Знакомая картина, встречающаяся сегодня практически на каждом шагу: лицо человека краснеет, руки непроизвольно сжимаются в кулаки, а в глазах появляется гнев. Именно он постоянный спутник современных мегаполисов. Его можно встретить в общественном транспорте или стоя в «пробках», в поликлинике или на работе, в магазине или просто на улице в лицах прохожих.
В списке смертных грехов гнев стоит не на первом месте, но он один из первых по чьей «милости» происходит множество несчастий: ссорятся близкие люди, происходят неприятности на работе, а если доходит до крайности, то и до преступления недалеко.
С точки зрения биологии гнев распознать очень просто, симптомы всегда ярко выражены, и спутать их с другими эмоциями сложно.
А вот с точки зрения психологии – это может быть и ярость, и раздражение, и обида… То есть, всё не так однозначно, как может показаться вначале.
Так что же такое гнев? В своё время Гораций сказал: «Гнев есть кратковременное безумие». И спорить с подобным утверждением чрезвычайно сложно. Мало кто не сожалел о своих словах и поступках, совершённых в состоянии аффекта, когда контроль над собой полностью или почти полностью пропадает. Впадая в такое состояние, человек не всегда понимает, что говорит, эмоции жгут изнутри и требуют выхода наружу, и сдерживать подобный накал страстей кажется невозможным. И тогда происходит непоправимое, последствия которого потом долго дают о себе знать. В уголовных кодексах различных стран состояние аффекта является смягчающим обстоятельством, но ведь сделанного не вернёшь, и жить человеку с этим приходится всю жизнь.
Почему же гнев нас поражает и как ему удаётся захватить наш разум? Гнев поселяется в сердце извне, именно внешние причины являются толчком к его возникновению.
Это могут быть:
- критика со стороны,
- неудача на работе,
- собственный страх оказаться не на высоте.
Главное помнить, чтобы ни послужило началом, это не повод для вседозволенности. Конечно, трудно контролировать свои эмоции, когда всё внутри кипит и требует выхода негативная энергия. Кому-то удаётся держать себя в руках, а кто-то срывается очень быстро.
Но и сдержанный гнев таит в себе опасность.
«Гнев разжигает фантазии, да так, что можно обжечься», — сказал Д. Галифакс. Когда эмоции накаляются добела, в голове рисуются картины далёкие от реальных событий, окрашенные в гораздо более агрессивные тона, чем происходящее. Говорят, что нельзя постоянно сдерживать эти эмоции, необходимо давать выход негативной энергии, с помощью физической нагрузки, например. Занятия спортом или переключение внимания на любимое хобби, конечно, помогут избавиться от напряжения, но не всегда есть возможность воспользоваться этими рецептами. Особенно это заметно, когда сложная обстановка сохраняется длительное время.
Увы, сегодня, когда ритм жизни и окружающая обстановка провоцируют постоянный стресс, возрастает раздражительность людей, встречающихся нам на каждом шагу. И это состояние становится нормальным в современном мире. К сожалению, это явление не так беспокоит нас, как проявление депрессии или фобии, встречающихся всё чаще и чаще. Не смотря на то, что очень многие дружеские и более близкие отношения прекратились из-за излишней раздражительности, мы всё ещё считаем, что не стоит пристального внимания наш скрытый или проявляемый гнев.
Однако это не значит, что нужно опустить руки и позволить ему сжигать нас изнутри. С гневом можно бороться, можно научиться его подавлять или использовать генерируемую им энергию в мирных целях. В конце концов, не зря гласит египетская пословица: «Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослеплённый гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло». Как поступать, решать вам.
Установлено, что люди, которые регулярно впадают в состояние гнева, чаще болеют. У них нередко нарушается функция печени, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. Они более подвержены ишемической болезни сердца, у них часто возникают проблемы с весом. Исследования также обнаружили связь между гневом и преждевременной смертью.
Некоторые отчеты говорят также о том, что существует связь между гневом и возникновением таких расстройств, как тревожность и депрессии.
Вопрос для размышления: «Какие разрушительные последствия может иметь гнев?»
Ответ:
- ссоры с близкими
- неприятности на работе
- совершение преступлений
- частые заболевания
- увеличившийся риск преждевременной смерти
- возникновение таких расстройств, как тревожность и депрессия
Давайте разберемся, что представляет собой гнев, и какими способами можно с ним бороться.
«По сути, гнев – это следствие неустойчивости эмоциональной сферы и импульсивности. С этим можно справиться, научиться приемам саморегуляции, развить у себя умение иным способом реагировать на то, что раздражает. Главное, чтобы человек захотел это сделать, поняв, что характерные для него способы реагирования только ухудшают ситуацию. Близкие же, со своей стороны, могут тоже влиять на психоэмоциональные состояния человека, испытывающего приступы гнева, зная, что его больше всего успокаивает (прикосновение, ласковое слово, добрый взгляд)», – говорит психолог Т.В.Скрыпник.
