- Shares
На первый взгляд вопрос «врать или не врать» имеет однозначный ответ, но стоит добавить контекст, рассмотреть ситуацию под другим углом, и найти решение становится не так просто.
Мы собрали мнения служителей о том, существует ли вообще такое понятие, как «ложь во спасение», допустимо ли верующим людям так поступать и является ли это грехом.
Сергей Ряховский, начальствующий епископ РОСХВЕ (Россия), приводит в качестве примера ситуацию, которая случилась с его родственниками во время Второй мировой войны.
Константин Андреев, Епископ ЕЛЦАИ (Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания в России), адвокат: «Если кто-то спросит друга: «Как моя жена относится ко мне?», а тот честно ответил: «Она сказала, что ненавидит тебя!», — то эта «честность» может разрушить семью. Если кто-то «честно» скажет публично правду про ближнего, которая может повредить ему, то его действия будут разрушительны. Если человек честно за глаза скажет плохо о своем друге, то даже если все сказанное правда, все равно это будет преступлением против него. Таким образом, важно использовать мудрость, когда сказать правду будет являться преступлением против ближнего».
Сергей Мартинючев, пастор церкви «Слово Жизни» (Москва, Россия): «Всегда можно найти способ, как поговорить с людьми и сказать им правду. Я думаю, что этически, правильно говорить правду».
Юрий Пущаев, обозреватель журнала «Фома». Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН): «Однако христианство в тоже время не является каким-то строгим формалистическим учением, оно не базируется на логических определениях и отвлеченных принципах. Как «вода живая», дающая жизнь, оно может казаться в чем-то противоречивым, но это лишь с какой-то ограниченно-формальной точки зрения. На самом деле это все вмещающая в себя полнота, которая выше формально-логического запрета на противоречие. И ложь в христианстве понимается не просто как несоответствие какого-либо высказывания объективному положению дел. Солгать, как говорили святые отцы, можно как словом, так и мыслью, и жизнью».
Анатолий Райн, пастор церкви «Голос Истины» (Югорск, Россия): «Ложь не бывает белой. Ложь всегда черная, в каких бы то ни было целях, ситуациях».
Игорь Шемигон, пастор «Евангелическо-лютеранская церковь Святого Мартина» (Киев, Украина): «Верующие должны быть послушны воле Бога, которая касательно лжи предельно ясно выражена в заповеди «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16). А те, кто, прикрываясь именем Божьим распространяют, защищают и приукрашивают лжеучение и безбожную жизнь, нарушают заповедь «не произноси имени Господа всуе».
Дмитрий Шлетгауэр, пастор церкви «Церковь XXI век» (Санкт-Петербург, Москва), привел пример «святой лжи» из истории Древнего Египта.
Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест: «Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого».
Илья Бетнев, пастор церкви «Новая Жизнь» (Нижние Серги, Россия), отметил, что существуют частные случаи, когда ложь допустима, но в большинстве случаев люди врут, чтобы защитить себя, свою точку зрения или выставить себя в более выгодном свете.
Игорь Шемигон, пастор «Евангелическо-лютеранской церкви Святого Мартина», Киев: «Ложь является грехом, она нисколько не спасает. Скорее, несет за собой плачевные последствия, лишая мира с Богом и ближними. Христос называет себя Истиной, а она противоположна лжи. Апостол Павел призывает верующих: «не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3: 9). На этом можно было закончить. Однако, в Писании есть исключительные случаи, выходящие за рамки стандартного представления о лжи и правде. Сокрытие истины, например, для отражения врагов отечества или иных злодеев не является грехом лжи, но, напротив, нас к этому обязывает истинная любовь к ближнему.
Библейские примеры:
1.Раав не рассказала правды врагам Израиля (Иисус Навин 2:4-5);
2.Елисей «обманул» войско сириян, которые пришли грабить его народ (4 Царств 6:18-22).
Ещё один яркий случай из книги Исход 1:15-21. Здесь еврейские повивальные бабки не убивали, вопреки приказу царя Египетского, новорождённых мальчиков. И даже больше, когда он их повторно призвал с целью выяснить, почему они ослушались приказа, те «солгали”. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался (стих 20)».
Оскар Гриффиун, пастор церкви (Голландия): «Прежде всего нужна молитва, и нужно спрашивать Бога, как поступать в таких случаях».
Раввин Яков Шуб: «К сожалению, чаще всего люди спрашивают о том, в каких случаях разрешено говорить неправду, и мало кто спрашивает о том, когда это запрещено. А ведь тот, кто говорит неправду, нарушает запрет Торы. Запрет нарушается, даже если при разговоре человек искажает только незначительные детали, что превращает его речь в «смесь» истинного и ложного, или даже если то, что он говорит, всего лишь выглядит, как неправда. Поэтому, прежде всего, необходимо детально изучить довольно непростые законы о том, что и в каких случаях считается неправдой, чтобы избежать возможных нарушений.
Иногда, для того чтобы избежать конфликтов и неприятных ситуаций, разрешается изменять некоторые вещи. В Торе большое внимание уделяется законам человеческих взаимоотношений, и конечная цель — привести людей к единству и любви. Раздоры и ненависть всегда были причиной многих бед в мире (включая ассимиляцию и преследования), и чтобы избежать этого, в разных неловких ситуациях Тора разрешает использовать и «нестандартные» методы, то есть использовать неточную информацию, чтобы предотвратить назревающий конфликт».
Евгений Дубровский, пастор церкви «Слово Жизни» (Саратов, Россия): «Ложь – она и есть ложь. В Библии написано, чтобы мы не обманывали».
Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат: «Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи — дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то — это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках».
Вячеслав Глухов, помощник пастора церкви «Маранафа» (Самара, Россия), называет это вопросом зрелости, силы, честности, справедливости.
