См. епископат РПЦ в целом. Персоналии.
Благовещенская и Тындинская епархия
Стеблюченко Юрий Григорьевич
Родился 31 июня 1940 года в г. Херсоне. В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы». 15 июня 1966 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым; + 1978) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил — в честь Архангела Гавриила (память 13/26), 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в г. Выборг, с 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Русской духовной Миссии в Иерусалиме. В 1968 году митрополитом Никодимом рукоположен во иеромонаха, награжден набедренником и назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в Выборге. 19 августа 1971 года награжден наперсным крестом. 22 января 1972 года назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора в г. Пскове. 7 апреля 1974 года возведен в сан игумена и награжден палицей. 7 апреля 1975 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена назначен наместником Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита. Определение Св. Синода от 19 июля 1988 года о назначении епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротония состоялась 23 июля 1988 года. Определением Св. Синода от 31 января 1991 г. временно отстранен от управления епархией. Определением Св. Синода от 25 марта 1991 г. уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея. В течение 3-х лет не разрешено совершать церковного служения. 25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.
Из книги: Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви по состоянию на 1 октября 1997 г. М.: Панорама, 1997.
ГАВРИИЛ (Стеблюченко), епископ Благовещенский и Тындинский
В миру — Юрий Григорьевич Стеблюченко.
Родился 30 июня 1940 года в г.Херсон Крымской АССР. С юных лет посещал Свято-Духов собор в г.Херсоне, за богослужениями прислуживал в алтаре.
В 1958 году окончил среднюю шко-
ЛУ-
В 1958-1962 годах учился в ОДС.
Одновременно с поступлением стал послушником Успенского монастыря г.Одессы. Осенью 1958 года пострижен в рясофор. В 1962-1966 годах учился в ЛДА, окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы».
15 июня 1966 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым, f!978) пострижен в монашество, 19 июня 1966 года рукоположен во иеродиакона и направлен на служение в Спасо-Преоб-раженский собор г.Выборг.
В августе 1966 года участвовал в работе съезда христианской молодежи в г.Лохья, Финляндия. В 1967 году входил в состав делегации на торжествах по случаю 40-летия Покровского и Никольского общин МП в Г.Хельсинки.
С 4 апреля 1967 года по 15 августа 1968 года — секретарь РДМ в Г.Иерусалиме.
В 1968 году митрополитом Никодимом (Ротовым) рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в г.Выборге.
По просьбе митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова, fl990) переведен в Псков и 22 января 1972 года назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора.
7 апреля 1974 года возведен в сан игумена.
7 апреля 1975 года назначен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 20 апреля 1975 года митрополитом Иоанном (Разумовым) возведен в сан архимандрита.
Правление архимандрита Гавриила запомнилось монахам пьянством настоятеля, издевательством над старцами, избиениями паломников. В 1976 году на него подавал в суд за оскорбление следователь Псковской районной прокуратуры, а в 1977 году архимандрит Гавриил избил на территории монастыря офицера Советской Армии. В обоих случаях уголовные дела были закрыты. В 1978 году Патриарх Пимен (Извеков, f!990) издал приказ об отстранении архимандрита Гавриила, однако вскоре под давлением Совета по делам религий отменил это решение1.
8 1983 году монахи направили в Москву делегацию с просьбой разобраться с ситуацией в монастыре, однако комиссия во главе с митрополитом Харьковским Никодимом (Руснаком) оправдала архимандрита Гавриила. Монастырь за 13 лет его настоятельства покинуло 60 насельников2.
19 июля 1988 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротонисан 23 июля 1988 года.
31 января 1991 года временно отстранен от управления Хабаровской епархией на основании многочисленных жалоб прихожан на моральный облик Владыки и способы управления епархией. 28 февраля 1991 года в Хабаровск была направлена Комиссия Священного Синода под председательством архиепископа Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова, ныне митрополит).
