Одним из главных храмов Грузии считается собор Светицховели в древней Мцхете. Светицховели в переводе с грузинского обозначает «Животворящий столп». Почему собор назвали так? Есть две версии.
Древнее предание гласит, что в далеком IV веке там, где сейчас возвышается храм, стояла маленькая церковь Святой Сидонии. Эта церковь была разрушена. Ее много раз пытались восстановить, но это никому не удавалось. Снова и снова начинались работы, но что-то каждый раз шло не так.
Это продолжалось до тех пор, пока в XI веке на могиле Святой Сидонии не выросло кедровое дерево. Именно оно и стало первым столпом нового храма. Строительство наконец-то было успешно завершено — казалось, само небо пришло на помощь людям. Так, опираясь на фундамент веры и традиций, великий храм стоит до сих пор и носит имя «Светицховели».
Храм находится в курортной зоне. Поэтому с легкостью можно совместить исследование истории и горнолыжный отдых в Грузии.
Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Содержание
Легенды храма Светицховели
Другая легенда говорит, что один из солдат, бывший свидетелем распятия Христа, привез домой Хитон Христа. Сестра этого солдата Сидония была христианкой. Прикоснувшись к Хитону, сестра скончалась. И похоронили ее вместе с Хитоном, ибо так крепко она сжимала святыню, что разжать ее руки было невозможно. На могиле выросло кедровое дерево.
Царь Мириан был первым христианским государем Грузии. Он решил воздвигнуть храм над тем местом, где была похоронена Сидония. Кедр срубили, сделали из него семь колонн для храма. Строительство шло своим чередом, шесть колонн успешно установили, но седьмая повисла в воздухе.
Положение спасла Святая Нино, которая неистово молилась ночь напролет. Наконец, без прикосновения руки людской столп встал на место. Но стал столп животворящим — он мироточил и это миро излечивало больных.
Строительство храма было успешно закончено и стали звать его Светицховели. И стоит он в славной Мцхете по сей день и будет стоять до тех пор, пока есть на земле праведники.
Легенда легендой, но исторические факты следующие: первый храм на этом месте был деревянным, и строили его в 4м веке, однако он долго не простоял. Затем на этом же месте Вахтанг Горгасал в 5м веке построил первый каменный храм. А нынешний Светицхевели построен на том же месте уже в 11м веке.
Хитон Иисуса Христа в Трире
В Северной Германии, в маленьком городе Трире с 13 апреля по 13 мая 2012 года происходило то, что здесь происходит всего несколько раз в столетие: Хитон Спасителя — величайшая святыня христиан — был выставлен на поклонение.
Трирский кафедральный собор св. Петра — один из лучших памятников романского стиля в Германии. Заложен в 320 году императором Константином
На месяц тихий буржуазный Трир превратился в место, где почти постоянно по улицам шли громкие православные крестные ходы, с пением и восклицаниями «Христос Воскресе!»: процессия направлялась от вокзалов города, куда прибывали паломники, к кафедральному собору Святого Петра, где хранится Хитон Господень (в Трире его чаще называют туникой — der heilige Rock Jesu Christi). Толерантные немцы приостанавливались, выстраиваясь по бокам улиц и наблюдая за происходящим. Хотя многие из них сами шли поклониться к Хитону, такого в Трире они никогда не видели. Последний раз Хитон открывали в 1996 году — без объявлений и совсем ненадолго. На этот раз о паломничестве к Хитону было объявлено заранее, и в мае 2012 года Трир стал центром сбора христиан всех национальностей и конфессий: немцы, испанцы, итальянцы, французы, копты, греки, сербы, индийцы, русские шли поклониться своей общей святыне. «Как в Турине, такая же радость, чувство единства и молитвенность», — отмечали паломники, побывавшие у Туринской плащаницы.
часовня в соборе св. Петра, где хранится Хитон Спасителя. В 2012 году Хитон выносился для поклонения в центр собора
В соборе Святого Петра, в капелле (часовне) святого Афанасия (она находится в соборе) православным верующим, по просьбе прихода Московского Патриархата во имя святых Сорока Мучеников Севастийских в Трире, было разрешено служить литургию, после которой проходило поклонение Хитону. Драгоценный ковчег с Хитоном помещался на возвышенном месте собора, под стеклом, к Хитону можно было прикладываться.
В обычное время Хитон Господень хранится в особой часовне собора Святого Петра, справа от главного алтаря. Вход в часовню закрыт, ковчег со святыней можно увидеть лишь сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся у часовенного порога. Из храма виден укрепленный высоко в часовне Хитона крест, установленный прямо над ковчегом со святыней. Под крестом находится украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором «прячутся» два других — серебряный и золотой, — последовательно вставленных друг в друга. Под бронированным стеклом горизонтально расстелен Хитон Иисуса Христа. Ковчег запечатан печатью епископа Трира, который один имеет право его открывать.
