Библиотека » Психология лидерства » О сущности харизмы
Харизма — это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других.
Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии — означает притягивать к себе внимание. А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».
Среди известных истории харизматических личностей есть основатели мировых религий — Будда, Моисей и Христос. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — например, Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон.
В ХХ веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, но также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.
Важнейшей характеристикой любого харизматического лидера, независимо от характера его деятельности и намерений, является катализирующая энергия, способная возбуждать последователей. Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.
С точки зрения психологии харизма является сочетанием внутренних психологических качеств и внешних поведенческих навыков, позволяющим оказывать влияние на людей. К ним относят высокую уверенность в себе, волю, настойчивость, целеустремленность, коммуникабельность, красноречие, способность воодушевлять и мотивировать окружающих, в т.ч. собственным примером, умение ставить перед собой и другими правильные цели и достигать их, и мн. др.
«Харизма — идеальный шторм из нескольких ингредиентов: страсти, стойкости и драйва» (У. Боггс)
Настоящие харизматики в человеческой популяции встречаются весьма редко. Но когда они появляются где-то, их присутствие сразу ощущают окружающие.
Считается, что харизма дана (либо нет) человеку от природы. Однако некоторые харизматические черты и навыки можно развить в себе целенаправленными усилиями (до определенных пределов, обусловленных врожденным набором качеств).
◄
Канонiчные харизматы из палаты мер и весов.
Ну правда же весело?
Квинтэссенция
Пионерлагерь для детей-харизматов. Отрывок из документалки «Лагерь Иисуса» Этот нигра даже не пытается скрывать свою истинную сущность. MONEEEEEEEEEEEEY!!! COMING! TO ME!! NOW!!1 MOAR афрохарзиматов!
Харизматы — направление христианских сект, являющаяся последним писком богословской моды, которую конкуренты так и не смогли превзойти по степени чада, кутежа и угара. Само по себе слово «харизматия» — греческого происхождения. Происходит оно от греческого слова χαρισμα — дар, дарование. В Новом Завете описаны сверхъестественные действия, которые названы дарами Святого Духа — одного из лиц Троицы, отсюда и название движухи. Харизматы распространены на всех пяти континентах, при этом попытки проникновения на шестой материк не увенчались успехом — пингвины оказались умнее людей.
Содержание
- Харизматия и Пятидесятничество
- Богослужение и обряды
- В этой стране
- Скандалы, интриги, расследования
- Эпилог
- Адепты харизматии на уютненьком
- Чтиво по теме
- См. также
- Примечания
- Как работает «письмо любви»
- Уральский опыт
- Отец «Нового поколения»
- Рвутся лечить наркоманов и пьяниц
- Диагноз «адепт»
- Сеть в регионах
- Битва за Москву
- Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм
- Харизматы — это не секта, а течение в христианстве
- Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом
- Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж
- Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания
- Учение о процветании
- Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи
- В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации
- Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру
Харизматия и Пятидесятничество
◄
Вот эти ребята
Они хотят твои мозги
Где-то в 1920-1930-х среди пятидесятников США появляется новое направление — харизматия, хотя само название данное движение получило только в 1960-х годах.
Отцом-основателем учения, также известного как «богословие позитивного исповедания», «богословие веры», или «учение процветания», которое исповедуют современные харизматы, считается пастор «Баптистской церкви Нового Завета» (New Covenant Baptist Church) — Эссек Уильям Кеньон (1867—1948). Во время своей учебы в Эмерсоновском колледже ораторского искусства в Бостоне, Кеньон познакомился с философскими идеями «Нового Мышления», главными положениями которого были — здоровье, исцеление, изобилие, процветание, достаток и счастье. Философия «Нового Мышления» восходит своими корнями к идеям Финеаса П. Куимби (1802—1866), которые приобрели широкую популярность в конце XIX-го столетия. Куимби не только считался основателем философии «Нового Мышления», но также изучал спиритизм, оккультизм, гипноз и прочие аспекты парапсихологии. По смерти Кеньона учение было подхвачено и в значительной степени популяризировано выходцем из баптистской среды Кеннетом Хейгином, а также другими последователями.
Отличие пятидесятников от харизматов состоит в полной безбашенности последних, для них сверхъествественные проявления — самое главное, и совершенно неважны пути достижения этой цели, ибо цель оправдывает средства. Помимо этого отличие харизматов от пятидесятников проявляется также в том, что харизматы внезапно не признают претензию Иисуса Христа на исключительность спасения, и посему рассматривают как приемлемые и допустимые всякие нехристианские учения и практики: объявляя их христианскими и не признавая их нехристианское происхождения. Особенно харизматы почитают положения языческого движения Нью-Эйдж, учение о визуализации и самовнушение как средство ответа на молитвы. То есть, говоря луркоязом, харизматия — это пятидесятничество головного мозга.
Богослужение и обряды
◄
Танцы в духе Прибалтийский харизмат Ледяев демонстрирует «опьянение в духе», немного «святого смеха» и пророчества. На 2:40 звучит слово «блядь» С ними не соскучишься
Основными отличительными признаками харизматов являются:
- «святой смех»;
- «опьянение в духе»;
- «танцы в духе»;
- учение о процветании.
Святой смех, как правило, переживается не индивидуально, а коллективно:
« |
Ну, сначала все ржут, и ты ржёшь. Сначала несильно, потом всё сильнее и сильнее, потом уже от смеха начинают болеть мышцы, и ты хочешь остановиться, но уже не можешь. |
« |
— Свидетельство очевидца, пережившего сию благодать |
Учение об «опьянении в духе» базируется на трактовке комментов сторонних наблюдателей, впервые увидевших говорящих на незнакомых языках христиан, «они напились сладкого вина» из 2-й главы книги Деяний Апостолов не как отсылки к педерастическим вакханалиям алкашей в Древней Греции, а как к одобрительному отзыву. А значит человек, стремящийся «опьянеть в духе», начинает себя вести как алкаш, считая, что при этом на него нисходит Святой Дух.
В отличие от пятидесятников, ограничившихся в своём развитии говорением на незнакомых языках, харизматы пошли дальше: они решили, что лай, кукареканье, мяуканье, лошадиное ржание и прочие звуки, издаваемые животными — это хорошо, правильно, богоугодно и исходит от Духа Святого.
Испытывая угрызения совести и желая очищения от скверны плоти и духа, некоторые харизматы периодически устраивают себе «духовное очищение»: пастор с особо духовными братьями и сёстрами встают на сцене на четвереньки и блюют прямо на глазах у обалдевшей публики.
