Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» | |
Следующая >> | |
Глава: |
Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:
«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме … Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).
То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссии наступает время, когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине. В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе, так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:
«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин. 2:19-22).
Теперь храмами Божьими стали тела верующих:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19, см. также 2 Кор. 6:16).
А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже отмечали в главе «Символ веры», соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:
«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
«Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в доме какой-либо христианской семьи:
«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол. 4:15, см. также Рим. 16:4, 1 Кор. 16:19, Филим. 1:2).
Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог. В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях. Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:
«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).
Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.
То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени. Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:
«Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).
После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:
Библия говорит, что истинное место «обитания» Творца на небесах:
«Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4).
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).
Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:
«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).
Новый Завет вторит ветхозаветному учению:
«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25).
«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22, см. также Мф. 5:34).
Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.
Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.
Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):
«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов, ни жертвенников? Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца?»
Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):
«Если скифы… не могут выносить вид храмов, алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей, такая же, как у них… Скифы … согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам… Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.
Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые — я собственно не знаю почему — были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».
«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».
Христианский апологет Арнобий (ок. 240 — ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):
«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов … и не поклоняемся … изображениям».
Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):
А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):
«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов, жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».
Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:
1) храмы не являются местом обитания Бога;
2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Песнопения в церкви >> | |
Теги: ГДЕ ЖИВЕТ БОГ? |
Где живет Бог?
На первый взгляд этот вопрос кажется каким-то несерьезным или даже смешным. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле вопрос очень серьезный.
Где живет Бог?
Основная масса людей, даже неверующих, но признающих то, что Он есть, скажут в ответ на этот вопрос, что Он живет на небе. И будут правы. Верующие еще скажут, что Он живет в наших сердцах. И это тоже верно. Но все ли так просто? Попробуем разобраться в этом. Посмотрим что Писание, сам Бог говорит об этом.
Бог – творец неба и земли, и всего, что наполняет их. Он – все во всем, начало и конец, Первый и Последний. Он Всемогущий и Вездесущий.
Псалмопевец Давид говорит: «Взойду на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.» (Пс.138:8) И еще: «Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. «Это покой Мой навеки; здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.» (Пс.131:13-14)
Во времена Советской власти были популярны лекции на атеистическую тематику. Существовали целые отделы при органах власти, которые вели атеистическую пропаганду и содержали целый штат лекторов-атеистов.
Есть история, почти анекдот. Но история реальная.
После полета в космос Ю. Гагарина один из таких лекторов заявил слушателям о том, что Гагарин летал в космос и никакого Бога там не видел.
Но маленький пятилетний мальчик задал лектору вопрос, который привел его в замешательство и он не знал, что ответить. Вопрос был такой: «А Гагарин имел чистое сердце?»
Даже в те времена, как говорили, «времена развитого социализма» были истинно верующие люди. И этот мальчик был из верующей семьи и уже знал о том, что «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф.5:8)
Узрят – значит увидят. Только чистые сердцем могут увидеть Бога. Но увидеть не физическими глазами, а духовными. Физическими глазами Бога никто и никогда не видел. И не только Гагарин не видел. Но даже Авраам и Моисей не видели физическими глазами лицо Бога. При всей их праведности им тоже сделать это было невозможно. Ибо невозможно увидеть лицо Бога и остаться живым.
Правда, Моисею удалось увидеть Бога, но лишь только со спины. Бог поставил его в расщелине скалы и, проходя мимо его, закрыл лицо Моисея своею рукой. И лишь уже издали Моисей увидел Бога со спины.
И когда Бог разговаривал с Моисеем на горе Сион, лицо Бога было скрыто в облаке. И лицо Моисея светилось от славы Божьей, когда он спустился с горы. Люди даже боялись подходить к Моисею и он положил на свое лицо покрывало и так ходил с покрытым лицом. И лишь при разговоре с Богом Моисей открывал лицо.
