Советуем ознакомиться икона собор всех святых молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Содержание
Икона Всех Святых – универсальный образ для моленья
Помимо образов, на которых изображены те или иные конкретные духовные лица (Иисус, Матерь Божья, апостолы-евангелисты, мученики и пророки), есть иконы собирательные. На них символически нарисовано всё Воинство Божие, и, молясь перед ними, мы можем обратиться за помощью к своему святому покровителю, как если бы это была икона именная.
Суть названия
Почему называется образ «Икона Всех Святых»? При крещении каждый христианин получает себе личного небесного защитника, покровителя, который оберегает его на жизненном пути и к которому воцерквлённый может обратиться в молитвах с любой нуждой, просьбой. В честь этого покровителя даётся ему и новое имя. Однако икона Всех Святых – образ универсальный, в этом и заключается суть его названия. Кем бы ни был ваш небесный хранитель – архангел Михаил, Николай Чудотворец или матушка Матрона – ваша молитва перед этим образом будет услышана каждым из них. Попросите поддержки на всех жизненных перепутьях – и вы почувствуете её обязательно! Какие чаще всего молитвы слышала икона Всех Святых? Наверное: «Отцы небесные, заступники милостивые, молите Бога за нас!»
Описание образа
Существует множество различных списков изображения иконы. Самые старые относятся ещё к 5-7 векам, а сделаны они были на Афоне. Вот, например, как выглядит икона Всех Святых на одном из русских образцов 18-го века: вверху – Пресвятая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Отец изображён в центре, Сын – справа, а Дух (в образе Голубя) сверху над Обоими. Второй ряд фигур, т. е. несколько ниже, составляют Матерь Божья, которую называют Владычицей Богородицей, Заступницей всех грешников, и Креститель Иоанн. Кроме них, икона Всех Святых, описание которой мы делаем, включает в себя Иоанна Предтечу и лики других агнцев Божьих.
Праздник в честь образа
Памяти Всех Святых – так называется день особого прославления иконы. Отмечается он обычно после Троицы, в первое же воскресенье. Ещё его называют Пятидесятницей. Ведь икона Всех Святых значение особое приобретает на пятидесятый день после Пасхи Христовой. Молебны в её честь проходят всю неделю вплоть до 8-го послепасхального воскресенья. Таким образом, праздник этот переходящий, не имеющий закреплённого за собой определённого календарного числа.
Наши незримые заступники
Кто же они, наши незримые спасители? Рассмотрим внимательнее фото иконы Всех Святых и поразмышляем о личностях, которые строго и одновременно кротко и сострадательно взирают на нас. Святые – это люди, ещё при жизни угодившие Господу своими поступками, твёрдостью в вере и делами, прославлявшими Всевышнего, совершавшимися во славу Его. После своей смерти физической они были взяты Богом на небо, чтобы молиться перед Ним о нашем заступничестве.
Иерархия небесная
К ликам святых относятся, в первую очередь, пророки. От самого Бога они получили чудный дар – прозревать будущее, видеть события, которые должны произойти сотни и тысячи лет спустя. Самое главное из них – возвращение Спасителя на землю. Среди пророков более всего почитается Илья (молитва иконе Всех Святых и ему именно действенна в июле-августе, 20-го и 2-го числа, в зависимости от стиля). Кроме того, православные христиане уважительно относятся к Иоанну Предтече, дни почитания которого – 24 июня (7 июля) и 29 августа (11 сентября).
Апостолы – посланники Божии
Апостолы – это те люди, которые лично знали Христа, были его учениками, сопровождали Сына Божьего по земле Иудейской, записывали его поучения. Мы знаем 12 апостолов, поимённо, каким образом они познали Бога Живого и как нашли себя во Христе. После гибели своего учителя апостолы отправились в разные концы мира проповедовать новые знания. Среди них тоже есть своя иерархия. Главными, или первоверховными, признаны Павел и Пётр. Евангелистами, т. е. составителями Священного Писания, являются Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Некоторые святые приравниваются к апостолам по выполняемой миссии. Они не были личными учениками Христа, но в разные эпохи пропагандировали Его учение. Это греческие цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, грузинская просветительница Нина.
