Содержание
- Телесное начало в человеке
- Взаимодействие духовного, телесного и биологического
- Сознание и разум
- Бытие человека
- СЕСТРИНСКАЯ КАРТА СТАЦИОНАРНОГО ПАЦИЕНТА
- Дата и время начала курации:22.06.2015г.
Телесное начало в человеке
Замечание 1
Тело – это единственная часть мира, которую можно прочувствовать изнутри.
Вместе с этим, поверхность тела доступна для внешнего восприятия. Осознание человеком собственного тела не обязательно должно быть ограничено его пределами. Собственное пространство человека, то есть пространство его анатомического тела, можно расширить благодаря ощущению чего-то, что находится с ним в единстве. Внешнее пространство начинается там, где человек со своими ощущениями сталкивается с исходящими от него объектами.
С феноменологических позиций опыт переживания собственного тела тесно связывают с чувственным опытом, влечениями и сознанием «Я».
Тело, без сомнений, связано с духом. Всем известно о влияния психики больного на протекание заболевания. Разум и тело в действительности являются единым целым. Их слишком долго разделяли, не рассматривая как связанные напрямую друг с другом. Такой взгляд является результатом отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Единственный способ преодолеть это нарушение целостности человека – возвратить психику в тело человека. Именно там и было ее первоначальное место. Целостный взгляд на организм человека привел к пониманию, что тело пронизано духом, оживляющим психику и контролирующим его работу.
Взаимодействие духовного, телесного и биологического
Жизнедеятельность человека обуславливается единством и взаимодействием духовного, телесного, биологического и социального начал человека.
Биологический уровень состоит из темперамента, пола, возраста, состояния здоровья, роста, веса и внешности. Иными словами, любой человек – индивид.
Индивид – это человек, рассматриваемый в качестве целостного неповторимого представителя рода со своими психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылок личностного развития и индивидуальности.
Социальный уровень человека формируется на протяжении всей жизни и состоит из социального статуса, мировоззрения, образования, уровня дохода, характера и пр. Под воздействием биологического и социального в человеке и формируется личности.
Определение 1
Личность – это индивид, который выступает как субъект социальной деятельности, который имеет совокупность социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются им в общественной жизни.
Определение 2
Индивидуальность – это черта психики и личности индивида, ее неповторимость.
Биологическое и социальное в человеке не являются двумя параллельными и независимыми друг от друга факторами. Они оказывают на человека одновременное комплексное воздействие, при этом интенсивность и качество их воздействия могут быть разными в зависимости от массы факторов.
Сознание и разум
Когда речь заходит о принципиальных отличиях человека от животных, человека называют разумных существом.
Определение 3
Разум – это способность понимать и осмысливать, являющаяся основой познания, то есть то, благодаря чему человек смог выделиться среди животного мира.
Сознание – это универсальная способность, характерная только для человека – осмысление бытия мира и своего положения в этом мире
Сознание является системным, органически целостным образованием, состоящим из рационального мышления, чувственного восприятия эмоции, воли и памяти, интуиции, воображения и фантазии.
Вместе с сознательным в психике здорового человека и в его личности присутствует и нечто неосознаваемое, но отраженное в его сознании, то есть подсознание иди бессознательное.
Бессознательное – это психические процессы, функции, операции и состояния, не представленные в структуре сознания.
Г. Лейбниц трактовал бессознательное в качестве низшей формы духовной деятельности, лежащей за гранью осознаваемых представлений. Кант связывал бессознательное и интуицию, доопытное знание. Фрейд видел прямые зависимости различных невротических симптомов и бессознательного.
В бессознательном обычно выделяют несколько типов:
- никогда не осознаваемое – инстинктивные бессознательные стремления, влечения и реакции;
- действия, ранее осознаваемые, ставшие автоматическими стереотипами в процессе воспитания;
- сверхиндивидуальное бессознательное – архетип коллективного бессознательного – усвоенные индивидом, как членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые он осуществляет, но не оспаривает.
Взаимосвязь в человеческой природе сознательного и бессознательного является еще одним указанием на единство биосоциальной человеческой природы.
Бытие человека
Определение 4
Бытие – это одна из философских категорий, под которой подразумевают существование человека в реальном мире, а также независимый от человеческого сознания реальный мир.
Материалистической философией бытие признано первичным, а сознание вторичным. При этом сознание подразумевает не только пассивное отражение бытия, но и активную силу, оказывающую влияние на бытие. Человеческое бытие определяют его потребности.
Маслоу А. выделял пять типов потребностей:
- физиологические – еда, вода, секс и пр.;
- экзистенциальные – защищенность, безопасность и пр.;
- социальные – принадлежность к какой-либо социальной группе;
- престижные;
- духовные.
Возможности по удовлетворению потребностей тесно связаны со способностями человека. Способности каждого отдельного человека определяют биологические и социокультурные особенности его личности. Обычно выделяют несколько уровней способностей человека.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, преимущественно ЦНС, служащие биологическим основание для развития способностей.
