Православные Святые места Израиля. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Израиля.
Для начала напомним ещё раз — буквально в двух словах — что же такое паломничество. В православном понимании под паломничеством подразумевается посещение святых мест, чтимых монастырей и храмов. Однако же в своём первоначальном смысле паломничество — это посещение Святой Земли. Само это понятие возникло в православии именно в связи с путешествиями для поклонения местам, связанным с именем Спасителя.
Святая Земля. Трудно найти ещё одно подобное место на планете, которое будет столь же притягательным для миллионов людей — паломников и путешественников, священнослужителей и учёных — как это небольшое пространство, заключённое между восточной частью Средиземного моря, Красным морем, окрестностям Галилейского и Мёртвого морей и реки Иордан. Эта земля стала Святой для всех христиан, мусульман и иудеев, так как все самые значимые события истории всех трёх религий произошли именно здесь.
Название Святой Земли имеет самый прямой смысл: это — земная родина Христа Спасителя. Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Иисуса Христа, Его явление в Фаворском свете Преображения произошли тут. По этой земле пролегали пути Спасителя, здесь были услышаны его проповеди, совершены его великие чудеса, состоялась Тайная вечеря. В этих местах Спаситель был предан Иудою, претерпел страдания, прошёл Крестным путём на Голгофу и был распят на Кресте. Здесь произошли Воскресение Христово — как прообраз нашего воскресения, и Вознесение Спасителя на Небеса, сошествие Свято Духа на Апостолов, жизнь Матери Божьей и её славное Успение.
Зимой, в канун светлого праздника Рождества Святая Земля становится особенно притягательной для паломников, верующих и просто людей, интересующихся историей человечества.
Вифлеем — родина Иисуса Продолжительность паломнических туров по Израилю может быть самой разной, но наиболее востребованный вариант — восьмидневный. Существует и более «светский» вариант путешествия, в котором паломничество дополняется отдыхом на берегах Красного моря (в Эйлате) или лечением на Мертвом море. Кроме того, посещение Святой Земли нередко комбинируют ещё с двумя странами, которые интересны не только с точки зрения отдыха, но также и как места паломничества — это Египет и Иордания.
В программу паломнического тура в Израиль входит посещение главных христианских святынь. В зависимости от состава группы и церковного календаря программы могут видоизменяться, сохраняя, тем не менее, свои основные элементы.
Для русских богомольцев паломничество обычно начинается с визита в Русскую Духовную Миссию — официальное представительство Русской Православной Церкви на Святой Земле. Здесь паломники получают благословение на совершение паломничества, отсюда начинается их путь по стопам Господа.
Содержание
- Иерусалим
- Вифлеем
- Тверия
- Назарет
- Нетания и Хайфа
- Яффо и Лидда
- Храм Гроба Господня
- Иерихон
- Капелла бичевания Христа и Церковь Осуждения и Возложения Креста
- Вифлеем – поле пастушков и грот
- Храм Рождества Христова
- Виффагия
- Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии– Эйн Керем, Иерусалим
- Церковь Иоанна Крестителя – Эйн Керем, Иерусалим
- Монастырь святого Иоанна в пустыне – Эйн Керем, Иерусалим
Иерусалим
Совершая паломничество по Иерусалиму, паломники видят места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа. В первую очередь это, конечно, святая Елеонская гора. Здесь находятся Елеонский женский монастырь, храм Вознесения, Место Вознесения Иисуса Христа («Стопочка»), Гефсиманский женский монастырь, храм Св. Марии Магдалины. А также Гефсиманский сад, гробница Божьей Матери, гора Сион, Храм Успения Божьей Матери и гробница Царя Давида.
Елеонская гора, с которой открывается изумительный вид на Старый город — священное место для христиан. Именно здесь проповедовал и молился Иисус Христос, отсюда он через Золотые ворота входил в Иерусалим и, наконец, вознёсся во славе на небеса через сорок дней после своего воскрешения. Легенда утверждает, что произошло это на самой высокой точке горы, где ныне стоит часовня. Однако русская православная церковь считает, что истинное место вознесения Иисуса находится поблизости от Русской церкви Вознесения и монастыря.
