Петергоф (Петродворец) отделяют от Санкт-Петербурга 29 км. Петергоф основан в 1710 году Петром I как загородная резиденция русских императоров. В 1762 году Петергоф получил статус города. Петергоф с 1944 по 1997 годы именовался Петродворец. Сегодня Петергоф – это муниципальное образование в составе Санкт-Петербурга (Петродворцовый район).
Петергоф – туристический, научный и учебный центр западнее Санкт-Петербурга. Петергоф (Петродворец) восхищает гармонией природы, архитектурными шедеврами и золочеными скульптурами с энергией движущейся воды. Творения искусства в дворцовых ансамблях поражают своей роскошью и изысканностью.
Петергоф (Петродворец) включает несколько дворцово-парковых ансамблей, которые формировались в течение двух веков:
- XVIII век – Верхний сад, Петродворец, Нижний парк и пейзажный Английский парк;
- XIX век – Александрия, Луговой парк, Колонитский парк, Сергеевка, Александрийский парк, парк Собственная дача.
Часть дворцов и парков Петродворца входят в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф»: Верхний сад, музей «Большой дворец», Нижний парк, часть Колонитского парка с Ольгиным прудом, павильонами Царицыным и Ольгиным, дворцово-парковым ансамблем Александрия. Петергоф – это художественно-архитектурный объект, с 1990 года находящийся под охраной Мирового наследия ЮНЕСКО. Близость к морю (Финский залив) – отличительная черта дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Музеи-дворцы Марли и Монплезир разделяются Морским каналом и находятся ближе всего к побережью с красивой набережной.
Содержание
- Государственный музей-заповедник «Петергоф» в цифрах:
- Музей «Большой Петергофский дворец»
- Фонтаны у Большого Петергофского дворца
- Как доехать до Петергофа?
- Большой дворец в Петергофе — описание
- Из истории
- Режим работы Большого дворца Петергофа в 2020 году
- Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа в 2020 году
Государственный музей-заповедник «Петергоф» в цифрах:
- 33 музея, 297034 музейных предметов;
- Площадь садов и парков 414,2 Га;
- Более 160 фонтанов, четыре каскада;
- Большой каскад имеет 250 скульптур, 64 фонтана, Большой грот шириной 40 метров;
- Общий расход воды фонтанами Петергофа – 1100 литров в секунду. Насосов нет;
- В Петергофе по указу Петра I в Нижнем парке появился первый в России Эрмитаж;
- Во дворце Монплезир была создана первая картинная галерея в России.
Музей «Большой Петергофский дворец»
Музей «Большой дворец» — самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля, которое венчает собой Большой каскад фонтанов.
Большой Петергофский дворец (Петродворец) – изящное трехэтажное здание с галереями, сверкающее позолотой куполов и протянувшееся фасадом вдоль террасы на 268 метров. Корпуса с крытыми одноэтажными галереями-переходами «Церковный» с позолоченными куполами и «Корпус под гербом» придают дворцу особое величие.
Музей «Большой Петергофский дворец» — самый эффектный и нарядный. Он имеет 30 залов. Во входной зоне Большого Петергофского дворца посетителей удивляет мультимедийная информационно-игровая система, которая знакомит с главными вехами истории творения архитектора Бартоломео Растрелли в стиле барокко.
К празднику 300-летия Большого дворца с 3 ноября 2015 года по 10 апреля 2016 года в Петергофе стартовала выставка «История в деталях». Здесь представлена историческая коллекция предметов интерьера из музея «Большого дворца» в ГМЗ «Петергоф». Живопись, фарфор, светильники – это безмолвные свидетели событий в жизни дворца с историей в три века. Выставка была открыта 3 ноября 2015 года в день проведения Всероссийской акции «Ночь искусств», когда посетители впервые попали в вечернее время в Большой Петергофский дворец. Акция «Ночь искусств» проходила в театральной атмосфере: затемненные парадные залы Большого Петергофского дворца интриговали, а избранные экспонаты подчеркивались «архитектурой света». Тронный зал наполнился голосом Екатерины Великой с портрета Виргилиуса Эриксена (1762 год), заговорила скульптура «Зима» (1751 год) резчика И. Шталмеера, а хрустальная люстра 18 века из Белой столовой поведала гостям дворца свою историю. Шедевры коллекции Петродворца помогают осмыслить историю России.
