«Недавно побывала в столице Сирии Дамаске – городе, связанном с евангельской проповедью апостола Павла, именем Иоанна Дамаскина, в городе, являющемся колыбелью одной из древнейших христианских Церквей. Сегодня, не смотря на лояльное отношение к христианству, Сирия, как и весь Восток, все же остается мусульманской страной. Возле огромного восточного базара, нам показали одну из крупнейших мечетей. И экскурсовод-мусульманин и служители мечети с гордостью утверждали, что в ней хранится голова Иоанна Крестителя. Неужели одна из величайших христианских святынь, действительно, находится у мусульман? Как так получилось? Тем более, известно, что в Православной Церкви установлено несколько праздников обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».
Марина Должикова
Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане, действительно верят, что в сокровищнице мечети хранится голова Иоанна Крестителя, которого они также почитают пророком и называют Яхья. В римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Но позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. Хранящиеся сегодня тут останки, возможно, и были найдены во время раскопок при строительстве.
Вообще же в настоящее время о том, что именно у них хранится честная глава Крестителя Господня заявляют и мечеть Омейядов в Дамаске, и римская церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите, и турецкая Антиохия, и даже один из монастырей Армении. К счастью, ни чего общего ни со святоотеческим преданием, ни, тем более, с историческими фактами эти заявления не имеют… Почему же Православная Церковь празднует аж три обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и где сегодня на самом деле находится святыня?
Содержание
Первый во благодати мученик
Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Сам Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя»(Мф. 11, 10-11). По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом.
Иоанн Предтеча родился на шесть месяцев раньше Господа. По промыслу Божьему он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить людей к принятию ожидаемого Мессии. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
Когда к Иоанну на Иордан пришел креститься Сам Господь Иисус Христос пророк говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Крещением Спасителя Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Но вместе с тем, он продолжал безбоязненно и строго обличать пороки как простых людей, так и сильных мира сего.
В то время, после смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили своего правителя. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. За это Иоанн был заключен в темницу, но Ирод не казнил его, боясь гнева народа.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная своею злобной матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод боялся гнева Божия за убийство пророка, которого и сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26) и послал стража в темницу, повелев отсечь Иоанну голову и отдать ее Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия же взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери, которая надругалась над ней. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и проткнула кинжалом чело. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя 11 сентября Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.
Святое тело Иоанна Крестителя тайно взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. А честную голову пророка Иродиада не велела хоронить и закопала ее в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, похитила и погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся. Но суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией за совершенное злодияние еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Обретение святыни
Через много лет поместье Ирода перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника из сирийского города Емессы и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу, каждый день возжигая пред ней светильники. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Первое и второе обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью в один день – 9 марта.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы, (близ Сухуми), в город, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь положена в придворной церкви. Третье обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью 7 июня.
Четвертый крестовый поход
На истории о третьем обретении обычно завершаются повествования о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что дальнейшая судьба святыни связана с католичеством. История появления главы святого Иоанна на Западе мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
В Четьих-минеях святителя Димитрия Ростовского есть сноска, что еще в 1200 году в Константинополе ее видел русский паломник Антоний. 13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству, как уже говорилось, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон решил доставить главу Иоанна Предтечи в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор — Notre Dame d’Amiens — была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
Православная литургия у главы пророка
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а саму честную главу святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом, святыня была спасена. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно угасать.
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и компетентная комиссия экспертов-медиков косвенно подтвердила подлинность реликвии.
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна
Праздник духовной радости
Если у светской радости есть предел, то духовная радость безгранична. Именно она приносит душе спокойствие и умиротворение
Дары волхвов в Москве
Золото было принесено Христу как Царю, ладан – как Богу и смирна – как Человеку на погребение
Редактору газеты «Благовест»
Просветительская деятельность, духовно-нравственное и патриотическое воспитание современных детей и подростков, а также утверждение православной веры в сердцах людей
Неизвестная война
В 2014 году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны. Современники называли эту войну «великой» и «второй Отечественной»
Куда ведет майдан?
