Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г.
Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г. Хотя греч. слово ὑποδιάκονος в его бытовом, нецерковном значении «прислужник» впервые появляется в сочинении комедиографа Посидиппа из Пеллы (ум. в 240 г. до Р. Х.) (Posidippi Fragmenta. 26. 10 // Commicorum Atticorum fragmenta / Hrsg. T. Kock. Lpz., 1888. Vol. 3. P. 345; фрагмент сохр. только в сочинении Афинея (III в.) — Athen. Deip. IX 20), в античной языческой лит-ре оно практически не встречается. Исключение составляют лишь произведения Филона Александрийского, в к-рых это слово (и образованные от его корня формы) используется неск. раз в основном в значении — «прислужник царя (или Бога как Царя)» (Philo. De vita Mos. 1. 84; Idem. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De Ioseph. 123; Idem. De spec. leg. 1. 17, 31, 66, 116, 204; 3. 201).
По мнению совр. исследователей, обязанности И. определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии (Faivre. 1977). Поскольку в нек-рых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов (см. в ст. Диакон), их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7-8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на лат. Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, И. фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон).
В Викиданных есть лексема иподиакон (L113592).
Содержание
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | иподиа́кон | иподиа́коны |
Р. | иподиа́кона | иподиа́конов |
Д. | иподиа́кону | иподиа́конам |
В. | иподиа́кона | иподиа́конов |
Тв. | иподиа́коном | иподиа́конами |
Пр. | иподиа́коне | иподиа́конах |
и·по-ди-а́-кон
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -ипо-; корень: -диакон- .
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- церк. в православной церкви — священнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения◆ Иподиакон, стоящий от архиерея с левой стороны, берет кувшин и поливает воду на руки архиерея; затем иподиаконы снимают полотенце и подносят его архиерею: он вытирает руки. С. А. Диомидов, «Указатель порядка архиерейских служений», 1915 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Иподиакон и ризничий владыки Афанасия ревели на палубе молебен о спасении христианских душ; бояре, подвывая от страха, мелко крестились, сулили богу ослопные свечи, коли достигнут твердой земли, мешали матросам, вопили, чтобы заворачивать к берегу. Ю. П. Герман, «Россия молодая», 1952 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
СинонимыПравить
- поддиакон, поддьякон, иподьякон; в католической церкви: субдиакон
АнтонимыПравить
ГиперонимыПравить
- церковнослужитель, священнослужитель
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
- существительные: иподьякон, диакон
- прилагательные: диаконский
- глаголы: диаконствовать
ЭтимологияПравить
ὑπό «под, ниже» + διάκονος «служитель, гонец», от διακονέω «служить», далее из διά «через; раздельно» + κονέω «поднимать пыль, перен. спешить, торопиться», от κονία «пыль, песок».
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Английскийen: subdeacon
- Греческийel: υποδιάκονος м.
- Немецкийde: Subdiakon, м.
- Польскийpl: subdiakon, м.
- Церковнославянскийchu-ru: ѵ̓подїа́конъ
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Руководство для иподиакона (СПб и Московская школы)
- Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении
- Благословение ораря
- Крестообразное опоясывание орарем посвящаемого
- Архиерейское благословение
- Возложение руки на главу посвящаемого
- Чтение молитвы
- Первое омовение рук архиерея
- Второе омовение рук архиерея
- Архиерейское благословение
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно:
***
Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (иподиаконос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – служитель — поддиакон, субдиакон) – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя, (низший клирик наиболее высокой степени).
«Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, – говорит Епископ Никодим (Милаш). – Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам».
Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата.
Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени – не ниже 20-тилетнего.
Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения.
***
«1. История возникновения чина
В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.
По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.
В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».
В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершается «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.
2. Схема чина посвящения в иподиакона
3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона
Должность иподиакона – помощника диакона – есть высшая степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреде церкве». Это, по объяснению святого Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви».
Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».
Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.
После возгласа Литургии «И да будут милости» новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь, и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).
Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению».
протоиерей Геннадий Нефедов
Таинства и обряды Православной Церкви.