Клан мучеников
Многие святые, изображённые на иконе, столь великую честь заслужили не только тем, что несли Свет Правды в массы, но и жестоко страдали за это. К ним относятся христиане-мученики. Те, кто претерпел страшные издевательства, надругательства и пытки, названы великомучениками. Это и знаменитый целитель Пантелеймон, чей образ в народном сознание сросся с архангелом Рафаилом, врачевателем Божьим; и св. Георгий, носящий громкое имя Победоносец; а также страдалицы-христианки – Екатерина и Варвара. В канонических текстах говорится о первомучениках – христианах, т. е. тех, кто первыми из огромного количества пострадавших приняли на себя удар гонений и преследований – Стефан и Фекла. Особое место среди святых на иконе занимают исповедники – христиане, которые собственной праведной жизнью доказывали справедливость заветов Бога.
Люди «Христа ради»
К ним относятся святые сподвижники, угодившие Господу своими делами:
- Это столь уважаемый и православными, и католиками Николай: наделённый большими способностями, он, во славу Бога, творил множество чудес, за что и получил звание Чудотворца. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие, названные учителями Церкви Христианской.
- Ставшие Богу подобными, т. е. преподобные – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, любимые всем людом православным. И по сию пору вера в них крепка и неколебима.
- Праведники – люди семейные, жившие по законам христианства и старавшиеся всеми силами соблюдать заветы Бога. Это, в первую очередь, ветхозаветные пророки, родители Марии, муж её, Иосиф, Петр и Феврония Муромские и многие другие.
- Юродивые и бессребреники, помогающие другим морально и материально без оплаты, не ожидая никакого вознаграждения, Христа ради: Василий Блаженный и матушка Матрона, Ксения Петербуржская и другие.
Вот такая она удивительная – икона Всех Святых!
Икона собор всех святых молитва
Помимо образов, на которых изображены те или иные конкретные духовные лица (Иисус, Матерь Божья, апостолы-евангелисты, мученики и пророки), есть иконы собирательные. На них символически нарисовано всё Воинство Божие, и, молясь перед ними, мы можем обратиться за помощью к своему святому покровителю, как если бы это была икона именная.
Существует множество различных списков изображения иконы. Самые старые относятся ещё к 5-7 векам, а сделаны они были на Афоне. Вот, например, как выглядит икона Всех Святых на одном из русских образцов 18-го века: вверху – Пресвятая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Отец изображён в центре, Сын – справа, а Дух (в образе Голубя) сверху над Обоими. Второй ряд фигур, т. е. несколько ниже, составляют Матерь Божья, которую называют Владычицей Богородицей, Заступницей всех грешников, и Креститель Иоанн. Кроме них, икона Всех Святых, описание которой мы делаем, включает в себя Иоанна Предтечу и лики других агнцев Божьих.
Памяти Всех Святых – так называется день особого прославления иконы. Отмечается он обычно после Троицы, в первое же воскресенье. Ещё его называют Пятидесятницей. Ведь икона Всех Святых значение особое приобретает на пятидесятый день после Пасхи Христовой. Молебны в её честь проходят всю неделю вплоть до 8-го послепасхального воскресенья. Таким образом, праздник этот переходящий, не имеющий закреплённого за собой определённого календарного числа.
Кто же они, наши незримые спасители? Рассмотрим внимательнее фото иконы Всех Святых и поразмышляем о личностях, которые строго и одновременно кротко и сострадательно взирают на нас. Святые – это люди, ещё при жизни угодившие Господу своими поступками, твёрдостью в вере и делами, прославлявшими Всевышнего, совершавшимися во славу Его. После своей смерти физической они были взяты Богом на небо, чтобы молиться перед Ним о нашем заступничестве.
К ликам святых относятся, в первую очередь, пророки. От самого Бога они получили чудный дар – прозревать будущее, видеть события, которые должны произойти сотни и тысячи лет спустя. Самое главное из них – возвращение Спасителя на землю. Среди пророков более всего почитается Илья (молитва иконе Всех Святых и ему именно действенна в июле-августе, 20-го и 2-го числа, в зависимости от стиля). Кроме того, православные христиане уважительно относятся к Иоанну Предтече, дни почитания которого – 24 июня (7 июля) и 29 августа (11 сентября).
Многие святые, изображённые на иконе, столь великую честь заслужили не только тем, что несли Свет Правды в массы, но и жестоко страдали за это. К ним относятся христиане-мученики. Те, кто претерпел страшные издевательства, надругательства и пытки, названы великомучениками. Это и знаменитый целитель Пантелеймон, чей образ в народном сознание сросся с архангелом Рафаилом, врачевателем Божьим; и св. Георгий, носящий громкое имя Победоносец; а также страдалицы-христианки – Екатерина и Варвара. В канонических текстах говорится о первомучениках – христианах, т. е. тех, кто первыми из огромного количества пострадавших приняли на себя удар гонений и преследований – Стефан и Фекла. Особое место среди святых на иконе занимают исповедники – христиане, которые собственной праведной жизнью доказывали справедливость заветов Бога.