За лакированной разрекламированной сытой жизнью на Западе стоит страшное падение нравов и попирание даже главнейших заповедей, причем, насильственное насаждение этого
Под покровом Сергия Радонежского
У нас есть данные из летописи о том, что Сергий Радонежский, действительно, был в Рязани, поэтому это отнюдь не миф, а исторический факт
Афонские рукописи святителя Феофана
Что меня поражало и не перестает удивлять – это универсальность интересов святителя Феофана. Этот великий святой – наш духовный церковный Леонардо да Винчи
Седьмой Дед Мороз
Для ребенка-дошкольника любое массовое мероприятие – от поездки в крупный супермаркет до новогоднего концерта – это не только не отдых, это напряженный умственный и эмоциональный труд
Православные шутят
Тут мне вспомнилось, как в детстве мама снимала зимой белье с веревки, и, не складывая его, несла эти мерзлые пластины в дом. Иначе их можно было просто сломать
Источник церковных праздников
В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха и Вознесение Господне и Пятидесятница
Защитник Града Небесного
«Кому много дано, с того многое и спросится, – сказано в Библии. Это утверждение относится, в первую очередь, к людям творческих профессий
Три тысячи хранителей
Оказывается, открыв дверь, каждый из них мог попасть на открытие чудесной выставки педагога из Пронска Ирины Николаевны Волковой «Ангелы. Видимо о невидимом»
Дары волхвов – чудесные дары
От Честных Даров и поныне исходит удивительное благоухание. Монахи-святогорцы заметили, что святые Дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами
Новый год в мире и клире
Подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве
Где похоронен Иоанн Креститель
Мусульмане тоже поклоняются святыням христианства, и Иоанн Креститель для них тоже почитаемый святой, поэтому это место и сохранилось в мусульманской среде
Когда крестился Христос
Почему крещенская вода у некоторых людей портится, зеленеет? От чего это зависит?
Сергей Есенин и его путь к Богу
Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа – есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина»
Московские клирики о Епархиальном собрании
Патриарх призвал быть осторожными с людьми, которые обременены многими обязанностями или же имеют многодетные семьи
Пророк и Предтеча
Иоанн Предтеча — самый почитаемый Православной церковью святой после Божьей Матери. Сам Иисус Христос говорит о нем: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».
«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец». Иоанн считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа.
Иоанн происходил не просто из знатной семьи: он сочетал в себе царское и священническое происхождение. Его отец, священник Захария, был из рода Аарона, брата пророка Моисея; мать, праведная Елизавета, происходила из рода царя Давида.
Рождение Иоанна связано с чудом: как и родители Девы Марии, Елизавета и Захария состарились бездетными. У евреев считалось, что бесплодие посылается паре за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали.
© Sputnik / Виталий Денисов Икона «Усекновение головы Иоанна Предтечи»
Родители Иоанна тяжело переживали свою бездетность, так что, когда Захарии явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, который станет великим пророком, тот не поверил и в наказание был лишен Богом возможности говорить. Речь вернулась к нему только в день рождения ребенка.
Иоанн появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа. Во время знаменитого избиения младенцев, совершенного по приказу царя Ирода, солдаты ворвались в храм к Захарии прямо во время богослужения и потребовали отдать сына. Отец отказался и был убит. Ребенка спасла Елизавета, которая убежала с ним в пустыню.
В Евангелии не говорится о детских годах и юности Иоанна, он предстает в Писании уже взрослым человеком, подвижником и аскетом, живущим в пустыне; Иоанн носил одежду из грубой верблюжьей шкуры, питался саранчой и медом диких пчел, постоянно пребывал в молитве.
В 30 лет Иоанн Предтеча начал проповедовать и крестить людей в реке Иордан. Именно он крестил Иисуса Христа. За это Иоанна называют еще Крестителем.
За что Ирод казнил Иоанна?
Смерть Иоанна Крестителя напрямую связана с его проповедями: в народе его знали как бескомпромиссного и строгого обличителя греховной жизни, несправедливости и беззакония. Иоанн призывал жить по заповедям Божьим, рассказывал о скором пришествии Мессии.
