Победа над пространством. В третьей четверти XIX в. европейской товарной массе стало тесновато на прилегающих к старому континенту рынках. Возможности экстенсивного развития за счет освоения периферийных районов, находящихся на небольшом и среднем удалении от производственных центров цивилизации машин, были исчерпаны. Муза обогащения повлекла европейцев дальше и дальше от родных берегов. Благо, потребность в дальних странствиях была обеспечена соответствующей возможностью. Начинался «век угля и пара». Технологический уровень европейцев достиг пороговой точки, за которой стартовала научно-техническая революция. Паровая машина обеспечила рывок при выполнении ответственной задачи: извлечение дешевой и мощной энергии. Первоначальные габариты машин были велики настолько, что использовали их лишь на крупных предприятиях. Но наука не стояла на месте. Источник энергии инженерам удалось сделать достаточно компактным для установки на корабль. Обретенные благодаря паровому двигателю возможности поражали. Капитанам теперь не было необходимости поджидать попутного ветра или неделями лежать в дрейфе, с тоской наблюдая за бессильно повисшими парусами. Период, потребный для самого длинного путешествия, сократился. Человечество одержало первую крупную победу над временем. Сила пара скоро позволила любому торговцу, не страшась состариться в пути, добираться до тех мест, куда раньше ходили лишь легендарные герои.Утилитарный смысл перемен заключался в возможности извлекать прибыль не только из неплохо освоенных земель, обрамляющих Атлантику, но покорить просторы Восточной части Индийского и Тихого океанов. Предоставившейся возможностью Европа воспользовалась сполна. В процессе ознакомления с перспективными направлениями было выяснено: открывшийся регион – «эльдорадо капитализма». В недоступных прежней торговле районах проживали сотни миллионов людей, где развитие находилось на разных уровнях типа хозяйственной деятельности, но в любом случае уступало уровню Европы.
5 прообразов Святого Духа. Голубь
Сегодня Дух Святой изливается на жаждущие сердца, алчущие сердца, те, которые просят Духа Святого, как Христос сказал: «Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13). Просите, и дано будет вам – и Дух Святой нисходит. Это не просто прикосновение, которое радует наши чувства, нашу душу, но это духовная работа, которую производит Господь над нашим сердцем. Бог касается нашего духа, через наш дух происходит ходатайство за святых, мы переживаем Его прикосновение. Мне хочется немного сказать о прообразах Святого Духа. Мы читаем в Библии о том, что Господь являет Свою славу посредством Святого Духа, и Писание нам говорит о некоторых прообразах. Это не просто названия, но за каждым названием, наименованием, вещью или стихией есть определенный смысл. И для того, чтобы мы яснее поняли, Кто такой Дух Святой, что Он дает, как иметь общение с Ним так, чтобы мы более полюбили Духа Святого, Господь открывает нам в прообразах Дух Святой. Бог желает, чтобы мы получили познание. Это познание приводит нас к любви к Богу.
Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю. Ос. 6:3
Познание приводит нас к служению Богу. Весь смысл нашей жизни заключается еще и в том, чтобы каждый день познавать Его. Его величие, могущество, Его славу, великолепие, любовь, силу и премудрость – так много в нашем Боге. Чтобы мы познали Его и силу воскресения Его, чтобы мы познали, Кто есть Дух Святой, как нам общаться с Духом Святым. И я только лишь немного могу сказать о Духе Святом, потому что это реальная личность, с которой мы имеем общение.
И первое, что мне хочется сказать – это о голубе. Это птица, которая напоминает нам, если можно сказать, символизирует или является некоторым примером. Не хочу сказать – подобием, ни в коем случае, но примером, каким-то прообразом Святого Духа.
Мы встречаем описание гибели первого мира, когда Ной построил ковчег. И первый мир был потоплен водою, и в ковчеге у Ноя было множество птиц. И одна из них, которую он выбрал для того, чтобы она, именно она принесла известие о том, что земля осушена, – это был голубь. Ной выпустил голубя, но голубь возвратился в ковчег, потому что не нашел места покоя для ног своих, и Ной принял его. И когда во второй раз он выпустил голубя, то голубь возвратился, и во рту у него был масличный лист. И из этого Ной сделал вывод, что земля осушилась. Значит, можно выйти, можно иметь жизнь.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Мф. 10:19-20
Голубь принес благую весть. Этот масличный лист является прообразом благой вести, евангельской вести. Если кто-то хочет благовествовать, проповедовать, распространять свидетельство о Христе, – без Духа Святого это невозможно сделать. Голубь является прообразом Святого Духа, и во рту у него был масличный лист. Это Священное Писание, если хотите, это Слово Божие. На украинском языке слово «лист» означает «письмо». Свежий лист – это Новый Завет, благая весть.
