Терапия — это направление в медицине, которое занимается диагностикой и лечением заболеваний внутренних органов. Чтобы узнать, чем конкретно занимается терапевт и по каким причинам к нему стоит обращаться, мы провели интервью с Татьяной Евтушенко, врачом-терапевтом первой категории Smart Medical Center.
— Татьяна, скажите, с какими проблемами чаще всего обращаются к терапевту?
— Чаще всего это простудные заболевания, боли в области сердца, проблемы с давлением. Обращаются пациенты, у которых много разных жалоб, но они не знают, к какому врачу идти на прием.
— К каким врачам вы обычно направляете пациентов?
— По-разному. Интересно, что люди часто избегают первичной консультации терапевта, сдают анализы и сами решают что им нужно. При этом необходимые исследования не проводят. Затем они приходят к какому-либо врачу, который чаще всего опять направляет на анализы. Таким образом пытаются сэкономить время, но все равно получается лишняя консультация. В итоге люди теряют и время, и деньги. Многие считают, что они разбираются в медицине, читают интернет, где есть достоверная или недостоверная информация. Например, пациент приходит на УЗИ сердца с высоким пульсом (тахикардия), а на самом деле проблема в щитовидной железе. Она вырабатывает огромное количество гормонов, а гормоны щитовидной железы учащают пульс. Исследование было лишним, так как проблема оказалась в другом. Вообще, человек может прийти к врачу уже с диагнозом в голове. Он переживает, качество жизни падает — от этого могут появиться дополнительные симптомы, которых можно было избежать.
— Какой выход из этой ситуации?
— Лучше сразу прийти к терапевту, определиться с направлением диагностического поиска, чтобы избежать лишних визитов. Прежде всего терапевт должен составить алгоритм обследования. Терапевт — врач общей практики, он обращает внимание на разные симптомы в общем. Конечно, любой доктор должен подходить к работе комплексно, но в силу специфики это не всегда получается. Важно, что терапия изучает большой круг болезней. Есть разные этапы медицинской помощи, и терапия — это первичная медицинская помощь. Терапевт первый контактирует с пациентом и по возможности решает проблему на своем уровне. С ишемической болезнью на базовом этапе может справиться и терапевт, не обязательно обращаться к кардиологу. С циститом (воспаление мочевого пузыря из-за переохлаждения), к примеру, также.
— Сейчас популярно узнавать мнение второго, третьего, пятого врача. Как это сказывается на здоровье пациентов?
— Важно понимать, что у каждого врача свой подход к лечению. Главное, чтобы пациент не применял рекомендации разный врачей — это может сильно навредить здоровью.
— Есть какая-то сезонность обращений к терапевту?
— Да. Летом, например, часто обращаются с кишечной инфекцией, циститом. Вообще, многие болезни могут вызывать слабость, недомогание, снижение работоспособности — в таком случае лучше обследоваться с профилактической целью.
— Что включает профилактический осмотр терапевта и как часто нужно его проводить?
— Зависит от диагноза и жалоб. Если у пациента нет жалоб, можно проходить осмотр раз в два года, после 40 лет — раз в год. При наличии заболеваний, есть диспансерный учет. Чем тяжелее степень заболевания, тем чаще нужно наблюдаться у врача.
— Что входит в профосмотр?
— Зависит от цели. Осмотр для разрешения для ношения огнестрельного оружия и осмотр воспитательницы детского сада имеют свои нюансы. Базовые исследования — это флюорография, общий анализ крови и мочи, рентген легких, кардиограмма, консультация гинеколога и стоматолога, консультация ЛОРа. В Smart Medical Center созданы все условия для комплексного обследования пациентов, чтобы в полном объеме оценить состояние здоровья, сэкономить время и силы пациентов и помочь им решить проблемы.
Содержание
- «Без ерунды не приходите»
- Пачес Дмитрий Олегович
- — Почему Вы стали врачом? Почему детским?
- — Вы стали врачом, потому что дома все время слышали разговоры на профессиональные темы, решили продолжить династию?
- — А учиться было легко, интересно?
- — Какую свою специализацию Вы считаете основной? Вы изначально врач-хирург, потом травматолог-ортопед…
- — Кто Ваш пациент?
- — К Вам чаще приходят дети с проблемами или на профилактический осмотр?
- — С кем Вы больше общаетесь на приеме с родителями или ребенком?
- — С какими актуальными проблемами формирования костно-мышечной системы детей Вы сталкиваетесь?
- — Какие инновационные методики Вы применяете?
- — Вам приходится причинять физическую боль детям на приеме? Как Вы договариваетесь об этом с маленьким пациентом?
- — Что в работе Вы считаете своим успехом?
- — Что бы Вы хотели сказать родителям, которые еще к Вам не пришли?
- 1. Медицинское интервью и базовые коммуникационные навыки во взаимодействии врач-пациент.
- 2. Медицинское интервью – любое сколь-либо продолжительное общение врача со своим пациентом.
- 3. Цель интервью
- 4. Что нужно врачу? – контакт с пациентом и информация.
- 6. Интервью
- 8. Стандартизированное интервью
- 9. Три блока интервью :
- 10. Цель 1 блока
- 11. Открытие интервью
- 12. Цель 2 блока
- 13. Навыки сбора информации
- 14. Открытые вопросы
- 15. Закрытые вопросы
- 17. Побуждающие вопросы
- 18. Переломные вопросы.