25 марта 1991 года по результатам расследования, проведенного Комиссией Священного Синода, и после объяснений епископа Гавриила
1 РПЦв советское время. М., 1995. Т. II. ее. 173-174, 191-192.
Священный Синод признал его виновным в нарушении архиерейской присяги (принятие запрещенного клирика другой епархии и предоставление ему права священнодействовать), нарушении церковного мира и недостойном деспотическом отношении к клиру и мирянам, в отсутствии заботы об устроении епархиальной и приходской жизни, в превышении полномочий правящего архиерея (награждал клир патриаршими наградами), в поведении, порочащем высокое звание епископа. Епископ Гавриил был уволен за штат, запрещен в священное лужении на три года — а затем, «если раскается и исправится, подумать о дальнейшем церковном служении»1. Местом пребывания ему был определен Успенский Псково-Печерский монастырь — «под духовным наблюдением» архиепископа Псковского и Великолукского Владимира (Котлярова, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)2.
После отстранения епископа Гавриила за его восстановление боролись прихожане Христорождественского собора г.Хабаровска. В епархии считали, что отстранение епископа Гавриила — следствие «борьбы за власть в церковных сферах», а также следствие поддержки Владыкой демократических сил в крае. Генеральный прокурор РСФСР Валентин Степанков, рассмотрев депутатский запрос по этому поводу, сообщил, что отстранение епископа Гавриила от дел неадекватно обстоятельствам, доложенным Синоду. Он направил письмо Патриарху с просьбой пересмотреть решение Синода как «слишком суровое»3.
18 июля 1991 года епископ Гавриил был переведен в более строгие условия содержания — в открывшийся 25 марта того же года Коневецкий монастырь Ленинградской епархии, расположенный на о-ве Коневец в Ладожском озере.
С 21 апреля 1994 года — епископ Благовещенский и Тындинский.
19 января 1996 года в газете «Амурская правда» (г.Благовещенск) выступил со статьей «Духовная агрессия», направленной против сект.
Награды:
светские — почетная медаль ВООПИК (1986), почетная медаль «Борцу за мир» (1988), золотая звезда СФМ (1991).
1 ЖМП, 1991, №6.
2 Там же.
3МД, 14.12.1991.
Московский Патриархат
/он решал такие сложные вопросы церковной жизни, какие никто из при-:нимавших в них участие не мог решить, чему я не раз был свидетель»1. 7 октября 1967 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Смоленским и Вяземским. В речи при наречении 21 октября поблагодарил митрополита Никодима (Ротова). Хиротонисан 22 октября 1967 года.
2 февраля 1972 года назначен епископом Новосибирским и Барнаульским.
В 1974 и в 1986 году временно управлял Омской епархией. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. В 1977 году — глава президиума Новосибирского областного комитета защиты мира. | С 2 сентября 1987 года — митрополит Новосибирский и Барнаульс-
•кий.
13 сентября 1989 года получил разрешение Священного Синода по-|строить храм-памятник в новой части Новосибирска к 100-летию города.
*. С 26 января 1990 года — митрополит Ставропольский и Бакинский. С 26 февраля 1994 года — митрополит Ставропольский и Владикавказ-it ский.
1 октября 1990 года вошел в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.
В 1994-1996 годах вместе с епископом Новосибирским Тихоном (Емельяновым, ныне Бронницкий) и митрополитом Санкт-Петербургским Иоанном (Снычевым, f!995) входил в редсовет приложения к газете «Советская Россия» — «Русь православная». В июне 1996 года митрополит Гедеон в письме на имя главного редактора «Советской России» В.Чикина опроверг факт своего участия в редсовете приложения «Русь Православная»2, а в апреле 1997 года — окончательно порвал с этой газетой, выступив с открытым письмом в защиту митрополита Никодима (Ротова), обвинявшегося газетой в «ереси экуменизма»3.
28 августа 1996 года получил звание почетного гражданина г.Махачкала и Республики Дагестан.
Награды:
светские — награды Новосибирского областного комитета защиты мира (1975), почетная серебряная медаль СФМ (1980), орден Дружбы Народов (1996).
