Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный X Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям
О ЯЗЫКЕ УСТНОМ И ПИСЬМЕННОМ, СТАРОМ И НОВОМ
Д.С. ЛИХАЧЕВ
Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.
О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении — с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.
1. Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат — лексикой в первую очередь.
2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков — в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.
3. Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.
4. В языке сказались «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.
5. Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи (отнюдь не единые по своему характеру), «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, «Киево-Печерский патерик» с его прелестью «простоты и выдумки», а потом — сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и… Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона — протопоп Аввакум. В XVIII веке Ломоносов, Державин, Фонвизин, — далее Крылов, Карамзин, Жуковский и… Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках. Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов. <…>
Чем был церковнославянский язык в России? Это не был всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык очень многих литературных произведений просто далек от церковнославянского: язык летописей, изумительный язык «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно -через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно.
Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий настрой».
О ВОСПИТАНИИ И СЕМЬЕ
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. А.С. ПУШКИН |
|
Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. |
|
В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам. В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ |
|
Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. ЛИХТЕНБЕРГ Мы понимаем под воспитанием то, что |
|
Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости. ЦИЦЕРОН |
|
Образование — это воспитание для доброделания. В.А. ЖУКОВСКИЙ |
Дрова были длинные — для монастырских печей. Я сидел там, пока не повалила толпа на работу, и тогда вылез, никого не удивив. Что я натерпелся там, слыша выстрелы расстрелов и глядя на звезды! С этой страшной ночи во мне произошел переворот. Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день
К 100-летию Дмитрия Сергеевича педагогическим коллективом Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск) было подготовлено и издано Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся гимназий, лицеев и средних школ «Читая Д.С. Лихачева. Семь уроков из жизни и книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачева».
Публикуем один из предлагаемых книгой уроков:
Урок 6. Мелочи жизни
Говоря о своих делах и обязанностях, мы вольно или невольно делим эти дела и обязанности на очень важные и маловажные, на «великие» и малые и так далее. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев имел более высокий взгляд на жизнь человека: он считал, что нет маловажных дел или обязанностей, нет пустяков, нет «мелочей жизни». Все, что происходит в жизни человека, — важно для него.
«В жизни надо иметь служение — служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».
* * *
Первое письмо в книге «Письма о добром и прекрасном» называется: «Большое в малом». Начинается это письмо так: «В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
«Общим правилом» Дмитрия Сергеевича было — «блюсти большое в малом». Такой жизненной философии он научился на Соловках, когда отбывал свое заключение в лагере особого назначения (1928–1930 гг.).
Был в его лагерной жизни день, который дал ему такой жизненный опыт, что в дальнейшем он каждый день воспринимал как дар.
Свидания с родными заключенным на Соловках разрешались два раза в год. Поздней осенью 1929 года к Дмитрию Лихачеву из Ленинграда прибыли его родители — Сергей Михайлович и Вера Семеновна. В дни, отведенные для свидания, он ночевал не в арестантской роте, а в комнате одного вольнонаемного охранника, снятой его родителями.
В лагере на Соловках периодически проводились расстрелы. Цель их была двоякой: во-первых, чтобы держать всех заключенных в страхе, а во-вторых, чтобы освобождать места для новых «врагов народа».
Расстреливали мнимых «повстанцев» и просто строптивых заключенных, расстреливали часто по ложным доносам и выдуманным обвинениям. Поскольку расстрелы производились без постановлений, то убитых списывали как умерших от болезней.
Лихачев с родителями, посетившими его в Соловецком лагере. 1929 г.
Случилось так, что во время приезда родителей Д.С. Лихачева пошла волна арестов и расстрелов. Под конец пребывания их на Острове к Дмитрию Сергеевичу вечером пришли из роты и сказали: «За тобой приходили!». Все было ясно: его приходили арестовывать. «Я сказал родителям, — вспоминает Д.С. Лихачев, — что меня вызывают на срочную работу, и ушел: первая мысль была — пусть арестовывают не при родителях».