- 19. Зеркальные вопросы
- 20. Наводящие вопросы
- 21. Постоянное уточнение, прояснение и обобщение
- 22. Слушание
- 23. Вербальные и невербальные средства демонстрации активного слушания
- 24. Виды слушания
- 25. Нерефлексивное слушание
- 26. Рефлексивное слушание
- 27. Эмпатическое слушание
- 28. Приемы правильного слушания
- 29. Обычная реакция человека на то, что его слушают
- 30. Прояснение проблем пациента и его ожидания от консультации
- 31. Цели и причины обращения пациента к врачу
- 32. Цель 3 блока
- 33. Невербальные сигналы для правильного закрытия интервью
- 34. Вербальные сигналы закрытия интервью
- 35. Краеугольным камнем хороших взаимоотношений «врач-пациент» является атмосфера сотрудничества.
- 37. Основные компоненты сотрудничества
- 38. Модели поведения врача в общении с пациентом
- Интервью с врачом — педиатром
- Интервью с автомехаником.
«Без ерунды не приходите»
О враче:
Пачес Дмитрий Олегович
врач-хирург, травматолог-ортопед
Стаж работы более 13 лет
— Почему Вы стали врачом? Почему детским?
— Ответ достаточно прост: по отцовской линии я врач в четвертом поколении. То есть мой отец, мой дед, мой прадед и моя прабабушка по отцовской линии, все были врачи. Я начал работать санитаром у отца в больнице (больница Святого Владимира), потом поступил в медучилище, которое закончил с отличием, работал медбратом и в гнойной хирургии, и в травматологии, и в реанимации. С самого начала решил, что везде и всего я буду добиваться сам. Собственно, так по жизни и идет. Последние 30 лет мой отец является главным хирургом больницы Св. Владимира, но у меня никогда не было мысли попроситься к нему под крыло.
Со взрослыми работать скучно: они нудные, у них слишком много вопросов и тараканов в голове. С детьми проще, у меня как-то всегда получается найти подход к ним. Этот выбор сделан давно.
— Вы стали врачом, потому что дома все время слышали разговоры на профессиональные темы, решили продолжить династию?
— Нет, ничего я дома не слышал, потому что папа в 5 лет от нас ушел, и я остался с мамой. Как в советское время обычно общались разведенные люди? Раз в месяц я приезжал к папе, он мне дарил машинку и на этом все заканчивалось. Поэтому никаких разговоров не было, но, наверное, так сложились звезды, что я попал в медицину. Учился я неплохо, но шпаной был редкостной. Когда перешел в 9 класс, старшеклассники сказали, что делать вообще ничего не надо, немного напряжетесь в 10-ом и получите свой аттестат. Ну я расслабился так, что меня из 9-го класса выгнали с позором, не столько за двойки, сколько за хулиганское поведение. Школа была, кстати, в районе на втором месте с конца по поведению и район совершенно бандитский. Отец тогда отправил меня к своему знакомому – главному врачу медучилища Александру Львовичу Ионову, который и стал моим первым наставником. Каким-то непостижимым для меня образом он всю жизнь занимал только руководящие посты. После медучилища был директором какой-то воскресной школы, потом директором поликлиники, потом главврачом этой поликлиники. Принял он меня по-отцовски, назвав балбесом, пригрозил, что чтобы я ни делал, все-равно доучусь в этом училище и выйду отсюда хоть с черным, но с дипломом… И я сразу влюбился в этого человека, потому что он был суперпрофессионал. Он как-то повлиял на мое сознание, и по учебе за все три года претензий ко мне не было, хотя поведение оставалось тем же. Я получил красный диплом, была только одна четверка.
— А учиться было легко, интересно?
— Мне всегда было скучно на предметах, которые не касались медицины. А вот все специализированные предметы в училище и в институте (я закончил 2-ой мединститут) мне нравились. Хотя, как говорил один мой преподаватель-профессор: отличники становятся плохими врачами, а вот из троечников, из хулиганов врачи вырастают хорошие.
— Какую свою специализацию Вы считаете основной? Вы изначально врач-хирург, потом травматолог-ортопед…
— Детская хирургия и травматология-ортопедия всегда шли рядом, хотя это абсолютно разные специальности. Детская урология-андрология появились позже, а раньше все это смотрел врач-хирург. Изначально специализация у меня была детская хирургия и травматология. Мне нравится все, что экстренно, где я вижу, что сразу помог. Допустим, ребенок пришел с разбитой головой, мы оказали первую помощь, зашили раны, потом швы сняли и сразу видно, как ты оказал помощь. Поэтому, все, что касается экстренности, меня всегда больше притягивало. Сразу виден результат твоей работы, от этого я испытываю удовольствие.
— Кто Ваш пациент?
— Поскольку я детский хирург, то понятно, что мои пациенты – это дети от 0 до 18. Хотя сертификат по травматологии и ортопедии подразумевает, что я могу принимать и взрослых, но, как я уже сказал, мне со взрослыми скучно, поэтому взрослых лечить я умею, но не люблю и не делаю этого.
