- Shares
Что значит быть священником? С какими трудностями они сталкиваются в своем служении? В разные времена служители Божьи сталкивались с разными испытаниями. Мы собрали 5 художественных фильмов о священниках и их непростом служении. Некоторые из них основаны на реальных событиях.
Содержание
Миссия / The Mission, 1986
В восемнадцатом веке активно шла колонизация Южной Америки. Коренных жителей этих мест, индейцев-гуарани, уводят в рабство португальские конкистадоры и захватывают их земли. В то же время свою миссию начинает Отец Габриель, один из членов иезуитского ордена. Он обучает туземцев общечеловеческим ценностям и всеми силами защищает индейский народ от посягательств завоевателей. Священник переманивает на свою сторону Родриго Мендеса, одного из наемников. Удастся ли этим двум людям спасти аборигенов?
Картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1986), премию «Оскар» (1987), «Золотой глобус» (1987) и множество других наград.
Сомнение / Doubt, 2008
В 1964 году католическая школа только что приняла своего первого чернокожего ученика – 12-летнего мальчика, который перевелся из муниципальной школы. Директор школы, непреклонная монахиня, и свободомыслящий приходской священник – оба переживают за благополучие мальчика. Подозревая священника в неподобающем поведении в отношении чернокожего мальчика, монахиня намеревается заставить его покинуть школу. Однако есть еще мама мальчика, которая владеет определенной информацией, способной пролить свет на сложившуюся ситуацию. Кроме того, за происходящим наблюдает обеспокоенная молодая сестра, которой кажется, что сложившийся конфликт носит скорее личностный характер…
Поп, 2009
Военно-историческая лента режиссера Владимира Хотиненко – драма, затрагивающая почти неосвещенный аспект Великой Отечественной войны. Речь пойдет о том вкладе, который внесла Русская Православная Церковь в поддержание народного духа. Фильм «Поп», основанный на одноименном документальном романе Александра Сегеня, теперь можно посмотреть онлайн. Это первая в своем роде художественная картина, снятая при поддержке Московской Патриархии. Действие разворачивается в период с августа 1941 по февраль 1944 года. На северо-западе России начинается воскрешение христианской традиции, а именно церковного быта. Однако это происходит в крайне тяжелых условиях немецкой оккупации. Как не потерять присутствие духа и вселить его в других людей? Мало кто сумеет справиться с подобной задачей. Отцу Александру предстоит взять на себя тяжелую, но важнейшую из миссий в период ожесточенной войны – сохранить веру народа в собственные силы, тем самым не позволяя противнику разгромить родной дом.
Люди и боги / Des hommes et des dieux, 2010
Монастырь, расположенный в алжирских горах, 1990-е годы. Восемь французских монахов-христиан уже много лет живут в мире и согласии со своими мусульманскими соседями. Но в какой-то момент исламистские группировки начинают вооружённую борьбу против светских властей, а также европейцев, и даже местных жителей. Всё шире распространяются насилие и убийства. Часть монахов впадает в панику и хочет уехать. И всё-таки, несмотря на очевидную опасность для жизни, все монахи решают остаться в обители, чего бы им это ни стоило…
Фильм основан на реальных событиях, произошедших в Алжире 26-27 марта 1996 году, во время которых были убиты монахи из траппистского монастыря в Тибирине.
Трёхкратный лауреат премии «Сезар» в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (Майкл Лонсдейл) и «Лучшая операторская работа» (Каролина Шанпетье).
Все святые / All Saints, 2017
Фильм рассказывает правдивую историю о бывшем продавце Майкле, который стал пастырем. Его первым заданием на новом поприще становится поездка в провинциальный городок в Теннесси, где ему нужно закрыть одну маленькую церковь. Если он успешно справится с заданием, то будет переведен в церковь в большом городе, и это назначение нужно и ему и его семье. Однако с виду простая задача оборачивается непредвиденными сложностями – в городок прибывают беженцы из Бирмы, где бушует война, и приходят в церковь за помощью.