«Вспышки гнева могут иметь и эпилептическую природу. Поэтому не лишним будет снять ЭЭГ и обратиться к эпилептологу. Назначение препаратов может качественно купировать приступы гнева, имеющие эпилептическую природу», – говорит врач-нарколог, психотерапевт А.Б.Карачевский.
Причиной гнева может стать что угодно – боль, сильное расстройство, потеря контроля над ситуацией. Гнев может быть вызван предательством, невыполнением обещания, перешептываниями за спиной и распространением ложных сплетен… Это обоснованный, так называемый «праведный» гнев. Он не возникает на пустом месте.
А есть злость, у которой нет никакой причины кроме той, что мир почему-то отказывается соответствовать личным требованиям «страдальца». В этом случае гнев только постоянно усиливается и распространяется на все и всех вокруг.
Кроме личных раздражителей, также существуют «универсальные причины», которые включают в себя:
- боль;
- преследование;
- атака, направленная на нас;
- угроза для людей, вещей и идей, которыми мы дорожим
- раздражение.
- провокация
- несправедливость, реальная или мнимая
- критические замечания
Гнев может увеличиваться и становиться бесконтрольным из-за следующих факторов:
- стресса и тревоги;
- боли — физической и эмоциональной;
- наркотиков и алкоголя;
- взвинченности (сложно контролировать себя, когда ты на взводе);
- жизненных неудач.
Вопрос для размышления: «Какие факторы могут влиять на увеличение уровня гнева?»
Ответ:
Гнев может увеличиваться и становиться бесконтрольным из-за следующих факторов:
- стресса и тревоги;
- боли — физической и эмоциональной;
- наркотиков и алкоголя;
- взвинченности (сложно контролировать себя, когда ты на взводе);
- жизненных неудач.
Слова Господа ужасают; странно слышать это из уст воплощенной любви. Тем не менее, Иисус — воплощенная любовь Божия. Мы можем попытаться как-нибудь переиначить их, внушить себе, что речь идет о чем-то другом, просто проигнорировать — но это было бы просто нечестно и безотвественно. Мы должны попытаться понять.
Бог любви и Бог суда.
Как-то я принимал участие в одной христианской радиопередаче и, не помню в какой связи, упомянул об аде. Через пару минут в студию позвонил разгневанный радиослушатель, и сказал, что не следует говорить об аде в передаче о любви. Его возмущение было совершенно искренним и неподдельным. Все, что я мог сказать в свое оправдание — это то, что будучи «посланниками от имени Христова», христиане должны передавать вверенное им послание так, как они его получили. Мы не можем искажать слово Божие или замалчивать какие-то его неприятные или смущающие аспекты.
Евангелие — это «слово благое, слово утешительное», весть о любви и прощении, о вечной радости, превосходящей всякое разумение, весть о неиссякаемом Божием милосердии. Однако, когда мы возвещаем эту весть, нам неизбежно задают вопрос — «а что, если я скажу «нет»?» Ответ, конечно, прост — если Вы откажетесь войти в дверь, Вы окажетесь за дверью.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (От Марка 16:16)
Но это ответ, который люди не принимают; его трудно принять даже многим христианам. Господь Иисус говорит об участи тех, кто отверг спасение, как о невыразимо ужасной:
И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. (От Марка 9:43-48)
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; (От Матфея 13:41,42)
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: (От Матфея 25:41)
Я не буду продолжать приводить слова Господа, слова Писания, свидетельствующие о реальности ада. Их много, и любой читатель Библии на них обязательно наткнется. Конечно, «огонь», «червь», «мрак», «дым мучения» — это яркие образы, характерные для библейского языка. Но, если мы будем честны, как бы мы ни толковали эти образы, они говорят о чем-то немыслимо, непередаваемо ужасном.
Здесь мы и сталкиваемся с проблемой. Бог, о котором говорят Апостолы — Бог любви. Он настолько жаждет спасения и вечной радости для грешников, что стал человеком, который умер в муках, чтобы даровать людям вечное спасение. Не все помнят об этом, но знаменитые слова «Бог есть любовь» находятся в Библии, они принадлежат Апостолу Иоанну (1 Ин.4:8).
Недавно я читал статью, автор которых пишет о богословах, отвергавших реальность ада «во имя любви Божией». Но мы вряд ли сможем уйти от того факта, что об аде, о ярости и гневе Бога мы знаем от тех же Апостолов, от которых мы знаем о любви Божией. Они-то не видели в этом противоречия. Возможно, некоторые современные богословы Его не одобрят, но сам Господь Иисус свидетельствовал и о любви Божией — и согласимся, никто не делал это так, как Он — и в то же время ясно говорил о «муке вечной».
Слова Господа ужасают; странно слышать это из уст воплощенной любви. Тем не менее, Иисус — воплощенная любовь Божия. Мы можем попытаться как-нибудь переиначить их, внушить себе, что речь идет о чем-то другом, просто проигнорировать — но это было бы просто нечестно и безотвественно. Мы должны попытаться понять.