Фонтаны у Большого Петергофского дворца
Фонтан «Большой каскад» — сердце фонтанов Петергофа. Под фонтаном «Большой каскад» находится действующий музей » Гроты Большого Каскада» шириной 40 метров. Вход в музей происходит через арки Верхнего грота. Верхний и Нижний гроты в изобилии оформлены каменными изысками, скульптурами и сделанными еще при Петре I фонтанчиками шутихами «Столик» и «Водяной занавес» при выходе из Нижнего грота.
Фонтан «Большой каскад» — это демонстрация морской мощи России 18 века в борьбе за свободный выход к Балтийскому морю. Перед «Большим каскадом» в центре водного ковша особое внимание привлекает золоченая бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Дальше вода устремляется к Финскому заливу по прямому Морскому каналу, который при Петре I слыл парадным въездом в Петергоф с моря. Внизу у двух Колоннад архитектора Воронихина симметрично фонтану «Самсон» красуются фонтаны «Чаши»: Итальянская и Французская.
Летний сезон открывается традиционным праздником – запуском фонтанов в Нижнем парке на «Большом каскаде» и фейерверком. Перед глазами изумленных посетителей в театрализованном костюмированном представлении проходят все вехи истории резиденции императорского дворца, начиная с 1715 года.
Петергоф (Петродворец) – это уникальная территория дворцов, парков и фонтанов.
Как доехать до Петергофа?
Добраться в Петергоф можно тремя способами:
- На метеоре за 30 минут в период навигации из Питера (пристань «Зимнего дворца» каждые полчаса с 10 до 18 часов).
- На электричке от Балтийского вокзала Питера до станции «Новый Петергоф» за 40 минут, а далее на маршрутке или пешком через парк 20 минут. Расписание электричек и стоимость Санкт-Петербург Балт. — Новый Петергоф.
- На автобусе № 200 и № 210 от метро Автово за 50 минут.
Большой дворец вместе с расположенным перед ним Большим каскадом — это главная достопримечательность Петергофа и архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.
В настоящее время Большой дворец — это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.
Большой дворец в Петергофе — описание
Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».
Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.
Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.
В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.
Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.
Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.
Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.
По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:
- Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
- Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
- Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
- Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
- Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
- Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.
За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.
Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
Из истории
- Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714–1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
- В 1725–1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
- В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740–1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
- В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760–1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
- С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем
- Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
- В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.
Режим работы Большого дворца Петергофа в 2020 году
Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.
- Индивидуальные посетители допускаются с 12:00 до 14:30 и с 16:15 до 19:45. В остальное время обслуживаются туристические группы.
- Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
- Посещение проводится в составе группы. Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета.
Большой дворец является центром дворцово-паркового ансамбля, поражает своим великолепием и богатством убранства. Более 300 метров в длину и 3 этажа. Большой дворец располагается на вершине 16-ти метровой террасы на берегу Финского залива.
Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа в 2020 году
- Для граждан России
- взрослые — 450 рублей
- дети до 16 лет — бесплатно
- школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры — 300 рублей
- Для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
- взрослые — 450 рублей
- дети до 16 лет — бесплатно
- Для иностранных граждан
- взрослые — 1200 рублей
- дети до 16 лет — бесплатно
- Любительская фото и видеосъемка запрещена
Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII – начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.
Дата постройки: 1720-1723 гг.
Архитектор: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны)
Изящный двухэтажный дворец «Марли» – главная достопримечательность западной части Нижнего парка. Свое имя он получил по аналогии с резиденцией французского короля Людовика XIV «Марли ле Руа», которую Петр I посетил в 1717 году.
Дворец расположен у самой границы западной части Нижнего парка. Он стоит на искусственной перемычке между Секторальным и Большим Марлинским прудами, в которых с петровских времен разводили рыбу. Традиция эта живет и в наши дни – в определенные часы рыбу кормят, подзывая ее звоном колокольчика. Дворец «Марли» играет важную роль в общей планировке Нижнего парка. От восточного берега Марлинского пруда расходятся три лучевые аллеи – Марлинская, Березовая и Малибанская. Они пересекают весь парк с запада на восток и соединяют дворец с основными сооружениями петергофского ансамбля.
Изящный силуэт дворца будто парит в воздухе, отражаясь в зеркальной глади прудов. Вся его красота не в богатстве и пышности, а в необыкновенно удачных архитектурных пропорциях и простой, но изысканной отделке. Вначале предполагалось, что дворец будет одноэтажным, но, когда здание уже было подведено под крышу, Петр I распорядился надстроить второй этаж, так как стало очевидно, что своими пропорциями он не соответствует размерам Большого пруда.