Отец Браун / Father Brown, 2013
Отец Браун – католический священник, толстоватый мужчина неприметного вида, который обладает отличной дедукцией и острым умом. Этот человек, подобно легендарному Шерлоку Холмсу, умеет замечать вокруг себя такие детали, на которые никто не обращает никакого внимания, в разговоре он старается досконально изучить мимику собеседника, взгляды, жесты, ведь именно они могут описать любого человека намного лучше, чем слова. При расследовании очередного преступления, отец Браун пытается стать на место виновного, чтобы понять его действия и выяснить причины. А отыскав преступника, священник не всегда его наказывает строго, иногда отец Браун просто исповедует и поучает его. Первоклассный сыщик, герой рассказов Гилберта Кейта Честертона, умеющий глубоко анализировать ситуацию и мыслить логически, способен распутать любое, даже самое сложное дело.
Сломленный / Broken, 2017
Отец Майкл — современный, независимый и совершающий обычные человеческие ошибки католический священник, служащий в Северном городском приходе. Ему предстоит стать куратором, доверенным и духовным лицом общины, члены которой пытаются привести свою веру в соответствие с вызовами обыденной жизни.
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
XVIII-й Международный фестиваль православного кино «Покров» в этом году будет проходить в режиме онлайн. Об этом говорится в объявлении на сайте фестиваля.
«В этом году кинофестиваль пройдет значительно позже, чем всегда, – говорится в объявлении. – Дата проведения согласовывается».
В связи с карантинными ограничениями, введенными из-за пандемии коронавируса, демонстрация фильмов-участников фестиваля будет проходить не в кинотеатре, а в режиме онлайн. Транслировать через Интернет будут те фильмы, авторы которых дадут на это согласие.
Списки участников и победителей XVIII кинофестиваля Покров-2020 будут опубликованы на сайте после решения жюри кинофестиваля.
Напомним, международный фестиваль православного кино «Покров» был учрежден по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и впервые проведен в октябре 2003 года. Целью ежегодного фестиваля, приуроченного к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, является популяризация фильмов христианского содержания. Конкурс проходит в четырех номинациях: «Документальное кино», «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино» и «Анимационное кино».
В 2019 году на фестивале представили 68 фильмов из 11 стран. Гран-при фестиваля получил фильм «Где ты, Адам?», рассказывающий о жизни афонского монастыря Дохиар и его многолетнем игумене, старце Григории (Зумисе). Осенью 2020 года этот фильм вышел в украинский прокат.
Так уж получилось, что вышедшую на экраны в середине этого года отечественную киноленту «Монах и бес» мы посмотрели практически всей редакцией. Кто-то — на православном фестивале СМИ «Вера и Слово», где была организована и встреча с ее режиссером — Николаем Досталем; кто-то — в кинотеатре. Эта картина, созданная (как и знаменитый «Остров» того же сценариста — Юрия Арабова) по мотивам нескольких сюжетов из житийной литературы, вызвала неоднозначный отклик церковной аудитории. И всё же взгляду режиссера и особенно его юмору не отдать должное невозможно. Предлагаем вашему вниманию четыре отзыва — четыре впечатления об этом фильме наших авторов.
О покаянии и обаянии
Могут ли бесы спастись? Все знают, что, конечно же, нет. И это не тот вопрос, который стоит сегодня перед Церковью с остротой. Фильм Николая Досталя тоже совсем не об этом, хотя многих ревнителей благочестия смутил именно этот поворот сюжета: бес приносит покаяние и уходит в монастырь. Не слишком ли сильная метафора? Не слишком ли смелое для церковного сознания преувеличение? Не слишком ли соблазнительный образ Церкви для светской аудитории? Не могу сказать, что эти сомнения и опасения совсем лишены оснований, и всё же…
И всё же мне фильм понравился. Прежде всего тем, что он снят профессионально. Здесь есть внятно рассказанная история, прекрасная актерская игра Тимофея Трибунцева, Георгия Фетисова, Бориса Каморзина, блистательные диалоги, тонкий юмор, красивая картинка. Это ведь тоже важно. Камера в этом фильме запечатлела мир прекрасным, а человека — симпатичным. В каждом персонаже красота проявилась по-своему. По-своему — в смиренном юродстве главного героя, по-своему — в напускной строгости настоятеля монастыря, по-своему — в разнообразной монастырской братии. Чего стоит высокий монах в очках, который постоянно изъясняется по-французски, и монах с одним глазом — бывший интеллигент и бывший разбойник! По-своему симпатичен и царь Николай I, хотя симпатичность эта выявляется не сразу.
