Содержание
Апостол Павел
Апостол Павел (урожденный Савл). Родился в 5-10 годах в Тарсе (Киликия) — умер в 64-67 годах в Риме. Первоверховный апостол.
Происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.
Его отец был фарисеем, а он сам был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), что означает «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов». Павел, возможно, обыгрывал смысл своего имени.
Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным — родными сёстрами) апостола Павла.
О себе Павел говорил: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе». Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток. Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам.
Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я».
Личная жизнь апостола Павла:
Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом, тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак».
В то же время, согласно сообщению из книги Деяний апостолов, «получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос», из чего можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак.
Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами, подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке.
По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке.
Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно, что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.
Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь. Сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.
Впервые Савл упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи несовершеннолетним, он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды. Поскольку в следующем году Савл уже принимает участие в гонениях на христиан в Дамаске, можно предположить, что год смерти Стефана (33 год) совпал с годом совершеннолетия Савла, который у иудеев отмечается в 13 лет.
Таким образом, годом рождения Савла можно признать 20 год. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма. Проповедь распятого Мессии: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн». Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам Павел цитирует Второзаконие: «проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином.
В Деяниях фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.
Около 34 года на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился. Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Апостол Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии, под которой обычно понимается Набатея. После он возвращается в Дамаск, где сталкивается с преследованиями царя Ареты.
Около 37 года или 39 года он посещает Иерусалим. Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами. После Иерусалима он возвращается в родной Тарсус, откуда его забирает Варнава и приводит в Антиохию. В антиохийской церкви соратниками Павла были Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил.
1-е апостольское путешествие:
Из Антиохии около 46 года Павел совершает своё 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр, дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6). После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам.
Из Памфилии он пришёл в Иконию. Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса. Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию.
Апостольский собор 51 года:
Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме. Павел отстаивал позицию, что христианам-неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Пётр и Иаков приняли сторону Павла и тот, убеждённый в своей правоте, возвратился в Антиохию. Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения.
2-е апостольское путешествие:
Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея, которого берёт с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию. Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы. Здесь Павла и Силу задерживают, но как римского гражданина отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках.
Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом. В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона, то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию.
3-е апостольское путешествие:
3-е апостольское путешествие было предпринято в Эфес, где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу.
Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир. В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий — Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима.
Суд над Павлом:
В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он язычников вводит в Храм Соломона. Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который «оставил Павла в узах».
Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царём Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору. Здесь Павел в качестве пленника отправляется в своё последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит. Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил ещё 2 года.
Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям.
4-е апостольское путешествие:
Согласно преданию, в Риме апостол был освобождён и совершил четвёртое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.).
В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришёл в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из неё был схвачен в Риме и помещён в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею.
Сподвижники Павла:
Роль апостола Павла как апостола язычников была велика, но его миссия была бы невозможной без многочисленных сподвижников, которые упоминаются на страницах Нового Завета:
Аполлос
Артема
Ахаик
Гаий Коринфянин
Димас
Зина Законник
Ераст
Иасон
Иродион
Карп
Крискент
Лин
Евангелист Лука, лекарь
Евангелист Марк
Онисифор
Прискилла и Акила
Пуд
Силуан
Сосипатр
Тертий
Тимофей Эфесский (адресат двух посланий ап. Павла)
Тихик
Трофим
Фортунат.
Древнее христианское предание, разделяемое, в частности, Православной и Католической Церквями, присваивает апостолу Павлу авторство четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.
В научном сообществе (библейской критике) существует деление тринадцати посланий апостола Павла на две группы. Первую группу составляют так называемые протопаулинистские (прото-павловы) послания, то есть послания несомненно написанные апостолом Павлом (собственноручно или под диктовку). К ним относятся семь посланий: Послание к Римлянам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам, Послание к Филимону.
Вторую группу составляют так называемые девтеропаулинистские (девтеро-павловы) послания, то есть послания, относительно написания которых апостолом Павлом нет единой точки зрения. К ним относятся шесть посланий: Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам, Второе послание к Фессалоникийцам, Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу. Ученые, отрицающие написание этих посланий апостолом Павлом, считают, что они были написаны от лица Павла после его смерти до начала II века, возможно, его учениками.
