О своей жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Промысл Божий определил мне этапы жизни — пятилетки. Пять лет войны, пять лет служения у престола с православной паствой, пять лет заключения среди отверженных людьми, и только время странствия в русской глубинке, среди русского простого народа, растянулось на десять лет».
Отец Иоанн родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила и Елизаветы Крестьянкиных. Он был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали в честь преподобного Иоанна Пустынника. С детства Иван был «в послушниках» в храме у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима.
После окончания средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. В 1945 году он был рукоположен в диаконы. В сан священника его рукоположил Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме, в котором отец Иоанн и служил до 1950 года, пока не был арестован и отправлен на семь лет в лагерь.
После досрочного освобождения из лагеря в 1955 году он был направлен служить в Псковскую, а затем в Рязанскую епархию. В 1966 году иерей Иоанн принял монашество, а с 1967 года стал монахом Свято-Успенской Псково-Печерской обители. В 1973 году он был возведен в сан архимандрита.
В 2005 году к 95-летию со дня рождения архимандрит Иоанн был награждён церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В последние годы жизни тяжело болел, практически не вставал с постели. Скончался в возрасте 95 лет. Похоронен старец, как и другие печерские монахи, в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.
К 110-летию со дня рождения старца Псковская Лента Новостей представляет подборку воспоминаний об отце Иоанне (Крестьянкине) (по материалам открытых источников Интернет, порталов Православие.ру и Правмир.ру).
Митрополит Псковский и Порховский Тихон
«Пересказать все, что случилось более чем за двадцать лет нашего общения, конечно, невозможно. Его духовные советы всякий может прочесть в трех недавно вышедших сборниках писем. С моей точки зрения, это — лучшее, что написано в области духовно-нравственной литературы в России за последние лет пятьдесят. Я же хочу рассказать о другом — о том, что мне известно не понаслышке.
Главным духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. В одной из книг отца Иоанна эпиграфом были выбраны часто повторяемые им слова: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал: «Вот сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» — это премудрый Соломон на себе проверил (гл. 16, ст. 9). И Вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это именно так, а не иначе».
Никому не навязываю своего мнения, но сам я глубоко убежден, что отец Иоанн — один из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и в мире. Наверное, это самое высшее проявление любви к Богу и преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого человека Своим сотаинником. Повторяюсь, никому не навязываю своего мнения, но к нему меня привели многие жизненные истории, связанные с отцом Иоанном. Да и не только меня одного. Самые мои близкие духовные друзья, покойные ныне отец Рафаил и игумен Никита, которые и познакомили меня с отцом Иоанном, в первую очередь благодарили Бога за то, что их духовником являлся человек, которому открыта воля Божия, и каждый из нас опытно испытал это на себе…
Обычно когда кто-то начинает вспоминать об отце Иоанне, пишет, какой он благостный, ласковый, добрый, любвеобильный. Да, несомненно, истинно, что человека более умеющего выказать отеческую, христианскую любовь, я не встречал во всей своей жизни. Но нельзя не сказать и о том, что отец Иоанн, когда это необходимо, бывает по-настоящему строг. Он порой умеет находить такие слова обличения, после которых его собеседнику по-человечески не позавидуешь. Помню, когда я был еще послушником в Печорах, то случайно услышал, как отец Иоанн сказал двум молодым иеромонахам: «Да какие вы монахи, вы просто хорошие ребята»…
Я был свидетелем того, как отец Иоанн переносил ненависть и напраслину, изливавшиеся на него за стояние в Правде Христовой. Видел его боль, но и благодушие, когда он терпел непонимание и предательство. Но никогда батюшка не терял бесконечной любви к обидчикам и христианского прощения. Для меня на всю жизнь остались в памяти слова его проповеди, сказанной в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря в 1985 году: «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить».
Протоиерей Михаил Правдолюбов
«…Однажды я служил с отцом Иоанном на приходе – в селе Юшково.
Это был Ильин день – храмовый праздник прихода. Храм с домиками около него был более похож на скит, чем на приходскую церковь. Здесь служил отец Паисий, монах. Жили при храме и несколько стареньких монахинь. Отец Паисий всегда приглашал отца Иоанна послужить у него в этот день, и много лет отец Иоанн принимал это приглашение. Юшково находится километрах в пятнадцати-двадцати от Печор, и поэтому, приехав утром на поезде из Москвы, я успел добраться до этого храма еще до начала службы. Когда отец Иоанн увидел меня в алтаре, то очень удивился и спросил: «Как ты здесь оказался?» – «Приехал специально, чтобы вместе с вами помолиться», – ответил я. – «Будешь служить?» – спросил отец Иоанн. – «Если вы благословите – буду». – «Обязательно служи!» – сказал отец Иоанн.
Это был замечательный день! Перед началом литургии отец Иоанн служил молебен с акафистом пророку Илии и водоосвящением, около него был народ, все пели. После литургии – крестный ход с окроплением народа и храма. Как будто отец Иоанн снова оказался на приходе. Он разговаривал с людьми – к нему подходили целыми группами и семьями. И все это на природе, среди зелени травы и деревьев. Светило солнце и было очень тепло – лето в самом разгаре! После того, как закончилась служба и крестный ход, отец Иоанн пошел окроплять прихрамовые постройки. «Пойдемте, окропим святой водой хижину Марии», – сказал он о маленьком домике одной из монахинь, к которому и направился. И правда, этот маленький домик похож был более на хижину, чем на дом. У всех на лицах были радостные улыбки, а монахиня Мария была просто счастлива от того, что отец Иоанн пришел к ней в дом и окропляет святой водой ее жилище.