Игорь Шемигон, пастор «Евангелическо-лютеранская церковь Святого Мартина», Киев: «Чтобы не сбиться с пути, нам следует проверять свои намерения в свете 10 заповедей. Ведь Закон указывает верующим во Христа, каковы те установленные Богом обязанности жизни человеческой, согласно которым они должны жить. Главный вопрос — приносят ли наши действия славу Богу и благо ближним?».
Вадим Ятковский, музыкант (Беларусь): «Нужно правду говорить. И своим детям, и чужим, и всем людям на земле».
Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург: «Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла». Мы-то знаем, что в принципе, лгать — плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло».
Ким Хюнг Гюн, пастор церкви (Кения), не верит в такие вещи, как ложь «во спасение».
При подготовке материала использованы видео, записанные в церкви «Новая Жизнь», Екатеринбург.
- Shares
Содержание
- Как росло дерево лжи?
- Хитрый план Сатаны
- Как «христиане” предали Бога…
- Как Иисуса сделали Богом?
- Как Бога сделали Троицей?
- Влияние греческой философии
- Иисус умер понарошку?
- Была ли у Иисуса бессмертная душа?
- Почему так трудно вернуться к истине?
- Почему протестанты остановились на пол пути?
- Ствол, веточки, листочки…
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Одна ложь родит другую.
Теренций Публий
Быть обманываемым самим собою — хуже всего; потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
Платон
Лжецу мы не верим, даже если он говорит правду.
Цицерон Марк Туллий
Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.
Цицерон Марк Туллий
Разве порядочному человеку пристало лгать?
Цицерон Марк Туллий
Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми.
Цицерон Марк Туллий
Ложь опровергнуть непреложными фактами.
Лукреций (Тит Лукреций Кар)
Остерегайся лгущего.
Неизвестный автор
Лживому человеку мы не верим, даже если он говорит правду.
Неизвестный автор
Превращать черное в белое.
Неизвестный автор
Солгавший в одном, лжет во всем.
Неизвестный автор
Человеку свойственно лгать.
Неизвестный автор
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Ветхий Завет. Екклесиаст
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Ветхий Завет. Исход
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят… Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Ветхий Завет. Притчи Соломона
Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда.
Ветхий Завет. Сирах
Лжец — все равно что вор, только вор крадет твое имущество, а лжец — твой ум.
Ибрагим аль-Хусри
Ложь несет душе и телу бесконечные мученья.
Шота Руставели
Ложь подобна тяжкому удару: если рана и заживет, рубец останется.
Саади
Не провести: серьезного человека — красноречивому вралю.
Хуан юнь-Цзяо
Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.
Иоанн Дамаскин
Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямой, ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.
Мартин Лютер
Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
Мишель де Монтень
Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.
Мишель де Монтень
Лживость — гнуснейший порок.
Мишель де Монтень
Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою па–мять, тому нелегко складно лгать.
Мишель де Монтень
Обманывание в довольстве — преступнее лганья от нужды, и лживость в королях гаже, чем в нищих.
Уильям Шекспир
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Фрэнсис Бэкон
Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.
Фрэнсис Бэкон
Нет страшнее
Порока на земле, чем ложь.
Столкнувшись с нею,
От отвращенья содрогаются сердца
Порядочных людей. И, уличив лжеца,
Его презреньем окружают повсеместно.
Нет выхода ему, солгавшему бесчестно,
Как только кровью смыть позор свой…
Пьер Корнель
Обманутый в любви не знает снисхожденья.
Пьер Корнель
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать — это еще не значит, что он будет говорить правду: лгут просто во имя лжи.
Блез Паскаль
Кто лжет, тот не достоин быть человеком.
Франсуа Фенелон
Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь.
Джон Локк
У лжи постоянная спутница — хитрость.
Джон Локк
Казалось бы, ложь — такая простая и общедоступная вещь, а между тем я ни в одном разговоре ни разу не слышал, чтобы даже самые умудренные лжецы удачно соврали трижды кряду.
Джонатан Свифт
Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь.
Александр Поп
Ложь — порождение злобы, трусости или тщеславия. Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть и проще всего совершить.
Вольтер
Лгать самому себе для своей выгоды — подделка; лгать для выгоды другого — подлог; лгать для того, чтоб повредить, — клевета; это худший вред лжи.
Жан Жак Руссо
Самая опасная ложь — это истины, слегка извращенные.
Георг Кристоф Лихтенберг
Ложь изо всех вреднейших есть порок.
Екатерина II Алексеевна
Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!
Денис Иванович Фонвизин
Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика.
Бенджамин Дизраэли
Ложь откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда остается ложью.
Чарльз Диккенс
Самая жестокая ложь часто говорится молча.
Роберт Луис Стивенсон
Даже если она (ложь. — Ред.) никому не приносит вреда, ее нельзя считать невинной. Она остается серьезным нарушением долга по отношению к самому себе, причем нарушением непростительным, так как оно задевает в нашем лице человеческое достоинство…
Иммануил Кант
Краска на лице выдает нас, когда мы лжем, но она не всегда служит доказательством лжи. Мы часто краснеем за бесстыдство того, кто обвиняет нас в чем-либо.
Иммануил Кант
Ложь делает человека предметом всеобщего презрения; это — средство лишить его самого уважения и той веры, которую каждый должен питать к себе…
Иммануил Кант
Кто раз соврал, тот неизбежно будет врать.
Одну ведь ложь семью другими нужно поддержать.
Фридрих Рюккерт
Если подозреваешь кого-либо во лжи — притворись, что веришь ему; тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, — притворись неверящим; он выскажет и остальную часть истины.
Артур Шопенгауэр
Лгут только одни негодяи.
Федор Михайлович Достоевский
Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.
Федор Михайлович Достоевский
Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Федор Михайлович Достоевский
Людям ложь вредна, а себе еще вреднее.
