ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 9 июля. /ТАСС/. Практики изгнания бесов, которые применяются в Русской православной церкви (РПЦ), могут облегчить страдания людей, которым неспособны помочь психиатры. Об этом заявил в воскресенье Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В православии существует понятие «беснования» — крайнего проявления воздействия темной силы на человеческое сознание, когда человек может вести себя, как безумный. По словам патриарха, ему «приходилось нередко слышать от специалистов в области психиатрии, что они сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью».
«Такие люди, не получив исцеления, даже облегчения своего недуга через обращение к врачам, приходят в церковь. И с глубокой древности существует чин изгнания бесов из людей, читаются особые молитвы, автором которых является Василий Великий. И многие духовно сильные пастыри помогают людям избавиться от этого страшного наваждения», — сказал патриарх после Божественной литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом.
По словам патриарха, бывавшие на таких богослужениях знают, «какая там страшная обстановка, какая жуткая атмосфера, как себя ведут эти люди, о которых священник молится». «И очень часто чудо Божие совершается, и темные силы отступают», — отметил патриарх.
Человеку, чтобы «оградить себя от дьявольского воздействия», необходима молитва, заявил глава РПЦ. «Мы сильны духом только тогда, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся, когда мы получаем от Бога ответ. Тогда мы становимся сильными. Господь ограждает наш разум от дьявольских искушений, от притяжения ко злу. Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира», — сказал патриарх.
По словам предстоятеля Русской православной церкви, как бы критически люди ни относились «к теме присутствия темной силы в человеческой истории», задача церкви заключается в том, чтобы напоминать им о реальности этой силы и о том, что жертвой ее воздействия «может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога».
Евангелие от Марка 5:1-20
Епископ Эдуард Хегай
Эта история полна драматизма. Как только Иисус приплывает к берегу со Своими учениками, его встречает страшный на вид человек. Описание его такое, что мурашки по коже бегают. Он жил в гробах. Гробы в те времена были другими. Это были пещеры, куда клали тело умершего человека завернутого в пелены. Кроме того, что этот человек жил среди разлагающихся трупов, он еще кричал и бился о камни. И так происходило днем и ночью. Видимо он доставал многих так, что его пытались усмирить и приковать цепями и оковами. Но легион бесов усмирить непросто. Именно о легионе говорит нечистый дух отвечая на вопрос Иисуса об имени. Легион понимает, что перед ним Сын Бога Всевышнего и просит не высылать их из этой страны, а послать их в свиней. Иисус позволяет им войти в свиней.
Далее происходит не менее драматичная картина. Около двух тысяч свиней были чей-то собственностью. И вся эта собственность после встречи с Иисусом безвозвратно устремляется с обрыва в море. В результате Иисуса просят покинут эти пределы. Человек, освободившийся от бесов, желает пойти с Иисусом. Но Иисус направляет его домой, чтобы тот засвидетельствовал людям как Господь помиловал его. Так он и поступил.
Мы видим что экономическая потеря около двух тысяч свиней затмила перед людьми радость освобождения от бесов одного человека. Сегодня Иисуса не принимают там, где Он угрожает получению прибыли. Кто из нас готов расстаться со своим бизнесом ради спасения одной души? Это возможно, когда это близкая нам душа. Но если это неизвестный нам человек, то проблема нас мало затрагивает. И мы не рады вмешательству Иисуса в наши личные экономические интересы.
Иисус еще будет учить своих учеников о том, как богатому трудно войти в Царство Божие. В будущем Он призовёт богатого высоконравственного юношу продать свое имение и стать Его учеником. Но тот не сможет этого сделать.
Выдающийся фильм «Список Шиндлера» заканчивается глубоким смыслом о спасении жизней и спасении души. Главный герой стремился заработать на войне, на трагедии, на смерти. Но в течение войны он изменился и стал спасать своих работников. Этот фильм невозможно смотреть без слез. Режиссёр Стивен Спилберг посчитал невозможным получать гонорар за этот фильм. Оскар Шиндлер жалеет, что не спас больше человеческих душ. Чем мы готовы пожертвовать для Бога сегодня?
В итоге, Иисус не позволяет человеку освобожденному от бесов следовать за Ним, а повелевает ему идти домой и свидетельствовать о том, что сделал Господь и как помиловал его. Это важное служение, которое приносит плод для Царства Божьего. У многих учеников Иисуса в современном мире возникает искушение только пребывать с Иисусом — посещать богослужения, молиться в уединении, слушать проповеди, наполняться благодатью. Это прекрасно. Но зерно упав в землю должно прорасти и стать колоссом, принести урожай в тридцать, шестьдесят, во сто крат. На это был направлен этот человек Иисусом. Он проповедовал в Десятиградии, свидетельствуя об Иисусе Христе. Все дивились его рассказу. Можно только представить реакцию людей, которые только вчера видели его одержимым бесами, кричащим среди пещер с трупами. Все дивились такому изменению этого человека.