Первое появление царя Николая показано в лучших традициях Салтыкова-Щедрина. Мы видим представителей высшего сословия, бесконечно далекого от народа, смотрящего на бедных монахов, которые в ужасе просто бухнулись перед самодержцем на колени, прямо в грязь… К слову, всё это вполне исторично: высшее сословие действительно презирало «долгополых» из соображений сословной спеси. Сквозь исторические декорации проблескивают и вполне явные намеки на современные нестроения российского общества. Но постепенно гротескные черты героев смягчаются, да и царь становится более человечным, а после вразумления, полученного от Ивана Семенова сына, и вовсе — обаятельным.
Так происходит со всеми героями этой картины: они на наших глазах облагораживаются, а комедия превращается в лирическую притчу. Оказалось, что в России есть не только дураки и дороги, что и царь — не сатрап, а вполне себе государственный человек, и настоятель — не мироед, а человек, у которого сердце болит за непутевых монахов, да и монахи — грешники, но все же пришедшие ко Господу на покаяние, а Иван Семенов сын и вовсе — праведник…
Всё преображается в этом фильме, в том числе и бес, имя которому Легион, блистательно исполненный молодым актером Георгием Фетисовым, чье актерское и человеческое обаяние смутило многих православных зрителей. А всё дело в том, что Фетисов играет не беса, а человека. Первое его появление как человека — пугает. Он предстает перед нами как пародийный вариант одного из героев романа Достоевского «Бесы» — с революционно-анархистской риторикой и страшной уверенностью в том, что «мир насилья» — а на самом-то деле мир Божий — не устоит, треснет по швам от одного его удара. Но мир Божий устоял… А революционер-безбожник превратился в человека на пути к покаянию, и именно покаяние сделало его таким обаятельным! Церковный зритель увидел здесь соблазн, светский зритель воскликнул: так не бывает! Мол, чем это его пронял этот самый Иван — неумный, некрасивый, совсем простой русский мужик? А всё дело в том, что «пронял» беса вовсе не Иван, а Христос.
Да, любая, самая лютая ненависть побеждается любовью, но не абстрактно-гуманистической, а любовью Христовой.
Да, конечно, бес не может покаяться, но человек — может! Об этом и фильм: прикосновение к Христу исцеляет и преображает, и это-то и есть подлинное чудо.
Мне кажется, что фильм «Монах и бес» снят с любовью к Церкви. Здесь в легкой остроумной форме сказано много правильных вещей, а самая главная, самая правильная и самая полезная из них такова: для того, чтобы спастись, нужно прийти в Церковь! И в этом утверждении нет и не может быть никакого соблазна.
Екатерина Иванова
Не богословие, а добрая сказка
Наверное, как и любое произведение искусства, этот фильм каждый видит по-своему, и я бы не рискнул выносить ему категоричной оценки. Не претендуя на исключительность мнения, могу лишь сказать, что лично мне фильм понравился. Объективно же можно утверждать только одно: творение режиссера Досталя и сценариста Арабова стало заметным явлением в области российского кино. Явлением, вызвавшим немало споров, нашедшим как своих горячих почитателей, так и непримиримых критиков. Понять, как ни странно, можно и тех, и других. Попробуем разобраться в доводах «за» и «против» этой картины.
