Этот вопрос разработчики тестов демоверсии ЕГЭ-2014 основывают на непроверенных и неполных данных
А19. Развитие сколиоза у человека предупреждает
1) чрезмерная физическая нагрузка; 2) ношение обуви без каблуков; 3) употребление продуктов питания, содержащих соли кальция; 4) распределение нагрузки на обе руки при переносе тяжестей
Правильным отмечен ответ №4. Составители вопроса считают, что распределение нагрузки на обе руки «предупредит» развитие сколиоза. Ну-ну! Если бы всё было так просто в предупреждении сколиоза, то все врачи-ортопеды уже знали бы универсальный рецепт, как не заболеть, информировали бы об этом подростков, и давно не было бы больных. Но сколиоз может проявиться от множества причин; даже у тех, кто никогда не носит тяжести, правильно сидит за столом и за партой и следит за своей осанкой!
До сих пор в 80 % всех случаев сколиоза, причина неизвестна. 20 % сколиозов возникают вследствие врожденных деформаций, заболеваний нервно-мышечной системы, заболеваний соединительных тканей, нарушения обмена веществ костей. Сколиоз может развиться после травм и ампутаций вследствие несчастных случаев или операций по удалению злокачественных опухолей, а также у детей после операций на сердце или из-за разницы длины ног, в результате воспалительных процессов (ссылка на Википедию). При наследственных причинах нарушения обмена веществ, или врождённых деформациях позвоночника не поможет и не предупредит развитие заболевания никакое «…распределение нагрузки на обе руки при переносе тяжестей». Воспалительные процессы вирусной и бактериальной природы тоже этим не остановить. Так что, вопрос и ответ к нему не соответствуют научным данным и действительности.
^ Из нуклеиновой кислоты и белковой капсулы состоит
1) вирус
2) цианобактерия
3) одноклеточный гриб
4) паразитическое простейшее
^ Как размножаются бактерии при благоприятных условиях?
1) почкованием
2) спорообразованием
3) делением клетки надвое
4) слиянием гамет
^ Как называют организмы, содержащие в гомологичных хромосомах одинаковые аллели одного гена?
1) близкородственными
2) гомозиготными
3) гетерогаметными
4) гибридными
^ Соотношение расщепления во втором поколении по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 характерно для скрещивания
1) анализирующего
2) моногибридного
3) дигибридного
4) полигибридного
^ Рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых гетерозиготных родителей – пример изменчивости
1) комбинативной
2) мутационной
3) модификационной
4) определённой
^ При партеногенезе индивидуальное развитие начинается с
1) дробления неоплодотворённой яйцеклетки
2) формирования гаструлы
3) дробления зиготы
4) образования однослойного зародыша
^ Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что
1) появляются новые аллели в аутосомах
2) ДНК митохондрий способна мутировать
3) нарушается мейотическое деление
4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению
^ При получении чистых линий снижается жизнеспособность потомства вследствие
1) нарушения процесса мейоза
2) возрастания гомозиготности
3) появления полиплоидов
4) эффекта гетерозиса
^ Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?
А. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным.
Б. Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
^ Чем характеризуется геномная мутация?
1) изменением нуклеотидной последовательности ДНК
2) утратой одной хромосомы в диплоидном наборе
3) кратным увеличением числа хромосом
4) изменением структуры синтезируемых белков
5) удвоением участка хромосомы
6) изменением числа хромосом в кариотипе
Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
^ ОРГАН, ТКАНЬ ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
А) кишечник 1) энтодерма
Б) кровь 2) мезодерма
В) почки
Г) лёгкие
Д) хрящевая ткань
Е) сердечная мышца
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
^ Бактериофаги – это
1) вирусы
2) эукариоты
3) прокариоты
4) простейшие
В каких организмах при половом размножении образуются гаметы?
1) молочнокислые бактерии
2) кишечнополостные
3) инфузории
4) бактерии гниения
^ Скрещивание особей, отличающихся друг от друга по двум парам аллелей, называют
1) моногибридным
2) дигибридным
3) несцепленным
4) неродственным
^ Для определения генотипа чёрного кролика (А) нужно скрестить его с крольчихой, генотип которой
1) рецессивный
2) гетерозиготный
3) доминантный
4) дигетерозиготный
^ Примером мутационной изменчивости является
1) проявление гемофилии и дальтонизма
2) рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей
3) рождение разнояйцевых близнецов
4) различная масса тела у однояйцевых близнецов
^ Стадия гаструлы в эмбриональном развитии ланцетника начинается с
1) образования бластомеров
2) закладки зачатков органов
3) дробления зиготы
4) впячивания стенок бластулы
^ Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак
с мужчиной, имеющим тёмные кудрявые волосы. Определите генотип их ребёнка, имеющего тёмные прямые волосы.