Собор Всех Святых
* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ
Икона «Собор всех святых» повествует нам об одном из величайших православных праздников. В «Откровении Иоанна Богослова» описывается, что Собор всех святых означает поклонение всех без исключения святых (без учета фактической канонизации) Агнцу Божьему. После этого произойдет снятие седьмой печати. Таким образом, Неделя всех святых является христианским праздников, в который Церковь почитает всех известных и неизвестных праведников. Православная Церковь почитает всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы, то есть это переходящий праздник, приходящийся на конец восьмой недели после празднования Пасхи.
История праздника и иконы Собора всех святых уходит корнями в 4-5 века нашей эры, и связывается с именем Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. В частности, святой Иоанн Златоуст рассказывал о празднике в своих проповедях, указывая точную дату празднования, совпадающую с настоящей. Что касается святого Ефрема Сирина, то он указывал на праздник в своих песнопениях, называя дату 13 мая. Многие другие источники также указывают на то, что праздник всех святых празднуется в первую неделю по Пятидесятнице. Православные богословы указывают на то, что все святые хоть и жили в разное время, и прославились разными подвигами, но вся их благодать изливается на Православную Церковь именно в этот период.
День всех святых считается пограничным годовом кругу богослужений. В частности, в этот день оканчивается период песнопений Цветной Триоди, с переходом на период Октоиха. В день после праздника начинается Петров пост.
Что касается иконы «Собор всех святых», то она рассказывает нам о дне Страшного суда, изображая всех праведников, торжествующих в Раю. Многие иконописцы посредством данной иконы попытались изобразить свое видение Неба. Причем самым ранним образом является икона 10 века, на которой изображены ангелы и святые, поклоняющиеся Иисусу Христу, восседающему в центре. Святые, как правило, коленопреклонны, протягивают венцы в сторону Иисуса Христа. Очень часто возле Сына Божьего на иконе изображаются Иоанн Креститель и Дева Мария, которые находятся в одной сфере с Иисусом Христом. Существует также вторая сфера, где располагается хор святых, расставленных по ликам святости. Иногда можно увидеть святых, которые изображены в отдельных арочных проемах, а также фигуры пророков Иезекииля, Исайи, Даниила и Соломона.
РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ:
КАК ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ «Собор Всех Святых”?
Заказать икону можно по тел. +7 495 642 12 42 или +7 925 717 60 30
Собор всех святых
нажмите на фото (2 фото)
при заказе на общую сумму менее 3000p цена увеличивается на 50%
Описание иконы
Икона «Собор всех святых» повествует нам об одном из величайших православных праздников. В «Откровении Иоанна Богослова» описывается, что Собор всех святых означает поклонение всех без исключения святых (без учета фактической канонизации) Агнцу Божьему. После этого произойдет снятие седьмой печати. Таким образом, Неделя всех святых является христианским праздников, в который Церковь почитает всех известных и неизвестных праведников. Православная Церковь почитает всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы, то есть это переходящий праздник, приходящийся на конец восьмой недели после празднования Пасхи.
История праздника и иконы Собора всех святых уходит корнями в 4-5 века нашей эры, и связывается с именем Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. В частности, святой Иоанн Златоуст рассказывал о празднике в своих проповедях, указывая точную дату празднования, совпадающую с настоящей. Что касается святого Ефрема Сирина, то он указывал на праздник в своих песнопениях, называя дату 13 мая. Многие другие источники также указывают на то, что праздник всех святых празднуется в первую неделю по Пятидесятнице. Православные богословы указывают на то, что все святые хоть и жили в разное время, и прославились разными подвигами, но вся их благодать изливается на Православную Церковь именно в этот период.
День всех святых считается пограничным годовом кругу богослужений. В частности, в этот день оканчивается период песнопений Цветной Триоди, с переходом на период Октоиха. В день после праздника начинается Петров пост.
