Содержание
Кондак 1
Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Икос 1
Ангели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем:
Радуйся, благословенная Одигитрие; радуйся, истиннаго Пути Мати.
Радуйся, сквозе пустыню мира сего нас провождающая; радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая.
Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая.
Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; радуйся, изнемогающих всемощное укрепление.
Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; радуйся, странных и сирых Божественная отрадо.
Радуйся, землю обетованную нам приуготовляющая; радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 2
Видехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем милость, не таим благодеяний Твоих, обаче велегласно вопием: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Божий кто постиже и тайну судеб Его кто повесть? Возводит бо и низводит, смиряет и возносит, поражает и исцеляет, и кто бысть советник Ему? Темже и нас, грех наших ради, смири и царство наше низложи, сыны наша по всему лицу земли разсеяв. К кому убо прибегнем в скорби нашей, к кому руце прострем, аще не к Тебе, Всеблагая. Обаче сердцем сокрушенным вопием Ти таковая:
Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; радуйся, праведный гнев Божий утоляющая.
Радуйся, беззаконий наших очищение; радуйся, грешным Ходатаице прощения.
Радуйся, светильник упования немеркнущий нам возжегшая; радуйся, во исходе и странствовании нашем иконою Твоею нам предтекшая.
Радуйся, вся разсеянныя воедино собирающая; радуйся, омофором Твоим светообразным вся покрывающая.
Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая; радуйся, советы нечестивых разоряющая.
Радуйся, плавающих в житейском море окормляющая; радуйся, попечением Твоим ни единаго же оставляющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 3
Силы Тобою деются и благодать от честныя иконы Твоея неоскудно изливается, Преблагословенная Дево, вся подвизая о Тебе вопити: Аллилуиа.
Икос З
Имущи милосердие неизреченное, тамо благодать Твою возсияваеши, Всеблагая, идеже тьма огустевает и скорби преумножаются, темже не оставила еси нас сирых, обаче во иконе Твоей к нам убогим пришла еси, славящим Твое снисхождение и вопиющим сице:
Радуйся, чудес море; радуйся, милости пучино.
Радуйся, благодати приснотекущий источниче; радуйся, исцелений кладезю неисчерпаемый.
Радуйся, естества уставы победшая; радуйся, законы естественныя пременившая.
Радуйся, скорби наша на радость прелагающая; радуйся, плач и стенание в веселие духовное претворяющая.
Радуйся, озлобления и беды на пользу нам обращающая; радуйся, враги наша преславно смиряющая.
Радуйся, чаяния врагов посрамляющая; радуйся, поющия Тя возвеселяющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 4
Бури искушений, на нас находящия, скорбям же и болезням, нас посещающим, егда терпению в нас оскудевати и духу нашему смущатися, притецем ко образу Пречистая Девы и слезы точаще Той, от сердца возопиим: Богоноснеи руце Твои нам простирающи, из глубины зол возведи ны, яко да благодарными усты зовем: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаху древле людие российстии слух явления святаго Твоего образа в дубраве Курстей и текше к нему со тщанием, умильно взываху: «Откуду нам сие, да прииде к нам Мати Господа нашего», узрев же икону Твою, Владычице, при корене древеснем лежащую, и приемше ю, яко сокровище великое, возопиша Тебе, Первообразней:
Радуйся, раю светлейший, древо Жизни израстивший; радуйся, вертограде Божественный, древо Церкви прозябший.
Радуйся, Цвете благовонный, мир весь облагоухаяй; радуйся, крине непорочный, вселенную украшаяй.
Радуйся, лозо благоплодная, вином умиления всех напоившая; радуйся, розго освященная, плоды сладостными род человеческий напитавшая.
Радуйся, кореню домостроительства Божия; радуйся, спасения нашего верх и главизно.
Радуйся, злыя наши страсти из корене посекающая; радуйся, добродетелей сад насаждающая.
Радуйся, добрые обычаи в нас вкореняющая; радуйся, причастники райския жизни быти нас сподобляющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 5
Боготочней звезде подобящеся, икона Твоя честная, Госпоже, землю Русскую и грады ея обтекаше, царие сей благоговейно поклоняхуся, царицы любовию ту благоукрашаху, архиереи страхом сретаху, верных же множества, духовно торжествующе, вопияху: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще безбожников безумный совет икону Твою, Пречистая, разорити, от Тебе, Дево, посрамленный, и обретше образ Твой святый, от всякаго действа сокрушительна невредим, монаси и мирстии страхом и любовию возопиша Ти сицевая:
Радуйся, крепосте несокрушимая; радуйся, стено нерушимая.
Радуйся, лютых безбожников совет посрамившая; радуйся, чаяния врагов осуетившая.
Радуйся, хулителей уста заградившая; радуйся, икону Твою святую невредимо сохраншая.
Радуйся, от руки злодейской сия соблюдшая; радуйся, очи Твои от скверных дел человеческих обращающая.
Радуйся, лица Твоего Пречистаго от нас, убогих, не отвращающая; радуйся, из руки диаволи грешныя исхищающая.
