ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
Ключевые слова: Россия, Мезенский край, Баренцев регион, ХУ1-ХХ1 вв., источниковедение, историография, экономика, духовная и материальная культура, демография.
В сборнике представлены научные статьи, составленные из докладов и сообщений на международной научно-практической конференции «Мезень и Мезенский край в истории Отечества и Баренцева региона». Разнообразная тематика статей охватывает события с XVI по XXI в. Статьи сгруппированы в соответствии с проблематикой конференции: источниковедение и историография, экономика края, духовная и материальная культура, вопросы демографии. Основную часть сборника составляют историографические и источниковедческие материалы.
А. В. Новиков в работе «Мезенская историография и пошман-ские фантазии» поднимает вопросы о достоверности некоторых данных в труде Антона фон Пошмана, которые не критически воспроизводятся в исследованиях современных историков.
Г.В. Тюрин в статье «Через Лампожню в Китай» представляет Мезень по сведениям из записок английских путешественников XVI-XVII вв. Автор показывает, как тщательно собирали англичане данные о Мезенском крае, о проходящей в Лампожне ярмарке, о продающихся на ней товарах. Интерес англичан в России вызывал в первую очередь Северо-Восток, Мезень и Печора. Они рвались сюда, осознавая, какие колоссальные возможности сулил мезенский торг в Лампожне. К тому же англичане рассматривали возможность проникновения через северо-восток в Китай и Индию. И на какое-то время (почти на 50 с лишним лет) Мезень, по словам автора, стала средоточием поиска этого пути, одной из ключевых площадок мировой истории.
По материалам Государственного архива Архангельской области Е.Ю. Колебакиной рассмотрены учреждения общественного
призрения Мезени в XIX в.. Основной сферой их деятельности были народное образование, социальная и медицинская помощь. Отдаленность Мезени от губернского центра, общая бедность населения, недостаточное финансирование не позволяли решить все социальные проблемы уезда. Трудность организации целостной системы общественного призрения как в Мезенском уезде, так и в Архангельской губернии в целом связана с тем, пишет автор, что деятельность разных благотворителей не была скоординирована. Но способы их деятельности, а главное — отношение людей к необходимости помочь нуждающимся достойны изучения и внимания в наши дни.
Е.И. Овсянкин и Т.А. Санакина посвятили свои исследования организации и деятельности выборных органов местного самоуправления, а именно Мезенского земства в 1917-1920 гг. Е.И. Овсянкин, показывает, что в Мезенском уезде из-за отсутствия резкой поляризации интересов разных слоев населения и политических партий, а также нехватки опытных кадров наблюдалась преемственность в действиях земства и Советов. Скромный опыт, приобретенный северным земством, по мнению автора, следует учитывать и в наши дни, когда ведутся поиски новых форм местного самоуправления.
Т.А. Санакина сделала акцент на организации выборов гласных в волостные и уездное земства и более подробно осветила последний период работы земских органов управления в Мезенском уезде. Земское самоуправление как в Мезенском уезде, так и во всей Архангельской области хотя и просуществовало недолго — три года с небольшим перерывом, но, считает Т.А. Санакина, оно было одним из самых демократичных в России. Образованное после февральских революционных перемен, оно не содержало никаких имущественных ограничений, которые имели земства средней и южной России. Отсутствие помещичьего землевладения, чего так боялось прежнее правительство, выдвинуло на передний план не только интеллигенцию, купечество, промышленников, но и крестьянство, представителей большинства населения.
По материалам Архангельского отдела документов социально-политической истории Т.Н. Трошина «реконструировала» события революции и Гражданской войны в Мезенском уезде. Автор подчеркивает, что особый интерес представляют воспоминания,
написанные в 1920-е годы. Их авторы — неискушенные, искренние, не очень грамотные и не страдающие рефлексией люди, которые рассказывали о событиях так, как они их увидели и поняли.
Остальные материалы сборника посвящены своеобразию прошлого Мезенского края, имевшего некогда общероссийскую и международную значимость. О торговых ярмарках, проходивших на Мезени уже с XVI в., торговых связях жителей мезенского Поморья с Северной Норвегией во второй половине XIX — начале XX в. рассказывает в своих работах Н.А. Окладников. Торговля с Северной Норвегией занимала важное место в экономике Мезенского уезда. Морские дороги в Норвегию жителями Беломорья, в том числе мезенскими поморами, были хорошо изучены и освоены еще в XVIII в. Торговые связи жителей Мезенского Поморья с Северной Норвегией особенно укрепились во второй половине XIX в., после того как норвежцам было разрешено вести свободную торговлю с русскими поморами и продавать им не только сырую, но и соленую рыбу, а жители Поморья получили разрешение на беспошлинный вывоз русских товаров в обмен на норвежскую рыбу.