Также харизматы являются родоначальниками такой уникальной практики, как «духовные роды» — это когда участники богослужения дружно начинают изображать процесс родов. Обычно «духовные роды» сопровождаются дружным пердежом (роды же!) и громкими криками «А-А-А». Для непосвящённого быдлана, сие действо выглядит как сборище обитателей дурдома, что не так уж и далеко от истины — харизматические церкви являются исправными поставщиками пациентов для дурки, а уровень самоубийств у харизматов обычно превышает среднестатистический.
Ульф Экман демонстрирует святую улыбку
« |
Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики. |
« |
— Швед Ульф Экман о сути явления |
Харизматы считают, что после смерти христианин попадает в рай, из-за чего его нельзя оплакивать, а наоборот — надо радоваться и веселиться. Поэтому из похорон они делают праздник с радостными песнями и не менее радостными танцами, повергая в шок родственников и знакомых покойного, не достигших таких же высот духовности.
Для харизматов характерна неадекватность по жизни, побудительным мотивом которой является острое фанатичное желание лицезреть что-нибудь сверхъестественное прямо здесь и сейчас. А если ничего такого не происходит, то не грех и создать какую-нибудь имитацию или начать сходить с ума из-за этого.
« |
Однажды я случайно попал на богослужение в харизматическую церковь, а после его окончания меня пригласил в гости к себе домой её пастор. Я принял приглашение, и когда мы с ним сидели за столом на кухне и разговаривали, его жена, варившая борщ, вдруг взяла в одну руку металлическую ложку, в другую — крышку кастрюли, в которой варился борщ, и начала изо всех сил лупить ложкой по крышке кастрюли. Глядя на моё изумлённое лицо, пастор пояснил мне: «Это она в духе радуется». |
« |
— Воспоминания очевидца |
Учение о процветании
◄
Суть учения
Влажные мечты харизмата
Естественно, что после того, как харизмат отошёл от мышечного спазма после святого смеха, и потанцевал в духе, он считает себя приблизившимся к Богу, и что Бог ему теперь просто обязан по жизни — это и есть суть учения о процветании. Сие учение говорит, что если ты обратился к Богу, покаялся во грехах и живёшь так, как тебя учит пастор харизматической церкви, получивший своё учение непосредственно от Бога — инфа 100% — то ты всенепременно должен быть богат (в клинических случаях — не меньше, чем Билл Гейтс) и здоров как бык. А если ты беден или болен, то ты — грешник, скрывающий свой грех или имеешь мало веры.
В то время как большинство течений христианства учит, что корень всех материальных проблем и проблем со здоровьем нужно искать прежде всего в рациональной сфере («на Бога надейся, но сам не плошай»), и лишь потом — в иррациональной, то в харизматии всё обстоит с точностью до наоборот: ты беден не потому, что у тебя нет высшего образования, не потому что ты живёшь в нищей коррумпированной стране или в экономически депрессивном регионе, и не потому что у тебя недостаточно связей, мозгов или чего-либо другого, а только лишь потому, что ты грешен, или не получил достаточно благодати/благословения/веры, в виду недостаточно частого посещения сходок секты и т. п. Поэтому типичный харизмат, приглашая тебя на сектантское собрание будет обещать тебе не только спасение от ада, но и материальное благополучие, которое ты всенепременно обретёшь, обратившись к Господу. Адептам внушают, что они — дети Самого, во власти которого находятся все материальные ценности мира сего, и Бог только того и хочет, чтобы отнять ценности у нечестивых грешников и отдать их своим детям. Но поскольку у пасторов харизматических церквей ещё остались зайчатки разума, то они не торопятся продолжить эту цепочку рассуждений вполне логичным выводом о том, что материальные ценности у нечестивых грешников можно забрать и силой — иначе они бы быстренько привлекли внимание кровавой гэбни. Вместо этого харизматические пасторы учат, что для того, чтобы получить от Бога кучу бабла, надо инвестировать имеющееся у тебя бабло. Ну, как куда? Конечно же в карман пастору! При этом, правда, пастор благоразумно не обещает возврата инвестиций оттуда же, а учит, что за возвратом инвестиций с профитом следует обращаться к Господу. А если ты инвестируешь, инвестируешь, а ни возврата инвестиций, ни тем более профита не видишь, то проблема в тебе — либо ты пропускаешь собрания секты, либо имеешь мало веры, либо не исповедовал какой-либо свой грех, а если все свои грехи исповедовал, то тут на выручку приходит учение о наследственном грехе — тебе надо исповедовать не только все свои грехи, но и грехи всех твоих предков вплоть до Адама и Евы. Это называется «снять родовое проклятие». И пока ты не снимешь его, то так и будешь жить в бедности. Именно отсюда берёт свои истоки то неистовство, с которым харизматы молятся до сумасшествия или до самоубийства — ведь если ты всё правильно делаешь (молишься, ходишь в церковь, платишь бабло пастору и исполняешь все его указания), а Бог тебя не благословляет материально, значит ты — ненавидимый Богом нечестивый грешник, которому самое место в аду. Вон посмотри на пастора — он как сыр в масле катается, значит его Бог любит и благословляет, а тебя — нет.
Ну и с исцелением всё тоже самое: не надо ходить по врачам — это проявление неверия и недоверия Богу, ведь Он любит тебя, даже сам Иисус Христос умер за тебя на кресте, чтобы своей кровью, пролитой на голгофском кресте, омыть твои грехи и исцелить от болезней, а ты, скотина, вместо того, чтобы усердно вымаливать у Него исцеление, ходишь по врачам и принимаешь прописанные ими лекарства — за это на тебя придёт гнев Божий, а не исцеление. И вообще, болеют только грешники, поэтому опять же — тебе надо исповедовать свои грехи, грехи своих предков и снять родовое проклятие. Ну и конечно же, надо исправно платить десятину в карман пастору — без этого исповедание грехов и молитвы не работают и никакого исцеления от Бога тебе не будет, поскольку Бог будет благословлять тебя только через пастора. Поэтому все деньги, которые ты мог бы и хотел бы потратить на лекарства или на лечение, надо отдать пастору — тем самым ты делаешь богоугодное дело, испытывая Бога своим верным хождением перед Ним.