Радуйся, прощение кающимся возсиявающая; радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 6
Проповедует мир весь милости, от иконы Твоея изливаемыя, Всецарице! Отнелиже бо изшла еси тою из земли Русския, несть град, ниже весь, в нихже не бе являема сила Твоя. Темже от всех язык спасеннии и Тобою вопиют благодарно Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияй нам паки свет упования, Богородице Пречистая, зарю спасения миру возвестившая во Твоем рождестве. Не предаждь нас до конца в руце врагов наших и советы нечестивых и лютых отступников скоро разори. Да будет и страна наша Российская, якоже древле дом Твой, да процветет в ней благочестие, святыя обители и храмы да благоукрасятся, людие же, от лютых безбожников избавльшеся, да торжествуют с веселием, славяще Твое заступление и зовуще Ти таковая:
Радуйся, любовию Твоею всему миру возсиявшая; радуйся, из уст Божественных Сына Твоего всыновление рода человеческаго приявшая.
Радуйся, Мати Божия и Мати христианом; радуйся, недугов отъятие и Целительнице раном.
Радуйся, в темницах сущих незаходимый Свете; радуйся, узников отрадо и пространство клетей.
Радуйся, за правду гонимых дерзновение; радуйся, за веру страждущих тернение.
Радуйся, мучеников венчание; радуйся, мучителей грозное воздаяние.
Радуйся, связнем узы разрешающая; радуйся, телом и душою плененных свобождающая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 7
Хотящу праведному Судии и Богу человеки, Того забывающия, вразумити, попусти бранем велиим на земли воздвигнутися. Языцы бо смятошася и царства поколебашася. Смерть и ужас по лицу земли проидоша, плач и стенание воздух огласи. Тогда убо вси, иже на Тя упование возложиша, Богородице, ко образу Твоему усердно притекаху и, от Тебе единыя спасения чающе, Богу, давшему Тя людем Заступницу, вопияху: Аллилуиа.
Икос 7
Новые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честныя, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом, воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в нейже образ Твой, Всецарице, пребываше, невредиму: вси же в ней молящиися, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая:
Радуйся, Державная Воеводо; радуйся, на Нюже уповают вси народи.
Радуйся, Церкве Столп и Утверждение; радуйся, всякия святыни защито и ограждение.
Радуйся, победо, мир побеждающая; радуйся, и неимущия упования спасающая.
Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся, безпомощных помоще и надеждо ненадежных.
Радуйся, сатану под нозе наша сокрушающая; радуйся, огню и стихиям повелевающая.
Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 8
Странное и страшное знамение явила еси, Всесвятая, егда домом разрушаемым, храмину малую, юже освятила еси прежде иконы Твоея пребыванием, сохранила еси невредиму, старицу же и сына ея, в той крыющихся, целых представила еси. Тем же вси, зрящия и слышащия сия, ужасахуся ужасом, страхом вопиюще: Аллилуиа.
Икос 8
Весь мир любовию Твоею Богоподобною объемлеши, Приснодево, ближняя и дальняя посещающи и всю поднебесную во иконе Твоей приснопоклоняемей обтекающи. Тем же от восток даже до запад шествие Твое бысть, да вси невозбранно к той припадают, Тебе же Первообразней припевают сицевая:
Радуйся, всех радостей Радосте; радуйся, Чаше неупиваемая сладости.
Радуйся, нынешняго века скорбнаго утешение; радуйся, будущия жизни наслаждение.
Радуйся, веселящихся на небеси нас ради оставляющая; радуйся, к земли многоскорбней и многобедствующей приникающая.
Радуйся, со иконою Твоею благодатными стопы невидимо в домы наша входящая; радуйся, благословение и радование тем приносящая.
Радуйся, келии монашеския образом Твоим честным освящающая; радуйся, клети убогия паче палат царских тем украшающая.
Радуйся, храмы Божии Ликом Твоим Пресвятым облистающая; радуйся, в жилищах чтущих Тя незримо пребывающая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 9
Всяк возраст и всяк чин притекает к Тебе, Богоневесто Владычице, всем бо простерты суть Богоноснеи Твои руце, всем вся подаеши независтно, вся светлиши и утешаеши, Всецарице. Темже, о Тебе веселящеся, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя увядоша и ритори благоглаголивии изнемогоша, по долгу Тя прославити хотящии, Марие Богородице, недоумеет бо всяк ум благохвалити Тя по достоянию, обаче аще мы умолкнем — камение возопиют. Темже, аще и недостойнии суще, бренными усты дерзаем взывати Ти таковая:
Радуйся, пророков огнедохновенный глаголе; радуйся, апостолов проповеде неумолкаемая.
Радуйся, преподобных сердечное пение; радуйся, исповедников крепосте и дерзновение.
Радуйся, молчальников тайнолепная беседо; радуйся, риторов и Богопроповедников златыя уста.
Радуйся, на страсти подвизающихся превознесенная наградо; радуйся, всех праведников Божественная отрадо.
Радуйся, матерей славо и девства похвало; радуйся, старцев покое и юных Водительнице.
Радуйся, Адама смертнаго Дщи, Богу же Родительнице; радуйся, славою неизреченною близ Бога сияющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 10
Спастися миру тепле помолися, Богородице, помощи бо Твоея требует, сетям лукаваго, по всему лицу земли распростертым, языком же шатающимся и бурям напастей, на Церковь Божию воздвигаемым; темже, якоже в Кане Галилейстей иногда, рцы слово к Сыну Твоему и Богу, да воду искушений же и скорбей в вино умиления и веселия Божественнаго претворит, да поем Ему выну: Аллилуиа.
