истории 14:38, 8 июля 2016
Верховный суд РФ 29 июня признал законным решение Мосгорсуда о ликвидации Саентологической церкви Москвы. В течение полугода организация должна быть удалена из единого реестра юридических лиц и не сможет официально работать в России. С исковым заявлением в суд обратилось министерство юстиции — представители ведомства настаивали, что слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак, а это нарушает закон о свободе вероисповедания: религию может распространять религиозная организация, а не коммерческое партнерство. В России саентологи официально работают с 1994 года. За 22 года представители церкви прошли через десятки процессов, запретов и обысков, но до сих пор лишения права на религиозную деятельность удавалось избежать. По просьбе «Медузы» журналист Евгений Бунтман рассказывает, кто такие саентологи и за что их преследуют.
Измерение чувств
«Возьмите в руки эти рукоятки и подумайте о чем-то, что вас тревожит, о чем-то плохом», — сотрудница Церкви Саентологии настраивает электропсихометр. Это устройство обтекаемой формы, на экране — деления и стрелка. Стрелка прибора сначала мечется по шкале, потом застывает ровно посередине. «Теперь снова подумайте о том же самом», — просит она. Я настолько же старательно думаю о самом хорошем, что только приходит в голову. «Вот видите, вы подумали о плохом, прибор это фиксирует», — торжествует сотрудница. Понять какую-то закономерность в движении стрелочки не удается.
Е-метр, он же электропсихометр, стал использоваться основателем саентологии Роном Хаббардом в 1950 годах. Последователи его учения считают, что прибор помогает священнику (одитору) определить, с какой областью переживаний испытуемого (преклира) нужно работать.
Реклама
До 1960-х годов саентологи рассказывали, что прибор может лечить определенные заболевания, но в 1963 году Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США обвинило церковь в мошенничестве; сотни электропсихометров были изъяты при обыске. Тогда последователи Хаббарда изменили описание действия устройства: «Сам по себе Е-метр ничего не делает. Это электронный прибор, который измеряет умственное состояние и изменение в состоянии человека, а также способствует тому, чтобы одитинг проводился точнее и быстрее. Е-метр не предназначен и не эффективен для диагностики, лечения или предотвращения любого вида заболеваний». Ученые утверждают, что это обычный гальванометр.
В Московской саентологической церкви такой прибор можно купить за 420 тысяч рублей. Цена на него установлена одинаковая по всему миру, права на его название и дизайн принадлежат исключительно саентологической церкви. Измерения прибора — один из ключевых обрядов в саентологии. «Например, он используется при одитинге, то есть исповеди», — объясняет «Медузе» официальный представитель церкви Нина де Кастро. — И это гораздо действеннее, чем исповедь у христианского священника, где можно решать: ну, об этом я грехе расскажу, а о другом — нет».
Как религиозное учение саентология возникла в 1952 году. Американский писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард разработал практику, получившую название дианетика. Саентологи считают, что главная причина всех заболеваний — негативные моменты из прошлого каждого человека. Чем больше человек переживает эти моменты (разумеется, под руководством опытного практика), тем вероятнее наступает избавление от них. Вслед за дианетикой Хаббард основал и религию — саентологию.
Одитинг в штаб-квартире саентологов в Сассексе, Англия, 1985 год
Фото: Peter Brooker / rex / Vida Press
В центре идеологии саентологов — человек, его тело, здоровье и воспоминания. Ключевое понятие — одитинг (auditing). Саентология определяет эту процедуру как «технологию, улучшающую работу разума и восстанавливающую потенциал духовного существа». В общении участвуют два человека — одитор (священник) и преклир (человек, еще не ставший клиром (clear, чистый)). Фактически это исповедь, позволяющая, как считается в саентологии, подняться на более высокую ступень восприятия.
Второй ключевой термин — тэтан, «духовное существо». Уровень, находящийся выше понятия «клир», называется ОТ, оперирующий тэтан. В иерархии, утвержденной Саентологической церковью, главная цель — это «Мост к полной свободе», и священники двигаются по шкале уровней ОТ. Вершина иерархии — корабль «Фривиндз», курсирующий в Карибском море. На нем собираются избранные члены церкви, и только там присваиваются высшие ступени ОТ.