1) AaBb
2) Aabb
3) АaBB
4) ААBB
^ Развитию боковых корней способствует
1) рыхление и полив почвы
2) удаление верхушки главного корня
3) пасынкование и удаление части листьев
4) прищипка верхушки побега
^ Верны ли следующие суждения о характере питания разных организмов?
А. Организмы, неспособные сами синтезировать органические соединения из неорганических, относят к гетеротрофам.
Б. Организмы, способные к синтезу органических веществ за счёт энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ, относят к группе хемотрофов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
^ Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?
1) потовые железы
2) костная ткань
3) ногтевые пластинки
4) соединительная ткань
5) кожный эпидермис
6) гладкая мышечная ткань
Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвёртую (АВ) – два доминантных аллеля – IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
^ У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота),
у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети
в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Грибы, которые питаются органическими остатками растений и животных, относят к группе
1) автотрофов
2) сапротрофов
3) паразитов
4) симбионтов
^ При благоприятных условиях бактерии размножаются
1) путём митоза
2) спорами
3) делением клетки надвое
4) слиянием клеток
Морфологическое и функциональное сходство особей одного вида обеспечивается
1) дивергенцией признаков
2) изменчивостью
3) наследственностью
4) мутационным процессом
^ Согласно закону Т. Моргана гены наследуются преимущественно вместе, если они расположены в
1) разных гомологичных хромосомах
2) половых хромосомах
3) аутосоме
4) одной хромосоме
^ Нарушение структуры хромосом является причиной изменчивости
1) комбинативной
2) фенотипической
3) модификационной
4) мутационной
^ На стадии бластулы зародыш животного имеет полость и
1) один слой клето
2) два слоя клеток
3) эпителиальную ткань
4) соединительную ткань
^ Случаи рождения детей с синдромом Дауна (имеют в генотипе 47 хромосом) – это результат нарушения процесса
1) митоза
2) мейоза
3) амитоза
4) непрямого деления
^ Гибридное потомство, полученное Г.Д. Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие
1) отсутствия конъюгации хромосом у гибридов
2) кроссинговера между негомологичными хромосомами редьки и капусты
3) разного числа половых клеток у редьки и капусты
4) гомозиготности родительских форм
^ Вирусы, в отличие от бактерий,
1) имеют клеточную стенку
2) адаптируются к среде
3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка
4) размножаются вегетативно
5) не имеют собственного обмена веществ
6) ведут только паразитический образ жизни
^ По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет
с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
^ Система и многообразие органического мира (63)
Клеточная стенка грибов, в отличие от растений, содержит преимущественно углевод –
1) глюкозу
2) хитин
3) целлюлозу
4) клетчатку
^ В корнях растений отсутствует ткань
1) покровная
2) образовательная
3) фотосинтезирующая
4) проводящая
Плоды образуются у растений отдела
1) Голосеменные
2) Покрытосеменные
3) Плауновидные
4) Папоротниковидные
^ Признак, характерный только для моллюсков, – наличие
1) членистого тела
2) двусторонней симметрии
3) нервной системы
4) мантии и мантийной полости
^ Об усложнении кровеносной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, свидетельствует
1) появление трёхкамерного сердца
2) полное разделение венозной и артериальной крови
3) образование неполной перегородки в желудочке сердца
4) наличие двух предсердий в сердце
Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василёк полевой, клевер ползучий, горох посевной, василёк луговой.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят.
^ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) синтезируется глюкоза 1) фотосинтез
Б) окисляются органические вещества 2) дыхание
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии
^ Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.
Грибы, в отличие от растений,
1) растут в течение всей жизни
2) не имеют митохондрий в клетках
3) по способу питания гетеротрофные организмы
4) не имеют клеточного строения
^ К вегетативным органам растений относят
1) цветок
2) плод
3) стебель
4) семя
Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
1) размножение спорами
2) наличие у них корней
3) клеточное строение
4) чередование полового и бесполого поколений
^ Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
1) всасывание питательных веществ из кишечника хозяина
2) выделение веществ, защищающих тело от переваривания
3) прикрепление червя к стенке кишечника хозяина
4) поглощение частиц пищи и их переваривание
^ Сложные формы поведения, обусловленные наличием коры головного мозга, проявляются у
1) пресмыкающихся
2) земноводных
3) млекопитающих
4) рыб
^ Каждый отдел растений подразделяют на
1) царства
2) типы
3) отряды
4) классы
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
^ ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) теплокровность 1) Птицы
Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды 2) Пресмыкающиеся
В) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения
Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй
Д) характерно двойное дыхание
Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются
^ Из завязи пестика после оплодотворения образуется
1) плод
2) семя
3) зигота
4) зародыш
Водоросли, в отличие от растений других групп,
1) не образуют половых клеток
2) размножаются спорами
3) имеют небольшие размеры и живут в воде
4) не имеют тканей и органов
^ Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?