1 Гедеон, митрополит. Кто поставил Вас судией? // Советская Россия, 3.4.1997.
12.09.2019 | Из истории современности Первое свое интервью по случаю приезда в Хабаровск нового настоятеля Православной церкви епископ Гавриил дал «Тихоокеанской звезде». 1988 год
Прежде чем читать текст, взгляните на эту редкую фотографию, на которую я недавно наткнулся, разбирая свой архив. На ней — тогдашний епископ Гавриил и ваш покорный слуга, заснятые в момент нашего интервью по случаю приезда в Хабаровск нового настоятеля Православной церкви с целью создания управления епархией.
ЗНАКОМСТВО
Гавриилу предстояло заняться устройством самостоятельной епархии. Было это летом 1988 года, когда он стал по решению Священного синода епископом Хабаровским и Владивостокским. На снимке он дает свое первое интервью в этом звании. Интервью было опубликовано в «Тихоокеанской звезде».
Вот что он рассказывал:
«Приняв в 1988 году управление епархией, которая сорок лет управлялась временно и случайными наездами преосвященных из Иркутска, мною были обнаружены полное запустение и упадок церковноприходской жизни… Устройство епархии пришлось начинать с нуля, так как никаких финансовых средств не было…»
За два с половиной года его управления духовная жизнь на Дальнем Востоке заметно возросла. Было зарегистрировано и открыто 16 приходов. Некоторые из них появились там, где их никогда не было (Магадан, Камчатка, Сахалин, Биробиджан, Амурская область).
Гавриил лично посещал приходы, ездил туда по железной дороге, летал самолетами. По возможности готовились кандидаты в священнослужители. Оживился в Хабаровске Христорождественский храм, на территории которого в стареньком домике жил первое время епископ.
Наше знакомство не было кратковременным, отец Гавриил приглашал меня на различные события в храме. Увидев однажды служащих в нем молодых людей, спросил его: «Откуда вы их взяли?»
- Это все ваши бывшие комсомольцы, теперь воцерквились, помогают мне служить.
Он был человеком с юмором. Как-то ночью я наблюдал процедуру превращения священнослужителя в монаха…
Чем больше я узнавал отца Гавриила, тем больше он меня удивлял и покорял. К тому же мы оказались земляками-украинцами.
ХЕРСОНСКИЙ ПАРЕНЬ СТЕБЛЮЧЕНКО
Как и почему появился в Хабаровске епископ Гавриил? Вот строки из его биографии. Юрий Григорьевич Стеблюченко (в миру) родился в 1940 году в городе Херсоне. С юных лет посещал здешний собор, во время богослужений прислуживал в алтаре. Окончив среднюю школу, он поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество с наречением имени Гавриил.
Дальнейшая его судьба насыщена различного рода событиями. Он был секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем Спасо-Преображенского собора в Выборге, затем настоятелем Троицкого кафедрального собора в Пскове.
В 1975 году с благословения патриарха Пимена назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита, которому отдал 13 лет. В июле 1988 года его назначили епископом Хабаровским и Владивостокским.
Случилось непредвиденное — в январе 1991 года Гавриил временно был отстранен от управления епархией, весной этого же года уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печорский монастырь под наблюдением местного архиерея. В течение трех лет ему не разрешалось совершать церковные служения.
В 1994 году был назначен епископом Благовещенским и Тындинским. В 2003 году возведен в сан архиепископа. Был членом Общественной палаты Амурской области.
В октябре 2011 года решением Синода ушел на покой по собственному прошению. Умер после перенесенного инсульта 20 мая 2016 года в Благовещенске.
«НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ»
В книге с таким названием ее автор архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил Гавриилу целую главу. Это издание Сретенского монастыря рекомендовано к публикации издательским советом Русской православной церкви.
Автор книги представил на ее страницах впечатляющий портрет незаурядного человека, с его достоинствами, ошибками, с его правдой и верой избранному пути.
В дальнейшем буду ссылаться на книгу «Несвятые святые».