И вот дальнейшее описание этого страшного дня из жизни Дмитрия Сергеевича (довольно подробно он сам рассказывает об этом в фильме «Я вспоминаю…»): «Выйдя во двор, я решил не возвращаться к родителям, пошел на дровяной двор и запихнулся между поленницами. Дрова были длинные — для монастырских печей. Я сидел там, пока не повалила толпа на работу, и тогда вылез, никого не удивив. Что я натерпелся там, слыша выстрелы расстрелов и глядя на звезды неба (больше ничего я не видел всю ночь)! С этой страшной ночи во мне произошел переворот. Не скажу, что все наступило сразу. Переворот совершился в течение ближайших суток и укреплялся все больше. Ночь была только толчком. Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще — так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то четыреста человек, вместе с последовавшим вскоре. Ясно, что вместо меня был «взят» кто-то другой. И жить надо мне за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно! Что-то было во мне и оставалось в дальнейшем, что упорно не нравилось «начальству». Сперва я валил все на свою студенческую фуражку, но я продолжал ее упорно носить до Белбалтлага. Не «свой», «классово чуждый» — это ясно. К родителям я уже в тот день вернулся спокойный».
А вскоре поступило распоряжение прекратить свидания заключенных с родственниками.
Так Дмитрий Сергеевич научился воспринимать каждый день своей жизни как новый дар. Отсюда и появилось его удивительно бережное отношение ко времени, к своим обязанностям, к окружающим людям. Поэтому для него уже не было мелочей жизни.
Описывая свою поездку на Соловки в 1966 году, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев написал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни».
Отсюда он сделал следующий для себя вывод:
«Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто».
Полностью с учебно-методическим пособием «Читая Д.С. Лихачева» можно познакомиться на сайте Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского
См. также: «Будущий академик Дмитрий Лихачев, возвращался как-то с работы в поселок вместе с братом писателя Владимира Короленко. По дороге они нашли большой валун и решили оставить на нем свои автографы. У них получилось выбить, по воспоминаниям Лихачева, только «Лихач» и «Корол»»
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек выполняет данные другим обещания, не важничает и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Есть много книг о «хороших манерах», но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но они созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Не надо шуметь, не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, не надо класть локти на стол.
Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Необходимо уважительно относиться к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Путешествия Морские приключения Боевик Вестерн Научная фантастика Космическая фантастика Юмористическая фантастика Историческая фантастика Боевая фантастика Эпическая и героическая фантастика Утопия Антиутопия Киберпанк Постъядерный мир Попаданцы Героическое фэнтези Эпическое фэнтези Историческое фэнтези Городское фэнтези Ироническое фэнтези Исторический детектив Иронический детектив Любовный детектив Фантастический детектив Детективный боевик Политический детектив Полицейский детектив Шпионский детектив Военный детектив Мистика Триллер Катастрофы Любовный роман Философский роман Исторический роман Авантюрный роман Готический роман Сага Отечественная классическая проза Классическая проза СССР Зарубежная классическая проза Авантюрная историческая проза Военно-историческая проза Альтернативная история Современная отечественная проза Современная зарубежная проза Самиздат Контркультура Античная литература Древнерусская литература Древнеевропейская литература Древневосточная литература Юмористическая проза Юмористическая поэзия Сатира Афоризмы Анекдоты Отечественная поэзия Современная отечественная поэзия Зарубежная поэзия Поэма Песенная лирика Басни Драма Комедия Трагедия Современный фольклор Народные песни Повесть Сборник Рассказ Новелла Очерк Эссе Детская проза Приключенческая проза для детей и подростков Детский детектив Детская фантастика Детское фэнтези Духовная литература для детей Детская поэзия Для самых маленьких Русские народные сказки Сказки народов мира Современные сказки Партитуры Вокал Сценарии Киносценарии Рукоделие Биология Биохимия Ботаника Зоология Астрономия Геология География Природа Животные Экология Общество Государство Право Политика Этнография Социология Политология Экономическая социология Обществоведение Педагогика Античная философия Отечественная философия Западная философия Восточная философия Политическая философия История философии Этика Эстетика Религиозная философия Метафизика Эзотерика Теория литературы Языкознание Русский язык Физика Химия Математика Информатика Христианство Буддизм Иудаизм Ислам Индуизм Религиозная публицистика Духовные движения История религий Священные тексты Религиоведение Язычество