Отдельно стоит упомянуть, что если за больного помолился пастор — это значит, что больной стал прям тут же здоровым, что тот и должен теперь всем «провозглашать» — это называется «положительное исповедание», которое по сути есть ничто иное, как старое доброе самовнушение. Разумеется, что после этого принимать лекарства нельзя — ведь нужно же изо всех сил верить в своё чудесное исцеление. Были случаи, когда после таких молитв за исцеление сектанты-диабетики (или их дети-диабетики) банально умирали, прекратив приём инсулина. Кроме того, поскольку харизматы очень любят всякие чудеса и исцеления, то они чаще всех прочих христиан возлагают руки на больных, а особенно они любят возлагать свои руки на больных женщин, трогая их при этом за те самые места. Даже если женщина и не больна вовсе, то на неё любой желающий харизмат тоже может возложить руки — просто чтобы благословить свою сестру во Христе, аминь.
Также проповедники процветания рассматривают как грешников и неудачников непосредственно тех самых 12 Апостолов Иисуса Христа, и примкнувшего к ним Апостола Павла, поскольку они были нищебродами и даже болели.
В этой стране
О начале харизматии в СССР
Первые немногочисленные харизматы в этой стране появились ещё в конце 1980-х. После распада совка сектанты начали активно распространять благую весть на постсоветском пространстве. Получив поток жмуров, загнувшихся из-за отказа от приёма назначенных врачами лекарств, повышенный уровень суицида и пациентов психиатрических клиник, в 1997 году кровавая гэбня решила принять закон «О свободе совести и религиозных организациях», ограничивая права харизматов, а также других многочисленных сект, разделив все религиозные объединения на полноправные зарегистрированные религиозные организации и ограниченные в правах нерегистрированные религиозные группы. По задумке нерегистрированная религиозная группа могла стать полноправной религиозной организацией не ранее, чем через 15 лет после начала своей деятельности.
Сергей Ряховский взирает на Господа
Однако этот хитрый план потерпел былинный отказ из-за одного хитрожопого харизмата — Сергея Васильевича Ряховского (смотри нэ пэрэпутай), который за два года до принятия оного закона был изгнан ссаными тряпками из пятидесятнической конфессии за то, что его потянуло на харизматию. При этом этот Ряховский-младший обманул регистрирующие органы, представив туда документы о том, как будто он пятидесятник, а никакой не харизмат, и зарегистрировал новую конфессию РОСХВЕ с собою во главе. Поскольку остальные харизматы подобного бэкграунда не имели, то им пришлось влиться в структуру, скидываясь Ряховскому по 1000$ за регистрацию каждой церкви. Ну и для конспирации он называет себя пятидесятником, а не харизматом, запутывая несведущих.
Деятельность харизматов в этой стране была отмечена постоянными срачами, беготнёй от ФСБ, суицидами, судебными разбирательствами и тоннами ДРАМЫ. Ячейки культистов открывались и закрывались, распадались и объединялись, меняли название и вновь возвращались на насиженное место с невероятной скоростью. Благодаря такой юридической чехарде они умудрялись невозбранно уходить от уголовной ответственности за свои косяки.
Скандалы, интриги, расследования
В то время как католические священники непрерывно занимаются педофилией, а православные — гомосексуализмом, пасторы-харизматы занимаются финансовыми аферами, хотя и без секс-скандалов тоже не обходится.
Алексей Ледяев
Ему правда нужна твоя десятина
◄
Ледяев просит у Бога мозгов Видеоотчёт о том, как Ледяев оттянулся на своё 50-летие
Широко известный в узких кругах Алексей Ледяев — счастливый пастор «Нового Поколения»™, владеющий сетью борделей и ночных клубов. В юности жил в Казахстане, был баптист, голосист и приколист. Понаехал в Ригу, где сначала подрабатывал у местных пятидесятников, но потом, увидев в зомбоящике феерическое шоу Экмана, принялся яростно того косплеить. Сумел быстро наклепать множество подконтрольных филиалов практически везде, куда только мог дотянуться своими щупальцами.
Даже на фоне коллег Лёха отличался крайней упоротостью и фанатизмом: он возвел идеи Экмана в абсолют и довел их до логического совершенства абсурда. Вскоре он стал совершенно неуправляем, вдобавок своей неуёмной болтовнёй палил и дискредитировал всю контору.
Последней каплей стал высер под пафосным заголовком «Новый мировой порядок», где пастор Алексей никого не стесняясь рассказал о своих планах по захвату мира, во главе которой должен был встать почему-то Буш. Захват мира решил начать с Украины, где адепты «Нового поколения» принимали участие в Майдане-2011 и в Евромайдане. Вброс был настолько толст и безблагодатен, что Ледяев был предан анафеме российскими харизматами вообще и их лидером Сергеем Ряховским в частности, а заодно до кучи обозван еретиком и Диотрефом. Потом, правда, бабло победило зло и тот же самый Сергей Ряховский тепло обнимался с Ледяевым и называл его своим братом.
Сандей Аделаджа
◄
Аделадже очень стыдно, но рука тянется сама
Аделаджа верит, что ты отдашь свои деньги ему…
В/на Украине тем временем стал известен Сандей Сунканми Аделаджа — крайне жизнерадостный расово украинский негр, бизнесмен, аферист, мошенник в особо крупных размерах, подделыватель документов, организатор преступного сообщества и просто хороший человек. Появился в нужное время в нужном месте и одной своей лучезарной улыбкой ознаменовал «Вторую волну харизматии на Украине» (первой волной было ледяевское «Новое Поколение») — в то время, как другие хохляцкие гении харизматии массово косплеили Ледяева, Сандей прикинулся кем-то средним между Мартином Лютером Кингом и Эдди Мерфи и заимел-таки огромный успех: хохлы, видимо, решили, что если у них будет собственный черножопый лидер, то они сразу станут прогрессивной западной нацией и заживут, как на Брайтон-Бич.
Любовницы Сандея Аделаджи
Переплюнул своего учителя буквально во всём — только в период с 2000 по 2003 год открыл 256 филиалов своей секты на Украине, 95 в СНГ и 3 в СШП. Дотянулся даже до Израиля, Индии и ЮАР. Размер шила в его жопе насчитывает примерно 100 томов уголовного дела, и это только в части касающейся «King’s Capital» — вряд ли в ближайшие годы прокуратура сможет всё это осилить, а даже если сможет, то к тому времени Аделаджа накосячит ещё на столько же. Пытался отмазаться, свалив вину на других.