В Гефсиманском саду Иисус любил уединяться со своими учениками для молитвы и отдыха, в нём же он молился после Тайной вечери и был схвачен стражниками. В горнице Тайной вечери состоялась последняя трапеза Христа с учениками, установлено Таинство Евхаристии. Здесь было совершено омовение ног апостолам, начало прощальной беседы с ними, в саду они оплакивали смерть Учителя, и сюда же была принесена радостная весть о Воскресении.
Точное место нахождения горы Сион до сих пор не определено. Так или иначе, холм, известный сегодня под этим названием, приобрёл символическое значение сердца исторической родины евреев всего мира. Здесь находится гробница Царя Давида, легендарного иудейского царя, победившего в единоборстве великана-Голиафа и превратившего небольшой ханаанский город Иерусалим в столицу. Христиане почитают расположенную на горе Сион церковь Успения Божией Матери — место, где по преданию Дева Мария уснула вечным сном.
Эйн-Керем — место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи), который назван Пророком Всевышнего, потому что шёл впереди Господа, чтобы приготовить путь Ему, чтобы дать народу познание о спасении через прощение их грехов. В Горненской русской обители Божья матерь встречалась с праведной Елизаветой. А в монастыре Св. Креста праведный Лот во искупление своего греха посадил три ростка (сосны, кедра и кипариса), чудесным образом сросшихся в одно дерево, из которого и был сделан крест Господа.
В Старом городе Иерусалима путешественники посмотрят Храмовую гору, Стену Плача, дом Иоакима и Анны (место рождения Богородицы) и Преторию — место заключения Иисуса.
Крестный путь Спасителя прослеживается сегодня в Иерусалиме очень приблизительно, ввиду неоднократных разрушений города. Всего известны четырнадцать остановок на Крестном пути (девять описаны в Евангелии, а о пяти свидетельствует предание). Последние находятся в пределах Храма Гроба Господня — величайшей святыни христианского мира. В его окрестностях находятся и такие святыни, как Голгофа, Камень Миропомазания, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня и храм Воскресения Христова.
Предыдущая фотография 1/1Ворота в Армагеддон Вид с Благовещенской церкви в НазаретеСтарый Иерусалим
Вифлеем
Вифлеем (Церковь Рождества Иисуса Христа) — небольшой арабский городок, расположенный в 10 километрах от Иерусалима на территории нынешней Палестинской автономии. По преданию здесь родился царь Давид. Но громкую славу в христианском мире Вифлеем получил благодаря другому событию — рождению Иисуса Христа.
Тверия
Святые места Тверии — это Монастырь Св. Георгия Хозевита и древний город Иерихон, Гора искушений и Сорокадневный монастырь. По преданию, в пустыне неподалёку от Иерихона в пещере на вершине горы 40 дней постился после крещения Иисус, а Сатана искушал его. В память об этом событии перед входом в пещеру стоит как бы прилепленный к скале православный памятник — греческий Сорокадневный монастырь.
Здесь паломники также обязательно посетят монастырь Св. Закхея, гору Фавор, реку Иордан — место крещения Иисуса и место омовения паломников и Русский монастырь в Магдале, где паломники купаются в источнике. Ведь это как раз то место, где Господь исцелил св. Марию Магдалину, изгнав из неё бесов.
В окрестностях Галилейского моря находятся Капернаум, церковь Двенадцати апостолов, Табха, церковь Чуда умножения хлебов и рыб, Гора Блаженств, церковь Нагорной проповеди. На этом море развернулась почти вся Евангельская история. На берегу его были призваны главные из апостолов, там звучала проповедь мира и любви из уст Христа, по этим водам Он ходил. Здесь же Господь исцелил множество больных, тут произошло чудо умножения хлебов. В этом месте Спаситель поднимался на горы для беседы с Отцом Небесным.