Бог и торжествующие злодеи.
Учение об аде вызывает яростную критику. Бога Библии называют «тираном», «палачем» и «инквизитором» и как угодно еще. Некоторые христиане, смущенные такой критикой, пытаются смягчить, переиначить или просто устранить это учение.
Но есть еще один вопрос, который люди с гневом бросают в лицо христианам — «Где был ваш Бог, когда…..». Когда злодеи истязали свои жертвы, когда политики развязывали войны, когда террористы убивали ни в чем не повинных людей… Когда негодяи торжествовали, а честные и справедливые люди были растоптаны…. Много еще когда.
Не следует преуменьшать серьезность этого вопроса. Зло, совершающееся в мире самым серьезным образом ставит Бога под вопрос. Легко решить, что если Бог позволяет такому совершаться, Он то ли не благ, то ли Его вовсе нет. Более того, люди часто недооценивают, насколько это серьезный вопрос. Дело в том, что Бог — не просто всемогущее Существо, наблюдающее за нами с небес, как какой-нибудь космический пришелец. Бог — Творец этого мира. Он создал его и поддерживает его в Бытии.
ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деяния 17:28)
Каждую следующее мнгновение мы получаем свет, воздух, само существование от Него. Все наши способности, сама возможность что-либо сделать — или хотя бы помыслить — даруется Им. Всякое зло, которое совершается в мире, это ясное, громкое и недвусмысленное заявление — «смотрите, Бог вовсе не благ! Я делаю мерзость, и Он мне вовсе не препятствует! Более того, Он продолжает поддерживать меня в бытии, Он дает мне возможность поступать так!»
Для людей Ветхого Завета это было больным вопросом. Они твердо верили в справедливость Бога. В то же время они видели, что негодяи нередко торжествуют. В Ветхом Завете, особенно в псалмах, люди взывают к Богу со словами, которые раньше казались мне проявлением недостойной мстительности:
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». (Псалтирь 93:1-7)
Но речь здесь вовсе не о личной мести — «Боже, расправься с моими обидчиками». Речь здесь о том, благ ли Бог, когда нечестивые торжествуют, величаются, попирают бедных и безжалостно убивают слабых. Злодеи открыто смеются над Богом, совершая свои преступления: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
Псалмопевец молит о том, чтобы Бог явил свою благость, и явил ее в отмщении злым. Жертвы должны убедиться, что Богу неугодно то, что с ними делали, злодеи должны горько пожалеть о своих беззакониях. Наглый смех насильников должен умолкнуть. Циничная похвальба должна смениться мучительным раскаянием.
Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? (Аввакум 1:13,14)
Нам трудно совместить благость Бога с Его гневом; для но библейских священнописателей благость Божия должна явится именно в Его гневе по отношению к злым. Я думаю, именно псалмопевец лучше знал Бога; наше подозрительное отношение к гневу Божьему — вовсе не свидетельство нашего морального превосходства. Это скорее свидетельство того, что нас не очень трогает, что вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют. Человек, который не испытывает негодования при виде несправедливости и жестокости, вовсе не проявляет великой благости. Он проявляет цинизм и равнодушие. Легко вообразить себя очень добрым, когда на самом деле мне просто наплевать.
Однако вопль псалмопевца говорит не только о естественном человеческом возмущении беззаконием или о жалости к жертвам. Он говорит о чем-то гораздо большем. Где Бог при этом торжестве зла? Не очевидно ли, что гордецы, отвергающие закон Божий, торжествуют, и небоязненно попирают кротких, уповающих на Бога? Не бросается ли в глаза, что уповать на Бога — глупость, а праведность достойна посмеяния? Не оказываются ли правы нечестивые, говоря, что Бог то ли не интересуется правосудием, то ли Его вовсе нет?
Злодеи попирают не только людей, и не только человеческие законы — они попирают Божию святость; они ставят под вопрос реальность Бога, который противится злу и защищает Свое творение, Бога, который одобряет праведность и осуждает беззаконие. Именно поэтому псалмопевец взывает о суде. Он не хочет мести за свои обиды — он хочет увидеть правду Божию. Он хочет, чтобы кошмарная ложь — Бога то ли нет, то ли Ему нет дела — была разрушена.