Вопрос для размышления: о чем вы можете засвидетельствовать в вашей жизни? В чем вы видите руку Господню?
Сотни человек в мире утверждают, что встречаются с абсолютным злом каждый день. Многие доверяют им свои страхи, опасения и даже здоровье близких: согласно исследованиям, в последние годы все больше скептиков обращаются к людям, называющим себя экзорцистами, скупают их книги и пополняют армии последователей. Самым известным и влиятельным гонителем бесов за последние полвека стал отец Габриэле Аморт — главный экзорцист Ватикана, который, по его словам, за 30 лет провел десятки тысяч эффективных обрядов. Многие считали его мистификатором и чудаком, даже католики испытывали неловкость за его деятельность. Однако позднее истории об ужасах, переживаемых одержимыми, стали популярными, и те, кто считали религиозные обряды обыкновенным шарлатанством, признали Аморта масштабной религиозной личностью. Каким образом итальянские традиции помогли молодому юристу стать суперзвездой, как вели себя исцеленные им, за что официальное лицо экзорцизма ненавидел Гитлера и Сталина и чем ему не угодил Гарри Поттер — в материале «Ленты.ру».
Мода на гонителей
Аморт родился 1 мая 1925 года в семье юристов. Во время войны он, будучи подростком, участвовал в итальянском движении сопротивления — спустя годы в знак признания заслуг уроженца Модены римские власти наградили его почетной медалью. В 1940-е Аморт решил пойти по стопам отца и деда: изучал право, затем работал с молодым политиком Джулио Андреотти (позднее этот христианский демократ занимал различные высокие должности в правительстве, трижды был премьер-министром). Однако молодой человек решил связать свою жизнь с католической церковью: вступил в религиозное общество Святого Павла и в начале 1950-х принял рукоположение.
Спустя 30 лет Аморт по просьбе епископа стал экзорцистом, а в 1986-м кардинал Уго Полетти назначил его главным заклинателем Римской епархии — сделав его таким образом официальным экзорцистом католической церкви. В это время в мире начался новый «мистический» бум, когда сотни тысяч людей в разных странах обратились к религии и ее возможностям работы с душой и телом человека. При Аморте экзорцизм кардинально изменился: основав Международную ассоциацию экзорцистов, он повысил и закрепил статус «гонителей бесов» и разрушителей проклятий. Спустя два десятка лет ее авторитет признали и на высшем религиозном уровне.
1/1Ритуал экзорцизма в Италии, 1952 годФото: Keystone-France / Gamma-Keystone via Getty Images
Также в начале 1999 года Ватикан выпустил официальный документ, регулирующий деятельность священников-экзорцистов, и рекомендовал увеличить число таких специалистов по всему миру. В последние годы их количество возросло до нескольких сотен. Первый пересмотр этих вопросов произошел еще во время Второго Ватиканского собора в 1960-е, а до этого экзорцисты руководствовались книгой, выпущенной в начале XVII века. Окончательная редакция De Exorcismis et Supplicationibus Quibusdam датируется 2004 годом. Предполагается, что экзорцисты в первую очередь должны опираться на доказательную медицину: важно исключить психические и физические заболевания страждущего и лишь после этого проводить ритуалы.
Некоторые католики и даже священники высокого ранга игнорируют экзорцизм и упоминания о нем в Евангелии, однако многие христиане, исповедующие различные верования, настаивают на том, что изгнание злых духов упоминается в Новом Завете около двух десятков раз. Аморт был уверен, что экзорцизм необходим людям: «Происходят вещи, которые разум не может объяснить, но которые Библия, с другой стороны, разъясняет», — говорил он. Известно, что оба последних Папы Римских проводили подобные обряды: Бенедикт XVI был рьяным сторонником таких практик.
Некоторые видели в Аморте почти святого, особенно его почитали в родной Италии: по статистике, около полумиллиона человек в этой стране ежегодно обращаются к экзорцистам. Но многие не верили ему, считая священника сумасбродом и выскочкой, популистом, желающим власти и дешевого авторитета. Особенное возмущение вызывали его громкие необоснованные заявления.
Однако большинство, несмотря ни на что, уважали отца Габриэле за глубокую преданность своему делу и истовую религиозность, которым он не изменял на протяжении всей жизни. Они признавали, что он помогал психически больным и неуравновешенным людям, направлял их и утешал их семьи.