Пророк Исайя рассказывает о том, как он видел Бога. «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя каждый закрывал лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, — глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.» (Ис. 6:1-5)
Исайя видел Господа не физическими глазами, а духовными, в видении. Тем не менее он переживает об этом ибо он простой человек с нечистыми устами. И он видел Святого Царя. Но хотя он и был с нечистыми устами, но зато с чистым сердцем. А чистые сердцем – Бога узрят. Ибо Бог благ к чистым сердцем. А чистый сердцем и весь чист. А там, где чисто, там пребывает Бог Духом Святым. И Бог Духом Святым живет в нас, если сердца наши очищены от грехов.
Написано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (Кор.6:19-20)
О чем тут говорит Павел? О том, что бы мы содержали свои тела, души, сердца в чистоте, прославляя тем самым Бога. И тогда Он Духом Святым будет пребывать в нас. Ибо Он живет среди славословия. Но прославлять Бога можно так же добрыми делами, поступками, образом жизни.
И мы должны полностью представить тела наши Господу для разумного служения нашего. Мы должны предоставить самого себя без остатка, открыть для Господа все двери, чтобы Он полностью мог господствовать в нашей жизни, чтобы Он был полноправным хозяином в храме, которым является наше тело.
Должна быть открыта каждая дверца нашего сердца, каждый уголок нашей души.
И если где-то в нашем сердце останется закрытая дверь для Господа, если какая-то сфера нашей жизни не будет представлена Господу – Он не сможет быть полноправным хозяином в нашей жизни.
В данном случае Он является не хозяином, а чем-то наподобии квартиранта.
В большинстве случаев квартирантам нет полного доступа в квартире. Довольно часто хозяева квартиры оставляют комнату или какое-то помещение за собой и квартирантам туда нет доступа. К тому же, квартиранты всегда зависимы от хозяина квартиры. В любой момент хозяин может потребовать освободить квартиру.
Подобная ситуация происходит и с верующими людьми. Если какой-то уголок нашей души, нашего сердца закрыт для Господа – существует опасность отпасть от Бога. Что довольно часто и происходит.
Но не Бог оставляет человека, а человек оставляет Бога. Подобно хозяину квартиры, который освобождает квартиру от квартирантов, верующий человек изгоняет Бога из своего сердца, из своей жизни.
Господь сказал, что Он не оставит и не покинет ни кого ни при каких обстоятельствах. Но сам человек оставляет Бога. По разным причинам. Кто-то из-за того, что не полностью доверял Богу, кто-то из-за несостоявшихся планов, кто-то вообще разочаровался в Боге и поддался искушениям сатаны.
Писание говорит, что доверяющий Богу во всем – благословен, и проклят, уповающий на человека, на самого себя, на свои силы.
Поэтому, если какую-то сферу жизни, какую-то проблему мы не доверяем Богу и пытаемся самостоятельно, своими силами разрешить ситуацию, надеясь на самого себя, на свою опытность – проблема еще больше усугубится.
Бог знает о нас все. Он знает наши нужды, все наши проблемы. Но Он не может вмешиваться в жизнь человека, если ему не дано на то право, если дверь в эту сферу, в эту проблему для Него закрыта.
Но если мы полностью посвящаем себя Господу, полностью посвящаем Ему наш дух, душу и тело – приходит Божье благословение и наша жизнь приобретает совсем другой смысл.
Во время земного служения Иисуса, Его однажды спросили, где Он живет. «Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.» (Ин.1:39)
Писание не говорит нам о том, где был этот дом, и был ли это дом вообще. Скорее всего, это было какое-то временное жилище ибо Иисус практически не сидел на одном месте, а все время был в пути, проповедуя слово Божье, исполняя то, ради чего Он был послан на землю.
То, что Иисус не имел постоянного жилья, подтверждает и Сам Иисус. Он так говорит об этом: «…лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.» (Мф.8:20)
Ныне же Иисус находится одесную Отца. И там, где находится Отец – там и Сын. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне. Отец и Сын – одно. Они одно целое – Бог. И с Ними еще одна сущность – Дух Святой. И таким образом Бог триедин – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Уходя на небо, Иисус сказал ученикам, что Он пошлет Духа Истины, который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Нем, о грехе, что не веруют в Него, о правде и о суде и о том, что князь мира сего осужден.
И ныне Дух Святой обитает на земле. Но Он не в рукотворных храмах живет, хотя храмы и строятся.