Что касается иконы «Собор всех святых», то она рассказывает нам о дне Страшного суда, изображая всех праведников, торжествующих в Раю. Многие иконописцы посредством данной иконы попытались изобразить свое видение Неба. Причем самым ранним образом является икона 10 века, на которой изображены ангелы и святые, поклоняющиеся Иисусу Христу, восседающему в центре. Святые, как правило, коленопреклонны, протягивают венцы в сторону Иисуса Христа. Очень часто возле Сына Божьего на иконе изображаются Иоанн Креститель и Дева Мария, которые находятся в одной сфере с Иисусом Христом. Существует также вторая сфера, где располагается хор святых, расставленных по ликам святости. Иногда можно увидеть святых, которые изображены в отдельных арочных проемах, а также фигуры пророков Иезекииля, Исайи, Даниила и Соломона.
Дата празднования
Празднование совершается в первое воскресенье Петровского поста.
Иконы святых и их значение
В разных житейских ситуациях люди молятся святым. Очень важно понимать, что разные иконы ассоциируются с разнообразными ситуациями. По моему мнению, это деление условно, т.к. молясь божьим посланникам, они ходатайствуют перед Всевышним за нас. Рассмотрим основные иконы святых и их значение в молитвенном почитании.
«Архангел Михаил или Архистратиг Михаил» главенствует над всеми ангелами. Православные христиане молятся ему во всевозможных бедах, нуждах и скорбях, также при входе в новое жилище.
«Ангел Хранитель» — дается Господом каждому христианину. Он охраняет всю земную жизнь человека он напастей и бед, предостерегает от совершения грехов, оберегает в моменты возможной смерти. Помогает Ангел Хранитель в любой болезни и нуждах человека.
«Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча)» — он проповедовал покаяние, поэтому ему молятся о даровании этого чувства. Во времена Древней Руси ему молились о плодородии и улучшении посевов, когда освящали пчельник.
«Александр Невский» — святой князь Александр, которого прозвали Невский за победу над шведами. Он положил все силы на защиту земли Русской. Ему нужно молиться во время стихийного бедствия, нападения врагов, о добром расположении правителей и властей.
Святой мученик «Вонифатий» — ему молятся от чревоугодия и избавления от пьянства.
Святые мученики «Гурий, Самон и Авив» — покровительствуют семейному очагу, хорошим и добрым отношениям в семье.
Святой великомученик «Георгий Победоносец». Он является покровителем русской земли, государства, его военной мощи. Помогает при опасности нападения диких животных. Также ему молятся как покровителю детей, семьи, он помогает в скорби и напасти и оберегает домашний скот.
Пророк Божий «Илия». Ему нужно молиться во время засухи или, наоборот, в дождь, что бы погода изменилась в лучшую для вас сторону. Так же во время сложных материальных и жизненных обстоятельствах, в случае голода, для удачной торговли.
Святой Праведный «Иоанн Кронштадтский» — ему нужно молиться в случае, когда образование плохо дается ребенку, святой помогает в учебе. Также Иоанну молятся в случае тяжелых недугов. По его молитвам многократно случались чудеса исцеления.
Святая блаженная «Ксения Петербургская». Помогает в семейных делах, житейских обстоятельствах. Также люди избавляются от болезней, бед.
Святитель «Николай». Пожалуй, является одним из наиболее почитаемых святых на Руси. Бог даровал ему чудеса исцелений, чудотворений. Ему нужно молиться для помощи в разнообразных бедах и напастях, нужде, в разрешении судьбы детей, для помощи в пути.
Святитель «Спиридон Тримифунтский». Он исцелял больных, помогал страждущим. Во времена Руси святитель Спиридон наравне почитался со святителем Николаем.
Преподобный «Серафим Саровский» чудотворец. Он был великим целителем и является скорым помощником для всех, кому требуется его помощь.
Преподобный «Сергий Радонежский». Святому молятся для облегчения учебы детей, кому трудно дается процесс обучения. Также молятся для того, что бы ушла гордыня, и наступило смирение.
Великомученик, целитель, врач «Пантелеймон». Ему молятся во всех болезнях, он исцелял недуги и раны.
Святая великомученица «Анастасия Узорешительница». Ей молятся от исцеления различных болезней и недугов, также для освобождения из заточения и плена.
Святые Первоверховные Апостолы «Петр и Павел». Апостолу Петру нужно молиться для исцеления от болезней, также для успехов в рыболовстве. Обоим нужно молиться для умножения веры.
Блаженная «Матрона Московская». Матронушке принято молиться в самых различных житейских обстоятельствах и при тяжких недугах.
Святая великомученица «Варвара». Является покровительницей от внезапной смерти, что бы люди перед кончиной смогли покаяться и причаститься. Также нужно молиться святой о детях, в случаях болезни и грусти. Можно ждать помощи Варвары для утешения в печали.
Преподобные «Сергий и Герман» Валаамские чудотворцы. После кончины старцев у их гробницы многократно стали совершаться чудеса и исцеления самых разных недугов.
В статье описана лишь малая часть святых, по молитвам которых может быть оказана помощь. Все иконы с изображением ликов святых свободно выложены в интернете и на них можно смотреть и молиться. Либо сходить в храм и приобрести икону со святым, который вам ближе. Самое главное, что бы молитва шла от сердца, и тогда святой обязательно поможет и походатайствует перед Господом за вас.
Рекомендую приобрести православный «Акафистник». В нем собраны основные акафисты Спасителю, Богородице и святым. Но акафисты можно и скачать из интернета, где они все выложены в свободном доступе. После акафистов идут молитвы святым, которые нужно обязательно читать. Отмечу, что с утра вы должны обязательно прочитать утреннее молитвенное правило, а перед сном вечернее.
Особенно много икон написано с изображениями Пресвятой Богородицы, которые также помогают, если проблемы со здоровьем, во множестве насущных ситуаций. И каждой иконе посвящен свой акафист. Храни Вас Господь!
Значение и описание икон Часть 1
Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
Эта икона нужна для лечения Алкоголизма. Используют эту икону один раз, то
есть для одного больного, затем, после 40 отчиток ее завязывают в новый
белый платок и кладут в вещи того, кого лечили от алкоголизма. Нельзя, что
бы кто-нибудь из посторонних видел эту икону, иначе больной опять может
Икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)
В январе – мае 1934 года икона была написана. Этой работе предшествовал продолжительный подготовительный период. Иконография и состав святых подробно обсуждались со святителем Афанасием. «В памяти моей еще живут воспоминания, как писался образ Всех святых, в земле Русской просиявших. Марии в то время было около 30-ти лет, она посмотрела сотни житий святых, сказаний, статей, книг. Подняла огромный иконографический материал. По количеству духовных знаний и труда, вложенных Марией, образ Всех русских святых равен, а возможно, и превосходит любую докторскую диссертацию. Были выполнены сотни эскизов, зарисовок, многие-многие часы проведены в молитвах, раздумьях, сомнениях…» (из воспоминаний В. В. Быкова).
Образ получился настолько цельным и гармоничным, что трудно поверить в то, что это вновь созданная композиция. В верхней части изображены Матерь Божия, св. Иоанн Предтеча, Архангелы, святые Вселенской Церкви, предстоящие Святой Троице, и в то же время молитвенно поддерживающие подвижников и праведников Русской земли. Группы русских святых собраны по землям и включают в себя святителей, мучеников, преподобных, блаженных, предстоящих Богу и покровительствующих не только местам своих подвигов, но и всей русской земле.
«…Как только открылось в Москве метро, Владыка Афанасий с этой иконой проехал от «Сокольников» до «Парка культуры». И говорил: «Это метро освящено мною иконой Всех русских святых». Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро», – вспоминала келейница Владыки Афанасия Н. С. Фиолентова.
Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, появилась на 20 лет позже иконы, но связано это было прежде всего с тяжелыми обстоятельствами жизни Епископа-исповедника, его многолетним пребыванием в узах и заточении. Он закончил свою работу над службой Всем русским святым в 1953 году. В 1954 году келейная икона Владыки Афанасия, написанная М. Н. Соколовой, побывала на первом престольном празднике в Троице-Сергиевой Лавре, в храме в честь этого праздника, расположенном в крипте Успенского собора.
Он писал по этому поводу Марии Николаевне: «Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех Русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Даже сожалею, что тогда не пришла мне мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там есть уже такая икона, и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить «первописанную», а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры. Если Вы имеете какие-либо связи с Лаврой, я был бы только благодарен Вам, если бы Вы эту передачу устроили.
Только хотел бы, чтобы на обороте иконы была записана ее история, примерно в таком виде: «Сей святый образ Всех святых, в Земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященнейшего Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же по плоти Бога Слова 1934-е, в январе-мае месяцам. Освящен сей образ Преосвященнейшим Афанасием после малой вечерни под неделю Всех святых, в Земле Русской просиявших, 27 мая-июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского Святителя Николая, что в Кленниках церкви».