1/1Габриэле Аморт Кадр: видео 1091 / YouTube
Тяжелые будни
По словам отца Габриэле Аморта, всего он провел от 70 до 160 тысяч экзорцизмов — ритуалов по изгнанию духов или снятию проклятия. Часто одному человеку требовалось несколько визитов экзорциста. Но считать эту цифру в полной мере реальной нельзя: сам священник утверждал, что встретил за всю жизнь около сотни случаев «подлинного» «овладения душой», а прочие пациенты были ментально нездоровыми людьми, которым на деле требовалась помощь врачей. Он помогал им, консультируясь с психиатрами. «В большинстве случаев настоящего дьявольского присутствия нет, и моя работа заключается в том, чтобы предлагать тем, кто приходит ко мне, жить жизнью веры и молитвы. Этого достаточно, чтобы успокоить страхи тех, кто боится зла», — говорил он.
Методы священника были нетривиальны. Свои будни он описал в книге «Экзорцист рассказывает свою историю», опубликованной в 1994 году. Один сеанс длился в среднем около 30 минут, за одно утро священник проводил до пяти встреч. Он считал, что экзорцизм можно проводить и по телефону или через звонок по Skype. Аморт всегда помещал на стену кабинета портрет папы Иоанна Павла II (поскольку, по его словам, «демоны становятся очень раздражительными перед ним»), а с собой носил два деревянных распятия, кропило для разбрызгивания святой воды и флакон с освященным маслом.
Чтобы понять, одержима ли очередная жертва, Аморт смотрел человеку в глаза. «Держа два пальца на глазах пациента, мы поднимаем веки, — пояснял он. — Почти всегда в случае присутствия зла глаза совершенно белые. Даже удерживая веки руками, мы едва можем различить, направлены ли зрачки вверх или вниз».
Наиболее уязвимой категорией священник называл женщин: по статистике середины 1990-х, когда Аморт работал активнее всего, из примерно 40 экзорцизмов, проводимых в Риме каждую неделю, около 80 процентов его посетителей были женщинами среднего возраста из среднего класса. Также среди его пациентов нередко бывали дети. Аморт пояснял, что женщины «более уязвимы, потому что именно они в основном посещают ясновидящих, медиумов, спиритические сеансы, принадлежат к сектам». По его словам, темные силы еще со времен Адама и Евы пытаются захватить женщин. К счастью, убеждал он, большинство «магов» — обыкновенные шарлатаны, которые могут нанести урон только кошельку, но не душе.
Аморт рассказывал, что нередко во время его сеансов одержимые левитируют и выплевывают осколки стекла и куски железа. Он даже собирал коллекцию таких артефактов — фигурки, ключи, цепочки, гвозди и многое другое. Их он охотно демонстрировал как доказательство своей эффективной работы. Однажды, рассказывал он, женщина даже изрыгнула кусок транзисторного приемника. Маленькие дети вырывались и пытались бежать, обретая нечеловеческую силу. Доказательств этого он не приводил.
Однако, вопреки громким заявлениям отца Габриэле, наиболее сложными «пациентами» становились молодые люди — об этом говорили очевидцы и его коллеги. Священник Марчелло Станционе рассказывал историю, похожую на гротескный фильм ужасов: им с Амортом удалось изгнать из чрева юного итальянца Люцифера, говорившего по-английски. Жертва визжала, левитировала и извивалась от боли, а вокруг нее распространялся могильный холод. Когда бес признал поражение, он объявил точный день и час, когда он намерен покинуть это тело. Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств, отец Станционе по сей день настаивает, что все было именно так.
1/1Пастор Уго Альварес изгоняет бесов в Мехико, 2011 годФото: Jan Sochor / Latincontent / Getty Images
В 2020 году он опубликован книгу «Дьявол боится меня: жизнь и работа самого знаменитого экзорциста в мире», в которой приводятся фантастические подробности из практики Аморта. Однако скептики уверены, что для Станционе это лишь новая возможность прославиться, привлекая имя известного экзорциста.
Сам Аморт нередко рассказывал похожие истории, однако его житейские ситуации были более реалистичными. К тому же слушателей подкупали его доброта и спокойствие: он с сочувствием относился к пациентам, поясняя, что они не плохие люди, а страдающие, которым необходима помощь.
Суровые взгляды
Католические епископы имеют право совершать обряд изгнания бесов. Традиционно эту работу делегировали специально избранному для этого священнику, но в последнее время все меньше католических епархий назначают официального экзорциста. Аморт подвергал такое поведение резкой критике: «Я верю, что епископы, которые не назначают экзорцистов, совершают смертный грех», — заключал он.
Любимым фильмом отца Габриэле Аморта была американская лента 1973 года «Экзорцист» (или «Изгоняющий дьявола»). Номинированный на десять премий «Оскар» фильм ужасов, по его мнению, был, несмотря на спецэффекты, во многом корректным и реалистичным. В интервью он подчеркивал, что фильм демонстрирует широким массам суть его работы — «люди обязаны понимать, что мы делаем».