— К Вам чаще приходят дети с проблемами или на профилактический осмотр?
— Чаще с проблемами, на профилактике делать нечего. Только чтобы выяснить, понадобится ли в дальнейшем лечение. Например, у мальчишек 10-12 лет выявляются заболевания, которые надо оперировать (например, варикоцеле). Но чаще приходят с такими проблемами, которые надо решать здесь и сейчас.
— С кем Вы больше общаетесь на приеме с родителями или ребенком?
— Уделяю внимание всем, хотя первым стараюсь все-таки найти контакт с ребенком. И если ребенок идет на контакт, то ему достается больше внимания. Обычно, после того как уже все сделаю, рассказываю родителям что надо делать дальше и на что обращать внимание. Конечно, с ребенком до двух лет непросто вступить в диалог, здесь по ситуации: если не торопимся, то я приложу все усилия, чтобы малыш слушал, что я говорю и делал то, что прошу, а родители помогают. Конечно, вопросов больше у родителей, они же привели ребенка. Потому я люблю больше детей: сказано-сделано, а родители до упора могут сидеть и вопросы задавать.
— С какими актуальными проблемами формирования костно-мышечной системы детей Вы сталкиваетесь?
— К счастью, можно сказать, что сейчас тот диагноз, который раньше выставлялся всем детям – плоско-вальгусная стопа – стал появляться реже, все больше детей с нормальными стопами. Это говорит о том, что наша работа не проходит зря, мы с полным усердием боремся со старой советской ортопедической школой, которая заковывала стопы детей в ужасные жесткие ботинки, от которых толку не было. Есть определенные показания, когда это необходимо, но всех запихивать в эти ботинки не надо. Что касается остальных деформаций костно-мышечной системы, то чего-то нового в медицине не произошло, все врожденные патологии никуда не делись. В каких-то заболеваниях тактика лечения поменялась, мы даем больше физиотерапии, ЛФК…
— Какие инновационные методики Вы применяете?
— Если мы говорим про ту же ортопедию, то стельки ФормТотикс, которые мы применяем для коррекции стопы, относятся к инновационным методикам, хотя на нашем медицинском рынке эта система уже более 15 лет. Все остальное в ортопедии придумано уже давно. Говорить о каких-то прорывных технологиях в условиях поликлиники сложно. Если у хирурга рука хорошая, а голова – светлая, то не надо ничего придумывать, надо лечить, как лечили до нас. Здесь всё подчинено безопасности пациента, все риски выносятся в стационар. Например, раньше гемартроз коленного сустава лечили в травмпунктах (пунктируется коленный сустав, накладывается лангет), но последние лет 10 запретили в травмпунктах это делать из-за случаев осложнения. И сейчас ребенок сразу госпитализируется в стационар.
— Вам приходится причинять физическую боль детям на приеме? Как Вы договариваетесь об этом с маленьким пациентом?
— Физическая боль ребенка — уже звучит страшно. Чаще всего на прием приходят дети, когда у них уже что-то болит, а моя задача эту боль снять. Я всегда предупреждаю: будет больно или нет. Допустим, у ребенка фурункул, ему больно, он уже мучается. Кстати, часто родители думают, что проблема ребенка сама рассосется, приходят на прием не сразу, а с запущенным случаем, это неправильно! Если вы видите, что у ребенка отек, гиперемия кожных покровов, не надо тянуть, ребенок страдает. Так вот, если это какой-то воспалительный процесс, мы обязательно обезболим, оградим ребенка от этой боли. В любом случае, даже если врач причиняет ребенку боль, то это же во благо его здоровья делается. И это уже можно объяснить ребенку старше 6 лет. Тогда во время приема он тебе сам помогает.
— Что в работе Вы считаете своим успехом?
— Когда то, что ты делаешь, помогает детям. Успех, когда ребенок перестает плакать и улыбается, когда говорит, что у него ничего не болит и все прошло. Например, у малышей частая проблема – подвывих головки лучевой кости, вправление занимает несколько секунд. И вот когда он заходит в кабинет, ничего не может рукой сделать, даже поднять, ему больно. А когда вправил этот подвывих, он через 5 минут уже смеется и хлопает в ладоши. Вот от этого испытываешь удовольствие.
— Что бы Вы хотели сказать родителям, которые еще к Вам не пришли?
— И не приходите! Понимаете, какая ситуация интересная? Например, в нашей стране есть во многих учреждениях план по пациентам, это бред. Например, в Китае доктор получает большую зарплату, если у него нет пациентов. Это говорит о том, что он проводит хорошую профилактику и правильно лечит. А врач, у которого много больных, не может считаться хорошим специалистом. Может кто-нибудь объяснит, как можно ставить план по травматологическим больным? Я буду очень благодарен…
Понятно, что медицина везде разная. В Англии вообще такого понятия как педиатрия нет, хотя с этим сложно согласиться, это неправильно. Детские болезни – это очень все серьезно, и существуют большие отличия между маленькими пациентами и взрослыми.