Молодой послушник Псково-Печерского монастыря Шевкунов много лет общался с наместником, после отъезда Гавриила переписывался с ним.
Вот что рассказано в его книге, вышедшей в свет в 2013 году. Глава «Отец Гавриил» начинается так:
«Безраздельным владыкой и хозяином Псково-Печерского монастыря в те годы был наместник архимандрит Гавриил. О его крутом нраве в церковных кругах до сих пор ходят легенды».
Далее автор рассказывает такой эпизод. Кесарь монастыря Анастасий ездил на псковский рынок закупать продукты для монахов. Однажды к нему подошли двое военных, сказали, что им велено доставить его в городской военкомат.
Там священнику сообщили, что приказом военного комиссара его как военнообязанного призывают в армию на переподготовку сроком на шесть месяцев. Прямо с сегодняшнего дня. Растерянного Анастасия посадили в какой-то кабинет и велели заполнять анкеты.
Вскоре в кабинете появился человек в штатском, предъявил удостоверение офицера КГБ. Без обиняков принялся склонять батюшку к сотрудничеству в обмен длительной поездки в военные лагеря. Часа три батюшка отбивался от уговоров и угроз.
«… неожиданно в коридоре послышались крики, чьи-то решительные шаги, и в кабинет без стука ворвался наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Гавриил. Громадный, в роскошной греческой рясе, с огромной черной бородой, с настоятельским посохом — он был вне себя от ярости. Схватив отца Анастасия за шиворот, наместник потащил его вон из военкомата. При этом он направо и налево грозил всем, кто попадется ему на пути, самыми страшными карами.
После этого последовал такой скандал, что отцу наместнику пришлось даже ездить улаживать дело в Москву…
Мы, послушники, боялись отца наместника пуще смерти».
В книге «Несвятые святые» приводятся и другие эпизоды из жизни Гавриила:
«Для отца Гавриила, выбравшего монашеский путь в шестнадцать лет, храм и вообще церковь были самым что ни на есть родным домом. За тринадцать лет наместничества он ни разу не брал ни дня отпуска или выходных и держал всех в суровой узде… Гавриил не терпел расхлябанности, а еще больше — безответственности и небрежности в Божьем деле. Характер у него был не сахар… Вскоре архимандрита Гавриила сделали епископом на Дальнем Востоке».
СТОРОЖ НА ЧУЖИХ ОГОРОДАХ
Здесь в судьбе епископа произошли изменения. Дальневосточные священники были «совсем другими людьми, нежели печерские монахи. О беспрекословном послушании, к которому привык владыка в монастыре, здесь говорить было сложно».
И вот однажды произошло то, что Гавриил даже не мог представить себе. В храме какой-то священник затеял весьма дерзкую перепалку с Владыкой. Тот, по своему обычаю, грозно пресек его. Скандалист пришел в ярость, стал ругаться, схватил один из церковных предметов с острым концом и пошел с ним на архиерея.
Гавриил поначалу удивился, но ничуть не испугался. За шиворот выволок дерзкого священника из церкви и спустил его с лестницы.
Пострадавший накатал жалобу в Патриархию и обратился с таковой к местным властям. Снова была создана патриархийная судебная комиссия, и на этот раз все обернулось строгим церковным приговором. Владыка Гавриил был отстранен от управления кафедрой, ему также было запрещено священнослужение на три года.
Жил он неподалеку от нас, в том самом скандальном «белом доме» по улице Шеронова — там ему выделили скромное жилье. Оказавшись вне привычных дел, епископ часто отдыхал на Амурском бульваре, где я его и встречал, прогуливая нашего крошечного тойтерьера Филю.
Я был рад, что он не чурался меня, рассказывал о своей жизни, правда, к немалому моему сожалению, скупо и без подробностей. А жизнь у него в то время была нелегкой. Наладится она, спустя три года, когда его направят епископом в город Благовещенск (после снятия церковного наказания).
Как он жил тогда, оказавшись в запрещении? Этот период его биографии он расскажет сам.