Потом была трапеза в доме отца Паисия. И снова – общение с людьми и очень интересные разговоры. Один из священников спросил отца Иоанна, можно ли считать Чернобыльскую катастрофу апокалипсической и не является ли Чернобыль той самой «травой полынь», о которой говорится в Апокалипсисе? «Я бы не стал так прямо называть эту аварию на атомной станции прямым исполнением Апокалипсиса, – отвечал отец Иоанн. – Нужно очень осторожно относиться к толкованию Апокалипсиса, и не случайно Церковь не принимает очень многих его толкований. Есть толкование Апокалипсиса святого Андрея Кесарийского – вот это толкование Церковью принимается, его можно читать. Остальные – очень сомнительные!» Говорил также отец Иоанн о том, что очень нехорошо, когда церковные книги и иконы продаются в обычных магазинах рядом с самым разнообразным товаром. «Этого не должно быть!» – сказал он. Говорил также, что у каждого человека должна быть тесная связь со своим ангелом-хранителем. Одним словом, темы разговора были самые разнообразные, но, к сожалению, беседа оказалась непродолжительной – отец Иоанн должен был ехать в монастырь.
Под горкой, на которой стоял храм, отца Иоанна ждала машина – «Волга», которую отец Паисий заранее для него вызвал. Все мы спустились с горки к этой машине, а отец Иоанн, подойдя к молодому водителю, дал ему конфетку. «Нет, я не буду», – ответил тот. Отец Иоанн воскликнул: «Какое воздержание!» Рядом с «Волгой» оказалась еще одна машина – «Нива», и священник, который на ней приехал, потянул отца Иоанна к этой машине, упрашивая его поехать вместе с ним. «А где ваш спутник, высокий молодой мужчина?» – поинтересовался отец Иоанн, потому что все видели этого священника в храме во время службы, окруженного целой группой своих прихожан. «А вот он!» – ответил батюшка и открыл багажник своей «Нивы». В нем оказался скрюченный буквально в два раза мужчина лет тридцати ростом под два метра. Батюшка затолкал его туда для того, чтобы освободить место для отца Иоанна. «Как вам не совестно?! Что вы делаете? Как можно так издеваться над человеком?!» – сурово сказал отец Иоанн. – Не поеду я с вами!» А мне велел садиться на заднее сиденье «Волги», сам сел рядом со мной, и так мы ехали до самого монастыря, продолжая беседу.
На следующий день этот священник, увидев меня в монастыре, сказал: «Как я тебе завидую: ты ехал вместе с отцом Иоанном!»
Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский
«Это был настоящий старец, умудренный опытом и священнического служения, и жизненного пути. Он был и в лагерях, и в ссылках… Старцы обладают даром рассуждения. Все видят, читают одно и то же, молятся одинаково. Но старцы умеют рассуждать, что полезно данному человеку, а что вредно. Они знают это. Этот дар очень высоко ставится в духовной жизни. Отца Иоанна отличал удивительный дар любви, люди шли от него утешенными. Благодаря дару любви и рассуждению, он очень многих людей привел к истине, к Богу. Некоторые из тысяч приходивших к нему за советом не покидали его по многу лет… Я много раз бывал у него, и всегда он так утешал, как никто другой. Мудрость его была совершенно фантастической».
Иеромонах Никон (Горохов), насельник Псково-Печерского монастыря
«Батюшка Иоанн был небольшого роста и довольно плотного телосложения, но отнюдь не толстый, а в меру упитанный и, как я говорил, очень подвижный человек. При общении с ним было такое ощущение, что попадаешь в плотное облако его внимания и любви, которое окружало тебя со всех сторон и сразу отгоняло все невзгоды и неприятности, все недоумения и противоречия, трудные вопросы и скорби.
Бывало, идешь к отцу Иоанну, на душе кошки скребут и хочется куда-то бежать или скрыться от скорбей и неудач, душа в смятении от разных помыслов и непонятных решений, в которых сам «тангалашка» ногу сломает, и вообще их никто не распутает и не даст никакого решения, потому что решений и вариантов тьма, а какой из них верный, неизвестно, и приходишь побитый, опустошенный и озлобленный. Всё, приплыл, дальше уже плыть некуда, крышка…
Но… по мере приближения ко входу в келью отца Иоанна помыслы и страхования начинают рассеиваться, вопросы сами собой исчезают, проблемы, до сих пор неразрешимые, вдруг решаются и все приходит в покой и мир. А уж когда придешь к нему на прием, вообще всё пропадает и в душе водворяется умиротворение. Бывало, просто посмотришь на него, и все сомнения и прежде бывшие недоумения сами пропадают, улетучиваются куда-то, и ловишь себя на мысли: «Ну вот! Зачем приперся к старцу?! Опять какую-нибудь ерунду будешь спрашивать? Да и что тебе спрашивать-то? Вон, смотри, как он живет, и делай то же самое – и спасешься. Всё же ясно!»
Бывало, я рта не успевал открыть, как батюшка мне сам уже что-то рассказывал и пояснял, причем он говорил обстоятельно и долго, и я уже думал: зачем пришел старца отвлекать какими-то своими мелкими проблемами, зачем занимаешь его время? Но это было от лукавого, потому что одно общение с ним заряжало на долгие месяцы и годы. Я помню, сколько раз от отца Иоанна я летел словно на крыльях. Да мне казалось, что и все так же летели от него, исполненные благодарности и радости. Я думаю, что это и есть признак духоносности, когда старец берет на себя все наши тяготы, скорби и болезни, а взамен дает массу любви и духовной энергии, окрыляет и поднимает всё выше и выше ко Христу. Здорово это. Я думал, что так будет всегда. Я не знал, что просто в начале моего духовного пути Господь послал мне Моисея и Иисуса Навина, которые проводили меня через пустыню страстей и вели в Землю Обетованную. Но когда батюшка был отнят, я понял, что таких кормчих уже нет».
