Последний император единой Римской империи (19.01.379-17.01.395). Выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства в качестве единой государственной религии империи.
Флавий Феодосий родился 11 января 347 года в городе Кока, Испания. Происходил из рода прославленного императора Траяна. Начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию, чтобы подавить там восстание племен пиктов и скоттов. В 374 году занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мезия, где успешно сражался с сарматами.
После казни отца Феодосию пришлось искать убежище, но вскоре в 376 году занял пост командующего войсками в балканской провинции Иллирик, где снова отражал набеги сарматов. В результате восстания племен готов в 377 году территория Фракии и Мезии стала ареной борьбы между варварскими племенами и союзными силами западной и восточной частей империи.
В августе 378 года под Адрианополем готы под предводительством вождя Фритигерна полностью разгромили римскую армию, убив в сражении императора Валента. Его племянник, император Грациан, в это время подходил на помощь дяде, но после смерти дяди остался на территории современной Сербии, стараясь не допустить прорыва варваров с Балкан в Италию. По заведенному в империи порядку должен назначить соправителя для управления восточной частью Римской империи.
Император Грациан 19 января 379 года провозгласил Феодосия императором восточной части Римской империи. Став императором, порвал с установленной ранее императором Константином Великим религиозной системой. Издал основополагающий эдикт «о вселенской вере». Никейская формула веры стала официально называться кафолической. Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством.
Через два года после назначения Феодосий Великий покинул Фессалоники, откуда руководил войной с готами, и вступил 24 ноября 380 года в свою столицу Константинополь, после чего основное внимание уделял церковной политике и дипломатической работе с готскими вождями. Привлек в армию многих варваров, разрешив им свободно покидать ее ряды и вступать обратно по желанию. В январе 381 года заключил союз с готским вождем Атанарихом, но вскоре вождь скончался. Впоследствии 3 октября 382 года заключил мирный договор, по которому готы поселились как федераты империи в Нижней Мезии и Фракии.
Затем Феодосий обратил внимание на Восток. На владения империи в Сирии совершали набеги сарацины. В 383 году полководец Рихомер нанес им поражение, после чего ряд арабских племен в качестве федератов охраняли границы империи на этом направлении. Чтобы окончательно устранить потенциальный источник раздора на границе, в 387 году достиг с персами соглашения по разделу Армении на сферы влияния. Западная часть Армении отошла под управление царя Аршака, а восточная осталась во владении царя Хосрова.
В это время сменилась власть в Западной Римской империи. В 383 году командующий римской армией в Британии Магн Максим высадился в Галлии, узурпировав там власть. Римский император Грациан в ходе смуты убит. Его младший брат-соправитель Валентиниан стал соправителем Максима, владея Италией и провинциями в Африке и на Балканах. Феодосий вынужден признать императорский титул Максима вслед за признанием Максима Валентинианом.
Летом 387 года Максим послал войска в северную Италию, вынудив императора Валентиниана бежать в Фессалоники под покровительство Феодосия I. В 388 году началась война против Максима, соединенное войско разбило его армию в Сисции и Поэтовионе и 28 августа Максим захвачен в Аквилее и казнен там же. До возвращения в Константинополь император оставался в Италии более трех лет, сделав своей резиденцией Медиолан и оказался под духовным влиянием епископа Святого Амвросия.
Феодосий вернулся в Константинополь 10 ноября 391 года. В Италии фактическую власть в Западно-Римской империи осуществлял не император Валентиниан, а его главнокомандующий войсками франк Арбогаст. Попытки Валентиниана отстоять свои полномочия привели к конфликту, в результате которого 15 мая 392 года убит при неясных обстоятельствах. Не дожидаясь решения Феодосия, 22 августа Арбогаст возвел на императорский престол своего ставленника, начальника имперской канцелярии Евгения.
Феодосий I отказался признавать легитимность Евгения и летом 394 года двинул армию в Италию. В предгорьях восточных Альп на реке Фригид 6 сентября состоялось генеральное сражение. Передовой отряд войска императора из 10 тысяч готов полностью истреблен Арбогастом. Евгений к исходу дня после окончания сражения стал преждевременно праздновать победу. Внезапно воины Феодосия прорвались в лагерь западных римлян к палатке императора-узурпатора, схватили его и немедленно обезглавили. Когда его голову на пике показали войскам, те перешли на сторону победителя.
На несколько месяцев Феодосий Великий стал фактическим правителем единой Римской империи. Отменил через сенат ряд древних языческих церемоний и собирался вернуться в Константинополь. Перед этим успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе, младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи.
Феодосий Великий скончался 30 января 395 года от водянки. Его забальзамированное тело в том же году доставлено в Константинополь для погребения.
Память о Феодосии I
Память о Феодосии I
Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 30 января.
закрыть Семья Феодосия I Семья Феодосия I
Отец — Феодосий Старший, римский военачальник
Мать — Ферманция
Первая жена — Элия Флавия Флацилла (ум. 386), была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась.
