Робин Скиннер, Джон Клииз
Семья и как в ней уцелеть
Несентиментальное путешествие
Предисловий обычно никто не читает — судьба их такая. Для этого тоже исключение делать не следует. Хотя, если Вы уже добрались до третьей фразы, у автора появился шанс высказаться. Само собой, о книге, которая перед Вами, — во многих отношениях незаурядной. Необычной по форме. Забавной, печальной, умной. И очень профессиональной — как потому, что в ней просто и подробно излагаются идеи психоаналитически ориентированной семейной и групповой психотерапии, так и потому, что профессионально само видение семьи как системы. Или — как проблемы. Возможно, даже как драмы: одно название книги чего стоит.
Конечно, оно привлекает внимание: нетипичное, жесткое, заставляющее вспомнить «черные» анекдоты. Или, по меньшей мере, афоризм парадоксального классика семейной психотерапии Карла Виттекера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно — в браке не состоять».
Но вот что интересно: глядя на это «неприятное» название, люди многозначительно кивают или хихикают, озорно ухмыляются и вообще как-то не кажутся ни шокированными, ни даже озадаченными. Скорее, заинтересованными и довольными. А одна американская коллега — немолодая мать семейства — так взревела «Oh, yes-s!!!», — что листки перевода посыпались. Если мы поймем, чем вызывается такая реакция на название книги, мы узнаем нечто важное и о том, зачем и как ее читать.
Что-то такое все знают о семье, о чем вроде бы не принято говорить, на что глухо намекают поговорки типа «В каждой избушке — свои игрушки»… Вот это авторы «цепляют» еще в названии. Они сразу нарушают некую норму, заставляющую умалчивать о проблемах, подавлять чувства, отгонять болезненные воспоминания. И тем самым дают читателю восхитительный, опасный шанс тоже ее нарушить. Например, вытащить на свет Божий многое из «само собой разумеющегося», что каждый из нас получил в родительской семье, и задать себе вопросы. В том числе и такие, которые наша семья не одобрила бы. (Например, о том, какие чувства принято было считать несуществующими, что было «засунуто за ширму», выражаясь языком Робина и Джона).
Более того, каждая глава дает нам новые возможности на эти вопросы себе отвечать — теряясь, сердясь, испытывая боль, пугаясь… Ведь одно дело — признать, что «секрет» (бессознательное) есть, а другое дело — его раскрыть, пусть и себе самому. Особенно себе самому…
Эту книгу даже сугубые профессионалы — врачи, психологи — будут читать еще и как чьи-то дети, родители, мужья и жены. Тем более, что авторы с самого начала показывают «на себе», что чувства можно испытывать — проживать — принимать и, наконец, понимать. И что человек (как и семья) от этого делается только здоровее.
Их профессионализм непривычного для нашего опыта «качественного состава». И если Робин-доктор больше знает о концепциях и фактах, а Джон-актер его расспрашивает, немного играя въедливого «человека с улицы», то в отношении опыта работы со своими переживаниями и семейным материалом они равны. Почти равны, потому что «работа психотерапевта над собой» (личная терапия) — это обязательное профессиональное требование. Доктор Скиннер, скорее всего, несколько лет проходил индивидуальный психоанализ, каждую неделю минута в минуту появляясь у психоаналитика, и непременно был участником психотерапевтических групп в «клиентской» роли. (Во всем мире диплом врача или психолога еще не «делают» сертифицированного психотерапевта.
А наблюдательная позиция может иногда становиться той самой «ширмой». Так что, когда при чтении будете ловить себя на реакции типа «ну, это-то ко мне отношения не имеет», стоит именно этот абзац перечитать. Тем более, что про механизмы, происхождение и скрытые цели этой — и многих других — реакций авторы рассказывают просто замечательно.
Так у них получается потому, что на человеческий эмоциональный опыт они не смотрят сверху, мол, я здоров, а у тебя проблемы; твои чувства ненормальнее моих. Их зрение объемно: есть взгляд «изнутри» (собственные чувства, воспоминания, отношения), есть — «сбоку» (сравнения, анализ). И есть постоянное установление связей между этими «точками зрения».