Протоиерей Геннадий Беловолов
После службы старца всегда встречала толпа людей приехавших благословиться. Запомнилась одна выразительная сцена. Старец медленно двигался вместе с окружившей его толпою, благословляя, наставляя, неожиданно целую кого-то в голову.
Но внезапно он остановился, посмотрел в сторону, и увидел у белой стены стоявшего одиноко молодого человека. Он смотрел со стороны на происходящее, и видимо не хотел смешивать с этой толпой, созерцая все на расстоянии. Старец Иоанн устремил на него свой взор, решительно раздвинул рукою толпу, и своим коротким шагом не пошел, а как бы побежал к этому молодому человеку. И подняв руки, поскольку молодой человек был значительно выше, приклонил его голову к себе на грудь. Как будто давно его знал и давно ждал. И потом стал покачивать, как мать баюкает свое чадо. И при этом приговаривать: «Ну что же ты такой угрюмый? Что же ты такой угрюмый?» Молодой человек явно не ожидал такого действия, и был полностью покорнее старцу. Вся толпа с изумлением смотрела на эту картину, напоминавшую возвращение блудного сына к отцу.
Потом старец вдруг изменил интонацию своего голоса, и решительно отрывисто произнес: «Нельзя так! Ты ведь один кирпич кладешь, а два убираешь. Так ничего не построишь. После этого он поцеловал в голову неизвестного и опять бросился в толпу народа. Молодой человек стоял совершенно ошеломленный происшедшим. Он так и не успел сказать старцу ни одного слова. Но судя по всему, получил ответы на свои вопросы. На его лице вместо угрюмости появилась какая-то новая благостная улыбка.
Я был также поражен, как старец незнакомца принял как родного. Тогда я, как мне кажется, понял секрет старчества. Для старцев нет чужих, а есть только ближние…
К старцу Иоанну я также потом приезжал на исповедь. А в 1992 г. когда решался вопрос о моем рукоположении, звонили из Питера в Печоры, и старец благословил меня на рукоположение.
Как-то у Феофана Затворника я нашел такую формулу старчества: «Старцы – то верстовые столбы на нашем духовном пути». Для меня уж точно старце Иоанн (Крестьянкин) стал тем столбом, который указал мне путь в священству.
Протодиакон Владимир Василик
«Всякая встреча с отцом Иоанном была праздником, даже когда времени у него не было, и он, проходя, приговаривал: «Общее благословение, общее благословение». Но от общения с отцом Иоанном всегда оставалось удивительно светлое впечатление. И не только это. Батюшка давал и конкретные, ясные и своевременные наставления. Он чутко чувствовал и дух человека, обращавшегося к нему, и дух времени. Вот лишь одно из его вразумлений: «”Мы все глядим в Наполеоны. / Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно…” Вот, Володенька, не будем наполеоновскими планами заниматься. Потихоньку, полегоньку. Никого не осуждать, никого не раздражать, и всем мое почтение». Трезвость и ясность пронизывали его пастырские советы…
Многим советы отца Иоанна спасли жизнь в самом прямом смысле этого слова. Во время Боснийской войны 1992–1995 годов двое моих знакомых обратились к нему с просьбой благословить их ехать в Боснию – воевать за православных. Они получили следующий ответ: «Помысел, вас искушающий, побуждает вас отказаться от борьбы, во-первых, за святую Русь, во-вторых, за собственные души. Оставайтесь здесь и готовьтесь к пастырству». Думаю, что совет его спас и меня от многого в 1995 году. В то время я пел в грузинском приходе Шестоковской иконы Божией Матери. Когда в августе я уехал в Печорский монастырь, на старосту церкви Аристо Амирановича Багратиони, благороднейшего человека, настоящего православного христианина, было совершено покушение. Узнав об этом, я порывался вернуться, чтобы ухаживать за Аристо, вести службу. Отец Иоанн благословил остаться в монастыре до Успения. Памятуя прежний опыт, я не осмелился ослушаться старца. Впоследствии оказалось, что отец Иоанн заставил меня остаться в монастыре на самое критическое время в судьбе прихода и избавил меня от ситуаций, которые могли мне стоить головы.
Общение с отцом Иоанном — приобщение к живому опыту святости.
Благодарю Господа, что Он даровал мне его. Верю, что рано или поздно батюшка Иоанн будет причислен к лику святых, и та работа, которую сейчас осуществляют некоторые православные сайты, ляжет в основу его будущего жития».
Напомним, еще больше информации о жизни и подвижничестве отца Иоанна (Крестьянкина) вы можете найти на обновленном сайте http://otetsioann.ru/, посвященный памяти старца.
На портале размещена история жизни знаменитого насельника Псково-Печерского монастыря, фотографии, видео- и аудиозаписи. Также на новом сайте вы найдете большое количество текстов в электронном формате — это книги, написанные самим старцем, его письма и проповеди, а также научные труды о нем.
В закладке «Документы» размещен обширный корпус справок, анкет и данных, связанных с жизненным путем отца Иоанна.
Кроме того, у любого посетителя есть возможность оставить на сайте свою историю, связанную с именем известного старца. Если у вас есть неопубликованные фотографии, аудио или видеозаписи, письма от батюшки, которыми вы можете поделиться со всеми, присылайте их на электронный адрес: augustinus@me.com игумену Августину.