Сын — император Аркадий (род. ок. 377)
Сын — император Гонорий (род. 384)
Дочь — Пульхерия (род. 385), умерла в детстве
Вторая жена — Галла (ум. 394), дочь императора Валентиниана I. Умерла при родах
Дочь — Галла Плацидия, стала в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей
Сын — Грациан, умер в детстве
Сын — Иоанн, умер новорожденным в мае 394 года
закрыть 30.01.0395
В Курганской епархии произошла новая некрасивая история. Послушники Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря рассказывают, что местного батюшку — отца Феодосия — лишили поста из-за того, что он стал неугоден владыке Иосифу. При этом священнослужителя не просто разжаловали, но сослали в глухую деревню, где он влачит нищенское существование и может служить лишь в церкви без крыши и окон.
В редакцию Znak.com обратились послушники Чимеевского монастыря, которые сильно опечалены ссылкой местного батюшки, отца Феодосия, из-за конфликта с руководством Курганской епархии. Как рассказывают люди, отец Феодосий был наместником монастыря около полутора лет. До этого он служил в Житниковском храме и имел лишь 10 классов образования. «Он не был готов трудиться в такой должности, но указ митрополита нужно выполнять, и отец Феодосий приехал и с усердием приступил к работе», — рассказывают те, кто с ним знаком.
По словам одной из послушниц монастыря, с приходом Феодосия в храм потянулись люди со всех ближайших деревень — это одно из немногих мест, где можно найти работу. И отец Феодосий взял в штат больше 100 человек.
«Батюшка — это сама доброта, — говорит послушница. — Он в монашестве. У него нет ничего — ни машины, ни квартиры. Но, когда он служил в Житниково, ему очень много благословили скота. И владыка сказал перевезти весь скот в Чимеево: здесь буквально за месяц выстроили свинарники, коровники, привезли корм, подготовились к зиме».
С приходом первых холодов случилось ЧП: перестало работать газовое отопление. Отец Феодосий, как вспоминают местные, старался изо всех сил: зимой включали тепловые пушки, срочно закупали отопительное оборудование и ставили его заново. Холода удалось пережить.
При отце Феодосии, по словам послушников, в Чимеевском монастыре полностью отремонтировали пекарню и заменили оборудование, что позволило снабжать хлебом 7 ближайших деревень. В большой трапезной кормили всех паломников. Для них же было открыто три гостиницы. За месяц построили две фермы, где было 23 дойных коровы, а также телки, нетели, быки, овцы, поросята и лошади. Церковное хозяйство заготавливало дрова и снабжало ими всех деревенских жителей.
Но произошел неожиданный конфликт. По словам послушников, к отцу Феодосию приехал секретарь епархии Иннокентий. Разговор был с глазу на глаз, но после беседы батюшка поделился со своими близкими людьми его содержанием, и так оно стало известно определенному кругу лиц.
«Рассказывают, что Иннокентий начал говорить отцу Феодосию: «Батюшка, пора делиться», — передают наши собеседники.
Этот разговор якобы поднимался не один раз. Наместник монастыря все время отказывался перечислять в епархию какие-либо денежные средства. Позднее у него, как рассказывают, также попросили перевезти скот из Чимеево в Смолино — батюшка согласился, но отметил, что для этого нужно подготовить почву.
Но в итоге в монастырь приехала комиссия, и в марте 2017 года батюшка лишился своего поста. «Даже его подрясник и рясу опечатали и не отдали, а потом взяли и выбросили в коридор», — рассказывают свидетели произошедшего. Вместо него наместником стал отец Петр.
Какие именно нарушения вскрыла комиссия, неизвестно. Никакой бухгалтерской и документарной проверки, по данным послушников, не проводилось. Предположительно, батюшку обвинили и в раздутии штата рабочих, на зарплаты которых уходила приличная сумма. Сами люди связывают это с добротой батюшки — он просто не мог отказать людям, которые хотели быть ближе к церкви и больше не могли найти работу.
По данным послушников, отец Феодосий просился на прием к владыке, но тот не принял его ни разу с Рождественского поста. «Его духовные чада ездили на прием. Владыка назначил им время. Они прождали целый день, но он их так и не принял», — рассказывают наши собеседники. По их данным, в итоге батюшка сам написал прошение освободить его от поста, раз ему не доверяют.
После этого отец Феодосий уехал в Житниково, где сейчас «находится между небом и землей». «Он живет в летней сарайке. У него нет ничего для проживания. Питается тем, что принесут местные жители. Владыка в конце концов дал приказ дать ему служить в храме в Речкино, где нет крыши, окон и даже ни одной иконки», — рассказывают послушники.
А в самом известном Чимеевском монастыре с уходом отца Феодосия сократилось число прихожан. «Народ уже разуверился. Раньше приезжало много людей не только из области, но и из Челябинска, из Тюмени, из северных регионов. Но батюшку убрали, а владыка Иосиф даже отказался от объяснений, и люди просто перестают ходить в церковь», — говорят послушники монастыря.
