Сказки Линдгрен читать любят дети во всех странах мира, ведь они написаны с огромной любовью и нежностью к детям. Астрид Линдгрен — одна из наиболее известных детских писательниц.
Содержание
- Сказки Линдгрен читать
- Астрид Линдгрен
- О сказках Астрид Линдгрен
- Биография
- Детство и юность
- Литература
- Личная жизнь
- Смерть
- Память
- Библиография
- Любила наряжаться в мальчика
- С 15 лет работала журналистом
- Родила первого ребёнка от женатого мужчины в 19 лет
- В юности Астрид пережила голод и депрессию
- Начинала писать с коммерческих сказок
- Служила в шведской разведке
- Писала книги с помощью стенографических знаков
- В «Пеппи Длинныйчулок» Астрид насмехается над Гитлером
- Получила медаль Ханса Кристиана Андерсена (которую называют Нобелевской премией по детской литературе)
- Линдгрен свергла министра финансов (серьёзно)
- Была экологической активисткой
- Помогала бедным, больным и беженцам
- Симптомы
- Лечение
- Появления
- Известные заражённые
Сказки Линдгрен читать
Название | Время | Рейтинг |
Карлсон, который живёт на крыше | 2:20:15 | 70000 |
Пеппи поселяется в вилле Курица | 2:14:10 | 30001 |
Пеппи собирается в путь | 2:16:00 | 20000 |
Пеппи в стране Веселии | 2:02:45 | 10000 |
Важным в творчестве писательницы было её желание помочь детям преодолевать их горести и трудности. Сказки Астрид Линдгрен воссоздают различные жизненные сложности детей и описывают пути их решения.
Астрид Линдгрен
Астрид Линдгрен родилась в Швеции в 1907 году. Полное имя писательницы: Астрид Анна Эмилия Линдгрен. Благодаря переводчице Лунгиной, сказки Линдгрен стали известны нам. Лучшими из них являются истории о Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок.
С самого детства Астрид жила с родителями, братом и младшими сестричками за городом, с тех пор она бесконечно полюбила природу и эту любовь пронесла через все свои произведения. Семья девочки была крепкой, отношения у родителей и детей были уважительными, они были сильно привязаны друг к другу, что также не могло не отразиться на произведениях Астрид в будущем. Все они очень добрые.
Переехав в Стокгольм после школы, Астрид Линдгрен прошла через множество жизненных преград. Родив ребенка совсем ещё юной, она не смогла прокормить и себя и сына. Астрид пришлось отдать малыша в приемную семью. Однако всё же со временем её жизнь наладилась. Астрид вышла замуж, забрала сына и родила второго ребенка – дочь Карин.
О сказках Астрид Линдгрен
Сказки Астрид Линдгрен посвящала именно своей дочери, рассказывая их на ночь, сочиняя на ходу приключения рыжеволосой девочки, которую Карин сама назвала Пеппи Длинныйчулок. На 10-летний юбилей дочки, Астрид составила книгу о приключениях Пеппи и даже раскрасила её в подарок ребенку.
Астрид всегда была очарована своей возможностью создавать нестандартные произведения с нескучными героями. За свою повесть о сыщике Калле Блюмквисте в 1946 году она получила первую в жизни премию.
Вскоре была издана трилогия Астрид – Малыш и Карлсон, которая стала шедевром мировой литературы. Лучший в мире Карлсон помогал Малышу забыть обо всех неприятностях и волнениях, он стал его другом.
Имя Астрид Линдгрен, конечно, знакомо всем. На ее родине, в Швеции, писательницу считают национальным героем. Вдумайтесь: Швеция — та страна, где есть детский писатель, признанный национальным героем. Когда Астрид Линдгрен умерла в 2002 году, вся Швеция безутешно горевала. Как вы понимаете, национальными героями так просто не становятся. Какую же роль она сыграла в детской литературе и культуре вообще?
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШВЕЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Родилась Астрид Линдгрен в 1907 году, то есть, прожила она без малого сто лет. Считается, что с ее имени начинается детская литература в Швеции. Однако это совсем не так: в Швеции еще к моменту рождения Астрид Лидгрен уже были состоявшиеся детские писатели и прекрасная детская литература. Например, замечательная книга «Чудесное путешествие Нильса с диким гусями» Сельмы Лагерлеф. Это педагогическое произведение, классика детской литературы: оно довольно ярко иллюстрирует, для чего и почему писатели стали создавать нечто особенное для детей. Это было нужно, в первую очередь, взрослым — как способ объяснить нечто важное ребенку. Сельма Лагерлеф была учительницей, и именно для своих «служебных» целей она и придумывала интересные тексты. Посредством упомянутой сказки она, ни много ни мало, хотела занятно рассказать о географии своего края. Пока гуси перелетают из места в место, можно было рассказать, какие города есть в этом краю, какая природа, какие животные.