Николай Семенович Лесков
Кто привык лгать, тому всегда надобно за собою носить большой короб памяти, чтоб одну и ту же ложь не переиначить.
Николай Иванович Новиков
Единожды солгавши, кто тебе поверит?
Козьма Прутков
В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Лживость заключается и в умалчивании или в преувеличивании, и в утаивании или искажении истины, в притворном согласии с чужим мнением, в обещаниях или в намеках на обещания, которые мы не имеем намерения выполнить, в нерешимости сказать правду, когда сказать ее требует долг.
Николай Васильевич Шелгунов
Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым.
Ралф Уолдо Эмерсон
Фальшивое никогда не бывает прочным.
Пьер Буаст
Ложь — это воплощение зла.
Виктор Мари Гюго
Величайший лжец — лжец бессознательный.
Сэмюэл Батлер
Учиться лгать следует, как и всему остальному, с малого.
Сэмюэл Батлер
Ложь, к которой наполовину примешивается правда, есть худшая ложь.
Сэмюэл Смайлс
Ложь находит себе обвинителя в самом лжеце: говоря неправду, он уверяет, однако, что говорит правду, ибо знает, что правда всеми и всюду уважается, тогда как ложь всеми и всюду презирается.
Сэмюэл Смайлс
Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не верит.
Джордж Бернард Шоу
Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.
Фридрих Ницше
Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь
Другой же, не столько научившийся вере, посмотри, как хромает и смущается. Сам Давид в другом псалме, но не о себе самом, а о страданиях людей колеблющихся, говорит так: «сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои» (Пс.72:1, 2), разумея не ноги и стопы, но помыслы хромающие. Присовокупляет и причину – следующую: «я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив», т.е. видя иноплеменников благоденствующими, а иудеев униженными. О каком же роде колебания говорит он? «И сказал я: «ужели напрасно сохранял я в праведности сердце мое, и умывал среди невинных руки мои» (Пс.72:13)? Говорит и о том, что побудило его сказать это: «вот эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство» (Пс.72:12). Потом, смотри, как опять обращается к себе самому: «если бы я сказал: буду так рассуждать…, – говорит, – посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне, пока я не вошел во святилище Божие» (Пс.72:15–17). Смысл слов его следующий: я утомился, я изнемог в помыслах, потому что таковы помыслы; потом рассудил, что я делаю трудное дело, потому что, ища, таким образом, я не буду в состоянии ничего узнать ясно, пока не возвращусь в отечество.
Видишь ли, какое зло – предоставлять предметы веры рассуждению, а не вере? Если бы такой человек был тверд в вере, то он не сказал бы этого, не смутился бы, не поколебался бы, не подвернулись бы ноги его и не уклонились бы стопы его. Но не так было с пророком; став на камне, он не смущался и не колебался, но, видя иудеев в таком жалком состоянии, а иноплеменников в противоположном, он громким голосом и с полным убеждением возвещал о возвращении, часто и во многих псалмах, и был твердо уверен в этом, взирая не на силу иноплеменников и не на слабость иудеев, а на силу обещавшего Бога. Потому и говорит: «веровал, посему и говорил: я весьма смирился». Другой переводчик (Симмах) говорит: «я же огорчен был очень» (έκακωθην). «Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив». Другой (Симмах): «и сказал я в смятении: всякий человеке лжет» (άδημονων… διαψεδεται). Здесь опять открывается его светлая вера, потому что и великое несчастье не повергло его в отчаяние. Такова вера: она есть некоторый священный якорь, который со всех сторон укрепляет имеющую ее душу; она тогда особенно и обнаруживается, когда среди затруднительных обстоятельств убеждает имеющего ее питать благие надежды, прекращая смятение помыслов. Это и выражает пророк словами: «я очень огорчен был», – огорчен был, но не отчаялся, не пал духом. Потом, объясняя, что он не просто был огорчен, но весьма сильно, прибавляет: «сказал в исступлении моем: всякий человек лжив».
Что значит: «в исступлении моем»? При избытке несчастья, при великости бедствий. Нас постигло, говорит, столь великое множество, что привело в исступление и смущение. «Исступлением» он называет здесь притупление чувств, происходящее от страданий. Так, когда говорится и об Адаме, что Бог навел на него «исступление» (Быт.2:21), то выражается состояние некоторой нечувствительности. Исступлением (έκστασις) называется то состояние, когда человек бывает вне себя. А наведено было тогда исступление на Адама для того, чтобы он не чувствовал взятия из него ребра и не страдал при этом. Таким образом, Бог, желая отклонить от него чувство боли, чтобы он не стал ненавидеть происшедшее от него, как пострадавший от этого, навел на него исступление. И в другом месте говорится: «пришел в исступление» (έκστασις) (Деян.10:10). Здесь также выражается некоторое изумление и нахождение вне себя. И везде слово «исступление» означает это. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страданий, потому что и несчастье может производить исступление и смущение. Таким образом, пророк говорит здесь об исступлении от великих бедствий, постигших его. Но что значит: «всякий человек лжив»? Ужели нет ни одного правдивого? Как же об Иове написано: «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1)? Что скажем мы и о пророках? Если и они лживы и сказанное ими ложно, то все погибло. Что скажем об Аврааме? Что о всех праведниках? Видишь ли, как худо – принимать изречения (Писания) буквально, и не проникать в смысл их? Что же значит: «всякий человек лжив»? То, что говорит он в другом месте: «человек подобен суете» (Пс.143:4); или что говорит другой пророк в словах: «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (Ис.40:6), т.е. вещь самая маловажная, скоропреходящая, подобная тени, сновидению, или какому-нибудь призраку.