А Канна Галилейская — место, где Христос впервые проявил свою чудотворную силу, претворив на брачном торжестве простую воду в вино.
Назарет
В Назарет был послан Архангел Гавриил — возвестить Деве Марии о рождении от неё Спасителя мира. В скромном жилище этого города провёл своё детство, отрочество и юность Христос. Стоящие здесь Церковь Архангела Гавриила и храм Благовещения — память об этих событиях.
Нетания и Хайфа
На вершине горы Кармель находится пещера, в которой жил св. Пророк Божий Илия во время продолжавшегося три с половиной года бездождия. Существует предание, что Дева Мария посещала пещеру Илии с младенцем Иисусом во время их жительства в Назарете. В память об этих событиях на горе стоит монастырь кармелитов, пещера св. Пророка Илии и Русская церковь св. Пророка Илии на горе Кармель.
Яффо и Лидда
Город Яффо, по преданию — самый древний город в мире. Здесь на берегу моря Ной строил свой ковчег, а его сын Иафет стал основателем города. В Яффе долгое время жил апостол Пётр: тут он, по преданию, воскресил праведницу Тавифу. Паломники смогут посетить в Яффо Русскую церковь св. апостола Петра, Часовню св. праведницы Тавифы.
Лидда (Лод) — место рождения Св. Георгия Победоносца, здесь же расположена и церковь Св. великомученика Георгия Победоносца. В Лиде хранится нерукотворная икона Богородицы появившаяся, согласно преданию, чудесным образом ещё при её жизни.
Благодарим за помощь в подготовке материала Юрия Ахметовича Минулина, директора Паломнической службы «Радонеж»
Популярные направления паломнических туров
Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»
- Европа: Греция (Афон), Италия
- Россия: Дивеево, окрестности Санкт-Петербурга
- Израиль: Иерусалим
- Иордания
- Ближний Восток (Сирия и Ливан)
- Турция (по святым местам Византии)
Тонкости паломнических туров
- История православного паломничества
- География паломнических туров
- Паломничество и религиозный туризм — сходства и отличия
- FAQ о паломнических турах
Храм Гроба Господня
Расположенный в христианском квартале Старого Города в Иерусалиме, около 70 км к западу от Тель Авива, Храм Гроба Господня (также известен как Храм Воскресе́ния Христо́ва) включает два из наиболее святых для христианства мест: место распятия Иисуса (Голго́фа, на греческом или Кальва́рия, на латинском), а также гробница, где, согласно вере, Иисус был похоронен, а затем воскрес.
Также в храме происходили четыре последних этапа пути Иисуса по улицам Иерусалима, несущего крест до момента своего распятия (Крестный путь).
Первый, известный историкам храм на этом месте был построен римским императором Константином Великим в 325 году н.э.
На протяжении веков место развивалось и преобразилось в потрясающий комплекс, который мы видим сейчас.
Храм управляется несколькими христианскими конфессиями благодаря ряду договорённостей и соглашений, которые были заключены более 160 лет назад.
Каждый день в храме происходит впечатляющая и волнующая процессия, начинающаяся и завершающаяся у капеллы Святых Даров. Она проходит через 14 стояний, представляющих собой воспоминание эпизодов крестного пути Иисуса Христа, при которых служители зачитывают вслух или поют гимн.
Далее приведён список 14-ти стояний:
- I: Господа Иисуса осуждают на смерть (капелла Святых Даров)
- II: Иисус берёт крест на свои плечи («Столп бичевания Христа”)
- III: Иисус падает в первый раз (Тюрьма Иисуса Христа)
- IV: Иисус встречает свою Мать по пути на Голгофу ()
- V: Симон Кириниянин помогает Христу нести крест
- VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
- VII: Иисус падает второй раз
- VIII: Иисус Христос обращается к женщинам Иерусалима.
- IX: Иисус падает третий раз.