Помимо образовательной идеи в этой книге присутствовала и воспитательная, причем она была ничуть не менее важной. Нильс в начале и в конце сказки — два разных ребенка. Сельма Лагерлеф честно говорит: просто так, по волшебству, другими не становятся. Другими становятся, когда что-то переживают, когда проходят какие-то испытания. Только пережитый личный опыт дает человеку возможность измениться. И это, на самом деле, передовая мысль для того времени — да и для нашего тоже. Мы с вами до сих пор думаем, что если ребенку рассказать, что вот это хорошо, а вот это плохо, то он изменится. Но это не так. Пока ребенок не пережил нечто на своем личном опыте, у него нет причин меняться.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ АСТРИД ЛИНДГРЕН
Что же изменила Астрид Линдгрен? Как известно, писать для детей она начала не в 16 лет, а тогда, когда у нее родилась дочь. До этого она была журналисткой, машинисткой, как могла зарабатывала на жизнь — ее талант раскрылся далеко не сразу. До появления Астрид — а это был золотой век шведской литературы — любой писатель, пишущий для взрослых, считал нужным писать одновременно и для детей. Астрид Линдгрен стала первой, кто начал писать только для детей. Это не значит, что она исключила из фокуса своего внимания взрослых — напротив, взрослые ее очень интересовали. Самой главной книгой для шведов, связанных с именем их национальной героини, является вовсе не любимый нами «Карлсон», а «Пеппи Длинныйчулок». На втором месте по значимости — «Эмиль из Лённеберги». «Карлсона» шведы так, как мы, не любят. Более того, есть мнение, что они его вообще не любят. Как бы нам ни хотелось представлять Швецию свободной и разудалой, шведским родителям этот хулиган и нарушитель спокойствия не нравится.
«Пеппи Длинныйчулок» — это история про необычную, сверхсильную девочку, которая нарушает все-все правила. Она неправильно одевается, живет одна, без родителей. Главная фраза в этой сказке содержится, на мой взгляд, в этом отрывке:
«Пеппи пошла вдоль по улице, одной ногой по тротуару, другой — по мостовой. Томми и Анника не спускали с нее глаз, но она исчезла за поворотом. Однако скоро девочка вернулась, но теперь она уже шла задом наперед. Причем шла она так только потому, что поленилась повернуться, когда надумала возвратиться домой. Поравнявшись с калиткой Томми и Анники, она остановилась. С минуту дети молча глядели друг на друга. Наконец Томми сказал:
— Почему ты пятишься как рак?
— Почему я пячусь как рак? — переспросила Пеппи. — Мы как будто живем в свободной стране, верно? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет».
Собственно, на этом лекцию можно было бы закончить. Астрид Линдгрен сделала с детской литературой именно это: она сделала ее манифестом защиты прав детей на то, чтобы делать то, что им хочется. Дальше можно только проиллюстрировать, что же хочется детям, что Астрид сочла нужным защищать, и как это проявилось в детской литературе.
ЛИЧНАЯ ТРАВМА
Астрид родилась в семье крестьянина, и жизнь у нее была очень непростая. Пока Астрид росла, семье пришлось преодолеть довольно тяжелые времена. Детей было много, всех нужно было кормить. Будучи поначалу очень бедной, семья смогла так укрепить свое материальное положение, что со временем ей удалось кормить не только детей, но и всех наемных работников, которые к тому времени жили в доме.
Астрид родилась в той Швеции, которая голодала, но которая смогла взять себя в кулак и, благодаря молитве и огромному трудолюбию шведов, превратилась в процветающую страну. Это была очень религиозная страна (она, в общем-то, и сейчас очень религиозная) с очень строгими устоями, порядками, традициями, культом семьи и удивительным, невероятным трудолюбием и целеустремленностью.
В 16 лет Астрид становится журналистом в местной газете. Ее литературное дарование, умение писать, конечно же, было природным. Но, оторвавшись от корней, работая в совершенно другом мире, нежели тот, где трудились ее родители, она пережила то, что случается переживать молоденьким девушкам: она забеременела, будучи не замужем. Лично для меня это ключевой факт биографии Астрид, который, по-видимому, во многом перевернул ее жизнь.
Что тогда произошло? Астрид была вынуждена уехать из дома, где она не могла родить внебрачного ребенка. Она уезжает в Стокгольм, снимает там жилье, подрабатывает машинисткой. У молодой девушки не получается обеспечить свою жизнь. В определенный момент встает вопрос: где и как будет жить этот ребенок? Астрид знакомится с женщиной из Копенгагена, которая помогает ей найти датскую семью (в Швеции таких семей еще нет), готовую принять этого ребенка на некоторое время, кормить и воспитывать его, пока мама не станет на ноги. Это не приемная семья, это не отказ от ребенка, а это реальная помощь женщине, попавшей в очень трудную ситуацию.