Автор фото: Winter_koning
Много ли здесь голубей? Как много тех, которые имеют во рту своем благовествование, как Слово Божие говорит: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9-10). Может быть, кто-то думает: ко спасению своему. Если я буду исповедовать Иисуса Христа Господом – да, и к своему тоже. Но сейчас, только сейчас ко мне пришло новое понимание, и я хочу поделиться им сейчас, в это мгновение. Ты будешь сердцем веровать к праведности, а устами исповедовать ко спасению, не только своему – ко спасению окружающих тебя людей. Потому что в твоем сердце, в твоих устах будет жить Слово Божие. Слава Богу за это! И люди услышат, и они узнают, что можно получить спасение. Потому что там, в ковчеге, не было бы спасения, если бы Ной продолжал пребывать там все время. Я хочу, чтобы вы правильно поняли. Ковчег был для определенного времени, а потом Ной вышел из ковчега на новую землю. Кто-то скажет: «Нет, она была старая». Я скажу: нет, она была новая, лучше, обновленная – он вышел на обновленную землю. Иоанн в Откровении говорит: «Я увидел новое небо и новую землю». Не хочу мудрствовать, но действительно это так. Когда мы слушаем благую весть, когда евангельская весть входит в наше сердце, мы получаем спасение. Все становится новым: «Се, творю все новое». Скажем: «Слава Богу!» Это действительно, когда мы обращаемся к Богу все преображается, природа преображается, люди преображаются для нас, враги становятся друзьями. Правда, у нас была такая мысль, когда мы обратились к Господу – нам хотелось обнять всех? И этого соседа, и этого соседа, и вот его, и вот его – всех обнять. Почему? Потому что было все новое. Это произошло через благую весть, через наше покаяние.
Голубь является прообразом Святого Духа. Когда Иисус Христос пришел на Иордан креститься от Иоанна, то Иоанн говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Иисус говорил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И тогда Иоанн допускает Его. И когда Иисус крестился и выходил из воды, то Дух Святой в виде голубя, написано, в телесном виде сошел на Иисуса Христа, и был глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И я видел это, говорит Иоанн, я видел это! Он видел, как Дух Святой сходил на Иисуса Христа, он видел, как этот голубь опочивал на Иисусе Христе. Наверно, это было в таком прямом виде, как написано: в телесном виде. Не просто видение было или откуда-то прилетел голубь.
Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой; потому что голос твой сладок и лице твое приятно. Песн.П. 2:14
Не думаю, что он был серый или черный, думаю, что это был белый голубь. Как вы думаете? Я думаю, что это был белый голубь, во всяком случае, я бы хотел, чтобы на Иисусе Христе был белый голубь. Мне никак не представить, чтобы черный голубь сел на Иисуса. Нет, белый голубь. И когда мы видим какие-то открытки или картинки в журналах христианских, там белый голубь нарисован, который символизирует Дух Святой. Есть ручные голуби, они такие простые. Как Слово Божие нам говорит: «Будьте просты, как голуби» (Мф. 10:16). Бог хочет, чтобы мы были как голуби. Возможно ли это без Духа Святого? Потому что Сам Дух Святой сошел на Иисуса Христа в виде голубя. Значит, мы должны принять Святого Духа?
В Ефесе Апостол Павел спросил некоторых учеников: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деян. 19:2-7). Как будто прилетела небольшая стая голубей, белых голубей, и она почивала (если так можно представить) на этих людях, прикоснулась к ним. И они заговорили на иных языках, стали пророчествовать, радость наполнила их.