После решения Синода о запрещении служить Гавриил вернулся в Хабаровск. За несколько месяцев истощились все его средства, и он пытался устроиться в своей бывшей епархии то пономарем, то сторожем.
Но новый архиерей не разрешил священникам брать бывшего епископа на работу в храм и даже не велел пускать его в алтарь. Все эти годы Владыка Гавриил подходил к святому причащению, как и все прихожане, вставая в очередь к Чаше.
В эти трудные годы для него очень важны были любовь и поддержка его паствы, а еще письма, которые он получал от тех, кто знал его прежде.
А работу он нашел у своих прихожан. С весны до поздней осени полол и охранял их огороды на одном из островов на Амуре, недалеко от Хабаровска. Зимой жил на заработанные деньги.
Это время позже он оценит так: «Самыми счастливыми были годы, которые я жил в запрещении… Никогда в моей жизни Господь не был так близко! Поверьте, что это именно так. Те молитвы, а главное, та близость Христа, которые я переживал на своих огородах, несравнимы ни с чем. Это было лучшее время моей жизни».
ПИСЬМО ПАТРИАРХУ
Эти слова он скажет после всего пережитого, когда его вернут в лоно церкви, в тот «дом», где он жил долго, на одной из встреч во время поездки патриарха Кирилла на Дальний Восток. Сопровождал его и автор книги «Несвятые святые».
Вот строки из его книги: «В Южно-Сахалинск на службу Святейшего приехал и владыка Гавриил. Ему исполнилось семьдесят лет. В мою бытность в монастыре ему было чуть больше сорока. После патриарших служб и официальных встреч мы собрались небольшим кружком на ужин. Присутствовали несколько священников и один молодой епископ. Был и Владыка Гавриил.
Атмосфера за столом сложилась теплая и братская. Вспоминали о прошлом, я решился спросить у Владыки Гавриила, как он жил, когда был в запрещении. Все с интересом ждали, что расскажет Владыка. Владыка не стал уходить от ответа и рассказал свою историю просто и совершенно не красуясь.
Потом помолчал и сказал: «Братия! Не бойтесь наказания Господня! Ведь Он наказывает нас не как преступников, а как Своих детей». Больше он ничего не добавил. Но все мы молодые и не очень молодые священники, сидевшие тогда с Владыкой за одним столом, запомнили эти слова на всю жизнь».
… Повторюсь, но в хабаровском запрете Гавриил жил нелегко. Я встречал его не часто, запомнил, что в холодное время он ходил в теплой дубленке, похожей на украинский кожух, и в русской шапке-ушанке.
Однажды он остановил меня: «Надо посоветоваться…» Договорились встретиться в моей квартире, а не на улице.
Отец Гавриил пришел в оговоренное время, мы уселись за письменный столик. Гость положил на него несколько исписанных ручкой листов… «Это мое письмо Патриарху, - сказал он грустно, - почитайте. Надо бы его поправить, убрать лишнее, какие-то неточности».
Вдвоем мы редактировали письмо в Москву. Через несколько дней я показал ему готовый текст. Он прочитал и оставил на первой странице такую надпись: «Согласен, епископ Гавриил. 10.05.91».
Он решился на публикацию текста письма в «Тихоокеанской звезде». Я написал короткое предисловие. Но публикация не состоялась. Тогдашнее газетное начальство на нее не решилось…
Я убрал письмо в свой архив. И вот восемь с четвертинкой пожелтевших страниц, набранных машинописным текстом, лежат передо мной. Приведу небольшой фрагмент из этого редкого документа. Адресован он тогдашнему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Начинается письмо со слов: «Ваше Святейшество»… «После молитв и долгих размышлений о решении Священного синода Русской православной церкви от 25 марта 1991 года решился написать Вашему Святейшеству письмо, в котором излагаю свое недоумение по поводу обвинений, выдвинутых против моего управления Хабаровско-Владивостокской епархией».
Дальше в письме изложен подробный отчет о деятельности новоназначенного епископа по возрождению епархии.
