В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.
Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешают носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству). При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания. Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток.
В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — иной) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.
В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».
В современных русских женских монастырях сохраняется традиция, согласно которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя. Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество — это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определенной духовной зрелости. Согласно правилам и уставам Православной Церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения архиерея. В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных. Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи. Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.
Малая схима, или мантийное монашество. Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.
Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный). Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета: послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику); безбрачия (или девства); нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью); непрестанной молитвы.
Часто пострижение в малую схиму совершается на Литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.
В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и, отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.
Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, — монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).
Великая схима или схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.
Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.
Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.
Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:
Найдено 4 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.
Синонимы строкой Скрыть словосочетания
, , рифмы на rifme.net
№ | Синоним, количество | Начальная форма | Частота |
---|---|---|---|
1 | постригшийся (14) | постричься | 1.4 |
2 | принявший постриг (4) | принять постриг | 0.27255 |
3 | принявший ангельский чин (4) | принять ангельский чин https://sinonim.org/ | 0.1682 |
4 | постригшийся в монахи (4) | 0.1542 |
Не нашли нужный синоним?
С тем же началом: принятие, принято, принять участие, принять к сведению, принятия, принятый
С таким же окончанием: почин, зачин, по ряду причин, ряд причин, чин-чин
Слова по отдельности: принявший, иноческий, чин
Другие слова на букву п
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Поделитесь, если помогло
Наверх На главную
- Средняя частота фразы «принявший иноческий чин» на миллион употреблений: меньше, чем 1 раз. Количество букв/символов: 23.
- Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.
Случайные слова и фразы: удавивший, козявка приказная, приводивший в божеский вид
На фестивале «Лiстапад» документальный фильм «Инокиня» минского режиссера и сценариста Галины Адамович получил 3 награды: от Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За гуманизм и духовность в кино», от Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России, а также диплом жюри конкурса «За яркое отражение духовного пути человека».
Почти одновременно «Инокиня» стала лауреатом VIII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (Москва), получила Гран-при 22-го фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге. У картины уже много призов, ее премировали в Италии, Украине.
— Галина, получая приз Президента, вы сказали: «Это самая неожиданная награда нашему фильму. Снимался он не для фестивалей, призов — по заказу монастыря». Расскажите об этом подробнее.
— Это Свято-Елисаветинский женский монастырь. Он находится в Новинках, крупном районе Минска, рядом с республиканской психиатрической больницей. Монастырь новый, его построили в 1999 году, но несет большую социальную нагрузку. Сестры ходят к больным, помогают детям, старикам, бездомным, людям, вышедшим из тюрем, которым некуда податься. Кто потерял близких, кто работу, кто жилье. Они работают на подворье, обеспечивают себя продуктами. У монастыря большое хозяйство. А еще там много творческих мастерских: иконописная, стенописная, керамическая. И кресты куют, золотят, и керамическую посуду делают, и мебель, и книги пишут, занимаются шитьем, вышивкой — разными ремеслами. Есть и видеостудия, где начали делать игровое и анимационное кино. Художественный фильм «Притчи» получил награду на Сретенском православном кинофестивале «Встреча» в Калужской области. Вот такое интересное место, где много и боли, и радости.
— О фильме «Инокиня» зрители говорят: «На душе становится светлее после него».
— Столько страсти, силы, горя, любви вложено в это кино, что оно трогает многих людей. В фильме отображена судьба Ирины Денисовой. Известный преподаватель, много лет работала в лицее при Консерватории. Муж ее был дирижером в Минской филармонии, где был хороший молодежный хор. Потом они развелись. Трое детей, младший ребенок заболел раком. Через болезнь сына она приходила к вере. Священник, который посещал онкологическую больницу, сказал ей: «Вашего сына может спасти только молитва матери. Если вы станете верующим человеком…» Прежде Ирина увлекалась астрологией, и по всем астрологическим картам выходила смерть. Представьте, каково матери? И она пошла в храм. Там споткнулась при входе, упала, решила, что это плохой знак, значит, не надо туда идти… То есть приход к Богу был долгим, тяжелым. Мать с сыном съездили в Свято-Успенский Жировичский монастырь в Гродненской области. Там чудотворная святыня — икона Божией Матери, самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Просили у Богоматери помощи. И ребенок спасся. Единственный из детей, которые болели, выжил. Сейчас Игнат учится в Московской консерватории, играет в ансамбле ударных инструментов Марка Пекарского. А Ирина стала монахиней, матушкой Иулианией. Кстати, с музыкой она не расстается, теперь главный регент монастырского хора. И в фильме звучит ее музыка.
— У вас есть и российские эпизоды…
— Да, их снимали в Москве и Петербурге. Героиня приезжает в Москву к сыну на концерт. А в Петербурге она встречается с бывшим мужем. Очень трогательная сцена, когда они смотрят друг на друга.
— Чем вы заняты сейчас?
— Снимаем фильм о подготовке наших спортсменов к Олимпиаде в Лондоне. Это очень интересно. Я люблю менять регистры, делать принципиально разные фильмы, с разным ритмом, темой. Выдающиеся спортсмены, достигшие высоких результатов, — сильные, умные, умеющие работать люди. Про каждого из тех, кого мы выбрали, можно снять отдельное кино, а у нас всего лишь групповой портрет.
— Так и тянет задать вопрос, который вам уже, наверное, оскомину набил: вы не родственница знаменитого писателя Алеся Адамовича?
— Не родственница. Мы много лет жили в одном дворе в Минске, я знакома с его дочкой Наташей. Это близкие для меня люди, но родственных связей мы не нашли. Когда Алеся Михайловича не стало, я сняла про него фильм по заказу канала «Культура». В детстве мне очень помогала моя фамилия: все думали, что я родственница писателя и частенько помогали мне. Прошло уже семнадцать лет, как нет Адамовича, и сейчас, к сожалению, в республике многие даже не знают, кто это. А я свою дочку назвала Алесей…
27 августа, вечером, после всенощного бдения в Свято-Никольском мужском монастыре по благословению священноархимандрита обители, Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Таврического Владимира был совершен постриг в рясофор. Послушник Мефодий Речапов был пострижен в рясофор с сохранением имени, в честь преподобного Мефодия, игумена Пешношского (память 04 июня, 27июня нов.ст.)
Рясофор (рясофорный монах), (греч. «носящий рясу») – монах низшей степени пострига. Рясофору предшествует послушник, после рясофора следует малая схима.
Пострижение в рясофор не является в собственном смысле слова принятием монашества, так как в этом чинопоследовании отсутствует произнесение монашеских обетов. Облачение монаха-рясофора состоит из подрясника, рясы и камилавки, также пояса и чёток. Иногда меняется имя.
В современной российской практике в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом.
Священник в рясофорном чине в России называется священноинок.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МЕФОДИЯ, ИГУМЕНА ПЕШНОШСКОГО
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (XIV) был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша.
С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа».
Преподобный Мефодий был погребен (+ 1392) в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII — началу XVIII века.