В первую очередь — о том, что снято: о сюжете, о самой идее фильма. Здесь то, что многие считают несомненным плюсом, другие называют в числе первых минусов киноленты. Авторы фильма поставили перед собой очень непростую задачу: воплотить на широком экране историю, основанную на житиях святых — историю об иноке, ведущем борьбу с не отступающим от него бесом. И решение этой задачи посредством подачи материала в форме комедии, пусть даже с приставкой траги-, выглядит далеко не бесспорным. Уместно ли прибегать к гротеску, буффонаде, говоря о столь серьезных вещах, как одержимость, борьба добра со злом, монашеское делание? Каждому из нас предстоит самому ответить на этот вопрос; мне показалось, что режиссер смог не переступить ту черту, за которой его ироничное видение поднятых проблем перешло бы в антиклерикализм, заигрывание с темными силами и богохульство. Сам сюжет вызывает много недоуменных вопросов, но всё зависит от того, с какой позиции мы приступаем к просмотру данной картины. Одно дело — настраиваться уличить авторов в ереси, найти в содержании нечто оскорбляющее чувства верующих и подчеркнуть для себя догматические и исторические несоответствия. И совсем другое — воспринимать «Монаха и беса» как добрую сказку, где причудливо переплетены реальность житийных историй, узнаваемых характеров и извечных русских проблем и абсолютно невозможные вещи вроде покаяния и вочеловечения падшего ангела.
Второе, о чем хотелось бы сказать,— о том, как снято: сюда входят игра актерского состава, развитие сюжета, визуальная составляющая картинки. И здесь кроме восхищения и благодарности тем, кто трудился над фильмом, выразить нечего. Выдающаяся игра актеров — в частности, Тимофея Трибунцева в главной роли — дополняется видами прекрасного своей невзрачностью русского Севера, величественной Петры и колоритной Палестины.
Среди верующих много нареканий вызывает персонаж Георгия Фетисова — бес, представляющийся именем Легион. Слишком уж он получился колоритным, вызывающим скорее сочувствие и сострадание, чем отторжение и неприятие. Но тут необходимо вспомнить, что бесы, являющиеся людям, действительно бывают обаятельны; об этом свидетельствуют моменты из житий святых — например, святителя Никиты Новгородского, которого бес соблазнил впасть в прелесть, явившись тому в виде светлого ангела. Будем честны: когда нас прельщают нечистые духи на преступление заповедей Христовых, леностное расслабление и невнимание к своей духовной жизни, мы тоже вряд ли помним об их ужасной сущности. Помыслы, всеваемые ими, прельстительны так же, как и стол с фуа-гра, копченым угрем и изысканными винами, заботливо накрытый в пустой монашеской келии для главного героя. Поэтому у меня характер беса в фильме, его «человечность» и видимое «дружелюбное» заискивание перед «подопечным», с помощью которых он добивался своей сугубо корыстной цели погубления души человеческой, не вызывали внутреннего несогласия вплоть до финальной сцены возвращения в монастырь.
Фильм у Досталя и Арабова получился спорный, но в любом случае качественный и интересный. Не случайно в основной программе XXXVIII Московского кинофестиваля эта лента была единственной, представляющей отечественный кинематограф. Искренне хочется верить, что авторы фильма не предлагают нам «новое богословие», свое видение церковного учения, а просто хотят ненадолго погрузить нас в сказку, которая хоть и ложь, да имеет в себе намек. Это действительно нужно и полезно иногда — посмеяться и посмотреть со стороны на себя самих, на непреходящие проблемы нашего общества, с которым неотрывно связана и наша Церковь. И хорошо, что смех этот — добрый…
Священник Алексий Стрижов
Над пропастью в любви
Православный зритель – строгий зритель, когда речь идет о фильмах на духовную тему. Ему (зрителю) непременно нужно, чтобы все в таком фильме было канонично и ни на йоту не расходилось с христианским учением. Новый фильм известного российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес» в полном смысле слова каноничным не назовешь, что вызвало в церковной зрительской среде бурную дискуссию. На наш субъективный взгляд, расхождения во взглядах на некоторые духовные предметы вовсе не мешают фильму быть блистательным художественным и культурным событием, так неожиданно случившимся с нами и с нашим родным кинематографом.