Хабаровск православный → Журнал → О жизни, подвиге и служении архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий
18.05.2010
«Жизнь, нравственность, вера” – передача Камчатской студии Радио России от 20 апреля 2010 г. Ведущие: Елена Злотник и архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Владыка рассказывает об удивительной биографии старца отца Иоанна (Крестьянкина)
Ведущий: — Мы хотели бы вам рассказать об одном замечательном человеке, о священнослужителе. Это архимандрит Иоанн, в миру Иван Михайлович Крестьянкин. Он родился 11 апреля 1910 года в городе Орел. 5 февраля 2006 года умер в Псково-Печерском монастыре. Священнослужитель Русской Православной Церкви, около 40 лет он был насельником монастыря и является одним из наиболее почитаемых старцев в Русской Православной Церкви, и что самое интересное — это наш современник. Он жил в XX и даже застал XXI век, и вот сегодня очень бы хотелось поговорить об этом замечательном человеке. Архимандрит Иоанн решил посвятить себя служению Богу еще в детстве. Как вы думаете, как у маленького мальчика могут возникать такие серьезные порывы?
Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий: — Просто так они никогда не возникают. Мы знаем несколько житий святых, например Сергия Радонежского, когда еще до того как выйти из утробы матери на свет, он был отмечен Богом. Сам Господь даровал ему такую тягу к Самому Себе, такое влечение. Далее, мы знаем ветхозаветного пророка Иеремию. Он сам о себе говорит: «Господь, обращаясь ко мне, — так он говорит — сказал: «Еще до того как ты вышел из утробы матери твоей, Я избрал тебя, Я призвал тебя». Есть такие счастливые избранники Божии, которые задолго до рождения, а быть может и до зачатия избраны Богом на служение Ему. Ну, а в конце концов, ведь служить Богу — это значит служить людям. На особое служение ближнему своему, и не одному, а многим, многим десяткам и сотням тысяч, вот таким и был батюшка Иоанн Крестьянкин. Почему мы сегодня говорим о нем? Потому что еще в самом начале нашей передачи вы упомянули день его рождения — 11 апреля 1910 года. То есть 11 апреля исполняется 100 лет со дня его рождения, и мы, наша епархия приняли такое решение, посвятить эту неделю этому великому старцу. На сайтах нашей епархии опубликовано несколько материалов о нем, очень интересных. Мы сделали несколько буклетов, собираемся также 23 апреля в областной библиотеке имени Крашенинникова провести вечер, посвященный этому удивительному старцу. Там будут показаны довольно редкие видеоматериалы о его жизни, там будет выставка его книг, будет рассказано о старчестве, как таковом, и там конечно же выступят те люди, которые его прекрасно знали, в том числе и я. Я имел великое счастье и честь быть духовным сыном этого знаменитого старца.
Так вот. Будучи маленьким мальчиком, он пришел в храм, в это время в храме служил владыка епископ Николай Никольский, довольно известный иерарх нашей церкви, и когда он подошел под благословение владыки, владыка спросил его: «Кем ты хочешь стать?» И тот, не задумываясь, ответил: «Монахом». Владыка посмотрел на него и сказал: «Только сначала окончи духовную семинарию, затем примешь монашеский постриг», и благословил его на этот путь, ну а дальше началась жизнь отца Иоанна, которая привела его к монашеству, а затем через большой, глубокий подвиг самоотвержения и служения людям, к всероссийскому старчеству.
Это действительно человек удивительный, всероссийский старец. Я знал всего трех таких людей: это отец Николай Гурьянов ныне почивший, отец Кирилл Павлов — духовник Троице-Сергиевой лавры, и вот, третий старец — мой батюшка, почивший не так давно архимандрит Иоанн Крестьянкин.
— Давайте прочтем еще одну маленькую историческую выдержку нашим слушателям. До того, как стать уже действительно священнослужителем, хотя и служил он в детстве в церкви, он успел поработать бухгалтером. Он окончил бухгалтерские курсы, работал по специальности в Орле. Однако частая сверхурочная работа мешала ему посещать церковь. Когда он воспротивился таким порядкам, сразу же был уволен. Некоторое время он был безработным, а в 1932 году переехал в Москву, где стал главным бухгалтером на небольшом предприятии. Эта работа не мешала ему посещать богослужения, он участвовал во встречах православных молодых людей, на которых обсуждались вопросы церковной жизни. Ну а затем стал он служителем Церкви. В 1944 году он стал псаломщиком в московском храме рождества Христова в Измайлово, а в январе 45-го дьяконом. Он был рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем Ярушевичем. Давайте немножко объясним нашим слушателям, что значит, был рукоположен в безбрачном состоянии. И почему так сильно в нашей Церкви разделяется быть рукоположенным уже будучи женатым человеком либо быть рукоположенным в безбрачном состоянии?
— У нас ныне существует два только состояния священства: это черное священство и белое. Черное священство — это священники в монашеском сане, те которые дают обеты: обет послушания, обет нестяжания, обет безбрачия; и белое священство, которое выполняет все что необходимо священнослужителю: и требные богослужения, и молитву за паству, и окормление своей паствы, но они имеют свою семью, свою собственность и живут в миру, как люди, обычные мирские люди, только вот такое служение осуществляют они. С 1920 до 2000 года в нашей церкви был еще третий вид священства — так называемый целибат, то есть когда священник не принимал иночества, но и не обзаводился семьей. Тогда тоже так можно было. Вот так и жил отец Иоанн Крестьянкин, не будучи еще монахом, будучи еще, так сказать, одиноким человеком. Но сейчас целибат в нашей церкви упразднен. Архиерейским собором 2000 года было предписано молодым людям, которые желают принять священство, до этого либо принять монашество, либо обзавестись семьей, и уже после того как человек принимает священный сан он уже не имеет права обзаводиться семьей. Так что это просто надо решить до того как принимать священство. И вот отец Иоанн, поскольку тогда был целибат, не монахом вступил на священнический путь.