Способности – это индивидуальные личностные особенности, выступающие как субъективные условия успешного осуществления определенного типа деятельности. Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте и легкости, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.
Талант – это высокий уровень развития способностей. Высшую степень творческих проявлений индивида называют гениальностью. Ее связывают с созданием качественно иных, уникальных творений, открытием ранее неизвестных творческих направлений.
Две трети россиян, страдающих от психических расстройств, не получают необходимого лечения из-за страха перед общественным осуждением, сообщили «Газете.Ru» в Российском обществе психиатров. «Твои проблемы — ерунда», «ты просто притворяешься», «забей на депрессию» — по словам пациентов, это лишь малый набор фраз, которые поступают в их адрес каждый день. «Газета.Ru» рассказывает, как стигматизация может погубить больного и в чем не прав Канье Уэст, романтизирующий биполярное расстройство.
«Страх перед помощью»
В России снижается число людей, страдающих душевными болезнями, — об этом говорит статистика Минздрава, предоставленная «Газете.Ru». По данным ведомства, под наблюдение врачей-психиатров в 2019 году поступили 58,7 тыс. человек — это в два раза меньше, чем 20 лет назад, когда их число превысило 120 тыс. человек, и на 20% меньше, чем в 2010 году (тогда в России зафиксировали 74,3 тыс. пациентов психоневрологических диспансеров). При этом в ведомстве отмечают: за прошлый год число людей, обратившихся за консультацией и лечением, составило 399 тыс. человек, и это тоже меньше, чем, например, в 2005 году, когда помощи специалистов искали 450 тыс.
Однако в Российском обществе психиатров в статистику не верят: здесь убеждены, что эти цифры составляют лишь одну треть россиян, действительно страдающих ментальными болезнями. Оставшиеся две трети не становятся на учет и не получают лечение из-за стигматизации, то есть навешивания социальных ярлыков.
«Считают, что таких людей две трети. В диспансерах, поликлиниках мы встречаем только одну треть пациентов с психическими расстройствами. В то время как две трети боятся приходить на прием», — заявил «Газете.Ru» член общества, медицинский психолог, депрессолог и когнитивно-поведенческий терапевт Алексей Абрамов на основании опыта приема пациентов с ментальными болезнями.
По его словам, состояние пациентов с подобными недугами ухудшается из-за того, что общество навешивает на них клеймо «психов», а также не дает принять участие во многих социально важных аспектах жизни — в частности получить водительское удостоверение, устроиться на высокую должность и т. д.
«Из-за стигматизации огромное количество людей не получает адекватную, своевременную помощь. А это во многом определяет прогноз и характер течения заболевания. Если лечение не получают годами, то расстройство может стать хроническим. Есть такие случаи, когда люди по 20-30 лет страдают невротическими расстройствами.
Стигматизация — это дискриминация и так не защищенных слоев населения, а также страх людей перед посещением учреждений для получения необходимой помощи», — подчеркнул медицинских психолог.
Руководитель отдела неотложной психиатрии и помощи Центра им. В.П. Сербского Анна Портнова призвала граждан с ментальными расстройствами, которые бояться осуждения, ходить к врачам конфиденциально. «Стигматизация может привести к ухудшению состояния здоровья, качества жизни. Всегда лучше пойти к врачу — сделать это можно конфиденциально. Таким образом есть вероятность сохранить работоспособность, продолжить карьеру и вести полноценную жизнь», — отметила психиатр в разговоре с «Газетой.Ru».
«Каждый раз плевок в лицо»
Люди страдающие от психических расстройств, часто страдают от непонимания даже со стороны самых близких. Екатеринбуржец Кирилл Мирнов рассказал «Газете.Ru», что боялся стигматизации еще на первых порах атипичной депрессии — в 14 лет. Тогда он почувствовал первые симптомы: «постоянный страх, ощущение, что мир неживой и серый, а также искаженное восприятие действительности».
«Боялся, что родственники будут это замалчивать, не помогут, а мне станет стыдно, что другие знают. Думал, что со мной перестанут общаться и будут ждать только плохого. Были попытки рассказать о состоянии родственникам, когда все становилось хуже, но они перекидывали это на мою «замкнутость» и нежелание быть более социальным, а также плохое влияние друзей», — признался житель Урала «Газете.Ru».
Когда Мирнов все-таки набрался смелости и сообщил близким о планах посетить врача, они «посчитали это шуткой и забыли». Друзья, услышав о его симптомах, напротив, стали уверять, что они испытывают то же самое.
«Было видно, что это не так. В итоге я продолжал носить это все в себе, пытаться не выделяться на фоне остальных. Хотя с каждым месяцем становилось все тяжелее контролировать свое тело и действия», — рассказал екатеринбуржец.