В качестве критериев подлинности посланий рассматриваются их вероятная дата написания, форма, стиль, лексика и богословские взгляды, изложенные в посланиях. Для объяснения некоторого различия в стиле посланий используется предположение, что на стиль девтеро-павловых посланий оказали влияния писцы-секретари апостола Павла. Так один из писцов по имени Тертий указан в послании к Римлянам.
В настоящее время всё большее число современных ученых, имеющих разные богословские позиции, на основании полного стилеметрического анализа посланий (пропорциональное соотношение длины предложений, вариации в длине предложений, расположение ключевых слов в посланиях и др.), приводят доводы в пользу принадлежности апостолу Павлу всех 14 посланий, за исключением послания апостола Павла к Евреям.
Послания в Новом Завете расположены не в хронологической порядке их написания, а в порядке уменьшения их длины (исключением является послание к Евреям). Послания написаны на языке койне (греч. Κοινὴ Ἑλληνική «общий греческий», или ἡ κοινὴ διάλεκτος, «общий диалект») — распространённая форма греческого языка, возникшая в постклассическую античную эпоху. Самым ранним посланием считается первое послание к Фессалоникийцам (около 52 года), самым поздним — второе послание к Тимофею (около 67 года):
1. Послание к Римлянам (Epistula ad Romanos);
2. Первое послание к Коринфянам Epistula I ad Corinthios);
3. Второе послание к Коринфянам Epistula II ad Corinthios);
4. Послание к Галатам Epistula ad Galatas);
5. Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios);
6. Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses);
7. Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses);
8. Первое послание к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses);
9. Второе послание к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses);
10. Первое послание к Тимофею Epistula I ad Timotheum);
11. Второе послание к Тимофею Epistula II ad Timotheum);
12. Послание к Титу Epistula ad Titum);
13. Послание к Филимону Epistula ad Philemonem);
14. Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos).
Смерть апостола Павла:
По преданию, апостол Павел перенёс много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или 68 году, то есть после четвёртого апостольского путешествия.
На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Католики отмечают память Петра и Павла 29 июня. Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (по новому стилю). В православии и католичестве Пётр и Павел — два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении». Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв. Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла.
Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. На церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла, понтифик заявил: «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений».
Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
Апостол Павел
Предыдущая тема | | Следующая тема
Если всю Церковную историю представить как историю распространения Евангелия — «благовестия Христова», то книга Деяний святых апостолов показывает нам миссионерский подвиг того апостола, который более других потрудился «во благовестии Христове». Об этом великий Павел, бывший гонитель Церкви, а после призвания — апостол Иисуса Христа, сам свидетельствовал в Первом послании к коринфским христианам: «Я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 9–10).
Призвание
Обращение Савла (Савл — прежнее имя апостола Павла) ко Христу совершилось после чудесного явления ему Христа на пути в Дамаск.
После описания убиения святого апостола и перводиакона Стефана дееписатель Лука первый раз говорит о Савле. Савл одобрял убиение Стефана (Деян. 8, 1). А когда началось великое гонение на Церковь в Иерусалиме, и последователи Христа рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии, то «Савл терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3).
Более того, гонитель Савл пришел к первосвященнику и выпросил у него письма к начальникам синагог в Дамаске, чтобы оттуда приводить последовавших учению Иисуса Христа в Иерусалим. И вот, когда он, дыша угрозами, спешил в Дамаск, ему явился Сам Господь Иисус Христос.
В книге Деяний святых апостолов обращение Савла ко Христу описано дважды: сначала в пересказе святого апостола Луки (Деян. 9, 1–19), а затем словами самого великого апостола Павла в его защитительной речи перед царем Агриппой (Деян. 26, 2–19). Второе описание является более выразительным.
Среди дня на дороге в Дамаск Савл увидел с неба свет, «превосходящий солнечное сияние» (Деян. 26, 13). Когда Савл и спутники его упали от страха на землю, то голос с неба сказал будущему апостолу: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26, 14).
Савл спросил: «Кто Ты, Господи?»
Божественный голос ответил Савлу: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26, 15–16).
Шедшие с Савлом и слышавшие небесный голос стояли в оцепенении. А когда Савл встал с земли, то стоял с открытыми глазами и никого не видел. «И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9, 8–9).