Голубь является прообразом Святого Духа. В отличие от ворона, голубь является чистой птицей. Христос использовал это существо, эту птицу специально для того, чтобы мы посмотрели на поведение голубя. В Песне Песней мы читаем, что Соломон говорит о Суламите: «Голубица моя, чистая моя» (П. Песн. 6:9), непорочная, без пятна, да и глаза твои голубиные. Значит, Господь нас сравнивает с голубицей. Голубица является прообразом Церкви. Голубь является прообразом Святого Духа. Все так едино, все так согласно. Бог хочет, чтобы мы были ручными, слава Богу.
И придут пароды к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Ис. 60:3-4
Вспоминаю, в детстве у нас за школой был дом с большим двором, и там была голубятня. Я не знаю, теперь я в городе не вижу, чтобы кто- то разводил голубей. Вы видели когда-нибудь, в последние годы, чтобы большая стая летала, летала и вдруг куда-то приземлилась, переночевала и опять полетела? Наверное, не видели. А вот в детстве, я вспоминаю, вылетала стая из 40-50 голубей и кружила. Так приятно было смотреть на них! И они знали свое место и возвратились туда. Хозяин их там кормил, чистил и убирал голубятню, они были ручные, домашние.
Есть дикие голуби – горлицы. Горлица тоже является прообразом Церкви, только из язычников, которые не знали Бога. И даже Петр, когда пришел в дом Корнилия, сказал: «Никогда скверное и нечистое не входило в уста мои». И мы знаем ту работу, которую произвел Господь в доме Корнилия. Язычники приняли Духа Святого, они сделались причастниками Церкви. Это говорится о горлице, о дикой голубице. Она сделалась причастницей Церкви, это единая Церковь, за что слава Богу. Церковь из евреев, Израильтяне, которые приняли Господа – это голуби. И мы читаем о том, что есть горлица, и Господь говорит о том, что голос горлицы слышен в стране нашей. Хочется перевести на нашу жизнь, чтобы мы не оказались дикими, но были ручными, были в доме Божием – это голубятня, в которую мы прилетели. Смотрите, пророк Исаия говорит: «Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим?» (Ис. 60:8). Кто это летит к тебе? И сегодня мы видим, что народ Божий собрался. Хорошая здесь голубятня?
Слава Богу, Господь питает нас, чистит, убирает, написано: «Будьте просты, как голуби». Я вспомнил, да и вы много раз видели, как голуби, бывает, клюют друг друга. Кажется, голуби, они мирные, говорят, что голубь – птица мира. Такая хорошая птица! А вы видели, как голуби клюются между собой? Соберутся голуби, и бывает, слабенький голубок подойдет, чтобы поклевать хлеба, а его какой-нибудь голубь посильнее начинает поклевать. Он, бедный, отойдет – видели такое? Но ведь это голубь, что такое случилось? И мы тоже дети Божии, что с нами случается? Бывает у нас такое в жизни, когда мы поклюем друг друга? Бывает, поклюем, и перья летят. Пусть Господь нас помилует. Голубь является прообразом Святого Духа. И сегодня Бог хочет дать нам Свои чувствования, Свои качества.
Брат Яша
Часть 2. Огонь >>>
Считается, что голубь — это Богом любимая птица. Из всех птиц на земле, именно голубь был удостоен великой чести — олицетворять собою образ Святого Духа. Все мы помним из Евангелия, когда Святой Дух явился в виде голубя и указал на Христа: » И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. гл 3. ст.16-17). Голубь встречается в Священном Писании, может быть, чаще всех остальных птиц и животных. Именно голубь принес Ною в ковчег радостную весть об окончании потопа, держа в клюве оливковую веточку: «По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. (Бытие гл. 8 ст.6-12). Псалмопевец мечтает о крыльях, чтобы улететь от своего страдания: «И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы» (Пс. 54, 7). Глаза возлюбленной сравниваются с голубиными: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные» (Песн. 1, 14). Во время голода люди отдают деньги даже за голубиный помет… «И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета — по пяти сиклей серебра» (4 Цар. 6, 25). В Новом Завете Иосиф с Марией приходят в храм, чтобы возблагодарить Всевышнего за новорожденного Иисуса: «И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 24). Дух Святой сходит на Иисуса после Крещения в виде голубя: «Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3, 16). Своих учеников Спаситель призывал быть смиренными и кроткими, как голуби: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби» (Мф. 10, 16). В Книге пророка Исаии о тучах людей, которые придут поклониться Спасителю, сказано: «Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?» (Ис. 60, 8). Голубь — символ Святого Духа. Это было официально принято Отцами Церкви на соборе в Константинополе в 536 г. Есть голубей считается грехом. Голуби приносят счастье дому, в котором водятся; в такой дом не ударит молния, он не сгорит и не опустеет. Голубь — единственная птица, облик которой не осмеливается принимать нечистая сила. Знаете ли вы, что у голубя нету желчного пузыря в организме? В древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса.
