Думаете, что работать в детском саду легко, а воспитатель, кроме своих обязанностей, должен делать ещё миллион дополнительных вещей? Наш блогер, мама Ульяна, рассказывает о своём опыте работы на дне самоуправления в детском саду, о том, что далось тяжело, а что — чуть легче.
Мой сын ходит в среднюю группу обычного московского детсада. Новое здание, молодая энергичная заведующая, соблюдение всех предписаний СанПиН и ФГОС (недавно, например, нам сообщили, что дети будут ужинать на 20 минут позже, чтобы «отгулять» положенные три часа в день) и активная коммуникация с родителями.
Когда объявили о дне самоуправления, не могла пройти мимо: нужна была практика к диплому. Сын в этот день приболел и остался с папой, а я, бодрая и прочитавшая накануне девять листов выданного мне плана, к семи утра прибежала в группу. Ощущения были смешанные.
Содержание
- Дети и воспитатели
- Образовательный процесс
- Режим
- Родители зачастую говорят про младенцев: «У моего ребенка каждый день истерики», «Он постоянно кричит, а я не знаю, что с этим делать». Можно ли называть плач новорожденного истерикой? И что с этим делать?
- Есть ли способы точно определить, что, несмотря на крик, жизни ребенка, его здоровью ничто не угрожает?
- Чего точно не стоит делать, если ребенок долго кричит или плачет? Стоит ли в этом состоянии пытаться накормить его или уложить спать?
- Некоторые считают, что младенцы при помощи крика и плача манипулируют родителями и призывают не идти у него на поводу.
- Психологи и врачи часто говорят о так называемом «Кризисе трех лет». Что это за явление, и почему в это время ребенок становится капризным, часто плачет?
- Все ли дети ведут себя одинаково во время кризиса трех лет?
- Когда ребенок устраивает истерики из-за того, что родители не разрешают ему делать какие-то вещи – например, кидаться песком в детей или взять в магазине дорогую игрушку — как себя вести?
- Нужно ли ребенка отвлекать, когда у него истерика, или лучше позволить ему «прожить» негативные эмоции?
- Что делать, чтобы ребенок научился контактировать с другими без истерик?
Дети и воспитатели
Нельзя переоценить важность личности воспитателя для ребёнка. Воспитатель становится по-настоящему значимым взрослым для детей, и его методы воздействия, оценочные суждения, реакции и жизненные ценности так или иначе ими перенимаются.
Родителям стоит быть корректнее в своих ожиданиях относительно количества внимания, уделённого ребёнку. Нам кажется, что у воспитателя есть время, чтобы проследить, не влажная ли водолазка у ребёнка после прогулки, и перед сном переодеть ему майку, что ответить на сообщение в чате — это дело двух минут.
На практике, когда в группе больше 20 человек, воспитатель либо вовлечён в работу с детьми и занятия с ними, либо строчит вам сообщения и щупает водолазки
Если уж речь зашла про индивидуальное внимание и подход, вынуждена признать, что довольно сложно рефлексировать и оценивать индивидуальные особенности ребёнка, находясь в бесконечном потоке садиковских событий: то прогулка, то занятие, то дидактическая игра, в промежутках все хотят с тобой поговорить. Пытаясь быть ближе к детям, превращаешься в радио с функциями аниматора и санитарки.
Для переработки информации о ребёнке нужно иногда просто постоять и понаблюдать за ним: как он играет, чем увлекается, насколько рассеянный, насколько ему нравится или тяжело даётся быть в группе. В группе много детей, и шанса на изучение через наблюдение почти нет. Это каким-то невероятным образом получается у опытных педагогов, но у меня был провал.
При этом обратная сторона медали в том, что для некоторых опытных педагогов дети — это просто работа. Такая же, как заполнить табель или написать план открытого урока.
Факт остаётся фактом: детей в группах слишком много. Их много даже для самых общительных из них самих. На 25 детей, на мой взгляд, нужно два полноценных воспитателя и няня, а лучше вообще две отдельные группы по 12 человек.