Икос 10
Стена необорима нам буди, Всенепорочная, сопротив ополчений видимых и невидимых враг, державно по нас поборающи, любовию вопиющих Ти таковая:
Радуйся, Богоноснеи руце Твои о нас к Богу присно воздвигающая; радуйся, духов злобы под нозе наша покоряющая.
Радуйся, князя тьмы хитросплетенные советы посрамляющая; радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая.
Радуйся, уныние от нас отгоняющая; радуйся, треволнения житейския смиряющая.
Радуйся, бурем напастей повелевающая; радуйся, обуреваемых благодатно окормляющая.
Радуйся, из глубины зол извлачающая; радуйся, погибающим длани милостивно простирающая.
Радуйся, нози наша на пути спасения наставляющая; радуйся, руце наша во бранех укрепляющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 11
Пения наша, якоже Сын Твой вдовичу лепту, приими, Всесвятая, и подаждъ нам всегда Тебе сия приносити, живот наш в мире управляющи и грехом прощение дарующи, яко да в небесныя обители вшедше, воскликнем Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светообразный омофор Твой, Всеблагая, над землею нашею невидимо простри, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:
Радуйся, воистину в Солнце облеченная; радуйся, венцем от звезд увязенная.
Радуйся, рясны златыми преиспещренная; радуйся, красото неизреченная.
Радуйся, Светлосте, денницы светлейшая; радуйся, теплото, солнца любезнейшая.
Радуйся, зарнице будущаго века; радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.
Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая; радуйся, неверия тьму просвещающая.
Радуйся, во оружия света нас облекающая; радуйся, Святыне, цветы всех добродетелей благоухающая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 12
Благодать возблагодать от иконы Твоея прияхом, Богородице Пречистая. Никтоже бо, притекаяй к той с верою, тощь отходит, но кийждо по потребе своей дар Божественный приемлет и радостию венчается, вопия к Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поем Тя, величаем Тя, поклоняем Ти ся, Госпоже Пречистая, сытости похвал Твоих отнюдь не знающе, и припадающи пред честным Твоим образом, умильно взываем Ти сице:
Радуйся, душ наших сладчайшая весно; радуйся, сердец наших светлейшее утро.
Радуйся, высото недомышляемая; радуйся, славо неувядаемая.
Радуйся, блаженство нескончаемое; радуйся, благосте неизсякаемая.
Радуйся, веселие неизреченное; радуйся, воистину едина Преблагословенная.
Радуйся, превыше всей твари Превознесенная; радуйся, в житии сем нас заступающая.
Радуйся, в час смертный верныя сретающая; радуйся, яко и на Страшнем Судищи спасаеши на Тя уповающия.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Кондак 13
О, Всепетая Мати и Мати всем христианом, Сына Твоего и Бога любовию подражающи, вопиеши к нам милостивно: не бойся, малое стадо, Аз есмь с вами и никтоже на вы! Темже Ти любовию припадающе и со слезами благодаряще, велегласно зовем: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангели удивишася …» и кондак 1-й «Избранной Воеводе …».
Молитва 1-я
О, Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я
Царица наша преблагая, надеждо наша, Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о, Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.
История обретения иконы восходит к 25 сентября 1295 года, когда в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 27 верстах от Курска в корнях большого вяза на берегу реки Тускарь охотники нашли небольшую икону. Как только икона была поднята с земли из-под неё забил источник, который не иссяк и по сей день. Охотники срубили на святом месте небольшую часовенку и поставили в ней чудесно явленную икону. С той поры началось всенародное почитание новообретённого образа, получившего название Курская-Коренная, т. е. найденной у корней иконы Божией Матери.
В 1383 году Рыльский священник Боголюб, живший около часовни и совершавший молебствия, был взят в плен монголами, которые сожгли часовню, разрубили икону на две половины и разбросали их. Вернувшись из плена, Боголюб нашёл половинки иконы, сложил их вместе, и они срослись.
Чудес и знамений от иконы было так много, что это место на берегу Тускари стало центром паломничества. По Указу царя Фёдора Иоанновича икона посетила Москву. В Москве для неё было сделано обрамление из кипарисового дерева. Сверху на котором изображен Господь Саваоф с исходящим от Него Святым Духом, а по сторонам Иконы – ветхозаветные пророки со свитками в руках. Лики пророков обращены и Богоматери. Изображение всех пророков имеет прямое отношение к иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображено воплощение Сына Божия во чреве Богоматери. Икону украсили дорогим окладом. Царица Ирина вышила для неё драгоценную пелену с надписью и датой: «Лета 7105» (1597 г.) В том же 1597 году последовал царский указ о создании на месте явления иконы мужского монастыря, который уже более 400 лет известен православному миру как Курская-Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Туда с подобающей честью препроводили икону на построение пустыни. Однако из-за постоянной угрозы набегов ордынцев, чудотворную икону перенесли в Курский монастырь.
В 1603 году смута и межцарствие позволили Лжедмитрию I взять икону «Знамение» сначала в Путивль, а затем в Москву. Только в 1618 году икона была возвращена в Курск, и с этого времени к названию Коренная стали прибавлять и название города. 13 сентября (по ст.ст.) в честь события 1618 года совершается день празднования памяти Курского Коренного образа. Икону почитали также 27 ноября (по ст.ст.), в день престольного праздника Курского Знаменского монастыря.
