Как это ни удивительно, но во время той долгой, страшной и трудной войны снимали кино. Не потому, что денег было некуда девать и людей было завались, а потому что это было очень нужно людям. Тем, кто воевал, и тем, кто работал в тылу. Раз кино снимают, значит все будет хорошо, значит «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».
Снимали фильмы про войну и про любовь, снимали сказки, снимали комедии, рисовали мультфильмы! И делали это очень хорошо, на совесть — это до сих пор великолепное кино, которое смотрится взахлеб.
Два Бойца
премьера 6 октября 1943 года
«Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная откуда они. «Помирать — так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» — оттуда.
Свадьба
премьера 14 июля 1944 года
Комедия, снятая по одноименной пьесе Чехова. Людям очень нужно было смеяться, забывать про войну и ощущать жизнь «как раньше». Прекрасная Раневская — то, что было нужно.
Сердца четырех
премьера 5 января 1945 года
Фильм начали снимать еще до начала войны, но закончили и положили на полку. Тогда решили, что стране нужно кино серьезное, героическое и вдохновляющее на подвиги. Но к концу войны, когда силы на героизм находили уже с трудом, о нем вспомнили и выпустили на «широкие» военные экраны. Это был глоток веры, надежды и любви.
Жди меня
премьера 1 ноября 1943 года
Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку «Жди меня — и я вернусь…». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм-агитка, это фильм-надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности.
Машенька
премьера 10 апреля 1942 года
Проникновенная и нежная картина о любви, которая развивается на фронте, в условиях, где практически ничего не зависит от влюбленных. Тихий шедевр.
Кащей Бессмертный
премьера 27 мая 1945 года
Сказка вышла на экраны уже после окончания войны. Но снималась во время. Самая обычная сказка для самых обычных детей. С великим Милляром.
Великий перелом
премьера 29 января 1945 года
В фильме о защите города нет реальных операций, контропераций и полководцев. Его снимали в разрушенном Сталинграде, но специально не называли имен и локаций. Город — достаточно ёмко. Лента рассказывает о внутренней кухне советских военных штабов и дает представление о масштабах происходившего. Гран-при «Каннского киновестиваля» 1946 года.
Актриса
премьера 22 апреля 1943 года
Для победы было важно все: солдаты, оружие, генералы, врачи, медсестры и актеры. Одними речами политиков и планами сражений людей не поднять. Им нужно бороться за что-то прекрасное. А между боями отдыхать, слушать песни, смотреть спектакли и кино.
Жила-была девочка
премьера 18 декабря 1944 года
18 января 1944 года было прорвано блокадное кольцо, а через 11 месяцев страна увидела фильм о том, что пережили блокадники. Увидела глазами двух девочек: семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. Это очень страшное и одновременно очень трогательное кино.
В 6 часов вечера после войны
премьера 16 ноября 1944 года
Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум.
Парень из нашего города
премьера 31 августа 1942 года
Война для многих началась не 22 июня 1941-го. И даже до начала Второй мировой. Военные училища, внутренние военные конфликты других стран. Люди были затянуты в этот водоворот событий и подходили к началу Великой отечественной уже с большим военным багажом. И это были самые простые люди, из наших городов и наших дворов. «Парень из нашего города» — собирательный образ соотечественника тех времен.
Радуга
премьера 24 января 1944 года
Экранизация повести Ванды Василевской — шедевр. Снимали в Ашхабаде, вместо снега использовали соль, но в фильме всё неподдельно. Это страшная история про украинскую партизанку Олёну Костюк, которую враг не сломил самыми жестокими пытками.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – это особый период в развитии советского кинематографа. Работники кино трудились в эти годы наравне со всем народом, приближая своим творчеством общую победу. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники. Яркая плеяда талантливых сценаристов и режиссеров, операторов и артистов выпустила сотни кинокартин.
Содержание
Главный кадр – на передовой!
А что на фронте? Это вопрос волновал каждого в годы войны. Самую животрепещущую тему освещала фронтовая кинохроника. 250 кинооператоров побывали на месте сражений, из них почти 50 человек погибли на передовой. Они запечатлели на пленке кадры, которые без прикрас доносили всю правду о страшной войне.
В те годы документалисты трудились круглые сутки. В Москве на Киевском вокзале работала студия «Союзкинохроника», в которой непрерывно обрабатывалась пленка, полученная из «горячих» точек. Эти кадры ждала вся страна, поэтому отдыхать бригадам документального кино было некогда.
Первый «Оскар» — за правду войны
В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15-ти фронтовых операторов. На подлинных кадрах – жизнь и борьба, фронт и тыл, смерть и разгром, победа и поражение.
В своих воспоминаниях И. Копалин рассказывал, что работали над фильмом сутками, в суровые декабрьские дни — в нетопленных комнатах монтажа. Этот труд был высоко оценен правительством Советского Союза, авторы получили Сталинскую премию. В США фильм показали в 1943 году под названием «Москва наносит ответный удар». Уникальная документальная история о трагедии и героизме советского народа не оставила равнодушной Американскую киноакадемию: впервые русские документалисты удостоились «Оскара».
Оперативное кино: боевые киносборники
Цех игрового кино не отставал от бригад документальных фильмов. Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы перестроились на короткометражки, выпуская боевые киносборники. Первый БКС вышел 2 августа 1941 года в Москве, последний, тринадцатый сборник выпустили в 1942 году в Алма-Ате. Каждый сборник включал несколько игровых новелл. Стиль короткометражных эпизодов был разнообразен: от героических сцен до сатирических зарисовок.