В отличие от многих коллег, Аморт считал своим долгом выступать публично, подробно рассказывать о ритуалах и даже комментировать происходящие в мире актуальные и исторические события. Особенно жесткой критике он подвергал Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера, считая, что они были одержимы дьяволом. «Вы можете судить по их поведению и действиям, по ужасам, которые они совершили, и злодеяниям, совершенным по их приказу. Вот почему мы должны защищать общество от демонов», — заключал он.
Также неприязнь у Аморта вызывала сага о Гарри Поттере — по его словам, такие книги подталкивают детей к оккультизму и поощряют веру в черную магию. «В «Гарри Поттере” дьявол действует хитро и тайно, под маской необычайных сил, магических заклинаний и проклятий», — заключал он. По его словам, детям следует читать сказки, где магия — это инструмент, а не основа сюжета. Недоволен священник был и творчеством некоторых артистов, к примеру, Мэрилина Мэнсона. «Я ничего не имею против рока, это очень уважаемая музыка. Я против сатанинского рока», — негодовал он.
Досталось от Аморта и любителям йоги. Он сравнивал эту древнюю практику с чтением книг о мальчике-волшебнике: «Оба занятия кажутся безобидными, но имеют дело с магией, и это ведет к злу», — отрезал он. Его не устраивал тот факт, что йога зародилась в Индии, так как, по его словам, «восточные религии основаны на ложной вере в реинкарнацию». Из-за таких резких выражений — и по поводу культурных явлений, и о женщинах, якобы виновных в распространении духов, многие верующие стыдились Аморта. Однако с течением времени выяснилось, что его заслуга перед человечеством состояла в первую очередь в помощи и успокоении тех, кто просил у него совета и содействия. Многие больные люди с его помощью вышли из кризисных состояний — о его деятельности положительно отзывались нейрохирурги и психиатры. А католическая церковь обрела в его лице того, в ком остро нуждалась — ярого сторонника экзорцизма, проповедуемого папами, и чиновника, который искренне и исправно выполнял свои обязанности, выступая против скептицизма новой эпохи. Когда в 2016 году Аморт скончался, его смерть стала для итальянцев почти национальной трагедией.
1/1Габриэле Аморт Фото: Agf / / REX
За несколько месяцев до смерти священника кинорежиссер Уильям Фридкин, создавший любимую ленту Аморта «Изгоняющий дьявола», снял о нем документальный фильм. По словам Фридкина, ранее он никогда в реальности не видел обряд экзорцизма, однако священник разрешил ему присутствовать на одном из последних сеансов. Съемка была названа «Дьявол и отец Аморт», и кадры на пленке действительно пугающие: молодая женщина, окруженная сочувствующими, бьется в конвульсиях, крича нечеловеческим голосом.
Критики назвали фильм антинаучным бредом, «безвкусной шарадой» и дешевой постановкой, а героиню Кристину, участвовавшую в ритуале, окрестили обыкновенной неврастеничкой. «Наблюдая за экзорцизмом в «Дьяволе и отце Аморте”, мы видим, что итальянцы в ДНК своего сознания все еще носят семена средневековой культуры. Дьявол и экзорцизм являются частью психики этой страстно католической страны», — заключил ведущий кинокритик Variety Оуэн Глейберман.
Порядка 1 400 человек в год обращаются в Швейцарии к представителям церкви служителям с просьбой… об освобождении от гнёта демонов и злых духов. И таких просьб становится все больше. (SRF/swissinfo.ch)
Этот контент был опубликован 19 апреля 2017 года — 19:20 19 апреля 2017 года — 19:20 Доступно на 5 других языках
Оказывается, во вполне современной и не столь уж религиозной Швейцарии сегодня все еще существует практика изгнания нечистой силы из человека. Более того, спрос на такого рода «услуги» постоянно растет. «Одержимым» помогают целых шесть экзорцистов, трое из них работают в городе Кур (кантон Граубюнден).
Журналисты швейцарской информационной программы «Rundschau» швейцарского телеканала SRF направились в этот альпийский город на востоке Конфедерации. Там они встретились с экзорцистом Чезаре Труги (Cesare Truqui) и Лаурой, которая обратилась к нему за помощью. Женщина утверждала, что на нее было наложено проклятие.
Журналисты поговорили также с сотрудником «Армии Спасения», который руководит школой экзорцизма. Он рассказал, что в год здесь обследуют около двух тысяч человек. И среди них 900 оказываются «одержимы демонами».
Практики изгнания нечистой силы в Швейцарии подвергаются критике. Так, Самюэль Пфайфер (Samuel Pfeifer), профессор-психиатр и сам практикующий психотерапевт, считает, что экзорцисты ведут себя безответственно. Их действия не дают психически лабильным людям получить срочную медицинскую помощь.
Справка: экзорци́зм (exorcism, греч. ἐξορκισμός, «запрещение бесам», «хуление бесов») — действия, направленные на изгнание бесов или других духовных сущностей из (от) человека (или места).
Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.