«… Обвинение насчет моего деспотического отношения к духовенству и мирянам не имеет под собой никакого основания… Острая нехватка священников по всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке, породила ослабление дисциплины среди духовенства. Поэтому мне приходилось «трястись» над каждым священником, чтобы они только служили…
В согласии со своей совестью… решительно не могу признать правильными действия комиссии Священного синода, которая находилась в Хабаровске с 1 по 5 марта 1991 года для проведения расследования. Если бы не моя настойчивость, то комиссия не сочла бы необходимым даже встретиться со мной. Во время беседы мне не было показано ни одного письма, все было только на словах. Мне не предоставили ни одной встречи с так называемыми жертвами… Словом, ни одного доказательного обвинения членами комиссии предоставлено не было».
В письме названы имена тех самых «жертв», изложен инцидент в Уссурийске, где Гавриил жестко разбирался с отступником от Русской православной церкви в пользу зарубежной.
Некоторые из священнослужителей, кто оклеветал Гавриила и хотел его свержения с поста, и поныне служат в храмах. Их имена, действия названы в этом письме. Если хотят, могу помочь с их воспоминаниями.
«Ваше Святейшество! Будущее покажет, прав я или нет, но хочу заверить Вас, что моя архирейская совесть чиста. Все два с половиной года я добросовестно трудился, возрождая епархию на Дальнем Востоке, и свое послушание с честью выполнил… Епископ Гавриил (Стеблюченко). 6 мая 1991 года».
Так заканчивается письмо.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Р. S. Публикуя этот материал, автор готов принять все возможные возражения.
Фото: православие.ру
20 мая в Псково-Печерском монастыре вспоминают одного из наместников обители — архиепископа Гавриила (Стеблюченко), скончавшегося в этот день в 2016 году.
Архиепископ Гавриил (в миру Юрий Григорьевич Стеблюченко) родился 30 июня 1940 года в Херсоне. С юных лет посещал Свято-Духов собор в Херсоне, за богослужениями прислуживал в алтаре.
В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы».
В 1966 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил — в честь Архангела Гавриила, 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в Спасо-Преображенский собор в город Выборг.
C 1967 года по август 1968 года был секретарём Русской духовной миссии в Иерусалиме.
22 января 1972 года он был назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора в Пскове.
7 апреля 1975 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена назначен наместником Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита.
Наместником обители он был до 1988 года, оставив по себе множество воспоминаний. «Мы, послушники, боялись отца наместника пуще смерти. Да и осуждали его крепко, грешным делом! И немало удивлялись, как благодушно относятся к нему старцы, — пишет митрополит Псковский и Порховский Тихон в своей книге «Несвятые святые». — К отцу Иоанну (Крестьянкину) год от года приезжало все больше людей со всей страны. Порой они жили в Печорах по нескольку дней, дожидаясь приема у старца. Очередь к батюшке у братского корпуса выстраивалась с раннего утра до позднего вечера. Это не могло не встревожить соответствующие органы, надзиравшие за монастырем. Давление на наместника, по всей видимости, было оказано нешуточное.
Однажды к мирно стоящей у братского корпуса толпе паломников вдруг подлетел отец Гавриил. Он наорал на несчастных, перепуганных людей и как коршун разогнал всех. Да еще вызвал плотника и велел заколотить дверь в комнату, где отец Иоанн принимал народ.
Несколько дней в Печорах только и говорили о том, что наместник заодно с властями не пускает народ Божий к старцам. Лишь сам отец Иоанн (которому от наместника досталось больше всех) был безмятежен. Да еще и нас успокаивал:
— Ничего, ничего! Я делаю свое дело, а отец наместник — свое.
И действительно, дня через три тот же монах-плотник, который по приказу наместника заколачивал дверь, вновь явился со своим ящиком, аккуратно выдернул гвозди, и отец Иоанн продолжил принимать народ, как и прежде».
Полностью воспоминания владыки Тихона о «добром и грозном» настоятеле отце Гаврииле можно почитать