Зло подрывает самое основание мироздания — уверенность в благости Создателя. Именно поэтому так важно свидетельство пророков — настанет день Божьего суда, день торжества правды. Этот день описывается как день радости для всего мироздания:
Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей. (Псалтирь 95:11-13)
Однако для самих злодеев это будет день величайшего ужаса:
И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откровение 6:15-17)
Писание говорит, что Бог любит Свое творение. Ему не наплевать. Ему не наплевать, когда вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют. Бог проявляет в высшей степени резкое неприятие по отношению к любой форме нравственного зла. Бог ненавидит некоторые вещи:
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.(Притчи 6:16-19)
Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием (Исаия 61:8)
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. (К Римлянам 1:18)
Здесь нам стоит на минуту остановиться и рассмотреть еще одну причину, по которой людей может смущать свидетельство Писания о гневе Божием. Для нас гнев — это бурная, и, как правило, неадекватная эмоциональная реакция. Гнев может подтолкнуть нас к словам и поступкам, о которых нам впоследствии придется сожалеть. Даже когда мы негодуем на что-то действительно плохое, наш гнев несет на себе печать нашей греховности — наших страхов, нашей агресии, нашей тяги к разрушению, нашего желания попирать и превозноситься. Писание говорит о человеческом гневе, как о чем-то плохом:
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иакова 1:19,20)
Но гнев Бога чист; в Своем гневе Господь никогда не поступит неразумно или, тем более, несправедливо. Его гнев — это не нервный срыв человека, которого «довели». Это проявление Его благости, Его правды, и — отметим это — Его любви по отношению к сотворенному миру. Негодование Бога на нечестивых ни в коем случае не приведет к тому, что кто-то будет наказан несправедливо или более строго, чем он в действительности заслужил. Но и то, что они заслужили, заставит злых горько сожалеть о содеянном ими зле.
Люди Библии верили, что Бог накажет злых. Недоумение вызывало (и у многих людей вызывает) другое. Если Богу так ненавистно зло, почему бы Ему не разобраться с ним прямо сейчас? Почему бы гневу Божьему прямо сейчас не обрушиться на злодеев? Почему Он продолжает терпеть происходящее беззаконие? Ответ мы находим в Новом Завете, во втором послании Петра:
Не медлит Господь обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (2-е Петра 3:9)
Однако эти слова могут вызвать недоумение. Было бы понятно, если Апостол сказал «Бог долготерпит злодеев, давая им возможность покаяться». Злодеям грозит Божий гнев, но Бог дает им отсрочку. Нас может рассердить такая затяжка правосудия, но хотя бы понятно, о чем идет речь. Но Апостол говорит «Бог долготерпит нас», так, будто именно нам грозит Божий гнев, и нам предоставлена отсрочка, чтобы мы пришли к покаянию. Апостол обращает внимание на очевидный, и, в то же время, в упор не замечаемый факт — мы грешники, нам грозит гнев Божий.
Неожиданный поворот.
Для людей, которые считают себя жертвами чужой несправедливости, очень естественно хотеть, чтобы Бог выступил их защитником. Уже израильтяне ветхозаветных времен страстно желали «дня Господня”, когда Бог накажет тех, кто причинял им боль, кто заставлял их жить в унижении и страхе. Однако Бог, через Своего пророка, говорит им странную вещь:
Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. (Амос 5:18,19)
Люди думали, что гнев Божий обрушится на кого-то другого, на их обидчиков, а они посмотрят со стороны и порадуются. Но пророк говорит — день Господень будет днем ужаса для вас. Вам придется отвечать за ваши грехи.
Помню, я беседовал с одним человеком, который выражал свое возмущение современным падением нравов. Его особенно рассердили какие-то люди, оправдывающие образ жизни гомосексуалистов. «В Библии сказано, что это мерзость и что мужеложники Царства Божия не наследуют!” — негодовал он. «Совершенно верно — отозвался я — в Библии именно так и сказано. Там же, в том же месте Библии (1Кор.6:9-10), сказано, что Царства Божия не наследуют и обычные, «гетеросексуальные” блудники.”. Это неприятно его поразило. Он замолчал на несколько секунд, а потом сказал — «Но ведь это совсем другое дело!”.
Это очень обычно. Другие люди заслуживают сурового осуждения, но вот наши грехи — это «совсем другое дело”. Но для Бога это не «другое дело”. В Его глазах наши собственные грехи не менее заслуживают осуждения, чем грехи других людей. Не только на грехах других людей, но и на наших грехах тяготеет гнев Божий. Это горькая истина, перед лицом которой нас ставит как слово Божие, так и наша собственная совесть.
Минутку — может возразить читатель — но ведь грехи-то разные бывают. В псалме речь шла о каких-то убийцах вдов и сирот, о страшных, кровавых злодеях. Я никого не убивал; конечно, и я грешен, но мои грехи несоизмеримы с теми злодеяниями, о которых там шла речь.