Кстати, о связях. Эксперимент с искусственным вскармливанием обезьянок проволочными и плюшевыми «мамками», равно как и другие жутковатые факты, доказывающие фатальный вред преждевременного отделения ребенка от матери, в нашей научно-популярной литературе время от времени встречались. Но никто никогда не слышал, скажем, о молодой неласковой мамаше, в той самой обезьянке вдруг узнавшей бы себя. Себя — девочку, которую ее собственная, вымотанная, мало с ней бывающая, жесткая — ну, почти что «проволочная» — мать ни обогреть, ни приласкать, ни — тем самым — научить, конечно же, не могла. Факты как таковые могут быть любой степени достоверности и популярности. Если они не связываются с собственным эмоциональным опытом, они так и остаются «фактами про обезьянку».
Мы не можем переписать свою историю — ни личную, ни какую-либо еще. Травмы и лишения существуют, и их последствия «звучат» не одно поколение. Но мы можем попытаться свою семейную историю понять, и сам процесс, в котором пониманию всегда предшествует чувство, меняет многое. Почти все. Не удивительно, что такая психотерапия длится годами: ее цель — распутать уникальный рисунок петель и узлов, не «порвав» при этом «нити» — то есть не превысив предел переносимости понимания.
Многие страницы этой книги вызовут у читателя несогласие и даже неприятие: не может быть, это-то господа психоаналитики уж точно сочиняют… И вообще, у нас все не так. Но, уверяю Вас, дело совершенно не в том, правы авторы или нет. Хотя они, конечно, сплошь и рядом правы — то, о чем они толкуют, не вчера открыто, хорошо изучено и прочно укоренилось в науках о человеке. Модель, из которой они исходят, очень авторитетна, хотя есть и другие точки зрения, другие теории и другая психотерапия.
Так вот, дело действительно не в том, правы авторы или нет. А в тех реальных чувствах и воспоминаниях, которые у нас при чтении возникают. В установлении связей между прошлым и будущим; между ребенком, которым был каждый — «ребенком» внутри нас — и нашими реальными детьми. В возможности своего «взрослого» опыта сопереживать драме развития, уже понимая, что это именно драма — все «ружья, висящие на стене в первом акте», в свой черед стреляют. Наконец, в праве не соглашаться с авторами и даже сердиться на них — заметьте, они сами с первой страницы нам это «дарят» — тем, как непочтительна интонация вопросов непрофессионала к «ученому доктору». Так что можно принимать и по-настоящему «примерять» на себя и свою семью только то, с чем можно себе позволить согласиться. Почти как в настоящей психотерапии.
И тут стоит упомянуть об одном важном отличии «их» опыта от нашего: о самой обыденности и нормальности обращения к психотерапевту здоровых, в сущности, людей. Взгляните на рисунки: две дамы в кафе судачат о своих психотерапевтах… семья на приеме дружно морочит своего… Само жаргонное «shrink», которое пришлось перевести как «вед» (от «людовед»), — непереводимо: нет эквивалента в реальности, нет и слова. А чтобы термин «опустился» в слэнг, явление должно быть массовым. Да уже то, что в популярной книжке о психотерапии возможны такие «кусачие» рисунки, не оставляющие авторам — одному, во всяком случае — никакой возможности укрыться за профессиональным авторитетом, говорит об этом авторитете.
У нас — пока — ив самом деле все иначе. «Психотерапия относительно здоровых» — грамотная, профессиональная — не стала привычной частью здоровой жизни, «деталью пейзажа».
Зато, по счастью, еще сохраняется привычка читать. Читатель, Вас ожидает не легкая прогулка, а серьезный поход. Мы не можем переписать свою семейную историю, но лучше ее понимать — это, похоже, и есть путь к тому, чтобы «уцелеть». И это всегда трудно, но никогда не поздно.
Упражнение № 1
Укажите заимствованные слова, в которых перед гласным произносится твёрдый согласный. Подчеркните этот согласный. Обозначьте в каждом слове ударение.
Упражнение № 2
Образуйте формы повелительного наклонения ед. ч. Обозначьте в них ударение.
Выбросить, вылезать, вылезти, |
лечь, ездить, ехать, |
ложиться, раскроить, положить, |
хотеть, мочь, закончить. |
Упражнение № 3
На какой слог падает ударение в кратких формах множественного числа?
С помощью орфоэпического словаря укажите формы с вариативным ударением.