Всячески орально увлажнял зад Проффесора, пока тот был у власти, и одновременно призывал подконтрольных сектантов срочно идти и захватывать государственные посты. Также, как и Ледяев, принял участие в Оранжевой революции: в атмосфере всеобщей разрухи Сандеюшка чувствовал себя, как в родной Нигерии рыба в воде. После государственного переворота-2014 его верный назгул Турчинов оказался в высших эшелонах власти, сотни холопов попроще позанимали депутатские кресла, а сам Аделаджа стал серым кардиналом Чёрным Властелином всея Украины.
Владимир Мунтян
В свободное от работы время
◄
Мунтян за Порошенко Бесов изгоню, деньги выкачаю (пастор-харизмат Мунтян) Типа изгоняет коронавирус Это уже было у Кеннета Коупленда Пародия «Квартала 95» (с 7:03). Отсылка на Вону присутствует. Мунтян и Бог, опять «Квартал 95»
Владимир Мирчевич Мунтян (Всеукраинский духовный центр «Возрождение») — представитель третьей и дай Б-г последней «волны харизматии» в/на Украине. Когда над Аделаджой начали сгущаться тучи, на запах лёгких гривен мигом налетели стервятники и принялись делить тушу неубитого чёрного медведя между собой. Основной актив давно был выведен через оффшоры куда-то в ЮАР, но даже того, что осталось на Украине, с лихвой хватило бы для того, чтобы сделать владельца богатым, как Скрудж Макдак. Сам Мунтян понаехал с Днепропетровска одним из тысяч точно таких же аферистов — до того, как стать «апостолом», сидел в тюрьме за мошенничество и кражу. Безусловно, на фоне прочих сектантов обладает целеустремленным и устойчивым характером: когда оказалось, что Сандея всё-таки не посадят, многие расстроились и опустили лапки — но только не Мунтян. Кроме того, едва ли не единственный персонаж, способный анализировать собственное учение и генерировать новый контент: именно он придумал стырил с Битвы экстрасенсов теорию «родовых проклятий» и с тех пор оказывает эксклюзивные бешено дорогие услуги по диагностике и «снятию» оных. Люто, бешено флюродросит киевской хунте в целом и Порошенко с Кличко в частности. Склонен к широким жестам и чуть что сразу выводит своих зомби на улицы Киева. Настолько упорот и неадекватен, что даже толерантная педивикия считает его оккультистом. В свободное от работы время устраивает сексуальные оргии.
Алсо, муль по происхождению, так как фамилия — румынская и означает «выходец из Мунтении» (историческая область на юге страны в составе Валахии).
Эпилог
В общем, если ты хочешь слушать упоротых проповедников, слушать и петь бредовые песни, ржать до коликов в животе, лаять, кукарекать, танцевать, прикидываясь пьяным, в том числе на кладбище, и при этом делать это не в одиночку, а в компании, где тебя, за твою же десятину исцелят и повеселят, то добро пожаловать к харизматам! Набери в Яндексе «харизматическая церковь %название твоего города в родительном падеже%», найди адрес и приходи туда!
Отдельно нужно сказать, что харизматические дары Святого Духа — это вполне работающие экстатические практики по изменению состояния сознания. Подобные штучки со времен Станислава Грофа находятся в арсенале практикующих психологов, и на каком-нибудь самопознании.ру можно выбрать тренинг, где групповой смех без причины и танцы до упаду-даду-даду будут перемежаться холотропными процессами и медитациями в позе турецкого чайника. При этом не будут срать в голову Б-жьей благодатью, а гуру надо будет отдать не десятину и всё остальное, а маленькую (или немаленькую, что скорее всего) толику за процiдурки. Впрочем, результаты в виде просветления, нирваны и поимки за хвост Кундалини не гарантируются, честно говоря, вообще никакие результаты не гарантируются.
Адепты харизматии на уютненьком
- Михаил Котов
- Черновецкий
Чтиво по теме
- Геннадий Мохненко «Казнить нельзя помиловать» — экс-харизмат критикует учения о процветании и отдельные харизматические закидоны вроде «молитвенного рычания на дьявола».
- Бенни Хинн — один из столпов харизматии в США — отрёкся от учения о процветании.
См. также
- Секты
- Мормоны
Примечания
- Около 200 в 14 странах мира по состоянию на 2005 год
- Это особо тяжкое оскорбление в христианской среде
«Харизматы — опиум для народа!» | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
По данным европейских исследователей, сегодня в мире уже не три христианских конфессии (православие, католицизм, протестантизм), а смело можно говорить о четвертой – харизматизм, имеющий множество ветвей и толков, ярким и наиболее многочисленным представителем которого является движение неопятидесятников. Эта четвертая колонна зародилась в среде протестантизма в конце 19 века, а спустя столетие численность ее последователей стала выше, чем у остальных, причем развивается она динамичнее.
Об этом движении слышали не многие, про них не так много говорят, как о свидетелях иеговы, но в больших городах об их собраниях сообщают яркие плакаты, они поздравляют жителей с праздниками на огромных бил-бордах, их организации внедряются в социальные сферы, а различного рода правозащитники лезут во власть и законодательные органы самых высоких инстанций. Рано или поздно в своем городе их можем увидеть и мы.
Суммировать все право- и кривотолки течения харизматов и вкратце рассказать в одной статье невозможно. Но на примере самых ярких и динамично развивающихся неопятидесятников можно составить представление о всем движении.
Как и говорилось выше, колыбелью харизматов был протестантизм. В конце 19 века в США проповедник методистской школы Чарлз Парэм решил, что главным даром и признаком настоящего крещения Святым Духом в день Пятидесятницы стало чудо говорения разными языками. Первой кто «заговорил» на никому непонятном языке стала ученица этой школы. После нее число «полиглотов» росло лавинообразно – в России и Советском Союзе из называли пятидесятниками или «трясунами». Но в 60-е годы 20 века движение вышло на новый уровень и уже тогда его стали называть неопятидесятничеством, а последователей – харизматами. Они внесли в относительно спокойный мир обычных пятидесятников дух современности: больше эстрадного шоу, больше современной музыки, больше спецэффектов, больший акцент на «силовом поле» (бесы изгоняются тысячами безо всяких особенных усилий со стороны харизматического «экзорциста»). Люди шли на эти собрания, потому что там было «отвязно». Собрания начинались с проповеди или рок-концерта в наиболее «разгоряченном» варианте, а затем — падения на пол, и «духовные танцы», и «святой смех», и крики, напоминающие крики животных, и просто конвульсивные движения, — эти болезненные психические проявления харизматы считают обязательными качествами каждого христианина. Даже консервативные пятидесятники считают, что в этом деле и во многих других они перешли все допустимые границы.