В создании новелл участвовали знаменитые кинематографисты того времени: С.Герасимов, Г.Козинцев, Л.Трауберг, Г.Александров, С.Юткевич и другие. На экране — знаменитые и любимые артисты довоенного времени: Борис Чирков, Вера Марецкая, Эраст Гарин, Борис Бабочкин. Они вдохновляли, настраивали на победу, помогали преодолевать тяжелые испытания. Боевые киносборники немедленно отправлялись на передовую, к солдатам и офицерам. Их там ждали, как никогда.
Крупным планом — солдат и родина
Художественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 30-х годов пришли картины, воспевающие любовь к родине, матери, жене. Первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева рассказывает о героизме партизанского отряда.
Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л.Луков), крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марк Донской), верная жена («Жди меня» А.Столпер, Б.Иванов), дети военного времени («Жила-была девочка» B. Эйсмонт). Эти темы волновали каждого русского человека, они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. Только в конце войны на экранах появились полководцы («Великий перелом» Ф.Эрмлер).
Они сражались за родину
В ноябре 1941 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» эвакуировали в Алма-Ату, где была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). Киевская киностудия переехала в Ашхабад, «Союздетфильм» — в Душанбе. На несколько лет эти места стали фронтом для кинематографистов. Работа над производством велась в тяжелых условиях голода, холода, часто при отсутствии денег. Но время трудных испытаний стало толчком для полета мысли, появления шедевров мирового уровня.
В самом начале войны Сергею Эйзенштейну поступило распоряжение из Кремля продолжить работу над фильмом «Иван Грозный». Эта эпическая картина стала символом русской культуры, которую пыталась уничтожить гитлеровская армия. В лютые морозы съемочная группа под руководством великого режиссера создала историческую драму мирового уровня. В прокат картина вышла в январе 1945 года и была удостоена Сталинской премии 1 степени.
Николай Крючков, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Михаил Жаров, Николай Черкасов – актеры, которых знала вся страна, всю войну трудились на съемочной площадке. В годы войны были созданы свыше 100 художественных фильмов, которые зрители до сих пор помнят, любят и пересматривают.
Фильмы о войне, это то немногое, откуда мы, можем узнать, какой ценой далась нашей стране Великая Победа. Особенно ценны в этом отношении старые фильмы, которые снимались ещё людьми, прошедшими войну. Борис Васильев и Георгий Юматов, Алексей Смирнов и Юрий Никулин… Эти люди не по наслышке знали что такое война
«В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину», «Офицеры»… Эти фильмы вошли в золотой фонд советского кино. К сожалению сейчас их показывают не так часто, как хотелось бы…
Фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» вышел в прокат 12 мая 1975 года. С того времени прошло уже больше 40 лет. Согласие писателя Михаила Шолохова на экранизацию первой части его романа «Они сражались за Родину» кинорежиссер Сергей Бондарчук получает в конце 1973 года. Единственное условие писателя: съемки должны проходить в местах реальных событий. Местом съемок выбирают хутор Мелологовский Волгоградской области. Жители этого населенного пункта, тридцать лет назад пережившие те события, еще не догадываются о том, что согласно режиссерскому замыслу их хутору вновь предстоит окунуться в «стихию войны»
Не знаю как у вас, а у меня есть три самых любимых фильма о войне, фильмы, при просмотре которых у меня накатываются слёзы и подступает комок, сколько бы раз я их уже не видел.
Это «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики» и «Офицеры»
Хотя, если быть более точным, «Офицеры» это фильм не о войне. Он о людях! Про мужчин, верных дружбе, любви, долгу, чести, своей стране. И об их жёнах, заработавших «половину орденов». Сценарий к фильму написали Борис Васильев и Кирилл Рапопорт – ветераны войны, служившие в танковых войсках. Им заинтересовалась студия им. Горького, режиссером был назначен 47-летний Владимир Роговой. Он работал на студии с 1953 г., но самостоятельно поставил всего один фильм — «Годен к нестроевой», добротную кинокомедию из армейской жизни
История фильма «Семнадцать мгновений весны» начинается в 1969 году, когда на телевидении был утвержден сценарий 13-серийного фильма и подобран режиссёр. Роман Юлиана Семёнова тогда еще даже не вышел отдельной книгой. Однако в самый разгар подготовительных работ ситуация внезапно изменилась. Дело в том, что за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссёр — 46-летняя Татьяна Лиознова. Она связалась с Семёновым и заявила, что снимать фильм по его сценарию будет именно она. Но Семёнов её расстроил: «Я уже продал сценарий «Ленфильму», так что — увы!» Лиознова сдаваться не собиралась, она так упорно настаивала на своём, что в итоге Семёнов не выдержал — отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Лиозновой
Идея снять фильм «В бой идут одни «старики» пришла в голову Леониду Быкову давно. В годы войны он мечтал стать летчиком, однако из-за маленького роста его не взяли в летное училище. Но любовь к людям этой героической профессии продолжала жить в нем постоянно. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свои первый фильм на тамошней киностудии снять именно про военных летчиков. В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарии, основанный на подлинных событиях времен Великой Отечественной воины. В частности, под личностью командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко (он же Маэстро) скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова и на одном красовалась надпись «Веселые ребята»