Иисус сказал: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них.» (Мф.18:20)
Иначе говоря, Иисус приходит в любое место, где собираются даже только два человека во имя Его. И не важно, где они собираются. Не обязательно это должно быть в храме. Даже если несколько человек собрались во имя Иисуса в парке на скамейке, где-то на природе или на квартире. Неважно где. Главное, чтобы были собраны во имя Его. И тогда Он приходит туда Духом Святым.
Конечно, храмы желательны, чтобы можно было собираться в нормальной обстановке, чтобы церковь могла полноценно развиваться, чтобы была возможность развиваться различным служениям, хранить имущество церкви и т.д.
Но по сути церковь – это не здание. Церковь – это собрание. Собрание святых. Но повторюсь – здание необходимо.
И часто здания строятся на деньги, добытые нечестным путем. Особенно часто таким образом строятся православные храмы.
Люди, вкладывающие деньги в строительство храмов, надеются таким образом получить прощение Божье за свои грехи, но не раскаиваясь в своих грехах, не открывая сердце Богу. Они надеются таким образом получить своего рода индульгенцию. Но напрасны их старания. В таки храмы Бог не приходит. «…Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, они будут моим народом.»(2 Кор.6:14-16)
И если Бог живет в нас – мы народ Божий, царственное священство, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованы.
Иными словами, Апостол Петр говорит о том, что пока мы были без Бога, пока Он не вселился в нас Духом Святым, мы были ничто. Даже народом назвать было сложно. Тогда мы были не народ , а теперь народ. И не просто народ, а народ Божий. А раз мы народ Божий, значит теперь мы не каждый сам за себя, а теперь мы под Божьим покровительством, под Божьим водительством, под Его защитой. И теперь наша задача – повиноваться Ему в полной мере, исполнять Его волю.
Теперь мы одно целое в Боге. Порознь мы члены друг другу, а все вместе – тело Христово. И у каждого члена тела своя функция, свои обязанности. И каждый должен делать то, что ему предопределено Господом.
Если в теле все органы работают без перебоев – тело считается здоровым. А в здоровом теле – здоровый дух. А здоровый дух – это Дух Божий, Дух Святой, Которым Бог и вселился в нас.
«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» (Гал.2:20)
Но живя во плоти, мы живем по духу, если Дух Божий живет в нас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
А если Христос в нас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
Если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в нас, то Воскресивший Христа из мертвых, оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас.
А если Христос Духом Святым вселился в нас, вместе с Ним вселилось и слово Его. И ныне по слову Его мы должны научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием, духовными песнями.
И все, что мы делаем словом или делом – все должны делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Ибо за все Ему слава, хвала и осанна во веки веков. Аминь.
Как мы можем узнать о существовании чего-то скрытого или далекого от нас? Скорее всего, мы скажем, что если ничего не можем узнать об этом явлении, то его, вероятно, и не существует. Но так ли обстоит дело с верой в Бога?
Мы можем еще вспомнить пример про «чайник Рассела» и посмеяться вместе с этим математиком и мыслителем над всеми религиозными людьми, что они верят в то, что сами не видят и доказать не могут. Но так ли все просто и очевидно? Неужели так много верующих людей, которые так глубоко заблуждаются на протяжении всего существования человечества?
На самом деле все не так просто даже с ненаблюдаемыми объектами. Мы можем не регистрировать их самих, но при этом видеть их воздействие на мир вокруг нас. Таким образом была открыта темная материя и темная энергия во вселенной. Тогда, если мы не можем зарегистрировать на приборах Самого Бога, можем ли мы увидеть Его воздействие на мир?
Содержание
- Попытки разобраться в природе веры
- Человек осознает себя личностью
- Может ли ценность человека определяться только биологией?
- Любое общество всегда имело религиозные основы
- Удивительное устройство мира указывает на существование высшего Источника
- Философские аргументы о существовании Бога
- Исследования, подтверждающие точность текстов Евангелий
- Свидетельства людей об их жизни с Богом
Попытки разобраться в природе веры
С одной стороны, если возможно, что вера людей есть следствие какого-то биологического или эволюционного процесса, тогда почему не все люди верят в Бога? С другой стороны, если нет никаких доказательств существования Бога, тогда почему немалое количество как признанных ученых прошлого, так и авторитетных ученых современности верят в существование Бога?