Не будем раскрывать читателю все подробности сюжета, чтобы не портить удовольствие от просмотра, скажем лишь, что действие этой фантастической (со светской точки зрения) истории происходит в первой половине XIX века в русском мужском монастыре. С появлением нового насельника Ивана Семеновича здесь начинают происходить невероятные вещи. Да и сам новичок кажется братии каким-то странным – он юродствует, хихикает, брызжет поговорками и вообще ведет себя неадекватно.
Посвященный зритель еще до явного обнаружения причин такого странного поведения начинает догадываться, что несчастный монах одержим бесом, который мучает его, пытаясь погубить.
Монаха Ивана играет не очень известный широкому зрителю актер московского театра «Сатирикон»Тимофей Трибунцев. Его образ получился настолько многогранным, что иногда захватывает дух. Боль, доходящая до отчаяния, смирение, граничащее со святостью, неподдельная кротость, беззащитность, неспособность причинить кому-либо зло. И рядом со всем этим – подтрунивание, юродство, пересмешничество и прочие проявления отнюдь не святого характера – сменяют друг друга с космической быстротой.
Образ святого подвижника, терпящего скорби, создан с большой органичностью, без елея и фальши. Он получился почти житийным, по крайней мере, очень близким к тому. Как актеру, вроде бы далекому от Церкви, удалось так «угадать» своего героя, остается лишь гадать. Возможно, ему помогло профессиональное чутье режиссера, его чувство меры и талант, а также юмор, россыпи которого сопровождают фильм с первых до последних кадров, доставляя зрителю массу незабываемых минут, заставляя хохотать и плакать, причем порой одновременно.
В фильме борьба Ивана с бесом визуализирована в образе Легиона, которого Иван, совершенно порой забывшись в своем невероятном незлобии, ласково называет Легиошей. Сыграл его актер Георгий Фетисов, человек, к слову, верующий и даже дважды бывавший на Афоне. Многие справедливо считают, что отношение режиссера Николая Досталя к инфернальной теме непозволительно беспечно, обманчиво-прекраснодушно и этим опасно. Но думается, что художественный фильм и не задумывался как руководство к духовному действию. Его нужно воспринимать скорее как притчу, как метафору, как воспринимаем мы, к примеру, произведения Гоголя, в которых на первый взгляд тоже много с каноничной точки зрения неожиданного, хотя сам Николай Васильевич был образцом православного христианина и строжайшим аскетом.
Кстати, в фильме Досталя тоже много от Гоголя. Глядя на то, как «Легиоша» по воздуху переносит Ивана в Иерусалим, трудно не вспомнить гоголевского Вакулу из «Ночи перед Рождеством», который тоже летал верхом на черте на прием к императрице Екатерине.
А в ужасно трогательном и органичном заикании Ивана, в его беззлобии угадываются мотивы Достоевского, особенно его излюбленного героя князя Мышкина.
Конечно, очень хочется понять, почему мучимым бесом оказывается столь кроткий и беззлобный человек? Дал ли он сам в какой-то момент врагу права над собой или это некое сугубое испытание от Бога, которое Он дает лишь единицам из любящих Его, дабы те стяжали особый венец? На этот любопытный вопрос ответа нет, знать мы этого не можем, да в конечном счете не это важно.
Сам Досталь на встрече со зрителями говорил, что идея фильма появилась у него после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского.
По преданию, святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу Господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху. Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается уПушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.
В качестве «ключа к фильму» Досталь рассказал притчу, которая встречается в патериках. Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.
«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви», – сказал Николай Досталь.
«Актуальная духовная комедия», «убедительная, очень русская мистерия» — пожалуй, все эти попытки дать фильму жанровое определение вполне справедливы. Фильм действительно получился мистерией, что опять же роднит его с Гоголем, но он же имеет и вполне реальную духовную глубину — очень наглядно показывает нам удивительную красоту человека, отважившегося до последней капли крови следовать за Христом.
Горечь и видимое бессилие сменяются радостью победы – той силы, которая, по слову святых отцов, совершается в немощи. Трудно даже сказать, чего здесь больше – боли или ликования? Кажется, что они идут в фильме рука об руку.
