Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Иподиакон, это кто?

by adminon 07.10.202007.10.2020

Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г.
Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г. Хотя греч. слово ὑποδιάκονος в его бытовом, нецерковном значении «прислужник» впервые появляется в сочинении комедиографа Посидиппа из Пеллы (ум. в 240 г. до Р. Х.) (Posidippi Fragmenta. 26. 10 // Commicorum Atticorum fragmenta / Hrsg. T. Kock. Lpz., 1888. Vol. 3. P. 345; фрагмент сохр. только в сочинении Афинея (III в.) — Athen. Deip. IX 20), в античной языческой лит-ре оно практически не встречается. Исключение составляют лишь произведения Филона Александрийского, в к-рых это слово (и образованные от его корня формы) используется неск. раз в основном в значении — «прислужник царя (или Бога как Царя)» (Philo. De vita Mos. 1. 84; Idem. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De Ioseph. 123; Idem. De spec. leg. 1. 17, 31, 66, 116, 204; 3. 201).

По мнению совр. исследователей, обязанности И. определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии (Faivre. 1977). Поскольку в нек-рых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов (см. в ст. Диакон), их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7-8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на лат. Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, И. фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон).

В Викиданных есть лексема иподиакон (L113592).

Содержание

  • Морфологические и синтаксические свойстваПравить
  • ПроизношениеПравить
  • Семантические свойстваПравить
    • ЗначениеПравить
    • СинонимыПравить
    • АнтонимыПравить
    • ГиперонимыПравить
    • ГипонимыПравить
  • Родственные словаПравить
  • ЭтимологияПравить
  • Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
  • ПереводПравить
  • БиблиографияПравить

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. иподиа́кон иподиа́коны
Р. иподиа́кона иподиа́конов
Д. иподиа́кону иподиа́конам
В. иподиа́кона иподиа́конов
Тв. иподиа́коном иподиа́конами
Пр. иподиа́коне иподиа́конах

и·по-ди-а́-кон

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ипо-; корень: -диакон- .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. церк. в православной церкви — священнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения◆ Иподиакон, стоящий от архиерея с левой стороны, берет кувшин и поливает воду на руки архиерея; затем иподиаконы снимают полотенце и подносят его архиерею: он вытирает руки. С. А. Диомидов, «Указатель порядка архиерейских служений», 1915 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Иподиакон и ризничий владыки Афанасия ревели на палубе молебен о спасении христианских душ; бояре, подвывая от страха, мелко крестились, сулили богу ослопные свечи, коли достигнут твердой земли, мешали матросам, вопили, чтобы заворачивать к берегу. Ю. П. Герман, «Россия молодая», 1952 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. поддиакон, поддьякон, иподьякон; в католической церкви: субдиакон

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. церковнослужитель, священнослужитель

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: иподьякон, диакон
  • прилагательные: диаконский
  • глаголы: диаконствовать

ЭтимологияПравить

ὑπό «под, ниже» + διάκονος «служитель, гонец», от διακονέω «служить», далее из διά «через; раздельно» + κονέω «поднимать пыль, перен. спешить, торопиться», от κονία «пыль, песок».

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: subdeacon
    • Греческийel: υποδιάκονος м.
    • Немецкийde: Subdiakon, м.
    • Польскийpl: subdiakon, м.
    • Церковнославянскийchu-ru: ѵ̓подїа́конъ

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

      • Руководство для иподиакона (СПб и Московская школы)
      • Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении

      ***

      Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (иподиаконос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – служитель — поддиакон, субдиакон) – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя, (низший клирик наиболее высокой степени).

      «Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, – говорит Епископ Никодим (Милаш). – Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам».

      Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата.

      Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени – не ниже 20-тилетнего.

      Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения.

      ***

      «1. История возникновения чина

      В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.

      По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

      В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».

      В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершается «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.

      2. Схема чина посвящения в иподиакона

      • Благословение ораря
      • Крестообразное опоясывание орарем посвящаемого
      • Архиерейское благословение
      • Возложение руки на главу посвящаемого
      • Чтение молитвы
      • Первое омовение рук архиерея
      • Второе омовение рук архиерея
      • Архиерейское благословение

      3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона

      Должность иподиакона – помощника диакона – есть высшая степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреде церкве». Это, по объяснению святого Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви».

      Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».

      Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.

      После возгласа Литургии «И да будут милости» новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь, и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).

      Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению».

      протоиерей Геннадий Нефедов
      Таинства и обряды Православной Церкви.

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .