Церковь Казанской иконы Божьей матери в Коломенском (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Церковь Казанской иконы Божьей матери в Коломенском
Белокаменный пятиглавый храм Казанской иконы Божией матери украшает территорию музея-заповедника Коломенское. Он привлекает к себе внимание своей классической, исконно русской архитектурой, характерной для церквей середины 17 века — эпохи, последовавшей за грозным Смутным временем и порой воцарения на русском престоле дома Романовых. В отличие от большинства религиозных сооружений — закрытых, пришедших в упадок или вовсе разрушенных при Советском Союзе, этому храму удалось уцелеть. Он не действовал в короткий период 1941-42 гг., после чего богослужения возобновились и более не прекращались.
Содержание
Немного истории
Относительно основания церкви существуют две версии: первая говорит о том, что ее построили в честь 100-летия взятия Казани на месте старого деревянного здания, вторая и более распространенная утверждает, что проект задумали при царе Михаиле Федоровиче в 1612 г., когда из Москвы изгнали польско-литовских интервентов, а реализовали уже при его сыне Алексее Михайловиче. Изначально оно выполняло роль придомовой часовни и соединялось 50-метровым переходом с деревянным дворцом Алексея Михайловича, а с 18 века стало служить в качестве приходской церкви с. Коломенского.
Что посмотреть
Сооружение выполнено в виде вытянутого куба, укрепленного на высоком подклете. По его периметру расположены ряд арочных пролетов и окна различной формы. Второй ярус представляет собой традиционный четверик, увенчанный сферическими куполами.
Считается, что внешний вид фасада и стен довольно типичен для религиозного строительства 17 века, однако есть и ряд уникальных особенностей: богатый внешний декор в форме импровизированных дуговых перекрытий, классические балконы и пилястры, обрамляющие оконные проемы.
Квадратная шатровая колокольня — редкий пример зодчества того времени. Сегодня такие конструкции уже не встретить в Центральной России. Также отдельного упоминания заслуживает массивное крыльцо с островерхой треугольной крышей, выступающее на прогулочную аллею парка — мимо него не пройдет ни один гость Коломенского.
К сожалению, исторический интерьер не сохранился. Когда-то храм был убран резными киотами, богатыми тканями и коврами, сегодня стены покрывает не так давно созданная художественная роспись. На 5-ярусном иконостасе сохранились ценные иконы 17 века.
Одними из главных святынь считаются чудотворный образ Державной Божией Матери и список с Казанской иконы Божией Матери. В одном из приделов хранится выполненная из дерева статуя Иисуса Христа, принадлежащая руке неизвестного мастера.
Для прихожан работает воскресная школа, принимающая взрослых и детей. Местный архиерейский хор участвует в важных богослужениях и различных профессиональных фестивалях. В нем выступают певцы из Большого театра и Московского музыкального Театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Практическая информация
Адрес: Москва, пр. Андропова, 39, стр. 9. Веб-сайт.
Дорогие читатели! Мы открываем новую рубрику «Иконография», которая будет посвящена очень богатому и наполненному множеством сокровенных смыслов миру православной иконы. В этом номере предлагаем вашему вниманию материал о Державной иконе Божьей Матери, обретение которой вспоминается Церковью 15 марта.
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная», или как она называлась первоначально «Божия Матерь Коломенская». Такое название было связано с местом ее обретения. Согласно донесению митрополита Московского Тихона, икона была найдена 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского.
Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Женщина рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма, и после долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая, почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы.
Такова вкратце история ее обретения. Сейчас же предлагаю нашим читателям разобрать иконографию этого интересного не только с религиозной, но и искусствоведческой точки зрения образа.
Надо сказать, что задача эта не так проста, как может показаться. Ведь существует около 150 различных видов икон Богоматери. Как разобраться во всем этом многообразии?
Чтобы облегчить работу над изучением разновидностей икон, ученые обычно делят их на 5 основных типов: «Умиление», или «Милующая» (по-гречески – «Елеуса»), «Путеводительница» (по-гречески – «Одигитрия»), «Молящаяся» (по-гречески – «Оранта»), «Всемилостивая» (по-гречески «Панахранта»), «Заступница» (по-гречески «Агиосотисса»).
Следует помнить, что такое деление иконографии на типы весьма условно и служит всего лишь ориентиром в огромном мире православной иконописи. В следующих наших материалах мы обязательно поговорим подробнее о каждом из вышеназванных иконописных типов, а пока вернемся к обсуждаемой нами Державной иконе Божией Матери.
К какому же типу относится «Державная» икона?
Определить это довольно сложно, но судя по всему она наиболее подходит к типу изображения Божией Матери «Всемилостивая». Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную власть Богородицы, совершеннейших из всех рождённых на земле людей.
Определившись с иконографическим типом, давайте рассмотрим Державную икону более детально.
В первую очередь стоит отметить, что Державная икона Божией Матери написана в реалистической, западноевропейской живописной манере. На основании художественных особенностей образ датируется кон. XVIII в. Такой вывод делается на том основании, что до конца XVIII в. существовала только каноничная, традиционная икона, и только после реформ Петра Великого русская культура приобрела светский характер и западноевропейскую ориентацию. Вместе с тем изменился и характер русской иконописи. Икона (размер 141×86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски.
На иконе мы можем видеть, что Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон. Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу. На заднем плане изображено небо, покрытое темной, почти черной, грозовой тучей. В верхней части иконы, над самой главой Божией Матери, тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая темно-синее ночное небо. В этом бездонном небе изображен Бог Отец с простертой в благословении рукой, благословляющий Божию Матерь, сидящую на престоле с Младенцем Спасителем на руках.
Однако если для привычной нам живописи все перечисленные предметы не более чем своего рода декорации, сами по себе ничего не значащие, то в иконописи каждый, даже самый маленький предмет имеет огромное значение и порой является важным символом.
Попробуем разобраться с символикой нашей иконы, чтобы понять, какой глубокий смысл заложен в ее сюжете. Наш взор сразу же притягивает мафорий (греч. — покрывало) Богородицы, большой четырёхугольный плат, покрывающий голову и укрывающий всю фигуру, имеющий красный цвет (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Другая важная деталь одеяния – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения, т.е. совместного служения Богородицы (а в её лице и всей Церкви) – Первосвященнику Христу. Голову венчает венец (корона) – знак Царства. Богоматерь — Царица Небесная, т. к. она Матерь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Также корона – это свидетельство особого почитания данной иконы. В левой руке у Богородицы находятся держава, а в правой – скипетр, что символизирует верховную власть на земле. Отсюда и название иконы — «Державная». Богоматерь на иконе изображена с печальным ликом, но не с грустным. Её лик наполнен душевной ясностью, мудростью и большой духовной силой. Она торжественно являет Младенца миру и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. В верхней части иконы мы видим надпись «Образ Державной Пресвятой Богородицы».
Главный смысл подобных изображений Богородицы заключается в том ,что Дева Мария как никто другой на земле уподобилась Христу, став Самим Жилищем Божиим, утробой Божественного Воплощения.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, об избавлении от иноплеменных и, конечно же, о даровании исцеления телесного и душевного. С «Державной» иконы Божией матери сделано множество списков, которые также почитаются верующими как чудотворные. В честь иконы также строятся и храмы. Например, в Беларуси в честь иконы Божией Матери «Державная» освящены храмы в г. Ивацевичи и в Минском Свято-Елизаветинском монастыре.
Руководитель детской иконописной студии Дарья КАЛИБЕРДА
История одного из красивейших храмов Москвы – храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском впервые изложена в научном труде-изыскании протоиерея Алексия Моисеева «Казанский храм в Коломенском». Автор изучил большой пласт исторических материалов: неопубликованных документов Центрального государственного архива г. Москвы, а также документов и материалов научного архива, фонда отдела учета и фототеки, а также фонда редких, старопечатных и рукописных книг музея-заповедника. Помимо того, в работе использованы оригинальные тексты Российского государственного архива древних актов. В книгу вошли уникальные сведения, почерпнутые из воспоминаний прихожан и работников храма.
Казанскому храму уже более трех с половиной веков. В нем, по всей вероятности, выстаивал службы совсем юный будущий император Петр Первый. В 1812 году здесь побывали французские солдаты, и только беспримерное мужество священника о. Афанасия спасло храм от разграбления. В 1825 году в Казанском храме находился гроб с телом императора Александра I во время следования траурного проезда из Таганрога в Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны под толстыми сводами подклета жители Коломенского укрывались от налетов вражеской авиации.
В послевоенные годы Казанский храм стал одним из немногих мест, где проходили торжества, посвященные 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви и 40-летию восстановления Патриаршества. И наконец, уже в конце XX века, двое священнослужителей Казанского храма –Сергий Воскресенский и Леонтий Строцюк, пострадавшие в годы гонений на Церковь, были причислены к лику святых. Так, Казанский храм неизменно разделил свою участь с участью России, и все наиболее заметные события в жизни нашей Родины оставили свой след и в его истории.
Первыми читателями книги «Казанский храм в Коломенском» протоиерея Алексия Моисеева стали прихожане храма, сотрудники и посетители музея-заповедника. Книгу можно приобрести в церковной лавке храма Казанской иконы Божией Матери.
Памятники, Казанская церковь, Коломенское
Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.
Далее приведены описания каждого типа икон с изображениями. Алфавитный порядок икон ниже.
Молящаяся, Оранта
Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.
История
Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.
Чудеса
Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские…
Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.
От чего помогает, дни празднования
Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты.
Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей. Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.
Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.
Путеводительница, Одигитрия
«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.
Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.
История
По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.
Чудеса
Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.
От чего помогает, дни празднования
Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.
Умиление, Елеуса
На иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.
История
Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.
К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.
Чудеса
В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.
От чего помогает, дни празднования
Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий.
Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).
Всемилостивая, Панахранта
Всемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.
История
Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.
Чудеса
Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.
От чего помогает, дни празднования
Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.