Впоследствии на всю Россию прославились крестные ходы с чудотворным образом Богородицы из городского монастыря в «пустыньку, что на корню». Первый такой крестный ход состоялся в 1618 году. В 1649 году в Курском монастыре был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», и с той поры обитель называется Знаменской.
С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна пребывать в Коренной пустыни с 9-й пятницы по Пасхе до 12 сентября (по ст.ст.). В эти дни она и переносилась торжественным крестным ходом. Это событие запечатлел художник Илья Репин, написав «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Такой порядок соблюдался до 1919 года. После перерыва крестный ход возродился 15 июля 1990 года и ежегодно совершается из Знаменского монастыря в Курскую Коренную пустынь.
Немало знаменательных событий связано с иконой:
19 июля 1754 года в городе Курске, на Сергиевой улице, родился великий русский святой Серафим Саровский. В десять лет он тяжело заболел и домашние уже не надеялись на его выздоровление. Мимо их дома шел крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение». Мать вынесла больного сына, приложила его к святой иконе, и вскоре опасная болезнь прошла, как будто ее и не было.
В ночь на 8 марта 1898 года от страшного взрыва дрогнули стены монастыря. Под икону была подложена бомба с часовым механизмом. На куски разнесло чугунную сень, разворотило мраморное подножие, вылетели все соборные стекла, вплоть до верхних на куполе, а икона не пострадала. Хотели уничтожить святыню, а послужили еще большему прославлению образа.
11 апреля 1918 года чудотворную икону вместе со списком украли средь бела дня из Знаменского монастыря. 3 мая девушка-белошвейка, возвращаясь ранним утром с базара, случайно заглянула в старый колодец. Там, на обрубке дерева, лежал сверток с иконами. Позже стало ясно, что кражу совершили большевики.
В октябре 1919 года в разгар гражданской войны Курская-Коренная икона покинула монастырь и вместе с отступающими добровольцами отправилась на юг: Белгород, Таганрог, Новороссийск. 1 марта 1920 года епископ Феофан Курский и Обоянский вывез святыню из России на пароходе «Святой Николай», и она оказалась в древней столице Сербии, в городе Нише. Вскоре икона вновь ненадолго вернулась в Крым, для поддержания отступающей Белой армии, а 29 октября 1920 года окончательно покинула Россию. С этого времени чудотворный образ стал заступником и главной святыней всего русского народа, рассеянного вдали от Родины.
До 1944 года икона находилась в Свято-Троицкой церкви города Белграда, а затем ее перевезли в Вену, потом — в Карлсбад вместе с эвакуированным Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей. Весной 1945 года икона Курская-Коренная оказалась в Мюнхене, откуда она посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию. Здесь же в Мюнхене, икона была омыта иеромонахом Киприаном (Пыжовым).
В 1951 году святыню перевезли в Америку. Сначала она пребывала в Новой Коренной пустыни, что в местечке Магопак, в шестидесяти километрах от Нью-Йорка. С 1957 года чудотворная икона Божией Матери Курская-Коренная — главная святыня Русского Зарубежья и сохраняется под специально устроенной сенью в Знаменском соборе города Нью-Йорка.
В России на протяжении этого времени почитается точный список святыни, который находится в Курском Знаменском соборе, в Курской Коренной пустыни. 14 августа 1989 года в Пустыни возродилась монашеская жизнь, и вскоре прибыл сюда драгоценный дар.
За 714 лет святая икона много вытерла слез и уврачевала душ. В мае 2007 года совершила она великое чудо — чудо воссоединения двух разделенных во времени православных церквей — Русской Православной Церкви Московского патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.
Икона «Знамение» осеняет Своим небесным Покровом все торжества Зарубежной Церкви. В её присутствии проходят Всезарубежные Съезды молодёжи, а также заседания Архиерейского Собора и Синода.
Следует помнить и то, что рассеяние русских по всему земному шару и устройства православных храмов во всех странах, куда поселились русские, привело к удивительному интересу к православию со стороны местного населения. В каждой стране началась миссионерская работа, которая привела в лоно Святой Церкви множество людей, ранее ничего не знавших.
Курская Икона Божией Матери стала истинной Одигитрией Русского Зарубежья, и невозможно переоценить её историческое и религиозное значение для рассеянных по всему свету русских людей.
После исторического подписания Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви стало возможным объединение всех верных чад Русской Церкви как живущих в Отечестве, так и за границей. Восстановлена главная святыня Коренной Пустыни – место летнего пребывания иконы до революции – Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Престол которого будет освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 24 сентября по милости Божией пред подлинным Чудотворным Образом Божией Матери Курская-Коренная, который впервые за 90 лет посетит место своего обретения.
Епископ Манхэттенский Николай (Русская Православная Церковь Заграницей) — хранитель Курской-Коренной иконы Божией Матери — Одигитрии Русского зарубежья, одной из главных святынь православного мира. В интервью порталу «Православие и мир» он рассказал об особенностях своего послушания, о важности Курской иконы для русских за рубежом и о чудесных историях, связанных со святыней. 21 марта — день празднования этого образа.