Бледны, близки, голодны, |
дороги, веселы, жирны, |
разнесены, приведены, тесны, |
дружны, густы, холодны. |
Упражнение № 4
Выпишите глагольные формы м. р. в три столбика по следующему принципу:
а) с ударением на первом слоге; б) с ударением на втором слоге; в) с вариативным ударением.
Упражнение № 5
Какого типа ошибки допущены в следующих словосочетаниях?
Каковы, на ваш взгляд, причины этих ошибок?
Осилить рубеж, жадность к власти, идея о познании, дешёвые цены, |
сыскать уважение, сыскать дорогу домой, этому свидетельствуют, предоставить отчёт, |
вырастающее поколение, работать на благо всем, раздирает жалость, демонстративный материал. |
Упражнение № 6
Составьте предложения, употребив разные управляемые предложно-падежные формы существительных. Особо отметьте вариативные (синонимичные) случаи падежного управления.
Упражнение № 72
Составьте предложения, употребив разные управляемые предложно-падежные формы существительных. Особо отметьте вариативные (синонимичные) случаи падежного управления.
Упражнение № 8
На какой слог падает ударение в следующих существительных?
Упражнение № 9
Укажите и прокомментируйте расхождение между написанием и произношением сочетаний согласных в следующих словах.
Упражнение № 10
Твёрдо или мягко произносятся в данных словах выделенные согласные?
Упражнение № 11
Правильно произнесите аббревиатуры. Расшифруйте их.
СНГ, МЧС, |
ДТП, США, |
ВПК, МВФ, |
МРОТ, ОТК, |
РФ, ЕС, |
ЗАГС, МКАД, |
УКВ, СМУ, |
ОРТ, ВГТРК, |
НТВ, СТС, |
ОВИР, ОПЕК. |
Упражнение № 12
Укажите ударный слог в формах косвенных падежей существительных и в форме Имен. падежа ед. числа.
Упражнение № 13
Объясните ошибки, возникшие из-за неправильного употребления деепричастного оборота. Отредактируйте предложения.
1. Мой рассказ будет не полным, не упомянув о поездке в Москву. 2. Перейдя дорогу, необходимо смотреть по сторонам. 3. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете. 4. Мы расстроились, однако скрепя сердцем двинулись в путь. 5. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 6. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 7. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.
8. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 9. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 10. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро. 11. Получив тяжёлую рану, солдат был спасен своими товарищами. 12. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.
Упражнение № 14*
Укажите допущенные ошибки. Определите тип каждой их них, укажите причину возникновения.
I. 1. Без финансовых поддержек музею сейчас не выжить. 2. На подмосток вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов. 3. Театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 4. Технические науки внесли несоизмеримый вклад в условия жизни человека. 5. Сейчас в мире увеличился процесс разведённых пар. 6. В наше время всё меньше встречаются люди, у которых нет проблем со здоровьем. 7. Молодой человек выбирает путь, по которому ему жить. 8. Он стал символом для подражания.
II. 1. Пришлось выслушивать очередные проделки кота. 2. Мой ответ: смертной казни «НЕТ» с трёх больших букв.3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили с больницу. 5. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 6. Большая половина класса успешно справилась с контрольной работой. 7. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Упражнение № 15
Укажите ошибки, допущенные при употреблении однородных членов предло-
жения. Отредактируйте предложения.
1. Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело. 2. Анна мечтала о счастливом будущем и как они с Петром будут работать во имя этого. 3. Молчалин скромен, уступчив и не высказывает своего мнения. 4. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао и апельсины. 5. Жиль-цы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика. 10. Народ выбирает депутатов, чтоб защищать их гражданские права.
Упражнение № 16
Исправьте ошибки, допущенные при согласовании сказуемого с подлежащим. Укажите случаи, при которых возможны вариативные окончания.
1. Секретарь выдала нам нужные справки. «Анна Каренина» создан Л.Н. Толстым. 2. Мной приобретён надёжный плащ-палатка. 3. Никто, даже самые способные студенты, не могли решить эту задачу. 4. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделали для организации этого вечера. 5. Печать, в том числе и газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. 6. Мать с детьми уехали в деревню. 7. Мать или отец помогут мне устроиться на работу. 8. МГУ начало прием заявление от абитуриентов. 9. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 10. Дели просто поразило моё воображение.
Упражнение № 17
В соответствии с грамматической нормой вставьте пропущенные буквы в окончаниях сказуемого.