«Очень русским» фильм назван неслучайно, в нем в несколько карикатурной, гротескной форме показаны, кажется, все оттенки национальной веры и национального характера от нелепостей, несуразностей и благоглупостей до самых высоких образцов простоты, кротости и жертвенной любви. Доброты в картине больше чем гротеска, у последнего есть мера, он добрый и художественно оправданный. Хотя есть и иные эпизоды. Например, император Николай I вместе с Бенкендорфом попадает в монастырь из-за сломанной в пути рессоры. И когда он с неподдельным непониманием вопрошает, почему в России такие плохие дороги и кто же в этом виноват, больше хочется не смеяться, а злиться…
В целом можно сказать, что фильм «Монах и бес» стал достойным продолжением той серии редких кинематографических удач на тему веры, которые случаются порой в нашем кинематографе. Таких как «Остров» Павла Лунгина и «Поп» Владимира Хотиненко.
Елена Балаян
Окно Овертона, или Не заигрывать со злом
Тема бесов всегда будет интриговать. Это то, к чему человек очень хочет и в то же время очень боится прикоснуться. Это то, что щекочет нервы и заставляет «как бы православных» гадать на Святках. Известный христианский писатель Клайв Стейплз Льюис в предисловии к «Письмам Баламута» писал: «Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии».
Режиссер «Монаха и беса» говорит, что это фильм о любви. О той любви, перед которой не может устоять даже зло… В общем, конечно, мысль хорошая, и действительно из любви появляется любовь, а из ненависти — ненависть. Но при просмотре фильма меня не покидало ощущение подмены фактов. Зло вроде бы становилось не таким уж и злым. Оно явно помогало главному герою укрепляться в вере. Оно трудилось и рассказывало о тяжелом детстве, и вообще было весьма симпатичным: рожки, кудряшки… А вот настоятель, в свою очередь, был достаточно злым, однако суть происходящего сглаживалась юмором.
Признаюсь, мне тяжело было смотреть этот фильм. Если это просто сказка, то она не должна иметь отношения к православному кино, хотя бы потому, что падший дух бестелесен и в монастырь уйти никак не может. Это противоречит здравому смыслу. Но видимо, людям хочется считать себя добрыми и любящими и умиляться этой сценой. Преподобный старец Паисий Афонский говорил: «Когда-то один монах, имевший большое сострадание, упав на колени, просил в своей молитве о следующем: «Ты — Бог и, если хочешь, можешь найти способ, чтобы спаслись и эти несчастные демоны, которые, хотя вначале имели столь великую славу, сейчас имеют крайнюю злобу и мирское коварство и, если бы Ты не защищал нас, уничтожили бы всех людей”. И вот, как только он, молясь с состраданием, произнес эти слова, видит рядом с собой песью голову, которая высовывает язык и передразнивает его. Мне кажется, Бог попустил это, чтобы монах понял, что Бог готов принять демонов — достаточно им только покаяться, однако они сами не желают своего спасения». У преподобного Иоанна Дамаскина читаем: «Диавол неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела. Согласно мысли святых отцов, человек, получивший тело и вместе с телом влечение к греховным поступкам, по милости Божией покаяться может. Ангельские существа — духовны. У них нет искушений в том смысле, какие есть у нас. Они — пламенная энергия, цельное движение существа, направленное на что-то. Выбрав однажды, они не могут изменить это движение, в которое вовлечены, но входят в него глубже, отдают себя этому служению всё больше».
А вообще картина очень напомнила действие принципа «окна Овертона». Джозеф Овертон разработал целую систему о том, как «совершенно чуждые обществу идеи поднять из помойного бака общественного презрения, отмыть и, в конце концов, законодательно закрепить». Сначала идея воспринимается как нечто смелое, потом — как еще один взгляд на проблему, далее разворачивается полемика, следом у проблемы меняется название, и через какое-то время проблема становится еще одной гранью разнообразия современного «толерантного» общества. Причем именно толерантного, поскольку только в толерантном обществе невозможное возможно. Таким образом, получается, что фильм и не о любви, а больше об изменении отношения к источнику зла?