Как мы можем чего-то бояться
— Вы стали хранителем Курско-Коренной иконы восемь лет назад. Помните свои первые ощущения, когда вам было поручено находиться при святыне?
— Мне сообщили об этом в алтаре нашего кафедрального Знаменского собора в Нью-Йорке. Это было в декабре 2010 года. Вначале я немного смутился и полностью не осознал всю серьезность этого, но потом почувствовал любовь и поддержку наших епископов и принял это замечательное послушание.
Но мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что я не один несу его. Другие епископы, духовенство, верующие — все мы являемся хранителями Курской иконы. Я могу помогать в организации графика, ездить с иконой в разные епархии или приходы, но в этом процессе участвуют все. Это большая радость, но одновременно — и страх Божий, потому что мы находимся в присутствии Пресвятой Богородицы.
— Какие основные обязанности у человека, который несет послушание хранителя чудотворной иконы?
— Конечно, хранителю необходимо знать историю иконы, специальные молитвы перед ней. Но я бы сказал, что значительная часть моего послушания заключается в том, чтобы сопровождать икону во время ее поездок в другие приходы и при посещении болящих. И я стараюсь по мере своих скромных возможностей молиться перед иконой о тех, кто просит об этом. Например, отслужить молебен или помянуть во время литургии.
Кроме того, нужно давать людям знать, когда икона находится в Нью-Йорке, когда посещает тот или иной приход, чтобы они могли прийти и помолиться Богородице. В моем понимании это также и распространение православия, и рассказ людям о чуде пребывания Курской иконы среди нас.
— Каково это — регулярно быть рядом с иконой, перед которой молились преподобный Серафим Саровский, святитель Иоанн Шанхайский, которой поклонялись многие поколения людей? Нет ли какого-то страха, трепета?
— Есть ощущение радости и умиротворения, но боязни нет. Как мы можем чего-то бояться в присутствии Богородицы? Вы правильно напомнили, что перед ней молился преподобный Серафим Саровский и многие другие святые, наши цари, иерархи. Осознание этого помогает человеку испытать чувство смирения. Но в этом нет ничего такого, что могло бы пугать.
— Наверняка вы были свидетелем чудесных историй, связанных с Курской иконой. Можете рассказать какие-то из них?
— Во время молебнов перед иконой всегда испытываешь чувство благоговения. Эти люди могут нуждаться в исцелении, может быть, они одиноки или находятся в трудной ситуации. Но они знают, что им нужна помощь Богородицы.
И, конечно, чудеса совершаются. Многие из них — очень личные, и я бы не хотел о них говорить. Но недавно, например, молодая женщина из России написала мне, что они с мужем безуспешно пытались родить ребенка. Она узнала, что Курская икона приезжает в ее город, и стала добровольно прислуживать в храме в эти дни — мыла пол, следила за цветами.
Она была рядом с иконой целую неделю. И на следующий день после того, как святыня вернулась в Америку, они с супругом узнали, что у них будет ребенок. Она написала, что это чудо связано с Курской иконой и молитвами Богородице.
В других случаях люди исцеляются от болезней, у многих решаются проблемы с работой или какие-то личные вопросы. После молитв перед Курской иконой они иногда приходят и говорят: «Владыка, все получилось даже лучше, чем я мог ожидать».
— Среди тех, кто обратился к вере через Курскую икону, был и человек, который в свое время пытался ее взорвать. Могли бы вы рассказать эту историю?
— В марте 1898 года, когда святой образ находился еще в Курске, анархисты задумали взорвать Знаменский собор и заложили бомбу под аналой Курской иконы. Среди ночи монахи услышали взрыв, и это было похоже на землетрясение. Прибежав в собор, они увидели черный дым, иконы были разбросаны, окна и двери выбиты. Когда же среди всего этого хаоса они подошли к Курской иконе, то увидели, что она не пострадала и даже киот не был поврежден. Это было настоящее чудо. Получилось, что враг таким образом помог еще больше прославить икону, потому что Господь показал нам столь удивительное чудо.
Много лет спустя, уже после Второй мировой войны, в 1949 году, когда икона приезжала в один из русских приходов во Франкфурте, к сопровождавшему ее протопресвитеру Георгию Граббе, который позднее стал епископом Григорием, подошел человек в слезах. Он рассказал историю, о которой я только что поведал, и сказал, что был одним из тех, кто собирался взорвать святыню.
«Я решил, что если Бог есть на самом деле, Он проявит чудо и икона не пострадает», — сказал он тогда. Этот человек пришел покаяться перед Пресвятой Богородицей.
Десятки тысяч людей в Москве и Курске шли поклониться святыне
— Как Курская икона изменила вас?
— Я надеюсь, молю Бога, чтобы я стал более прилежным христианином, стал бы лучше как человек, более смиренным и больше помогал людям. Я не могу сказать, как я изменился, но надеюсь, что это произошло в лучшую сторону.
— Вы один из самых молодых епископов Русской Зарубежной Церкви, несколько лет назад даже монахом еще не были. Ощущаете ли вы, что близость к иконе помогла приходу к священству, нынешнему служению?