В современном мире, два целующихся голубка являются символом влюбленных. Русские люди считают, что если голуби летают около дома, где происходит свадьба, то это предвещает счастье в браке. Из поколения в поколение изображение голубя является символом чистоты и любви. Недаром, целующиеся голубки символизируют влюблённых. И выражение про влюбленную пару: «Воркуют, как голубки» говорит само за себя. В Благовещение на Руси принято выпускать белых голубей на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице. В народе считается, что выпущенные на волю голуби возносят молитвы к Богу. Считается очень хорошим и богоугодным делом кормить голубей. Это величайшая милостыня. При кормлении, можно молиться об усопшем. Когда голуби клюют хлеб или зерно, – это поклоны за усопшего, идёт очищение, поэтому, чем больше голубей, тем больше поклонов. Можно также вымаливать прощение своих грехов, кормя голубей. Одна женщина очень скорбела о своих погубленных младенцах. Она часто кормила голубей, как бы принося жертву за своих деток и моля о прощении. Голубей становилось всё больше и больше, они слетались и садились на ее руки и плечи. Когда она прошла с крестным ходом и со слезами приложилась к иконе Богородицы «Скорбящая о младенцах во чреве», голуби перестали прилетать. Это она восприняла как милость Божию и прощение ее греха. В истории, получившей название «Стояние Зои», когда девушка Зоя окаменела на четыре месяца, взявши икону Николая Угодника, чтобы потанцевать с ней, мы тоже находим упоминание о голубях. Когда Зою после окаменения спрашивали: «Как ты жила, кто тебя кормил?» Она отвечала: «Голуби, голуби меня кормили!» По личному опыту скажу, что уличные голуби очень любят есть перловку. Хлебные крошки тоже едят, однако, если кинуть зерно, сразу видно, как оно им нравится. У меня в сумке всегда имеется горстка перловки для голубей, чтобы при случае, удалось бы покормить этих боголюбимых птиц. Откуда взялись почтовые голуби? Еще в Древнем Египте голубей стали использовать как почтовых птиц. Неудивительно, что голубь стал вестником, символом почты. Нередко голуби выручали людей, быстро доставив им важные сообщения. Сохранилось предание, что в голландские города Гарлем и Лейден, осажденные испанцами, голуби принесли весть о приближении армии принца Оранского. Благодарные жители Лейдена кормили потом этих голубей до самой смерти, а впоследствии забальзамированные птицы были помещены в ратуше. В XIX веке в ряде стран Европы были созданы даже специальные службы почтовых голубей в армии. Голубиная почта играла определенную роль вплоть до первой мировой войны, когда ее стала вытеснять радиосвязь. Интересно, что во Франции один из почтовых голубей был даже награжден орденом. Во время битвы у Вердена он храбро доставлял сообщения, несмотря на жестокий обстрел. Птице одели орден в виде кольца на лапку и прожила она «на пенсии» до 1924 г. Голуби как и другие птицы учавствуют в сотворении времени на земле. Берегите голубей, защищайте голубей, кормите голубей. Не позволяйте детям гонять голубей, наоборот, воспитывайте в них уважение к этой Богом любимой птице. Если вы будете бережно и благоговейно относится к голубям, они походатайствуют за вас перед Создателем.
Праздник Крещения Господня, столь любимый православными христианами, носит еще название Богоявления Господня. И это далеко неслучайно.
Именно при Крещении Господа нашего Иисуса Христа во Иордане произошло явление Пресвятой Троицы. Об этом нам сообщают все апостолы и евангелисты (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22; Ин. 1, 33-34). В Евангелии от апостола Луки читаем: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Сектанты, часто недоброжелательно относящиеся к православной иконе, упрекают Церковь, что символическое изображение Святого Духа в виде голубя противоречит древнему христианству. Впрочем, они так же говорят о запрете любого изображения, связанного со Священным Писанием и Преданием.