Я не очень понимаю, как можно давать пациенту 12 минут на прием, это я говорю о государственных медучреждениях. Как молодым родителям, которые пришли с месячным ребенком на первый осмотр, уложиться в 12 минут? Да они столько времени только ребенка раздевать будут. А если у них будут вопросы? А они у них будут. А врачу надо рассказать, а если это педиатр, то взвесить, померять ребенка, осмотреть, потом еще одеть…
Не могу согласиться с современным нормативом периодичности осмотра ребенка. Приказом Минздрава предписано, что ортопед смотрит ребенка в год, а потом только в семь лет. Проходит 6 лет, а потом родители говорят: «Что-то у нас ребенок кривенький какой-то!». На своих приемах, даже если нет жалоб, и ставлю по хирургии и ортопедии отметку «здоров», всё равно рекомендую родителям раз в год ко мне приходить. Ребенок-то растет, костно-мышечная система меняется. Года достаточно для того, чтобы ничего не упустить, вовремя подхватить и помочь, если понадобится.
Ну и доверять ребенку всегда надо, особенно если он говорит, что что-то болит. Конечно, родители знают, что дети могут и лукавить, но как распознать? Врач наделен опытом, знанием медицины и анатомии, и поэтому может быстро понять, болит или нет. Болевые пороги бывают высокие и низкие, дети бывают очень терпеливыми. Но в любом случае, есть такая боль, что даже самый терпеливый ребенок одернет конечность, стараясь инстинктивно убрать боль. Значит его уже что-то беспокоит.
Родители не должны бояться отвлечь доктора какой-то ерундой, по их мнению, поскольку она может иметь печальные последствия. Лучше потратить время на консультацию врача и убедиться, что всё в порядке, чем продолжать переживать или дождаться рецидива и умчаться на скорой в стационар. Бывает, что самый пустячный случай выявляет совсем не пустячную болезнь. У родителей должно быть понимание, тем более, когда ребенок маленький.
Есть положение, что дети до трех лет с болью в животе или травмой головы должны быть госпитализированы. Врач может осмотреть и ничего не выявить, вроде бы все хорошо, но в этом возрасте совсем другая симптоматика. Например, если это травма головы, может и не быть тошноты, рвоты, да и ребенок в 3 года вряд ли пожалуется на головную боль. А в стационаре под наблюдением врачей, всегда можно среагировать, если что-то пойдет не так. Боль в животе очень сложно диагностировать: острая это хирургия или это нечто другое. Так что лучше ребенку полежать несколько дней в больнице, зато никто не будет себя корить, что упустили что-то серьезное.
1. Медицинское интервью и базовые коммуникационные навыки во взаимодействии врач-пациент.
.
2. Медицинское интервью – любое сколь-либо продолжительное общение врача со своим пациентом.
–
любое сколь-либо
продолжительное общение
врача со своим пациентом.
3. Цель интервью
• получить необходимую,
достаточную информацию о
пациенте для установления
верного диагноза и назначения
адекватного лечения.
4. Что нужно врачу? – контакт с пациентом и информация.
Информация (врач-пациент)
Контакт
Диагноз (врач)
Лечение (врач-пациент)
6. Интервью
• Свободное интервью
• Стандартизированное
интервью
Свободное интервью является хорошим
способом достижения релаксации,
которая возникает в результате
откровенного разговора с врачом.
Недостатком свободного интервью
является
• его продолжительность
• частая противоречивость высказываний
пациента.
8. Стандартизированное интервью
• по времени может быть очень кратким, но
информативным.
Его недостатками являются:
частое нарушение эмоционального контакта с
пациентом,
включение у пациента механизмов
психологической защиты, осложняющих
доверительное общение с врачом,
чувство неудовлетворенности после визита к
врачу.
9. Три блока интервью :
• 1. Встреча и знакомство.
• 2. Сбор информации.
• 3. Подведение итогов и
закрытие интервью.
10. Цель 1 блока
• налаживание контакта с пациентом,
• создание доброжелательной атмосферы,
• формирование у больного впечатления,
что врач хочет и может ему помочь.
• Это довольно короткая по
продолжительности фаза, она на 40%
определяет дальнейший успех общения с
больным.
11. Открытие интервью
• Приветствие пациента врачом.
• Оно должно соответствовать возрасту,
социальному опыту пациента.
• Словесное приветствие должно
подкрепляться невербальными средствами
(пожатие руки, наклон тела в сторону
пациента, кивок головы, улыбка).
• Представить себя пациенту
• Попросить пациента представиться и назвать
себя
• Выяснить цели прихода пациента к врачу
12. Цель 2 блока
• сбор качественной, структурированной,
полной и понятной
информации о
заболевании пациента (сюда включается и
осмотр);
• выяснение цели визита к врачу.
13. Навыки сбора информации
• Баланс открытых, закрытых и других
вопросов.
• Способность врача к прояснению и
обобщению высказываний пациента.
• Навыки активного и недирективного
слушания.
• Правильное использование пауз и молчания.
• Выяснение проблем пациента и его
ожиданий.
14. Открытые вопросы
• Вопросы, на которые нельзя ответить
коротко и односложно.
• Дают пациенту возможность рассказать,
описать и объяснить своими словами.
• Часто начинаются с
Данные вопросы задаются с целью
• получения дополнительных сведений,
• выяснения мотивов и позиций
собеседников.