В статьях Н.В. Шульгина и А. Ружникова показаны результаты хозяйственной деятельности местных судовладельцев, братьев Ружниковых.
Проблемы демографии с исторической точки зрения изучены в работах А.В. Новикова «Миграция крестьян Средней Мезени в XVI-XIX вв.: время, направление, причины миграции (по материалам мезенских переписей населения)». Заселение Помезенья, подчеркивает автор, носило волнообразный характер: наблюдались то мощные наплывы поселенцев, то резкий спад населения.
A.В. Добрыднев «Мезенцы на Урале и в Западной Сибири (кон. XVI-XVIII в.)» отмечает весомый вклад мезенцев в дело колонизации зауральских земель и подчеркивает, что процесс переселения, как правило, происходил не спонтанно. Переселенцы устраивались не в глухой тайге, а в уже заселенной, обжитой местности (острог, деревня), где можно было рассчитывать на поддержку земляков. Таким образом, полагает автор, здесь создавалась соответствующая среда, благоприятная для адаптации все новых и новых групп мигрантов.
B.И. Дранников, исследуя миграцию населения в Мезенском районе накануне и во время Великой Отечественной войны, отме-
чает, что часть переселенцев оказалась попросту избыточной. Многие не работали, потому что не имели соответствующей одежды и обуви для работы в трудных условиях края. Практически все задания области по обустройству переселенцев были сорваны, несмотря на чрезвычайные усилия районных властей. Помимо того переселенцы встретили недружелюбное отношение к себе местного населения. Это во многом было связано с насильным вселением приезжих семей в дома мезенцев, а также лучшим по сравнению с коренным населением снабжением. Переселенцам выдавались пусть и скудные, но тем не менее продовольственные и денежные ссуды, продовольственный паек, кое-какой ширпотреб, домашний скот. А колхоз обязан был оплатить проезд семей, выдать денежную ссуду и сделать многое другое для этих людей.
Особенности становления и развития Несской волости Мезенского уезда в 1894-1924 гг. повествует Н.Н. Матафанов, о мезенских промпереселенцах в 1937-1939 гг. — Т.Ф. Мельник. Административно-территориальное образование края, волости, района, органов власти представил в своей статье «Мезень и Лешуконье: зигзаги истории в XX в.» С.И. Шубин. Современному социально-экономическому положению муниципального образования «Мезенский район» посвящена статья И. Л. Заборского.
В свете этнической специфики изучена материальная и духовная культура Мезенского края, замечательным достоянием которого является народное зодчество, фольклорное и декоративно-прикладное искусство. Л.Д. Попова изучила церковное зодчество региона на протяжении XVI-XX вв. В работах А.Б. Пермиловской и Г.В. Михайловой представлены современные исследования с. Кимжи, вошедшего в научно-исследовательский проект «Уникальные исторические поселения Русского Севера как объект изучения и сохранения».
В настоящее время духовная культура Мезенского края интенсивно изучается и фольклористами. В сборнике опубликованы материалы Н.В. Дранниковой, Ю.А. Новикова и Т.Б. Васильевой. Н.В. Дранникова и Ю.А. Новиков изучали современное состояние фольклора в бассейне р. Кулой, отметив в своей работе, что кулой-ский материал близок к мезенской фольклорной традиции, что достаточно развиты в данном регионе бытовая магия и фольклор речевых ситуаций, но слабо представлена календарная обрядность.
Т.Б. Васильева отмечает сохранность народно-песенных произведений на Мезени, о чем свидетельствует и устойчивый порядок лирических песен в регионе, и подчиненность художественным ассоциациям. К изучению традиционных ремесел — палащельской росписи и гончарному промыслу — обращаются М.Л. Мироненко и А.Г. Богданова. О материальных и духовных основаниях жизни мезенцев рассказывает статья Т.В. Андряковой.
Вторая часть сборника включает биографию О.В. Овсянникова, ведущего специалиста по истории Мезени и Мезенского края, а также его исследования.
