благо? И если Он способен равнодушно взирать на слезы невинных, может, Его и вовсе нет?
Все эти вопросы с крайней остротой ставятся в библейской «Книге Иова». В книге, которая приоткрывает людям тайну страдания. В книге, которая притягивает к себе не только богословов, философов и писателей, но и миллионы обычных людей. Потому что каждый из нас в определенный момент своей жизни «немного Иов», и в минуту боли, страдания и потерь из нашего сердца вырывается крик: «За что?»
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» — так начинается «Книга Иова». Иов, живший на Востоке не менее двух с половиной тысячелетий назад, был не просто праведным: Божье благоволение видимым образом простиралось над ним. У Иова было три дочери и семеро сыновей, его дом и дома его детей славились изобилием, в Библии подробно перечисляется скот, которым он владел. Все это делало Иова в глазах соплеменников человеком не просто уважаемым, но и «знаменитее всех сынов Востока».
«И был день, — продолжает свой рассказ Библия, — когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». Так действие «Книги Иова» переносится из восточной земли Уц, где жил праведник, в другой план бытия — на небо, туда, где и решаются судьбы людей. И тут, на небе, сатана, оправдывая свое имя — а в переводе с древнееврейского оно означает «противник, враг», затевает с Богом спор. Сатана спрашивает Господа: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» Клеветник по своей природе, сатана намекает на то, что в отношениях Иова к Богу есть «договорной момент»: Иов праведен только потому, что Господь благоволит к нему — как будто милость Божью можно купить! И в ответ на эту, по сути очень дерзкую, клевету не столько на Иова, сколько на Самого Бога, Господь отвечает сатане так: «вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» — Господь как бы снимает с Иова Свой покров, позволяя врагу рода человеческого действовать, но указывает сатане границы: «только его самого не трогай!» В этом диалоге очень важно уяснить следующий момент — ничто не случается без воли Господа, без Его попущения. То, что происходит дальше, страшно. Один за другим к Иову приходят гонцы с пугающими новостями. Не успевает первый возвестить, что на его стада напали кочевники, похитили животных, а пастухов «поразили острием меча», как в дверях уже следующий с рассказом про молнию, которая погубила оставшийся скот… «Еще этот только говорил», как входит новый с вестью о том, что когда сыновья и дочери ели и пили вино в доме брата своего, большой ветер из пустыни налетел на дом, и «дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе».
И встал Иов. И «разодрал верхнюю одежду свою», и «остриг голову свою и пал на землю». И произнес слова, до которых в минуту горя может возвыситься только действительно верующий человек: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Так заканчивается первая глава «Книги Иова». Казалось бы, сатана посрамлен, теперь он оставит праведника в покое, но не тут-то было. Вторая глава начинается диалогом Господа с противником рода человеческого. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» — на Востоке того времени была принята меновая торговля, и слова «кожу за кожу» означают «равное за равное». Сатана намекает на то, что Иов боится потерять жизнь, и только поэтому смиряется перед Богом, только поэтому не ропщет. И сатана снова подстрекает Господа: «простри руку Твою и коснись кости Иова и плоти его, — благословит ли он Тебя?» «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». Это ограничение, которое Господь ставит сатане: «только душу его сбереги» — принципиально важно. Смотрите, Бог считает возможным попустить врагу коснуться имущества Иова, даже жизней его близких, потом Господь как бы отнимает свой покров и со здоровья праведника, но вот его душа — это то, куда допускать врага рода человеческого нельзя ни в коем случае! Подумайте, как часто мы сами, добровольно, именно свою душу опрометчиво отдаем в руки дьявола.