1. Ряд столов стоял… посередине аудитории. 2. Пять учеников подошл… к экзаменационному столу. 3. На совещание прибыл… пятьдесят один делегат. 4. Тысяча человек отправил…сь в турне. 5. Прошл… сто лет. 6. На экскурсию пошл… всего десять школьников. 7. Пятерка истребителей бросил…сь на вражеские бомбардировщики. 8. Много выпускников нашей школы стал… работать в коммерческих структурах. 9. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 10. Администрацией школы принима…тся ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся. 11. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания. 12. Установлен… три новых мировых рекорда. 13. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…. 14. Много детей был… больн… гриппом. 15. Такси стоял… у ворот дома. 16. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них. 17. Ты и твои друзья окаж… нам помощь и на этот раз.
Упражнение № 18*
Укажите словоформы, не соответствующие норме. Прокомментируйте свой ответ.
I. 1. На небосклоне Голливуда звёзды восходят и закатываются в миллионы раз более быстрее, чем об этом рассказывают астрономы. 2. Она потеряла кошелёк с пятьсот семьдесят восьми рублями. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей? Где вы слыхали об этом? 4. Скоро я очучусь в затруднительном положении. 5. Больной полоскает горло настоем ромашки. 6. Не махай так сильно руками. 7. Ученик был способный к математике. 8. Молодой фермер ожидает в этом году большой урожай гречихи и более обильный – в следующем. 9. Подобный ответ бессмысленен. 10. У мальчика появились и более худшие привычки. 11. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.
II. 1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнил молодой талантливый актёр. 2. Современные учёные скептически относятся ко многим открытиям, сделанным Чарльзом Дарвиным. 3. У нас с братом разные мировоззрения. 4. Все посылки, отправляющиеся в Америку, проходят строгий эпидемиологический контроль. 5. С двумястами пятидесяти грамм нарезанной колбасы мы гордо отправились в гости. 6. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи. 7. Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. 8. Комната низкая для такой мебели. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 11. Куда делся мой правый тапочек?
Упражнение № 19
|
Упражнение № 20
Раскройте скобки, выбрав соответствующую норме форму местоимения.
Упражнение № 21
Укажите различия в лексическом значении вариативных глагольных форм настоящего времени, употребив каждую из них в составе предложения.
Капает — каплет, брызгает — брызжет, двигает – движет.
Упражнение № 22
Образуйте форму мужского рода прошедшего времени глаголов. Особо отметьте возможность образования вариативных форм.
Упражнение № 23
Образуйте форму 3-го лица ед. ч. глаголов. Отметьте возможность образования вариативных форм.
Упражнение № 24
От каждого из имён собственных образуйте: а) одушевлённое существительное мужского рода, называющее жителя данного города; б) относительное прилагательное мужского рода.
Упражнение № 25
Вставьте пропущенные буквы в окончаниях географических названий, выступающих в роли подлежащего или приложения.
1. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат…. 2. Упорные бои шли на реке Висл….. 3. Родом он был из села Крюков…. 4. Мы отдыхал недалеко от озера Байкал…. 5. Теплоход приближался к Кипр…. 6. Тёплое течение проходит мимо полуострова Флорид…. 7. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек…. 8. Как мне добраться до Варнавин…? 9. Мы живём в Сормов…. 10. Поезд приближался к станции Тул….
Упражнение № 26
Пользуясь толковым словарём, образуйте форму Род. падежа множ. числа
существительных.
Погоны, |
носки, |
места, |
джинсы, |
шорты, |
кухни, |
туфли, |
сапоги, |
свечи, |
полотенца, |
тапки, |
щупальца, |
вафли, |
ущелья. |
Упражнение № 27
Образуйте формы Имен. падежа множ. числа существительных, распределив их в таблице следующим образом:
Формы с одним вариантом окончания |
Формы с вариативными окончаниями |
Формы, выражающие разные лексические значения |
приговоры |
слесари — слесаря |
хлеба – хлебы |
Адрес, образ, директор, пояс, ток, тормоз, хлеб, инженер, снег, корпус, снег,
цех, сын, тон, крем, профессор, лектор, учитель, волос, ордер, трактор, договор.
Упражнение № 28*
Образуйте соответствующую норме форму Род. падежа множ. числа
существительных.
Упражнение № 29
К приведённым ниже существительным подберите согласованные определения.