Если же взглянуть на догматическую сторону этого движения, то тут мы увидим совершенную свободу мысли, множественные нестыковки, явное богоборчество и желание устроить «рай» на земле всеми возможными способами.
Описывать вероучение харизматов дело неблагодарное. Они не имеют структурной централизации, наиболее крупные общины не связаны между собою, имеют разные названия, и всю необходимую информацию получают не из книг и Священного Писания, а напрямую от бога и ангелов. Но несмотря на это, в области веры у них есть определенные авторитеты. Это далеко не апостол Павел или какой-либо другой апостол. Эти авторитеты ныне здравствуют, они проповедуют на огромных стадионах, где десятками и сотнями изгоняют бесов, они пишут книги, они миссионерствуют по континентам и благодаря этому зарабатывают немалые деньги. И совершенно точно можно сказать, что этим людям верят.
А если суммировать все мысли этих популярных харизматических богословов, то:
Мировой порядок необходимо менять, т.е. делать все, чтобы создать на земле рай, в котором у каждого будет во всем преизбыток (богатство, красота и здоровье). Если государственный строй мешает осуществлению этой мечты, то этот строй необходимо поменять. Самому человеку меняться в лучшую сторону не обязательно, потому что человек – точная копия бога, между ними можно поставить знак равенства; задача бога — исполнять желания человека (деньги, здоровье, сила и т.д.); к томуже, каждый человек может стать новым мессией, а сам Иисус Христос был просто человеком, причем, чтобы искупить людей Он принял в Себя природу сатаны. В общем, можно сказать, что ни о каком христианство речь и не идет, а некоторые течения не признают даже Святую Троицу.
В реальности, а не в будущем, «харизматический» мир тоже выглядит не так как его хотят видеть безудержные проповедники. Не смотря на рекламу экономического процветания, здоровья и радость нового харизматического общества, на деле оказывается, что ничего из предложенного просто нет. Не смотря на все усилия, деньги не льются на паству дождем, больные и убогие так и не получают исцеления, а в атмосфере рая может позволить себе жить только верхушка проповедников и их прислуга. Почему же люди этого не замечают? Потому что признаться в том, что у тебя нет денег, ты болен и несчастен неопятидесятник просто не может. Все это считается самым тяжким грехом. Единственное, что получает человек на собраниях по-настоящему, это неконтролируемый духовный экстаз, который часто выжимает из человека все силы, делает его психически неуровновешенным, склонным к перепадам настроения и депрессии (в общем, почти все то, что делают с человеком наркотики). Благодаря этому одному факту попытки спорить с этими людьми не дадут никакого результата, пока человек не увидит, что пытаясь получить «быстрорастворимое счастье», он потерял и то, что имел.
Материал подготовил священник Виталий Фомиченко/ «Звенигородский колокол» июнь, 2017.
Просмотры (262)
В июне тысячи москвичей обнаружили в своих почтовых ящиках небольшие конвертики с сине-красным кантом и упитанным голубком. В качестве отправителя значился лично Господь. «Наша цель — каждый дом для Христа», — значится на оборотной стороне послания. Кто на самом деле стоит за рассылкой и чего добиваются эти люди — выясняли «Известия».
Как работает «письмо любви»
Материальность послания всё же наводит на мысль, что отправителями его были люди, а не ангелы. Оставить какую-либо информацию о себе они, впрочем, не озаботились. Как выяснили «Известия», аналогичные письма уже рассылались несколько лет назад, но в других регионах страны, а также в ближнем зарубежье. Цель рассылки проста: вовлечь интересующихся верой, но не воцерковленных людей в сети харизматов (течение, которое Русская православная церковь относит к сектам).
Фото: соцсети
В интернете без труда можно найти информацию о подобных письмах и стоящих за ними организациях. Разумеется, данные подаются в радужных красках.
Вот типичный рекламный ролик харизматов: приятной наружности девушка рассказывает своим подписчикам, как она случайно обнаружила «письмо Бога» в своем ящике. Она зачитывает текст и рассуждает о том, что коучи и мотивирующие тренеры в своих речах используют то, что написано в Библии. Себя девушка также ассоциирует с бизнес-коучем.
«Я понимаю, как жить правильно, чтобы быть успешной», — заключает она. Подобных роликов в Сети огромное количество.
Уральский опыт
В конце 2017 года в Челябинске харизматы столь агрессивно занялись рассылкой, что миссионерский отдел местной епархии Русской православной церкви выступил через СМИ с предупреждением о массовой вербовке адептов со стороны неопятидесятнической структуры «Новое поколение», одного из многочисленных отрядов сектантов-харизматов.
— Пятидесятников очень много — группы, церкви. Все они принадлежат, грубо говоря, к одному кусту, но к разным ветвям. Юридические лица тоже разные, они регистрируются как самостоятельные религиозные организации. Подобные письма — один из способов вербовки в свой круг. Мы столкнулись с этим в Челябинске несколько лет назад, — рассказал «Известиям» руководитель отдела миссионерской деятельности Челябинской епархии Константин Путник. Собеседник «Известий» больше 20 лет занимается изучением и разоблачением деструктивных культов.
Фото: Global Look Press/Christoph Soeder/dpa
— Массового притока в их организации не будет, они понимают это. Но время такое, что и одному человеку рад будешь. Поэтому я не удивлен, что организаторы этих течений оказались в Москве. Психика у людей раскачана, стресс из-за добровольного домашнего ареста. Поэтому вербовку сейчас удобнее всего проводить, — говорит Путник. По его словам, в таких сектах работают очень серьезные психологи.
Отец «Нового поколения»
Неопятидесятников на русскоязычном пространстве (страны бывшего СССР) сектоведы и религиоведы связывают с именем Алексея Ледяева. Константин Путник называет его одним из главных распространителей неопятидесятнического культа в России, странах Прибалтики и на Украине.
— Это очень известный человек, он возглавляет пятидесятническую церковь «Новое поколение». Ему запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Несколько раз он пытался въехать, но его разворачивали у границы. Живет он в Риге, там же действует и его главная церковь. Его церковь очень мутная, но филиалы этой организации в России существуют под разными названиями. Есть и у нас, в Челябинске. Одна из них так и называется — «Новое поколение», есть еще фонд «Фарес», — рассказал Константин Путник.