— Это очень трудный вопрос, и я не могу ответить на него со стопроцентной уверенностью. Я благодарю Бога за то, что Курская икона сыграла очень важную роль в моей духовной жизни. Но если говорить откровенно, получив это послушание от иерархов нашей Церкви, я стараюсь делать все возможное, чтобы быть примером православного архиерея и христианина. Я молю Бога о спасении моей души и душ людей, которые меня окружают.
— В 2009 году Курская икона впервые за почти 90 лет посетила Россию. Вы сопровождали святыню в той поездке. Какие остались впечатления?
— Я бы хотел начать с другого исторического события — воссоединения Русской Церкви в мае 2007 года. После торжеств и богослужений по этому поводу в Москве, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр с небольшой делегацией отправился в Курск, а затем в Киев.
В Курске мы посетили Курскую Коренную пустынь, которая находится на месте закрытого и разрушенного большевиками монастыря. Монашеская жизнь там стала возобновляться в 1990-е годы. Во время поездки местное духовенство и верующие спрашивали нас о возможности приезда Курской иконы.
Помню, владыка Лавр тогда очень ясно сказал, что это наверняка произойдет, когда будет восстановлен главный храм. И вот, через два года был построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был освящен Патриархом Кириллом и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом (Капралом) в присутствии Курской иконы. В этой первой за десятилетия поездке в Россию нашу Одигитрию сопровождали 30-35 человек, в том числе и я. Нас охватывало удивительное чувство радости и трепета.
Видеть, как десятки тысяч верующих в Москве и Курске идут поклониться святыне — это было потрясающе. А мне лично это помогло лучше понять, какая святыня находится с нами.
Я понял, что мы действительно имеем благословение, Господь с нами, и это проявляется в том, что Курская икона находится среди нас и Пресвятая Богородица никогда нас не оставляла. А еще я гораздо лучше осознал историю иконы и почему нам за пределами России нужны наши русские святыни. Мы живем в неправославной стране и из-за этого сталкиваемся с трудностями. Но, имея такие святыни, мы обретаем покой и помощь в укреплении веры.
Быть православным легко, мы просто ленимся
— Трудно сейчас быть православным, живя в США и других странах?
— Если человек сам хочет быть православным, я не думаю, что это трудно. Мы просто ленимся. Но если мы укрепляемся в вере, гордимся ею, посещаем службы, осеняем себя крестным знамением, соблюдаем посты — думаю, быть православным легко. Нам ведь не нужно испытывать страдания ради исповедания нашей веры.
Да, могут быть различные противоречия, связанные с календарем. Мы живем по юлианскому летоисчислению со своими праздниками, постами. Западные христиане следуют григорианскому календарю, так что для нас посты могут усложняться тем, что они совпадают с какими-то американскими праздниками. Многие светские мероприятия выпадают на вечер субботы или на утро воскресенья, что, конечно, является искушением пропустить богослужение и уйти в сторону от того, что нужно душе на самом деле. Но здесь вопрос свободной воли — у нас есть выбор, и от нас зависит, чтобы при помощи Божией Матери сделать правильный шаг.
— Неправославные американцы, которые оказывались у Курской иконы, рассказывали вам о своих впечатлениях?
— Иной раз они просто восхищаются, говорят, какая это прекрасная икона. А иногда признаются, что встреча с ней полностью изменила их жизнь, они увидели подлинность православной веры и приняли святое крещение. Это замечательные примеры того, как люди обретают истинную жизнь по молитвам перед Курской иконой.
— Теперь Курская икона приезжает в Россию каждый год. Люди, живущие за границей, опасаются, что она останется там навсегда. Есть ли какие-то договоренности по этому поводу? Переедет ли она в Россию на постоянной основе или останется в зарубежье?
— Да, с 2009 года по благословению Синода Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата святыня ежегодно посещает Курскую и, как правило, еще одну из епархий в России. Например, она уже побывала в Екатеринбурге, Саранске, Перми, Оренбурге, других замечательных городах.
Но ее «домом» остается кафедральный собор в Нью-Йорке, где она находится между поездками. Господь благословил Зарубежную Церковь быть хранительницей иконы, но наше послушание заключается в том, чтобы делиться этим благословением со всем православным миром.
— А правду говорят, что скоро у иконы может появиться новая швейная риза?
— Нынешняя швейная риза была приготовлена в Иерусалиме русскими сестрами-монахинями, которые молятся на Святой Земле. Но недавно нам пришла новая швейная риза — из Курска, и, возможно, наш первоиерарх вскоре благословит облачить икону в новую «одежду».
— Что значит Курская-Коренная икона для русских православных людей, живущих не в России?
— Она являет собой особую любовь Богородицы к русскому народу в изгнании. Мы называем ее Одигитрией, то есть Путеводительницей, Русского зарубежья. Мы привыкли говорить, что Курская икона постоянно находится в движении: она путешествует, посещает наши епархии, приходы, болящих и престарелых по всему миру. Это великое благословение.
Икона покинула Россию в октябре 1920 года. Она отбывала за границу из Крыма, последней части страны, еще не занятой большевиками. Она уезжала вместе с представителями Белой армии, нашим духовенством и верующими. Для людей это были трудные времена: они были вынуждены покинуть родину и бежать в странный и непонятный для них мир. Зачастую они не знали языка своей новой страны, традиций, у них не было работы. Но вне зависимости от того, где находились русские люди в рассеянии, у них были их друзья и близкие, их православная вера и Курская икона. Она покинула Россию для того, чтобы защищать их, направлять ко спасению и свободе веры.
