О таинственном событии, случившемся в Самаре, был снят не один фильм.
Легенда о том, как молодая советская девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках в далеком январе 1956 года до сих пор будоражит умы горожан. Оказывается, среди нас живет немало очевидцев, которые готовы пролить свет на это событие.
Просмотр фильма «Стояние Зои» в конференц-зале музее им. Алабина был организована для всех желающих. Посмотреть документальный фильм, снятый самарскими телевизионщиками еще в 2000 году, пришло несколько десятков человек. Встречу вел православный журналист Антон Жоголев, автор книги «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая» и протоиерей Николай Агафонов, известный православный писатель и сценарист. После просмотра фильма из зрительного зала встала старушка, представилась библиотекарем Свято — Вознесенского храма и рассказала, как три года тому назад ей встретился тот самый Николай – парень, из–за которого и произошло странное явление. По легенде в тот день Зоя пригласила в гости друзей и молодого человека по имени Николай. И после того, как ее избранник не пришел, в отчаянии сорвала икону Николая Чудотворца и… окаменела.
— Четыре года назад летом я проезжала на троллейбусе мимо губернского рынка, — вспомнила библиотекарь Свято — Вознесенского храма Людмила Горбачева. – Вдруг ко мне подошел пожилой мужчина и спросил, где дом, в котором полвека назад окаменела девушка.
Очевидцы вспомнили все подробности этого чуда
— Я и есть тот самый Николай, который не пришел на вечеринку, — признался незнакомец самарчанке и она ему подсказала, как отыскать дом Зои. – Специально приехал в Самару издалека, чтобы побывать в доме.
— Прибежали мы с подружками: дом оцеплен милицией, вокруг толпа, темно, мороз жуткий… — вспоминает Наталья Куклова. Когда это случилось, ей было 9 лет. – Мы три дня подряд туда бегали, но к дому пробраться было нельзя. Когда оцепление сняли, окна и входную дверь заколотили наглухо досками, не оставив ни малейшей щелочки.
— А я знаком со следователем Ленинской районной прокуратуры Татьяной Копысовой, которая была участковым по этому адресу в 1956-м году, — говорит седовласый мужчина. – Ее как следователя вызвали на место происшествия в первый же день. Но в комнате было пусто!
— А зачем тогда милиция дежурила круглые сутки? — возмутились сидящие в зале самарцы.
Один из ведущих встречи — протоиерей Николай Агафонов
— Чудо – это дело веры, а не просто знания, — вмешался в спор ведущий круглого стола протоиерей Николай Агафонов. — Кто не желает принять духовную реальность чуда, обязательно найдет возможность «откреститься» от очевидного, но не понятого им.
Кстати, тот самый дом по улице Чкалова, 86 до сих пор стоит в ожидании сноса. В центре избы еще можно рассмотреть квадрат из досок, который вырубали из пола, когда пытались вытащить окаменевшую девушку….
Говорят, Никита Хрущев объявил «стояние Зои» провокацией западных спецслужб в канун открытия ХХ съезда КПСС, на котором развенчали культ Сталина.Недавно по центральным каналам прошел фильм «Чудо». Сюжет — удивительный. О том, как юная богохульница, в наказание, застыла с иконой в руках на несколько месяцев. Врачи ничего не могли сделать, даже сдвинуть девушку с места. И только в канун Рождества священникам удалось вынуть из ее рук икону… Удивила приписка в конце фильма. Снят он по реальным событиям, произошедшим в Самаре (Куйбышеве) в 1956 году.
Неужели такое возможно?
– В современной православной истории такое чудо официально зарегистрировано, – пояснил нам Благочинный Туапсинского района отец Петр. – Церковь признала стояние Зои — так оно называется.
Мало того, несколько лет назад в Самаре в доме на Чкалова, 84, в квартире 5, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского был отслужен водосвятный молебен Святителю Николаю. А два года назад установили скульптуру Николая Чудотворца.
Пусть меня накажут!
Напомним вкратце об этом чуде. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой cвятителя – окаменевшая, холодная, как мрамор.
Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть «Зоино стояние». Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.
В праздник Рождества Христова пришел местный священник отец Серафим, отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день». В ночь на Светлое Христово Воскресение 23 апреля (6 мая по новому стилю)Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность.
– Как ты жила 128 дней? – спрашивали ее. – Кто тебя кормил?
– Голуби меня кормили, – отвечала Зоя.
Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере.