15. Закрытые вопросы
• — это вопросы, на которые ожидается ответ
«да» или «нет». Они :
• позволяют сокращать и структурировать беседу;
• требуют гораздо меньше времени на
выслушивание ответов;
• полезны в общении с многословными,
несобранными, излишне эмоциональными
больными;
• используются в тех случаях, когда необходимо
быстрее получить согласие или подтверждение
ранее достигнутой договоренности;
• используются для завершения беседы.
17. Побуждающие вопросы
• «Хотелось бы подробней узнать о …», «Не
могли бы Вы подробней рассказать о своих
ощущениях во время приступа…», «Не могли
бы Вы объяснить мне…»
18. Переломные вопросы.
• Задаются в тех случаях, когда уже получено
достаточно информации по одной
проблеме и есть необходимость
«переключиться» на другую.
• Опасность в этих ситуациях заключается в
нарушении равновесия между партнерами
по общению.
19. Зеркальные вопросы
• вопрос состоит в повторении с
вопросительной интонацией части
утверждения только что произнесенной
собеседником для того, чтобы заставить его
«увидеть» свое утверждение как бы со
стороны.
20. Наводящие вопросы
• Предполагают определенный ответ и
подталкивают к нему пациента .
• Встречаются у врачей с авторитарным
стилем общения.
• Эти вопросы нежелательны, особенно в
начале интервью.
• Нельзя их часто использовать , особенно
один за другим.
21. Постоянное уточнение, прояснение и обобщение
• Цель: сделать ясным как для врача так и для
пациента того, что было сказано.
• Уточнение смысла, который пациент
вкладывал в то или иное слово.
• Задавать дополнительные открытые вопросы.
• Перефразировать высказывания пациента.
• Врачу нельзя стесняться показывать, что он
что-то не понял или не расслышал.
• Необходимо обобщать, подводить итоги того,
что было выяснено в ходе интервью.
22. Слушание
• это активный процесс;
• предполагает желание услышать
собеседника;
• требует внимания к собеседнику;
• предполагает взаимную ответственность
партнеров за общение;
• требует определенных навыков;
• оно должно быть безоценочным,
недирективным .
23. Вербальные и невербальные средства демонстрации активного слушания
• паравербальные сигналы и междометия,
выражающие согласие («понял»,
«продолжайте», «так», «угу», «ага» и т.п.);
• периодическое повторение слов ,
произнесенных пациентом;
• подстраивание врачом своего голоса под тон и
громкость голоса пациента.
• «Отзеркаливание», когда врач ненавязчиво
копирует, повторяет позы, жесты , интонации
и слова собеседника.
24. Виды слушания
• 1. Плохое слушание — такое слушание,
когда говорящему создаются определенные
помехи, затрудняется процесс говорения.
Оно оказывает разрушительное
воздействие на общение.
• 2. Отсутствие слушания ( усталость,
нежелание слушать).
• 3. Нерефлексивное слушание
• 4. Рефлексивное слушание
• 5. Эмпатическое слушание
25. Нерефлексивное слушание
• внимательное молчание, когда не
вмешиваются в речь говорящего с
замечаниями.
• Может быть выражено понимание с помощью
различных невербальных проявлений.
• Ответы должны быть сведены к минимуму
типа: «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте»,
«Интересно» и т.д.
26. Рефлексивное слушание
• представляет собой процесс расшифровки
смысла сообщений;
• предполагает объективную обратную связь;
• применяется для подтверждения понимания
сообщения говорящего.
Цель рефлексивного слушания — как можно
точнее осознать и передать чувства говорящего.
27. Эмпатическое слушание
• Его цель: уловить эмоциональную окраску
идей и их значение для другого человека,
• проникнуть в систему его внутренних
ценностей
• понять какие чувства он при этом
испытывает.
28. Приемы правильного слушания
• Необходимо быть внимательным.
• Нужно сосредоточиться на том, что говорит собеседник.
• Необходимо особое внимание уделять не только словам
говорящего, но чувствам и эмоциям, которые он
испытывает и проявляет.
• Очень важно наблюдать за невербальными сигналами
говорящего.
• Нужно придерживаться одобрительной установки по
отношению к собеседнику.
• В ходе слушания надо стараться выразить понимание
говорящему.
• Необходимо прислушиваться к самому себе.
• Необходимо отвечать на просьбы соответствующими
действиями.
29. Обычная реакция человека на то, что его слушают
Чувство, что его понимают
Желание еще поговорить
Симпатия к врачу
Открытость
Чувство, что его принимают
Чувство, что его уважают
Желание поддерживать
контакт
Желание сотрудничать
Чувство безопасности
Вдохновленность
Окрыление надеждой
Чувство комфортности
Желание прийти снова
30. Прояснение проблем пациента и его ожидания от консультации
• Выяснение причин обращения пациента к
врачу
31. Цели и причины обращения пациента к врачу
• хронические болезни: посещение врача для наблюдения,
оценки и моральной поддержки;
• консультация: от врача нужен только совет или
непредвзятое мнение по какому- либо поводу;
• получение какой – либо выгоды от визита к врачу:
больничный лист,
• использование врачебного заключения в тяжбах и пр.;
• получение эмоциональной поддержки – это потребность
поговорить о себе и быть выслушанным, поделиться
страхом перед смертельной болезнью,
• преодолеть чувство одиночества.