Астрид недолго вытерпела разлуку с малышом. Когда ему исполняется 3 года, она забирает его из этой семьи и возвращается с ним в деревню к родителям. И абсолютно смело гуляет с ним по улицам. За эти 3 года она смогла стать на ноги, так, что можно было обеспечить себя и ребенка. Конечно, травма была колоссальной: разлука с ребенком для нее была такой же трагедией, как для любой другой женщины, и она боролась, чтобы не отдать ребенка, найти способ быть вместе с ним.
Дальше ее жизнь складывается вполне удачно. Она выходит замуж, у нее рождается дочь, семья живет счастливо. И только это семейное благополучие позволяет раскрыться ее таланту.
Есть фото Астрид, где она забралась на дерево. На нем ей около 70 лет. Для нее было очень важно показать, что она и в почтенном возрасте вполне умеет лазать по деревьям, что ее деревенское детство осталось вместе с ней. Существует монография И. Я. Новицкой «Становление художественного мира Астрид Линдгрен» (если вам хочется узнать о биографии писательницы, то стоит ее прочитать), которая весьма убедительно доказывает, что все герои-хулиганы Астрид Линдгрен списаны с ее собственного детства. Вероятно, так оно и есть, ведь с чего еще может списывать писатель, как не с собственного опыта?
КНИГИ
Итак, давайте вспоминать ее творения. Самая известная книга Астрид — это, конечно же, «Карлсон, который живет на крыше». Другие ее произведения тоже знакомы русским читателям: «Рони, дочь разбойника», «Эмиль из Лённеберги», «Расмус-бродяга», «Мио, мой Мио!». Это самые растиражированные в России книги писательницы.
Астрид писала очень много, отличаясь фантастической плодовитостью. Но что было для нее главной темой? Возьмем книги «Крошка Нильс Карлсон» и «Нет разбойников в лесу». Эти книжки о совсем маленьких детях, детство которых проходит в вынужденном одиночестве. Условно говоря, это истории про Ларса, ее собственного сына.
«Крошка Нильс Карлсон» (в Швеции фамилия Карлсон такая же популярная, как в России — Иванов) появляется задолго до любимого нами «Карлсона, который живет на крыше». Это история о мальчике, который вынужден все время, пока родители работают, проводить дома один. Его сестра умерла. И он целый день сидит дома взаперти и никуда не может выйти, но, тем не менее, должен себя как-то занимать. Так у него появляется волшебный друг. Друг очень маленький и живет за маленькой дверкой. Поэтому ему достается вся мебель для кукол, которая осталась от сестры.
Книжка удивительная. С одной стороны, она проникнута желанием показать взрослым, как тяжело живется в таких условиях ребенку, что такое жизнь одинокого ребенка. С другой стороны, она вся соткана из разговоров с ребенком о том, из чего состоит его быт. Мальчик и его волшебный друг сначала убираются в этой маленькой комнатке, потом ее обустраивают, то есть это медленный, практически бессюжетный, бесконфликтный рассказ о том, из чего состоит жизнь ребенка. Причем ребенка не из богатой семьи, а из такой семьи, в которой жила сама Астрид. Примерно о том же книжка «Нет разбойника в лесу», только там в качестве главной героини девочка.
Но самыми интересными лично для меня оказались книги «Мы все из Бюллербю» и «На острове Сальткрока». Здесь появляется тема семьи: фокус смещается с ребенка на взаимоотношения детей и родителей, на то, как строится семья, на то, как взаимодействуют между собой старшие и младшие. Эти книжки пока очень елейные, абсолютно беспроблемные, спокойные, размеренные. Если что-то происходит, то оно не выходит за рамки бытовых проблем: погас свет, укусила оса. Максимум, что происходит опасного, — дети уплывают на лодке и какое-то время не могут вернуться, но, естественно, в этой же главе все заканчивается хорошо. Это книжки, в которых есть базовая уверенность в том, что мир по отношению ко мне настроен хорошо. Родители, если и допускают ошибки и оплошности, то совсем чуть-чуть и нестрашные.
Благодаря этим книжкам в шведской литературе возникает понимание того, что ребенок — это не Расмус-бродяга, гуляющий сам по себе, не Оливер Твист, а это семья. Вы хотите помочь ребенку? Помогите семье. Это мысль семейная. Я не буду утверждать, что именно поэтому в Швеции такое глубочайшее уважение к семье, но мне кажется, что свою роль в развитии и поддержке этой ценности в обществе Астрид, несомненно, сыграла.
Астрид писала книги и для подростков, и с этой стороны мы ее знаем хуже. У нее есть серия книг о Кати, которая уже не ребенок, а достаточно самостоятельная молодая девушка. Кати путешествует по миру, бывает в Париже, Италии, Америке. В этой книге посредством географического сюжета, проживания новых встреч Астрид удается разговаривать с подростками о том, что их волнует. Как общаться с юношами? Как пойти на свидание? Как вообще реагировать на то, что с тобой происходит?