Но святость Бога не означает, что Его безусловное отвержение тяготеет только на каких-то особенно тяжких проявлениях зла. Нигде в Писании мы не найдем утверждения, что «Бог отвергает только особо тяжкие преступления, а вот на грехи обычных людей Он смотрит сквозь пальцы”. Напротив, о Царстве Божием говорится, что
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Откровение 21:27)
Бог не требует, чтобы мы были «не очень грязными”. Бог требует, чтобы мы были абсолютно чистыми. Рассмотрим это подробнее. На какой моральный компромисс надо пойти, чтобы утратить нравственную чистоту? На любой. Чуть-чуть грязный — это уже не чистый. Бог, согласный принять, оправдать или хотя бы проигнорировать «маленькое” беззаконие, это уже не Бог. Не только грандиозные зверства, но и любой вообще грех есть отрицание благости Творца. Вопрос «где был Бог, когда злодеи совершали свои преступления”, правильнее поставить чуть по-другому — где был Бог при всех моих мелких актах лжи, жестокости и эгоизма? Как мог Он попустить мне сделать то, что я сделал? Я это делал, и Он молчал — не свидетельство ли это того, что Он не против? Как говорит Писание:
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои . (Псалтирь 49:21)
Любой грех неизбежно будет осужден. Но разве Бог не может просто взять и отменить возмездие за грех? Ответ, который Писание дает на это возражение — «нет, не может». Есть вещи, которых Бог не может. Для Него нет физической невозможности — Он может создавать миры, творить чудеса и вообще делать все, что пожелает. Но для Бога существует нравственная невозможность — Бог, например, Бог не может поступить неправосудно (Быт. 18:25), не может солгать (Евр. 6:18), не может отречься от Самого Себя (2 Тим. 2:13). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть, мы не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограничены, — мы имеем в виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать, ни проигнорировать грех — не в силу ограниченности Своих возможностей, но в силу Своей нравственной святости. Ибо Он
Возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс. 44:8),
так что
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом (Притч. 17:15)
Всевластие Бога не означает беззаконного произвола; Бог меньше всего похож на земных деспотов вроде Ивана Грозного, который говорил «а казнить мы своих холопов вольны, а жаловать вольны же». Капризы непредсказуемого тирана могут избавить от наказания преступника и обречь на смерть невиновного; с Божьим судом это не так. Он нелицеприятно воздает каждому «по делам его». Бог не обвинит правого; и нам придется согласиться с тем, что он не оправдает нечестивого. Он никогда не нарушит Свое слово, никогда не обойдет установленный Им закон. Если Он что-то обещал — мы можем ни секунды не сомневаться, что Он это исполнит. Нечего и думать, что Он отменит Свое слово. Если Бог обещал возмездие за грех, нам не стоит сомневаться в неизбежности этого возмездия. Если бы все, что мы знаем о Боге, сводилось к Его верности и справедливости, это было бы достаточно, чтобы вызвать благоговейное поклонение, но это лишило бы нас всякой надежды. Бог свят, а мы — грешники. Мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Наше осуждение неизбежно.
Относительно несложно согласиться, что Бог отвергнет каких-нибудь страшных злодеев, отморозков, про которых и читать страшно. Труднее принять, что «обычные” люди — как я или Вы — находятся в опасности быть осужденными. Но эта опасность совершенно реальна. В самом деле, неизбежно настанет момент, когда мы встанем перед Богом. И что же мы ожидаем услышать? Что Бог был не против тех гадостей, которые мы делали? Что у Него нет никаких возражений?
Слово Божие ставит нас перед лицом плохой, сокрушительно плохой вести, но мы должны ее услышать — иначе нам не услышать Благой Вести. Мы виновны и осуждены в очах святого Бога; Писание говорит об этом очень ясно:
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, (К Римлянам 3:19)
Нам нечего сказать, когда закон Божий обвиняет нас в грехе — мы согрешили.
Один, проклятый за многих, многие, благословенные ради Одного.
Благая Весть очень проста. Настолько проста, что ее невозможно не понять.
Апостол Павел выражает ее такими словами:
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и принял, , что Христос умер за грехи наши, по Писанию, (1-е Коринфянам 15:1-3)
Господь Иисус говорит о Себе:
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (От Марка 10:45)
Благая Весть состоит в том, что за наши грехи умер Невиновный. Один Человек понес на Себе проклятие всех грешников:
Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, (К Галатам 3:13)
Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1 Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким образом, что Христос берет на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он сам (1 Кор.5:21). Попробуем пояснить это на примерах. Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. (В библейские времена под «браком» понимались прежде всего, взаимные обязательства, а не секс) В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом — с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример — если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет — «это мой ребенок, я за него отвечаю». Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит — «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.
потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2-е Коринфянам 5:19-21)
Наше осуждение, отвержение и проклятие полностью исчерпаны крестной жертвой Христа; наше оправдание на суде Божием обретено Его праведностью. Может показаться непонятным, как праведность Христа оправдывает верующих, и я попробую объяснить это на примерах. Я, например, могу сказать «мы выиграли войну с нацизмом”, хотя лично я не воевал (меня на свете не было), воевали мои деды; но, как гражданин страны я разделяю эту победу и могу, в определенном смысле, говорить о ней как о своей: «мы победили”. В традиционном обществе наследник славного рода пользуется почетом и уважением еще до того, как заслужит это своими делами — ради славных дел своих предков. Даже на человеческом уровне мы, в определенной степени, несем на себе славные или позорные деяния членов нашей семьи или нашего народа. Становясь христианами, мы присоединяемся к новой семье и новому народу — к народу, главой которого является Иисус Христос. Он приходит, чтобы разделить наш позор и погибель, так, чтобы и мы разделили Его праведность и Его славу.