В этот раз прикосновение сатаны обернулось для Иова страшной болезнью — проказою, Иов начинает заживо гнить — «от подошвы ноги его по самое темя». Жестоко страдающий, он по обычаю того времени уходит прочь из селения, презираемый всеми. «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел . И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Скорее всего жена, видя невыносимые страдания Иова, посчитала, что смерть, которая ждет каждого, кто «похулит» Бога, лучше, чем продолжающиеся мучения. Но что отвечает Иов? «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
Тяжесть физических страданий бедного Иова, как это часто бывает, усугубляется страданиями нравственными. К праведнику приходят друзья: сначала они молчат, потрясенные увиденным, а потом начинают вслух высказывать свои версии причин произошедшего. «Возможно, Иов не так уж и праведен, раз Господь покарал его. Наверняка он грешил, причем грешил скрытно, так, что даже мы, друзья, об этом не знали, но Господь все видит, и вот результат…» Эти рассуждения достаточно логичны, если считать, что страдания — это наказание за грехи. И как в каждом из нас живет Иов, точно так же мы часто в своих раздумьях о причинах зла уподобляемся уже друзьям Иова.
Но Иов непоколебим: он твердо знает, что ни в чем не виноват перед Господом. Именно это ощущение несправедливости происходящего больше, чем его собственные страдания, гнетет его. Он скорбит, видя торжество зла в этом мире: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои…» — упрекает он Господа. Иову горько сознавать, что Господь далек, что Он чужд ему, что небеса молчат, когда смертные взывают к ним: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!.. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня… Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его», — вырываются из сердца Иова горькие слова. И тогда Господь Сам является Иову — отчаявшемуся и взыскующему Бога…
Андрей, странное дело: в «Книге Иова» нет логического, рационального объяснения смысла страданий, но Иову, узревшему Господа воочию, они уже и не нужны. Страдающий и призывающий в своем страдании Бога, он встречает Его и познает главное — то, что он не одинок в этом холодном мире. Это самые высокие моменты в жизни человека — моменты осознания близости к Нему. Встреча с Богом. Личная встреча с Богом Живым. Тайна страдания в том, что взыскуя Господа, мы обретаем Его. Потому что Господь не чужд человеку, потому что Сын Божий также страдал — распятый за всех нас. Андрей, зло не стоит обдумывать, зло не надо понимать. «С ним надо бороться, — писал отец Георгий Чистяков. — Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать… Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду». И к этим словам священника, многие годы посвятившего служению детям, больным онкологией, мне добавить нечего.
По благословению митрополита Ташкентского и СреднеазиатскогоВЛАДИМИРА
ЧТО ТАКОЕ ЗЛО?
Бог не является творцом зла. Весь сотворенный Им мир был весьма хорош. Это означает, что зло не существует как самостоятельная природа, но есть определенное состояние разумной природы, точнее, извращенное состояние воли разумных существ. Оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом.
Грех в сущности своей противоестественен и неесте ственен, так как в богозданной природе не было зла. «Зло – это не что иное, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – как поворот от естественного в противоестественное, ибо нет ничего злого по естеству. Ибо вся, елика сотвори Бог – добро зело (Быт. 1, 31); и все, что остается в таком состоянии, в каком сотворено, – добро зело; а то, что своевольно отступает от естественного и сворачи вает в противоестественное, находится во зле. Зло – это не некая богоданная сущность или свойство сущно сти, а своевольное отвращение от естественного к противоестественному, что в действительности и есть грех. Грех – это изобретение свободной воли диавола. Следовательно, диавол есть зло. В том облике, в котором он был сотворен, он был не злым, а добрым, ибо Творец его сотворил ангелом светлым, блистающим, разумным и свободным, но он своевольно отступил от естественной добродетели и обрелся в мраке зла, уда лившись от Бога, Который един Благ, Животворящий и Светодавец, ибо всякое благо Им становится благом; насколько же оно удаляется от Него волей, а не местом, настолько становится злом».
Святые отцы учили, что зло есть недостаток, порок, болезнь природы. Зло – это не только «недостаточность» природы, в нем есть активность, одержимость воли. Конечно, зло всегда паразитирует, существует за счет какой-либо доброй по своей сути природы. Даже бесы по своей природе не имеют ничего дурного, но состояние их воли – исступленная злоба. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная. Таким образом, зло относится не к сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждает природу, которой овладевает. Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), – говорит Иоанн Богослов. Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога. «Зло не есть, – пишет св. Диадох Фотикийский, имея в виду, что оно не существует как самостоятельная природа, – или, вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».