32. Цель 3 блока
• подведение итогов интервью,
• заполнение всех оставшихся пробелов,
• установление диагноза, выбор плана
дальнейшего обследования, назначение
лечения и т.д.
либо при неясности
• направление на обследование.
33. Невербальные сигналы для правильного закрытия интервью
• Изменение позы
• Прекращение демонстрации активного
слушания
• Увеличение дистанции общения
• Закрытие записи
34. Вербальные сигналы закрытия интервью
• Использование слов «и так», «таким
образом», «подводя итоги»
35. Краеугольным камнем хороших взаимоотношений «врач-пациент» является атмосфера сотрудничества.
Краеугольным камнем хороших
взаимоотношений «врачпациент» является атмосфера
сотрудничества.
37. Основные компоненты сотрудничества
• Поддержка — врач стремится быть полезным
пациенту.
• Понимание — поведение врача, при котором
пациент уверен, что его жалобы услышаны и
обдумываются врачом.
• Уважение — признание ценности пациента как
личности и значимости его проблем.
• Сочувствие (эмпатия) – умение поставить
себя на место пациента, взглянуть на мир его
глазами.
38. Модели поведения врача в общении с пациентом
Подойдя к двери палаты, обязательно постучите, даже если дверь
открыта. Заходите после ответа, либо через 2-3 секунды после стука,
но не сразу.
Зайдя в палату, поздоровайтесь со всеми присутствующими одним
общим приветствием: «Здравствуйте».
Если вы уже знаете пациента, идите к нему. Если нет, спросите:
«Подскажите, пожалуйста, где лежит пациент …», либо: «Мне нужен
пациент …», а потом идите к нему.
Передвигайтесь по палате без суетливости, лучше сделайте это
медленно, чем в спешке. Это позволит вам сконцентрироваться на
следующих этапах общения и сформирует о вас мнение, как об
уверенном в себе человеке. Ваши руки должны быть на виду, а не в
карманах; в крайнем случае, сцепите пальцы в замок перед собой.
Подойдя к пациенту, поздоровайтесь с ним персонально.
Присядьте, если рядом есть стул. Можно с добавлением вежливого:
«Разрешите», если пациент напряжен, недоверчив. Но в обычной
ситуации такая вежливость избыточна.
Садиться следует на расстоянии 1-1,2 м, под углом 60-90 градусов.
Если стула нет, лучше попросить пациента побеседовать с
вами в другом месте (коридор, ординаторская).
На
постель садиться не рекомендуется – это фиксированная
территория. Только, если пациент не может или не хочет
перемещаться и сам предлагает вам присесть на постель,
можете сесть ближе к краю на расстояние не менее 1
метра от его головы.
Если вы пришли к пациенту, который не может присесть
на постель, то это значит, что его состояние не позволяет
вести долгий опрос. В этом случае можно вести беседу,
стоя сбоку, параллельно пациенту, на расстоянии 1-1,2
метра от его головы, слегка наклонившись вперед.
Никогда не спрашивайте разрешения сесть на постель
сами, врачу не откажут, но это будет воспринято как
агрессия. Если у вас с пациентом хороший контакт и он
испытывает к вам уважение, то сделает это сам.
Дистанцию общения можно сокращать, если: а) пациент
плохо слышит, б) пациент – ребенок (но не подросток), в)
для достижения
конфиденциальности в присутствии
посторонних,
г) пациент сам стремиться ее сократить
придвигаясь, наклоняясь вперед (за исключением случаев
фамильярности, неуважения, сексуального интереса к
врачу). Сокращая дистанцию, прокомментируйте это:
«Давайте я сяду поближе, если вы не против», «Если хотите,
я могу сесть ближе».
Прикосновение к пациенту вне физикального обследования
– вопрос индивидуальный и зависит от вашего умения
читать эмоциональное состояние пациента, возраста
пациента и врача.
Если пациент вам знаком, найдите немного времени и
задайте ему какие-нибудь
общие вопросы: «Как
поживаете?», «Как настроение?».
• Рукопожатие между врачом и пациентом в
целом не принято, но здесь следует
обращать внимание на ситуацию, степень
знакомства, пол, возраст, социальное
положение и привычки пациента.
Пожимайте протянутую вам руку.
• Знакомство начинается с представления:
«Давайте познакомимся. Я — помощник
вашего лечащего врача; он поручил мне
(направил меня) узнать о вашем
самочувствии (измерить ваше давление),
(провести обследование). Меня зовут …»
– Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
– Меня зовут Хохлова Ольга Николаевна, работаю я врачом-эндокринологом в Саянский районной больнице уже второй год.
– Почему вы выбрали эту профессию?
– Если честно, то я решила связать свою жизнь именно с эндокринологией, потому мои родственники больны сахарным диабетом.
– Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?
– Моя мечта сбылась! Ещё с детского сада я хотела стать врачом. И, как видите, смогла достичь этой цели.
– Что вам нравится в вашей профессии больше всего?
– Самое больше удовольствие в моей профессии мне доставляет то, что я помогаю людям.
– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
– Пожалуй, сложнее всего найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Все люди разные и требуют к себе особого отношения.
– Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?