Многих людей пугает мысль о гневе Божием; что же, Писание говорит, что грешникам действительно есть чего опасаться. Не стоит пытаться замалчивать или искажать слово Божие, отрицая реальность гнева Божьего или преуменьшая Его серьезность. Апостолы призывают нас не искать ненадежного убежища в самомообмане, но довериться
Иисусу, избавляющего нас от грядущего гнева. (1-е Фессалоникийцам 1:10)
Весь Божий гнев по отношению к нашим грехам был уже явлен, и уже исчерпан, когда Христос умер на кресте.
Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной за грех и осудил грех во плоти, (К Римлянам 8:3)
Для тех, кто пребывает во Христе, у Бога больше нет гнева:
Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. (Исаия 54:9,10)
Это — Благая Весть. Весть о Боге праведном и спасающем. Любое возвещение, замалчивающее гнев Божий по отношению к нравственному злу, было бы возвещением о неправедном Боге, Боге идущем на сомнительные моральные компромиссы. Любое возвещение, замалчивающее, что во Христе верующий избавлен от грядущего гнева, было бы возвещением о Боге неспасающем.
Истина Евангелия гораздо утешительней, чем все попытки изображать Бога безгневным. Бог праведен и несомненно осудит всякую неправду. Всякий, верующий во Христа — прощен.
Речь пойдет о гневе — гневе не Божьем, а человеческом. В Послании Иакова 1 главе 19-20 стихах записано: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». Автор говорит определенно — нет никаких сомнений и нет никакого исключения — гнев человеческий не творит правды Божьей. Но почему так строго?
Гнев человеческий не производит плод праведности Божьей. Такой гнев не достигает уровня чистого гнева Божьего — он всегда с примесью чего-то. А примесью может быть и гордость, и эгоизм, и непрощение… Поэтому гнев человека по своей сути неправеден, нечист.
Очень часто, оправдывая свой гнев, мы говорим: «Я имею полное право гневаться!» Но давайте копнем глубже и посмотрим в наше сердце — на мотивы, импульсы, на причины возникновения такой реакции, как гнев…
Писание говорит нам определенно (Эккл. 7:9), что гнев гнездится в сердце глупых. Заметьте, что гнев не просто появляется в сердце глупого, а «гнездится в сердце глупых». То есть имеет место постоянное состояние гнева, постоянное состояние раздраженности. Таким образом, человек показывает, что он глуп. Почему глуп? Потому что вспыльчивый человек много грешит. Начало мудрости — страх Господень, а начало глупости — грех.
Интересно, что апостол Павел, перечисляя все дела плоти (Гал. 5 гл.), пишет: «Дела плоти известны, суть они прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев»! Мы обычно думаем, что это проявления чего-то человеческого, например, эмоций. Но апостол Павел говорит, что это проявление греховной природы. Поэтому гнев никак и никогда нельзя оправдать.
В Еф.4:31 написано: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». А в Кол.3:8 говорится: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». Отложите гнев, не используйте его больше! Отложите его в сторонку. Пусть он там лежит. Ведь гнев — это не метод решать проблемы, это не лучший способ реагировать на что-то. Гнев – это проявление нашей ветхой природы. Гнев не творит правды Бога нашего.
В Иер.17:9 написано, что сердце человеческое крайне испорчено. Мы иногда сами не понимаем, почему нас можно завести с пол оборота. Нам нужно понять, что гнев — это следствие, а не причина.
Бывает пассивный гнев и бывает гнев агрессивный. Гнев пассивный труднее заметить. Вот некоторые признаки пассивного гнева: человек не смотрит в глаза, говорит за спиной только плохое, унижает людей, много сплетничает, выражает анонимные недовольства, манипулирует другими людьми, провоцирует кого-то на что-то, а сам остается в тени, рвет отношения с людьми, иногда даже плачет и проливает, как мы говорим, крокодильи слезы.
Интересно, что это понимание «крокодильи слезы» пришло от Джона Мондевила, который в 14 столетии написал историю о крокодилах, которые едят людей и плачут при этом. И то же самое происходит сегодня. Человек, находясь в состоянии ярости, может плакать от разочарования или самообвинения. Такой человек может быть слишком критичен к себе, постоянно за все извиняться. А может играть роль жертвы, показывать, как ему сделали больно и в то же самое время отказываться от помощи. Если это босс, он может выбирать людей, на которых нельзя положиться. Еще такой человек часто делает из мухи слона, а самого слона не замечает. Он также может подавлять чувства алкоголем, наркотиками или едой. Навязчивость, стремление постоянно все проверять, постоянные диеты, нужда в чистоте и в порядке, перфекционизм также очень часто являются признаком присутствия гнева в сердце. Уклончивость, отказ ближнему в помощи, когда он в беде, избегание конфликтов, споров также дают возможность разглядеть пассивный гнев.