По преданию, в Трир Хитон Господень направила своему сыну, будущему императору Константину, святая царица Елена, получившая его и другие святыни (Терновый венец Христа) во время паломничества в Иерусалим. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на Константинополь. В первые века христианства этот город был одним из центров христианского мира: здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский, пострадали тысячи мучеников. Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной Европе, она датируется 250 годом.
До 1512 года Хитон хранился в соборе Святого Петра в закрытом ковчеге (а во времена войн и смут его даже замуровывали в стенах церкви). Но когда сторонники Реформации стали подвергать сомнению и оскорблять церковные реликвии, император Максимилиан (XVI век) настоял на том, чтобы для посрамления протестантов-скептиков Хитон был открыт, и ему было совершено поклонение. Об этом общеевропейском событии 500-летней давности есть своего рода репортаж очевидца: гравюра Альбрехта Дюрера «Поклонение императора Максимилиана святому Хитону».
С тех пор, несмотря на то что, по традиции Католической церкви, святыни на поклонение выставляются редко, Хитон Господень нечасто, но все же открывают.
Поклонение Хитону Христову в этом году было приурочено к 500-й годовщине начала традиции публичных поклонений святыне, первое из которых состоялось в 1512 году. С 1512 года реликвия была представлена для поклонения 16 раз. В 1810-м перед святыней молились 200 тысяч паломников, в 1844 году — больше миллиона, а в 1933 году — больше двух миллионов человек.
Самое яркое современное свидетельство о поклонении Хитону, как ни странно, связано с Россией, с митрополитом Никодимом (Ротовым), посетившим Германию в 1973 году в качестве главы Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви. Узнав, что в Трире хранится Хитон Господень, митрополит Никодим попросил открыть святыню, чтобы поклониться ей. Хранители были в затруднении: с одной стороны, Хитон не принято открывать чаще чем раз в столетие, с другой — как отказать такому высокому гостю? Тем более что Русская Церковь переживает гонение! Думали два дня и придумали. Раз в год Хитон осматривают специалисты-реставраторы, и вот пусть русский епископ заходит в собор, а тут как раз как бы случайно Хитон осматривают ученые — никакого нарушения традиций! Хранитель Хитона профессор Франц Рониг до сих пор вспоминает, как в назначенный день митрополит Никодим с шестью спутниками пришли в часовню Хитона, русские торжественно пропели тропарь Кресту… «И тут, — восклицает хранитель, — митрополит как бросится к Хитону, схватил его руками, прижал ткань к лицу и стал целовать! Мы чуть не умерли!»
Непразден вопрос: а тот ли это Хитон Господа, о котором говорится в Евангелии: «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)? Ученые, изучавшие в разные годы хитон Христа из Трира, сходятся во мнении, что святыня относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа выполнено из льняной ткани коричневого цвета, на нем не имеется шва. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской плащанице.
«Католики очень щепетильно подходят к вопросу подлинности святынь, — пояснил нам Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического Центра святого апостола Фомы. — В истории Католической Церкви в период Реформации эта тема была очень острой: встречались поддельные «святыни», которыми спекулировали, выманивая за поклонение деньги. Поэтому сегодня Католическая Церковь тщательно изучает в первую очередь все источники, где говорится о той или иной святыне, о том, где и когда она находилась, о ее перемещении. С XIX века Хитон Господень исследуется учеными, и, по словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, немало фактов, в том числе и исторические свидетельства, говорят о Хитоне в городе Трире как о подлинной одежде Господа Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних».
Но есть и другое, не историческое, свидетельство в пользу Хитона — свидетельство веры: в соборной хронике есть документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия людям, прикоснувшимся к святыне или помолившимся около нее.
Собор Святого Петра в Трире находится на ул. Рейнланд-Пфальц.
Открыт: с ноября по март — ежедневно с 6.30 до 17.30; с апреля по октябрь — ежедневно с 6.30 до 18.00.
Текст: Ольга МАСКИНА, при поддержке Паломнического центра апостола Фомы в Европе
Образ Христа в белом хитоне
25 февраля 2014
Диакон Сергий Чечаничев
Этот образ Христа – Спасителя в белом хитоне был написан Святым российским священномучеником Митрополитом Серафимом (Чичаговым)
Жизнь Владыки Серафима необычайна и удивительна.
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов), правнук знаменитого адмирала В.Я.Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, родился в 1856 году. Сначала, Леонид получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк.
В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
В 1891 году Леонид Михайлович, будучи тридцати шести лет от роду, в чине полковника оставляет военную службу, решив избрать иной жизненный путь – священство.
В 1895 году, овдовев и оставив четырех дочерей на попечение доверенных людей о.Леонид поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где 14 августа 1898 года он принял монашество с именем Серафим.