Само Слово Божие говорит, что тяжелые страдания и болезни не могут быть признаны явлениями совершенно закономерными и естественными, а представляют собой отход от нормы. Страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следстви ем вошедшего в нашу жизнь греха. Об этом свидетельствуют первые страницы Библии: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя, в бо лезнех рождиши чада (Быт. 3, 16) – слова обращенные к Еве после грехопадения; проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего (Быт. 3, 17) – слова, сказанные Адаму. Страдания даны людям как средство наказания, вразумления и исправления их; страдания и сама смерть, по выражению свт. Василия Великого, «пресекают возрастание греха». Многочисленные примеры понимания связи между стра данием и грехом, как следствием и его причиной, дает нам слово Божие. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь (Пс. 2, 12); Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям Твоим (Пс. 118, 71). Само по себе внимательное наблюдение показыва ет, что виновниками болезней и страданий в большинстве случаев бывают сами люди, создавая ис кусственные, ненормальные условия для своего существования, вступая в жестокую взаимную борь бу в погоне за собственным физическим благопо лучием, а то и прямо по причине некой демониче ской настроенности, гордости, мстительности и злобности. Сам Господь указал на зависимость болезней от греха при исцелении расслабленного, сказав ему: Се, здрав еси; к тому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14).
Как поучает слово Божие, следствия нравственного зла распространяются от людей и на животный мир, и на всю тварь. Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне, – пишет апо стол Павел и объясняет: Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 20–22).
Откуда возникло нравственное зло? Бог сотворил мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, как говорит слово Божие, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе.
ПАДЕНИЕ В МИРЕ АНГЕЛЬСКОМ
Вследствие своего плотского состояния мы неспособны видеть духов злобы, но мы имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте (2 Пет. 1, 19), можем познать своих врагов настолько, чтобы быть в состоянии победить их. Средством для познания духов для нас служит христианское учение, содержащееся в Священном Писании, раскрытое и утвержденное в творениях святых отцов и учителей Церкви.
С учением о диаволе как о действительно существующем, личностном духе мы встречаемся на первых страницах Библии. По свидетельству книги Бытия, диавол, войдя в змия, убедил прародителей нарушить заповедь Божию (Быт. 3, 1–19). В Апокалипсисе диавол так и называется – змий великий, змий древний (Откр. 12, 9). Что диавол был виновником греха, который погубил весь род человеческий, свидетельствует книга Премудрости Соломона: Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его, завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 23–24). По этой причине диавол называется человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44).
О том, что Моисей знал о существовании злых духов, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они пожроша бесовом, а не Богу (Втор. 32, 17), то есть, как поясняет святитель Иоанн Златоуст, приносили жертвы идолам, в которых сидят бесы. Диавол поразил праведного Иова гноем от ног до головы (Иов. 2, 7); воста диавол на Израиля и подучил Давида, да исчислит народ израильский (1 Пар. 21, 1). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (Тов. 3, 8); дух лукавый давляше Саула, когда отступил от него Дух Господень (1 Цар. 16, 14–15).
С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Цар. 12, 19–23), и в книге пророка Захарии (Зах. 3, 1–2). В первом случае диавол, чтобы побудить царя Израиль ского преступить заповедь Божию, обещает сделаться духом лжи в устах пророков, а во втором – клевещет на народ израильский.
Несравненно полнее представлены действия сатаны и его ангелов в новозаветном откровении. Из него знаем, что сатана и злые духи неустанно влекут людей ко злу. Сатана дерзал искушать Самого Господа Иисуса Христа в пустыне.
И Христос в притчах прямо учил о диаволе и его ангелах как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям. По словам Христа Спасителя, сатана 18 лет мучил скорченную женщину (Лк. 13, 11–16); он же просил Господа сеять апостолов, как пшеницу (Лк. 22, 31); в других местах Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что существует целое царство злых духов, что диавол – злобный князь царства сего – имеет слуг (Мф. 12, 25–27), что диавол – князь бесовский – есть князь мира сего (Ин. 12, 31).