Его критика касалась и царя Галилеи Ирода Антипы (сына Ирода Великого), который оставил законную жену и сожительствовал с женой своего брата Филиппа, Иродиадой. Ирод под ее влиянием заключил Иоанна в темницу, но казнить не решался: он почитал его за пророка и боялся народного гнева.
© Sputnik / Игорь Кожевников
В Евангелии от Марка сказано: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».
Иродиада же возненавидела Иоанна, но никак не могла добиться его казни. Возможность выпала на пиру в честь дня рождения Ирода. Перед нетрезвым царем и его высокопоставленными гостями станцевала юная дочь Иродиады Саломея.
Разгоряченный ее откровенным танцем, царь в награду поклялся выполнить любое ее желание, даже если это будет половина его царства. Саломея вышла спросить совета у матери, и та велела потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде.
Как говорится в шестой главе Евангелия от Марка: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». К Иоанну в темницу послали палача, который обезглавил святого. Саломея получила голову на блюде, как и просила. Это событие впоследствии стало одним из самых прославленных сюжетов мирового искусства. Праздником день мученической кончины святого верующие считают потому, что после смерти он обрел вечную жизнь и перешел к Богу.
В чем смысл праздника?
Не всем понятно, почему Иоанн так почитается Церковью и так выделялся самим Иисусом. Ведь он погиб не за Христа, а в результате козней порочной женщины, которая попросту свела с ним счеты.
На самом деле гибель Иоанна символизирует жертву, которую человек приносит, отстаивая правду, свои идеалы. Пустыня, в которой он жил, — символ пустоты людских душ, в которой вдруг слышится голос Господень, голос истины. В Евангелии от Марка так и говорится об Иоанне: «Он глас, вопиющий в пустыне».
© Sputnik / Алексей Куденко Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле.
Незадолго до казни Предтеча, услышав о делах Христа, из темницы посылает к Спасителю своих учеников с вопросом, действительно ли Он — Мессия, или следует ждать другого. Перед лицом грядущей смерти Иоанн колеблется и хочет убедиться, что его жизнь, отданная служению, прожита не напрасно.
Но Иисус не дает четкого ответа, отвечает многозначительно: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11).
Смысл между этих строк — верь до конца, не требуя гарантий, знамений и доказательств.
Митрополит Антоний Сурожский говорил в проповеди о том, что в день усекновения главы Иоанна Предтечи следует молиться о тех, кто умер в одиночестве, без утешения, кто погиб из-за того, что умел любить или потому, что другие любить не умели, «в ужасе, и трепете, и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью».
Иоанну Предтече также традиционно молятся о людях, страдающих алкоголизмом.
Традиции и суеверия
В христианской традиции в дни больших церковных праздников часто допускаются послабления в еде, даже если они приходятся на Великий пост. В память о гибели Иоанна Крестителя Церковью, напротив, в праздник установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти святого, как напоминание о том, что невоздержание приводит к страшным последствиям — ведь Ирод дал клятву Саломее, будучи изрядно пьяным, а стол на пиру ломился от изысканных блюд.
Поэтому в праздник запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения, разрешается добавлять в еду растительное масло.
© Sputnik / Олег Игнатович Репродукция иконы второй половины XV века из праздничного чина «Усекновение главы Иоанна Предтечи» из коллекции Киевского музея.
С этим днем в народе связано немало суеверий:
- В этот день стараются не пользоваться ножом
- Не есть ничего красного и круглого
- Не танцевать, ибо Ирод обещал исполнить желание Саломеи за исполненный ею танец
- В лесу начинали сбор лекарственных корений
- Старались приготовить угощение для нищих
В православных храмах в этот день проходят праздничные богослужения.
Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.
Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).
Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.
Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.
Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.
Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы
По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.
Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.
Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад
На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.
Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.
История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.
На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.
Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.
Спасение главы во времена революционных бесчинств
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.
Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.
Глава святого Иоанна в наши дни
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.
Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:
Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).
На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика». Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
Священник Максим Массалитин
Святой Иоанн Креститель назван «первым во благодати мучеником» в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона.
Источник ПРАВОСЛАВИЕ.RU