Дабы ты убедился, что я говорю это не просто, для одного сравнения, другой переводчик (Акила) сказал: «лживость» (διάψευσμα), третий (Симмах): «лжет» (διάψεύδεται), четвертый (Феодотион): «недостаточен» (ικλείπει). Это последнее выражение весьма отличается от первых. Ложь есть порок души; а быть недостаточным, скоропреходящим, изменяемым, подобным сновидению, цвету и тени – несовершенство природы. Здесь сказано тоже, что говорится в словах: «я прах и пепел» (Быт.18:27); и еще: «что гордится земля и пепел?» (Сир.10:9); или что сказал тот же пророк: «такое человек, что Ты помнишь его?» (Пс.8:5) Во всех этих местах выражается тленность и ничтожество природы. Так мы говорим о жатве: жатва обманула, т.е. не оправдала надежды; или говорим: год обманул, выражая тоже самое. Так как человек есть существо тленное и ничтожное, и особенно в несчастии мы обыкновенно так любомудрствуем и рассуждаем о слабости природы, то и пророк, томимый скорбью, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, сказал: «всякий человек лжив», т.е. человек – ничто. И в другом месте он сказал: «подобно призраку ходит человек» (Пс.38:7).
Беседы на псалмы. На псалом 115.
«Мое святая святых — это… свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».
Антон Чехов
«Нет ничего среднего между истиной и ложью»
Св. Марк Эфесский
Истоки лжи
Ложь возникла одновременно со злом. Однако же, Бог зла не творил. Зло в своей сути — это уклонение твари от Божественного добра. Тварь, уклонившись от Бога, естественно, уклонилась и от истинного добра. Первым в этом процессе стал падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт. 3), прельстив их ложью.
После грехопадения ложь стала для человека как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: «Всякий человек лжив» (Рим. 3, 4). Таким образом с одной стороны — дьявол побуждает людей ко лжи, с другой — падшая человеческая природа сама по себе склонна ко всякой неправде.
Ложь, как и всякое зло и всякий грех — это «плод», «творение» сатаны. Ложь это по сути то, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякого зла. Сам Господь Иисус Христос считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин.8:44).
Наши прародители обманутые дьяволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня дьявол продолжает обольщать большую часть человечества (Откр. 12, 9).
О малой и большой лжи
Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. «.
Часто говорят, что есть ложь малая и большая. Но различны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь?
Православное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь тождественны. Когда Священное Писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких особых оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая или вынужденная, или ведущая ко благу ложь. Отцу лжи дьяволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос.
Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч. 6, 16 — 19; Числ. 23, 19). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи.
В ветхозаветный период ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. «И сказал Господ Моисею, говоря: не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19; 1, II) Но люди не выполнили эту нравственную заповедь.
С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя людей, началась новая эпоха. Сын Божий неслиянно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил и освятил его. С тех пор все нравственные заповеди данные Богом человечеству стали в принципе исполнимы для обновленных и возрожденных крещением людей, для православных христиан.
В таинствах Православной Церкви нам преподается Божественная благодать, и, будучи освященными ею, мы способны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первые христиане, вдохновлявшиеся примером своего Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, «оправдываемой» благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью.
В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас идеал христианской нравственности. К этому божественному идеалу уже более двух тысячелетий направляются православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни этот идеал первые христиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности (Мф. 5, 37).
Для понимания важности вопроса соотношения правды и лжи (в частности ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (Лк. 22, 54 — 62). Ясно, что апостол Петр в душе не отрекался от Спасителя, он отрекся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. Тем не менее, в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло, как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр, и в чем он всю свою оставшуюся жизнь непрестанно каялся.
Блаженный Иоанн Ликопольский пустынножитель говорил: «Ложь чужда Христу и христианству, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от дьявола (Ин 8.44)» и «ложь должна быть всегда чужда христианам»
Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что «Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков». О этом же свидетельствовал и святой мученик Иустин. Философ, говоря, что христиане «признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом»
Авва Пимен сказал: «зло никаким образом не истребляет зла».
В раннем христианском произведении «Учение двенадцати апостолов» дана заповедь: «не будь лжецом…».
В книге «Пастырь» написанной христианином Ермой имеется заповедь полученная им от Ангела: «люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина… потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем. И те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый».
Ложь как повод для ереси и прелести
Так как ложь признается святыми отцами причиной духовной и физической смерти (ибо с грехом вошла в мир смерть), ей (лжи) отводится ключевое место в святоотеческом понимании таких явлений, как ересь и прелесть.
Свят. Игнатий (Брянчанинов) объяснял ересь, как ложные учения, выдуманные отверженными духами и человеками. В то время, как Божественная Истина для того и вочеловечилась, «чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи».
«Ересь есть грех совершаемый преимущественно в уме», — отсюда его сродность с прелестью. Начало и основание прелести (т.е, состояния обольщения в которое впадают некоторые подвижники) есть ложная мысль.
Слово «лесть» обозначает обман, и люди, находящиеся в «прелести», – это обманутые люди. «Диавол, прельщающий их». (Откр. 20, 10.)
Свят. Игнатий Брянчанинов пишет: «Прелесть, т. е. повреждение естества человеческого, есть состояние всех человек без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести… Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною».
То же утверждает и архиеп. Арсений (Чудовской): «Уже каждый человек при своей немощной, греховной природе бывает в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях – опять прелесть, принял похвалу, усладился ею – и это прелесть».
Св. отцы различают при этом два рода духовной прелести в её крайнем развитии.
Первый вид – это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Божию Матерь, ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.
Второй род прелести – это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется «мнением», потому что в этом случае человек мнит о себе.
Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека. Чтобы избежать прелести, надо иметь покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим.
«В ложной мысли ума, — пишет Св. Игнатий, — уже существует все здание прелести». Ересь и прелесть суть две стороны одной монеты, а ложь есть тот материал из которого сия монета сделана.