Другая собеседница «Газеты.Ru», 20-летняя Рина Лесницкая вспоминает, что первые симптомы ее заболевания начались одновременно с травлей в школе. «Я боялась приходить туда, у меня была постоянная тревога, просто хотела, чтобы от меня отстали, не могла выполнять домашние задания и заниматься любой умственной деятельностью. Я пыталась обратиться к школьной психологине, но она сказала: «Все с тобой нормально». Сейчас у меня три диагноза — пограничное расстройство личности, биполярное аффективное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)», — отметила девушка.
Она добавила, что в ходе болезни пережила все «стадии принятия от родни». «До сих пор мне иногда говорят: депрессия от безделья, все твои проблемы — ерунда, есть настоящие больные, а есть ты, все это можно преодолеть самому, без таблеток и психотерапии. Каждый раз будто плевок в лицо», — сказала Лесницкая.
По словам девушки, невежество людей в сфере психических расстройств ее сильно «подкосило». «Когда я была беспомощна перед их словами, когда мне нужна была поддержка, я получала разную дрянь: от «ты все придумала» до «забей ты на эту депрессию». Люди не понимают того, что мы больны и страдаем, что нам нужна помощь», — подчеркнула девушка.
Лидия Иванова из Казани (имя изменено по просьбе спикера) испытала все негативные стороны биполярного расстройства. «Я подозревала, что у меня есть психическое расстройство с 2017 года, когда стали проявляться очевидные симптомы — глубокая депрессия, которая привела к попытке самоубийства, частая смена настроения, неконтролируемые поступки. Употребление алкоголя и наркотиков проявило заболевание еще больше. К психиатру я пошла в предсуицидальном состоянии», — отметила собеседница «Газеты.Ru».
По словам девушки, стигматизация приводила к ухудшению состояния: «Я еще больше уходила в себя и еще сильнее себя ненавидела. Сейчас в моем окружении находятся люди, которые все понимают, поэтому больше с таким не сталкиваюсь».
Когда Замира Сталина из Алма-Аты рассказала родственникам о поставленном ей диагнозе «биполярное аффективное расстройство», она столкнулась с единственной эмоцией — недоверием.
«Говорили, что это все ерунда и быть такого не может. Я сталкивалась с непониманием каждый день. Вечно пыталась оправдываться, что я не специально. Многие обижались на то, что я, допустим, не хотела гулять и веселиться, выходить из дома. Принимали мое депрессивное состояние за отговорки, думали, что я просто не хочу общаться и притворяюсь», — отметила девушка.
У москвички Полины Минеевой (имя изменено по просьбе спикера. — «Газета.Ru») из-за депрессии начались проблемы в отношениях с молодым человеком. «До того, как мне поставили диагноз, молодой человек не мог понять, что все происходящее со мной — это не «плохое настроение» и не «привлечение внимания», а реальные проблемы с психикой. Было очень обидно, что мое состояние не воспринимается всерьез», — рассказала собеседница «Газеты.Ru».
«Большая часть общества имеет расстройство личности»
Депрессолог Алексей Абрамов уверен: у дискриминации людей с психическими расстройствами есть три причины. Первая — историческая. «В советское время психиатрия имела карательную функцию. Диссиденты и люди, имеющие неугодные взгляды, попадали в поле зрения психиатра. Теперь на человека, который страдает любым психическим расстройством, смотрят искоса», — пояснил он.
Второй причиной стигматизации считается непонимание людьми ощущений, которые испытывают люди с психическими расстройствами. «Психические расстройства — это всегда качественно иное состояние физики. Поэтому человек, который ни разу не пребывал в состоянии, например, депрессии, не способен понять, почему человек не может выполнять даже простейшие вещи», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
При этом россияне, которые называют пациентов психодиспансеров «психами», сами, на самом деле, могут страдать от таких недугов, уверяет эксперт.
«У нас в обществе преобладают люди, которые не состоят под наблюдением в психоневрологических диспансерах. Большая их часть имеют расстройство личности, что относится к психопатическому уровню расстройств, либо невротическую симптоматику, что относится к невротическому спектру расстройств. Получается, люди, которые сейчас подвергают дискриминации людей с расстройствами, через два-три года сами могут прийти к полноценному неврозу», — сказал депрессолог.
Последней причиной стигматизации стало вступление в силу постановления Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», уверен Абрамов. Согласно постановлению, в противопоказания к вождению входят шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, расстройства настроения, невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, а также умственная отсталость.
«Тогда людей с различными спектрами расстройств объединили в одну группу противопоказаний, — объяснил медицинский психолог. — Любой психиатр знает, что психотический спектр — это, действительно, хроническое тяжелое заболевание, а психопатический — это компенсированный спектр, при котором человек может работать, жить в социуме, вести полноценный образ жизни. Невротический уровень считается самым легким — это полностью обратимое нервное расстройство. Из-за того, что со всеми этими болезнями нельзя получить документ, люди стали бояться обращаться в психоневрологический диспансер», — заявил медицинский психолог.