Тут не до гармонии
Нина де Кастро стоит у огромной таблицы степеней посвящения и ступеней внутренней иерархии. «Вы сами посмотрите, как можно в такой обстановке предоставлять новую ступень ОТ. К нам приходят сотрудники спецслужб, проводят обыски, выбивают двери. Тут не до гармонии», — сетует она.
Трудности с законом у саентологов возникли почти сразу после основания церкви. Их обвиняли в мошенничестве, в проповедовании лженауки, в финансовых нарушениях, в преследовании отступников и критиков учения Хаббарда. Судебные процессы проходили в США, в Германии, во Франции, в Бельгии.
В России трудности у саентологов возникли через два года после регистрации, в 1996 году. Госдума приняла постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России». В пояснительной записке досталось и последователям Рона Хаббарда: «Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется деятельности специальных служб. Особенно преуспела в этом американская «Саентологическая церковь». Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России… Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой дианетики — вербовочные структуры «Саентологической церкви»».
«Российские саентологи не смогли пройти перерегистрацию в Минюсте как религиозная организация, и до сих пор официально таковой не являются, — напоминает в беседе с «Медузой» глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. — Признаков религиозной деятельности у Саентологической церкви не обнаружено министерством юстиции. Существует мнение, что эта организация создавалась изначально как коммерческая, с признаками использования технологий сетевого маркетинга», — говорит он.
Константин Михайлов, религиовед, сотрудник Центра изучения религий РГГУ, считает, что подобная постановка вопроса неверна: «Любая крупная церковь ведет коммерческую. деятельность, точно так же поступают и саентологи. Это и плата за «Мост к свободе», и продажа какой-то религиозной литературы. У саентологов есть вещи необычные для нашей почвы, например, регистрация торговых марок. Отчасти это следствие того, что Хаббард был подкован в вопросе авторских прав, все-таки он писатель-фантаст. Это полноценная религия. Я слышал от них рассказы о чудесных исцелениях, есть и культ высшей силы, верховного божества. Наконец, есть очевидный культ пророка-основателя, Рона Хаббарда».
Саентологическая церковь на Таганской улице похожа на большой офис. Столовая, где обедают мужчины и женщины в белых рубашках. Чистые кабинеты, просторные холлы и коридоры. И, конечно, кабинет начальника. Вход огорожен цепью — как огораживают экспонаты в музее. Внутри — большое кресло, книги на полках и табличка с именем Л. Рон Хаббард. По словам Нины де Кастро, такой кабинет есть в каждой большой церкви. На стенах — изречения Хаббарда, везде его книги и портреты. В ознакомительном зале на первом этаже — список заповедей. Здесь есть и «не убий», и «не укради», всего 21 пункт. «Наш кодекс строителя коммунизма», — смеется представительница церкви.
Внизу расположена часовня. На полу мозаика с символикой церкви, рядами стоят стулья. У сцены — кафедра священника, рядом бюст Хаббарда. Весь катехизис — в виде плакатов на стенах, что опять создает ощущение офиса. Кредо, кодекс поведения священника (одитора), заповеди, цитаты из книг основателя. Но тут же находится место и явно религиозным символам. Саентология использует крест, но не вкладывает в него никакого христианского смысла. Крест у пересечения перечеркнут. Восемь концов символа означают восемь практик саентологии, высшая из которых — бесконечность Верховного существа.
Исследователь небольших религиозных течений Александр Дворкин, который ввел в обиход термин «деструктивные секты» (раздражающий большинство религиоведов) уверяет, что это сатанинский символ, заимствованный у Алистера Кроули. Наравне с этим Дворкин видит в символике саентологов и отсылки к эмблеме ЦРУ.
Фото: Newscast / Rex / Vida Press
Еще один ключевой символ в саентологии — латинская буква S, переплетенная с двумя треугольниками. Буква, разумеется, означает саентологию. Первый треугольник — это аффинити — реальность и общение. Второй — знание, ответственность и контроль. Аффинити — это любовь и дружеское расположение. В саентологии много англицизмов — одитинг, аффинити, клир. Служителей церкви это не очень смущает, подобная терминология — отличительная особенность этой религии.
«Какие-то вещи они адаптируют, — рассказывает Константин Михайлов. — Им присылают брошюры, которые порой оказываются слишком приторными, и им приходится от них отказываться, у нас люди не привыкли к такому».