- X: Иисуса Христа обнажают.
- XI: Иисуса пригвождают к кресту.
- XII: Иисус умирает на кресте.
- XIII: Иисуса снимают с креста.
- XIV: Погребение Иисуса Христа.
В Иерусалиме также имеются многие другие святые для христианства места. Далее приведены некоторые из самых примечательных:
- Виффагия
- Церковь Святого Иоанна Крестителя
- Храм Вознесения на Елеонской горе
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
- Виа Долороза (путь скорби)
Иерихон
Оазисный город Иерихон, находящийся в 100 км от Тель Авива, в 35 км от Иерусалима и 258 м ниже уровня моря, расположен на территории, управляемой Палестинской Национальной Администрацией.
Находящийся вблизи реки Иордан и богатый пресноводными источниками, город известен своей плодородной землёй и финиковыми пальмами.
Город считается одним из древнейших в мире, с историей, начинающейся более 10,000 лет назад, с 8,000 года до н.э. Он неоднократно упоминается в Старом и Новом Заветах.
Одним из главных источников доходов города является христианский туризм, благодаря некоторым важнейшим для христианства местам в самом городе и его окрестностях.
Среди них числятся:
- Гора Искушения (Каранталь), на которой расположен греческий православный монастырь (360 м над уровнем моря). Гора Искушения традиционно почитается как место, на котором по преданию, Христа Спасителя искушал дьявол на протяжении сорокадневного поста.
- Источник пророка Елисея, где пророк Елисей, по преданию, очищал источник, бросая в него соль.
- Платановое дерево Закхея (евангелие от Луки 19:1-10).
- Традиционное место крещения Христа в Каср аль-Яхуд на берегу реки Иордан.
- Монастырь Герасима Иорданского
- Монастырь Святого Георгия
Капелла бичевания Христа и Церковь Осуждения и Возложения Креста
В 100 км от Тель Авива, в Старом Городе Иерусалима, мы можем посетить капеллу бичевания Христа. Она размещена на территории, прилегающей к францисканскому монастырю, и в ней находятся два места, имеющие отношение к смерти Христа.
Капелла бичевания, где Иисус был подвергнут бичеванию римских легионеров, и церковь Осуждения и Возложения Креста, где он был приговорён к распятию Понтием Пилатом, после того, как, накинув на Иисуса лохмотья красного плаща и водрузив на голову колючую ветку терновника, возложили на Него крест и он отправился в свой последний путь Страданий по дороге к Искуплению.
Капелла бичевания была построена в 1929 году. Дизайн интерьера включает купольный потолок, колючую ветку терновника и окна капеллы вокруг главного алтаря, запечатляющие разбойников, которые были очевидцами казни Иисуса.
Церковь Осуждения и Возложения Креста была изначально построена в период правления Византийской империи. Затем, когда Иерусалим находился под властью мусульман, она превратилась в монастырь.
К началу 20-го века она снова была освящена в качестве церкви и полностью обновлена в 1904 году.
На сегодняшний день эта красивейшая капелла имеет пять бриллиантово-белых куполов, каждый из которых опирается на ряд захватывающих дыхание витражей и множество восхитительных фигур из папье-маше, воплощающие Страсти Христовы.
Вифлеем – поле пастушков и грот
Когда Господь объявил о прибытии Иисуса Христа, он обращался не к людям из высшего сословия, а к простым пастухам (одно из наименее благоприятных ремесел в ту эпоху), ведущим свои стада по полям и пещерам в окрестностях городка, известного как Бейт-Сахур, пригород Вифлеема (евангелие от Луки 2:8-10).
На сегодняшний день, это место (около 80 км от Тель Авива и 30 км от Иерусалима) является частью территории, управляемой Палестинской Национальной Администрацией, но всё же посещается многими христианскими туристами и паломниками.
Что касается других святых мест, то в Вифлееме находятся два места (на расстоянии всего лишь в 600 м друг от друга), известные тем, что по преданию, именно в них было объявлено о прибытии Иисуса.