Конечно, каждый святой образ по-своему чудесен, но для русских людей, живущих за границей, Курская икона имеет действительно особое значение. И я могу сказать, что теперь это относится не только к русским, поскольку она стала святыней для всего православного мира: наши братья сербы, представители Греческой, Антиохийской и других Церквей приходят помолиться перед ней. Даже многие неправославные люди молятся перед этим чудесным образом.
«Православие и мир»/Патриархия.ru
Икона Божией Матери «Знамение». Коренная пустынь.
В Русской земле, в Курской епархии, на берегу реки Тускарь стоит монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, известный в народе как Коренная пустынь. Места эти связаны с чудом явления главной святыни Курской земли — иконы Божьей Матери «Знамение», волею Господа ставшей в 20 веке самой почитаемой иконой Русской Православной Церкви Заграницей.
Обретение этой иконы произошло в бедственную для русского народа пору, когда многие города и селения были сожжены татаро-монгольскими полчищами Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. И неизвестно возродился бы он вновь, если не чудо, случившееся здесь в самом конце XIII века.
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси» («Повесть о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы, честного и славного Ея Знамения…», рукопись XVII века).
Во времена татаро-монгольского ига во спасение народа и нашей Родины были посланы Руси и многие другие чудотворные иконы в честь Богородицы (Костромская-Федоровская в 1239 г., Устюжская в 1290 г., Толгская в 1314 г., Чухломская в 1350 г., Донская в 1380 г., Тихвинская в 1383г., Путивльская в 1405 г., Колочская в 141З г., Псковская или Гирская в 1420 г.)
Несмотря на то, что Курская икона Богородицы «Знамение» была совсем небольших размеров (15,2 х 15,6 см), нашедшие ее не дерзнули нести ее с места обретения. Но вскоре место явления святыни стали посещать паломники, и князь ближайшего уцелевшего городка Рыльска — Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город.
Чудотворный образ был торжественно встречен жителями города. Однако Шемяка не стал участвовать в торжествах и за то ослеп. Раскаявшись и получив исцеление, умиленный этим чудом князь отстроил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она оказывалась в часовне, на месте где ее нашли.
По названию местности икона получила именование Курской, также ее именовали Коренной — потому, что обретена она была при корнях дерева.
В 1383 году во время одного из набегов татары вновь «явились в Курск и достигли места явления Иконы в лесной стороне; увидев здесь священника Боголепа, взяли его в плен, часовенку, в коей была обретена на корне Икона Знамения Богородицы, сожгли, а саму Икону рассекли надвое и раскидали в разных сторонах от леса по дороге в Курск. Прибывший к хану посол от царя, увидев в плену священника Боголепа выкупил его. Боголеп, придя на место явления Иконы и не видя ее, помолился со слезами Господу и обратился на искание Иконы; в одном месте увидел он замечательный куст травы, от прочих отличный, скученный кругом, подходит к нему и видит посреди оного половину Иконы; познав от сего, что Икона татарами расколона, восплакался горько и возложив упование на Матерь Божию, взяв с собою найденную половину Иконы, отправился далее на поиски другой половины. Пройдя довольно долго по следам их поганых, большую часть ее обращал взор, чтобы увидеть подобный первому кусту травы, как знак и хранилище неоцененного сокровища второй половины Иконы. Пройдя более версты к Курску, видит в дремучем лесу подобный куст, бросился с неописанной радостью к нему, видит в средь его лежащую вторую половину Иконы и, облобызав оную от чистого душевного чувства, сложил обе половины и — о чудо! — явилась цельная, как была прежде, Икона Знамения Пресвятой Богородицы.» (Курские епархиальные ведомости № 41 за 1902 год).
После всего этого на месте явления иконы соорудили более прочную и просторную часовню. И с разных концов России стали приходить сюда, на лесистый склон реки Тускари, люди для поклонения иконе. Паломников становилось с каждым годом все больше, потому что от иконы исходили многие благодатные знамения и совершались исцеления.
Слава о чудесах Курской Коренной иконы дошла и до Москвы, и царь Феодор Иоаннович велел перенести икону для поклонения в столицу, а разрушенный татарами город Курск отстроить заново. Было это в 1597 году.
Последний русский царь из рода Рюриковичей встретил икону сам с патриархом Иовом, со всем освященным Собором, ближними боярами и войском. С подобающей честью она была внесена в Царские чертоги, и по совершении перед ней молебного пения, царь приказал сделать вокруг Иконы особую кипарисную доску с написанием на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
Царица Ирина привесила к Иконе собственноручно расшитую золотом, серебром и жемчугом пелену красного атласа, на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105».
После подобающей встречи царь отпустил икону обратно и велел из своих средств устроить на месте ее появления монастырь. Так началась Коренная пустынь. Так и Курск был отстроен заново.
Первым настоятелем — игуменом будущей обители был определен священник из Рыльска, имевший особое усердие к Коренной иконе, часто совершавший на месте ее обретения молебны и иные требы для богомольцев — паломников. В монашестве он получил имя Евфимий.