В этой книге уже присутствует целый ряд сцен, по поводу которых начинаешь сомневаться: а стоит ли об этом читать ребенку? Может быть, еще рано? Но позвольте, а когда надо говорить о том, что с тобой произойдет в 18, 19, 20 лет? Точно не в 18. На такой книжке не может быть маркировки 18+. Она должна быть адресована 13-летним — тогда, когда подростки начинают об этом задумываться. И это та мысль, которая впоследствии очень сильно повлияла на развитие шведской литературы.
ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР НА СЛОЖНЫЕ ТЕМЫ
Что еще мы должны знать об Астрид Линдгрен? Параллельно с написанием книг она участвует в съемке фильмов по своим произведениям, не упуская ни одного из форматов общения с детьми, возможности рассказывать о своих книгах, своих мыслях.
Она вообще очень щедро дарила себя людям, этот светлый, мудрый, хотя и по-своему жесткий человек. Если вы полистаете ее биографию, то увидите, что на ее долю выпала не одна война. Во время Второй мировой войны она работает — ни больше, ни меньше — в цензуре. Иначе говоря, она фактически работает на спецслужбы, и через нее проходит то, что обычно проходит через такие институты. У Астрид было очень жесткое отношение к фашизму, очень четкие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в этом мире. И именно это привело к тому, что, будучи уже очень авторитетным, состоявшимся и зрелым человеком, она вступает в полемику с министром экономики по поводу налогов, и тем самым берет на себя ответственность по защите своих сограждан, тех, кто читает ее книги, кто разделяет с ней жизнь в стране. Такая активная позиция для детского писателя — это редкость на тот момент и, безусловно, заслуживает уважения.
Книга «Братья Львиное сердце» переведена на русский язык, но ее плохо знают. Она вызвала огромный скандал в Швеции. Эта книжка — первый честный и открытый разговор с ребенком о том, что такое смерть. О том, что смерть — это часть жизни. Книга довольно своеобразна. Смерть там представляется как Нангияле, некая страна, в которую ты попадешь. Фраза «Встретимся в Нангияле» — это эпитафия, которую используют шведы для надписей на надгробных камнях. Астрид, выросшая в религиозной семье, саму себя называла агностиком. По сюжету, один из двух братьев неизлечимо болен, а второй, старший все время его утешает, стараясь сделать, чтобы жизнь младшего брата была настолько светлой, насколько это возможно. Вроде бы всё говорит о том, что старшему потом придется плакать о младшем. Но жизнь распоряжается иначе: первым погибает старший брат. Они встречаются в другой стране. А в другой стране их ждут новые испытания, уже не болезнью или несчастным случаем, а другие. Пройдя эти испытания, они снова встречаются с тем, что называется смерть — с уходом из этого мира.
Таким образом, Астрид ввела тему смерти в детской литературе в качестве возможной темы для разговора с детьми. Это не значит, что дети раньше ничего не знали и не читали о смерти, нет. Но это тот разговор, который может состояться, если ребенок пришел к нам и прижал к стенке вопросом: «Мама, я умру?». Что и как ему отвечать в таком случае? Астрид говорит: нет таких тем, на которые мы не будем говорить с ребенком. Мы обязаны отвечать ребенку на любой его вопрос. Это обязанность взрослых перед детьми. И каждое поколение должно найти свои ответы — нельзя довольствоваться теми ответами, которые были найдены 100 или 50 лет тому назад, хотя на них можно опираться. Это вечная социализация: социализируются не только дети — социализируются и родители. И это тоже была мысль Астрид Линдгрен.
СОВРЕМЕННАЯ ШВЕДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Шведы оказались благодарными читателями. Им сейчас довольно успешно удается развивать направление детской литературы. Первый из современных шведских детских писателей, продолжающих те идеи, о которых говорила Астрид Линдгрен, — это Свен Нурдквист.
Самая главная его книга — нет детей, которые бы ее не любили! — это истории про Петсона и его котенка Финдуса. Петсон — это старичок, который живет один в деревне, а Финдус — его котенок. Котенок все время попадает в ситуации, которые, в отличие, к примеру, от приключений Карлсона или дяди Федора и кота Матроскина, «разрывают шаблон». Например, одна из историй называется «Петсон грустит». Всю книжку у Петсона, который, как вы понимаете, олицетворяет собой родителя, плохое настроение. Он хандрит, ничего не хочет делать, не хочет идти работать. Котенок пытается всячески развеселить Петсона, предпринимает миллион попыток, чтобы этого добиться, но тщетно. Мысли у этой истории две: 1) грустить вообще-то нормально; 2) не всегда взрослые утешают маленьких, бывает и наоборот. Эти истории — книжный сериал, а Свен Нурдквист выступает и автором текста, и художником (собственно, он художник по образованию). Одна из моих любимейших его сказок — «Рождественская каша», очень добрая и красивая история.