Попробуем разобраться и остановимся на символе голубя, ибо он в православном представлении прежде всего связан с Третьим Лицом Пресвятой Троицы – Духом Святым.
Не секрет, что при исследовании римских катакомб, в местах, где собирались для богослужений первые христиане, гонимые языческими властями, найдены древнейшие образы и символы христианства (II-III вв.): крест, рыба, голубь и др.
Кроме того, выдающийся христианский ученый и апологет – пресвитер Климент Александрийский († 217 г.) сообщает в своем сочинении: «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения, выгравированные на нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами; можно изображать на нем даже лиру Пликрата или якорь, как Селевк; наконец, рыбака у берега моря, вид которого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из воды».
Таким образом, голубь использовался православными христианами как символ более 1800 лет.
В иконописи символ голубя используется неоднократно, но далеко не всегда он относится только ко Святому Духу. И это использование опирается на различную наполняемость символа.
Изначально, еще с дохристианских времен голубь принимается в виде образа чистоты души, любви, непорочности, верности, мира, вестничества (здесь на ум приходит «голубиная почта», существующая не позднее чем с периода древнего Классического Востока), жертвы и спасения.
В Ветхом Завете голубь почитается чистой птицей, пригодной для жертвоприношения в Иерусалимском храме (см., например, Чис. 6, 10-11 или Лев. 14, 30). Поэтому далеко неслучайно на ряде икон Сретения показан праведный Иосиф с двумя жертвенными голубями. А на весьма редкой иконе Божией Матери Тромбоденская – на руке Пресвятой Богородицы изображают одного или двух голубей, также предназначенных в жертву, что перекликается с Новым Заветом (Лк. 2, 24). На Коневской (Голубицкой) иконе голубей держит сам Богомладенец Христос.
Праведный Иосиф и Дева Мария поступили в соответствии с ветхозаветным Законом: «По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 6-8).
Кстати, из этого мы узнаем, что праведный Иосиф и Дева Мария были очень бедны и не имели возможности для принесения иной жертвы.
Голубь как символ спасения также появляется в Ветхом Завете. Он свидетельствует об окончании потопа и спасении праведного Ноя с семейством (Быт. 8-12).
Пересечение Ветхого и Нового Заветов мы можем увидеть на некоторых иконах великомученицы Ирины Македонской (I век- от Р. Х.). На ней часто изображается голубь с масляничной ветвью. Обратимся к ее житию: «Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. …Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной». Здесь видится прямой отсыл и к праведному Ною, и празднику Крещения Господня.
В русской житийной литературе известен сюжет, нашедший отражение в иконографии. Это «Чудо о птицах» преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: «Сергий!» Преподобный помолился и отворил оконце келии. Дивный свет льется с неба, и в нем Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит:
– Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы.
А птицы летают в свете и необычайно сладостно поют.
– Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют».
Какие это были птицы – символы учеников, точно неизвестно, но обыкновенно иконописцы их рисуют как голубей. И опять для понимания символики необходимо обратиться к Ветхому Завету – к книгам пророков Иеремии и Осии.
Главный монастырь Руси, созданный трудами преподобного Сергия Радонежского – это Свято-Троицкая обитель. И здесь мы возвращаемся к Богоявлению Господню.
Символичное отображение Святого Духа в виде голубя мы находим на иконах Пресвятой Троицы, таких, как «Отечество» и «Сопрестолие». Кроме того, на иконе «Распятие Господне» также встречается символическое изображение Святого Духа как голубя.
Нельзя обойти вниманием и икону Пятидесятницы. В книге «Деяний святых апостолов»: «При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). Данное событие на иконах отображается по-разному. Причем есть иконы, где Дух Святой показан опять же как голубь, иногда как огненный голубь.
Символическое изображение Святого Духа в облике голубя неоднократно встречается и на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы.
Почему же Господь избрал голубя для открытия глубоких смыслов, ведь, в конце концов, есть и более величественные птицы? Да по той же причине, почему были призваны для евхаристии хлеб и вино. Богу не нужны помпезность и вычурность. Бог дает нам самое простое, самое главное, и зовет к Вечной Жизни.
Обращаясь к символике христианства, яснее понимаешь слова Спасителя: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10-16).
Александр Гончаров