Агрессивный гнев намного легче заметить. Это явные угрозы, одежда с символами бунтарского поведения, хлопанье дверью, желание причинять боль словами или физически. Очень часто рассказывание вульгарных анекдотов говорит о том, что у рассказчика в сердце гнев и нерешенные проблемы. Если человек открывает чужие тайны — он в гневе. Гневливый человек разрушает отношения, уничтожает вещи, издевается над животными, злоупотребляет алкоголем, дерзко ездит на машине, использует власть, чтобы других ставить на место, кричит, стремится играть на слабостях людей, обвинять других за свои ошибки. Человек в гневе принимает необдуманные решения, а потом кается в этом. Признаками гнева является месть, недоверие, показуха, отказ прощать, несправедливое наказание другого. Гневливый лелеет обиды, постоянно вспоминает боль из прошлого, рассказывая ее всем своим друзьям, всегда и во всех разочаровывается.
У гнева есть 5 основных причин и 2 побочные причины – стресс и низкая самооценка.
Первая главная причина гнева — это неразрешенная горечь в сердце, это обида на Бога, на себя самого, на ситуацию, которая произошла, на человека, который сделал больно. Если человек нанес нам сердечную рану, сделал нам больно, а мы ему не простили, у нас в сердце поселится гнев. Это можно сравнить с раной на теле. Представьте себе, что человек порезал палец и задевает им какой-то предмет. Ему будет больно или нет? А если он другой предмет заденет, ему будет больно или нет? Так же и с гневом. Если человеку нанесли рану, а он не простил обидчика, то его гнев выльется на того, кто просто подойдет близко и нечаянно заденет эту душевную рану. Например, у меня проблемы с женой, а страдают мои дети. У меня проблемы с мамой или с папой, а страдает мой муж или жена, потому что мое сердце в гневе, и я буду выливать его на всех, кто рядом, и кто, может быть, нечаянно снова коснется моей раны. Я буду оправдывать свой гнев, но, в принципе, он базируется на том, что в моем сердце нет прощения. Но как только человек разрешает конфликт — прощает, отпускает эту боль из своего сердца — рана затягивается. Вот тогда ему не будет больше больно, он не будет реагировать гневом.
Старший брат блудного сына не захотел прийти на пир по одной простой причине — он не простил своего младшего брата. Отец радуется, вся семья в сборе, а он не хочет присоединиться к общему ликованию. Мы можем быть в состоянии гнева всю жизнь (это наш выбор), но гнев искалечит нашу жизнь и жизнь тех, кто рядом с нами.
Вторая причина гнева — это аморальность, жизнь не по стандарту Божьему. Если моя жизнь не соответствует стандарту Божьему, у меня будет постоянное присутствие гнева в сердце. Писание говорит конкретно, что гнев таится в сердце лицемеров. Лицемер — это человек, который играет чужую роль, его внутреннее состояние не соответствует тому, что он показывает внешне людям, он проецирует один образ, а внутри совсем другой. Здесь все нормально, а здесь аморальность, здесь все открыто, а здесь все скрыто. Такое состояние будет разрушать нас. Двойная жизнь приведет нас к постоянной раздражительности. Пока человек не исправится, он не сможет освободиться и от гнева.
Давид и Нафан — прекрасный пример. Нафан рассказывает Давиду простую историю, которая, в принципе, не должна вызвать большого гнева. Богатый человек взял овечку у бедного. Но Писание говорит, что царь сильно разгневался и сказал: «Смерть ему!»
Когда в суде над человеком отсутствует милость — это первый показатель аморальности судьи. Грех ожесточает нас, мы становимся критичными, мы судим всех, всех критикуем, а сами, например, сидим за порнографией. Вот в чем проблема. И мы находимся в постоянном состоянии гнева.
Пока мы не откроем свое состояние перед Богом, гнев из сердца никогда не уйдет.
Третья причина гнева — это завышенные требования и ожидания от людей. Мы планку поднимаем настолько высоко, что другой человек не может ее достичь, или мы сами не можем достичь тех целей, что поставили перед собой. Писание говорит, что закон производит гнев — закон Божий производит гнев. У кого? У Бога. Бог дает закон и Сам гневается за то, что люди не могут его исполнить. Не странно ли? Убери законы и перестанешь гневаться, не так ли? Бог в Иисусе Христе разрешил проблему Своего гнева.
У нас в межчеловеческих отношениях происходит то же самое, когда мы поднимаем планку высоко, а человек не может достичь этой высоты. Тогда в нашем сердце появляется гнев.