Астрология, хиромантия, гадания Организационная структура армии Военная документалистика Разведка Спецподразделения Военная аналитика Военная подготовка Военная техника Военная история Древняя Русь Российская империя СССР Современная Россия Дописьменная история Античная история Средневековая история История Нового Времени Новейшая история Металлургия Электроника Ценные бумаги Инвестиции Финансовый учёт Налогообложение Карьера История экономики Личные финансы Биржа Экономическая теория Бухгалтерский учет Банковское дело Макроэкономика Недвижимость Делопроизводство Рынок труда Ветеринария Базы данных Интернет и сети Программное обеспечение Программирование Справочники Словари Карты Энциклопедии Руководства Атласы Путеводители Самоучители Военные мемуары Политики Авантюристы Ученые Спортсмены Звезды и знаменитости Политическая публицистика Социальная публицистика Художественная публицистика Образовательная публицистика Историческая публицистика Научно-техническая публицистика Экономическая публицистика Юридическая публицистика Публицистика: этика и воспитание Спортивная публицистика Военная публицистика Медийная публицистика Учебная литература о компьютерах Учебная литература по искусству Учебная литература по социально-экономическим дисциплинам Школьные учебники Учебники и для среднего и специального образования Учебники для ВУЗов Латинский (Lingua Latina) Английский язык Славянские языки Итальянский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Восточные языки Коллекционирование Рыбалка Охота Туризм Альтернативная медицина Теория и история психологии Психология восприятия и памяти Психология личности Психология управления Психология развития Психология семьи Социальная психология Клиническая психология Популярная литература по психологии
Думается, постижение сути российской культуры, ее общенационального значения — величайшая заслуга академика Лихачева перед страной. Труды ученого охватывают культуру России в системной целостности и динамике исторического развития, структурной сложности и богатстве внешних связей, нравственной силе и открытости миру.
Недавно нашим университетом выпущено второе издание книги «Избранные труды по русской и мировой культуре» Дмитрия Сергеевича, содержащее анализ главных работ ученого с учетом современных достижений культурологии.
Несомненно, его работы о культуре играют особую роль в национальной самоидентификации россиян, помогают стране лучше осознать себя через свою культуру. Академик убедительно показывает, что именно культура определяет место России в глобальном мире.
Особенно важно, что суть отечественной духовности, русского менталитета являются по его заключению высшей формой развития европейского духовного начала: «Россия — несомненная Европа по религии и культуре. ˂…˃ в культуре ее не найти резких различий между… Петербургом и… Владивостоком», — писал ученый в работе «О русской интеллигенции».
Европейской культуре, писал Дмитрий Сергеевич, свойственны три основополагающие особенности: это культура личностная, с ярко выраженной индивидуальностью; она универсальна, восприимчива к другим духовным мирам; базируется на свободе творческого самовыражения. Ее суть ученый связывал с христианством, единственной из религий, в которой Бог — личность, живое, любящее существо.
Федор Достоевский в своем знаменитом выступлении 8 июня 1880 года, посвященном открытию в Москве памятника Пушкину, отнес данные черты к особенностям нашего самосознания. А Лихачев полагает их свойственными культуре Европы в целом. В культуре России Д. С. Лихачев видел уникальную способность воспринимать опыт иных народов. Через общеевропейское к всечеловеческому — такова была его формула исторического восхождения нашей страны. В качестве одного из впечатляющих свидетельств восприимчивости русской культуры он приводил феномен Пушкина — национального гения, открытого всему богатству бытия, включая миры других народов и наций.
Ученый выделял в западноевропейском культурном развитии совсем иные черты, нежели видела в нем славянофильская традиция, противопоставляющая Россию Западу. Славянофилы выделяли опору Запада на рационализм, научный тип познания, технократический подход. Лихачев же отрицал предмет дискуссии западников и славянофилов. Даже соборность, которую многие считали особенной чертой православия, академик полагал чертой общеевропейской.
Нам важно вспомнить, что знаменитая полемика западников, славянофилов и евразийцев велась вокруг вопроса: какое направление должна избрать Россия в своем развитии? В плане культуры лихачевский ответ — европейское. А вот в плане политики и экономики он может быть совсем иным.
В научном творчестве академика Лихачева есть такая блестящая работа, как предисловие к труду «евразийца» Льва Гумилева. Как объяснял сам Дмитрий Сергеевич, он поддерживал Гумилева не потому, что был с ним во всем согласен, а «для того, чтобы печатали». Лихачев смотрел на Россию с точки зрения культурного развития, а Гумилев — с позиций развития этноса. И в этом была суть расхождений.