Особенность этого фильма в том, что его можно трактовать как угодно. Можно увидеть преодоление монахом отчаяния от присутствия беса, а можно — то, что сам подвижник ничего не делает для того, чтобы избавиться от этого наваждения; можно рассуждать на этом материале о всеобъемлющей любви, а можно — и о попрании традиционных церковных представлений; можно, наконец, говорить, что кино со смыслом перестало быть скучным, а можно вспомнить о том, что еще сто лет назад православным было не до смеха. На мой взгляд, единственным ориентиром в этом море вопросов должно стать Евангелие, поскольку только там мы можем найти единственно верные ответы.
Елена Мизюк
Газета «Православная вера» № 22 (570)
Газета «Саратовская панорама» № 48 (1078)
Иван Семенович приходит в мужской монастырь с одной проблемой – он горит. Одежда сама воспламеняется на нем, несмотря на то, что на улице моросит дождь. Настоятель монастыря обливает его водой из ведра. Иван просит позволить ему остаться в монастыре. После недолгого разговора настоятель велит ему помыться и привести себя в порядок.
Все служители монастыря замечают странное поведение Ивана. Как будто в нем живут два разных человека – один скромный и кроткий, а другой дерзкий и колкий на язык. Настоятель говорит Ивану, что за просто так он не будет его кормить, и велит ему вычистить древний колодец, который в прошлом был целебным. Колодец же тот до краев полон грязной воды, и его надо вычерпать до дна. Скромная натура Ивана озадачена таким испытанием, однако неожиданно в нем просыпается другая игривая сущность, которой эта работа кажется пустяком.
Меньше чем за день удается Ивану разобраться с колодцем. Настоятель не ожидал от него такой нечеловеческой прыти. Он начинает с подозрением относиться к Ивану и сообщает другому монаху, что надо осмотреть келью Ивана в его отсутствие. Также настоятель велит Ивану исповедаться. Иван не приходит на исповедь вовремя. Он является гораздо позже, чтобы исповедаться лично настоятелю. Странная речь Ивана во время исповедания вводит настоятеля в недоумение, и он отправляет его на реку за рыбой.
Пока Иван уходит на реку, настоятель с парой монахов отправляется в его келью, чтобы все обыскать. В постели Ивана они находят расческу и ножницы, и начинается скандал. Вскоре в келью спящего настоятеля является важное духовное лицо из Томской губернии. Во время разговора с настоятелем, он спрашивает почему тот гонит Ивана, который является практически святым человеком. Человек из Томской губернии советует настоятелю держать Ивана к себе поближе и дать ему возможность больше участвовать в управлении монастырем, поскольку тот может в несколько раз увеличить его доходы. Затем духовное лицо уходит.
Настоятель выскакивает вслед за незнакомцем из кельи и спрашивает писаря о нем, однако тот говорит, что видел женщину. Этот факт озадачивает настоятеля. Выбежав во двор, он видит уходящую женщину, которая затем исчезает. Тут с реки возвращается Иван с огромной рыбой. Настоятель велит связать Ивана, заткнуть ему рот кляпом и отнести его на пристань. Там его кладут на плот и пускают плыть по реке. Однако плот с Иваном возвращается обратно к пристани против течения. Настоятель понимает, что от Ивана им не отделаться. Его возвращают в монастырь и заставляют заниматься стиркой, поскольку он так дружен с водой.
Неожиданно в монастырь заезжает Николай I. У его кареты сломалась английская рессора, и ее необходимо починить. Император спрашивает настоятеля, есть ли у него человек, который сможет починить карету. Настоятель отвечает, что таких людей у него нет. Тогда император просит приютить их на время. За обедом ему подают ту самую рыбу, которую выловил Иван. За столом речь заходит о чудесах в монастыре. Император узнает об Иване и изъявляет желание его увидеть. Иван кажется императору интересным человеком, хорошо разбирающимся во многих вещах. Напоследок он получает от Ивана совет по поводу рессоры – «что не чинят умами, то чинят слюнями». Эта фраза очень веселит императора, после чего он идет к карете, слюнявит платок и протирает им рессору, а затем отправляется спать.