Чужими глазами
Из многочисленных «свидетельств», собранных и журналистами и священниками, практически нет от тех, кто бы лично видел это чудо. При детальном исследовании события вдруг выясняешь, что все говорят со слов друг друга. В основном свидетельства такие: «Один молодой парень на наш вопрос: «Ну что, все стоит?” — просто снял с себя фуражку, а под ней оказалось несколько поседевших от ужаса прядей! По его словам, когда он был в комнате, Зоя вдруг закричала откуда-то из чрева: «Молитесь! Грядет судный день!” Другой милиционер схватил топор и попытался разрубить половицы, к которым приросла девушка, но в лицо ему прямо из пола брызнула кровь! Заметим, сам рассказчик ничего не видел — он передает слова других. Показаний самих милиционеров нет. Или еще: «Спустя несколько десятилетий о чуде вспомнил еще один самарец. Оказалось, у него тетка работала на «Скорой», которая выезжала к девушке. Почему-то сорок лет он молчал, потом заговорил. » Тетка моей матери, Анна Павловна Калашникова, в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону Святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось».
Особое место в этой истории отведено отцу Серафиму, человеку серьезному, отсидевшему свое в лагерях, после отсидки он еще долго служил в церкви. В этот дом в то время его привозили спецслужбы. Так вот, сколько его потом ни спрашивали монахини и близкие — действительно, ли он забрал икону из рук девы — все его ответы были примерно таковы «Зачем вам знать об этом?» Сам он также никогда ни о чем не рассказывал.
А была ли Зоя?
Но адрес этот в Самаре есть. По крайне мере, был еще несколько лет назад. (Власти города все время пытаются снести это старое жилье и построить на этом месте высотку, но церковь просит передать им этот земельный участок, чтоб поставить часовню в память о чуде) К адресу здания номер 84 относится сразу несколько деревянных строений. Низенькая избушка с покосившейся крышей, дом, где, по преданиям, стояла Зоя, считается пятой квартирой. Там по-прежнему живут люди! В 56-м году калитку аж снесла с петель обезумевшая толпа. А в 2000-е хозяев вновь одолевали вездесущие журналисты.
– Да не было никакой «каменной Зои”! – в один голос твердят соседи. — Жила здесь некая Клавдия Болонкина, женщина пьющая, сама торговала пивом из бочки. И сынок ее Вадим был проблемным — воровал. В тот злополучный вечер в январе 56-го года он как раз собрал друзей, чтобы отметить свой выход из тюрьмы. Была среди них и странная девушка, которую все считали юродивой: в Бога шибко верила. Вот и пустилась кружить с иконой Николая Чудотворца — видать, от наплыва религиозных чувств. А окна тут низкие, без занавесок — все с улицы видно… И как раз проходила по двору одна монахиня — заглянула в комнату, увидела танец и оскорбилась. Идет дальше по улице и девушку поносит: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!” Народ услышал — побежал смотреть, что происходит. Как в фильме: «Все побежали — и я побежал…” А Клавдия Болонкина, не будь дурой, тут же наплела, что в доме одеревенела грешница с иконой, и стала пускать в комнату только за десятку с носа. Одни выходят: «Там ничего нет”. А другие не верят: «Врешь, просто говорить вслух боишься!..”
Рассказ последнего очевидца — реального — местные краеведы даже записали для достоверности и сфотографировали его.
Владимир Чигуров, сосед: «Слухи по городу стала распускать оборотистая старушка Клавдия Болонкина. Толпа лезла через ворота с криками: «Где тут каменная девка?!”. Когда стемнело, гости вооружились факелами и угрожали: «Сожжем-ка мы это дьявольское место!” Я испугался и взял дубинку. На следующий день выставили милицию, а меня пригласили на беседу с двумя кагэбэшниками. «Защищай свой дом — если что, стреляй прямо по толпе”. Я сказал: «У меня есть ружье”. Несколько дней столпотворение продолжалась — милиция еле сдерживала зевак. Некоторых пускали в дом, чтобы те рассеяли слухи, но очевидцы все равно не верили властям: «Грешница находится в потайном погребе!” Столько дураков в одном месте сразу я больше никогда не видел”.Другие говорили, что оцепление не снимали полгода.
Интересно, что имя Зоя не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно (вместе с фамилией Карнаухова) прозвучало в прессе аж через четыре года. Наши коллеги из Самары взяли телефонный справочник и прошлись по всем Карнауховым. И нашли, то что искали!
– Зоя Карнаухова? — отозвался 60-летний Александр Павлович Карнаухов. — Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. С тех пор и «прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город.
Верующие убеждены, что на Пасху Бог творит чудеса. Тогда, в середине прошлого века почти уничтоженная советами церковь очень нуждалась в таких чудесах — может, поэтому молчали, не отрицали чуда — чтобы укрепилась вера людей? И безбожники хотя бы задумались и о Боге, и грехе, и о возмездии? А с другой стороны… Сейчас как раз начался Рождественский пост, а ведь вся эта история во время него и родилась…
Мнение врачей
Ирина Васильченко,
г. Краснодар:
«Сама я – врач-рентгенолог, но из курса психиатрии еще в институте помню картину болезни под названием истерия, которая очень напоминает картину, описанную в статье. Возможно, когда девушка стала танцевать с иконой, в этот момент в небе сверкнула молния и ударил гром. Ведь такое явление природы случается и в самый пик зимы. А так как Зое сказали о наказании Божием, то у девушки случился приступ истерии в виде выраженных тонических судорог. При тонических судорогах мышцы становятся плотными, как бы окаменевают. Поэтому и укол ей не смогли сделать.