Образовательный процесс
В нашем саду эту главу можно назвать «Правильность, доведённая до абсурда». Сейчас поясню. Я находилась с детьми с семи утра до часу дня. Распорядок выглядел так:
08:00–8:20 — приход детей;
08:30–08:40 — зарядка;
08:40–09:00 — завтрак;
09:00–09:15 — сборы;
09:15–10:15 — прогулка;
10:15–10:30 — раздевание, туалет;
10:30–10:40 — второй завтрак;
10:40–11:00 — свободное время;
11:00–11:30 — музыка;
11:30–12:00 — свободное время;
12:00–12:15 — туалет, мытьё рук;
12:20–12:40 — обед.
Далее книжка перед сном и сон.
Вас ничего не смущает? За пять часов у детей всего два часа «свободного времени», час из него — на прогулке. За эти два часа я должна была провести дидактическую игру (15 минут), образовательную беседу (10 минут), активную игру на улице (15 минут) и познавательную игру на улице (10 минут). Это меня ещё освободили от творческого занятия! Реально это напоминало концлагерь, где заключённых специально бросают из одного дела в другое, меняя вектор деятельности без объяснения причин, чтобы демотивировать и лишить воли.
Только дети достали машинки и кукольную кухню, их дёргают и усаживают на стулья, чтобы рассказать, почему день сменяет ночь
Отпускают на восемь минут, а потом сажают в кружок и в рамках «дидактической игры» обсуждают виды театров. Только малыши разбегались на улице, их велено собрать в беседке и провести занятие о том, как люди придумали мебель.
Знания преподносятся хаотично, фрагментарно, без какой-либо структуры и прослеживаемости в тематике, хотя формально всё «по уставу»: есть план, есть ФГОС, есть методики. Детям описывают разные ситуации, информация подаётся в игровой форме, с использованием вспомогательных материалов. Круто! Но честно, даже у меня от такого режима голова закружилась. Неудивительно, что назавтра все про день и ночь уже забыли.
Режим
Да, дома мы можем иногда не укладывать ребёнка спать, подольше погулять в ущерб пластилиновым зайцам и азбуке или просидеть весь вечер над пазлами. В саду есть нормативы по времени, ФГОС, образовательный план, а ещё есть ожидания родителей, которые хотят видеть поделки и слушать, как их ребёнок рассказывает стишки на утренниках. Но в саду много детей, и кто-то из них сова, кто-то жаворонок, кто-то активный экстраверт, кто-то стеснительный молчун, без режима пребывание там превратится в апокалипсис для всех них.
Главное — не перегибать. Немного странно, когда после завтрака няня поднимает девочек и отправляет в туалет: «Даже если не хочешь, надо!»
Мальчикам при этом не разрешают вставать из-за стола, а потом в режиме очерёдности отправляют туда же. Немного странно стоять в раздевалке шеренгой и не входить в группу, пока последний из детей не переобует чешки и не встанет в цепочку, для того чтобы зайти всем вместе.
Все дети разные. Речь не только о темпераменте. Поведение, реакции, оценки, которые даёт ребёнок окружающей действительности, объём знаний и умений он несёт из семьи и своего социального окружения. Если ваш ребёнок в четыре года уверенно называет ряд планет от Солнца и названия палеонтологических периодов, не стоит ждать этого от остальных. Если ваш ребёнок говорит со взрослыми на «вы» и ест вилкой и ножом, это не значит, что говорить воспитателю «привет» и держать куриную ножку руками ужасно.
Воспитатель вынужден и в общении, и в обучении выбирать некую единую планку для всех, максимально комфортную и потому часто довольно низкую. Это нормально.
Многие родители, примерившие в тот день на себя роль воспитателей, потом писали заведующей, как невероятно сложна и ответственна эта работа. Я поехала из сада на свою работу и по пути думала, что каждая работа по-своему сложна и, пожалуй, быть воспитателем не сложнее, чем руководить отделом исследовательской лаборатории. Просто это совсем другая работа.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
- ребенок не смотрит в глаза;
- говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
- все время повторяет слова, фразы;
- ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
- не произносит слова, мычит;
- не интересуется игрушками;
- не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
- ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
- трясет головой, руками, раскачивается;
- ходит на носочках;
- грызет пальцы, руки;
- бьет себя по лицу;
- у ребенка истерики, приступы агрессии;
- боится незнакомых/ чужих;
- пугается звуков, вздрагивает.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь и общение
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Пройдите скрининговый тест на риск развития аутизма M-CHAT;
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
— Обратитесь к психологу, психиатру.