В обоих местах, одно находящееся под надзором греческой православной церкви, а второе – под надзором францисканцев, находились церкви и монастыри с 4-го века н.э.
Францисканский монастырь имеет капеллу, дизайн которой напоминает палатку пастуха.
На месте, находящемся под надзором греческой православной церкви, находится церковь 5-го века, построенная над пещерой, которая была использована в качестве пункта поклонения с 325 года н.э. когда Святая Елена основала здесь первую церковь.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова почитается как место рождения Иисуса. Оно ассоциируется с пещерой, над которой Святой Еленой была построена и освящена в 339 году н.э первая церковь, признанная одним из самых святых христианских мест.
На протяжении веков, Храм Рождества Христова был подвергнут многим изменениям различными правителями. Однако, все они, в такой или иной мере, признали святость этого места и воздерживались от разрушения построенных там церквей.
Несмотря на это, то, чего не поднялась совершить рука человека, было совершенно природой, когда в 1834 году землетрясение, а в 1869 и 2014 годах пожары, уничтожили бо́льшую часть интерьера церкви 6-го века н.э, но само здание осталось невредимым.
С 1852 года, Римская католическая, Армянская, Сирийская и Греческая православная церкви успешно осуществляют совместный надзор над этим местом, при том, что каждая из них ответственна за иные части комплекса.
Тут можно отметить интересный факт: точное место рождения Иисуса Христа отмечено серебряной звездой, вделанной в пол грота Храма Рождества Христова.
Эта оригинальная звезда была украдена в 1847 году, в результате разногласий с правителями Османской империи по поводу доступа христиан к святым местам, приведших к Крымской войне (1854-1856).
Вифлеем находится неподалёку от Иерусалима и предоставляет всем желающим возможность посетить многие христианские места.
Так как не имеется возможности перечислить их всех из -за большого количества, далее приведены некоторые из них:
- Храм Гроба Господня
- Церковь Иоанна Крестителя
- Храм Вознесения на Елеонской горе
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
- Виа Долороза (путь скорби)
Виффагия
Церковь Виффагии отмечает то место, которое, согласно преданию, является начальной точкой триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим, который на сегодняшний день мы празднуем как день Входа Госпо́дня в Иерусали́м (евангелие от Матфея 21:1-11).
Францисканская церковь, отмечающая это событие, находится в Иерусалиме, на восточном склоне Масличной Горы рядом с Вифанией, где Иисус воскресил Лазаря из мёртвых (евангелие от Иоанна 11:1-44).
Вот откуда начинаются ежегодные традиционные церемонии, посвящённые Входу Госпо́дню в Иерусали́м.
Внутри церкви, над алтарём, мы находим потрясающую стенопись, воплощающую Иисуса, въезжающего верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ.
В церкви также вы увидите большущий камень, ограждённый литыми железными перилами. Крестоносцы считали его камнем, используемым Иисусом для того, чтобы сесть на осла.
Однако, некоторые исследователи и историки скептически относятся к подобному аргументу, так как высота камня более соответствует боевым коням крестоносцев, чем смиренному ослу.
Грани камня украшены средневековыми картинами, изображающими приверженцев, толпу с пальмовыми ветвями и воскресение Лазаря, величие которых было придано им вновь в 1950 году.
Вифлеем находится неподалёку от Иерусалима и предоставляет всем желающим возможность посетить многие христианские места.
Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии– Эйн Керем, Иерусалим
В 66 км от Тель Авива и всего лишь в 7 км от Старого Города Иерусалима, находится церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в живописном районе Эйн Керем.
Церковь связывает нас с евангельским эпизодом посещения Девой Марией своей родственницы Елизаветы (евангелие от Луки 1:56). Обе женщины имели младенцев в чревах, Иисус у Марии и Иоанн Креститель у Елизаветы (Иоанн родился в Эйн Кереме).