По их словам, аналогичная ситуация сложилась в храме Пантелеймона Целителя, куда после того, как убрали отца Владимира, пришел батюшка, не имеющий права служить.
Дни памяти: 5 февраля / 18 февраля, 9 сентября / 22 сентября (обретение и перенесение мощей)
В нашем храме пребывает икона святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, чудотворца с частицей его мощей.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников — иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.
В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: всё свободное от занятий время он отдавал молитве, Богомыслию и чтению Священного Писания.
Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».
По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосии, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).
Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского). В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году Преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосии принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.
В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию Преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от Преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.
Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий.
Но недолго святитель Феодосии окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 6 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.
Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.
На основе материала с сайта Pravoslavie.ru
Просмотров: 676
Прп. Феодосий Киновиарх
Феодосий Великий (ок. 424 — 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный
Память 11 января
Родился около 424 года в каппадокийском селении Могариасс вблизи города Команы от благочестивых родителей Проересия и Евлогии. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, преподобный Феодосий изучил Псалтирь и прочие книги Священного Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Феодосии еще в юношестве.
В юные годы он направился в Иерусалим и на пути получил благословение святого Симеона Столпника. Поклонившись святым местам Иерусалима, Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей.
Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) он нашёл монастырь, бывший под управлением учеников Евфимия Великого и его спостника Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать «канон пустыни».
Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема. Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, преподобный Феодосий не сразу приступил к устройству монастыря в избранной им пещере; сперва он путём долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. Селившиеся вокруг пещеры подвижники находили в лице Феодосия уже опытного руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху Маркиану. На первых порах своего существования киновия Феодосия стояла в таком же отношении к Лавре Саввы Освященного, как киновии блаженного Феоктиста и святого Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской. Затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита, преподобный Феодосий сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни.
Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из ранее существовавших обителей. В житии Феодосия нет указаний на такое подражание. Местность, избранная им для монастыря, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота с трудолюбием киновита. На них лежала забота не только о личном совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботы, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Феодосия распространился по всей Палестине, и множество нуждающихся стекалось в неё отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Феодосия окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем Лавра Саввы Освященного. Число киновитов доходило до 700, тогда как Великая Лавра во время своего наивысшего расцвета (V и VI вв.) насчитывала не более 150 подвижников. Прежде существовавшие киновии постепенно теряли своё значение и уступали место киновии Феодосия. В состав её братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми духами.
Своим снисходительным отношением к слабостям человеческой природы святой Феодосий, по словам Кирилла Скифопольского, напоминал святого Иоанна Богослова.
Во время правления Восточно-Римского императора Анастасия с его поддержкой вновь стала крепнуть монофизитская ересь, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твёрдо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осуждённые Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твёрдо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но вскоре, после смерти императора, возвратился.
Прп. Феодосий Великий. Мозаика из монастыря Неа Мони, Греция (ок.1050 г.)
Скончался преподобный Феодосий 11 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчинённых ему киновий теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения огромная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отреза́ли частицы его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем.
Житие Феодосия Киновиарха помещено в «Acta Sanctorum» (январь, т. I), с комментарием, и в изданиях Узенера: «Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta» (Бонн, 1890) и «Der heilige Theodosios» (Лпц., 1890). Текст изданных Узенером житий проверен по пяти новым рукописям и снабжён многочисленными дополнениями и поправками у Крумбахера, в его «Studien zu den Legenden des hl. Theodosios» («Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu München», 1892, тетр. II); дополнения эти, впрочем, имеют более интереса для филолога, чем для историка. Приложен к этой статье заимствованный из патмосского кодекса акафист св. Феодосию на греческом языке. Автор комментария к житию прп. Феодосия в «Acta Sanctorum» не знал, кому приписать составление самого жития; указав на предположение Барония, что оно написано Кириллом, он не соглашается с этим и составителем жития считает ученика Феодосия Юлиана, впоследствии епископа бострийского. Впервые изданное Узенером по рукописи XI века житие палестинского киновиарха доказало, что помещенное в «Acta Sanctorum» житие Феодосия принадлежит Феодору, еп. Петрскому, и представляет похвальное слово почившему подвижнику в день его первого годичного поминовения (530 г.). Кириллу Скифопольскому это слово было известно и, по всей вероятности, не удовлетворяло его своим риторизмом и растянутостью; он составил новое житие Феодосия, уступающее прежнему по размерам, но превосходящее его изобилием исторически проверенных фактов и точными хронологическими датами. Оба жития переведены с греческого проф. Помяловским и составили 8-й выпуск палестинского патерика (1895 г.).
Кондак, глас 8
Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми кра́сно процве́л еси́/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ сле́з твои́х ту́чами напая́емая,/ стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в.// Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.
Литература
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Житие в календаре на портале Православие.Ru:
- Страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):