Содержание
25 февраля – праздник Иверской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых в мире, и самой недоступной. Последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад
Иверская икона Божией Матери
По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.
В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.
Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала.
Однажды Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной.
Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.
Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…
Икона в двух окладах
Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru
Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:
«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.
И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.
Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru
Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.
Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.
Не вы меня храните, а Я — вас
Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.ru
По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. У берега моря расположена Климентова пристань (названа в честь сщмч. Климента Римского или в честь Климента, первого епископа Афона, IV в.). Здесь же в X в. иверские монахи встречали прп. Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери.
Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.
После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.
Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».
Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма.
А России — с XVII века
Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».
Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).
Святыня Москвы
Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910. Фото с сайта retromap.ru
Московский список Иверской иконы поместили в часовню у Воскресенских ворот Кремля. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».
Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской…
Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».
В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна.
В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В храме Воскресения Христова в Сокольниках также хранится образ Иверской Богоматери. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом.
Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита).
Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.
Возвращение
В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.
Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы – 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.
Монреальская Иверская икона, мироточивая
Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.
Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.
Моздокская и Тбилисская Иверская
Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона.
Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.
Известен и список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.
Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).
На заседании Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля было решено включить в русский месяцеслов праздник, который с 2003 года отмечался в Афонском Пантелеимоновом монастыре – воспоминания Явления Светописанного образа Божией Матери в 1903 году. Праздник будет отмечаться 3 сентября (21 августа) в день Явления. Разбираемся в обстоятельствах чуда и почитании Светописанного образа
Что произошло 21 августа 1903 года?
Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В не выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».
Прошел праздник, и через неделю монахи решили в последний раз раздать подаяние, а затем объявить нищим, что впредь, по решению Кинота, раздачи прекратятся. Во время раздачи хлеба (череков) иеромонах Гавриил сделал фотографию. Когда ее проявили, то оказалось, что хлеб принимает некая Женщина. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.
По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.
Где произошло явление Божией Матери?
Слева от Великих ворот в южной стене монастыря, к которым паломники подходят с пристани по лестнице. Сегодня на месте явления Божией Матери установлена гранитная плита, на которую переведено изображение с фотографии. Рядом в 2011 году была построена часовня. В ней находится изображение Пресвятой Богородицы с хлебом в руках. В часовню подведена вода, в ней служатся молебны. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.
Как в обители возник обычай кормить бедных?
Завел обычай раздавать милостыню и еду нищим монахам иеросхимонах Иероним (Соломенцов), у которого было много и духовных даров молитвы, духовничества и… экономических талантов.
Еще до того, как обитель стала полностью русской и настоятелем стал ученик и постриженик отца Иеронима схиархимандрит Макарий (Сушкин), отец Иероним стал помощником игумену греку и хорошо поставил монастырское хозяйство, расплатился с долгами и отстроил обитель. Философ Константин Леонтьев, бывавший на Афоне и называвший отца Иеронима своим старцем, писал: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый, он исповедник тонкости и опыта редких».
Решение кормить сиромах – странствующих по Афону монахов, не принадлежащих к монастырям или скитам и живущим рукоделием и подаянием, – возникло у иеросхимонаха Иеронима после того, как подряд разбилось два корабля с продуктами и пожертвованиями для обители. Милостыню старец раздавал сам в коридоре своей келлии.
А кто раздает милостыню на фотографии?
Отец Иероним и его ученик отец Макарий к тому времени уже умерли. На фото милостыню раздает портарь обители отец Алипий. С ним задолго до того приключилась такая история: он грубо обошелся с сиромахом, исповедовал это отцу Иерониму и был отлучен от причастия до тех пор, пока не нашел обиженного, не помирился с ним и не подал ему милостыню.
Сколько человек получали милостыню и сколько было монахов?
К 1903 году милостыню получали около 700 человек, и еще 300 на Карее. Монастырь помогал всем беднякам – не только русским, но и грекам, болгарам, румынам. В 1903 году в монастыре насчитывалось 1446 монахов, хотя в начале деятельности иеросхимонаха Иеронима их было едва больше десятка. В 1903 году на Афоне уже 11 лет подвизался отец Симеон, в 1911 году он будет пострижен в схиму с именем Силуан…
Не могли ли что-то перепутать и принять за Божию Матерь быстро прошедшего сиромаха?
Нет, отец Гавриил сделал фото в самом начале раздачи милостыни, первый из сиромахов еще только приближается к отцу Алипию.
Поклоняются ли фотографии?