Следующий писатель очень непростой — Анника Тор. Она пишет для подростков. На русский язык пока переведена ее четырехчастная книга «Остров в море» — история о четырех еврейских девочках-подростках, которые были чудом спасены от гетто при помощи Красного креста и перевезены из Австрии в Швецию. Это история их жизни в Швеции в приемных семьях. Еще у нее есть очень жесткая подростковая повесть «Правда или последствия». Это уже очень возрастная писательница, но очень сознательно выбирающая сюжеты и темы, на которые нужно говорить с подростками.
Следующий шведский автор — абсолютно феноменальный и фантастический Ульф Старк. Он иногда приезжает в Россию, которую очень любит, и даже пытался переводить «Руслана и Людмилу» на шведский язык. Он продолжил идею Астрид Линдгрен о том, что с детьми нужно говорить буквально обо всем. «Моя сестренка — ангел», «Звезда по имени Аякс», «Маленький Асмодей», «Черная скрипочка» — это книжки для маленьких детей, в которых он так или иначе говорит о конечности жизни, о том, что смерть — это часть жизни. Он не говорит об этом прямо, но эта мысль прочитывается из текста.
Книжка «Звезда по имени Аякс», по словам самого Ульфа, выдавалась с Хеппи Милл в Макдональдс. Это малюсенькая, в 16 страниц книжка о смерти собаки. В одной семье родился мальчик, а в семье уже была собака, и она стала его лучшим другом. Когда мальчику было 7 лет, псу Аяксу пришло время покидать этот мир. Мальчик очень горевал, а потом ему приснился сон, как он на волшебной лошади путешествует на звезду по имени Аякс. Читать это без комка в горле, без слез невозможно, но это ровно то, что нужно переживать вместе с детьми. Это печально, но это правильно — горевать о своем друге, правильно, чтобы оставалась память об ушедших.
У Ульфа Старка есть совершенно потрясающие подростковые романы — «Пусть танцуют белые медведи» и «Чудаки и зануды». Это сложные истории о том, как распадаются семьи, но все-таки не распадаются жизни. О том, что если родители больше не могут жить вместе, жизнь все равно сохраняет свои прелести, что она на этом не заканчивается. Но развод родителей — это сложный период, он меняет людей, и его нужно пережить.
Замечательный шведский писатель Стефан Каста — это уникальный автор, который ставит перед собой задачу каждый раз написать книжку в новом жанре. Он создал учебные книги «Софи в мире деревьев» и «Софи в мире трав» для знакомства детей с природой, утопию «Зеленый круг», очень сложную повесть «Притворяясь мертвым», где ребенок из Вьетнама, усыновленный шведской семьей, влюбляется в девочку и ради нее начинает общаться с ее компанией. Однажды они, чтобы выполнить домашнее задание, отправляются в лес слушать птиц. В этом лесу нашего героя бросают, фактически, он рискует погибнуть из-за подростковой жестокости. Но книжка на этом не заканчивается: он не только спасается, но еще и прощает своих обидчиков. Это, по сути, христианская идея. Другие произведения Стефана Касты транслируют иное мировоззрение, то есть он все время экспериментирует. На русский язык также переведена его книжка-картинка «Какого цвета Мистер Лис?».Она о том, что ты можешь быть не похож на других, но это никак не влияет на то, принимают тебя другие или нет.
Наконец, сейчас в стране работают две прекрасных шведских писательницы — Пернилла Стальфельт, которая создает рисованные энциклопедии о самых разных вещах — например, о любви, о смерти, о толерантности, и Туве Аппельгрен (эта писательница живет в Финляндии) с ее книгой «Веста-Линнея и капризная мама». Это история о том, как мама идет с двумя детьми в парикмахерскую. Собираясь туда, мама со старшей дочкой повздорили — как часто вздорим мы, когда, например, собираем детей в детский сад. Писательница описывает, что из этого получилось. И главная мысль этой книжки – «Мне не всегда нравится то, что ты делаешь, но люблю я тебя всегда» – пожалуй, достойное уже не продолжение, а развитие идеи Астрид Линдгрен.
Что же сделала с детской литературой замечательная старушка Астрид Линдгрен? Она способствовала распространению среди детских писателей идей о том, что детская литература: 1) должна быть очень разной и предназначаться для всех; 2) должна защищать права детей, показывать взрослым, кто такие дети; 3) должна защищать права родителей, живых, допускающих ошибки. И самое главное — что детская литература может помочь родителю разговаривать с ребенком на очень сложные темы. Потому что спрятаться от этих тем вряд ли удастся.