«Могут привести к смерти»
Но даже при самых тяжелых расстройствах бояться пациентов не стоит, заявили эксперты. «Люди с психическими отклонениями совершают в процентном соотношении гораздо меньше жестоких преступлений, чем люди душевно здоровые. Не надо их сторониться — это достаточно дикое и нецивилизованное отношение друг к другу. Признаки неразвитого общества», — отметила в разговоре с «Газетой.Ru» глава отдела неотложной психиатрии и помощи Центра им. В.П. Сербского Портнова.
Больным, которые ведут себя пугающе в глазах здоровых людей, можно помочь как раз посредством доброжелательного отношения. «Даже в таком тяжелом заболевании, как шизофрения, существует три компонента: биологический, социальный и психологический. С биологической точки зрения человека вылечить от шизофрении невозможно. Но мы можем добиться устойчивой социальной и психологической ремиссии — человек будет вести себя в обществе надлежащим образом, будет трудоустроен и критичен к своим поступкам. Качество его жизни повысится», — отметил психолог.
Особенно необходима поддержка людям, страдающим от депрессии и расстройства приема пищи — анорексии, булимии.
«Анорексия и депрессия — единственные психические расстройства, которые могут привести к смерти пациента. При депрессии могут возникнуть суицидальные мысли. Нервная анорексия — это просто доведение себя до истощения и необратимых изменений в организме, в частности нарушения сердечной деятельности и смерти. 10% больных анорексией погибают, если не обращаются к врачу», — пояснила психиатр Портнова.
Она добавила, что мешают лечению депрессии и те люди, которые утверждают, что этим диагнозом пациенты лишь прикрывают свою лень. «Депрессия и плохое настроение — не одно и то же. Депрессия — это устойчивое снижение настроения, активности, в основе которого лежит нарушение обмена нейромедиаторов, то есть биологические причины. Нельзя взять себя в руки, если у тебя сахарный диабет и недостаток инсулина в организме. Также и при депрессии взять себя в руки не получится», — заявила глава отдела Центра им. Сербского.
Биполярное расстройство как тренд
Как отметил москвич Семен Красовский (имя изменено по просьбе спикера — «Газета.Ru»), страдающий от депрессии, во многом пренебрежительное отношение к ментально больным людям спровоцировали «показушные депрессивные девочки 13 лет», которые романтизируют психические расстройства. Между тем в Центре им. Сербского уверены, что романтизация душевных болезней также может привести к осложнениям.
«Если человек считает, что психические расстройства дают ему преимущество, то он заблуждается. Такого рода заблуждения есть в отношении детей с аутизмом. Многие думают, что люди с аутизмом — это гении, у которых нужно найти талант. На самом деле это не так. Данное заблуждение приводит к тому, что человек просто не получает необходимой помощи», — отметила психиатр Портнова в разговоре с «Газетой.Ru».
Она добавила, что некоторые звезды музыкальной и киноиндустрии грешат романтизацией психических расстройств. Действительно, рэпер Канье Уэст еще в 2018 году на обложку своего альбома Ye поместил фразу: «I hate being bipolar. It’s awesome» (Ненавижу страдать биполярным расстройством. Это потрясающе). В сборник включена песня Power, в которой музыкант называет свою болезнь суперсилой. Он также несколько раз упоминал это в эфирах знаменитых американских телешоу, получая в ответ одобрительные аплодисменты зрителей.
Многие СМИ пишут, что после действий Канье биполряное расстройство «стало трендом».
«Нужно помнить о том, что неправильное поведение звезд — например, хулиганство или проступки в состоянии опьянения — на самом деле ухудшает качество их жизни, вызывают страдания у самих личностей и у окружающих их лиц. Поэтому, если бы они получали помощь, то, мне кажется, качество их жизни было бы лучше», — заключила глава отдела центра им. Сербского.
Пастырская психиатрия
Среди всех медицинских специальностей существует одна, которая вплотную может соприкасаться с пастырством. Название ее – психиатрия. Наверное, не будет преувеличением сказать, что многие священники за годы своего служения встречались у исповедного аналоя или во время иного душепопечительства с ситуациями, когда их духовное чадо обнаруживало некоторые эмоциональные, поведенческие или мыслительные расстройства.
Встречаются и случаи пастырского окормления психически больных. И, наконец, выделяется обширная группа пограничных (на гране здоровья и болезни) психоневрологических нарушений, распространенность которых достаточно велика.
Раньше учащиеся духовных школ знакомились с пастырской психиатрией. В настоящее время предмет этот вновь вводится в учебные программы некоторых духовных школ.
Пастырская психиатрия стремится проникнуть в те сферы душевной жизни, которые не квалифицируются как грех, но «соседствуют» с ним или «подталкивают» болеющего к последнему. Например, тревога (если это симптом) не является грехом, однако может привести к тяжким последствиям ее обладателя. В результате психической болезни душа человека как бы покрывается «дымкой тумана», который нужно рассеять. Такая душа, как правильно заметил один священник, теряет путь к Господу.