В Дамаске же был ученик Христов, именем Анания. Ему Господь в видении повелел идти к ослепшему Савлу и призвать его ко крещению. Здесь святой Лука приводит удивительное свидетельство о будущем апостольском служении Павла. Господь сказал Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9, 15). Анания пошел в дом, где находился бывший гонитель учеников Христовых, возложил на него руки и сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деян. 9, 17–19).
Пробыв несколько дней с учениками в Дамаске, Савл «тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9, 20).
Так совершилось обращение и призвание на апостольское служение того благовестника, который больше всех апостолов потрудился в проповеди Христа язычникам.
Об апостольском служении святого Павла
Книга Деяний святых апостолов охватывает первые три десятилетия Церковной истории. И большая часть этой книги посвящена благовестническим трудам святого апостола Павла. Если к этому важнейшему церковно-историческому источнику прибавить еще четырнадцать Посланий апостола Павла, то получится, что о его апостольском служении Церковь Христова сохранила наиболее подробные сведения из всей апостольской эпохи.
Святой апостол Павел проповедовал Христа иудеям и язычникам. Первым он свидетельствовал, что на Иисусе из Назарета исполнились все ветхозаветные мессианские пророчества и Он есть ожидаемый Мессия. Вторым он проповедовал веру во Единого Истинного Бога и Его Единородного Сына — Господа Иисуса Христа, пострадавшего за людей и воскресшего в третий день, и имеющего прийти снова на землю, чтобы судить живых и мертвых. Всех он призывал к покаянию и крещению по вере во Христа Спасителя мира.
Проповедь апостола Павла имела великую силу, потому что сопровождалась многими знамениями и чудесами. Он был проповедником благодати — силы Божией, которая дается для спасения каждому уверовавшему во Христа. Его послания были отеческими увещаниями юным христианским Поместным Церквам, только утверждавшимся в вере Церкви. Его жизнь была постоянным страданием за Христа — «сораспятием Христу».
Вот одно из свидетельств самого апостола о его крестном миссионерском служении. Когда его упрекнули, что он не настоящий апостол, то он написал коринфским христианам: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23–27).
И в дополнение ко всем этим испытаниям — ежедневное стечение множества людей и забота о всех основанных им Поместных Церквах.
Апостол Павел имел «премногую благодать» от Бога. Но за эту премногую благодать он имел и великие испытания (2 Кор. 12, 7–8). Трижды апостол молил Господа о том, чтобы лютые искушения отступили от него. Но Господь сказал ему: «Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
Крестный путь величайшего миссионера Церкви Христовой запечатлелся исповедническим и мученическим подвигом. По преданию в гонение на христиан при Нероне он был обезглавлен и вместе с апостолом Петром удостоен Церковью именования «первоверховный апостол».
Миссионерские путешествия апостола Павла
Проповедуя Евангелие Христово, святой апостол Павел основал Поместные Церкви в главных городах Малой Азии, Македонии, Греции и Риме. Из этих древнейших церковных центров проповедь Евангелия распространялась по всем областям грекоримской империи.
Во многих изданиях Библии имеются приложения, и среди этих приложений помещается карта миссионерских путешествий святого апостола Павла. Имея под руками такую карту и читая книгу Деяний святых апостолов, можно увидеть, как велико было миссионерское поприще «апостола языков». По книге Деяний можно проследить три законченных миссионерских путешествия и четвертое путешествие — в Рим, где узник Павел, смерти которого так сильно желали враги его проповеди, еще целых два года в ожидании суда кесаря благовествовал Царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе «со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28, 31).
Каждое из этих путешествий является ярким свидетельством церковной жизни апостольской эпохи. Между первым и вторым миссионерскими путешествиями в Иерусалиме был Апостольский Собор. Он довольно подробно описан в книге Деяний святых апостолов (Деян. гл. 15).
Когда некоторые из фарисеев, уверовавших во Христа, стали говорить, «что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян. 15, 5), то апостолы собрались вместе для рассмотрения этого вопроса. Апостол Павел и его первый спутник Варнава рассказали участникам Собора о тех знамениях и чудесах, которые «сотворил Бог через них среди язычников» (Деян. 15, 12), которых они не склоняли к исполнению ветхозаветного обрядового закона.
Тогда по предложению апостола Иакова Апостольский Собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19–20).