— Владыка давайте вернемся к нашему священнослужителю, о котором мы сегодня разговариваем, к нашему великому старцу. Как пишется в его истории, он много проповедовал, пользовался любовью к прихожанам, но находился на плохом счету у органов советской власти, в том числе и из-за нежелания сотрудничать с ними. В его жизнеописании говорится, что от молодого священника требовали уступок невозможных, и когда обстановка вокруг него накалилась особенно, он обратился к патриарху московскому Алексею I, который морально его поддержал.
— Да было действительно так. Надо сказать, что священники в советское время ограничивались в своей деятельности настолько, насколько это было возможно. Потому что священнослужители — это люди исключительно образованные, это люди которые оканчивали Московскую Духовную Семинарию и Академию, а по советским меркам эта степень образования была исключительно высока. Я знаю даже случаи когда в Московскую духовную семинарию, Киевскую духовную семинарию приводили слушателей высшей военной политической академии, для того чтобы они послушали, как необходимо вести беседы с людьми. Чтобы у священников, будущих священников чему-то поучились, даже сами замполиты об этом мне рассказывали. Потом, в семинарии, в академии изучали и до сих пор изучают огромное количество таких предметов, о которых в светских вузах даже не слышали, например богословие, сравнительное богословие, догматическое богословие, историю церкви, историю Русской Православной Церкви, причем изучали на очень серьезном историческом материале, а о Церкви наши слушатели, даже слушатели исторических университетов ничего практически не знали. Кроме того, отец Иоанн Крестьянкин, поскольку он был божьим избранником, обладал удивительным духовным зрением, прозорливостью, как бы мы говорили, и конечно это привлекало к нему людей.
Почему же, собственно, так ограничивали органы КГБ этого великого старца? Понятно почему. Это же такой мощный конкурент. Везде и всюду в головы нам вдалбливалось: Бога нет! Что все попы — пьяницы, что они сами-то в Бога не верят, безграмотны, и тут такой светоч жизнью своей, словом своим опровергает все эти небылицы касающиеся Церкви. Как же можно его не ограничивать? Более того, ограничивали самыми разными способами. Ну например, был такой человек в Псково-Печерском монастыре, не стану называть его имени, который, не будучи монахом по душе, носил монашескую рясу приняв монашеский постриг. И вот ему было дано задание всякий раз, как к отцу Иоанну приходили посетители, приходить после их ухода и спрашивать: «О чем с тобой говорил с тобой тот, о чем говорил с тобой тот». Но слава Богу, батюшка Иоанн знал, что на самом деле приводило его не распоряжение КГБ-шников, а желание узнать: «А тебе что-то пожертвовали не пожертвовали твои почитатели, твои духовные чада», и он все деньги которые ему приносили отдавал этому «монаху», и тот монах, успокоенный, уходил. Ну а батюшкина совесть была чиста, потому что он никогда бы и без этого не сказал, что, о чем с ним говорили и в чем ему исповедовались его духовные чада. Вот такие средства слежения были приняты по всей России, в том числе и в наших монастырях.
— Но по отношению к священнослужителю Иоанну наши органы не ограничились только такими вот действиями. И как раз в тот самый момент, когда он учился на заочном секторе Московской духовной академии и писал кандидатскую работу на тему «Преподобный Серафим Саровский, чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени», и незадолго до защиты этой самой работы, в 1950 году он был арестован. Четыре месяца он находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме в камере с уголовными преступниками. Владыка я возьму на себя часть того, что вы, наверное, сами хотите нам рассказать, но меня очень потрясло одно из воспоминаний одного из уголовных элементов, который находился рядом с ним вместе в тюрьме, Вот этот человек, наверное, не очень высоконравственный и может быть не очень верующий, в своих воспоминаниях говорит, что он помнит, как шел своей легкой, стремительной походкой, не шел, а летел по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке застегнутой на все пуговицы. У него были длинные черные волосы, хотя заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить. Была борода. В волосах кое-где блестела начинающаяся седина, его бледное, тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх, Особенно поразили меня его сверкающие глаза, глаза пророка, но когда он говорил с вами, его глаза все его лицо излучали любовь и доброту, и в том что он говорил были и внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента. Как вы считаете, насколько нужно быть хорошим и добрым человеком, чтобы вот такие слова о тебе оставил человек, наверное, не очень нравственный.
— Глубоко хорошим и глубоко добрым. Вы знаете, отец Иоанн — человек удивительной любви. Никто и никогда из приходивших к нему духовных чад или людей, просто за советом обращавшихся, не уходил от него не утешенным. Каждому он находил хотя бы одно слово, полное искреннего расположения и участия, каждому находил его индивидуальный совет, который помогал ему справиться с его духовными проблемами, каждому обращал свой взор, полный удивительной любви. Он всегда погладит по головке, он всегда похлопает по спине, он всегда посадит рядом с собой. Это не смотря на то, что к нему приходило пол-России. У него зачастую даже не оставалось времени, чтобы отдохнуть. Но что касается его воспоминаний о тюремном периоде жизни….
— Отец Иоанн Крестьянкин из тюремного заключения был освобожден досрочно в феврале 1955 года, и после освобождения служил в Псковской епархии, так как в Москве ранее судимому жить и работать было запрещено. Меня потрясло количество мест, где он служил. Такое впечатление, что он надолго не задерживался ни в одном из храмов. Почему так происходило?