– На протяжении шести лет я училась в Красноярском Государственном Медицинском Университете на факультете педиатрии. После этого меня ждал год интернатуры в области эндокринологии, где я получила узкую специальность. Более того, каждый год врач должен повышать свою квалификацию — продлевать сертификат. Также в течение этих лет можно по желанию принимать участие в специальных курсах, чтобы повысить и закрепить свои знания.
– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?
– Ответственность, стрессоустойчивость, внимательность, отзывчивость, честность, умение быстро принимать серьёзные решения в стрессовых ситуациях — неотъемлемые качества каждого врача.
– Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?
– Наверное, только во время праздников. Например, в День медика. (Смеётся)
– Из чего состоит ваш рабочий день?
– Утром прихожу на работу, веду приём и консультации в отделениях. Также я ещё и районный педиатр, поэтому под моим ведомством находится детское отделение. Так что и там выполняю различную работу.
– Какие основные обязанности вы выполняете?
– Мои главные обязанности: следить за детским здоровьем, вовремя организовывать осмотры и диспансеризацию, организовывать врачей, обеспечивать пациентов препаратами, при необходимости госпитализировать людей.
– Что самое интересное в вашей работе?
– Думаю, самое интересное в моей профессии — это видеть результат своей деятельности. Ведь бывает так, что к нам поступают очень тяжёлые случаи, однако нам удаётся помочь человеку. А его благодарность — это самая приятная вещь в нашей работе.
– Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?
– Без врачей в нашем мире никого не могло бы быть. Так что без медицины просто никуда.
– Приносит ли ваша профессия хороший доход?
– Честно говоря, хотелось бы иметь доход больше (смеётся). Оклады у нас маленькие, поэтому приходится много работать дополнительно: брать ночные дежурства, а также работать в праздничные дни. Но все мы осознаём, что это необходимо, чтобы помогать людям.
– Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?
– Наверное, всем целеустремлённым умным ребятам, которые обладают качествами, перечисленными мной ранее.
– Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?
– Профессия врача всегда была, есть и будет востребованной.
– О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас.
– Прежде чем поступать в медицинский ВУЗ нужно всё очень тщательно обдумать. В нашей профессии необходимо чувство ответственности, ведь в наших руках находится жизнь человека, а также стрессоустойчивость, честность и умение быстро находить выход из критической ситуации. И если человек не обладает вышеперечисленными качествами, то ему будет очень тяжело в его дальнейшей карьере.
– А что для вас было сложнее всего во время обучения в ВУЗе?
– Очень сложно было на первых трёх курсах. Всё идёт из самой школы. Правда, если там мы проходили по одному или двум параграфам на какую-либо тему, то в институте объёмы информации гораздо больше. Так что приходилось очень много учить.
– Если человек не уверен в том, что хочет стать врачом, то стоит ли ему пытаться связать с этим жизнь?
– На мой взгляд, человек должен «гореть» данной профессией. Иначе ничего не выйдет. Помню, мои друзья учились в Техническом или Политехническом ВУЗах…Так вот у них все студенческие годы проходили гораздо проще чем у нас, медиков. Я же всё время была за книжками. Поэтому, выбирая профессию врача, абитуриент должен осознавать, что уже в институте, а потом и на работе у него не будет времени «прохлаждаться». Но если человек действительно хочет быть врачом, то он будет и учиться, и делать всё, что для этого нужно.
– А что же вас ждало после третьего курса в университете?
– Раньше специалитет начинался после третьего курса. Поэтому после этого времени ребята определяются с направлением, в котором хотят работать: кому-то интересна хирургия, для кого-то — гинекология и так далее. Так что, выбрав специальность, хочется ещё больше учиться и углублять свои знания в данной области.
– А как вы готовились к своим экзаменам?
– Помню, мама купила мне огромную энциклопедию, в которой находился материал с пятого по десятый классы. Учила всё.
– Какие специальности в медицине сейчас наиболее востребованы?
– Министерство выдвигает сейчас следующие профессии: хирург, педиатр, терапевт и акушер-гинеколог. Ну а вообще я считаю, что все специальности важны в равной степени.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участники » Замешаев, Ганитулин » Интервью с представителями профессий
Интервью с врачом — педиатром
Престиж каждой профессии определяется ее значимостью для общества. Исходя из этого, не найти профессии более уважаемой и востребованной, чем врач. Именно врачам мы доверяем свое здоровье и здоровье детей. Педиатр Ольга Сергеевна рассказала о том, как надо относиться к своей работе, о доверии к медикам и о счастье заниматься любимым делом.
-Ольга Сергеевна, чем именно занимается врач-педиатр?
– Задача – профилактика болезней и поддержание здоровья детей. В наши обязанности входит проведение профилактических осмотров, вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики, флюорографического обследования. Также мы оказываем помощь детям, обратившимся в медицинский кабинет. Самое ценное в нашей работе — общение с детьми и забота о них.
— Педиатрия — это именно то, чем вы хотели заниматься в жизни?
– Пожалуй, так и есть. Я люблю свою профессию. Меня семь лет учили, как лечить людей, и я больше ничего не желаю. Мне нравится общаться с детьми, они же все такие разные, с ними интересно! Каждый год с нетерпением ожидаю конца лета, чтобы снова прийти работать в детские коллективы. Когда наблюдаешь одних и тех же ребят из года в год, они узнают тебя, улыбаются, здороваются. Бывает, идешь по поликлинике, а они шепчут родителям: «А этот доктор к нам приходила». Приятно.