Если нейрология и психология могут определить, где именно в нашем мозгу зарождается вера и как она воздействует на организм, и таких людей большинство в мире, то не является ли тогда отсутствие веры патологией? Если верующие люди утверждают, что Бог дает им силы, ценность их личности и цель жизни, и это позитивно не только для общественного развития, но и для экономического1, то как тогда неверующие определяют для себя свои ценности?
На деле оказывается, что несложный на первый взгляд вопрос становится весьма трудным при более внимательном его рассмотрении. Давайте задумаемся, почему все-таки люди верят во что-то невидимое, сверхъестественное, сокрытое? Конечно же, в краткой статье всех аргументов не привести, но некоторые наброски сделать можно.
Человек осознает себя личностью
Первое, как это ни странно, но каждый человек ощущает себя не просто биологической машиной, но Личностью, обладающей душой. Хотя бы потому, что наша душа может страдать, даже когда все тело находится в гармонии, или радоваться, даже когда тело страдает.
Каждый из нас чувствует, что его существование может продлиться дольше его физической жизни — если же он отказывает себе в этом, то перед таким человеком встают неразрешимые проблемы смысла его собственной жизни и ее ценности.
Как отличить истинную христианскую веру и церковь от секты?
Может ли ценность человека определяться только биологией?
Допустим, что он живет в обществе, которое ценит человека только за его «полезность» для других. Тогда в таком обществе опасно просто заболеть какой-нибудь редкой или тяжелой болезнью. Ведь всегда найдутся оппоненты, которые заявят, что «бюджет на лечение не резиновый, так давайте вылечим 100 других, чем все отдадим одному с его неизлечимым заболеванием». А что тогда говорить об инвалидах, пенсионерах, душевнобольных, даже тех кто временно потерял трудоспособность?
Если все ценности определяют исключительно эволюция и биология, то все такие люди перестают быть «нужными» такому обществу. Мы понимаем, что это абсолютно недопустимо, но почему мы так решили? Наверное потому, что в каждом из нас есть не только душа, но и какой-то Нравственный Закон, который заставляет нас поступать вопреки своей выгоде и желаниям. И это второй важный аргумент.
Любое общество всегда имело религиозные основы
Третье, история развития религий уже на рубеже XIX в. показала, а к середине XX в. доказала, что в истории человечества никогда не существовало общества без религии. Вопреки Фрезеру, именно монотеизм2 стоял у истоков почти всех верований и обществ. А если это так, то сможем ли мы построить действительно лучшее общество без Бога?
Примеры коммунистических режимов, отвергающих религию, убедительно показывали свою несостоятельность по сравнению с теми, где хотя бы на остатках веры в Бога строится судебная система, гражданское право, представление о ценности человеческой жизни и т. д.
Удивительное устройство мира указывает на существование высшего Источника
Четвертое, нужно понимать, что люди верят в Бога не вопреки своим знаниям о мире, а именно благодаря им. «Через рассматривание творения» (Послание к Римлянам 1:20) даже ничего не знающий человек может удостовериться в существовании Бога.
Удивительно гармоничный и совершенный мир вокруг нас требует существования Творца. Ничто в современных научных знаниях не говорит нам, что числа или формулы сами способны к зарождению чего-то нового. Даже если мы откроем главную формулу мироздания, все равно останется вопрос, откуда появилась сама эта формула3.
Тонкая настройка вселенной для существования в ней жизни поражает любого исследователя. Ученые не придумывают законы, описывающие хаос, но, как им кажется, открывают уже существующие. А наличие информации в генетическом коде прямо указывает на то, что должен быть и ее Источник4.
Философские аргументы о существовании Бога
Пятое, существует целый ряд философских аргументов, которые допускают необходимость существования Бога. Эти аргументы выдержали многолетнюю историю критики и в нынешнем виде предлагают такие формулировки, которые учитывают эту критику, и опираются на открытия современной науки.