Источник: Thezis.ru Гуманитарные дискуссии
ОТПРАВИТЬ:
Читать @chaskor
Биография
Писательница, подарившая детям удивительно обаятельного персонажа Карлсона и симпатичную сумасбродку Пеппи Длинныйчулок, стала родной всем детям мира. Трудно найти семью, где не читали добрые и увлекательные книжки Астрид Линдгрен. Шведская писательница, как никто другой, разгадала детскую душу и нашла к ней тропинку. Простыми словами она очертила главные проблемы и страхи маленьких людей, напомнив взрослым то, что они когда-то знали, но забыли.
Детство и юность
Астрид Анна Эмилия Эрикссон, так звучит полное имя писательницы до замужества, родилась в ноябре 1907 года в Швеции, на хуторе Нес. В фермерской усадьбе прошли детские годы будущего литератора. Близость к природе, размеренный век «лошади и кабриолета» способствовали душевной открытости и развитию творческого начала юной шведки.
Астрид Линдгрен
В доме Эрикссонов царили любовь и согласие. Родители Астрид встретились на рынке, когда маме было 7, а отцу 13 лет. Детская дружба переросла в симпатию, а позже — в любовь. У Самуэля Августа и Ханны родилось четверо детей: первенец – сын Гуннар — и три дочери, старшей из которых была Астрид Анна Эмилия.
Астрид Линдгрен с родителями, братом и сестрами
Детей окружал крестьянский быт и первозданная природа. Ребята помогали родителям по хозяйству, а в свободное время носились по окрестностям хутора в поисках приключений. В семействе, по словам Астрид Линдгрен, царила удивительно добрая атмосфера: взрослые не стеснялись проявлять теплых чувств друг к другу и детям, что в крестьянских семьях было редкостью.
Астрид Линдгрен в детстве
Маленькая Астрид Линдгрен обожала слушать фольклор — предания и легенды, которые часто рассказывали детям на хуторе. Не научившаяся еще читать Астрид впервые услышала «книжную» сказку в доме у подруги. Ее детям читала на кухне мама. Впечатлительная девочка заслушалась, погрузилась в волшебный мир и долго возвращалась к действительности. Вскоре Линдгрен научилась грамоте, и чтение стало ее любимым занятием навсегда. Уже в начальных классах будущая писательница продемонстрировала литературные способности, за что ее в шутку называли Сельмой Лагерлеф (первый нобелевский лауреат по литературе).
Астрид Линдгрен в юности
После окончания средней школы 16-летняя девушка устроилась младшим репортером в местное периодическое издание. Спустя 2 года беременная от женатого мужчины Линдгрен покинула Виммерблю и отправилась в столицу, желая затеряться в миллионном городе, где ее никто не знает. В Стокгольме Астрид Линдгрен получила специальность секретарши и до рождения ребенка работала в Королевском автоклубе.
Литература
Спустя 5 лет Астрид Линдгрен, теперь уже замужняя дама, стала домохозяйкой. В 1941 году семья, в которой теперь подрастало двое малышей, обосновалась в стокгольмской квартире, из окон которой виден живописный Васа-парк. Здесь женщина написала все свои произведения. Поначалу Астрид Линдгрен оттачивала перо, работая секретарем. Потом она увлеклась написанием небольших по объему сказок и коротких путеводителей для семейных и детских журналов.
Астрид Линдгрен в молодости
По словам сказочницы, первый персонаж детской приключенческой повести родился благодаря маленькой Карин. Заболевшая воспалением легких дочь, привыкшая к маминым сказкам на ночь, попросила Астрид рассказать историю про Пеппи Длинныйчулок. Имя персонажа девочка выдумала. Линдгрен исполнила желание малышки и сочинила сказку. Она так понравилась дочери, что мама растянула продолжение на десятки других вечеров.
В это время мысли Астрид Линдгрен занимали жаркие дискуссии о воспитании подрастающего поколения. Одна часть общества ратовала за уважение к личности ребенка и необходимую свободу действий, вторая – за классическое, пуританское воспитание и ограничение свободы. Астрид была на стороне «либералов» от педагогики, что продиктовало характер ее Пеппи.
Астрид Линдгрен и Пеппи Длинныйчулок
Каждая следующая новелла о свободолюбивой рыжеволосой сумасбродке в разноцветных чулках требовала продолжения. За пять лет короткие истории «выросли» в повесть. Когда дочери Астрид Линдгрен исполнилось 10, мама сделала ей подарок на юбилей: рукопись из нескольких историй о Пеппи она проиллюстрировала и превратила в книгу.
Рукописный дубликат с приключениями рыжей сорвиголовы Линдгрен отнесла в крупное шведское издательство Bonnierkoncernen. Но издатель не спешил печатать выходящую за привычные рамки детской литературы книгу. Подумав, «Боньерконцерн» вернул рукопись Астрид. Писательница приуныла, но рук не опустила: она видела, какое впечатление на дочь произвели рассказы о Пеппи, и точно знала, что продолжит писать для детей.
