В наше время Интернет играет огромную роль в жизни почти каждого человека. Он необходим не только для работы, общения или игр, но и для оплаты множества услуг. Люди экономят массу времени, совершая нужные платежи через всемирную сеть.
Большая роль ложится и на информативную роль Интернета. С его помощью люди с легкостью узнают много нового и находятся в курсе последних событий, как мира, так и интересуемого города или даже поселка. Но первое место все чаще отводится именно коммуникативной роли. И не имеет значение, будь то электронная почта, чаты или общение в социальных сетях. Интернет дает возможность общения между людьми с разных уголков мира. Теперь каждый может поддерживать постоянную связь со своими родными или друзьями независимо от своего местоположения. Современные люди общаются, работают, зарабатывают и знакомятся с помощью Интернета. Эта сеть помогает многим даже в поисках пропавших людей.
Интернет по истине можно сравнить с орбитой, вокруг которой вращается жизнь. Не менее важную роль играют и GPS-навигаторы. С помощью них можно легко узнать, где находится та, или иная улица или здание в неизвестном городе. Огромную роль Интернет в наше время играет и в образовательном процессе. Сейчас множество учебных заведений подключены к всемирной сети. Используя Интернет можно поступить в высшее учебное заведение или пройти курсы обучения. Что касается бизнеса, то множество компаний сейчас не представляют своей деятельности без личных веб-сайтов, которые привлекают в компанию еще больше клиентов.
Интернет становится поистине неотъемлемой частью современной жизни. Ведь людей сейчас уже не устраивают простые телефонные звонки или просто электронная почта, они хотят все время находиться в сети в режиме онлайн и всегда быть на связи.
Сегодня очень сложно найти человека, который не знаком с Интернетом. Всяческие информационные технологии, к которым относится и Всемирная Паутина, прочно вошли в обыденную жизнь. В наше время прогресс достиг таких высот, что, благодаря высокой скорости Интернета, появилась возможность качать музыку и видео в отличном качестве, общаться в сети и т. д. Сейчас можно даже учиться при помощи Интернета, не выходя из дома. Ежедневно ряды пользователей сети пополнятся тысячами новых пользователей. Некоторые люди настолько привязаны к Всемирной Паутине, что современная медицина признала их больными – Интернет-зависимыми. Эти люди в полном смысле этого слова живут в сети.
Ведь очень заманчивой выглядит перспектива совершать покупки, искать любую интересующую информацию, общаться с интересными людьми – и всё это сидя дома за компьютером, просто щёлкая мышкой! Можно даже работать дома, не посещая офис, не вставая рано утром, не спеша на транспорт! А летом хочется отдохнуть, повидать мир – и снова компьютер приходит на помощь. Существует возможность заказать билеты, забронировать номер в гостинице прямо на сайтах соответствующих компаний.
Скорость современной жизни возросла неимоверно. Появление гаджетов и рождение всемирной сети изменили жизнь человечества раз и навсегда. Что же такое Интернет и какую роль он играет в нашей жизни?
В толковых словарях приводится такое значение термина «интернет» – система компьютерных сетей, предназначенных для хранения и передачи информации. Но по сути, Интернет – это целый мир, существующий параллельно с нашей реальностью.
Миллионы сайтов позволяют человеку, не отходя от компьютера, совершать сотни действий. Уже давно стало привычкой узнавать последние новости и прогноз погоды в Интернете. Электронная почта давно потеснила почту привычную, да и платежные системы в сети становятся все более популярными. Благодаря интернету, человек может свободно совершать покупки в различных магазинах мира, заказать билеты на самолет, в театр или на выставку, спланировать путешествие, не выходя из дома, делать ставки на аукционах и даже управлять отдельными гаджетами в своем доме.
Говоря о преимуществах Всемирной сети, невозможно обойти ее ценность, как источника информации. Теперь достаточно иметь под рукой компьютер и подключение к Интернету, и можно свободно посетить самые знаменитые библиотеки, архивы, музеи, получить консультацию у специалистов в любой области на профессиональных форумах.