Например, известны случаи, когда Богоматерь чрез свою икону «Всецарица» посылала исцеление больным злокачественными опухолями, потому данному образу молятся от раковых заболеваний. Домостроительнице молятся об обретении жилища и устроении домашних дел, а Державной Божией Матери молятся об укреплении государства российского, о мире, о предотвращении войны, а в случае нападения врагов — о даровании победы.
День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).
Заступница, Агиосоритисса
Икона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках. Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.
История
Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.
Чудеса
Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.
От чего помогает, дни празднования
Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.
Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).
Богородичные праздники
Богородичные праздники — это дни памяти о жизни Пресвятой Богоматери и чудесах, свершавшихся после Её успения.
Такие праздники отмечались издревле. Их формирование сложилось по источникам евангелий, которые называют апокрифическими, а в особенности «Протоевангелия» апостола Иакова. Кроме того, установление Богородичных праздников связано с особым почитанием мест земной жизни Богоматери. Так во II веке почиталось христианами место в Назарете, там, где случилось чудо Благовещения. Потому Благовещение относят к самым ранним праздникам в память Девы Марии. Успение стали праздновать с VI в., Рождество Богоматери с VII в., а Введение в храм с VIII в. Православная русская Церковь к Богородичному празднику также относит и Покров Богоматери.
Особые празднования установлены для богородичных икон. Некоторые дни, отмечаемые в память Богоматери имеют предпразднства, а также попразднства.
В наше временя Богородичными праздниками являются:
Рождество Пресвятой Богоматери (пр. 8 сентября);
Праздник почитания Её родителей, а именно прав. Иоакима (отца) и Анны (матери) (пр. 9 сентября);
Введение во храм Богоизбранной Марии Девы (пр. 21 ноября);
Благословенное Зачатие праведной Анной Приснодевы Марии (пр. 9 декабря);
Собор в честь Пресвятой Богородицы (пр. 26 декабря);
Благовещение (пр. 25 марта);
Благословенная Суббота Акафиста (пр. в 5-ю субб. Великого поста);
Положение во Влахерне ризы Пресвятой Богоматери (2 июля);
Успение Богоматери (пр. 15 августа);
Положение в Халкопратии пояса Богородицы (пр. 31 августа);
Праздники всех чудотворных икон Богоматери.
Иконы Божией Матери по алфавиту:
A
Абалацкая
Августовская
Азовская
Албазинская
Александрийская
Арматийская
Ахтырская
Б
Балыкинская
Барловская
Барская
Бахчисарайская
Белыничская
Беседная
Благовещение
Благодатное Небо
Боголюбская
Богородско-Уфимская
Борколабовская
В
В скорбех и печалех Утешение
Валаамская
Валанасская
Ватопедская
Вертоград заключенный
Взыграние Младенца
Взыскание погибших
Византийская
Виленская
Владимирская
Волоколамская
Всех Скорбящих Радость
Всецарица
Вутиванская
Г
Галичская
Гербовецкая
Геронтисса
Гора Нерукосечная
Гребневская
Греческая Андроникова
Грузинская
Д
Дамасская
Дегтярёвская
Далматская
Державная
Долинская
Донская
Достойно есть
Дубенская Красногорская
Е
Елецкая
Ж
Живоносный Источник
Жировицкая
З
Заступница
Знамение
И
Иверская
Игоревская
Иерусалимская
Избавление от бед страждущих
К
Казанская
Калужская
Касперовская
Киево-Печерская (Успение)
Козельщанская
Колочская
Коневская
Корсунская
Купятицкая
Курско-Коренная
Л
Лиддская
М
Максимовская
Милостивая
Млекопитательница
Молдаванская
Молдавская
Моневмасийская
Молченская
Монреальская Иверская
Муромская
Н
Неопалимая Купина
Нерушимая Стена
Неувядаемый Цвет
Неупиваемая Чаша
Неустанная Помощь
Нечаянная Радость
Никопея
О
О Тебе радуется
Огневидная
Одигитрия
Озерянская
Оранта
Остробрамская
П
Параклесис
Песчанская
Петровская
Печерская-Свенская
Пименовская
Писидийская (Писийская)
Подкубенская
Поможение родам
Порт-Артурская
Почаевская
Прибавление ума
Призри на смирение
Психосострия (Психосостра)
Р
Равенсбрюкская
С
Сайданайская
Свенская
Святогорская
Свято-Крестовская
Святорачица
Седмиезерная
Семистрельная
Скоропослушница
Смоленская
Спорительница хлебов
Споручница грешных
Старорусская
Страстная
Т
Табынская
Тервеническая
Тихвинская
Толгская
Торопецкая
Троеручица
Тучная Гора
У
Умиление
«Умиление» Псково-Печерская
Умягчение злых сердец
Уральская
«Утоли Моя Печали»
Ф
Феодоровская
Филермская
Х
Халкопратийская
Холмская
Основные производители икон Богородицы, представленных в магазине Зёрна — это Тиль и Софрино. Есть также и менее известные мастерские, где иконы вырезают из дерева или расписывают красками.