Воля человека ослабляется. Пастырские наставления оказываются преждевременными, потому что не могут быть восприняты страждущим адекватно. Лечить такие хвори исключительно аскетическими средствами не всегда оправдано. Здесь будет уместна помощь психиатра. Хорошо, если на приходе окажется православный врач. В таком случае священник может воспользоваться его помощью. Знания по психиатрии самому батюшке тоже сгодятся. Психиатрия в этих ситуациях не противостоит пастырству, но стремится обогатить его некоторыми сведениями. Задача священника – настроить окормляемого на терпение и смирение, помолиться за него. Задача врача – уповая на помощь Божию, лечить душевные расстройства методами современной медицины.
Психиатр-психотерапевт, воздействуя на волю человека, его разум и эмоции, помогает преодолеть болезнь или ее последствия. Он пытается устранить патологические симптомы и синдромы со стороны центральной нервной системы, такие как депрессия, тревога, астения и др., которые возникли не в виду вражеского искушения, но по причинам биологическим и наследственным. По своем выздоровлении (когда это бывает возможно) человек вновь возвращается в обычное состояние. Он может трезво смотреть на окружающую жизнь и на себя, посещать храм Божий, молиться, работать на благо семьи и общества.
По мере выздоровления больного, «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, а духовной – напротив, возрастать. Безусловно, вышеописанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.
Священнику в деле духовного окормления психически больных прихожан следует помнить, что у верующего человека болезнь тесно переплетается с его религиозностью. Хотя душа и недугует, но она и верует, и стремится к Создателю. Психические нарушения в этих случаях имеют ряд особенностей. Так, например, во время депрессии у больных часто отмечаются следующие признаки: упорные мысли о богооставленности, отчаяние во спасении, глубокое уныние. Если такое настроение держится более полумесяца и не проходит после молитвы и св. Таинств, то это дает основание предполагать наличие психической болезни, и в этих ситуациях помощь психиатра очень уместна. Приведу еще пример. В психиатрии есть диагноз, который именуется «религиозная паранойя». Выставляется он на основании данных, свидетельствующих о специфических расстройствах мышления. Проявления религиозной паранойи разнообразны. В одних случаях это, к примеру, выглядит как отказ от социальных обязанностей. В других – пренебрежение гигиеной, принятие без благословения непомерных подвигов поста, молитвы и др. Эти состояния отличаются от прелести или духовного заблуждения и неопытности и по ряду других проявлений, ставящих их в одну группу с иными душевными недугами.
Священнику важно разбираться, где грех, а где болезнь. От этого будут зависеть многие особенности душепопечения.
К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. И только.
Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психическое состояние болящих пасомых. Порой приходится видеть, как некоторые из них мучаются, страдают от болезни, но за версту обходят кабинет психиатра, даже православного.
Понимаю, что отношение к психиатрии особенное. Вспоминаются недавние времена, когда правители государства пытались использовать психиатрию как политический инструмент для подавления инакомыслия. Это было, тут уж ничего не скажешь. Скажу лишь следующее. Два факта, на мой взгляд, бесспорны.
Первый – наличие душевных (психических) заболеваний.
Второй – большинство моих коллег пытаются достойно выполнять свои профессиональные обязанности.
Кстати сказать, что закон о психиатрии в настоящее время гарантирует религиозные свободы психически больных. Да и сами психиатры меняются. Сегодня среди них становится все больше верующих людей.
Как-то на прием пришла психически больная женщина, которая долгое время не могла принять решение – обращаться ей к психиатру или нет. Это обстоятельство и побудило ее написать письмо старцу-архимандриту Кириллу (Павлову).
Батюшка, со слов женщины, ответил ей так: «Обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание».
Мне известно, что и другие опытные духовники благословляли лечение у психиатра.
В завершение этой главы, в качестве иллюстрации к сказанному о пастырской психиатрии, приведу пример из книги Д. Е. Мелехова «Психиатрия и проблема духовной жизни». Автор в одной из глав описывает болезнь Достоевского и опыт его духовного пути. «Очень поучительным для священника примером врожденной наследственной эпилепсии является болезнь Ф. М. Достоевского: гениальный писатель страдал с 15 лет эпилепсией. Это была относительно благоприятная по течению форма смешанной эпилепсии с редкими припадками и эквивалентами, благодаря чему он до конца жизни сохранил творческие способности, хотя и страдал значительными дефектами памяти. Заболевание дало обострение в студенческие годы, а затем в период суда, смертельного приговора, лет каторги и солдатской службы.
Грубой ошибкой являются наивные попытки объяснить болезнью, выводить из болезни мировоззрение и творчество писателей или общественных деятелей. Ф. М. Достоевский был гениальным писателем «не благодаря, а вопреки» болезни. Будучи писателем автобиографическим, он в своем творчестве показал, в частности, и все многообразие и противоречивость проявлений и переживаний неуравновешенных типов человеческой личности.