Преследуемое движение
В 2007 году суд в Санкт-Петербурге закрыл городскую общественную организацию «Сайентологический Центр». Проверка Минюста показала, что саентологи без лицензии вели образовательную деятельность и незаконный сбор информации о частной жизни.
В 2008 году, опять в Петербурге, в здании Церкви саентологии прошел обыск. Бывший прихожанин пожаловался в прокуратуру, опасаясь, что данные его одитинга, исповеди, могут быть использованы. В церкви его заверили, что этого не произойдет, но при обыске сотрудники прокуратуры изъяли две коробки с записями.
В апреле 2010 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры признал книги и видеолекции саентологов экстремистскими. В общей сложности в Федеральный список экстремистских материалов попало 29 трудов и пособий по саентологии и дианетике.
Весной 2011 года суд изменил свое решение, и материалы из списка исключили. Тем не менее, некоторые работы по-прежнему находятся под запретом — уже по решению Щелковского городского суда Московской области от 30 июня 2011 года. В их числе — одна из ключевых брошюр под названием «Что такое саентология».
Законность хранения персональных данных — это один из главных вопросов, которые государство задает саентологам. Летом и осенью 2015 года прошли обыски в Саентологической церкви Москвы и в других центрах изучения трудов Хаббарда. Правоохранители обнаружили «незаконно установленные предметы системы аудио-видео-контроля, состоящей из акустических микрофонов и видеокамер, относящихся к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
Религиовед Константин Михайлов признает, что эта практика сомнительна с точки зрения закона и может стать средством всевозможных манипуляций. Впрочем, он считает, что ни для кого из адептов не секрет, что их разговоры с одиторами записываются.
Саентологи считают, что за нападками стоят их главные враги: психиатры и сотрудники спецслужб. «На саентологию нападают, потому что завидуют, что у нас много людей, — объясняет Нина де Кастро. — От спецслужб почему претензии? Они используют наркоболевые гипнозы и зомбируют людей, чтобы те выполняли определенные приказы. А саентология и дианетика могут вынуть все эти вещи. Чтобы потом не иметь проблем, сегодня мы не берем людей, работавших в спецслужбах, людей, которые уже имеют у себя поставленные импланты,. Атаки из-за этого идут».
Несмотря на скверную репутацию, сложившуюся у саентологов чуть ли не с первого года их пребывания в России, открытых конфликтов с представителями других религий у них почти нет. Глава профильного комитета Госдумы Ярослав Нилов о саентологах говорит спокойно и подчеркивает, что с ними у депутатов существует нормальный диалог. Нет и особенного противодействия со стороны православных активистов. Пикеты в 1999 году на улице Бориса Галушкина, где раньше находилась штаб-квартира саентологов, были стихийными, не массовыми и непродолжительными. Наоборот, рассказывают представители церкви, любопытствующие граждане видели плакат c надписью «Секта там» и стрелочкой, указывавшей на центр дианетики, и шли туда. На входе в Московскую церковь саентологии сидит охрана, в случае опасности она действует, как полагается любому ЧОП — вызывает полицию или не пускает недовольных.
«На самом деле саентологи — крошечная община. И в руководстве РПЦ наверняка есть люди, которые понимают, что они, в общем-то, никому не угрожают. По всему миру численность саентологов, действительно активных членов церкви, измеряется в десятках тысяч, не больше. Как любая религиозная община, они очень сильно завышают статистику», — объясняет Константин Михайлов. Оценки численности саентологов очень разнятся. Представители церкви говорят, что активных прихожан от 40 до 50 тысяч человек только по России. В профильном комитете Госдумы называют цифру «в пару тысяч человек».
Оплата по психометру
Среди многочисленных претензий к саентологам особое место занимает вопрос об их финансовой деятельности.
«Церковь саентологии живет на пожертвования», — настаивает Нина де Кастро. Их сумма возрастает с каждой ступенью, но ее точный размер определяет сама церковь в каждом конкретном случае. Это зависит от того, что скажет одитор, сверившись с показаниями электропсихометра. Суммы довольно большие, но назвать их с ходу официальные представители церкви затрудняются. Как правило, в этом и состоит главная претензия государства к саентологам. Через церковь проходят значительные деньги, и непонятно, все ли они отражаются в налоговой декларации. В Московской церкви не стали называть даже примерную сумму; остается это тайной и в других странах. Расценки на «Мост к полной свободе» иногда публикуются вопреки желанию церкви. Суммарная стоимость продвижения к высшим ступеням саентологической иерархии колеблется от 33 тысяч до 380 тысяч долларов, в зависимости от желаемого уровня.