1) принимает возбуждение и передаёт его другим клеткам
2) при делении образует клетки других видов
3) вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных
4) воспринимает действия химических раздражителей
^ Какая часть органа слуха позвоночных животных развивается только у млекопитающих?
1) внутреннее ухо
2) полость среднего уха
3) ушная раковина
4) слуховая труба
^ В неблагоприятных условиях бактерии
1) активно размножаются
2) превращаются в споры
3) образуют гаметы
4) образуют микоризу
Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.
^ ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке 1) Пресмыкающиеся
Б) в желудочке сердца артериальная 2) Птицы
и венозная кровь не смешиваются
В) кости полые, заполнены воздухом
Г) интенсивный обмен веществ
Д) всё тело покрыто роговой чешуёй
Е) наличие цевки
^ Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.
1) образование гамет
2) оплодотворение и образование зиготы
3) развитие взрослого растения (спорофит)
4) образование заростка
^ Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?
Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
^ Микориза – это
1) симбиоз мицелия с корнями растений
2) болезнь растения, вызванная грибами
3) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело
4) паразит, живущий за счёт других организмов
^ На каком рисунке изображена клетка, которая не может делиться?
1) | ![]() ![]() ![]() ![]() |
^ Зелёные водоросли относят к царству растений, так как они
1) являются индикаторами загрязнения воды и почвы
2) в клетках содержат хлорофилл
3) выделяют в атмосферу углекислый газ в процессе дыхания
4) имеют клеточное строение
^ Взрослая особь человеческой аскариды обитает в
1) желудке
2) лёгких
3) кишечнике
4) надпочечниках
Обыкновенный дельфин, погружаясь в морские глубины, расходует кислород, который содержится в
1) жабрах
2) лёгких
3) воздушных мешках
4) полостях тела
^ Лишайники, в отличие от мхов,
1) образуют ризоиды
2) размножаются спорами
3) являются комплексными организмами
4) вступают в симбиоз с корнями высших растений
Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен.
^ ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО
А) ДНК замкнута в виде кольца 1) Грибы
Б) по способу питания – автотрофы или гетеротрофы 2) Бактерии
В) клетки имеют оформленное ядро
Г) ДНК имеет линейное строение
Д) в клеточной стенке имеется хитин
Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме
Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.
В сколько родов можно объединить виды растений из приведённого списка: боярышник колючий, василёк луговой, василёк синий, клевер красный, клевер ползучий, берёза бородавчатая, колокольчик раскидистый?
1) 3
2) 5
3) 6
4) 7
^ Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, в которой происходит оплодотворение?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
^ Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,
1) содержат зародыш с запасом питательных веществ
2) образуются в плодах
3) не имеют семенной кожуры
4) развиваются на чешуйках шишек
^ В основе сложного поведения общественных насекомых лежит
1) инстинкт
2) условный рефлекс
3) рассудочная деятельность
4) развитие с метаморфозом
^ У каких позвоночных животных в процессе эволюции впервые появились трёхкамерное сердце и лёгкие?
1) земноводные
2) пресмыкающиеся
3) рыбы
4) птицы
^ Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?
1) неорганические вещества растворяются и выводятся наружу
2) синтезируются органические вещества
3) органические вещества превращаются в воду и углекислый газ
4) сложные органические вещества расщепляются до мономеров
Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.
^ ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) сердце заполнено венозной кровью 1) Костные рыбы
Б) наличие трёхкамерного сердца 2) Земноводные
В) в желудочке сердца кровь смешивается
Г) один круг кровообращения
Д) наличие одного предсердия
Биология, 11 класс
Урок 17. «Биосфера и человек»
1. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
Урок теме «Биосфера и человек» позволит учащимся узнать, как развитие человеческого общества влияет на эволюцию биосферы; как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов и отдельных видов организмов, в них входящих;
обучающиеся научатся анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственную деятельность в окружающей среде; предлагать пути преодоления экологического кризиса.
2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Роль человека в биосфере, ноосфера, техносфера, бионика, экологический кризис, загрязнения, глобальные антропогенные изменения в биосфере.
Биосфера — живая оболочка планеты
Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Техносфера — часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.
Био́ника (от др.-греч. βίον — живущее) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.
Экологический кризис – напряженные состояния взаимоотношений между человеком и природой.
Загрязнение (в частности, антропогенное загрязнение)- это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу, приводящих к увеличению уровня содержания в ней вредных веществ, появлению новых химических соединений, чужеродных предметов т.п.
Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.
Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.
3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Дополнительные источники:
1. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 315-316
5. Г.И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ «: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел VII)
4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
Интернет-ресурсы:
5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Экосистемы и биосфера в целом являются тонко сбалансированными системами и даже слабое воздействие нарушает равновесие в них. Каково место человека в биосфере? В чем проявляется экологический кризис? Каковы последствия экологического равновесия?