Дверь церковная была широко открыта для всех уверовавших во Христа и стремящихся ко крещению. В Церковь вливались все, независимо от того, исполнял прежде или не исполнял уверовавший обрядовые, по существу прообразовательные, предписания закона Моисеева. Во второе миссионерское путешествие апостол Павел отправился с новыми спутниками — Силой и Тимофеем. Проходя по городам, «они предавали верным соблюдать определения (в греческом тексте — δόγματα), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16, 4–5).
Во время второго миссионерского путешествия святой апостол Павел прибыл в Афины, где в Ареопаге сказал знаменитую речь язычникам о неведомом им Едином Истинном Боге, о происхождении рода человеческого, о великой цели человечества и о Воскресении Христовом (Деян. 17, 16–34).
В третьем миссионерском путешествии проповедь апостола Павла встречает всё большие препятствия со стороны враждовавших против него иудеев и язычников. Умилительным было прощание апостола Павла с ефесскими пресвитерами в Милите (Деян. 20, 17–36). Миссионерским заветом всем церковным пастырям стали слова великого апостола, сказанные им в Милите: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).
Из Послания к Римлянам (Рим. 15, 24, 28) видно, что апостол Павел намеревался отправиться в Испанию для проповеди Евангелия. И сохранилось предание, что после освобождения из первого римского заключения он посетил Испанию, а пострадал после вторичного заключения в Риме.
За время своего миссионерского служения святой апостол Павел приготовил себе преемников. Одному из них — ученику своему Тимофею — апостол Павел писал: «Ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 5–8).
Всем христианам святой апостол Павел оставил завет: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1).
В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца имеется примечательное свидетельство о том, что проповедь апостола Павла, проходившего Иллирик, коснулась и предков славян. Следовательно, по Нестору Летописцу, он является первоапостолом славянских народов.
Вместе с другими учениками Христовыми святой апостол Павел утвердил вселенское значение христианства. В век апостольский Церковь Божия расширялась и укреплялась перед лицом грядущих великих гонений на христиан.
Задание
Напишите реферат на тему: «Проповедь святого апостола Павла язычникам по его Посланиям и книге Деяний святых апостолов».
Предыдущая тема |
Краткое житие святого апостола Павла.
празднование святым апостолам Петру и Павлу совершается 29 июня/12 июля
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего, апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (134; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1—2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13—18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.
В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10—12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42—44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9—12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,— пишет он,— пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24—27).
Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11 —18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37—38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).
По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим — она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI — XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.
Биография
Апостол Павел не общался с Иисусом Христом при его земной жизни, не входил ни в ближайший круг учеников Спасителя, ни в число семидесяти проповедников. В биографии святого встречаются темные пятна и непонятные события. Павел – изначально ярый противник любого учения, гонитель последователей веры, однако написанные им тексты легли в основу фундамента новозаветной богословской мысли, а сам апостол превратился в одного из самых почитаемых христианских святых.
Детство и юность
Далеко не у каждого святого известна дата рождения. Павел в этом плане является исключением, вопрос только в точности. Исследователи не пришли к единому мнению: возможно, апостол родился между 6 и 10 годом первого века, либо в 5-м году. Называется и совсем точная дата – 25 мая 7 года.
Апостол Павел
Родители Павла – фарисеи из Тарса, главного города области Киликия. С рождения святой принадлежал к элите общества, поскольку не только родился в состоятельной семье, но и обладал статусом гражданина Рима. Такой чести удостаивался далеко не каждый житель древней могущественной империи. У римского гражданина были некоторые привилегии: он не подлежал телесному наказанию и позорной смертной казни, без решения суда на него нельзя надевать оковы, а если гражданин не согласен с решением местного судьи, имел право обратиться в суд кесарев.
Поначалу мальчика назвали Савлом, в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вел родословную его отец. Предполагается, что семье принадлежало предприятие по производству тканей или кожевенных изделий, а Савла обучили ремеслу изготовления палаток, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь.
Савл
Первоначальное образование Савл получил дома. Отец привил сыну почитание Торы и фарисейской философии. Будущий апостол расширил кругозор в школе основателя талмудического иудаизма Гамалиила, преуспел в иудействе более остальных ровесников, не остался в стороне от начинавшегося христианского движения. Но, как и все фарисеи, предполагал, что ожидавшийся Мессия возвысит еврейское царство, и счел неправильным, когда Спасителем оказался никому не известный учитель из Назарета, да к тому же распятый на кресте.