«Вопрос пожертвований в значительной степени зависит от конкретных общин и священников, — говорит Константин Михайлов. — В целом это не так сильно отличается от любой другой религии. Но злоупотребления действительно есть. Впрочем, это зависит от самих людей, приходящих к саентологам. Что же касается платных услуг, то они существуют в любой религии. В православной церкви для крещения я же покупаю крестик. Нельзя же считать мошенничеством, если оплаченная религиозная услуга не выполнена. А то так и пояс Богородицы можно назвать мошенничеством».
В истории саентологической церкви немало случаев, когда невозможность заплатить за следующую ступень приводила людей к банкротству или к самоубийству. Один из таких эпизодов стал поводом для расследования в журнале Time в 1991 году: бывший прихожанин церкви выбросился из окна, сжимая в руке последние деньги, еще не перешедшие к саентологам.
Сами саентологи не скрывают, что большинство услуг платные. «Человек вкладывает в себя, это его выбор, — говорит Нина де Кастро. — Пожертвования обязательны, только ознакомительное тестирование бесплатно. Потом, когда он начинает изучать, он поддерживает себя и церковь. У нас есть определенные фиксированные пожертвования, например, он жертвует за одитинг. Это стоит недешево, потому что обучить священника это большой труд. Хаббард говорил, что год одитинга идет за пять лет обучения в университете».
Пикет у московского центра «Дианетика», 1996 год
Фото: Игорь Зотин / ТАСС
* * *
РПЦ к решению о ликвидации Московской саентологической церкви отнеслась с одобрением. Замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал решение «важным прецедентом, демонстрирующим решимость государства не признавать религиозными те организации, которые используют религиозное чувство людей в злонамеренных целях». По мнению официального представителя РПЦ, «в судебном порядке удалось доказать, что сама деятельность этой организации является надругательством над свободой человека как таковой».
Реклама
21 июня 2016-го в здании московской церкви прошел очередной обыск. На первом этаже, куда первым делом попадает человек с улицы, висят большие экраны, на которых неофитам показывают фильмы про дианетику, саентологию и Хаббарда. Большая часть телевизоров сломана, сотрудники ФСБ изъяли электронику, приборы, записи. «Пытались взломать банкомат, унесли кофейную машину», — жалуются в церкви. 29 июня Верховный суд подтвердил решение Мосгорсуда о ликвидации Саентологической церкви Москвы. Представители церкви заявили, что это ущемляет интересы 10 тысяч верующих в России.
Сворачивать деятельность саентологи не собираются. «Так происходит в каждой стране, — говорит де Кастро. — Сколько лет в Америке не хотели признавать нас религией, потом признали. Потом в Европе шли суды, в Бельгии 18 лет гонялись за саентологами, но затем судья разобрался и сказал, что это надуманные претензии. Рано или поздно признают и в России».
Евгений Бунтман
Москва
Переход на каждый следующий этап в «Церкви саентологии» требует денег, причём адепты платят всё больше и больше. И тут работает простая логика: чем больше ты вложил, тем меньше хочешь уходить, потому что не веришь, что всё потратил зря. Тем более что тебе обещают, что вот уж на следующем этапе тебе раскроют нечто удивительное. Для того, чтобы любой человек попал в секту, необходимо, чтобы совпали два условия: первое, чтобы сектантская приманка соответствовала интересам самого человека, потому что напрямую в секту не приглашают — а приглашают на бесплатные курсы английского языка, в какой-нибудь лекторий по древнему философскому наследию, интересную высокооплачиваемую работу, к доктору какому-нибудь удивительному поправить своё здоровье или заполнить Оксфордский тест способностей человека — это как раз саентология. Второе — чтобы человек был в состоянии стресса, потому что тогда он более внушаем. Как говорят сектоведы, у каждого человека есть свой гуру — и ваше счастье, если вы его никогда не встретите».