— Вы знаете, не то что он не задерживался, его не задерживали ведь архиереи, то есть руководители епархии, в то время практически не имели возможности управлять своими епархиями. Они номинально существовали, они номинально действовали, а фактически всем распоряжались управляющие по делам религии исполкома того или иного региона. Естественно, как только отец Иоанн приезжал на приход, он сразу же собирал вокруг себя народ, да не собирал, вокруг него собиралось огромное количество людей, потому что многие люди, в том числе и неверующие, и в то время хотели слышать слово истины, хотели слышать слово Божие, слово правды, слово чистоты и святости. Он это слово нес и во время богослужения, и во время проповеди, и, конечно же, чаще всего, во время личного общения. Потому что в то время даже проповеди зачастую запрещалось говорить. Тем не менее, люди собирались. Но кто же из власть придержащих потерпит такого авторитетного священнослужителя у себя под боком? Поэтому была целенаправленно организована такая целая система гонений на него, которая включала в себя также и очень частое перемещение с одного прихода на другой, чтобы люди не привыкали. А люди не только привыкали, они еще и передавали из уст в уста о том, какой замечательный старец у них на приходе побывал хотя бы месяц, хотя бы год. И Господь настолько премудр, что даже скорби, которые нам посылаются, обращает во благо. И вот это частое перемещение с прихода на приход очень содействовало тому, что по всей России начала очень быстро разноситься весть об этом удивительном старце, который провел столько времени в лагерях, сохранил этот дух, сохранил эту святость, сохранил эту великую силу. И затем он, получив свободу, продолжал заниматься несением слова Божия людям, и стал, таким образом, постепенно становиться не просто старцем, но всемирно известным старцем, всероссийским старцем, вселенским старцем, как о нем часто говорили.
— Да, с 1967 года и до своей кончины он жил в Псково-Печерском монастыре, и, как говорится в истории, уже спустя год после того, как отец Иоанн поселился в обители, к нему стали приезжать верующие со всех концов страны за советом и благословением. Владыка, у нас есть, конечно, исторические выдержки о том, как это было, и как проходили эти самые встречи с верующими, но вы как человек там побывавший, пожалуйста, расскажите нам об этом.
— Я был тогда молодым послушником в монастыре в Вильнюсе. Псково-Печерский монастырь находился где-то в 12 часах езды от моего монастыря. Конечно, по традиции монашеской, каждый монах должен иметь своего духовного отца, который руководил бы его жизнью, и вот таким образом я и познакомился с отцом Иоанном Крестьянкиным. Ко мне подошла монахиня в нашем монастыре и сказала, назвав меня светским именем: «А у вас есть духовник?» Я сказал: «Знаете, пока еще не избрал». — «Так вот, я вам посоветую удивительного человека — старца, прозорливца». Ну, женщины это все любят — он пророк, он мне то предсказал, он мне то сказал, и это все сбылось и так далее. Но меня это мало интересовало, мне нужен был просто мудрый наставник в моей жизни, который бы помог мне разрешить мои вопросы духовного пути. Чудеса-то не так важны для меня, как мой путь ко спасению, мой собственный — это естественно. И меня заинтересовали ее слова. Тогда книг его еще не было, они практически не выпускались, и я решил съездить в Псково-Печерский монастырь, попросил у настоятеля нашего монастыря благословения, сел на поезд и поехал. Как-то быстро я доехал до этого монастыря, пришел, поднялся на второй этаж, где, как мне сказали, находилась его келья. Постучался. Выходит женщина, которая мне сказала: «Вы знаете, он далеко не всех принимает, и вас он тоже не примет, подождите до вечера» Я пошел в храм, помолился, вечером прихожу, она открывает дверь: «Проходите, он вас примет». Тогда я не знал, что человек, который в первый раз приезжал в монастырь и с первого же раза получал доступ к отцу Иоанну — это была страшная редкость. Я тогда, правда, этого не знал. И вот, я вхожу, меня проводят в маленькую чистенькую комнатку, там большая кровать стоит, иконостас, диванчик, столик с разными баночками-скляночками и много-много книг. Вот я зашел в эту комнатку, он находился, видимо, в соседней, не знаю. Меня попросили присесть на диванчик. Я сижу, жду. И вдруг заходит такой небольшой старичок в белом подрясничке, сам весь такой белый-белый с белыми волосами, с белой бородой, весь такой благообразный, светлый, чистенький. Не глядя на меня, прошел мимо, подошел к иконостасу и стал читать молитву, я встал рядом с ним и он помолился, помолился Псково-Печерским святым, помолился моим Виленским святым — мученикам Антонию и Евстафию — покровителям нашего монастыря в Вильнюсе. Он знал эту молитву, ну и после того как он помолился, призвал благодать Духа Святого на нашу беседу, и вот усадил меня на диван. Дальше началось что-то для меня невероятное. Он взял маленький пузыречек, кисточку — в этом пузыречке было миро святое, и помазал меня. А тогда это было большой редкостью, из Иерусалима миро, сейчас его привозят, а тогда-то это редкость была большая. Он помазал мне чело, глаза, уста, уши, руки, то есть все чувства освятил, а затем взял большую чашу со святой водой, и сказал: «Ну, во имя Отца и Сына и Святого Духа. А теперь попейте», Я сделал один глоточек, второй глоточек, третий. В чаше еще осталась вода, где-то даже больше половины. Он сказал: «А это вот сюда», и вылил мне все это за шиворот. Я от такого приема, конечно, опешил. Я сижу мокрый весь, как курица мокрая, и стараюсь, чтобы мой подрясник то к телу не прилипал, потому что вода холодная. Но он взял еще специально провел мне по груди. Но, вы знаете, я был весь напряжен я же со старцем великим сейчас встретиться должен был, я уже забыл от волнения, о чем спросить должен был. После такого приема у меня все напряжение спало, вся напряженность прошла, и у нас начался свободный откровенный разговор. Он внимательно слушал, давал много советов, и после этого он стал моим духовным отцом. Он мне подарил сразу, не зная о том, люблю я книги не люблю, целую связку книг, и всякий раз, как я к нему приезжал, он всегда дарил мне книги. Он знал о том, что я приеду, и всегда готовил связочку книг. Он всегда мне говорил «Ты книжная душа.».