После разговора с Иваном государь решает сократить число крепостных, а также наделить крестьян собственными участками земли. Утром рессора оказывается целой, как будто и не ломалась. Перед отъездом государь просит настоятеля передать Ивану перстень. Настоятель отправляется к Ивану и видит, как тот скидывает грязную одежду в воду, а та сама стирается в реке. Это пугает настоятеля. Он вручает Ивану перстень и отправляет его жить на выселки. Привезя Ивана на место, настоятель велит ему вырубить все сухие деревья, а те, что здоровые, пронумеровать.
Когда Иван остается один, из него выходит другой человек. Иван просит появившегося беса в человеческом обличье оставить его в покое. Но тот говорит, что Иван перспективный, и что он сделает его настоятелем этого монастыря. Бес рассказывает, что имя его Легион. Утром Легион устраивает Ивану шикарный завтрак, однако тот отказывается с ним есть. Легион просит Ивана подписать донос на настоятеля монастыря. Иван говорит, что донос должен быть анонимным и подписывает его крестом, после чего бумага мгновенно сгорает.
За это Легион привязывает Ивана к дереву и разводит под ним костер. Легион хочет расправиться с Иваном, но тут внезапно начинается дождь и тушит костер. Тогда Легион решает, что это даже ему на руку, теперь он хочет попытаться сломить Ивана на какой-нибудь слабости, чтобы тот начал плясать под его дудку. Иван пытается обратиться к Богу, чтобы понять его замысел, так как он сам никак не может отделаться от беса и не знает, что ему делать. Легион тем временем выполняет поручение, которое настоятель оставил Ивану. Вскоре приезжает настоятель и его пугает то, что Иван снова так быстро справился с его заданием. Иван пытается объяснить настоятелю, что это сделал не он, но тот стремительно уезжает прочь.
Легион предлагает Ивану посмотреть Иерусалим. Тот соглашается поклониться бесу и отдать ему свою душу ради того, чтобы побывать в храме Гроба Господня. Бес подхватывает Ивана и устремляется в небо, чтобы быстрее долететь до Иерусалима. Там они попадают на базар, где продают различные вещи, выдавая их за предметы, имеющие отношение к Христу. Ивану кажется это богохульством. Он начинает переворачивать столы с товарами и в результате его избивают. Легион излечивает его.
Перед походом в храм Легион идет подпилить рога и привести себя в порядок. Иван пытается отказаться от похода в храм, но бес заставляет его сдержать слово. Сам бес заходить в храм не желает. Однако Иван просто силой заталкивает его туда. После ночи в храме Иван выносит оттуда бездыханное тело Легиона. Иван пытается излечить Легиона – он везет его к Мертвому морю. После посещения храма у Ивана проходит хромота, и он перестает заикаться. На Мертвом море Легион начинает выздоравливать. Сил у Легиона на обратный полет нет. Иван вынуждает его отдать перстень императора, чтобы они смогли попасть на корабль и вернуться.
Когда они возвращаются обратно, то их арестовывают, считая подозрительными. На допросе Иван начинает сознаваться во всем, чего он не совершал. За вранье их с Легионом велят выпороть. А затем запирают в маленьком доме. Легион пытается залечить раны Ивана, но неожиданно оказывается, что он потерял свои волшебные силы. Тут Иван начинает умирать. Легион видит, как душа покидает Ивана, но сделать ничего не может.
Легион отправляется в тот самый мужской монастырь к настоятелю. Он просит приютить его в стенах монастыря и говорит, что готов выполнять любую работу. Настоятель, услышав его имя, нарекает его Лазарем. И велит ему заниматься стиркой белья, где раньше работал Иван. Легион рад тому, что его пустили в монастырь. Писарь не одобряет поведение настоятеля, говоря, что тот пускает в монастырь всякую шваль. Но тот уверен, что поступает правильно.