Сказки Астрид Линдгрен
В 1944 году шведская писательница услышала о конкурсе, проводимом только что появившемся издательством «Рабен и Шегрен». Перед авторами поставили задание написать книгу для девочек. Три лучших сочинения издатели обещали напечатать. Астрид Линдгрен представила на суд жюри повесть «Бритт-Мари изливает душу» и заняла второе место. Так началась ее творческая биография.
В следующем году «Рабен и Шегрен» пригласили Астрид на работу. Линдгрен с удовольствием заняла кресло редактора детской литературы и проработала на этой должности до 1970 года, покинув его по достижении пенсионного возраста.
Книги Астрид Линдгрен
В том же счастливом для писательницы 1945 году «Рабен и Шегрен» опубликовало первую книгу о Пеппи – «Пеппи поселяется на вилле «Курица»». Повесть так понравилась юным шведам, что ее мигом раскупили. Вскоре сочинение было переведено на десятки языков и разошлось по миру миллионными тиражами. В 1946 и 1948 годах детская аудитория дождалась продолжений повести.
В 1946 году Астрид Линдгрен подарила юным читателям повесть о приключениях сыщика Калле Блюмквиста. В 1951 году дети прочитали вторую часть похождений Калле, а спустя 2 года вышла заключительная часть трилогии, названная «Калле Блюмквист и Расмус». Придумав доброго сыщика, Линдгрен предложила альтернативу вошедшим в моду триллерам, к которым потянулось и юное поколение.
В середине 1950-х Астрид Линдгрен подарила читателям первую часть трилогии «Мио, мой Мио!». Это сказочная и грустная повесть о мальчике, который остался без родительского тепла. Осиротевших детей после войны было много, и материнское сердце Астрид их судьба волновала. Своим сочинением она давала таким детям надежду и утешение, помогала справиться с трудностями и вселить веру в счастливое завтра.
Спустя год, в 1955-м, появилась первая книга трилогии о «в меру упитанном» чердачном жильце Карлсоне и грустном Малыше, мальчике из обычного семейства, до которого у занятых родителей не доходят руки. Развлекать и утешать Малыша прилетает инфантильный любитель сладкого с пропеллером на спине.
Иллюстрация к сказке Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Книга имела оглушительный успех, соизмеримый с приключениями Пеппи. В 1962 году вышла вторая часть трилогии, а спустя 6 лет – третья. Перевод сказочной истории о Малыше и Карлсоне для русских читателей сделала Лилианна Лунгина. Первая часть появилась спустя 2 года после издания в Швеции, третья – в 1974 году.
С 1963 по 1986 годы Астрид Линдгрен сочинила для ребят цикл из 6 книг о маленьком сорванце, упрямом и находчивом Эмиле Свенсоне. 6-летний проказник регулярно попадает в переделки, но он невероятно сметлив и часто подсказывает отцу неожиданные решения в хозяйстве и бизнесе.
Портрет Астрид Линдгрен
Еще одно яркое и любимое миллионами детей сочинение Линдгрен – фэнтези-сказка «Рони, дочь разбойника» – появилось в начале 1980-х. Это поучительная и добрая повесть о детской мудрости, которой следует поучиться взрослым. Рони – дочка атамана Маттиса, враждующего и конкурирующего с разбойником Борки, у которого подрастает сын Бирк. Отпрыски заклятых врагов проникаются симпатией и становятся друзьями. А когда враждующие родители запрещают им дружить, убегают от них в лес.
Произведения шведской сказочницы десятки раз экранизировались и ставились на театральных подмостках стран Европы, Америки и Азии. Впервые на экранах появилась повесть о Блюмквисте: премьера картины состоялась в 1947 году на рождественские праздники. Спустя 2 года маленькие телезрители увидели экранизацию приключений Пеппи.
В Советском Союзе творчество Астрид Линдгрен было широко известно и любимо. В 1976 году дети СССР увидели на экранах фильм «Приключения Калле-сыщика», в 1978-м – картину «Расмус-бродяга», через 6 лет – «Пеппи Длинныйчулок» и «Проделки сорванца». Мультфильмы о Карлсоне вышли в 1968 и 1970 годах.
Астрид Линдгрен при жизни осыпали всевозможными наградами. В 1958-м ей вручили медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.
Личная жизнь
Первая любовь Астрид Линдгрен оказалось несчастливой. Ее возлюбленный – редактор журнала «Виммербю» Аксель Блумберг – был женат. 18-летняя журналистка забеременела от старшего на 30 лет мужчины, когда он разводился. И если бы на судебном процессе узнали, что Блумберг изменил супруге Оливии, его банковский счет опустел бы. Поэтому беременная Астрид уехала из города.
Молодая Астрид Линдгрен с сыном
В Дании позволяли оставлять имя биологического отца в тайне, поэтому молодая женщина родила мальчика Ларса в Копенгагене. До 5 лет Ларс воспитывался в семье приемных родителей Стивенсонов.