О вселении злых духов в людей знаем из многочисленных исцелений Спасителем бесноватых.
Особенно замечательным является исцеление гадаринского бесноватого. Изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Господь дозволил и вот стадо бросилось с крутизны в море (Мф. 8, 28–32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, а легион изгнанных из него.
Злые духи как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его ко злу. Егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себя, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых (Мф. 12, 43–45).
Святой евангелист Иоанн Богослов истину бытия злых духов связывает с пришествием в мир Сына Божия. Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8). Из этих слов следует, что отрицание существования диавола ведет к отрица нию тайны падения, а следовательно, и тайны Искупления. В самом деле, зачем Христу было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицая тайну Искупле ния, мы должны отвергнуть и все христианство. А что Господь Иисус Христос приходил на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, свидетельствует вся евангельская история.
Подобно Иисусу Христу, и апостолы учили о зловредности злых духов, о их пагубном влиянии на род человеческий. По их учению, Христос воспринял нашу плоть для того, чтобы Своей смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14). Диавол есть лицо действительное, иначе Апостол не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с Архангелом Гавриилом (Иуд. 1, 9). Апостолы учили, что демоны – духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян. 19, 13). Будучи многочисленны, они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20).
Христианская Церковь всегда и несомненно признавала бытие диавола и ангелов его.
Особенно убедительно доказывается бытие злых духов историей православного подвижничества. Святые всю свою жизнь вели жестокую брань с духами злобы и получали над ними власть «наступать на силу вражию», изгонять бесов из одержимых, избавлять людей от бесовских козней.
Верование Святой Церкви в бытие злых духов и их зловредную деятельность самым убедительным образом выразилось в ее молитвах и молебных чинах. Так, в 8-й молитве на сон грядущим православный христианин молит Бога: «…избави мя настоящаго обстояния бесовскаго… Изми мя от уст пагубнаго змия». В молитве св. Макария: «Спаси мя, яко Бог мой еси и Создатель… Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды».
Церковь научает молиться Ангелу Хранителю, дабы он не дал «места лукавому демону обладати… насильством смертнаго сего телесе».
В чине Святого Крещения от восприемников требует ся, дабы они за крещаемого отреклись «от диавола, и всех дел его, и всея гордыни его». Возможность же существования бесноватых как действительно одержимых злыми духами Церковь признает тем, что имеет особый чин «О избавлении от духов нечистых».
Итак, Священное Писание ясно учит, что диавол есть лицо действительно существующее. Поэтому, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, «упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению; отри цающий злого духа человек уже поглощен диаволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя в тьме и сени смертной, не в состоянии зреть Солнце правды».
II. Падение злых духов. По свидетельству слова Божия, начало греха идет от диавола. Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (1 Ин. 3, 8). Слово «диавол» значит «клеветник».
Все бесплотные духи были созданы добрыми, предназначенными к добру и возрастанию в святости. С самого начала они имели нужду в озарении и просвещении Божественным светом, который необходим для их мысленного зрения так же, как для наших глаз свет солнца. В их власти было освящаться благодатью Духа через устремление к Богу, Источнику Жизни и Света.
Однако Денница, один из высших начальственных духов, которым были подчинены низшие ангельские лики, назначенные для управления миром, «в истине не устоял» и отпал от Бога. Спаситель сказал о нем: Он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем. Егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи (Ин. 8, 44). Этот совершеннейший из всех сотворенных духов пренебрег своим хотя и преимущественным, но зависимым от Бога положением, равно как и порученным ему от Бога служением. Он восстал против Творца, возмечтав стать равным Богу, но был низринут с неба. Удалившись от Бога, он вместе с тем удалился истинного света и добра и ниспал в область тьмы и бездну зла.