С момента появления человека в эволюции биосферы стал действовать антропогенный фактор (процесс исторического развития человека и его влияния на биоценоз).
Когда это произошло? Наука пока не может точно ответить на этот вопрос. Чем больше мы о себе узнаем, тем старше представляемся. Ещё недавно считалось, что возраст человечества не более 30 тыс. лет. В последние годы сделаны удивительные открытия, обнаружены артефакты и следы древнейших (допотопных) цивилизаций, которые заставляют предполагать, что нам сотни тысяч или даже миллионы лет.
Исторически сложилось, что больше всего достоверной информации из древности дошло до нас о жизни, начиная с времен палеолита – древнего каменного века.
На этом этапе превалировал присваивающий тип экономики – занятия охотой, собирательством (добывания пищи). Совершенствование орудий труда и возрастающие потребности в еде при резком изменении климата приводили к нехватке питания и исчезновению крупных травоядных животных.
В эпоху неолита (новый каменный век) активизируется процесс одомашнивания животных, растениеводство. Люди научились использовать огонь. Появляются более совершенные орудия труда и оружие дальнего боя – лук и стрелы.
Влияние человека на биосферу
Скорость антропогенного влияния очень быстро возрастает. Рост численности населения, скачок в развитии новых ресурсозатратных и не всегда безопасных технологий превратили этот фактор в определяющее явление планетарного масштаба.
А биосфера не успевает адаптироваться к новым условиям, отсюда её неустойчивость. Наблюдателями и участниками этого явления становимся мы с вами – ныне живущие на планете.
Человечество интенсивно потребляет все природные ресурсы. Развивая города, совершенствуя технологии и улучшая жизнь внутри крупных мегаполисов цивилизованного мира, человек делает биосферу всё более уязвимой.
Выбор у нас не велик:
- неизбежность рационального природопользования;
- экология природы и человека;
- ресурсосберегающие технологии;
- утилизация отходов.
Решить эти проблемы можно только опираясь на надежную законодательную базу, позволяющую рационально использовать и защищать природу, обеспечивать воспроизводство возобновляемых ресурсов и среды обитания человека.
Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Как биологически социальный объект-человек тесно зависит от природы. Как мощная социальная система- человек создает свою интенсивную среду. Техносфера — часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.
При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.
Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой.
Загрязнение — это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу. Типы загрязнений:
Биологические, Физические, Химические ,Загрязнение атмосферы. Основные загрязнения атмосферы: механические, физические, биологические
Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создание культурных биоценозов, развитие биотехнологии, рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях.
Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой. .
Бионика – научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий.
Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба.
Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создаёт, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.
Главная цель создания агроэкосистемы — рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека — источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.
Отличия агроценозов от естественных биогеоценозов. Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и большие различия, которые важно учитывать в сельскохозяйственной практике.
Первое отличие состоит в разном направлении отбора. В природных экосистемах существует естественный отбор, отвергающий неконкурентоспособные виды и формы организмов и их сообществ в экосистеме и тем самым обеспечивающий ее основное свойство — устойчивость. В агроценозах действует преимущественно искусственный отбор, направленный человеком прежде всего на максимальное повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По этой причине экологическая устойчивость агроценозов невелика. Они не способны к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней. Поэтому без участия человека, его неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3−4 года, плодовых культур — 20−30 лет. Затем они распадаются или отмирают.
Второе отличие — в источнике используемой энергии. Для естественного биогеоценоза единственным источником энергии является Солнце. В то же время агроценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д. Без такой дополнительной затраты энергии длительное существование агроценозов практически невозможно.
Третье отличие сводится к тому, что в агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (ржавчинными, головнёвыми грибами, фитофторой и др.).
Четвертое отличие состоит в разном балансе питательных элементов. В естественном биогеоценозе первичная продукция растений (урожай) потребляется в многочисленных цепях (сетях) питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания.
В агроценозе такой круговорот элементов резко нарушается, поскольку значительную их часть человек изымает с урожаем. Поэтому для возмещения их потерь и, следовательно, повышения урожайности культурных растений необходимо постоянно вносить в почву удобрения.
Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы имеют ограниченный видовой состав растений и животных, не способны к самообновлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию.
6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Задание 1.
Выделите цветом правильный вариант. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.
По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).
(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
Варианты ответов:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.
По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).
(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.
Подсказка: посмотрите еще раз ролик
Задание 2.
Распашка степей приводит к изменениям …..
Перемещение веществ в пищевых цепях обеспечивает биологический…..
Самые существенные преобразования в биосфере вызывают …..
Искусственная экосистема называется…..
Научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий -…….
Часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности-……
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
Варианты ответов:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
-экосистемы
— круговорот
— живые организмы
-агроценоз
-бионика
-техносфера