УДК 299.93 ББК 86.391 С 92
Схакумид Жанна Николаевна, соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(918)3201160.
САЕНТОЛОГИЯ КАК ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА
(рецензирована)
Основная цель данной работы: дать развернутую характеристику сект саентологии, которая признана большинством стран мира как организация, представляющая угрозу непосредственно национальной безопасности государства, т.к. под ее влияние попадают в основном элитарные слои общества, составляющие духовный и научный потенциал государства. Это обусловливает актуальность темы, что подтверждено многочисленными публикациями, как в России, так и за рубежом по проблемам саентологии.
Ключевые слова: саентология, дианетика, свободная зона, саентологический крест, тэтан.
SCIENTOLOGY AS A TOTALITARIAN SECT
(reviewed)
Keywords: Scientology, Dianetics, free zone, Scientology Cross, thetan.
На международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты -угроза религиозного экстремизма», прошедшей в 2010 г. в Екатеринбурге, граждане разных стран, национальностей, убеждений и вероисповеданий, в том числе
сотрудники российских федеральных министерств (Минздрава, Минобразования, МВД, Минюста) и других государственных учреждений, вузов и общественных организаций, констатировали опасность, нависшую над правами человека и демократическими свободами: «Бесконтрольная деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов), которая имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающая фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству». Это строки итоговой декларации международной конференции. В ней дано определение: «Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными,
культурологическими и иными прикрытиями» .
В саентологии два течения — Церковь саентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Саентологии (ЦС), существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из ЦС в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью саентологии как исповедующая саентологию. Сайентология приобрела последователей в более чем 100 странах мира; среди сторонников Церкви саентологии есть популярные деятели культуры, включая звёзд Г олливуда. Самими саентологами распространяются истории успеха последователей, рассказывающие о благоприятных результатах саентологических практик. Согласно этим историям, саентология позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы .
Саентологию считают одним из самых конфликтных религиозных движений, многочисленные судебные процессы с участием саентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов. Слово «саентология» (англ. «scientology») впервые встречается в книге Аллена Апварда (Allen Upward) (1863-1926) «Новое слово» («The New Word»), написанной в 1901 году и опубликованной в 1908 в Лондоне, за несколько десятков лет до того, как Рон Хаббард основал саентологическую религию . В этой книге слово «scientology» встречается 4 раза как существительное и 1 раз как прилагательное. Некоторые оппоненты саентологии утверждают, что Хаббард
позаимствовал слово оттуда, хотя не существует доказательств того, что он был знаком с этим произведением. Философские взгляды, которые Апвард формулирует в «Новом слове», не имеют ничего общего с какими-либо идеями саентологов более позднего времени .
Хаббард впервые использовал слово «саентология» в 1938 году в своей рукописи «Экскалибур» («ЕхсаНЬиг»). Позже, в марте 1952 года в начале серии лекций «Сайентология: Первая веха», которые Хаббард провел в Вичите, штат Канзас, он объявил: «Это курс по саентологии». В отличие от дианетики, несмотря на название, сайентология изначально постулирует вечность человеческой идентности, называя её термином «тэтан». Главной целью саентологии является истинное духовное просветление и свобода для индивидуума. Человек — бессмертное духовное существо. Сайентология объявляется религией, потому что в ней присутствуют следующие вещи: Вера в какую-либо Высшую Реальность, такую как Верховное Существо или вечная истина, которая выходит за пределы бренной земной жизни .
Саентологическое учение Хаббарда выросло из предыдущего учения -дианетики. В начале весны 1952 года в городе Финикс, штат Аризона, в одной из своих лекций Хаббард объявил о появлении саентологии, перенеся в этот город созданный им дианетический колледж. Первая «Церковь саентологии» была открыта в г. Вашингтоне в 1955 году .
Наибольшее распространение саентология получила в США, где живет большинство последователей Церкви саентологии. Также есть несколько сотен представительств (церквей и организаций, предоставляющих саентологические услуги) в Европе и Азии .