Глобальная сеть подарила человечеству и миллионы рабочих мест. Уже никого не удивишь такими видами деятельности, как интернет-маркетинг, онлайн-бизнес, фриланс. Возможность удаленного доступа сделала возможным и обучение на дому. Достаточно лишь записаться на онлайн курсы и можно стать слушателем МГУ, Гарварда или Оксфорда.
Но большая часть сайтов посвящена, конечно, развлечениям: это кинофильмы, музыка, игры, форумы и социальные сети. Вот здесь и кроется источник недостатков, в которых часто обвиняют Интернет. Да, человек зачастую становится зависимым от Сети, невольно подменяя реальный мир виртуальным. В психологии даже появилось специальное понятие «интернет-зависимость».
Как бы там ни было, но развитие человеческой цивилизации в дальнейшем немыслимо без интернета – настолько глубоко он вошел в нашу жизнь, охватив практически все области жизнедеятельности. Другое дело – научиться культуре работы в интернете. Ведь в данном случае культура обозначает не только вежливость в общении, но и организацию времяпрепровождения в интернете. Наверно, наступило время, когда наряду с правилами грамматики пора преподавать уроки грамоты по работе с Интернетом.
- при изучении математики раскрытие сущности законов, принципов, ее положений сопровождать иллюстрацией конкретных примеров их применения в сфере изучаемой профессиональной деятельности (в технике, технологии, инструментах, приемах и методах производственной работы);
— в ходе профессиональной подготовки раскрывать законы, принципы, положения математики, лежащие в основе изучаемых техники, инструментов, технологии производства и профессиональных умений и навыков;
— систематически использовать задачи с производственным содержанием по изучаемой профессии в курсе математики;
— в процессе изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин раскрывать личную и общественную значимость политехнических умений и навыков в овладении новой техникой и технологией, смежными профессиями, профессиональным мастерством; учитывать связь принципов профессиональной направленности и проблемности как условие развития способностей студентов к творчеству и рационализации;
— при изучении математики систематически использовать исторические, литературные и языковые материалы, произведения искусства, связанные с изучаемой профессией, показывать значение математики в развитии производства, жизни общества и отдельного человека, формировать профессионально целостную ориентацию личности;
— связь математики с получаемой студентами специальностью использовать для развития потребностей, эмоций, установок, интересов, склонностей, идеалов и убеждений как основных форм проявления профессиональной направленности личности будущего специалиста.
В процессе обучения математике целесообразно соблюдать следующую последовательность педагогических действий:
— выделить основные структурные элементы изучаемой темы (понятия, определения, закономерности, факты и др.);
— посредством логического анализа ранее изученного материала определить основу для усвоения этих элементов;
— определить, какие из предшествующих понятий и способов действий необходимо актуализировать на данном занятии;
— выяснить, на каком уровне сформированы эти понятия и способы действия у студентов;
— применить необходимые способы успешной актуализации этих понятий и способов действия при активной мотивации учебно-познавательной деятельности;
— показать, как вновь усвоенный учебный материал базируется на ранее полученных знаниях и умениях обучаемых (в том числе и по смежным дисциплинам);
— определить, как студенты будут использовать усвоенные по данной теме знания, умения и способы действия в будущей учебной и профессиональной деятельности, дать соответствующую направленность учебному материалу;
— определить основные направления развития профессионально важных качеств у студентов на данном этапе обучения, актуализировать те умения, развитию которых способствует организация занятия, изучение темы;
— выяснить уровень сформированности указанных качеств у студентов: до проведения занятия и в итоге изучения и закрепления данной темы;
— определить условия дальнейшего профессионально направленного обучения математике и развития студентов в процессе изучения последующих тем этой дисциплины.
Уровень интеллектуального развития студентов в значительной степени зависит от методического мастерства преподавателя, от тщательности его подготовки к каждому занятию со студентами. Логику этой подготовки определяет спроектированная структура занятия, выбор форм организации учебно-воспитательной деятельности и оптимального сочетания методов и средств обучения.
УДК 37.01:007 ББК 70/79
Интернет позволяет участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать возникшие проблемы совместными усилиями, задавать друг другу самые разные вопросы, делиться своими идеями. Использование Интернета в целом меняет взаимоотношения между людьми. Они становятся партнерскими, направленными на достижение общей цели — организации такого рабочего процесса, в котором роль специалиста будет сводиться к корректирующей или управляющей.