Такие аргументы, как: онтологический аргумент в формулировке Алвина Плантинги, космологический аргумент в формулировке Уильяма Крейга, нравственный аргумент в формулировке Клайва Льюиса и т. д.
Целый ряд современных философов предложил свои собрания аргументов в пользу существования Бога. Например, Ричард Суинберн в своей книге «Существование Бога» предлагает целый набор таких аргументов. Другой пример — сборник работ под редакцией У. Крейга и Дж. Морленда «Новое естественное богословие», в котором они рассматривают десять новых форм современных доказательств в пользу существования Бога.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что в философских кругах в середине XX в. произошел слом атеистической парадигмы, и уже большое количество ученых защищает именно теистическое представление о мире, тогда как чистый атеизм в философии сдает свои позиции.
Исследования, подтверждающие точность текстов Евангелий
Христианское вероучение основано на Библии. Стоит ли доверять ей?
Шестое, современные археологические, текстологические и исторические исследования с уверенностью говорят не только о достоверности, но и об удивительной точности Евангелий. А если даже скептики могут доверять авторам Евангелий, то значит и описываемые ими события могли происходить именно так, как они были записаны, тем более, что многие факты имеют прямые доказательства из нехристианских источников.
Нам достаточно остановиться лишь на четырех фактах признаваемых всеми, чтобы задаться вопросом, кем был Христос.
Все соглашаются, что:
-
Иисус Христос был распят и умер на кресте.
-
Его гробница через некоторое время оказалось пустой.
-
Его ученики и другие люди свидетельствовали о том, что видели Его вновь живым человеком.
-
После этого события стала стремительно зарождаться христианская Церковь вопреки жесточайшим и продолжительным гонениям.
Эти четыре факта можно объяснить по отдельности, без учета трех остальных, но все вместе они могут быть объяснены только воскресением Христа из мертвых.
Мы знаем, что люди могут умирать за ложь, думая, что это правда, но вряд ли найдется хотя бы малое количество людей, желающих умереть за ложь, зная, что это ложь. Так же как сложно предположить какую-либо выгоду у апостолов от проповеди Христа — такого странного учения в иудейской и римской среде.
Первая Церковь была гонима более 200 лет и начиналась с бедных людей, которых нещадно бросали зверям на растерзание5. Трудно даже гипотетически предположить, что апостолы могли иметь какую-то выгоду из своей проповеди. На самом деле, Церковь так стремительно росла вопреки всему, потому что слишком много живых свидетелей воскресения Иисуса Христа было вокруг. Слишком много свидетельств и слов Его проповеди касалось каждого человека.
Свидетельства людей об их жизни с Богом
Седьмое, есть свидетельства, которые мы понимаем разумом, но есть свидетельства, которые мы чувствуем внутри себя. Например, мы ощущаем любовь не столько нашим разумом, сколько душой, чувствами, внутренним ощущением. Так же и вера в Бога. Она опирается не только на внешние доказательства, но и на личную встречу с Богом.
Свидетельство миллионов людей, жизнь которых была изменена после встречи со Христом, заставляет задуматься и об этом аргументе.
Автор Послания к Евреям говорит следующее: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Послание к Евреям 11:6). В этом стихе мы видим как предупреждение неверующим, так и обетование верующим в Него. Поэтому когда кто-то требует: «А вы докажите мне, что Бог есть, тогда я поверю», не понимает главного — вера рождается не от доказательств, но от Самого Бога и от желания человека найти Его.
Доказательства помогают нам задуматься о своей жизни, не бояться веры в Бога, удивиться совершенному миру вокруг нас и увидеть свое значение в нем.
Возможно, на нашем пути в вере, особенно в начале, будет очень много преград и потрясений. Однако именно с Богом мы начинаем жить новой, полной жизнью, потому что обретаем познание Его воли и сохраняемся Его любовью. И даже в самые тяжелые моменты нашей жизни мы обретаем глубокую надежду, что наша жизнь не бесцельна, ведь именно ради нас Господь пострадал на кресте, чтобы избавить нас от греха и смерти. Поэтому, веря в Него, мы обретаем не только спасение, но и вечную жизнь, наполненную непреходящим смыслом и радостью.