С полученными словосочетаниями составьте предложения (падеж существительного можно изменять).
Упражнение № 30
Укажите причину невозможности замены придаточных определительных предложений причастными оборотами в следующих предложениях.
1. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 2. Автору пришлось присутствовать при сцене, которая надолго останется у него в памяти. 3. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет. 4. Грибоедов в своей комедии затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели. 5. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня. 6. Море, о котором дети столько слышали и читали, вдруг открылось перед нами. 7. Он вдруг признал в парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.
Упражнение № 31
Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот.
В случае невозможности замены укажите причину.
1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того, как ученики закончили проверку теста, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над вёслами. 7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься спортом. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.
Упражнение № 32
Выбрав нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.
1. Три (соседние — соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные — неравных) части. 3. (Первые — первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны — сторон). 5. И первая и вторая (половина — половины) встречи прошл… в исключительно быстром темпе. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета — факультетов). 7. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области — областях). 8. Ученик старательно записывает в тетрадь глаголы I и II (спряжения — спряжений).
Упражнение № 33*
Найдите в предложениях ошибки и неточности, исправьте их.
I. 1. На собрании происходило обсуждение дела ускорения хода подготовки мер увеличение производства товаров. 2. Справедливые войны – это которые ведутся за освобождение своей страны. 3. Картина написана маслом художником. 4. Чтение Твардовского продолжалось за полночь. 5. Пушкин будет великий русский поэт начала 19 века. 6. Его простые слова сыграли своё дело. 7. У героя неожиданно расстегнулись краги на жилете – публика хохотала. 8. В этой непростой ситуации нужно решить несколько дилемм.
II. 1. Друг мой награждён правительством орденом. 2. Учителя раздражало и тревожило отношением к уроками Димы Рыбакова. 3. Галина отдыхала очень в хорошем санатории. 4. Умылся ночью водой. 5. Инженер Сидоров послан на завод директором. 6. В университете Ломоносов борется против консерваторов за развитие русских наук, которые ему всячески мешали. 7. В течение месяца в нашем городе проходил вернисаж художника. 8. Чацкий – существенный человек. 9. Молчалин был полностью противопоставлен Чацкому, возлюбленный Софьи мог вовлечься в доверие к любому.
Упражнение № 34
Определите, какое из лексических значений реализует слово «век» в каждом из следующих предложений.
1. Это произошло в начале прошлого века. 2. Надо идти в ногу с веком. 3. Век живи – век учись. 4. Эта машина на своём веку повидала не один ремонт. 5. Эти полтора года длятся для меня нескончаемым веком. 6. Век не забуду этого. 7. Находка археологов оказалась топором каменного века.
Упражнение № 35*
27.01.2020
Бывшие узницы Освенцима — Вера и Нина
В лагере смерти Освенцим Вера и Нина Лебедевы попали в «донорский блок» и благодаря этому выжили. Их мать и младшая сестра остались в концлагере навсегда.
Это — эмоциональный момент, поэтому многие из пришедших с трудом сдерживают слезы. Под печально знаменитыми на весь мир воротами с надписью «Arbeit macht frei» — «Труд освобождает» — в бывшем лагере смерти Освенцим 26 января собрались несколько десятков человек. Они с трудом передвигаются и поддерживают друг друга. Спустя 75 лет после того, как Красная армия освободила Освенцим, выжившие в концлагере вновь приехали сюда, чтобы почтить память погибших.
Их обступают десятки журналистов и обычных посетителей, которые оказались в этот день в лагере. Слушатели пытаются уловить каждое слово об ужасах Освенцима. Год от года живых свидетелей становится все меньше. Несмотря на проблемы со здоровьем и преклонный возраст — некоторым из них за 90 лет — многие обещают вновь и вновь приезжать в концлагерь, чтобы напомнить всем остальным: то, что произошло здесь, не должно повториться никогда.
Среди бывших узниц концлагеря — две тихие интеллигентные женщины, которые при ходьбе аккуратно поддерживают друг друга и у которых не берут интервью журналисты, принимая их за посетительниц. Но когда при разговоре с корреспондентом DW 81-летняя Нина Лебедева задирает рукав куртки, на коже виднеются синие цифры: 65904. Татуировка с номером, которую нацисты набили пятилетней девочке, когда она попала в лагерь смерти. Она оказалась здесь вместе с мамой, тремя сестрами и братом.