Первые годы жизни ребенка — время непростое для всех членов семьи. Малыш меняет все — от распорядка дня до пищевых привычек родителей. И, конечно, все знают, что ребенок издает огромное количество разных звуков. Чем быстрее «расшифруешь» его пока еще тихое послание, тем больше шансов, что удастся избежать полноценного «концерта».
По мере взросления ребенка становится проще, однако внезапно у малыша начинается кризис трех лет, который часто сопровождается не менее громкими криками и плачем.
Мнение специалиста Почему же все-таки маленькие дети разного возраста часто кричат, и есть ли какие-то адекватные способы на это повлиять? Рассказывает Елена Борисовна Мачнева, кандидат медицинских наук.
Родители зачастую говорят про младенцев: «У моего ребенка каждый день истерики», «Он постоянно кричит, а я не знаю, что с этим делать». Можно ли называть плач новорожденного истерикой? И что с этим делать?
— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.
Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.
Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.
Есть ли способы точно определить, что, несмотря на крик, жизни ребенка, его здоровью ничто не угрожает?
— Если речь идёт о ребёнке до года, то самое главное — внимательно относиться к его потребностям, стараясь своевременно устранять причины дискомфорта. Но не каждый младенец быстро и легко успокаивается, некоторым это очень сложно из-за особенностей нервной системы. Кроме того, иногда дети плачут из-за усталости и перевозбуждения. Здесь имеют значения индивидуальные характеристики нервной системы ребёнка.
Очень важно знать особенности малыша, наблюдать за его текущим состоянием (следить за потерей аппетита и т.п.) и наблюдаться у специалистов (вовремя проходить диспансеризацию и обращаться за консультациями в случае необходимости).
Чего точно не стоит делать, если ребенок долго кричит или плачет? Стоит ли в этом состоянии пытаться накормить его или уложить спать?
— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.
Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.
А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.
Некоторые считают, что младенцы при помощи крика и плача манипулируют родителями и призывают не идти у него на поводу.
— Это в корне неверное суждение. Младенцы плачут только по уважительной причине. Слёзы ребёнка до года — это сигнал о том, что его что-то беспокоит.
То есть, если новорождённый ребёнок плачет, это означает, что он испытывает неприятные ощущения, физические или психологические. С точки зрения взрослого человека причина для дискомфорта может казаться незначительной: например, некоторые дети не любят одиночества и требуют повышенного (по сравнению со сверстниками) внимания к себе.
Но слёзы такого малыша не являются манипуляцией, так как ему по-настоящему плохо. Поэтому важно найти способ удовлетворения потребности во внимании, который понравится ребёнку и будет устраивать взрослых. Например, носить его с собой в слинге или кресле-люльке, как можно чаще брать на руки.
Психологи и врачи часто говорят о так называемом «Кризисе трех лет». Что это за явление, и почему в это время ребенок становится капризным, часто плачет?
Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.
Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.
В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.
Все ли дети ведут себя одинаково во время кризиса трех лет?
— Кризис трёх лет протекает у детей по-разному. Одни надолго становятся упрямыми и даже деспотичными, постоянно испытывают и выражают свое недовольство. Другие лишь изредка демонстрируют строптивость и своеволие.
Взрослым в это непростое время нужно набраться терпения и уважать чувства ребёнка. Постараться отнестись к кризису как к необходимому, пусть и не слишком приятному явлению. По возможности, предоставить ребёнку некоторую самостоятельность, право выбора одежды, занятий в конкретный момент времени, еды — обеспечив, конечно, его безопасность.
Важно оптимизировать количество запретов – запрещать только то, что небезопасно для самого малыша или неприятно окружающим. В остальном – можно и нужно экспериментировать.