После смерти те души, которые не считали за грех ложь, даже малую и вынужденную, подвергнуться истязаниям на мытарствах. По словам Свят. Игнатия на мытарстве лжи проходит испытание всякая нераскаянная ложь
Итак, всякая ложь противна Богу и нравственному евангельскому закону, ложь происходит от дьявола, всякая ложь есть грех, который христианам необходимо избегать.
Как утверждает преподобный авва Дорофей, «всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от сих трёх причин. Человек лжёт или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание своё, или ради приобретения, и не перестаёт делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего. Жизнью же своею лжёт тот, кто будучи блудником, притворяется воздержным, или будучи корыстолюбив, говорит о милостыни и хвалит милосердие; или будучи надменен, дивится смиренномудрию и т.п. Упорное же пребывание во лжи и гордости есть та хула на Духа Святого, грех, который не простится ни в сем веке, ни в будущем. Это та закваска, то учение фарисеев и книжников, заразы которого заповедовал как огня бояться Господь наш Иисус Христос».
О допустимости уступок
Но как быть с теми случаями, когда вынужденная ложь используется для спасения чьей-либо жизни или, говоря шире, для церковной пользы? Тут мы встречаемся с двумя реалиями: несовершенством человеческой добродетели и с церковной практикой икономии (допустимостью уступок, ради церковной пользы).
Все случаи, — когда кто-либо прибегает ко лжи спасая чью-то жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви — безусловно служат лишь доказательством несовершенства человеческой добродетели. Ибо хотя во Христе человечество и усыновлено Богу, но в нашей земной жизни каждый обречен доживать свой век в теле смерти. А посему к каждому нашему доброму делу примешивается, пусть в самой малой степени, греховная нечистота. Один Христос без греха. Но именно то, что Он не совершил никакого греха (1 Птр. 2, 22) — будучи во всем остальном таким же человеком как мы, — не дает нам права защищать нашу несовершенную добродетель и уж тем более возводить несовершенство добродетели в нравственный закон.
Чтобы противостоять ежедневной «бытовой» лжи, нужен не меньший подвиг, чем при отстаивании догматических истин Православия. И это не случайно, ведь битва за Православие идёт прежде всего в душе каждого христианина. И от результата этой сокровенной невидимой брани зависит вечная участь каждой отдельной личности.
Только евангельское учение Христа является непреложным нравственным законом православных христиан, а вынужденную ложь ни при каких условиях нельзя признать действием, оправдываемым Евангелием и христианской совестью. Примером для нас могут служить святые апостолы и первые христиане, а также святые отцы, которые всеми силами стремились не допускать даже малой доли неправды в своей жизни. И не только в делах или словах, но даже и в мысли.
Но если вынужденная ложь, иногда, не отвергалась тем или иным святым, из этого нельзя заключать, что она вообще не вменяется в грех. Ясно, что Бог и Церковь прославляли святых, не за то, что они были вынуждены прибегать ко лжи, а за их пожизненное покаяние во всех грехах, включая и вынужденную ложь. Ибо вынужденная ложь это все-таки ложь, а всякая ложь — грех.
Преп. авва Дорофей так говорит об этом: «Иногда случается такое дело, что бывает крайность (необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло… большего смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев» Святой отец говорит, что если кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.
Равное наказание в вечности определено словом Божиим и для закоренелых лжецов, и для лжецов обманывавших ради доброй цели – «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Апок. 21,7).
Свят. Тихон Задонский писал «Ложь от плотского рождения и плотского мудрования». По его же словам: «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь».
Даже самая «лучшая» ложь — для спасения кого-либо — не может быть боговдохновенна, и в лучшем случае она есть плод человеческой душевности, но не духовности. Подобные случаи вызывают у людей понимание и даже преклонение, и справедливо, ибо совершаются они ради людей, но не ради Бога. Ибо ради Бога можно говорить только истину, но нельзя лгать ради Бога.
Библиография
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2000.
Скитский патерик О стяжании евангельских добродетелей
Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001.
Дьяченко Г. Практическая симфония. М.2008
Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского. М., 1996.
Поучения аввы Дорофея. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, изд-во «Правило веры» М., 1995.
Еп. Феофан Затворник. Толкование на книгу св. Ермы «Пастырь».Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни 1999
Сочинения епископа Игнатия. Т. II Изд-во Сретенского монастыря. 1996.
Andrey TodayFollow Aug 16 · 13 min read
Из маленького семени заблуждения, брошенного в почву эгоизма, всегда вырастает большое дерево лжи.
Одно такое дерево уже много столетий растёт рядом с вами. Имя этому дереву — «христианство”.
Нет, не настоящее христианство, которое в первом веке посадил Иисус Христос, а то, которое выросло из семени, которое посеял рядом его враг — Сатана.
- Но, пока люди спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл. (Матф.13:25)
И вот из этого семени выросло большое ветвистое дерево, красивое, статное, высокое. Но вот только есть одна проблема: плодов на этом дереве почти нет. А если и попадаются, то в основном гнилые и ядовитые.
Как росло дерево лжи?
И вся мировая история за последние 2000 лет — ясное тому подтверждение. Крестовые походы, инквизиция, кровавые войны между «христианскими” странами, и так далее — всё это гнилые плоды, растущие на гнилом дереве.
- Всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а гнилое дерево приносит плохие плоды. (Матф.7:17)
Можно ли что-то изменить, например модернизировать «христианство”, как это когда-то пытался сделать тот же Мартин Лютер, или как это пытаются сделать сегодня некоторые религиозные лидеры?
Нет, это невозможно, как невозможно превратить волчью ягоду в вишню, а терновник в виноград. Семя лжи невозможно изменить, особенно, когда оно уже выросло в огромную индустрию по продаже Бога.
Но это всё присказка, а теперь быль о том, как враг Сатана подменил семя истины на семя лжи.
Хитрый план Сатаны
После безуспешных попыток запугать «сыновей света” жестокими преследованиями Сатана пошёл по другому пути — пути внутреннего разложения. Вернее сказать, этот план он начал осуществлять задолго до его полной реализации.