Его внутреннее убранство отличается относительной скромностью, дворец не имеет традиционного парадного зала. При строительстве «Марли» был использован новый прием планировки: впервые появилась коридорная система, где к центральной оси коридора примыкали различные комнаты. Первый этаж занимают Кухня, Буфетная, большой Передний зал, Дежурная, Спальня и небольшой Чинаровый кабинет, отличающийся особой красотой отделки. Все его стены облицованы чинаровым деревом, а в качестве живописных вставок использованы три портрета детей Петра I: парный Елизаветы и Анны и портреты Петра и Алексея. Лестница с ажурными перилами ведет на второй этаж, где располагаются Гардеробная, Туалетная, Гостиная с Малой угловой комнатой, Столовая, Дубовый кабинет и Библиотека, хранившая книги по математике, паркостроению, фортификации, морскому делу и пр. Сегодня в экспозиции марлинской библиотеки находится 69 книг.
С момента постройки дворец «Марли» использовался как гостевой дом для проживания знатных особ и членов императорской семьи. В «Марли» бывала Екатерина I, здесь некоторое время жила ее старшая дочь Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским. В «Марли» останавливался французский посол Ж. Шетарди, отдыхали и пили чай Николай Iс Александрой Федоровной и другие представители семьи Романовых, а также их высокопоставленные гости.
Вскоре после завершения строительства дворец стал превращаться в мемориальный музей Петра I. Здесь хранились личные вещи царя, одежда, предметы, связанные с его именем, посуда, дипломатические подарки и картины из собранной им коллекции.
В настоящее время из личных вещей Петра во дворце представлены: суконный плащ-епанча, две фляги из коричневого стекла, привезенные им из города Спа, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон». Основу живописной коллекции музея составляют картины, которые упоминаются в описях XVIII века. Среди них произведения Адама Сило, Абрахама Сторка, Пьетро Белотти и других художников.
Разрушенный в годы Великой Отечественной войны, дворец был восстановлен архитекторами Е. В. Казанской и А. Э. Гессеном. Архивные материалы и довоенные фотографии помогли воссоздать внешний облик и внутреннее убранство дворца, вновь открытого для посетителей в 1982 году.
Дата постройки: 1747-1751 гг.
Архитектор: Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
12 июля 2011 года в музее-заповеднике «Петергоф» была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла открытая после восстановительных работ придворная церковь. Созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф. Б. Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, она является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора. Впервые освященная 10 сентября 1751 года, она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами «согласно нашей вере». Необычайно пышная и красочная внутренняя отделка удивительна для традиционного русского церковного зодчества. Она демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры и стиля барокко. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают особо праздничную и благостную атмосферу. Обилие золота в отделке Алтаря, Зала и Трапезной наполняют их сакральным смыслом, поскольку золото – главный символ церковного искусства, означающий сияние Божественной славы.
Необычен план церковного зала – в виде восьмиугольника, словно путеводной звезды, сияющей в этом мире. Свод купола также имеет восемь граней. На нем, как и полагается в православном храме, изображены самые первые и самые почитаемые создатели церкви: евангелисты, апостолы, святители. К числу особенностей Церковного зала придворной петергофской церкви относится отсутствие солеи и амвона – возвышений перед иконостасом и алтарем. Расположение 40 икон на шестиярусном иконостасе традиционно. Многие святые на иконах изображены в состоянии эмоционального напряжения, выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи. Золоченая резьба вокруг них, состоящая из херувимов, рокайлей, прихотливых растительных побегов, гирлянд, хоть и символизирует райские кущи, но почти не отличается от резьбы в императорских залах дворца. Кроме того, в неё включены и вензеля императрицы Елизаветы Петровны.
Особенно эффектна центральная часть иконостаса, устремленная вверх, украшенная витыми золочеными колоннами и завершенная резной золоченой Голгофой с Предстоящими. Из семи таинств здесь чаще всего совершались таинства евхаристии, венчания и крещения. Придворный храм был свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь не только сочетались браком, крестили новорожденных, но и отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников. Заключительными страницами в истории церкви стали крещения четырех из пяти детей последнего русского императора Николая II. Крещение его долгожданного наследника цесаревича Алексея, рожденного в Петергофе, произошло 11 августа 1904 года.
Истории бытования дворцовой церкви посвящена небольшая выставка в Трапезной.