Слово «светописанный», как нетрудно догадаться, всего лишь прямой перевод с греческого, «фото-» (свето) и «-графия» (писание). Однако главное в этом образе Божией Матери главное – само Ее явление, которое стало явным при проявке снимка. «Технически» почитание фотографии аналогично почитанию Изображения на Туринской плащанице. Нерукотворного образа Спасителя и других нерукотворных икон. При этом на Афоне была написана икона, по мотивам этого явления, она и используется в богослужении.
Сама фотография много раз тиражировалась. В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Делаются копии и каменной доски, находящейся у врат обители. В 2011 году его установили на Украине – в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповики Житомирской области, а в 2012 – в Феодоровском соборе в Царском Селе.
Есть ли храмы в честь Светописанного образа Божией Матери?
В братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.
Составлена ли явлению особая служба?
Служба была составлена в Пантелеимоновом монастыре и одобрена Синодальной богослужебной комиссией, в ней чувствуется влияние службы Нерукотворному образу Спасителя. Приведем тропарь и кондак:
Тропарь:
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.
Кондак:
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.
Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ
Журнал Нескучный сад
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо»
в память всех убиенных, умученных в России в ХХ веке, и в рассеянии сущих, скончавшихся
в XX-XXI веках
Редакция российского исторического альманаха «Михайлов День»,
Ямбургское воинское братство во имя Святого Архистратига Михаила,
С.-Петербургский Митрофаниевский союз (СПБ),
Мемориально-просветительский и историко-культурный центр
«Белое Дело» (СПб)
Дорогие друзья!
Дорогие единомышленники!
Дорогие братья и сестры!
В 2017 году трудами многих жертвователей был сооружен и передан в храм Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости (Русская Нарва), под Петербургом (на границе с Эстонией), образ Спасителя в терновом венце, в память воинов Северо-Западной Армии генерала Н.Н.Юденича и гражданских беженцев, погибших и скончавшихся от тифозного мора в 1918-1920 гг. В этом году трудами игумена Довмонта, настоятеля храма Успения, сооружен большой напольный деревянный резной киот к этому образу, с рамой из светлого дуба, украшенной резными крестами из тёмно-красного сандалового дерева.
Ныне планируется написать в этот же храм «В память всех убиенных в России в ХХ веке, умученных и в рассеянии сущих, скончавшихся (в Зарубежье в XX-XXI вв.)» икону Божией Матери «Благодатное Небо». Извод иконы к написанию планируется делать по образу иконы Божией Матери, созданному Виктором Михайловичем Васнецовым для Владимирского собора в Киеве в 1885 году в качестве алтарного, запрестольного. Образ будет иметь габариты 142 х 62 сантиметра, писаться будет на фоне ночного неба с орнаментом и позолотой на полях. Извод образа восходит к апокалиптическому видению Жены, облечённой в солнце. Богородица представлена в рост, с Младенцем на руках. Её ноги опираются на лунный серп (небо, облака), от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу). На многих изводах на голове Богородицы (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. В этом случае икона будет писаться по образцу, созданным В.М. Васнецовым (без короны). Образ является прямой иллюстрацией слов из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облечённая в солнце; под ногами Ея луна, и на главе Ея венец из двенадцати звезд… И родила Она Младенца мужского пола, Которому надлежит пасти все народы посохом железным» (Откр. 12:1,5).
В Нарве и Ивангороде в мае 1919 года началось наступление Северо-Западной Армии на Петербург (тогда Петроград) с целью освобождения города от большевиков, которое не увенчалось успехом. В октябре 1919 года начался Осенний Поход, в силу разных объективных причин, также потерпел неудачу. В ноябре 1919 года здесь завершилось отступление северо-западников от ворот Петрограда к границам Эстонии. Многие из воинов Северо-Западной Армии и гражданских беженцев из Петербургской и Псковской губерний нашли свой последний приют в Нарве и Ивангороде, скончавшись здесь от страшной эпидемии тифа. Здесь же они и покоятся на кладбищах Ивангорода и Нарвы. В 2018-2019 гг. отмечается 100-летие основания Северного Корпуса во Пскове, развернутого позже в Северо-Западную Армию, самую маленькую из Белых Русских армий, совершившую свой героический бросок с целью освобождения Петрограда. 100-летие Северо-Западной Армии будет отмечаться в мае-декабре 2019 года. Образ Пресвятой Богородицы, восходящий к апокалиптическому явлению Жены, облечённой в солнце, как нельзя точно соответствует судьбам русских людей, убиенных, пострадавших за веру в России в ХХ веке, скончавшихся в изгнании в странах рассеяния — в Зарубежье в XX-XXI вв.
Поэтому именно в Ивангородский Успенский храм и сооружается эта икона.