- Я знаю, что после моего ухода к вам войдут лютые волки, которые не будут щадить стада, и среди вас самих появятся люди, которые будут говорить превратное, чтобы увлечь учеников за собой. (Деян.20:29,30)
Эти слова написал апостол Павел перед своей смертью, примерно в 65 году нашей эры, а значит, что уже после этого Сатана стал активно засылать своих шпионов в тыл христианства.
Если вы читали про того же Штирлица, он же полковник Исаев, то знаете, что шпионов обычно засылают задолго до того, как они начнут приносить реальную «пользу”.
Шпион должен обжиться, втереться в доверие, подняться по карьерной лестнице, а уже годы спустя вносить своё разрушительное действие в тылу врага в полную силу.
Если вы когда нибудь читали отцов церкви, то наверное замечали, как сильно отличаются письма отцов церкви 1 века, от писем отцов церкви 2 века, письма отцов церкви 2 века, от писем отцов церкви 3 века…
Семя лжи прорастало медленно, но верно. Учения трансформировались, обрастали ветками и листьями лжеучений. Уже во втором веке Иустин Мученик писал:
Правда, есть такие люди, которые объявляют себя христианами и признают Иисуса распятого Господом и Христом, и вместе с тем проповедуют не Его учение, а духов лжи…
Каждый из них по-своему учит хулить Отца всего и Христа, Которого пришествие Он предвозвестил, и Бога Авраама, Исаака и Иакова; ни с кем из них мы не сообщаемся, зная что они безбожны, нечестивы, неправедны и беззаконны, и не почитают Иисуса, а исповедуют Его только на словах.
Они и христианами себя называют подобно тому, как язычники надписывают имя Божие на идолах, и участвуют в беззаконных и безбожных обрядах (Иустин Мученик. РАЗГОВОР С ТРИФОНОМ ИУДЕЕМ.)
Иустин Мученик умер в 167 году н.э., и в его время семя лжи было уже видимым деревцем, пусть ещё не большим, но уже заметным многим. И уже примерно с этого времени начинает осуществляться коварный замысел Сатаны — загубить дерево истины.
Как «христиане” предали Бога…
Чтобы загубить всё дерево, нужно загубить именно ствол, ведь ствол дерева — это основа всех многочисленных веточек — учений, на которых вырастет множество листочков, цветочков и ягодок второстепенных учений.
Если загнил листочек, то он умрёт и отвалится. Если даже загнила ветка, то и это ещё не беда, тоже отвалится. А вот если загнил ствол — то всему дереву конец!
Сатана это прекрасно понимал, и для него было важно, чтобы его шпионы в тылу христианства загубили именно ствол, основу веры христиан. Что представляет из себя этот ствол?
Логично заключить, что это самая главная заповедь Бога. Нарушив её, или даже правильно сказать — подменив её, уничтожишь, загубишь и всё остальное.
Но заповеди «не прелюбодействуй”, и даже «не убей”, не являются главными. Если взять 10 заповедей, то они стоят далеко не на первом месте. Какая же заповедь является главной, «стволом” всей веры? Читаем:
- «Я Иегова, твой Бог, … У тебя не должно быть других богов, кроме меня. (Исх 20:2,3)
Вот она, главная заповедь, ствол дерева истины: есть только один Бог, и имя ему Иегова. Всё, точка. Хотя нет, можно добавить, что это не просто просьба Бога, поклоняться только ему, а его строгая заповедь, которую Бог требовал соблюдать ещё строже, чем заповеди «не прелюбодействуй” и «не убей”.
- Если какой-нибудь человек, будь то твой брат, сын твоей матери, твой сын или твоя дочь, твоя нежно любимая жена или твой друг, который дорог тебе, как твоя душа, будет подговаривать тебя: «Пойдём и будем служить другим богам”, которых не знал ни ты, ни твои предки, богам окружающих вас народов, которые живут близко или далеко, от одного конца земли до другого, то не соглашайся с ним и не слушай его. Пусть твой глаз не жалеет его. Не сочувствуй ему и не покрывай его, но непременно убей его. Твоя рука должна быть на нём первой, чтобы предать его смерти, а потом уже руки всего народа. (Втор.13:6–9)
Вот так Бог относится к тем, кто его предаёт, и начинает поклоняться и служить творениям, а не Творцу. Вы понимаете, насколько это серьёзно?
Как Иисуса сделали Богом?
Как же Сатана осуществил свой план, как ему удалось сделать так, что христиане перестали соблюдать эту важнейшую заповедь?
Нельзя лишить верующих людей Бога, но его можно подменить.
Всё было сделано поэтапно. Сначала он просто стёр имя Бога из Библии, заменив его на титул. Теперь Бог Творец — это безличный Господь.
Примечательно, что уже во втором веке, в дни Иустина Мученика, эта ложь цвела зелёной плесенью на загнивающем стволе дерева лжи:
Отцу всего, не рожденному, нет определенного имени. ….Но Иисус имеет имя и значение и человека, Спасителя; (Иустин Мученик. Апология)
Нет ничего удивительного, что Иустин Мученик, один из шпионов Сатаны, говорит вещи, которые ЯВНО противоречат Библии. Библия учит, что у Бога есть имя, а Иустин учит, что у Бога имени быть не может. Кому нужно верить?
- Я Иегова. Это моё имя, и я не отдам своей славы никому другому и своей хвалы — резным изображениям. (Ис.42:8)
Затем его шпионы в тылу христианства стали подбрасывать дезинформацию, что Господь Иегова и Господь Иисус — это одна личность. Прошло время, и акценты полностью сместились на Иисуса Христа, так как в отличии от Отца, у Иисуса имя осталось.