В 1598 году царь Федор Иоаннович умер, а царь Борис Годунов повелел перенести «царское иждивение» из Коренной пустыни в Курск ввиду опасной близости крымских татар, напавших на Белгород. Икону поместили в придел в честь Рождества Богородицы, устроенном стараниями игумена Евфимия при городском Воскресенском соборе.
В 1601 – 1603 годах Россию поразил страшный голод. Плодородные земли не давали урожая, все… кроме Курской земли. Она одна три года снабжала хлебом не только своих жителей, но и Москву. В сознании людей это прямо связывалось с чудотворной иконой; как бы в благодарность ей царь Борис пожаловал еще не возникшей Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги. Все это также пока разместилось в Курске.
Строительство в Курске крепости в то время еще не было завершено, и в 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Но святыни не помогают неправому делу — Лжедмитрия постигло народное мщение. Так волею Господа Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.
Курская крепость была достроена, а Коренную пустынь в те годы постигло бедствие. В 1611 году объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар напала на Курский уезд (Курск не был ими взят). Пустынь была разрушена, вместе с ней «погорели все грамоты и выписи».
В 1612 году 7-тысячное войско польско-литовских интервентов во главе с Сагайдачным и Жолкевским неожиданно подступило к Курску. Жители города сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить и в Курске монастырь в честь Ее иконы. Во время этого всенощного бдения в храм пришла некая женщина и сказала, что ей явилась Матерь Божия. В ту же ночь пушкарь Иван Москвитин видел Светозарную Деву в сопровождении двух юношей в светлых одеждах. Ободрившиеся куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.
Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году — царю Михаилу Федоровичу Романову челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения.
В 1615 году Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона из Москвы, где она пробыла все «смутное время». В том же году Коренная пустынь была восстановлена, но введу утраты всех ее бумаг, она была приписана к Знаменскому монастырю.
Возникновение в Курске монастыря в честь Коренной Знаменской иконы поставило Коренную пустынь в зависимое положение; поскольку главная святыня — Курская Коренная икона пребывала в Курске, то пустынь неизбежно должна была прийти в упадок.
Но святое место не было забыто, здесь созидалась небольшая и очень скромная обитель. В 1618 году была освящена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы; построены несколько келий, необходимые хозяйственные здания (все — деревянные), колодезь над источником. В обители находились один монах и четыре «вкладчика». В 1621 году здесь жили четыре монаха, да за монастырем находился дом священника Михаила. В 1630 году обитель насчитывала 10 человек монашествующих.
В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в девятую пятницу после Пасхи Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была перенесена из Курска в Коренную пустынь. Так было положено начало крестным ходам от Курска до Коренной. С этого момента из зимнего места пребывания — Знаменского собора Курска икона переносилась в летнее — Коренную пустынь, где оставалась до 12 (25) сентября.
Вера народа в помощь Богоматери Курской Коренной иконы не раз получала благодатные подтверждения. В 1634 году польский гетман Иеремия Вишневецкий с большим войском быстрым маршем прошел от Путивля к Курску, рассчитывая на внезапность нападения. Однако за семь часов до рассвета в Курске сам собою зазвонил вестовой колокол… Дежуривший на башне стрелец Киприян Ерпылев потрясенный сбежал с поста, чтобы доложить о том воеводе, что в колокол звонит не иначе как Божественная сила. Затем, сразу же, прибыл гонец с донесением о неприятеле вблизи от Курска. Куряне успели подготовиться к обороне. Осмотрев крепость, Вишневецкий решил, она не выдержит приступа и предложил курянам сдаться. Их ответ был таков:
«Мы, сирые, никако же вашего сего прещения боитися, но крепко на предстательство оного над нами воеводства Богородична образа надеемся, заме никаким же никогда же она стена оборима бяше, и нас, прибегших к нему в покров, от всяких ваших над нами злоумышлении избавит, и град наш сохранит, и злую мудрость вашу и множиство силы ни во что же обратит, и с срамом от града нашего отженет».
В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, но крепость не сдалась. Она выстояла и через 9 лет, когда город осаждали крымские татары. Коренная пустынь в те годы осталась невредимой.
История пустыни в конце 17 века связана с жизнью первого русского библиографа Сильвестра (Медведева). Он родился в этих краях. Побывал в Москве на обучении. Принял постриг в Путивле. Монашествовал в Коренной с 1675 года. В 1677 году уехал в Москву, так как был назначен справщиком и книгохранителем Московского печатного двора. Он много сделал для развития русского книжного дела.
Все время пока не миновала опасность татарских набегов Коренная пустынь не отстраивалась. По документам 1701 года, здесь пребывало семь монашествующих с уставом, близким к общежительному. Настоятели из иеромонахов назначались в чине «строителей»; бывали и игумены — в том случае, если они ранее уже имели таковой сан.
В 1703 году вместо бывшей деревянной церкви в Коренной пустыни была построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (Феодосий Печерский был родом из Курска). В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году — престол Преображения Господня. Все это было сделано на личные средства двух богатых (из дворян) монахов Коренной пустыни.
Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная.
Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.
Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.
Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.
В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.
На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.
В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» – 8 марта (21 марта по новому стилю).
После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.
В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.
Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября — в день обретения, 27 ноября — в день празднования иконы «Знамение», в 9-ю пятницу по Пасхе.
Описание иконы
На верхней части иконы — изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.
Ссылки по теме:
Икона Божией Матери «Знамение»