Подробнее об изводе и иконографии образа
Божией Матери «Благодатное Небо»
Предание гласит, что в Москву образ привезён был из Вильны великой княгиней Софьей, дочерью литовского князя Витовта, ставшей женой великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425). Находится сей образ в иконостасе Московского Успенского собора. Вокруг Богоматери текст молитвы Богородична первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Извод этой иконы в Вильно (поясной, с лунным серпом под ней, и звёздным небом над Божией Матерью) называют Виленской-Остробрамской иконой Божией Матери. Другой список иконы (Божия Матерь изображена на нём в полный рост, где под ногами Ея луна) находится в храме на острове Талабск под Псковом, где формировался в 1919 году Талабский полк Северо-Западной Армии.
Иногда этот образ по первым словам молитвам называют «Что Тя наречем». Старообрядческие варианты этой иконы Божией Матери часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.
Аллегорический тип Богоматери в облике Апокалиптической жены возник в Германии в XV веке.
В этой иконографии Богородица представлена в рост, с Младенцем на руках. Ея ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу), на голове Богородицы (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. Образ является прямой иллюстрацией слов из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами Ея луна, и на главе Ея венец из двенадцати звезд… И родила Она Младенца мужского пола, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр. 12:1,5).
Облеченной в солнце называется Божия Матерь в акафисте Успению Пресвятой Богородице (кондак 1): «Радуйся, облеченная в солнце, Сияющая благодатию и славою всей вселенней». Подобные изображения известны в гравюрах, в скульптуре, в миниатюрах и на витражных стёклах начиная с XV века. Различные варианты данного иконографического типа получили большое распространение в польском искусстве, откуда через Украину, Белоруссию и Литву пришли в Россию. К этой иконографии и принадлежит образ Божией Матери «Благодатное Небо». В современной иконографии образы «Жена, облеченная в Солнце» и «Благодатное Небо» часто объединяют.
В 1885 году во время посещения Владимирского собора киевским вице-губернатором Александром Павловичем Баумгартеном (+1895) и историком искусства археологом Адрианом Викторовичем Праховым (1846-1916), наблюдавшим за постройкой собора, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с Младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил А. Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.
Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском соборе, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с Младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…
Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: «Это был заказ Божий».
Около двух лет писал В.М. Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.
Вот она легко и неторопливо идет навстречу молящимся. Царица Небесная несет грешному миру Своего Сына… Ея большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на молящихся людей. Необыкновенно прекрасен Ея бледный, озаренный внутренним светом лик. Образ наполнен любовью и красотой.
Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ получил широкое распространение, списки с него были написаны в конце XIX — первой половине ХХ вв. во многих храмах России и Зарубежья.
Список этого образа, написанный В.М.Васнецовым и подаренный супругам Праховым, сохранился.
Богоматерь с Младенцем. 1889 год. В.М. Васнецов. Холст, масло. 170х102,6 см.
Хранится в Церковно-Археологическом кабинете Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.
Подпись слева внизу кистью коричневым пигментом — «2го Марта 1889 года В.Васнецовъ»; ниже кистью разбельно-оранжевым пигментом — «Эмили и Адриану».
Впервые к образу Богоматери В.М. Васнецов обратился в 1881- 1882 гг., написав икону для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Впоследствии эта тема была разработана в грандиозной композиции Владимирского собора в Киеве (1885-1895). Руководителем работ по росписи собора был профессор Санкт-Петербургского университета А.В. Прахов. В.М. Васнецов вдохновлялся известной мозаикой «Богоматерь Нерушимая стена» киевского Софийского собора и «Сикстинской мадонной» Рафаэля. В центре композиции изображена идущая Богоматерь с Младенцем Христом на руках. Завернутый в пелену Младенец, подавшись вперед всем тельцем, поднял руки, благословляя предстоящих. Головы Богоматери и Младенца окружены мягким сиянием. Эта иконография впоследствии часто использовалась в русской иконописи.
Дарственная надпись на картине «Богоматерь с Младенцем» говорит о том, что она была написана В.М. Васнецовым в подарок супругам Праховым после завершения росписей Владимирского собора.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — выдающийся русский живописец, портретист и пейзажист. Автор жанровых произведений, а также на темы русской истории, народных сказок, былин. Начальное образование получил в Вятке. Являясь студентом Вятской Духовной семинарии, одновременно брал уроки рисования. Учился в С.-Петербурге в Рисовальной школе Общества передвижных художников (1867-1868) у Н.И. Крамского. В Императорской Академии Художеств в С.-Петербурге (1868-1875) у П.В. Васина, В.В. Верещагина и И.П. Чистякова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, участник выставок «Мир искусства». Произведения В.М. Васнецова хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее и многих других собраниях.