Алексей Ледяев Фото: youtube.com/Новое поколение Рига
По словам руководителя миссионерского отдела, скопом запретить все организации невозможно, по каждому юридическому лицу нужно отдельное решение.
Рвутся лечить наркоманов и пьяниц
В Челябинске неопятидесятнические структуры стремятся занять нишу реабилитации наркозависимых и алкоголиков и снискать репутацию благотворителей.
— Любой здравомыслящий человек должен понимать, что наркозависимость — это болезнь, а болезнью должны заниматься врачи. У них никаких врачей нет. А получается, что неопятидесятники пересаживают человека с одной иглы на другую. Неопятидесятнические культы — это своего рода наркомания, но только специфическая, — рассказал Константин Путник.
Фото:
По его словам, одним из инструментов неопятидесятников является так называемое «внушение наяву».
— Они вводят человека в состояние транса, манипуляциями с психикой добиваются приподнятого эмоционального состояния человека. Иногда проходят симптомы различных болезней. Например, головная боль. Эффект может действовать от нескольких часов до суток. А потом «исцеленные» жалуются пастору, что болезнь вернулась. Он им в ответ, дескать, Господь вас исцелил, но вы вернулись в грешный мир, у вас грешные помыслы, вот и недуги ваши вернулись. И зазывает их на следующее собрание. Так это и работает, — объясняет православный миссионер тактику сектантов.
По словам Путника, методики, схожие с теми, что применяют на «богослужениях» харизматы, способствуют манифестации психических расстройств. Особенную тревогу вызывают попытки сектантов завлечь на свои радения несовершеннолетних. По свидетельству Путника, на собрания пятидесятников нередко приносят даже младенцев.
— Детей огромное количество. Лично слышал, когда во время погружения в трансовое состояние толпы один ребенок кричал: «Мама, мне страшно!» Пастор со сцены потребовал от матери вывести ребенка. Прямо как Остап Бендер, помните: «Он мешает течению моей шахматной мысли», — говорит православный миссионер.
Диагноз «адепт»
Собеседник «Известий» не согласен с мнением отдельных религиоведов, полагающих, что в сети сектантов может попасть кто угодно. Как считает Путник, первопричиной во многих случаях является душевный недуг. У болезни есть и медицинское название согласно Международному классификатору болезней (МКБ-10) — зависимое расстройство личности. Оно характеризуется повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.
— От какого-то пастора , от какого-то гуру, от какого-то психотренера — это болезненное состояние. Естественно, человек с такой предрасположенностью, попадая в секты, находится в огромной опасности. В любой момент эти религиозные практики могут сыграть роль триггера, что часто и происходит. Эта «духовность» провоцирует патологические состояния, — говорит о неопятидесятнических культах Путник.
Фото:
Сеть в регионах
Харизматы активны в различных регионах страны. Активную деятельность развернула с началом пандемии коронавируса община в Барнауле под водительством некоего Артема Торопчина. Сайт их организации больше напоминает площадку для бизнес-тренингов. Сам старший пастор Торопчин и команда так называемой «Христианской церкви Барнаула» сфотографированы в дорогих костюмах на фоне роскошных интерьеров. Главное, на чем делают акцент в своих проповедях барнаульские харизматы, — финансовый успех прихожан. «Церковь» также ведет активную работу с алкоголиками и наркоманами. Без ложной скромности зашедшие на сайт неофиты узнают, что в «духовной лавочке» Торопчина в наличии и «священник с даром исцелять больных по благодати Божьей».
Артем Торопчин Фото: youtube.com/Христианская Церковь Барнаула
В Новокузнецке местное отделение «Нового поколения» возглавляют супруги Александр и Ирина Гришины. Корреспондент Novokuznetsk.su так описал «богослужение исцеления и чудес»: «Первое, что сразу бросилось в глаза, — это серьезные «братья» и «сестры» (больше похожие на церберов), зорко следящие за порядком и не дающие делать никаких фото- и видеосъемок. Зато чуть ли не с первых минут пустившие чашу для сбора десятины». Энергичный пастор обещал исцелить сразу от всех болезней, включая рак, гепатит, СПИД, туберкулез. Для пущей убедительности Гришин уверял собравшихся, что и сам исцелился от СПИДа. Тех же, кто не сдавал десятину, пастор со сцены приравнивал к колдунам — а на них целительная сила не распространялась.
В Информационно-апологетический центр Кузбасской митрополии неоднократно обращались родственники адептов «Нового поколения» и сообщали, что их близкие под влиянием пасторов-харизматов брали кредиты для пожертвований.
Битва за Москву
Любопытно, что с массовым вбросом листовок совпало несколько онлайн-трансляций сектантских радений. Последнее из них прошло в минувшее воскресенье, 21 июня. Однако двухчасовой ролик был удален на следующий день. Стоит заметить, что на массовом мероприятии присутствовавшие были без масок. В миссионерском отделе Московской епархии Русской православной церкви «Известиям» сообщили, что официально зарегистрированы лишь несколько неопятидесятнических организаций, остальные существуют в виде стихийных групп вокруг того или иного пастора.
— У нас есть закон «О миссионерской деятельности», согласно которому религиозные организации обязаны указывать на таких листовках свое полное название. Вероятно, в данной ситуации реквизиты не были указаны специально, чтобы невозможно было применить санкции, хотя само распространение листовок не запрещено. Удивительно, что создатели листовок пользуются древними методами, которые вызывают неприятие, раздражение у людей (засовывают листовки в почтовые ящики. — «Известия»), — утверждают в миссионерском отделе Московской епархии РПЦ.
По словам священника Дмитрия Березина, в Москве существует комиссия по реабилитации и помощи пострадавшим от деструктивных религиозных движений людям.
— После таких сект человека очень сложно привести в храм. Дело в том, что харизматы в проповедях, выборочно цитируя Писание, формируют восторженные ощущения у слушателей по отношению к тому, что Господь нас любит, что мы уже спасены верой в Него. Но довольно примитивная интерпретация заслоняет собой более глубокие смыслы, которые заложены в Библии. Плюс они ведут активную антиправославную риторику, называя верующих идолопоклонниками — дескать, кланяются иконам. Фраза: «Мы Библию читаем, а православные ее целуют», — один из лейтмотивов их проповеди. Набор таких тезисов часто ставит внутренний блок у человека, который попал в такую секту, — если он и пойдет куда-то за помощью, то не в православную церковь. Иногда возникает антагонизм вообще к религии. Во многом такому эффекту способствует их тезис, что пастор всегда прав и спорить с ним нельзя, — рассказал «Известиям» священник.