Дети партизан в немецком лагере смерти
«Вся наша деревня под Витебском ушла в партизаны. Однажды начался бой, мужчины ушли встречать немцев, мы остались в лесу в повозке одни. Так немцы захватили всю нашу семью: мать и пятеро детей», — рассказывает сестра Нины, 79-летняя Вера. В суматохе, пока их вместе с сотнями других заключенных везли в тюрьму Витебска, а потом в Освенцим, им удалось не потеряться благодаря усилиям матери и старшей сестры.
Робы узников Освенцима
«Нам накололи номера, надели робы. Вскоре нас разделили с матерью и маленькой сестренкой. Потом нам одна женщина сказала, что их с малышкой спалили в крематории. То ли она заболела, то ли малышка, в общем, их спалили», — рассказывал Вера.
«Это тяжелые воспоминания о том, что мать осталась здесь с младшей сестренкой. Помню нары с матерью. Помню, как нас заперли в душевой, после нее сажали детей в машину и вывозили в детский лагерь», — рассказывает Нина Лебедева. О последних словах матери она знает уже из рассказов старшей сестры. Мать вырвалась, подбежала к окну и крикнула: «Таня, ты самая старшая, смотри за маленькими, не обижай их. И помни, на свете бога нет».
Выжили потому, что похожи на «арийскую расу»
Три сестры и брат из семьи Лебедевых выжили в аду Освенцима. «Фашисты отбирали детей, похожих на «арийскую расу». У нас взяли анализы крови, и мы подходили под «арийскую расу». Мы выжили благодаря тому, что нас отправили в «донорский блок», — рассказывает Вера. Сестра Нина продолжает ее рассказ: «Отбирали детей со светлыми волосами, светлыми глазами. На нас не испытывали препараты, но иногда брали кровь. Те, кто остались в живых, были в основном из «донорского блока». В последнем лагере, уже после Освенцима, детей учили считать и писать по-немецки.
Нацисты набили Нине Лебедевой этот номер, когда ей было пять лет
Впрочем, многие подробности этого сестры Лебедевы узнали уже позже, в 1969 году, когда польские журналисты проводили расследования. В архивах действительно нашли, что из Освенцима вывезли 240 русских детей с определенными номерами, один из которых до сих пор набит на руке Нины.
Конец войны сестры встретили в детском лагере близ польского города Константынув-Лудзки. «Мне уже было 5 лет, и я этот момент запомнила хорошо и навсегда. Танки, солдаты на броне. Они поднимали нас, целовали и обнимали. И говорили: «Дети, помните, вас освободил Жуков!», — рассказала Вера.
Страх на всю жизнь
«Приехать сюда для нас значит… — отдать дань погибшим. Нашей матери, сестре. Всем, кто мучился», — говорит Вера.
И у нее, и у Нины — большие семьи, внуки и правнуки. Сейчас младшая сестра живет в Израиле, старшая — в Украине, но они стараются видеться каждый год. 75-летие освобождение Освенцима — еще один повод для сестер встретиться.
Помнить обо всех подробностях ужасов Освенцима с возрастом становится все сложнее, ведь они были детьми, признаются сестры. Но то, что они не забывали никогда на протяжении всей жизни, — это оставшийся после лагеря смерти страх, говорит младшая сестра: «Маленький ребенок мог не понимать, что происходит. Но он все чувствовал, чувствовал страх и ужас. Когда перед тобой избивали, расстреливали, когда на тебя кричали, заставляли говорить на немецком и били, если не мог выговорить. Этот страх сопровождал нас всю жизнь».
Лагерь смерти Освенцим Ворота с надписью «Труд освобождает»
Вход на территорию бывшего лагеря Аушвиц 1. Комплекс близ польского города Освенцим состоял из трех основных лагерей: Аушвиц 1, Аушвиц 2 и Аушвиц 3. Первый лагерь, созданный в 1940 году, стал впоследствии административным центром всего комплекса. Охраняли узников военнослужащие войск СС из отрядов «Мертвая голова».
Лагерь смерти Освенцим В одном из административных помещений
Заключенные лагеря Аушвиц 1 были обязаны работать. Изматывающий труд и скудная пища стали причиной гибели многих узников.