В то же время, как верующий человек, вера которого прошла «сквозь все горнила сомнений», он в ряде своих героев отразил и свои попытки осмыслить свою болезнь и опыт борьбы с болезнью… Князь Мышкин и Рогожин в «Идиоте»; ясность, смирение и вера старца Зосимы и бунт Ивана Карамазова; ясность и чистота Алеши Карамазова и глубокое моральное уродство («инфернальность») Федора Карамазова и Смердякова; безудержная власть влечений и аффектов у Димитрия, сменяющаяся глубоким покаянием, жаждой избавления путем страданий и т. д… Он сознавал себя пленником своей судьбы и болезни и вел с ней борьбу. Двойственность, двойничество – судьба не только его героев, многие из которых гибнут в борьбе со своими двойниками. Двойничество он сознавал и в себе и к концу жизни подводил итоги своего опыта борьбы с ним…
Но Достоевский до конца своих дней сохранил творческие силы, критическое отношение к болезни, к своему характеру и живое сочувствие к людям. Двойничество было трагедией больного гения и его героев. Но он сохранил, как писал о нем Страхов, «глубокий душевный центр, определяющий все содержание ума и творчества», из которого исходила энергия, оживляющая и преобразующая всю деятельность…
На этом примере можно кратко суммировать отношение самого верующего больного к проявлениям болезни и наметить основные линии поведения священника-душепопечителя с больными эпилепсией. Можно выделить две основные обязанности священника в отношении больных: 1) побудить больного к врачебному обследованию и, в случае необходимости, к систематическому лечению и 2) помочь больному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении своих аномалий характера и поведения. Врач-психиатр может лечить больного в периоды острых психозов, помочь сделать приступы болезни и припадки более редкими и, по возможности, предупредить их рецидивы. Роль духовника особенно важна для этих больных в периоды между припадками, когда они осознают мучительные противоречия полярных состояний подъема и упадка, озарения и дикого гнева, просветления и помрачения сознания, полярных состояний благостного доброжелательства к миру и людям, и мрачного озлобления, раздражения, подозрительности и морализующих поучений…
Поведение священника определяется общей задачей пастырства помочь человеку найти глубину покаяния, восстановить правильное духовное ощущение жизни в душе человека, правильное отношение к своему греху и к своему бессмертному человеческому достоинству, которое подвергается таким драматическим испытаниям у больных, когда двойничество выражено максимально».
Профессор Д. Е. Мелехов указывает в своих работах (в помощь священнику), что поводом для обращения к медицинской компетенции могут явиться следующие психопатологические состояния:
1. Припадки истерические, эпилептические и смешанные.
2. Нарастающее падение работоспособности, утомляемость, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей.
3. Резкое и прогрессирующее изменение основных черт характера, немотивированное и независимое от внешних условий развитие возбудимости, холодности, злобности, жестокости, тревожности, эмоциональной неустойчивости.
4. Повторяющиеся обманы зрения, слуха, обоняния, тактильные обманы, патологические ощущения в коже, ощущения воздействия электротоком и т. д.
5. Глубокие и стойкие или часто рецидивирующие состояния депрессии, тоски с безнадежностью, унынием, в особенности с мыслями о самоубийстве, или состояния беспричинной веселости с беспорядочно повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей.
6. Неуправляемые насильственные, навязчивые мысли, наплывы беспорядочных мыслей, непроизвольные остановки и обрывы в ходе логического процесса, ощущения искусственных, «сделанных», внушенных мыслей, возникающих под воздействием электротока, гипноза, радиоволн или бесоодержимости.
7. Яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, голоса, не вытекающие из прежнего опыта и чуждые общей структуре личности.
8. Непреодолимая власть грубых биологических влечений, «хульных» мыслей, чуждых для основного ядра личности, упорное чувство богооставленности с унынием, отчаянием и с мыслями о самоубийстве.
9. Крайняя гордость, уверенность в правильности своих ошибочных суждений, вопреки очевидной реальности и объективному мнению окружающих (бредовые идеи ревности, изобретательства, реформаторства в гражданской и церковной жизни). Или, наоборот, комплекс приниженности, самоуничижения, как проявление тайной гордости и эгоцентризма.
Следующая глава >>
Психиатрия для нормальных людей
Психиатрия для нормальных людей Пороки входят в состав добродетели, как и ядовитые снадобья в состав целебных средств.Козьма Прутков Триста человек заняли свои места. Сегодня будут не лекции, читаемые одними специалистами для других, а практические занятия по тестам и
2. Юрокская детская психиатрия
2. Юрокская детская психиатрия Фанни, один из старейших информантов Альфреда Крёбера, называла себя «доктором». Впрочем, так ее называли и другие. Что касается лечения ею соматических расстройств и применения юрокской физиотерапии, то здесь я не мог вести с ней
5. «Психиатрия»
5. «Психиатрия» Тезис. Психиатрию как процедуру следует отличать от игры «Психиатрия». При клиническом лечении психических заболеваний используются разные методы, в том числе шоковая терапия, гипноз, лекарства, психоанализ, ор-топсихиатрия и групповая терапия.