Богатейший материал содержится в статье А. А. Куратова и О.В. Овсянникова «Археология озера Варш: разведка одного сезона». Хотя раскопки на озере Варш были произведены в 1986 г., сведения о них публикуются впервые. Работу «Волоки вдоль Ледовитого океана — древняя дорога торговли, промыслов, этнических контактов» О.В. Овсянников и М.Э. Ясински предлагают в качестве дискуссионной. Собранная авторами на основании археологических материалов и письменных источников база данных почти о 700 поморских судах XVII-XVIII вв. позволяет отказаться от ряда неверных трактовок и определить наиболее существенные тенденции в развитии морского судостроения допетровского времени и последующих десятилетий XVIII столетия.
Важной для истории Мезенского края являются и публикации О.В. Овсянникова и М.Э. Ясински «Топографическое и историческое описание города Мезени», и «Камеральное описание мезенской округи» в статье «Из истории Мезенского края (описание конца XVIII столетия)», которые содержат широкий спектр не только исторических, но топографических и этнографических сведений, полно отражающих реалии развития данного региона Русского Севера на протяжении XIV-VIII вв.
В. С. Коновалов
Если посмотреть на карту Архангельской области, то на самом её северо-востоке можно увидеть маленький городок Мезень (ударение на второй слог). Туда ведёт одна-единственная дорога, и город находится в её тупике. Маленькая точка на карте — население города немногим больше трёх тысяч жителей, но это центр цивилизации на сто километров вокруг. Мезень стоит в 45 километрах от устья одноимённой реки, впадающей в Белое море, и в 70 километрах южнее полярного круга. И несмотря на маленький размер, история у Мезени давняя. Кое-что из старины здесь сохранилось, но Мезень интересна больше даже не этим, а своей атмосферой маленького города в далёкой глуши, центра одного из наиболее самобытных районов Русского Севера.
В Мезень я приехал на маршрутке из деревни Кимжа, о которой рассказывал в прошлый раз. В городе я остановился в гостинице на следующие пять дней, и в течение них я и ходил по городу (поэтому фотографии в этом посте делались в разные дни), и выезжал в разные места района. В начале рассказа о Кимже я упоминал про Марину — главного редактора мезенской газеты (на фото выше видна её редакция). Она помогла мне с поездками в деревни. И от неё же я узнал много интересных вещей о здешней жизни, про которые ещё скажу.
2. Итак, Мезень. Как и подобает столь маленьким городам Русского Севера, она застроена в основном небольшими деревянными домиками, которые ютятся среди деревьев. Есть немного советских кирпичных домов (и почти ни одного дома выше двух этажей), во дворах которых сложены поленницы. Словом, Мезень похожа на какую-нибудь Чухлому, Кологрив, или посещённый в эту же поездку Шенкурск. И, как и все они, статус города сохранила исторически.
3. Но Мезень — это буквально край Русского Севера. Отсюда 385 километров до областного центра — Архангельска, и связывает город с остальным миром только вот эта грунтовая дорога. До 2008 года в Мезенский район вообще вёл только зимник, а летом сюда можно было лишь долететь на самолёте. При этом дорога на юг вдоль реки Мезени до села Лешуконское существует ещё с советских времён (собственно, в кадре именно она — поворот на Архангельск находится в 40 километрах южнее).
4. Мезень узкой полосой вытянута на пять километров с юга на север вдоль реки. И осью её служит Советский проспект — продолжение дороги из Архангельска. В общем-то, кроме него, улиц в городе совсем не много. Проспект доходит до края города, а там — конец дорог Русского Севера.
5. Проспект выложен бетонкой, по которой машины едут с характерным перестуком. Асфальта здесь нигде нет, как это часто бывает в отдалённых северных районах вне сети круглогодичных дорог: хоть до Мезени таковую и построили, но по пути сюда всё-таки есть три реки без мостов — Кимжа, Мезень и Пёза. Так что весной и осенью бывают короткие периоды, как здесь говорят, «распуты», когда попасть в Мезень снова можно лишь на самолёте. А вот что меня удивило в мезенском автопарке — сравнительно невысокий процент внедорожников. В основном я здесь видел обычные легковушки, хотя в том же Шенкурске сплошные УАЗики и Нивы.