Согласно традиции, нерождённый Иоанн опознал нероджённого Иисуса и взыграл радостно в утробе матери (евангелие от Луки 1:44).
После этого чудотворного события, Дева Мария возвела славословие Господу – более известное как «Магнификат”.
Знакомая нам на сегодняшний день церковь была завершена в 1955 году и построена на восстановленных руинах более низкой церкви, которая была построена в 1862 год на месте Византийской церкви крестоносцев над гротом, где когда-то находился небольшой источник.
Интерьер верхней церкви щедро украшен многими стенописями и фресками, изображающими жизнь Девы Марии и её постепенное становление центральной личностью в христианской вере.
Нижняя церковь содержит фрески, изображающие других женщин, упомянутых в Библии благодаря своим славословиям.
Во внутреннем дворе церкви одна из стен оснащена керамическими плитками со словом «Магнификат” на 42 различных языках.
Церковь Иоанна Крестителя – Эйн Керем, Иерусалим
Комплекс церкви расположен над гротом, почитающемся как местом рождения Иоанна Крестителя, именуемого как «Предтеча”, ибо именно он крестил Иисуса и провозгласил его в качестве Мессии.
Как многие другие святые места, церковь имеет богатую историю построений и разрушений.
Первая церковь была построена здесь в период правления Византийской империи около 500 года н.э. Здесь находятся руины двух капелл (капелла Мучеников и ещё одна капелла под южной стороной монастыря). Обе были разрушены во время восстаний самаритян в 529 и 556 годах н.э.
Члены Ночного Ордена Госпитальеров заново построили капеллу в 1104 году, назвав её в честь Иоанна Крестителя, когда крестоносцы завоевали Иерусалим.
Однако, сооружение было разрушено в 12-ом веке н.э и остались лишь её руины вплоть до конца периода правления Османской империи.
Во времена Турецкого (Османского) правления францисканские монахи (примерно с 1670 года) начали приобретать земельные участки в этом месте и его окрестностях.
Монастырь был освещён в 1895 году и существующая на сегодняшний день церковь была завершена в 1920 году.
Вам стоит посетить монастырь и церковь, богатые содержащимися в них фресками, плитными стенами и витражами.
Монастырь святого Иоанна в пустыне – Эйн Керем, Иерусалим
В отличии от своего названия, монастырь расположен на пышных, зелёных холмах Эйн Керема, всего лишь в 7 км от Старого Города Иерусалима. Так почему же всё-таки монастырь «в пустыне”?
Согласно евангелию от Луки (1:80), Иоанн Креститель проживал аскетом/отшельником в пустыне, пока судьба его не выявилась перед ним.
В те времена, деревня Эйн Керем (где родился Иоанн) и её окрестности Иудейских гор выглядели совершенно иначе, чем сегодня, и были достойны называться пустыней или дикой местностью.
Сегодня Монастырь святого Иоанна в пустыне окружён лесами и растительностью, и пресноводный источник наполняет пруд с множеством морских окуней.
Территория монастыря богата тропинками и проходами, вырезанными в камне.
Некоторые из них ведут к двум пещерам, в одной из который находится источник для крещения и ритуалов очищения.
Вторая считается пещерой, в которой родители Иоанна, Захария и Елизавета прятались с юным Иоанном от Избиения младенцев, начавшегося по распоряжению царя Ирода.
Заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Тихон (Зайцев) рассказал в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей Лизе Дорон об истории и нынешнем укладе Горненского женского монастыря, расположенного в Эйн-Карем — южном районе современного Иерусалима.
Монастырские земли уже более века принадлежат Русской Православной Церкви. Один из самых выдающихся начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин), в 1871 году оформил купчую на земельный участок к югу от Иерусалима, включающий селение Эйн-Карем («Источник в винограднике»), и назвал его по-евангельски — «Град Иудов» или «Горняя».
— Когда была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме и каковы ее заботы?