Скриншот видео с собрания неопятидесятников, сам ролик позже был удален Фото: youtube.com
Впрочем, руководитель правозащитного центра «Всемирный русский народный собор» Роман Силантьев считает, что харизматы «Нового поколения» на сегодняшний день утратили свои позиции.
— Секта Ледяева присутствует в ряде населенных пунктов. В последние несколько лет о них особо не слышно. Их можно отнести к наиболее радикальным пятидесятникам. На фоне других сект эта не самая опасная. Отличительная особенность их «богослужений» — они вводят в транс, от болезней лечатся. Иногда даже гремучих змей используют для остроты ощущений — правда, не у нас.
Авторитетный религиовед считает, что пик этих харизматов прошел.
— Они остаются, у них даже есть прирост. Но они уже не арендуют стадионы. Народ уже всё понял, привык, особо к ним не идет, — подытожил Роман Силантьев.
Кто такие харизматы, большинство православных не знают. Кажется, протестанты. Или католики? Одни скажут, что харизматизм — это традиционное христианство с новыми формами служения, а другие — что есть жуткая секта харизматов, где людей зомбируют, грабят и доводят до суицида. Настолько разные представления о людях, живущих рядом с нами, приводят к заблуждениям, предвзятости и агрессивному настрою друг к другу. Разве могут христиане конфликтовать между собой? Полезно получше узнать суть этого учения и положить конец стереотипам.
Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм
Если попытаться выстроить некоторую преемственность религиозных идей, то будет выглядеть всё следующим образом:
Этап 1. Иудаизм. Эта религия возникла в среде месопотамских и ханаанских течений, есть в ней следы египетских верований и зороастризма. Но много своего — причём так много, что нельзя даже сказать, что иудаизм стал прямым наследником чего-то. От этой религии и начинается путь харизматов.
Этап 2. Христианство. Появившись как иудейская секта, христианство за несколько веков трансформировалось в самую влиятельную мировую религию, которая во многом радикально противоречит иудаизму.
Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства. Фото: bigenc.ru
Этап 3. Протестантизм. Это путь христиан, которые решили порвать с традицией предыдущих веков христианство. Религия, где не учитывается опыт предшественников-богословов и предания. С одной стороны это очищенная от всего лишнего религиозная система, а с другой — благодатная почва для самозваных «гуру», которым нет нужды получать духовное образование и доказывать свою квалификацию.
Этап 4. Пятидесятничество. Направление в протестантизме, в котором основной упор сделан на духовные переживания, ощущения человека во время духовных практик.
Этап 5. Харизматизм. Своего рода неопятидесятники, развитие пятидесятничества в сторону особого рода практик. Но про то, чем занимаются харизматы, кто они, когда появились, поговорим чуть позже.
А сейчас оговоримся — не обязательно харизматы причисляют себя к протестантам. Харизмат может быть таковым, оставаясь в лоне католицизма и православия.
Харизматы — это не секта, а течение в христианстве
Очень часто люди со стороны называют харизматов сектой. Это некорректно. Только некомпетентный человек, демонстрирующий своё невежество, может допустить подобное заявление. Обратимся к научному мнению. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:
«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».
Александр Буганов писатель
Далее автор рассказывает, что секта понемногу дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:
«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».
Александр Буганов писатель
Итак, секта — это замкнутая организация и она противостоит господствующей религии. Также она должна быть признана сектой на уровне государства. Ни одна другая конфессия не вправе называть ту или иную религию сектой.
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов. Фото: hramermogen.ru
Харизматическая церковь не противопоставляет себя христианству, а лишь предлагает свой взгляд на аспекты богослужения и догматики. Это нормальное явление внутри традиции, в котором нет ничего предосудительного.
Харизматы признаны всем миром и официально зарегистрированы государством. Иронично, что так называемые сектоведы, которые публикуют предвзято-агрессивные выпады в сторону харизматов, сами официально не существуют.
Христианская церковь не подразумевает в своей структуре сектоведов, а классификатор профессий не упоминает таких «специалистов». Поэтому подобные нападки на харизматов, пятидесятников баптистов и т.д. лишь отражают субъективное мнение критиков и не имеют ничего общего с христианством.
Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом
Корни движения харизматов уходят в книгу Деяний святых апостолов. Там есть эпизод, который состоялся на примерно пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Оговорка «примерно» нужна из-за того, что текст даёт возможность по-разному вычислить дату.
Апостолы в этот день собрались в доме в обществе многих свидетелей. Далее произошло странное:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
(Деян. 2:2-4)
Ученики Христа с того момента обрели много возможностей, в том числе:
- исцелять недуги;
- изгонять бесов;
- говорить на разных языках.
Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории. Фото: i.ytimg.com
Некоторые наблюдатели отнеслись к поведению апостолов с насмешкой и заявили, что те напились сладкого вина.
Тут нужно уточнить, что Вино именно сладкое из-за особенностей перевода. В древнем Израиле существовало свыше десяти терминов для названия разных состояний вина и виноградного сока. На других языках такого изобилия нет, а потому иногда переводчикам довольно сложно объяснить, что за напиток подразумевался.
Пятидесятники выделили этот эпизод, посчитав, что:
- Крещение Святым Духом — это кульминация пути христианина;
- Поэтому самое важное для человека — стремиться к этому состоянию;
- Важный его признак — способность говорения на иных языках.
При достижении состояния крещения Святым Духом пятидесятники чувствуют эйфорию, видят галлюцинации и испытывают другие необычные переживания.
Эту идею взяли на вооружение харизматические церкви.
Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж
Само слово «харизматы» очень напоминает «харизму». Это не случайно: и то и другое восходит к понятию «дар», то есть в случае харизматов подразумевается, что они получают дары Святого Духа.
В 1960 году священник Денис Беннет положил начало движению харизматов, когда на проповеди рассказал о своём опыте говорения на иных языках. Это дало сильнейший толчок тому, что многие верующие принялись достичь того же.
1960 — год, давший начало движению харизматов
Изначально харизматы не позиционировали себя как отдельное течение христианства. Напротив, они держались внутри своих деноминаций, но главной своей целью духовной жизни сделали получение даров Святого Духа. Постепенно образовались общины людей, чьи интересы совпадали. В 1962 году в Англии возникла первая влиятельная община харизматов «Источник веры».