На первом же вселенском соборе, который состоялся в июне 325 года в городе Никея , и которым руководил император язычник Константин, Сатана первым делом лоббирует при помощи своих агентов влияния именно это гнилое учение: Иисус — это всемогущий Бог.
Так сын Бога превратился в Бога Сына.
Как Бога сделали Троицей?
Тех, кто не был согласен с этой подменой, просто репрессировали. Теперь это стало возможно, ведь теперь христианство — это государственная религия Римской империи.
И кажется именно для этой цели, для подавления сопротивления истинных христиан, Сатана побудил императора Константина принять в своё лоно гонимых «христиан”.
И уже на следующем церковном соборе Сатана продвигает следующую идею: Бог триедин. Теперь Бог — это тайна, и его познавать не нужно, это всё равно невозможно. И хотя формально Отец остаётся Богом, но всё поклонение ему теперь сводится к зубрёжке молитвы «Отче наш”.
Ну, а проталкивание в ближайшем времени идеи о том, как важно в поклонении использовать иконы, доделало нужную работу — теперь у имени Иисус появился и видимый образ. Так было легче, так было проще, так стало удобнее всем… Поклонение Творцу заменили на поклонение его творению.
Кто бы что сегодня ни говорил в оправдание этой подмены, но лично я больше верю самому Иисусу, который уже после своего воскресения и вознесения на небо, продолжал считать своего Отца Иегову своим Богом:
- Побеждающего я (Иисус Христос) сделаю столпом в храме моего Бога, … Я напишу на нём имя моего Бога, и имя города моего Бога, нового Иерусалима, который спускается от моего Бога с неба, и моё новое имя. (Откр.3:12)
Сегодня мы не знаем всех подробностей, как всё это происходило в деталях, но мы можем прекрасно видеть всю картину в целом. Можно понять, почему в то время было трудно уберечь дерево истины от порчи.
Влияние греческой философии
В те времена иметь свою Библию мог не каждый, да и полной Библии в том виде, что мы имеем сейчас, просто не было. Многое передавалось из уст в уста.
Как мы и читали до этого, во дни Иустина Мученика и после него ещё в большем масштабе, буйным цветом расцветали ереси и секты, которые не гнушались тем, чтобы писать свои поддельные евангелия и апостольские письма.
Да и сам Иустин, как он сам описывает в своих трудах, прежде чем стать христианином был поклонником Платона и других греческих философов.
Один из знаменитых платоников, человек разумный, недавно лишь прибыл в наш город; с ним я занимался много времени, усовершался и делал быстрые успехи с каждым днем.
Сильно восхищало меня Платоново учение о бестелесном, и теория идей придавала крылья моей мысли; в скором времени, казалось, я сделался мудрецом, и в своем безрассудстве надеялся скоро созерцать самого Бога, ибо такова цель Платоновой философии. (Иустин Мученик. Разговор с иудеем Трифоном)
И хотя сам Иустин утверждает, что он истинный христианин и сторонится ереси, но разве те, кто распространяет другие ереси, считают по другому?
Любой заблуждающийся всегда считает, что заблуждаются все остальные, а именно он — прав!
Очень многие отцы церкви, которые больше всего повлияли на христианскую церковь, до этого были под влиянием греческой философии. И чего удивительного в том, что свои прежние взгляды они совместили с новыми?
И как сложно теперь многим людям отделить их платоновскую ложь от библейской истины!
Иисус умер понарошку?
Недавно один баптист очень захотел со мной пообщаться о Троице. Он как бы хотел найти истину, но, как видно, она много лет ходила где-то около него, но так с ним и не встретилась. И виной этому то, что он искал плоды истины не на том дереве. Он привёл мне место Писания, возможно пытаясь поставить меня в тупик:
- Иисус ответил им: «Разрушьте этот храм, и я за три дня построю его”. (Иоан.2:19)
Вот видишь, говорил он мне, Иисус — это Бог, так как он сам себя воскресил. Ведь написано в других местах Библии, что Иисуса воскресил Бог, а тут Иисус говорит, что он сам себя восстановит из мёртвых. А значит, … Иисус и есть Бог!
Типичная «логика” человека, который всю свою веру строит на шатких параллелях. Но есть одно НО. Вернее даже два НО.
Если Иисус умер по-настоящему, то он не мог себя воскресить, ведь он перестал существовать. Это первое НО. Если Иисус Бог, то разве Бог может умереть, он же бессмертный?
И тут одна ложь начинает тянуть за собой другую, из одной гнилой веточки вырастает другая гнилая веточка. Мой «друг” конечно же сказал, что у Иисуса умерло только тело, а бессмертная душа, естественно, осталась жива.
Была ли у Иисуса бессмертная душа?
Нет сомнения, что в Библии нет учения о бессмертной душе, нет даже такого словосочетания. Это чисто языческое учение, которое перекочевало оттуда в «христианство” для того, чтобы поддержать первую ложь.
Если вернуться к смерти Иисуса, к утверждению, что было убито только его тело, можно вспомнить слова пророка Исайи, через которого Бог предсказал смерть Христа:
- Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, ….. (Ис.53:12)
Смотрите: предал ДУШУ на смерть, а не тело. Не было у Иисуса никакой бессмертной души, она была смертной, так как по Библии ДУША — это сам человек, его жизнь.
- …это такой же случай, как если бы один человек напал на другого и убил его, убил душу. (Втор.22:26)
А эта ложь тянет за собой другую ложь — учение о вечных мучениях в аду, тоже исконно языческое учение. А эта ложь тянет за собой ещё одну. Ведь если Бог мучает вечно людей в аду, то он не любящий и справедливый, а жестокий и мстительный.
И отсюда вытекает ещё один абсурд, что Иисус принёс свою искупительную жертву сам себе, и то не по-настоящему, так как он хоть и умер, на самом деле не умер. И так далее и тому подобное…
И вот из гнилого ствола полезли во все стороны гнилые ветви лжеучения, на которых потом появляются гнилые плоды. И эти гнилые плоды «христианства” невозможно скрыть. Любой человек, который начинает непредвзято читать Библию, сразу замечает множество подмен.