Став священником, о. Леонид занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, которая явилась самым значительным трудом его жизни. «Летопись” была издана в 1896 году и преподнесена Государю Николаю II. Именно это обстоятельство повлияло на решение вопроса о прославлении в лике святых, Преподобного Серафима (Саровского).
Революцию 1917 года Архиепископ Серафим встретил в Санкт-Петербурге. Пройдя через революционные заблуждения, через череду арестов, в 1928 году Митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией.
Именно к этим временам относится появление образа Христа в белом хитоне, не совсем канонического по написанию, но очень притягательного и потрясающего своим внутренним светом.
Представим себе время жесточайших гонений на Церковь Христову, время пыток, издевательств, расстрелов. И вот среди всего этого ужаса Владыка Серафим провидит не тьму Апокалипсиса, но тот Преображенский свет, какой явил Христос на горе Фавор своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф.17,2). Это Свет Воскресения Христова из мертвых. Это свет нашего воскресения, воскресения веры православной на Русской земле.
Митрополита арестовали глубокой осенью 1937 года. Какую опасность мог представлять для властей немощный и совсем больной старец, которому было уже 84 года? Однако приговор был неумолим. Его решили убить. 7 декабря 1937 года тройка НКВД постановила: Митрополита Серафима — расстрелять. 11 декабря приговор привели в исполнение.
Незадолго до ареста Митрополит Серафим говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно кончиться и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства.”
Сегодня мы видим какими пророческими оказываются слова невинно убиенного Владыки. Россия снова идет на свет Христовой веры, на тот свет, который так глубоко и проникновенно воплотил в этом образе Христа, священномученик Митрополит Серафим.
«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.» (Откр. 3:12)
Бог любит своё творение. Грех это разрушил, но план Божий заключается в том, чтобы привести всё обратно к своему первоначальному совершенному состоянию, и Он вознаградит тех, кто помогает Ему исполнить этот план.
Грех родился тогда, когда сатана захотел стать больше Бога, и это разрушило гармонию на небесах. Сейчас Бог хочет искоренить грех во всём своём творении, чтобы это не произошло снова.
Бог создал людей, чтобы они господствовали над грехом (Бытие 4:7). Весь Его план заключается в том, чтобы человечество ненавидело и противостояло греху, и говорило «да» своему Создателю. Это значит побеждать над грехом. Побеждающий над грехом в своей собственной жизни доказывает то, что Божий план совершенен и становится частью работы над искоренением греха. Каждый, кто живёт этой жизнью, получит богатую награду. Это обетования для тех, кто побеждает.
Как стать столпом
Это обетование было написано для церкви в Филадельфии, которая находилась там, где сейчас располагается Турция. Этот регион пережил немало землетрясений. Колонны или столпы, возведенные для того, чтобы укрепить строения, были 5 х5 м в ширину. Эти столпы могли выдержать силу землетрясений. Они были непоколебимыми. Это обетование также и для тебя, если ты побеждаешь. Ты станешь таким столпом. Независимо от того, что ты переживаешь в жизни, через какие испытания и искушения тебе предстоит пройти, ты никогда не потеряешь веру. Ты будешь в состоянии перенести всё, что угодно.
Однако для того, чтобы стать столпом, недостаточно победить только один раз. Нет, написано: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего.» Это целый процесс. Столп – – это тот, кто побеждает снова и снова, тот, кто живет победоносной жизнью. Твоя верность, проявл��нная в час испытания и искушения, преобразовывает тебя в столп, который становится всё твёрже и сильнее.
Ты будешь частью Храма Божьего, описанного в Откр. 21 гл. Столп, который может также укреплять и поддерживать других. Ты станешь полезным инструментом для Бога.
Принадлежать Иисусу
Новый Иерусалим – является невестой Христовой. (Откр. 21:2,9-11) Написав на тебе имя Бога, имя Нового Иерусалима и свое собственное новое имя, Иисус назвал тебя своим! Это означает, что ты принадлежишь Ему. Когда ты покончил со грехом, устояв в этой борьбе и победил его, так как Иисус, когда Он находился в такой же плоти, как и мы, здесь на земле, тогда ты принадлежишь Иисусу и Его Отцу.
Когда ты покончил со грехом, устояв в этой борьбе и победил его, тогда ты принадлежишь Иисусу и Его Отцу.
Слава этого обетования не может сравниться ни с чем. Если ты действительно понял это, ты можешь увидеть, что бесполезно пробовать сохранить что-то для себя самого: свою собственную честь, богатство, самоправедность и т.д. Отложи всё это, и тогда Иисус сможет отметить тебя как того, кто принадлежит Ему и Его Отцу! Подумай, какая радость ждёт тебя, когда ты окажешься в вечности и будешь вечно жить с Ними!