Диавол увлек за собой в грех бесчисленное множество подчиненных ему духов. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господств, начал и властей, не соблюдшия своего начальства (начального достоинства), но оставльшия свое жилище (Иуд. 1, 6; ср: 2 Пет. 2, 4). «Злые духи не по самой сущности своей получили в удел противление добру (ибо в таком случае укоризна пала бы на Создателя), но по собственному произволу, через лишение добра, уклонились в грех» (свт. Василий Великий).
А вот что о несчастном превращении в мире ангельском говорит св. Кирилл Иеру салимский: «Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: Яко исперва диавол согрешает (1 Ин. 3, 8). Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы – по необходимости, получив наклонность ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих получив себе имя (диавол в переводе означает «клевет ник»). Быв Архангелом, впоследствии назван диаволом за клеве ту; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном зна чении сего имени, потому что «сатана” значит «противник”. И это – не мое учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: Ты еси печать уподобления, исполнен премудрости и ве нец доброты. В сладости рая Божия был еси (Иез. 28, 12–13). И через несколько слов: Был еси ты непорочен во днех твоих, от негоже дне создан еси, дондеже обретоша неправда в тебе (Иез. 28, 15). Весьма хорошо сказано: не нашлось в тебе; не отвне привнесено зло, но сам ты породил его. В следующих словах пророк сказал и причину: Вознесеся сердце в доброте твоей, истле хитрость твоя с добротою твоею, множества ради грехов твоих на землю повергох тя (Иез. 28, 17). Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: Видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лк. 10, 18). Видишь согласие Ветхого Завета с Новым. Диавол пал и многих увлек с собою в отступле ние. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелю бодеяние, блуд и все, что только есть худого. Через него праотец наш Адам изринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю».
Что было причиной грехопадения в мире ангельском? Из того же Божественного Откровения заключаем, что причиной была гордыня. Начало греха гордыня, – говорит сын Сирахов (Сир. 10, 15). Апостол Павел, предостерегая апостола Тимофея от поставления епископом кого-либо из новообра щенных, прибавляет: Да не разгордевся в суд впадет диаволь (1 Тим. 3, 6).
Такого мнения держались и святые отцы:
«Самый первый светоносец, превознесшись вы соко, когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал о царственной чести великого Бога, погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, весь стал тьмою» (свт. Григорий Богослов); «Сатана свержен с неба не за любодеяние или прелюбодеяние, или тайную непозволенную связь; но гордость повергла в самую глубину бездны того, кому принадлежали слова: На небо взыду, выше звезд небесных по ставлю престол мой, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13–14) (свт. Афанасий Великий); «Диавол сначала сделался гордым, чтобы пасть, потом завистливым, чтобы вредить нам» (св. Лев, папа Римский).
Злые духи пали так глубоко, что, по мнению святых отцов, уже никогда не восстанут. И слово Божие свидетельствует, что падшие ангелы блюдутся под мраком на суд великаго дне (Иуд. 1, 6) и что им уготован огнь вечный (Мф. 25, 41). Отчего же они не могут покаяться? Оттого, что они пали по обдуманному определению собственной воли и по влечению ко злу. Кроме того, пали именно дерзким восстанием против Бога, восстанием упорным и ожесточенным. «Отпадши ангели, замечает и наш отечественный святитель, в толикое ожесточение вложишася, яко никогдаже возможно им приити в покаяние» (Келейная летопись).
Свт. Василий Великий высказал предположение, что даже и по ниспадении ангелов для них возможны еще были покаяние и очищение, пока диавол не искусил человека. «Может быть, – рассуждает святой отец, – что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла, однако ж, восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли ка кое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и через него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческой кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждою состаревается изменение цвета, произведенное кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым».
Низверженные из горнего мира диавол и его слуги действуют в мире поднебесном, среди людей на земле, и как бы взяли в свое обладание ад и преисподнюю.
Эта промежуточная поднебесная область, которая сделалась местопребыванием диавола, иногда называется в Писании «воздухом».