Владимир Поддубный,
в то время, главврач психиатрической больницы, Москва:
Приступ тонических судорог продолжается не более минуты. Другое дело, когда человек впадает в истериоформное состояние, вызванное, как правило, предварительным нервным потрясением. Тогда человек может действительно обездвижeть с напряженными мышцами и надолго застыть в любой позе. Может застыть и стоя.
Примеры употребления слова стояние в литературе.
Она же глазиком блеснула И губки язычком лизнула Крысиным личком, как Лилит Прильнула к мне и говорит: Что, блядь, сука Пидер гнойный Говно недокушенное Вынь хуй изо рта А то картавишь что-то Тут необходимо авторское пояснение, что весь мат, объявляющийся на пределах текста не житейско-повседневного, представляет собой как-бы язык сакральный, ныне исчезнувший, изношенный в своей сакральности и обнаруживающийся как всплески неких чувств, неуправляемых обычным житейским жизнепроявлением, неразрешимых простым словоопределением, но и не складывающимся, по причине давней утраченности, затемненности первооснов, его породивших, в систему метафизической осмысленности, но лишь как изумление, ясное и недостижимо-несмываемое стояние перед лицом чуда, светящегося ликом женским, с набухшим теплым молоком мягкой груди, покрытой нежным, растянутой от внутреннего переполнения кожей, сквозь которую просвечивают чуть расплывачатые обрисовывающие мягкие изгибы форм, голубоватые прожилки, ключицы, кости плеч и предплечий смутно
Как ни гадок я был, но тем не менее тете Ане удавалось в той или иной степени вовлечь меня в необходимые для жизнеобеспечения действия, как-то: стояние в очередях за хлебом — а это выходы из дому часов в пять утра, номера на ладошках, выстаивание по нескольку часов на улице и проникновение в уплотнившейся до опасного предела толпе к желанному прилавку, откуда идешь с вожделенными теплыми буханками и жуешь законно причитающийся тебе довесок.
На панихиде за воинов, на брани убиенных, подняли с городничихой столь непристойный хохот, что отец протоиерей послал причетника попросить их о спокойном стоянии или о выходе, после чего они, улыбаясь, из храма вышли.
Мы уже знаем, что за период стояния на водоемах льда наиболее стабильным и активным бывает клев в начале и конце зимы, но в этих на первый взгляд, казалось бы, равнозначных фактах есть один нюанс, который доставляет рыбакам, не знающим или пренебрегающим им, подчас немало огорчений, хотя жерлицы — их тут винить не в чем -работают исправно, не хуже других, периодически выкидывая то здесь, то там очередной флажок.
Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка с своим братом в неприглядном тулупе, опоясанном кушаком, где-нибудь во царевом кабаке, или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная и приходится оставлять вечернее стоянье у ворот и политичное держанье за белы ручки в тот час, как нахлобучиваются на город сумерки, детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью и плетет тихие речи разночинный отработавшийся народ?
До зарегулирования стока период наиболее высокого стояния уровня обычно падал на июнь.
Он умножит 27 лет стояния Лубянки на 730 раз в году и на 111 камер — и еще долго будет горячиться, что оказалось легче два миллиона сто восемьдесят восемь тысяч раз перелить кипяток на пол и столько же раз придти с тряпкой и протереть, чем сделать ведра с носиками.
Дмитрием, который, очевидно своевременно узнав о трехнедельном стоянии Мамая в верховьях реки Воронежа, максимально, использовал это время для сбора, концентрации, смотра войск и смелого марша его за Оку, на Куликово поле.
И как строго он порицал недостаточно чинное стояние в храме, опоздание к богослужению или манкирование поцелуем руки подающего крест священника!
Хождение, стояние, еда, сон — четыре все включающих действия, во время которых практикующий Дзогчен старается сохранять осознавание.
При ловле на прирусловых площадках снасти следует располагать на расстоянии 7-8 м одна от другой, вытянув вдоль бровки, но несколько штук нелишне будет для контроля опустить в самое русло, ибо в отдельные периоды стояния льда щука забирается в глубину и на площадки носа не кажет.
Объединенные фильтраты после стояния в холодильнике дадут дополнительное количество продукта.
И тут снова — общее воспоминание о толчее, брани, грязи, стоянии в очередях у столовой и уборной, перекличках, вызовах, драках, буйстве, слившееся за много лет с длинной чредой однородных передряг.
Салават, сын Юлая, повелеваю тебе, юртовому старшине Седяшу Юхнину, для усердного стояния.
Моча содержит белок, кровь, жгучая, при стоянии мутнеет, обильная или скудная, зловонная, с гнойным осадком, густая, с высоким удельным весом.
Источник: библиотека Максима Мошкова