Гумилев не возражал против контактов России с Западом. Его беспокоило, на каком уровне собственного развития Россия в эти контакты вступает. И как. Когда благодаря М. С. Горбачеву идея «общечеловеческих ценностей» приобрела в Советском Союзе фундаментальный статус, Гумилев выступил с утверждением, что «все разговоры о приоритете общечеловеческих ценностей наивны, но не безобидны». Что нашей стране в реальности предлагается отказаться от собственных ценностей в пользу чужих.
Лев Николаевич полагал примером для России политику Александра Невского, который уберег культуру Отечества в ранней стадии становления. Великий князь оказался перед драматичным выбором: с кем быть — с Ордой против Запада или с Западом против Орды. И принял мудрое решение. Орда была веротерпима, а тевтонцы — нет.
Здесь следует вспомнить, что рыцари Четвертого крестового похода подвергли чудовищным зверствам христианский Константинополь в 1204 г. Дескать, «православные — такие еретики, что от них самого Бога тошнит». И только в 2004 г., 800 лет спустя, представитель Папы Римского принес извинения православным…
Очевидно, что современный Запад ведет с нашей страной разговоры о либеральных ценностях, а на практике проводит политику двойных стандартов.
Более того, Запад во многих отношениях деградирует именно в связи с трансформацией в своей практике фундаментальных, базовых ценностей христианства. Интеграция с Западом на условиях отказа от своего внутреннего культурного стержня и исторической миссии России неприемлема.
Академик пишет: «Миссия России определяется тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов — больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным». Эта культура, являясь воплощением высших форм человеческого духа, обладает огромным сплачивающим людей потенциалом, содержит в себе прообраз модели будущего мирового развития по принципу гармонизации интересов самых различных народов, составляющих человечество.
Дмитрий Сергеевич утверждает, что сила России — в ее культуре: «Россия — великая страна. Великая не своими территориями, не военной славой, даже не промышленностью и сырьевыми запасами, а прежде всего своей тысячелетней культурой, давшей миру бессмертные произведения литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Эта «великость» России не может вызывать враждебности к ней. Напротив: великая культура примирительна по своей сути», — говорил Дмитрий Сергеевич в ходе дискуссий у нас в СПбГУП.
Другое значительное утверждение ученого касается диалога культур, заимствования Россией западного опыта. Исследуя русскую литературу, своеобразие Древней Руси, Д. С. Лихачев отмечал, что слепое, механическое копирование этого опыта никогда не имело места. Осуществлялась творческая переработка чужого. И еще важно следующее: «Бессмысленно задаваться вопросом — была ли культура Руси до Петра «отсталой» или не отсталой, высокой или невысокой. Нелепо сравнивать культуры «по росту» — кто выше, а кто ниже. Русь, создавшая замечательное зодчество ˂…˃ высокую хоровую музыку, красивейшую церковную обрядность, сохранившая ценнейшие реликты религиозной древности, прославленные фрески и иконы, но не знавшая университетской науки, представляла собой просто особый тип культуры с высокой религиозной и художественной практикой».
Основополагающей культурологической мыслью академика, центральной для современного понимания духовной уникальности России, является его понимание того, что модели национального будущего спроектированы прошлым. Новое — в старом, но не стареющем, в ушедшем, но бессмертном, в забытом, но актуальном.
Дмитрий Сергеевич оставил нам и свое видение глобализации — как процесса взаимодействия культур в мировом масштабе, движимого в первую очередь не экономическими, а именно культурными интересами человечества. Интересно, что он, в отличие от Маркса, вообще не видел в экономике и производстве «базиса», а в культуре — «надстройки». Базис, основа основ, по Лихачеву, — это культура.
Вместе с тем культурная открытость и связь со всем миром по Лихачеву не отменяют необходимости защиты собственных интересов. Вот почему для выполнения своей исторической миссии Россия должна быть сильной и суверенной.
Разумеется, это далеко не все уроки, которые мы можем извлечь сегодня из научного наследия Д. С. Лихачева.
Работы академика, посвященные культуре, сегодня все более актуальны для понимания глобальных угроз и видения духовных ресурсов развития великой русской цивилизации, формирования новых мировоззренческих ориентиров национального бытия.