Харизматы отличаются от пятидесятников тем, что взяли на вооружение множество практик нью-эйдж. Это упражнения, восходящие к шаманизму и восточным духовным практикам. Среди них:
- «Святой смех» — это беспричинный коллективный хохот. Он очень заразителен, если продолжать слишком долго.
- «Опьянение в духе» — восходит к истории про апостолов. Нужно вести себя, словно пьяный. Подразумевается, что человек не притворяется, а это Святой Дух так себя через него проявляет.
- «Танцы в духе» — танцы и песни вообще составляют важную для харизматов часть практики. Они настраивают людей на позитивную волну.
- «Духовные роды» — присутствующие начинают кричать и корчиться, имитируя процесс родов.
Вот как комментирует основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни»:
«Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики»
Для консервативных пятидесятников подобные вещи неприемлемы. Да и вообще, признаться, со стороны действия харизматов очень похожи на собрание людей с большими психическими проблемами. Но изнутри, конечно же, всё это воспринимается иначе — этакая религия с юмором, который в придачу обещает легкодоступное духовное пробуждение.
Харизматы ищут духовных достижений без усилий.
Это общая черта большинства течений нью-эйдж: делать пару нехитрых упражнений два раза в день в ожидании ошеломительного результата. Только практикам невдомёк, что оригинальные духовные учения всегда предполагали сложный путь подвижничества и работы над собой, а всякие простые дорожки — это не больше чем липа.
Собственно, и пятидесятники убеждены, что духовная трансформация человека не даётся за так, а происходит благодаря большим внутренним усилиям. Харизматы же относятся ко всему легко и формально, во главе всего ставя практику.
Фундамент же остаётся стандартным протестантским. Тут есть идея спасения без участия церкви и убеждение, что авторитет есть только у Священного Писания.
Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания
Если посмотреть запись с динамических медитаций Ошо и типичную массовую практику харизматов, то станет ясно, что речь идёт абсолютно об одних и тех же действиях с сознанием. Не важно, преподнесено оно под обложкой христианского или восточного вероучения. Как выглядит динамическя медитация, можно посмотреть на видео:
Ссылка на видео:
Более того — всё те же техники работы с сознанием используются на обычных семинарах по саморазвитию, где нет религиозной подоплёки. Оказывается, Святой Дух не причём. Достаточно внести некую сумму, и пара инструкторов введёт во все нужные состояния: неконтролируемого смеха, танцев и покажет ещё немало других духовных упражнений.
По сути, это не так уж и страшно, если помогает человеку расслабиться, почувствовать себя сопричастным к чему-то возвышенному. Пусть даже за это потребуются какие-то взносы в пользу церкви или плата за посещение семинаров, жуткого в этом ничего нет.
Но плохо, когда человек подменяет подобными практиками настоящие духовные поиски и работу над собой. Этот суррогат мешает человеку стремиться стать лучше. Когда тебе кажется, что до реального Божественного сознания осталась пара танцев — это путь в никуда. Поэтому нужно понимать:
- Духовный путь предполагает работу над собой.
- Упражнения её не заменят.
В противном случае религиозная жизнь человека сводится к массовым безумствам на публике. Это явно не путь Иисуса Христа, а Библия, в которой важен один только дар, — истолкование неверное, однобокое и вредное.
Учение о процветании
Для харизматов очень важно учение о процветании. Это типичная нью-эйдж концепция: если Дух Святой в человеке проявился, то всё теперь пойдёт как по маслу. Не будет проблем с деньгами, со здоровьем, с личной жизнью и т.д.
Бог открывается к такому человеку, постоянно его «балует». А если ты беден и со здоровьем проблемы, то виновато не правительство, не медицина, а лишь то, что ты недостаточно практиковал. Практикуй, танцуй, пой — и твоё мировоззрение займёт правильную точку, а жизнь наладится.
Пути у верующего два:
- Самовнушение. Поверить в то, что всё хорошо, даже если всё плохо.
- Депрессия. Верующий рано или поздно разочаровывается в своих силах из-за того, что не испытывает счастье. Это грозит серьёзными проблемами.
Церковь харизматов в Белоозерске. Фото: photocdn.photogoroda.com
Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи
Недобросовестные пастыри церкви харизматов часто злоупотребляют своим положением:
- Требуют взносов.
- Запрещают обращаться к врачам, поскольку, по мнению харизматов, сами всё могут вылечить.
- Подавляют в человеке волю.
Разумеется, это вопрос конкретных личностей, а не всего движения в целом. В православии тоже хватает недобросовестных священников. Но всё же статистически именно из харизматических церквей преимущественно люди попадают в реабилитационный центр, а то и кончают с собой.
Из-за этих аспектов представители харизматического движения находятся под постоянной угрозой.
В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации
Харизматические церкви сами по себе не имеют единства. Они могут отличаться догматами и практиками, так что к ряду организаций многое из сказанного выше может не относиться. Слишком общины харизматов независимы друг от друга.
Религоведы затрудняются классифицировать харизматические церкви.
Усложняет ситуацию в нашей стране и ещё и то, что в годы развала СССР ряд общин харизматов для ускорения процедуры регистрации назвали себя движениями пятидесятников. Путаница продолжается по сей день.
Чтобы их не путали с пятидесятниками, харизматы часто называют себя христианами евангельской веры.
Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру
Теперь немного об отношениях харизматов и православия. Православие само по себе никак не относится к харизматам. В рамках традиции нет наставлений об отношениях с другими христианами. Это уже будет не христианство, а опыт церковной практики.
Что касается православного духовенства, то оно обычно негативно отзывается о харизматах. Впрочем, точек соприкосновения немного. Харизматы делают акцент на мистическом опыте. Для харизмата важно, чтобы была не только слепая вера, но и подтверждение свыше. «Если Бог есть, — рассуждает харизмат, — то почему бы Ему не доказать это? Пусть пошлёт знамение. Ему же это ничего не стоит!». Поэтому харизматы охотятся за чудом.
Чудеса эти подчас сомнительные. То же самое говорение на разных языках встречается и у одержимых дьяволом. А большинство их переживаний — рядовые психические явления.
Способность говорить на разных языках встречается и у одержимых тоже.
Православные же убеждены, что есть духовная прелестью — всякие чудеса и состояния, которые отвлекают верующего от главного. От них предлагается отречься и предаться подчас действительно слепой вере, не требуя никаких доказательств.
Священник Александр (Шрамко) трезво размышляет об отношениях харизматов и православных.
«Харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о «борьбе за чистоту веры», которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не «оргвыводы».
К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви».
Александр (Шрамко) Священик