6. В городе есть довольно немало домов XIX-начала XX веков, напоминающих о прошлом. Почти все они деревянные. Можно даже сказать, что Мезень — самый северный город России, сохранивший в сколько-нибудь цельном виде дореволюционную застройку, а не только отдельные памятники.
Мезень известна с XVI века, но при этом есть предположение, что русское поселение в этом месте могло существовать ещё на три-четыре века раньше, поскольку славянская колонизация Севера в позднем Средневековье дошла и до Мезени, и даже до Печоры. Будущий город впервые упоминается в 1545 году как слобода Сокольня Нова (привет одному маленькому городу на Псковщине), с 1552 года она фигурирует также как Окладникова Слобода — это название пошло от поселившихся здесь новгородских купцов Окладниковых (между прочим, люди с этой фамилией живут в Мезени до сих пор). Севернее находилась Кузнецова Слобода, а в 1780 году, при реформах Екатерины II, из них и был образован уездный город Мезень, входивший затем в Архангельскую губернию.
7. Краеведческий музей в здании бывшей городской думы (1875 год). Совсем небольшой, но очень добротный, и в хорошем состоянии.
8. Историю здесь чтут. На многих старых домах висят такие таблички. Кстати, обратите внимание — «Советская улица» вместо «Советский проспект». Здесь (и в Архангельске тоже) это бывает часто.
9. Во дворе музея лежит деревянный карбас — рыболовецкая лодка, часть поморского колорита:
Исторически Мезень стала таким местом встречи Русского Севера с Арктикой, где дальше на север — Белое море и Ледовитый океан. Примерно как Кола, только, в отличие от неё, здесь не было острога: Мезень всю историю развивалась как торговый купеческий городок, а также один из пунктов морского пути в Сибирь. В XVIII-XIX веках здесь действовала крупная ярмарка.
10. Дом купца Шевкуненко (1885 год). Как и полагается, на мезенских улицах есть деревянные мостки (причём за их состоянием следят, и местами они новые). В целом, город довольно ухоженный и аккуратный.
Много лет Мезень была также и местом ссылки. В 1664-66 годах здесь жил в ссылке протопоп Аввакум до отправки в Пустозерский острог, где его казнили. А уже в конце XIX и начале XX века в качестве ссыльных здесь побывали многие революционеры: Клим Ворошилов, Инесса Арманд, Пётр Моисеенко, Александр Серафимович.
11. Библиотека в старом деревянном доме:
12. А в городском парке сохранились старые ворота:
13. За которыми стоит Богоявленский собор. Он построен в XVIII веке, но в советское время его основательно переделали в кинотеатр, изменив до неузнаваемости. Сейчас храм снова действует, и медленно восстанавливается. Раньше тут был ещё собор Рождества Богородицы, снесённый в 1935 году.
14. При советской переделке к апсиде пристроили деревянный портик:
15. За храмом — мемориал Великой Отечественной войне:
16. А дальше — параллельная проспекту набережная. Но реки здесь не видно: под обрывом лишь пойменные луга, которые заливает весной, а до русла отсюда примерно два километра. Возможно, во времена основания будущего города река протекала тут, но потом изменила русло.
17. Чтобы увидеть реку, надо пойти вбок от города по вот этой дороге через болотистый луг (его весной тоже заливает), мимо брошенного ржавого баркаса.
18. Через пару километров она приводит на берег реки Мезень. Это место называется Кривка. Пейзаж скудный, даже довольно угрюмый, но в этом своя красота. Север!
До устья и, соответственно, Белого моря отсюда 45 километров. Но при этом в Мезенской губе настолько высокие приливы, что они заходят вверх по реке аж на 65 километров от устья. Так что здесь можно наблюдать приливы и отливы на реке, которая два раза в сутки начинает течь вспять (я это наблюдал на другом берегу). На этих фотографиях — отлив. Что особенно интересно, таблицы приливов и отливов печатают в местной газете (они ведь зависят от луны, и поэтому бывают в разные дни в разное время).
20. Вдали виднеются трубы бывшего лесозавода в посёлке Каменка — пригороде Мезени. Собственно, отсюда, где я стою, туда ходит катер — для этого и дорога к реке.
21. Но пока вернёмся снова в город. Как видно, есть в Мезени немного кирпичных двухэтажек.
22. Второй проспект города — Первомайский (а ещё есть Октябрьский, так что в столь маленьком городе целых три проспекта). Облик города за последние сто лет мало изменился.