Об этой надписи должны знать очень немногие, и после ее написания обратную сторону иконы надо будет обтянуть какой-либо материей. Мне хочется оттенить в надписи, что икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех русских святых, но в ином их расположении, есть древняя икона, Вам известная. Она издана частями в альбоме музея Петроградской Духовной Академии. Вторая в таком же роде незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиереем В. Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха.
И еще одно замечание по поводу нашей иконы. Ее, кажется, надо будет дополнить двумя изображениями. Я слышал, будто в Алма-Ате хранится предание, что там был Апостол Матфей, только я не знаю точно: евангелист или Матфий, избранный на место Иуды, и что в Желободе (в Средней Азии) хранится и весьма почитается могила праведного Иова. Это все надо хорошенько проверить. И если это верно, то и праведного Иова, и святого Апостола надо изобразить в лике небесных молитвенников о Русской Земле, около пророка Илии и Апостола.
Простите, родная моя, что с первым же письмом я обращаюсь к Вам с просьбами и поручениями. Но все, что касается нашего праздника и нашей иконы, мне очень дорого, и я спешу высказать мои пожелания, ибо не знаю, что породит грядущий день…»
В другом своем письме от 30 сентября 1959 года святитель Афанасий упоминает о том, что «будет в Лавре и митрополит Нестор, который будет искать Вас для переговоров об иконе Всех русских святых…»
По свидетельству протоиерея Владимира Воробьева икона Всех русских святых была написана матушкой и для митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова, † 1990), и эта икона находится до сих пор в Прибалтике. Известны иконы собора русских святых, находящиеся в московском Даниловом монастыре, в соборе города Тутаева-Борисоглебска. Две иконы русских святых, написанные матушкой Иулианией – келейная святителя Афанасия и храмовая, написанная для лаврского храма Всех русских святых, до сих пор находятся в Троице-Сергиевой Лавре.
Таким образом монахиней Иулианией было написано не менее 5-ти икон Всех русских святых. Немного отличаясь в деталях, в целом они сохранили композицию и цветовой строй первоначальной иконы.
Святитель Афанасий отошел ко Господу в 1962 году, а в 2000 году был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1981 году упокоилась матушка Иулиания.
Новые и новые святые появляются в соборе русских праведников в историческом течении времени. Не будем же забывать обращаться к ним в этот особый для Русской церкви день – праздник Всех русских святых, как известных нам, так оставшихся сокровенными от людей, но известных Богу, сияющих как множество звезд в Царстве Небесном:
«Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножившейся на земли греховней тьме, возведем горе очи наши, братие, и, сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному отечеству потщимся, его же да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых своих…» (седален, глас 7, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).
Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших
Собор всех святых, в земле Русской просиявших, празднование Русской Православной Церкви, посвященное памяти всех русских святых
Празднуется во второе воскресенье после праздника Пятидесятницы
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях , но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков. С конца XVIII века она издавалась старообрядческими типографиями . После XVII века это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: «Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии», кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»: «Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели», канон 8-го гласа, ирмос: «Песнь возслем, людие», нач.: «Вси песньми духовными, иже постом просиявшая». По певческим рукописям с XVII века известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001).
Около 1643 года иером. Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам Киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. украинский аналог службы в честь всех русских святых. В конце 1640-х годов по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной рукописи XVII века — РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь всех преподобных отцов в Сыропустную субботу . Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.
Помимо гимнографических произведений, для службы русских святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев , иером. Сергий (Шелонин) — «Похвальное слово русским преподобным» .
Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На заседании 7/20 августа был заслушан доклад проф. Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских . В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13/26 августа . Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову).
Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 году; издание отличалось большим количеством опечаток. Иером. Афанасий (Сахаров) редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 годах . Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием иером. Афанасия выделить ее в круге праздников Русской Православной Церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Некоторые особенности составленной иером. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года стало практически неосуществимым), соединение трех величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе.
Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые ее части — молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), некоторые ее тексты (напр., стихиры подобны «Земле русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.
Тропарь, глас 1
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Ин тропарь, глас 4
Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о, всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.
Литература
Использованные материалы
- А.А. Лукашевич, «Всех святых, в земле Российской просиявших» // Православная энциклопедия, т. 9, с. 705-706
Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385
Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911
Панченко. 2004
Макарий, архим. 1997
Панченко. 2003
Деяние 146 — Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146–147
Деяние 150 – Там же. С. 216-217
Минея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. также: Служба. 1995