А незадолго до своей блаженной кончины, он подарил мне в первый раз, единственный раз, икону Воскресения Христова. Я, конечно, не ожидал, что он скоро уйдет, и когда я получил от него икону, мне было как-то даже непонятно, почему батюшка всегда мне книги дарил, а тут икону Воскресения Христа.
И вот так происходила наша беседа. Ушел я оттуда мокрый с ног до головы, но зато очень успокоенный. И вот с тех пор началась наша с ним любовь, наша переписка, он мне постоянно посылал подарочки какие-то: то конфетку, то печенье — подсластить нашу монашескую жизнь, как он выражался. Я всегда, когда мне было необходимо, писал ему письма с вопросами, он мне отвечал, причем отвечал всегда по-доброму, просто, ясно, и мне ничего больше не оставалось делать, как выполнять его благословение. Ну, например, я был послушником. Конечно, как любой послушник, я представлял себя монахом, строгим подвижником, аскетом и так далее. К тем людям, которые хоть чуть-чуть нарушали церковные каноны, с моей точки зрения, относился очень строго и свысока. И вот однажды я увидел, как наши послушники и даже некоторые из наших монахов за монастырем в поле играли в футбол, я был настолько потрясен! А в другой раз я увидел, как один из наших архимандритов в своей келье телевизор смотрел, для меня это тоже было страшным ударом. Пишу батюшке: «Батюшка, это безобразие, это нарушение, это кощунство!..» И получаю от него письмо. Я-то думал, что он меня поддержит, скажет: «Да, действительно, какой ты молодец, какой ты там подвижник:. Он мне пишет: «Дорогой отец Игнатий, давайте сделаем так: и в футбол, если не хотите играть, не будем, и телевизор, если вам не нужно, смотреть не станем, но и других осуждать тоже не будем. Не суди, да не судим будеши». Удивительный был это старец, у меня скопилось много его писем, но и когда мне особо трудно или когда я вспоминаю о нем, я их обязательно перечитываю. Замечательный старец!
Источник: сайт Камчатской епархии.
Общество
Код для вставки в блоги
В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре накануне состоялось погребение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – одного из известнейших российских старцев. Он скончался в минувшее воскресенье на 96-м году жизни.
Отпевание, совершаемое по особому чину погребения священнослужителей, началось в 11:00 в Сретенском храме обители. Богослужение возглавил архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Проститься с отцом Иоанном прибыли архиепископы Рязанский и Касимовский Павел, Рязанский и Ростовский Кирилл, Новгородский и Старорусский Лев, а также епископ Зарайский Меркурий, управляющий патриаршими приходами в США. Всего на отпевании присутствовали более полутора тысяч человек, сообщает «Интерфакс-Религия».
Около 14:00 тело отца Иоанна было перенесено для погребения в знаменитые Псковские пещеры. Старец похоронен на месте ныне прославленного святого — преподобного Симеона, мощи которого теперь открыты для паломничества верующих.
На протяжении предыдущих трех дней с момента смерти старца в храмах монастыря читалось Евангелие, а предстоящие 40 дней будут совершаться особые заупокойные богослужения.
Архимандрит Иоанн был почитаем всей православной Россией как старец-духовник. Каждый день на протяжении почти четырех десятилетий в Псково-Печерский монастырь приезжали сотни людей для того, чтобы поделиться с батюшкой своими бедами и радостями. Тысячи людей получили утешение и духовный совет.
Соболезнования в связи с кончиной старца выразил президент России
Перед началом отпевания архимандрита Иоанна, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий зачитал телеграмму от президента России Владимира Путина. В ней глава государства выражал свои соболезнования в связи с кончиной отца Иоанна, с которым он был лично знаком. В августе 2000 года Владимир Путин посетил старца в его монашеской келье в Псково-Печерском монастыре.Как сообщает сайт Православие.ru, свои соболезнования братии Псково-Печерского монастыря выразили и ряд других государственных деятелей. В частности, генеральный прокурор Владимир Устинов в своей телеграмме в связи с кончиной отца Иоанна подчеркнул: «Его многолетнее служение Церкви и России, его исповеднический подвиг навсегда останутся в истории Русской Церкви. А для тех, кто имел счастье лично встречаться с ним, он до конца дней останется образцом истинного христианина и пастыря».
О жизненном пути старца Иоанна (Крестьянкина) рассказывают в эти дни многие СМИ. Пространный биографический очерк опубликовала сегодня газета «Комсомольская правда».
Словно бы с самого рождения Ивану Крестьянкину было послано свыше стать проповедником Божиим, отмечают авторы очерка.
Иван родился в Орловской губернии в простой семье и уже в шесть лет хотел стать священником, а после 30 лет стал им. В конце 1950-х в Москве, в измайловском Христорождественском храме, он крестил по 50 человек в день, и за это, а также за веру, образ мысли его приговорили к нескольким годам лагерей. Там он продолжал наставлять людей. Даже надзиратели считались с батюшкой — ему позволили не стричься и не отняли единственное, что у него было, — Библию.
Наставлял политиков
После освобождения из лагерей Иоанн служил в Псковской и Рязанской епархиях, ему прочили большую карьеру в церкви, но он в 1966 году принял монашеский постриг и стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Ежедневно к нему шли паломники со всей страны за советом, утешением, помощью. В числе его духовных учеников — знаменитые политики, актеры, но их имена не афишируются.