Чем удивителен Мезенский край (в это наименование можно включать также и соседний с юга Лешуконский район) — он исторически очень хорошо сохранился. Речь о том, что отдалённый и труднодоступный район, куда даже постоянной дороги до недавнего времени не было, слабо испытал влияние перемен разных эпох, и вообще жил и живёт весьма обособленно. Почти все населённые пункты района (кроме упомянутой Каменки) — это деревни возрастом от 300-400 лет, где сохранился старый уклад жизни со своеобразными элементами культуры — как, например, художественный промысел мезенской росписи. В Мезенском районе очень высокий процент коренного населения, что хорошо заметно, в частности, по довольно ограниченному списку местных фамилий — и в городе, и от деревни к деревне одни и те же фамилии постоянно повторяются, и их же можно встретить в исторических документах 2-3-вековой давности, связанных с Мезенью. У местных жителей (больше у сельских, но и у городских тоже) есть характерный говор, в котором сохранились некоторые черты древненовгородского диалекта, а у многих ещё и довольно выразительные поморские черты лица — в более близких к Архангельску районах это встречается реже.
Городок тихий, сонный, и люди в нём спокойные. В первые пару дней здесь я заметил, что, когда я иду по улице (даже если не достаю фотоаппарат), многие прохожие обращают на меня внимание. Обычно даже в столь маленьких городках я к такому не привык, но здесь, в таком отдалённом районе, куда не всякий доберётся, приезжего видно сразу — конечно, все три тысячи человек знать друг друга не могут, но лица все более-менее примелькавшиеся. На третий день на меня уже перестали оглядываться.
24. Администрация Мезенского района:
Я уже писал об этом, но повторюсь. Мезенский район — это 9 тысяч жителей (треть из которых в городе) и 34 тысячи квадратных километра. А это — больше Бельгии, и без малого половина Чехии (все ведь знают, что российские территории измеряются в европейских странах?). Но совсем уж исполинским был дореволюционный Мезенский уезд, который включал в себя территории вплоть до Полярного Урала (то есть весь нынешний Ненецкий АО и север Республики Коми), а также острова Вайгач и Колгуев и архипелаг Новая Земля. В европейской части Российской империи он был самым крупным по площади уездом.
25. У администрации — «нулевой километр». Почему-то до Архангельска указали расстояние по дороге, а до Петербурга напрямик.
26. Почтамт:
В Мезени почти нет промышленного производства, и в основном жители здесь заняты в мелком предпринимательстве, торговле или бюджетных учреждениях. В районе есть лесозаготовки, но только к югу от Мезени, так как северная часть района считается зоной притундровых лесов, которые рубить запрещено.
27. Неудивительно, что в отдалённом Мезенском районе нет магазинов федеральных сетей: последний «Магнит» на пути в Мезень находится в Пинеге. Зато здесь образовалась своя небольшая торговая сеть.
Продукты в Мезени стоят дороже среднего, но, конечно, не так, как где-нибудь на Ямале. Гораздо хуже было до открытия постоянной дороги — и цены на продукты были ещё выше, и ассортимент их в магазинах был крайне скудным. Всё-таки сейчас торговля здесь довольно разнообразна.
Но хоть и дорога есть, а район остаётся труднодоступным. Официальные автобусы из Архангельска сюда не ходят — есть только частные маршрутки нескольких перевозчиков, у которых стоимость проезда составляет около 2 тысяч рублей в одну сторону (это за всего 385 километров): потому что и пассажиров всё-таки не много, и бензин в Мезени стоит дороже, да и дорога грунтовая, а значит, приходится чаще чинить машины. Ещё здесь есть маршрутки до сёл Дорогорское и Целегора, а также, внезапно, внутригородской автобус, которым я даже воспользовался.
Мезенский район (как и соседние Пинежский и Лешуконский) официально отнесён к Крайнему Северу, а это значит, что доходы жителей здесь выше среднего по Архангельской области, и отпуска дольше. В общем-то, хоть здесь и ещё «коренной», давным-давно обжитой Русский Север, но в местной географии, да и вообще реалиях, действительно уже есть черты Крайнего Севера, да и полярный круг близко.
30. Порой взглянешь — и действительно Крайний уже Север сквозит в пейзаже. И ветер здесь дует характерный, арктический.