— Скажите, насколько высока сегодняшняя врачебная нагрузка?
– В связи с повышением рождаемости нагрузка педиатров значительно увеличилась. У каждого врача на участке от 800 до 1000 детей, из них 60–100 – дети до года..
— А велик ли в современном обществе престиж медицинской профессии?
– Еще с древности считалось, что врач — это самая гуманная профессия. Мы должны направлять все свои знания на сохранение здоровья людей. Мне искренне хочется, чтобы наши пациенты относились к нам именно так, с уважением. Ведь врача и его умения не заменит никто.
— Но во многом престиж профессии определяется социальным статусом…
– Врачи всегда были интеллигенцией, а значит — действовали не из корыстных побуждений, но по зову сердца и совести. Медицина — это не та профессия, где можно сидеть за зарплату. Мы ничего не продаем, мы служим людям. И молодые люди, идущие в профессию, должны это понимать.
Интервью с автомехаником.
— Что бы Вы могли рассказать об автомеханике?
— У меня за спиной долгие годы практики. Когда-то молодым я решал, куда мне поступать, меньше всего я думал об этой профессии. Как-то мне казалось, что там практически ничего не надо уметь, а только ходить все время грязным, чумазым, да копаться во внутренностях машин. Потом, когда началась учеба, когда преподаватели стали рассказывать нам о видах смазок, о работе машин… О том, что там в них происходит во время движения, мне все это стало казаться необыкновенно интересным и я стал воспринимать это как музыку. А детали как клавиши музыкальных инструментов, без которых музыки не будет.
— Вы сказали, что меньше всего представляли себя именно в этой профессии. Так что же все-таки подтолкнуло вас выбрать именно ее?
— Дело в том, что изначально, в школе я занимался музыкой, хотел поступать в музыкальное училище, но туда меня не приняли: не хватило баллов. Решил выбрать профессию всегда нужную.
— Что входит в обязанности автомеханика?
— Вообще у меня весьма обширный круг обязанностей. Дело в том, что настоящий автомеханик должен быть специалистом широкого профиля. Это и автоэлектрик, и моторист, и вулканизаторщик. То есть все это уметь и при этом координировать работу младших коллег.
— Как Вы считаете, каким людям стоит пробовать найти себя в этой профессии? И какие школьные предметы пригодятся тем, кто уже решил стать автомехаником?
— Я думаю, что обязательными будут все точные науки. И физика с химией, и математика. Но, конечно, о литературе я бы тоже не стал забывать. Потому, что моя профессия – это не только работа с машинами. Это в первую очередь работа с людьми, доверяющими тебе эти машины. Бывает, что отличные специалисты в своем деле иногда не могут подобрать необходимых слов. А что касается требований, то тут каких-то конкретных требований-то и нет. Потому что приходят работать люди всякие, и потом либо крепнут, либо отсеиваются. Но точно могу сказать, что человек должен быть сильным, с хорошим зрением. Опять-таки, память должна быть, реакция отличная. Неусидчивым и лентяям трудно придется, потому что работа кропотливая очень. А так, в принципе, какие требования?.. Главное, к технике с душой надо относиться.
— Какие, с Вашей точки зрения, есть в данной профессии плюсы и минусы?
— Несомненный плюс, и думаю, в этом со мной многие согласны будут, что профессия сейчас крайне востребована, и работу найти легче, чем скажем, художнику. Минус в том, что выходных практически нет, сильно устаешь, но, справедливости ради, и зарабатываешь достойно. Хотя, для близких и хобби, если у кого есть, времени практически не остается. На большинстве СТО работают шесть дней в неделю. Есть и такие, где вообще без выходных. С восьми – девяти и до… До тех пор, пока не окончишь свою работу. Потому что человеку-то в принципе, не очень интересно знать, что ты устал, и у него на свою машину зачастую уже планы есть, и он ее к обещанному числу ждет. А так как машин сейчас много, то и работы у нас хватает.
Интервью с представителем профессии «Менеджер»
Я взяла интервью у своей мамы, которая является представителем данной профессии. Моя мама уже 10 лет с удовольствием работает в этой сфере.
-Как называется Ваша профессия? -Менеджер по закупкам товара
-Что повлияло на ваш выбор профессии? -На мой выбор профессии повлияла потребность работников в этой сфере деятельности
-Какой путь получения профессии Вы прошли? Что Вы знали об этой профессии?
-Перед тем, как приступить к работе, нужно было пройти необходимые курсы, и только после этого, я смогла стать менеджером.
Я имела достаточно хорошее представление о профессии, т.к. не раз приходилось иметь дело с работниками отрасли торговли.
-Какой тип человека может заниматься этой работой с удовольствием? Какой должен избегать её?
— В любой работе главное – это ответственность. С удовольствием ей будет заниматься человек энергичный и коммуникабельный. Соответственно, тем, у кого нет данных качеств, стоит ее избегать.
-Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность все пройти сначала?
-Да, я никогда не жалела о своем выборе.