Савл, обладая живым умом и блестящим образованием, спорил с христианами, однако наталкивался на стойкое убеждение в вопросах веры, из-за чего ожесточился и считал истребление христиан богоугодным.
«Каменование Святого Стефана», Рембрандт
По словам исследователей жизнеописания апостола, Павел входил в синедрион – высшее религиозное учреждение, выполнявшее функции суда. Согласно Новому Завету, аналогичное заведение вынесло смертный приговор Иисусу Христу. Считается, что как раз заседая в синедрионе, Павел впервые столкнулся с ревнителями христианской веры, начал преследовать сторонников Христа.
В «Деяниях Апостолов» говорится, что Савл обладал правом сажать в тюрьму, выносить смертные приговоры: «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса». Впервые имя Савла — будущего апостола — упомянуто в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана, первого христианского мученика. Из тех же «Деяний» известно, что к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».
Христианское служение
Поворотным моментом в жизни Савла стали дамасские события, произошедшие после казни Стефана. Члена синедриона наделили правом преследовать христиан в Дамаске. По пути в город Савлу было божественное явление – огненный столб и голос, призвавший к апостольскому служению. Спутники будущего апостола слышали голос, но не видели света. Савла, пораженного слепотой, доставили в Дамаск, где он три дня провел в молитвах, каялся и просил прощения. На третий день местный христианин Ананий крестил Савла, и в момент таинства тот прозрел.
Обращение Савла по дороге в Дамаск
Не отрицается и тот факт, что Господь неспроста осенил Савла Святым Духом, а сделал это в назидание сомневающимся: если уж такой страшный человек кардинально изменился, познав волю Божью, то что говорить об остальных.
По мнению части богословов, события под Дамаском – наглядное свидетельство того, что Павел приобщился к учению Христа отнюдь не через его учеников, поскольку для ярого гонителя последователей Иисуса такое в принципе невозможно. В ситуации с Павлом его обращение – действительно Божий промысел, высшее откровение. В Послании к Галатам утверждается, что
«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».
Обращение Павла в христианство вызвало ярость у иудеев. Бывший преследователь за веру скрывался в Иерусалиме, где познакомился с другими апостолами. Вместе с апостолом Варнавой отправился в первое путешествие, неся в народ учение Христа. Христиане поначалу не воспринимали обращения Павла, так как помнили о его прошлом. Считается, что как раз Варнава, а также апостол Петр помогли новообращенному стать своим среди тех, против кого он недавно так яростно выступал.
Иконы апостола Павла
Вера в Христа наложила отпечаток на всю последующую жизнь Павла. Он переродился в нового человека – примерного христианина, сверявшего свои поступки, где бы ни находился, с Иисусом Христом. Апостол 14 лет провел в миссионерских поездках, от центра Азии до Рима, и даже, по легенде, до берегов Атлантического океана в Испании и Британии. В 51 году святой Павел участвовал в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где выступил против необходимости для язычников, принявших христианство, соблюдать обряды закона Моисея.
За время путешествия Павлом и Варнавой основаны христианские общины в городах Икония и Антиохия Писидийская, Афины и Коринф, Солунь и Верия и прочих поселениях. В городе Листра апостолы исцелили хромого. Жители, увидев чудо, провозгласили Павла и Варнаву богами и вознамерились принести им жертвы, но апостолам удалось избежать соблазна сравняться с Господом.
Храм апостола Павла
Наоборот, святые убедили народ, что они такие же простые смертные. Тогда же Павел получил верного ученика Тимофея, в Троаде к ним присоединился евангелист Лука. Святой обошел с проповедями Балканский полуостров и Кипр, где обратил в веру проконсула Сергия.
Легенда повествует, что проконсул служил богине Венере, но, будучи умным человеком, заинтересовался учением, которое исповедовал его гость. Однако местный иудей Вариисус, приближенный Сергия и считавшийся волшебником, всячески препятствовал этому. Павел остановил волхва, явив чудо – Вариисус ослеп. Пораженный проконсул принял крещение. Лука с этого момента в записях о путешествиях называл апостола Павлом.
«Святой Апостол Павел», Андрей Рублёв
Предполагается, что новообращенный христианин предложил апостолу защиту, что подразумевало взятие имени патрона. Однако Иоанн Златоуст придерживался мнения, что Савл стал зваться Павлом после принятия им крещения от Святого Анания. Свидетельством тому служит традиция иудеев отмечать сменой имени знаковые события в жизни.