1. Что такое общинная психиатрия?
1. Что такое общинная психиатрия? Общинный психиатр работает и помогает людям иначе, чем это делают психиатры со стационарным приемом больных. Психиатр, занимающийся индивидуальной терапией, затрачивает много времени на небольшое число пациентов. Между тем психиатр,
Г. Общинная психиатрия.
Г. Общинная психиатрия. Обзор состояния общинной психиатрии в Соединенных Штатах содержится в следующих публикациях:Action for Mental Health: Final Report, Joint Commission on Mental Illness and Health. New York: Basic Books, 1961.Community Mental Health Center Act (Public Law 88-164), 1963.Handbook of Community Psychiatry and Community Mental Health / ed. by Leopold Bellak. New York: Grune
ПСИХИАТРИЯ И ПОИСК СМЫСЛА
ПСИХИАТРИЯ И ПОИСК СМЫСЛА Психиатр сегодня все чаще и чаще сталкивается с новым типом пациентов, с новым классом неврозов, новым видом страданий, наиболее примечательной характеристикой которых является то, что они не связаны с заболеванием в собственном смысле этого
Бог и психиатрия
Бог и психиатрия Истории этих двух лидеров должны преподать нам большой урок. Подготовленные и опытные люди не всегда знают, как говорить о себе. Они изолируются в собственном мире, чрезмерно страдая. Они не прошли эмоциональное обучение, которое Иисус Христос преподал в
1.3.1. Психиатрия войн
1.3.1. Психиатрия войн Первые исторические свидетельства о психических нарушениях у солдат можно встретить уже у Геродота. Описывая Марафонскую битву 490 г. до н. э., он упоминает афинского воина, потерявшего зрение после увиденной им сцены гибели стоявшего позади солдата,
1.3.2. Экстремальная психиатрия и психиатрия катастроф
1.3.2. Экстремальная психиатрия и психиатрия катастроф Современные представления о психиатрии катастроф и экстремальной психиатрии, а также обусловленных ЧС психических расстройствах сложились примерно к концу XX в., однако информация о патогенном воздействии различных
Психиатрия: страницы истории
Психиатрия: страницы истории Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С момента крещения Руси врачевание находилось под
Пастырская помощь
Пастырская помощь Картину болезни, которая наступает после оккультных действий и не проходит несмотря на все усилия медиков или психотерапевтов, следует серьезно изучать. Необходимо применение тщательного анамнеза (медицинский опрос близких) и постоянное наблюдение –
СЕСТРИНСКАЯ КАРТА СТАЦИОНАРНОГО ПАЦИЕНТА
Дата и время начала курации:22.06.2015г.
Дата и время выписки – в стационаре
Палата №29 Переведена в отделение 20.06.15г.
Вид транспортировки: в кресле.
Побочные действия лекарственных препаратов: запоры
Группа крови АВ(IV) Резус-фактор (+)
-
Ф. И. О Белозерова Елена Игоревна
-
Дата рождения 22.06.1954г. Пол женский
-
Возраст 61год
-
Постоянное место жительства г. Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Кирова, 104-3
-
Адрес и телефон родственников 8 950 788 44 76
-
Место работы (учебы) пенсинер
-
Род и группа инвалидности, УВОВ, ИВОВ, др.: II гр
-
Врачебный диагноз сахарный диабет со множественными осложнениями.
1 ЭТАП: ОБСЛЕДОВАНИЕ.
-
Мнение пациента о своем состоянии: слабость, забывчивость, не может подобрать слова во время разговора.
-
Ожидаемый результат: облегчение, восстановление памяти.
-
Источник информации: пациент, семья, медицинская документация, медперсонал, др. Возможность пациента общаться: да, нет.
-
Речь: нормальная, затруднена, отсутствует.
-
Слух: нормальный, снижен, отсутствует.
ЖАЛОБЫ ПАЦИЕНТА В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ Плохой сон, слабость, забывчивость, не может подобрать слова во время разговора, частое головокружение, одышка, отеки.
АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ
-
Когда началась: весна, 2001г.
-
Как началась: потеряла сознание, поступила в стационар по скорой.
-
Как протекала: тяжелое течение
-
Проводимые исследования: ЭКГ, рентгенография, томография головного мозга, иммунологическое исследование, биохимическое исследование крови.
-
Лечение и его эффективность — соблюдение диеты (9 стол);
-подколка инсулина (обучение родственников);
— контроль сахара крови.
Эффективность: сахар крови 7-8 стабильно
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
-
Условия, в которых рос и развивался: полная семья, средний достаток, высшее образование.
-
Перенесенные заболевания, травмы, операции, переливания крови: пневмония, острый аппендицит.
-
Условия труда, профессиональная вредность, экология: нормальные, профессиональная вредность отсутствует.