Нееман приезжает к Елисею, чтобы исцелится. У него свои представления. Языческий военачальник представил, как Нееман сейчас выйдет, произведет ритуал, руки возложит и он очистится от проказы. А Елисей ему говорит: «Иди, окунись в Иордан». Спасибо, Елисей! Сам иди в Иордан и там купайся, а я поехал в гневе домой обратно. Но его слуги оказались более мудрыми и упросили Неемана окунуться. Он послушался и исцелился.
Когда мы в церкви или дома создаем правила, которые люди не могут исполнить, мы будем постоянно в гневе. И это наша проблема, а не людей, которые не могут оправдать наши ожидания.
Когда мы создаем закон, а кто-то его нарушает — дома ли, на работе ли, не имеет значения где — у нас ожидания не удовлетворены, и мы в гневе. Нам нужно реально смотреть на вещи. И поэтому в семье, особенно где есть маленькие дети, должно быть не больше четырех или пяти правил, иначе ребенок будет иметь серьезные проблемы.
Четвертая причина – это временные ценности. Временные ценности — это когда человек инвестирует себя, свое время, свои эмоции, все, что он имеет во временное, а не в отношения с людьми и Богом. Когда временное вдруг становится дороже отношений с человеком и с Богом, тогда мы заводимся с пол оборота, если кто-то посягает на наши временные ценности. Не дай Бог кто-то грязными ботинками пройдет по моему ковру или разобьет мою любимую вазу, я буду в гневе. Когда временное выше отношений с людьми и с Богом, тогда в нашем сердце проблема.
Об Иуде написано: «Встал с вечери и вышел в гневе». Почему? Потому что его ценностью были деньги, а сребролюбие — это корень всех зол. Человек, когда у него временное ценнее вечного, в гневе может сделать буквально все.
Последняя, пятая причина гнева – это гордость. Она, прежде всего, выражается в желании контролировать ситуацию. Как только что-то выходит из под контроля, у нас гнев в сердце. Нет ни одного гордого человека, который не гневался бы. Ни одного на земле, потому что гордость порождает гнев, а гордость выражается, прежде всего, в желании полного контроля. Я сказал так, значит так и будет; точка. Полный контроль всего, всей ситуации.
Когда Давид, наконец, получил разрешение от Саула сразиться с Голиафом и убил его, израильские женщины песню сочинили: «Саул убил тысячи, а Давид десятки тысяч!» Саул услышал эту песню, и сказал: «Ему остается только царство получить и стереть меня в порошок. Вот и все. Почему это вдруг Давиду дается больше, чем мне? Его нужно уничтожить. И люди друг друга уничтожают в буквальном смысле, даже в церквях. Мы кричим о какой-то справедливости, но это чистая гордость человека. И Саул гонится за Давидом по всем горам и холмам, чтобы уничтожить его.
Подобная история произошла и с Аманом. Царь его превозносит, а ему один человек не кланяется и он готов уничтожить не только Мардохея, но и всех евреев, всех иудеев. Почему один не под контролем? Этого одного, которого нельзя контролировать, нужно убрать. Гордость всегда будет вести к контролю и как только что-то не под контролем, гнев врывается в сердце.
Еще пример — Иеровоам. Ему Бог говорит: «Я тебе даю 10 северных колен, иди и будь царем над Моим народом». Иеровоам воцарился и сказал: «Спасибо Тебе, Господи, Ты поставил меня царем, а удержаться я тут и сам сумею. И если вдруг Ты захочешь меня снять, я Тебе заранее говорю, что буду сопротивляться». Приходит пророк и обличает Иеровоама, а он в гневе, в страшном гневе, готов убить его. Хорошо, что рука его одеревенела, а то бы убил. Когда мы не можем пульт управления своей жизнью передать Богу и судорожно держимся за то, за что не должны держаться, тогда гнев будет постоянно в нашем сердце.
Когда я был еще совсем молодым и мне сказали в церкви, что я не буду больше руководить молодежью, я 3 месяца плакал. Потом подумал, если Бог что-то делает, это же мне на добро должно быть. Бог говорит: «Ты не будешь больше пастырем в Олимпике, ты будешь пастырем в Кенти». Разве Бог не знает, что Он делает? Почему мы сопротивляемся? Почему хотим контролировать ситуацию?
Давид говорит нам очень просто: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс.4). Иди, ляг на ложе свое, полежи и утихомирься.
Не грешите в гневе своем. Если грех пришел в ваше сердце, разрешите его в сердце, не выплескивайте его наружу, потому что как только он выйдет из сердца вашего, он не сотворит правды Божьей. Он с примесью горечи. Он с примесью гордости. Он с примесью аморальности. Он с примесью слишком высоких требований и ожиданий. Он с примесью временных ценностей. Поэтому гнев человеческий не творит правды Божьей. Не оправдывайте его нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах.
Итак, всякий человек да будет скор на слышанье, медлен на слова и медлен на гнев, потому что гнев человеческий не творит правды Божьей. Аминь.
Вилли Дик