— Со времени принятия на Руси христианства русский благочестивый человек устремлял свои взоры на Святую Землю, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого, где, пролив кровь, через жертву явил любовь к человеку. Человек, в благодарность принявший веру Христову, стремился ответить на эту любовь многоразличными подвигами, среди которых было паломничество к местам, связанным с жизнью Спасителя. Путь паломника был не просто труден, но и опасен. Видя нужды благочестивого человека, Русская Церковь организовала здесь представительство для вспомоществования стремящихся сюда паломников. Но только к началу XIX века удалось наладить взаимоотношения с турецкой Портой, что вселило надежду на установление духовной миссии, которая и была учреждена в 1847 году.
Основные ее задачи остаются сегодня теми же — быть связующим звеном между Церквами Иерусалимской и Русской, иметь заботу о русских паломниках, число которых, например, к концу XIX в. достигало 10 тыс. человек в год. Поддерживая паломников, миссия помогала и местному населению в его нуждах, возводя приюты, больницы и школы, неся свет веры народам, не просвещенным верой Христовой.
Величайшей заслугой архимандрита Антонина (Капустина) является приобретение им в собственность Русской Церкви участков земли в местах, тесно связанных со священной историей Ветхого и Нового Завета.
Начиная с 1868 года, архимандритом Антонином были приобретены земли в Иерусалиме, Хевроне, Вифлееме, Иерихоне, Галилее. Средств на их покупку часто не хватало, и тогда архимандрит Антонин обращался за помощью в Россию. Немалые суммы пожертвовали российские промышленники, к примеру, владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, а также владельцы известных гастрономов братья Елисеевы. Но деньги жертвовали и обычные прихожане русских церквей, внося посильную лепту в благое дело.
Таким образом, в 1871 году архимандрит Антонин сумел осуществить покупку земли поселения Эйн-Керем, расположенного в живописном месте на склоне горы близ Иерусалима. Место не просто радовало глаз, здесь проходила сама евангельская история. Эта земля освящена жизнью Иоанна Предтечи, его родителей — святых праведных Захарии и Елисаветы, посещением Божьей Матери.
— Каким образом появился здесь монастырь?
— Купив землю в Эйн-Карем, архимандрит Антонин задумал основать здесь обитель для русских женщин, пожелавших остаться на Святой Земле и провести остаток жизни в подвиге. Приезжавшим женщинам предстояло самим заботиться о строительстве жилищ. Так со временем был заселён северный склон горы. Свои внешним видом монастырь не похож на привычные русские монастыри. Здесь нет одного или нескольких общих корпусов с кельями — по всей территории разбросаны небольшие домики, в разное время отстроенные сестрами.
Но созданное поселение еще нельзя было назвать монастырем — в нем не было храма. Об этом и позаботился рачительный начальник Миссии. На его строительство также собирались средства в России, и уже в 1883 году в Граде Иудовом был освящен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери.
С этого момента и началась полнокровная жизнь Горненского женского монастыря под духовным руководством начальника Русской духовной миссии.
Шли годы, число насельниц увеличивалось, необходимость требовала постройки нового, более вместительного храма. Так, в 1910 году на вершине горы началось строительство величественного собора, но оно было прервано драматическими событиями в мировой и российской истории. Возведению храма сначала помешала первая мировая война, а затем революционные события 1917 года и последующие за ними годы гонения на Церковь.
Уже в наши дни Русская духовная миссия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступила к возобновлению строительства собора Всех святых, в земле Российской просиявших. Сегодня Собор во всем своем величии возвышается над склонами монастыря, уже увенчанный куполами и крестами. В настоящее время в храме ведутся внутренние отделочные работы.
— Каков нынешний уклад монастырской жизни?
— Благоустройство обители всегда поддерживалось заботами начальников Русской духовной миссии, а также усердием монахинь и трудниц. Сейчас в монастыре проживают 60 монахинь и послушниц. В лучшие времена (до революции 1917-го года) в монастыре подвизались до 200 сестер. Монашествующие прибывают сюда из русских монастырей, желая подвизаться в Святой Земле. Их заботами многочисленные паломники имеют возможность посетить Святые места, поклониться земле, освященной спасительным подвигом Господа.