-
Сексуальность (возраст, проблемы, контрацепция) нет
-
Гинекологический анамнез:
Начало менструаций 13 лет менструальный цикл 21 день
Болезненность: интенсивная, умеренная, слабая. Длительность: 3-5 дней
Выделения: обильные, умеренные, скудные. Дата последней менструации климакс
Беременность 5 Аборт нет Выкидыш 3
Нормальные роды 2 Менопауза (возраст) 46 лет
-
Аллергологический анамнез:
Непереносимость лекарств димедрол
Непереносимость пищевых продуктов нет
Непереносимость бытовой химии содержащие хлор
Непереносимость других компонентов нет
7. Особенности питания: режим инсулинозависимый пищевые предпочтения острая, соленая пища.
8. Вредные привычки: курение — нет
отношение к алкоголю: не употребляет.
-
Духовный статус (культура, вероисповедание, развлечения, отдых, моральные ценности) христианка веры евангельской
-
социальный статус (роль в семье, на работе, финансовое положение) пенсионер
11. Наследственность (диабет, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, ожирение, туберкулез, онкозаболевания и др.)
ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ:
-
Состояние тяжелое
-
Сознание замутненное
-
Положение в постели вынужденное сидя
-
Рост 172см. Вес 100кг. Температура тела 38, 3
-
Состояние кожи и слизистых оболочек:
Цвет цианоз Влажность сухая Тургор слабый
Отеки да Дефекты множественные синяки
-
Состояние лимфоузлов увеличены на шее
-
Состояние костно-мышечной системы:
Деформация суставов нет Деформация скелета нет
Атрофия мышц нет Тип телосложения эндоморфное
-
Дыхательная система:
Характер дыхания вялый ЧДД 22 в 1 минуту. Одышка да Кашель да
Характер мокроты -, запах — Аускультация звук глухой, сухие влажные хрипы в нижних отделах.
-
Сердечно-сосудистая система:
Пульс 83 в 1 минуту, ЧСС 83 в 1 минуту, дефицит пульса нет АД на левой руке 160\90 АД на правой руке 150\80 Аускультация: сердце расширено влево.
Желудочно-кишечный тракт:
Язык чистый слизистые полости рта — норма
-
Мочевыделительная система:
Мочеиспускание – безболезненное. Цвет мочи светло-желтый.
Прозрачность – прозрачная. Осадок – незначительный.
-
Эндокринная система:
Тип оволосения – женский. Тип распределения подкожного жирового слоя – женский.
Признаки акромегалии: нет. Гинекомастия: нет.
-
Нервная система:
Парезы, параличи – нет. Глазные рефлексы – норма. Сухожильные рефлексы — норма
Менингеальные знаки
Чувствительность
Сон, требуются ли снотворные – прерывистый, снотворные не требуются.
-
Половая (репродуктивная) система:
Молочные железы – норма, выделения из сосков – нет. Половые органы – климакс.
Алексей Титков 1354 4 года назад Социолог
Различие «души» и «духа» (греческие psyche и pneuma, латинские anima и spiritus) приходит из поздней античности, в основном из раннего христианства и неоплатонизма. Главная разница в том, что душа входит «в комплект» человеческой природы в течение всей жизни (человек получает душу, когда рождается, и умирает, когда душа отделяется от тела), а дух, духи представляют собой что-то изначально внешнее.
Душа человека, как и его тело, все время одна и та же, при этом душа, как и тело, меняется, развивается, болеет и выздоравливает. Духи, наоборот, неизменные по своей природе, но человек может иметь дело с множеством разных духов, соединяться с одними и и сопротивляться другим. Человек получает или теряет определенный дух, направляется духом, различные духи могут входить в человека и уходить из него.
Соответственно, «душевная жизнь» в литературе примерно XIX века относится к тому, как мы чувствуем, страдаем, переживаем, а «духовная жизнь» — как мы усваиваем или отвергаем различные идеи и правила (религиозные или светские), перестраиваем свою жизнь в соответствии с ними.
В современной науке и современном здравом смысле такое различие по-прежнему значимо, только выражается другими словами. Если сказать, что одни модели восприятия, мышления, поведения определяются устройством и состоянием человеческого организма, а другие человек получает готовыми из внешнего мира, и одни связывать с «инстинктами» и «опытом», а другие с «культурой», «социальной средой» («плохой» или «хорошей»), мы получим примерно ту же самую мысль, но уже в более знакомом виде.
Представить, что культурные модели это тоже своего рода живые существа, которые, как духи в античности, хотят нас захватить, заставить действовать в своих интересах — на первый взгляд кажется чем-то эксцентричным, ненаучной фантастикой, но, скажем, понятие «мема» Ричарда Докинза и Сьюзан Блэкмор предполагает именно такую схему.
Для нас, воспитанников Нового времени, различие «психика — культура» кажется понятнее, чем «душа — дух». Можно представить, что когда-нибудь картина мира снова радикально поменяется и наши потомки точно так же будут спрашивать, что за странные сущности мы имели в виду.