Ни одна религия в мире не распространялась так быстро и настолько широко (за столь короткий промежуток времени) как саентология. Сегодня её исповедуют люди, говорящие на 30-ти языках, живущие в 129-ти странах на всех континентах. Свободная Зона (СЗ) сформировалась в начале 1980-х годов из людей, покинувших Церковь Саентологии. СЗ состоит из независимых друг от друга течений и групп с различными воззрениями — от сторонников практики саентологии в том виде, как она существовала при Роне Хаббарде, до сторонников продолжения исследований и совершенствования саентологии. Саентология получила официальное религиозное признание в следующих странах: Австралия, Индонезия, Испания, Италия,
Киргизстан, Новая Зеландия, Португалия, Словения, США, Тайвань, Хорватия, Швеция и ЮАР. Среди наиболее известных последователей саентологии можно выделить Тома Круза, Джона Траволту, Джину Элфман, Келли Престон, Кёрсти Элли, Мишель Файрман, Чика Кориа, Джейсона Ли, Дастина Хоффмана, Робина Уильямса, Айзека Хейза, Присциллу Пресли, Кэти Холмс .
В саентологии есть свои символы. Буква <^» означает «Саентология». Нижний треугольник называется треугольником АРО: А — аффинити, Р — реальность, О -общение. Эти три взаимозависимых фактора вместе образуют понимание и представлены в виде треугольника. АРО является базовым принципом сайентологической религии. Аффинити — это первый угол треугольника, он обозначает эмоциональный отклик между людьми. Реальность — это второй угол треугольника и в основе своей это согласие. Третий угол треугольника — общение -определяется как обмен идеями между двумя людьми. Все эти три элемента взаимосвязаны. Верхний треугольник в символе саентологии — треугольник ЗОК. Его вершинами являются З — знание, О — ответственность и К — контроль. Как и вершины треугольника АРО, эти три элемента взаимосвязаны. Когда поднимается одна из вершин треугольника ЗОК, поднимаются и две другие вершины. Впервые символ начал использоваться в 1952 году .
По нашему мнению, разнообразные секты унижают и подавляют, а точнее уничтожают человека, превращая его в «послушное животное», «орудие для манипуляции».
Верующему человеку очевидно, что вне религии духовного здоровья не обрести. А неверующие бросаются на разные курсы, обучаются аутотренингу и «наконец» обретают Дианетику .
Странники хаббардовской «Дороги к счастью» теряют своих друзей, распадаются их семьи и многие вместо духовного здоровья приобретают психические недуги, их начинают преследовать навязчивые идеи, депрессии. Пытаясь воздействовать на окружающих, согласно дианетическим установкам, они оказываются в изоляции, ибо жизнь разрушает искусственные отношения и требует искренности, а не наигранного сочувствия; деятельности, а не игровых ходов «честной игры». Но, к сожалению, не все имеющие уши, слышат, не все, имеющие глаза, видят. Остается уповать на Божию милость, заступничество Божией Матери, да защитят они
нас от очередного идола, созданного психически нездоровым разумом. Саентология -это смесь псевдонауки с псевдорелигией, построенная на соединении индуизма, буддизма и сомнительных научных предположений. Ее методы лечения являются -вредны и могут оставить непоправимые последствия. Ее методы вербования членов и борьбы с несогласными — прямо преступны .
Мы считаем, что саентология является одной из наиболее агрессивных группировок в нашем обществе. Эта организация вызывает все более возрастающее беспокойство. Саентология использует очень изощренные методы в своей попытке проникнуть в общество и контролировать людей, делая их зависимыми от нее. Она также сомнительно понимает демократию и имеет бесчеловечное представление об обществе. Вид, в котором саентология показывает сама себя, выглядит достаточно безобидным и может показаться даже привлекательным, но будьте осторожны: саентология не является ни религиозным обществом, ни идеологической группой. Ее единственный интерес чисто экономический. Нам представляется ясным, что то, что мы здесь имеем под маской религиозного общества, является организацией, идеология которой имеет тоталитарный характер и которая занимается сомнительными делами в развязной манере и без разбора средств .