Лагерь смерти Освенцим В одной из камер
Заключенных морили голодом, помещали в камеры, где можно было только стоять, сажали в герметично закрывавшийся карцер, где они умирали от нехватки кислорода, пытали, расстреливали. В 1941 году в лагере Аушвиц 1 провели опыты по отравлению группы заключенных газом. Результаты были признаны успешными…
Лагерь смерти Освенцим Нашивки
Заключенных лагеря делили на особые категории, что было визуально отражено нашивками на одежде. К примеру, розовый треугольник — узник-гомосексуал, красный — политзаключенный. Такая нашивка, как на этой фотографии, свидетельствовала о еврейском происхождении узника.
Лагерь смерти Освенцим Лагерь Аушвиц 2
Бараки практически не сохранились. Большинство из них были наскоро сколочены из досок и бревен. О том, что они здесь были, сегодня напоминают только печные трубы.
Лагерь смерти Освенцим Внутри барака
В одноэтажных деревянных бараках лагеря Аушвиц 2 содержались сотни тысяч евреев, поляков, русских, украинцев, белорусов, синти и рома, узников других национальностей.
Лагерь смерти Освенцим Лагерь смерти
Прибывших в лагерь делили на группы. Тех, кто входил в первую группу, а таких было больше всего, практически тут же отправляли в газовые камеры. Эта участь ожидала всех, кто был непригоден к работе: стариков, детей, женщин…
Лагерь смерти Освенцим Рабский труд
Вторая группа заключенных отправлялась на принудительные работы – на различные промышленные предприятия. Большинство из них умирали от непосильного труда, от жестоких побоев, от болезней.
Лагерь смерти Освенцим К «медикам»
Еще одна группа новоприбывших в лагерь Аушвиц 2 поступала в распоряжение местных «докторов», ставивших над узниками эксперименты.
Лагерь смерти Освенцим Прислуга
Часть женщин, прибывших в лагерь Аушвиц 2, поступала в личное распоряжение нацистов, которые использовали их в качестве рабынь.
Лагерь смерти Освенцим Холокост
Говоря о лагере смерти Освенцим, мы прежде всего имеем в виду лагерь Аушвиц 2. Именно на его территории нацисты начали практиковать массовые убийства небывалых до этого масштабов. Именно здесь было убито более миллиона евреев.
Лагерь смерти Освенцим Дорога смерти
Узников привозили в Освенцим в переполненных товарных вагонах. Многие умирали в дороге — от холода, голода, болезней.
Лагерь смерти Освенцим В музее
В музее Аушвиц-Биркенау можно увидеть сохранившиеся личные вещи узников лагеря, а также фотографии.
Лагерь смерти Освенцим Печи, в которых сжигали трупы
В Аушвице было несколько газовых камер и несколько крематориев. Когда мощностей крематориев не хватало, трупы отравленных газом узников сжигали во рвах.
Лагерь смерти Освенцим Огромная территория
Аушвиц 3 — это группа из небольших лагерей, созданных при фабриках и шахтах вокруг общего комплекса. Эти лагеря регулярно посещали доктора, отбиравшие слабых и больных для газовых камер.
Лагерь смерти Освенцим Освобождение
27 января 1945 года майор Анатолий Шапиро одним из первых вошел в Освенцим. Его отряд с боями прорвался к лагерю, разминировал подступы. Командир Шапиро открыл ворота лагеря Аушвиц 1, освободив узников лагеря.
Лагерь смерти Освенцим Что было дальше
После освобождения лагеря советскими войсками часть бараков и зданий Аушвица 1 была использована как госпиталь для освобожденных узников. После этого часть лагеря использовалась до 1947 года как тюрьма НКВД и Министерства общественной безопасности Польши.
Лагерь смерти Освенцим Государственный музей Аушвиц-Биркенау
В 1947 году территория, где располагались лагеря смерти, была переоборудована в музей, а в 1979 году мемориальный комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно в музей приезжают сотни тысяч человек со всего мира.
Лагерь смерти Освенцим Памятная плита
Лагерь был освобожден 27 января 1945 года советскими войсками. Сегодня 27 января — Международный день памяти жертв Холокоста.
Лагерь смерти Освенцим Число жертв
Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено около полутора миллионов человек. Большинство из них — евреи.
1 | 20 18:03 мин. Видео дня | 25.01.2020
Правда об Освенциме — воспоминания бывших узников самого страшного нацистского лагеря смерти
Никита Баталов