31. Деревянный Сбербанк:
32. А это, кажется, единственный в городе дореволюционный каменный дом:
33. Серебристый бюст Ильича неприметно спрятался за деревьями:
34. Новая школа:
35. А это бывший офицерский флигель (1884 год). Предназначение изменилось не сильно — сейчас тут военкомат.
36. Памятник морякам-поморам. Мезенцы, как и другие поморы, много веков ходили в море на промыслы (местная поговорка — «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался»). Неудивительно, что и в военно-морской флот при Петре I многих людей набирали именно отсюда.
37. Небольшие жизненные зарисовки:
Как ни странно, Мезень входит в пограничную зону. Правда, напоминает об этом лишь дорожный указатель за 20 километров до въезда в город (то есть Кимжа в неё ещё не входит), да и даже формально гражданам России пропуск теперь уже не нужен. Причина в том, что границей считается и арктическое побережье России (само по себе это логично, но никак не наличие погранзон вдоль этого побережья): хоть и Белое море внутреннее, но Мезенский район выходит к его открытой северной части, расположенной за так называемым Горлом.
39. Старый деревянный корпус больницы:
40. Новый дом — видимо, построенный для расселения ветхого жилья:
41. Немного деревянного искусства:
42. Советский проспект приводит в немного обособленную северную часть города — историческую Кузнецову (Малую) Слободу.
43. Городская летопись на улице:
44. Какие-то брошенные ржавые суда на речной протоке:
45. Тут, в самом конце города, находится мезенский аэропорт — небольшое деревянное здание (похожий я видел на Соловках). Самолёты малой авиации по-прежнему летают в Архангельск, а также в несколько сёл на севере и востоке района, куда по-прежнему нет дорог, и сообщение с ними только по воздуху или зимникам.
А до того, как построили дорогу, людям, чтобы попасть в Архангельск или обратно, нередко приходилось вставать в очередь на вылет и ждать своей очереди несколько дней. И ладно если дома, но иногда столько же приходилось дожидаться вылета и обратно из Архангельска.
46. Вдалеке снова виден бывший лесозавод в Каменке (до него 4 с половиной километра).
47. Дальше дороги нет. Лишь чахлый лесок на окраине города. Если к югу от Мезени ещё вполне густые леса, то возле города тайга плавно переходит в лесотундру (между прочим, здесь только 65-я параллель, а в согретой Гольфстримом Мурманской области лесотундра начинается на три градуса севернее). Километрах в шестидесяти к северу уже тундра.
Вот так выглядит край Русского Севера. Ещё несколько сёл стоит на берегу моря. А ещё в Мезенском районе живут ненцы, и одного из них я даже здесь видел в первый день (причём ещё днём ранее видел его в Архангельске), да и граничит район на северо-востоке с Ненецким АО. Зимой они иногда на оленях приезжают в город и торгуют рыбой и олениной. Кстати, Марина мне сказала, что слово «ненцы» здесь употреблять не принято, и представителей северного народа называют просто «оленеводами».
48. Вот такой я увидел Мезень — этот маленький и самобытный городок. Напоследок покажу немного фотографий красивого заката, который я наблюдал в один из вечеров. Сначала весь вечер шёл дождь, но потом небо быстро прояснилось, появилась радуга и яркие закатные краски.
50. В более южных широтах таких закатов, как здесь, не увидишь — на Севере более яркие солнце и небо.
52. Солнце медленно садится:
54. Палитра северного неба:
56. «Оторвись от земли, северный цвет»:
57. Солнце скрывается за лесом:
58. И наступают сумерки:
И на этом пока всё. Рассказ про Мезенский район я продолжу ещё в нескольких частях — про посёлок Каменка на другом берегу, и про старинные мезенские сёла. Так что — продолжение следует.
Tags: Архангельская область, Путешествия, Россия, Русский СеверВ целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, с 12 октября по 10 ноября на региональной сети автодорог Архангельской области вводится традиционное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось На дорожную конструкцию автомобильных дорог, особенно на земляное полотно, значительное влияние оказывают не только нагрузки отавтотранспорта, но и природно-климатический фактор. В период максимального увлажнения грунта земляного полотна происходит резкое, иногда в 3–5 раз, снижение прочности дорожных одежд по сравнению с их летним состоянием. В целях сохранения автомобильных дорог в требуемом эксплуатационном состоянии, предотвращения их разрушения в период максимального увлажнения грунта земляного полотна необходимо устанавливать временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.