Ключевые слова: Интернет, коммуникация, киберпространство, СМИ, интернет-сообщество, онлайн, компьютерные и телекоммуникационные технологии, общение.
SOCIAL ROLE OF THE INTERNET
Chernenko N.M.
В течение последнего десятилетия в мире получают биоз компьютеров и коммуникаций. Идет активное под-все более широкое развитие вычислительные ма- ключение пользователей во всемирные сетевые структу-шины и информационные сети — уникальный сим- ры, в «Сеть сетей» — Интернет. Мировой системой
компьютерных коммуникаций ежедневно пользуются около 191 миллиона человек, и их число постоянно растет. Человеческая цивилизация вступает в Эру Информации.
В связи с этим мы наблюдаем резкие изменения в окружающей нас среде, технологиях производства и потреблении материальных благ. Меняется образ жизни человека, меняется и сам человек, не остаются в стороне и социальные характеристики общества. В мире происходит слияние в единую среду различных сторон жизнедеятельности человека. Компьютерные и телекоммуникационные технологии проникают в науку, культуру, образование, экономику и политику.
В Интернет сегодня погружается все разнообразие жизни человечества: досуг, общение, информационный сервис и все виды профессиональной деятельности. Сеть становится нужной всем — вне зависимости от профессии и возраста. Сложно назвать то поле человеческой деятельности, в котором не наблюдалось бы хотя бы первых лучиков информационного света. Несомненно, что не только будущее, но и современное молодое поколение будет жить в мире, объединенном компьютерными сетями.
Информационная Эра наступила и развивает свои технологии вокруг человека, коренным образом изменяя не только его жизнь, но и его сущность. Мы можем наблюдать это как в сфере деловых отношений: бизнесе, политике, управлении, так и на самом доступном для человеческого понимания уровне. Постепенно складывается качественно иная картина мира, позволяющая сделать скачок в духовном развитии общества. В центре внимания -человек, он имеет все средства коммуникации, свободный доступ практически к любой информации. И это делает его более могущественным, более сильным и раскрепощенным в своих мыслях и действиях. Теоретически, в таких условиях человек способен сам совершить грандиозный подвиг или широкомасштабное преступление. Он может спасти от голода тысячи людей или обесточить целые города. Хотя в реальности мы еще не наблюдаем подобного, такие возможности кардинально меняют самооценку человека в сторону ее повышения.
Перспективы воздействия современных информационных технологий проглядываются достаточно четко уже сейчас. Речь идет о возможности проводить глобальные референдумы, о которых уже говорят на Западе. Решение актуальных политических вопросов на глобальном уровне при помощи международных референдумов дает возможность услышать мнение конкретного человека, где бы он ни находился. Сетевые политические кампании, онлайновое голосование уже стали реальностью в Австралии, Канаде, США, Швейцарии. Благодаря активному внедрению сетевых и компьютерных технологий в социально-политическую сферу жизни общества обеспечивается постоянный интерактив, т. е. непрерывная обратная связь. В такой ситуации человек перестает быть незаметным «мелким винтиком» некоего социального механизма, от имени которого он выступает. Человек говорит и действует только от себя. У него резко повышается степень ответственности за собственные слова и поступки и формируется новая самооценка, более высокая и устойчивая.
Общение как наиболее ценное явление человеческого бытия оказалось под влиянием Интернета. С одной стороны, в современном мире уже давно наблюдается тенденция максимально кратких, исключительно деловых и крайне сухих контактов, особенно с людьми неблизкими. Работает только коммуникативная сторона процесса об-
щения — обмен информацией и, как правило, полезной, значимой, деловой. С появлением Интернета человек получил возможность вступать в контакт с другим человеком независимо от места своего нахождения и поддерживать с ним непрерывную коммуникацию. Но часто это сложно назвать общением, в том смысле, в котором мы понимаем это слово. Скорее речь идет об информационном обмене: в нем нет места общению для удовольствия. Коммуникация хоть и доступна, но не для души, а прежде всего для дела. Так называемое сжатое общение более рационально и менее опасно конфликтами.