Как следует из Святого Писания, апостол Павел сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Иными словами, Петр, выходец из Галилеи, которому с трудом давались иностранные языки, проповедовал среди евреев. Перед Павлом же стояла задача нести Слово Божие в иные народы, проживавшие в районе Средиземноморья и за его пределами.
Апостол Павел пишет «Послание к коринфянам»
Во Втором Послании к коринфянам апостол Павел охарактеризовал свое служение как деяние против нападок иудеев. В отличие от других апостолов, прежний опыт Святого Павла позволял свободно ориентироваться в толковании Торы, а потому его проповеди звучали убедительнее и ярче, поскольку он заранее предвидел, какие возражения выдвинут фарисеи. С долей вероятности утверждается, что Павлу присуще высокое самомнение как о человеке, лучше прочих разбирающемся в вопросах христианства, знающем «как надо».
Проповедуя среди простых людей, апостол зачастую использовал сравнения, полагая, что так проще донести мысли. Так, в Коринфе проводились спортивные соревнования, победитель которых получал лавровый венок.
Апостол Павел проповедует ефесянам
В Послании к коринфянам Павел сравнил получение Божьей награды со спортивным ристалищем, на котором нетленный венок – венец вечной жизни. Но получит награду только тот, кто усмирит свои желания и гордыню, кто прилагает усилия и живет в самодисциплине, как победитель в спорте.
«Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».
Святой Павел учил, что в человеке совмещены три составляющие – тело, дух и душа. Тело любого человека – это храм, в котором живет частичка Святого Духа. Дух человеческий – его нематериальная часть, соприкасающаяся с Высшим началом, символическое отражение Духа Божьего. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.
Апостол Павел
Павел пользовался понятиями «сердце» и «совесть». Первое в понимании апостола представляется центром внутренней жизни человека, где хранятся душевные переживания. Совесть же выступает внутренним судьей и законом, нравственным мерилом человеческих поступков.
Обращаясь к слушателям проповедей, святой призывал единоверцев оставить старый багаж знаний и жить по новым законам: не ставить во главу угла личные заботы, искренне любить, не мстить преследователям веры, «отвращаться от зла».
Смерть
По легенде, во время очередной поездки Павла в Иерусалим иудейское сообщество вознамерилось убить апостола. От расправы святого спасла власть Рима, но Павел попал в заточение, в котором провел два года. Местный прокуратор бездействовал, и Павел подал прошение об освобождении Кесарю.
Апостолу Павлу отрубают голову
Согласно требованиям судебной системы римского гражданина препроводили в Вечный город, где он жил некоторое время в относительной свободе, но под наблюдением. За это время апостол посетил Мальту, Эфес, Македонию, написал Послания к Филиппийцам, палестинским Евреям, к Тимофею и Титу, которых рукоположил в епископы.
Затем Павел вернулся в Рим и проповедовал при дворе императора Нерона, за что и был вновь заточен в тюрьму. Через 9 месяцев заключения апостолу отрубили голову. Считается, что монастырь Abbazia delle Tre Fontane стоит на месте казни святого. А на месте захоронения ученики Святого Павла оставили знак, и двести лет спустя император Константин возвел на этом месте папский собор San Paolo fuori le Mura.
Христианской церковью установлен день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В православии праздник отмечается 12 июля, у католиков — 29 июня. В этот день не следует заниматься хозяйственными делами – с церковной службы надлежит вернуться в уже убранный дом. В молитвах святые Павел и Петр обычно упоминаются вместе, перед иконой Святого Павла принято просить о душевном и физическом исцелении, о даровании силы в богоугодном деле и обращении к Христу маловерующих.
Память
- 1080 – Капитульный храм Святых Петра и Павла (Прага)
- 1410 – Андрей Рублев, «Апостол Павел»
- 1587-1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
- 1619 – Диего Веласкес, «Святой Павел»
- 1629 – Рембрандт ван Рейн, «Апостол Павел в темнице»
- 1708 – Собор Святого Павла (StPaul’s Cathedral, Лондон)
- 1840 – Собор Святого Павла (Basilica di San Paolo fuori le Mura, Рим)
- 1845 – Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Москва)
- 1875 – Василий Суриков, «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе»
- 1887 – Церковь Святого Павла (Рига)