Почему так трудно вернуться к истине?
Но далеко не все люди могут сходу отказаться от привычных учений, ведь тут нужно распутывать весь клубок своих заблуждений с конца к самому началу. А на это требуется масса времени и нервов. Ведь не зря говорят:
Всегда намного проще научить заново, чем переучить.
Сатана это знает. Для этого он и заварил всю эту кашу в головах людей, чтобы они совершенно запутались. К тому же отказаться от своих заблуждений многим трудно ещё потому, что им на самом деле нужна не истина, а то, что льстит их слуху.
Ну как может добрый и любящий человек верить в то, что любящий Бог вечно пытает людей в аду? Многие верят в ад, потому что сами пострадали от злых людей, и, озлобившись, они желают, чтобы преступники получили по заслугам.
Таких людей можно понять, но нельзя оправдать, если они не хотят отказываться от этого БОГОХУЛЬНОГО учения.
Вот на днях одна женщина приводила мне множество стихов, которые якобы доказывают учение о вечных муках. Не буду приводить все места, приведу стих, на котором дискуссия закончилась:
- А Дьявол, который вводил их в заблуждение, был брошен в огненное и серное озеро, где уже были и зверь, и лжепророк. Они будут мучиться день и ночь во веки веков. (Откр.20:10)
Если посмотреть поверхностно, то вроде всё очевидно: «будут мучиться день и ночь во веки веков”. Вот, казалось бы, и огненный ад.
Но я спросил эту женщину: » По-вашему, Бог будет мучить Дьявола день и ночь? В аду есть день и ночь? Если у них нет тела, то о каком мучении говорится? Кто такой лжепророк? Он один, как его имя? Что за зверь? Лев или крокодил?”
Я её не убедил до конца, но, думаю, заставил немножко задуматься. Ведь если в Библии абсолютно всё понимать буквально, то можно дойти до абсурда.
Если вы хотите понять Библию, то отбросьте на время все учения, которые возникли в христианстве столетия спустя после её написания.
Почему протестанты остановились на пол пути?
Как-то я попал на сайт, где один евангелист разоблачал ложные учения, которые появились спустя столетия после Христа: почитание икон, поклонение кресту, поклонение святым и так далее. Я написал ему: «А почему Вы забыли, что то же учение о Троице принималось тоже в те времена? Почему Вы его пропустили?”
Он мне ничего вразумительного не ответил, и я знаю почему: просто это учение не выкинул из своей религии Мартин Лютер, не выкинул и он. И выходит, что в конечном счёте этот человек был последователем Лютера, а не Христа.
Да, Мартин Лютер обломал много гнилых веток на дереве лжи, но далеко не все. А самое главное это то, что он ПРОСТО НЕ МОГ срубить «сук, на котором сидит” — сам ствол, и сказать, что Бог вовсе не троица. Иначе ВСЁ его дерево ЛЖИ рухнуло бы и остался бы один пень.
Тот же Иустин Мученик говорил для таких людей:
Люди истинно благочестивые и любомудрые должны уважать и любить только истину и отказываться от последование мнением предков, когда они худы: такова обязанность, внушаемая разумом. (Иустин Мученик. Апология первая)
Но и его никто не слушает, да и не читает даже. Иначе не говорили бы в ответ людям, которые хотят поговорить с ними о Библии: «Не нужна мне ваша Библия, у меня есть вера моих предков, вера моих отцов]”.
Хорошо, когда человек хотя бы пытается искать истину, как те люди, о которых я писал. Даже с завязанными глазами иногда можно найти нужный предмет. Хуже, когда у человека открыты глаза, но он просто НЕ ХОЧЕТ искать дерево истины.
Ствол, веточки, листочки…
Почему я затеял это обсуждение? Довольно часто мне говорят или подразумевают: » А ты уверен, что твоя вера самая правильная? Может это ты заблуждаешься, а не мы?” Я согласен, очень опасно быть самодовольным, самоуспокоенным. Если ты уверен, что ты на истинном пути, то тебе не нужно бояться самопроверок.
Боятся их те, кто где-то глубоко в душе знает, что свою веру он начал строить с крыши, а не с фундамента. И поэтому он боится разговоров о своих убеждениях, чтобы малейший ветерок, возникший от шелеста страниц Библии, не разрушил карточный домик его веры.
Для меня самого очень важна мысль, что истинность любой религии нужно проверять с основ, со ствола дерева веры. Любые листочки учения, вроде того, как и когда исполнилось какое-то пророчество, какие-то тонкости в понимании Библии, вроде того, сколько длится «род сей” — это всё не так важно для спасения.
Даже учения-ветви, на которых держатся эти листочки, такие, как искупительная жертва, учение о воскресении, учение об ангелах и так далее, хотя и очень важны, но не принципиальны. Вспомните Еноха, Ноя, Авраама и других служителей древности. Что они знали из всего этого? Почти ничего.
Но их вера была истинна, потому что они знали самое главное: есть один истинный Бог, который требует исключительной преданности и послушания, и у него есть святое имя — Иегова. И из этого ствола росли их несколько веточек. Но этот ствол был настолько крепок, что держась за него, они:
- … верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; (Евр.11:33,34)
Вот основа моей веры, а всё остальное — веточки и листочки. Что-то может меняться в моём понимании, какие-то веточки отламываться, какие-то листочки увядать. Но никогда не изменится то, что держит мою веру:
Конечно, я не знаю и не понимаю всего. И я никогда не буду знать всего. Но я знаю самое главное:
- Счастлив народ, чей Бог — Иегова. (Пс.33:12)
Я уверен, что моё дерево — дерево истины, потому что истинно его основание.