С другой стороны, Интернет придает общению и другие черты: оно открыто и всегда доступно, сняты как технические, так и психологические барьеры. Нам не надо тратить время на подготовку к общению, на продумывание стратегии установления контакта. Все намного проще. Благодаря Интернету каждый человек создает качественно иную, глубоко индивидуальную картину мира. Современный человек постепенно утрачивает абсолютные социальные и общественные ценности. Он готов воспринимать новые ценности и новые впечатления.
Не значит ли это, что из жизни людей уйдет нормальное человеческое общение, как изжившая себя привычка? Да и стоит ли этого опасаться? Скорей всего для многих современных людей Интернет — это наиболее правильный выход из тупика реальных коммуникационных проблем. Интернет позволяет человеку избавиться от барьеров, существующих в реальном общении, которых стало слишком много в наш бурный век социальных крушений и перемен. Благодаря общению через Интернет человек нарабатывает практику неманипулятивного, т. е. открытого общения. Оно не контролируется рамками общепринятых норм и давным-давно отживших традиций. Так называемый социальный надзор, существующий в каждом обществе, не сможет проникнуть в мир Интернета. Там существует своя этика взаимоотношений, она более приемлема для свободной личности. Поэтому как среда взаимодействия человека с человеком Интернет представляется более привлекательным, нежели обычная реальная жизнь.
Компьютерные коммуникации сегодня формируют новую сферу информационного взаимодействия, которая приводит к возникновению новых видов общественных отношений. Человек, который втягивается в мир Интернета, находя в нем виртуальных друзей, коллег, собратьев, постепенно утрачивает потребность в активном живом общении. Он переориентируется с взаимодействий с реальными людьми на виртуальных партнеров по общению. Почему? Интернет раскрепощает личность. Он предоставляет неограниченную возможность многогранной и постоянно меняющейся идентификации «Я». Человек может создавать себя заново столько раз, сколько считает нужным. Только сам человек, а не социально обусловленные нормы и правила реальной жизни, одобряющие или запрещающие тот или иной образ «Я», контролирует этот процесс. Он сам себя конструирует, исходя из личного, свободного выбора, и делает это ради самого же себя. Интернет как средство трансформации личности существенно расширяет ее границы и предоставляет обширные социальные возможности. Став более открытым и доверительным для самого себя, человек получает способность так же открыто и с доверием общаться с другими людьми. Коммуникативная связь устанавливается без труда и очень быстро. Получив обратную связь, человек способен понять, насколько она соответствует его ожиданиям.
Ощущая эту невидимую нить, которая может быть установлена на любом расстоянии, мы не задумываясь входим в мир Интернета, проникаем в Киберпространство, пополняем Киберсообщество своим «Я». В случае же неадекватной обратной связи, что тоже возможно (как и в реальной жизни), мы пропускаем ее мимо своего сознания. Она не вызывает у человека столь бурного негодования, как ответная реакция на социальный контакт в реальной жизни, которая оказалась несозвучна его ожиданиям или ситуативному эмоциональному состоянию. Поэтому мы способны так нежно и плавно вплетаться в сеть Интернет-коммуникаций, которые оказываются, а затем и укрепляются в нашем сознании как более привлекательные, по сравнению с реальным взаимодействием с себе подобными.
В западных странах, особенно в США, Интернет уже давно не вызывает удивления и не требует адаптационных затрат в повседневной жизни человека.
Интернет уверенно завоевывает себе права общепризнанного средства массовой коммуникации и оказывает постепенно возрастающее влияние на формирование мировоззрения общества. Общество как живой организм тоже не остается в стороне. Оно формирует новые стереотипы общественного сознания. С технической точки зрения Интернет всего лишь система транспортировки и хранения информации. Но в Интернете сегодня уже так много информации, что можно получить ответ практически на любой вопрос. Сеть сама по себе так устроена, что в ней нет тех коммуникационных барьеров, с которыми мы часто сталкиваемся в реальности. Именно поэтому Интернет приобрел роль не только всемирного хранилища информации, но и превратился в средство горизонтальной (не иерархической) массовой коммуникации. Пользователи сети не только «берут» информацию, но и постоянно наполняют ей различные информационные ресурсы. Люди в Сети считают нормальным отдать свою информацию, свои знания другим. Пришло время, когда уже нет смысла таить информацию, намного полезней и эффективней свободно обмениваться ей. На этом новом стандарте человеческого взаимодействия и построены беспредельные информационные возможности Интернете. Человечество свободно, бесплатно отдает свое знание в Сеть — и становится от этого информационно богаче.