Известно, что ездил к нему и Борис Ельцин. 2 мая 2000 года перед первой инаугурацией к старцу приезжал Владимир Путин и проговорил с отцом Иоанном в его келье больше часа.
Обсуждал вопросы церковной и общественной жизни со старцем Патриарх всея Руси Алексий II.
Спасал от беды
Иоанн Крестьянкин порой давал советы, которые казались странными, но время показывало его правоту.
Однажды к отцу Иоанну на монашенском подворье бросилась женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». Отец Иоанн остановился и твердо сказал ей: «Ни в коем случае. Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца. Ребенок поправился.
О другом случае рассказывает архимандрит Тихон, духовный ученик Иоанна.
В 90-х годах москвичка Валентина Павловна попросила Тихона испросить благословение у отца Иоанна на удаление катаракты в федоровском институте. Ответ отца Иоанна удивил: «Нет, ни в коем случае. Только не сейчас, пусть пройдет время…»
Об этом он написал ей в письме, прибавив, что операцию она должна сделать через месяц после отпуска. «Если она сейчас сделает операцию, она умрет», — грустно сказал он Тихону.
Отец Тихон по совету отца Иоанна поехал к женщине, уговаривал ее отправиться в Крым в отпуск, заказал путевку. Но она не послушалась и легла на операцию, во время которой у нее случился тяжелейший инсульт и полный паралич.
— Почему вы меня не слушаете? — чуть не плакал отец Иоанн. — Ведь если я на чем-то настаиваю, значит, знаю!
Он велел отцу Тихону взять из храма в келью запасные Святые Дары и, как только Валентина придет в себя, сразу исповедовать и причастить. Женщина пришла в себя. Ее исповедали и причастили, после чего она умерла.
«По древнему церковному преданию, душа человека, который сподобился причаститься в день смерти, проходит к престолу Господню, минуя мытарства…» — пишет отец Тихон.
Предсказал Окуджаве новое имя…
Жена поэта Булата Окуджавы Ольга вспоминает, что однажды она, приехав в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну, в беседе со старцем сетовала, что ее муж не крещен и к вере равнодушен. Батюшка сказал: «Ты сама его окрестишь». Удивившись, Ольга переспросила старца, как это возможно, если он не хочет креститься, да и имя у него неправославное. На что Иоанн ответил: «Назовешь его Иваном…»
Через пятнадцать лет после той встречи Булат Окуджава, умирая в Париже, неожиданно попросил окрестить его. Звать священника было уже поздно. Ольга сама решила крестить Булата (этому обряду научил ее духовный наставник отец Алексий). Спросила мужа, как его назвать. Тот ответил: «Иваном».
…и свою смерть
Один журналист много лет назад заснял старца на видео, тот думал, что это фотоаппарат, а потом изумился и попросил ему рассказать о технических новинках. Знания он словно ловил на лету и, хоть и жил в изоляции, поражал эрудированностью и просвещенностью.
Последние два года уже плохо себя чувствовал, не принимал паломников, но обязательно отвечал на все их письма. Был в курсе событий в стране, мире.
Когда поднялась шумиха, связанная с введением ИНН, он, 91-летний, превозмогая болезнь, выступил перед телекамерой с обращением к православным не пугаться нововведений и не поднимать панику. Незадолго до смерти отец Иоанн позвонил архимандриту Тихону и сказал: «Вот, скоро умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне. А то потом вы все равно будете писать и такого можете надумать, что будет, как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен…»
И архимандрит Тихон успел написать воспоминания о духовнике. По словам художника-реставратора академика Саввелия Ямщикова, хорошо знавшего отца Иоанна, старец завещал православным: «Нужно молиться, работать, блюсти честь и достоинство, и тогда Россия не угаснет. В будущем Россию ждет то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет».
Есть ли еще старцы?
Народное мнение, будто с уходом отца Иоанна (Крестьянкина) старцев на Руси не осталось, неверно. Старцы есть почти во всех монастырях, один из тех, к кому стекаются паломники со всей страны, живет в Оптиной пустыни. Известен отец Кирилл в Троицко-Сергиевой лавре, духовник Патриарха Алексия, ему под 90 лет. Но отец Иоанн был одним из столпов нашего старчества, держатель духа православного.
Актриса Екатерина Васильева: Мы осиротели
— 20 лет назад в моей жизни накопились большие проблемы. Мой духовный отец Владимир Волгин повез меня в Печеру к отцу Иоанну.
Одной встречи с ним достаточно, чтобы перевернуть сознание человека, переменить его жизнь, — такой силы была любовь старца к людям. С тех пор я ездила к нему, удостаивалась бесед, он поддерживал меня в письмах, благодаря его молитвам мой сын стал священником.
Это такое духовное счастье общаться с величайшим старцем, достигшим той евангельской детскости, о которой говорит Господь: «Будьте как дети». Он был ребенком и в то же время — величайшем прозорливцем, чудотворцем.
— Он в вашей жизни сотворил чудеса?
— Да, очень много. В жизни каждого человека, кто с ним сталкивался, есть свои чудеса. Отец Иоанн — само чудо…
В день его похорон у меня был спектакль, и я не смогла поехать. Провожала своих — духовника, сына, невестку. Весь поезд Москва — Псков был полон духовенства, монахов… Я очень им завидовала, что они едут к нему. Все плакали, радовались. Это не потеря — он с нами всегда. Мы будем ездить к нему в Печеру — там такие пещеры, куда просто кладут гроб, не закапывая… Он просил в последние дни монахов: «Прошу вас, братья, не удерживайте меня здесь, не молитесь о моем здравии. Я уже ухожу». Теперь мы все осиротели.