Монастырский уклад строится строго по общежитийному уставу, данному еще архимандритом Антонином. Дни проводятся в келейных молитвах, храмовых богослужениях и послушаниях, к которым относится и обустройство быта, и прием паломников, и работа в трапезной, и сбор маслин.
Но в монашеском укладе важнее всего правильно проходить поприще жизни духовной. Недостаточно уединиться за монастырские стены, на этом месте должно свято жить. Нужно вести духовную жизнь, тогда и мир будет преображаться. Уход от мирской суеты — это не убегание от внешних трудностей, но желание служить Богу, подвизаясь в монашестве. И подражать святости проживших в святости мы призваны. Бог создал человека по образу и подобию Своему. Образ мы носим, а подобия нужно стремиться достичь, восстановить утраченную связь с Богом.
Если молитва будет основой для всех, населяющих обитель, если забота о спасении будет главным для подвижника, и послушание он сделает правилом своей монашеской жизни, тогда монашествующие будут светом для мирян, тогда как для монахов светом будет жизнь ангелов — им они будут уподобляться.
— Разве перечисленные Вами принципы не являются уже утверждающей основой монашеской жизни?
— Люди, избравшие путь монашества, не лишены недостатков, они такие же, как и все. Но они имеют постоянное стремление приблизиться к Богу и служить Ему, через подвиг они врачуют душу, обновляются и совершенствуются. Каждому требуется для этого свое время. Молитва — главное делание, основа жизни монашествующих. Они молятся о личном спасении, об Отечестве, о тех, кто в молитве нуждается. Когда разбился самолет под Донецком, монахини молились о душах погибших, а убитые горем родственники знали, куда обратиться за помощью и утешением.
— Подобные масштабные трагедии являются следствием технического прогресса, который присутствует в нашей жизни как данность. Все мы пользуемся его благами и уже не представляем себе иной жизни. Насколько вошли блага цивилизации в жизнь монахов?
— Монастырь — место подвигов, сокрытых от мира. Достижения науки и техники используются в монастырской жизни, но они второстепенны, они должны быть подчинены потребностям духовным. Молитва, послушание, труд — вот основа жизни монастыря. Технические достижения — это лишь средства послужить внутренней жизни обители. К примеру, нет смысла отказываться от электричества или телефона. Для поддержания каталога рукописей удобно использовать компьютер. Замечу, что и паломники сегодня прибывают на Святую Землю самолетами и передвигаются на комфортабельных автобусах. Но все это не должно отвлекать от главного. В жизни духовной важны ценности духовные, а не вещественные, материальные. Последние же используются по мере разумной необходимости, так, чтобы не занимали ум и сердце человека, избравшего путь телесного и духовного подвига.
— Каким образом Русская духовная миссия участвовала в поддержке северных районов Израиля во время ливано-израильского конфликта?
— Русская духовная миссия не могла оставаться безучастной к той трагедии, которая постигла и израильтян, и ливанцев, и вообще всех добропорядочных людей. Чувство скорби и стенания наполняют душу. Заботами миссии были эвакуированы сестры с подворья в Тиверии, семья священника с подворья в Хайфе. Сам же священник счёл своим долгом остаться со своей паствой, и на протяжении всей войны, когда на Хайфу падали ракеты, страдали и погибали люди, продолжал служение в храме св. пророка Божия Илии. Прихожанами храма являются как работники российского консульства, так и православные репатрианты из бывшего Союза, приехавшие в Израиль. Немало прихожан и из местных христиан-арабов.
В Троицком соборе Миссии был совершен молебен «Об избавлении от брани и даровании мира». Многочисленные прихожане храма и паломники молились о том, чтобы мир вновь воцарился на Святой земле.