Рассуждая о сектах, можно привести в пример психологический рассказ из книги А.И. Цибизова «Рассказки» . В рассказе говорится о бывшем священнике, который всем пациентам честно говорит причины возникновения их проблем. У психолога было много свободного времени на размышление и, глядя в окно, он часто думал: — Чем обиднее нам слышать о наших слабостях, тем и больше проблем в жизни. И есть верящие, а есть верующие. И большинство из тех, кто в храмы ходит, это сомневающиеся в Боге, но верящие в ритуалы, а не верующие. Верующий, он любовью к людям пропитан и светом духовным напоён. А сомневающийся верит больше в правила церковные: где какую свечку поставить, как перекреститься, когда поклониться. А человек для него раздражитель. Поэтому и ругаются в наших церквях, как в дешевой столовой. Причем есть три варианта веры: первый, когда человек верит в то, что Бог лучше всех, поэтому для него «кто не верит в моего Бога, тот враг мой». Второй, когда человек верит, что Бог один, но проявления его могут быть разные -откуда папуасу знать, что он должен верить в какого-то Бога, которого ему опишет очередной миссионер? И третий, когда человек понимает, что вера внутри него и
должна служить добру. И если твоя вера не осуждает, а совесть пробуждает, помогает радоваться и радовать, творить и любить, то я за эту веру. А если вера подавляет, унижает, заставляет человека жить в постоянном чувстве вины, неоплатного долга, а точнее, десятиной борьбе не с собой, а с инакомыслящими. То здесь не вера, а использование человека кем-то в корыстных целях
Саентология может быть гибельной для личности по многим причинам. Претензия организации на абсолютную истину во всех сферах жизни во многом заставляет своих членов принимать позицию, что если ты не с ними, то ты против них, и в отдельных случаях вызывает разрыв с семьей и друзьями. Саентология возбуждает в людях чувство страха, а затем используют его для того, чтобы продать свои дорогостоящие курсы и тренинги. Потенциальных членов убеждают, что единственный путь к выживанию может быть только в мире, управляемом учением Саентологии и что только использование Саентологической «технологии» может спасти мир.
Сегодня Саентология — это самая быстро растущая религия на планете, распространяющая обман, зависимость и страх, и до тех пор, пока технология Л. Рона Хаббарда доступна для всех, кто желает её постичь, до тех пор, пока эта технология применяется стандартно, эта религия будет продолжать расти.
По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны. Секты деструктивного толка не только манипулируют религиозными чувствами людей, но и наносят им различные психические травмы и часто имеют криминальную направленность. Они не только угрожают жизни и здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства.
Литература:
1. Берснева Т., Рычкова В. Церковь Саентологии // ОБЖ. 2011. №6. С.65-71.
2. Хаббард, Л. Р. Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы, 1950. 268 с.
3. Хаббард, Л. Р. Дианетика, первоначальные тезисы, 1948. 122 с.
4. Хаббард, Л. Р. Дианетика: эволюция науки, 1950. 137 с.
5. Хаббард, Л. Р. Дианетика: современная наука о разуме, 1950. 89 с.
6. Цибизов, А.И. Рассказки, притчи, упражнения, стихотворения. Н. Новгород: Эльдорадо, 2004. 214 с.
1. Bersneva T., Rychkova V. Church of Scientology //Life safety. 2011. № 6. P.65-71.
Есть довольно старый тезис, что «правда у каждого своя». И религия отличное тому подтверждение! Люди спорят о религии веками, если не сказать — тысячилетиями. Одни спорят о религии в целом — нужна ли она, или это аттавизм. Другие спорят о превосходстве и истинности отдльных религий. Третьи и вовсе занимаются тем, что спорят — является ли что-то религией или нет.
И в каждом из этих споров, правда крайне субъективна, а значит, вовлеченным в обсуждение остается лишь выбрать ту правду, которая им больше подходит.
Саентология, как любое новое движение вызывает много обсуждения и споров. И хотя уже больше года существует целый саентологические телеканал, в России он пока не столь востребован по причине отсутствыия русской озучки.
Чтобы как-то компенсировать нехватку своей правды в информационном поле, саентологи в декабре запустили новый Ютуб канал — «Саентология — что это?». На канале нет проповедей, но простыми словами рассказывается что такое Саентология, а также выкладываются видео-интервью прихожан, в которых они делятся своим личным мнением о Саентологии объясняют чем она им помогла.
И вот канал уже отметил 2 месяца. Сейчас там порядка 20 видео с ответами на довольно распространенные вопросы по теме.
Ниже два видео, которые наиболее интересны:
Метки: youtube, Саентология, брак, видео, отношения, помощь, семья, ютубе