В настоящее время в России наблюдается стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет. Как техническая система Интернет в России существует с 1991 года. Как социальная сеть Интернет строился и развивался примерно 7 лет и полногласно заявил о себе в российском обществе в конце 1998 года. Несмотря на финансовый кризис этого года, аудитория Интернета не уменьшилась и не прекратила свой рост, а достигает более сотни тысяч человек в месяц.
Что нового в российское общество вносит Интернет? Мнения существуют самые разные. Интернет управляет человеком, формирует новый стиль жизни, новый способ мышления. Нуждаемся ли мы в Интернете или он нуждается в нас? Об этом спорят, думают, рассуждают. А Интернет, не замедляя темпов, все больше и глубже пронизывает все многомерное социальное пространство. Россия уже не сможет отказаться от Интернета. Несмотря на то что Интернет невидим, он прочно вошел в нашу жизнь и диктует свои правила.
Некоторые исследователи влияния Интернета на общество указывают, что в процессе глобальной информатиза-
ции формируется управленческое отношение к современной жизни, способствуя ее упорядочению и преодолению конфликтов.
Интернет можно рассматривать как продолжение тех средств массового воздействия, которые уже существуют: газеты, журналы, радио, телевидение. Но это качественно другое средство, оно позволяет каждому управлять жизнью другого. Для России в настоящий момент Интернет представляется, как элитарная реальность. Так как доступ к Интернету у населения весьма ограничен, он сам защищает себя от серой массы. Постепенно люди получат доступ к Сети, но за это время они успеют «вырасти» и понять, что Интернет перепрограммирует их сознание на себя. Интернет действительно управляет массовым сознанием, делая это на индивидуальном уровне.
Другая точка зрения говорит о том, что появление Интернета как СМК с конца XX столетия привносит в российскую жизнь положительные изменения. Это очень своевременное явление. Именно в России Интернет станет предметом коллективной солидарности. Уяснив эту выгоду, мы можем сами способствовать более быстрому и масштабному объединению. В Интернете быстрее происходит сближение людей, чем в реальной жизни. Формируются целевые интернет-аудитории, которыми можно управлять. Управленческий аспект в условиях глобализации очень важен. Он позволяет разрешать многие вопросы воздействием на массы через Интернет. Технология воздействия на общественное мнение и управления массовым сознанием может быть более эффективна и результативна, если Интернет станет ее посредником.
Но более прогрессивный взгляд на суть Интернета -это понимание его не как средства воздействия, а взаимодействия. Общение через Интернет в режиме online уже завоевало свою непоколебимую популярность среди российских граждан. Ежедневно люди общаются между собой в чатах, ICQ, по электронной почте. Коммуникатор и человек могут без каких-либо барьеров и посредников общаться, увеличивая при этом степень понимания друг друга. Интернет предоставляет возможность тренировать коммуникативные способности людей и повышает уровень адекватности восприятия информации. Кроме того, Интернет вводит человека в роль адекватного коммуникатора, когда тот сам инициирует общение.
Какова социальная функция Интернета сейчас и в будущем? Облик общества уже меняется довольно заметно, а перемены, судя по их качеству, необратимы. Мы находимся в процессе перехода к новому типу общества. Жажда манипуляции другими людьми привела нас к тому, что СМИ «запретили» обратную связь от обычных людей. Нарастающая тенденция манипулирования разделила общество на управленцев и управляемых. Общечеловеческие ценности постепенно не только утратили свой абсолютизм, но и стали исчезать из массового самосознания людей. Но сейчас общество, где все легко поддаются манипуляции, уже уходит в прошлое. В настоящее время наметился переход к гражданскому обществу, свободному и открытому для полноценного адекватного взаимодействия. Чтобы противостоять на индивидуальном уровне манипуляции нам недоставало полноценного средства массовой коммуникации. И теперь это средство появилось -Интернет. Социальная роль Интернета может быть определена следующими постулатами:
• Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;
• Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;
• Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;
• Интернет не создает предпосылок для манипуля-тивного общения, а наоборот — они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;
• Интернет в отличие от СМИ, которые блокируют сознание, раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;
• высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернете информация не погибает.
• Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизовуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;
• в Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.
Интернет — это жизненная неизбежность, так же как и книгопечатание, телефон и телевидение. Когда понадобится поднять массы людей на открытость и развитие, тогда и доступ к Интернету появится у всех. Интернет предоставляет свободу выбора, но только для тех, кто способен сделать выбор, кто готов сохранять за собой право на выбор. Благодаря Интернету происходит переход к связям от каждого к каждому, формируются различные интернет-сообщества, объединенные общим проектом, общей целью, общим увлечением. Глобальность, универсальность, изменчивость — вот основные признаки информационной эры. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.
Ничего принципиально нового в общении через Интернет не происходит, кроме расширения степеней свободы и сокращения временных затрат. Интернет ломает преграды человеческому общению. Величина издержек на трансляцию информации в Интернете очень мала. Вместе с тем Интернет обозначил грани новой социальной структуры. Стирается иерархия, упрочняются равные права. Идеология Интернета — это идеология равноправных связей, и не только коммуникативных, но и социальных. С
развитием Киберпространства люди будут добровольно стремиться попасть в него, и каждый найдет там свою нишу. В мире Интернета есть место для всех и каждого.
Итак, мы можем ранжировать социальные роли Интернет в порядке осознания их обществом:
1) Интернет — это более эффективное и удобное СМИ, а точнее СМК;
2) Интернет — это «клуб» для всестороннего, безграничного открытого общения;
3) Интернет — это средство реструктуризации общества и общественной жизни (экономики, науки, политики).
В дальнейшем Интернет будет играть все более значимую роль в формировании новых поколений мирового сообщества. Уже сегодня в Западной Европе существует серьезная озабоченность отставанием от США в освоении Интернета. Российское общественное мнение пока еще безразлично реагирует на постоянно возрастающую роль Интернета в современном мире. Этот факт во многом объясняется слабой информированностью россиян о том, что такое Интернет и какова его роль в развитии общества.
Научная общественность России еще не готова к серьезному изучению Интернета как социальной реальности. Мир Интернета — это уже существующая социальная реальность, ее надо изучать, необходимо открыть законы социодинамики Киберпространства. Это очень важно для успешного развития нашего общества. С массовым распространением Интернета перемены глубинного коллективного бессознательного неизбежны.
Литература
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Высшая школа, 1994.
3. Сколимовски X Философия техники как философия человека / Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.
4. Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. — М.: Горячая линия — Телеком, 2003.
5. Котов Р.Г., Якушин Б.В. Языки информационных систем. — М.: Изд-во «Наука», 1979.
6. Рождественский Ю.В. Общая филология. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
УДК 37. 01(09) ББК 74.03
ИДЕЯ ИМПЕРИИ: ЦЕРКОВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА 1 Н.Ю. Налётова, кандидат педагогических наук, доцент Смоленского филиала МИИТ, (4812) 590593
В статье исследуется политика Петра I в области церковного образования. История развития духовного просвещения представлена как противоборство религиозно-нравственных традиций и латино-протестантских новаций.
Ключевые слова: реформы Петра I, церковное образование.
THE IDEA OF EMPIRE: THE CLERICAL EDUCATION REFORM OF PETER THE GREAT
Nalyotova N. Yu.
Петровская эпоха — один из ключевых, поворотных моментов в нашей национальной истории. По своему значению ее можно сравнить разве что с Крещением Руси, отменой крепостного права, Октябрьским переворотом.
XVIII век начинается с ряда государственных преобразований, в которых церковная реформа не была случайным эпизодом. По определению историка
П.В. Голубовского, реформа, осуществленная Петром I, -это «властный и резкий опыт государственной секуляризации, последовательный и принципиальный. Перенесение к нам с Запада еретичества государственного и бытового» .
Созвучно с мнением П. В. Голубовского мнение Г.П. Федотова, который рассматривал суть Петровской революции как несение в Россию готовой западной куль-