Когда ребенок устраивает истерики из-за того, что родители не разрешают ему делать какие-то вещи – например, кидаться песком в детей или взять в магазине дорогую игрушку — как себя вести?
— Очень важно проявить терпение и последовательность. Ни в коем случае нельзя отменять то решение или требование, которое стало причиной истерики. В тот момент, когда ребёнок кричит или даже катается по земле, нет смысла успокаивать его, призывать к порядку, угрожать. Этот момент нужно просто переждать. На оскорбления не отвечать; руку, занесённую для удара — твёрдо останавливать! Можно взять малыша подмышку и унести в менее людное место. Важно! Если малыш часто впадает в немотивированную ярость, крушит всё вокруг, бьёт окружающих, очень долго не может успокоиться и т.п., необходимо проконсультироваться с неврологом. Причиной повышенной агрессии могу быть неврологические нарушения, которые требуют диагностики и индивидуального плана лечения.
Когда малыш успокоится, нужно пожалеть и приласкать его. Обязательно сказать, как сильно вас расстраивает такое поведение.
Нужно ли ребенка отвлекать, когда у него истерика, или лучше позволить ему «прожить» негативные эмоции?
— Если получается отвлечь – можно и нужно это сделать. Но, если малыш «завёлся» не на шутку и не реагирует на попытку переключить его внимание или начинает ещё сильнее кричать, то нужно переждать истерику.
Что делать, чтобы ребенок научился контактировать с другими без истерик?
Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.
Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:
- Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
- Учить понимать свои чувства и говорить о них;
- Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
- Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.);
- Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
- Быть примером доброжелательного отношения к людям.
17 мая 2010 16:22
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в Московском окружном военном суде присяжные сегодня признали офицера Николая Захаркина виновным в том, что он выбросил из окна 8-го этажа двух 8-летних дочерей своей гражданской жены. Такое решение вынесла обновленная коллегия присяжных, из которой ранее были исключены два заседателя,общавшиеся с адвокатом подсудимого.
По данным военной прокуратуры, в ночь на 12 ноября 2009 года старший научный сотрудник одного из центральных НИИ Вооруженных сил 31-летний Николай Захаркин «на почве ревности к своей сожительнице, реализуя внезапно возникший умысел», выбросил с балкона восьмого этажа дома на Саянской улице двух ее малолетних дочерей. Обе девочки получили тяжелые травмы. Благодаря своевременно оказанной медицинской помощи жизни детей удалось спасти. Как выяснилось в ходе следствия, причиной вспышки ревности стало то, что подруга Захаркина отсутствовала в позднее время дома. После этого на телефон их матери он отправил сообщение с текстом: «Можешь попрощаться с Дашей и Катей».
Вот и вышла первая серия долгожданного сериала по Елене Ферранте «Моя гениальная подруга” (My Brilliant Friend). Как человеку, недавно прочитавшему первую книгу, мне было страшно интересно, что же получилось.
Сериал строго следует событиям книги, лишь немного их комкая: милая, старательная овечка Лену явно ищет к кому бы прицепиться, как на буксир. И такая девочка находится: очень умная, хитрая, дерзкая и безбашенная девочка Лила. Создатели сериала явно были от книги под тем же впечатлением, что и я: все серо, уныло, убого, пошарпанно. И даже яркое неапольское солнце не в силах разогнать этот мрак. В первой серии ровно одно яркое пятно: синий бант на шее у мальчика. Вся остальная цветовая гамма намеренно приглушена. Даже стены в школе настолько омерзительного цвета, что наши обычные зеленые выглядят на их фоне бодро и не казенно.
Дети в фильме очень красивые, кроме мерзкого мордатого сынка дона Ахилле. Женщины несчастные, страшные и задроченные (что неудивительно). В основном взрослые выглядят какими-то картонными фигурами на фоне дитячьих страстей. Кроме того момента, когда две тетки осатанело дерутся (в книге это тоже было).
В общем, пока впечатления, как от книги. Актеры все подобраны удачно, кроме мамы Лену, я ее просто другой представила.