Астрид Линдгрен с мужем
В Стокгольме Астрид познакомилась с Нильсом Стуре Линдгреном. После свадьбы в 1931-м Линдгрен забрала сына, а через 3 года родила дочь Карин. Нильс усыновил Ларса и дал ему свою фамилию. Супруги прожили в счастливом браке 21 год.
Смерть
В 1952 году скончался муж писательницы. В 1961 году не стало мамы, а через 8 лет и отца. Трагичным оказался для Астрид 1974 год: навсегда ушли брат и друзья детства. И настоящее горе обрушилось на женщину в 1986-м, когда умер ее сын.
Памятник Астрид Линдгрен
Линдгрен часто размышляла о таинстве ухода в иной мир, но, в отличие от родителей-лютеран, веривших в вечную жизнь, Астрид была сторонницей агностицизма. Умерла Астрид Линдгрен в январе 2002 года в почтенном возрасте – в 94 года.
Память
- В год смерти Астрид Линдгрен шведское правительство учредило премию памяти знаменитой писательницы в размере 5 миллионов крон, которую каждый год присуждают лучшему детскому писателю. В 2016 году ее вручили британке Мег Розофф.
- Весной 2015 года шведский банк выпустил новую серию купюр достоинством в 20 крон, на которых изображена Астрид Линдгрен.
Банкнота с изображением Астрид Линдгрен
- Шведы трепетно берегут квартиру в Стокгольме, где 60 лет жила и умерла знаменитая писательница. Музеем жилище стало зимой 2015 года, когда Швеция отметила 108-й день рождения Астрид Линдгрен.
- В квартире-музее хранится сувенирное блюдо, которое в 1997 году вручил Астрид Борис Ельцин.
Библиография
- 1945 – «Пеппи поселяется на вилле «Курица»
- 1946 – «Пеппи отправляется в путь»
- 1948 – «Пеппи в стране Веселии»
- 1946 – «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист»
- 1951 – «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует»
- 1953 – «Калле Блюмквист и Расмус»
- 1947 – «Мы все из Бюллербю»
- 1949 – «Снова о детях из Бюллербю»
- 1955 – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
- 1962 – «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»
- 1968 – «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
- 1963 – «Эмиль из Леннеберги»
- 1966 – «Новые проделки Эмиля из Леннеберги»
- 1954 – «Мио, мой Мио»
- 1981 – «Рони, дочь разбойника»
Девочка с короткой стрижкой, мать-одиночка, одна из самых молодых журналисток и щедрый меценат. А другие её знают всего лишь как создательницу Карлсона и Пеппи длинныйчулок. 110 лет назад, 14 ноября 1907 года, родилась Астрид Линдгрен. Маша Цицюрская, автор телеграм-канала «Тисовая улица», рассказывает, о каких крутых фактах её биографии можно узнать из книги «Этот день и есть жизнь».
Любила наряжаться в мальчика
В середине 1920-х Европу захлестнула мода на стиль «гарсон». Столичные девушки стали коротко стричься, носить брюки и галстуки. Юная Астрид Эриксон была не из робких и с удовольствием эпатировала консервативную публику шведского города Виммербю новым образом. По тем временам это была неслыханная выходка, но в Астрид уже тогда жил дух бунтарства и свободы, который 20 лет спустя породил всемирно известную Пеппи.
«В Виммербю было около трёх с половиной тысяч жителей, я первая в городе коротко постриглась. Бывало, люди на улице подходили, просили меня снять шляпу, показать стриженую голову. Примерно в то же время французский писатель Виктор Маргерит издал свою «La Garçonne» («Холостячку»), скандальный роман, получивший мировую известность. Думаю, девушки всего мира пытались походить на Ля Гарсон — я, по крайней мере, пыталась».
С 15 лет работала журналистом
После школы Астрид уговорила родителей разрешить ей устроиться на практику в главную газету Виммербю — «Виммербю тиднинг». В то время журналистика была сугубо мужской профессией, и молодой девушке заслужить место кого-то кроме секретарши было очень сложно. Но главный редактор газеты уже был знаком со способностями Астрид: за несколько лет до этого её школьное сочинение так понравилось учителям и редактору, что его опубликовали в газете. В «Виммербю тиднинг» Астрид проработала больше двух лет — писала короткие заметки, некрологи, занималась корректурой. Почти все заметки выходили без подписи, но было и несколько авторских репортажей.
Родила первого ребёнка от женатого мужчины в 19 лет
Задиристая и талантливая Астрид так понравилась главному редактору «Виммербю тиднинг» Райнхольду Блумбергу, что отношения между ними в какой-то момент стали совсем не рабочими. Астрид забеременела. Она хотела оставить ребёнка, но не хотела продолжать отношения с его отцом. 19-летняя мать-одиночка, которая родила от женатого мужчины вдвое старше, — в крошечном Виммербю в 1920-х годах это был несмываемый позор для всей семьи. В итоге сын Лассе родился в Дании, и первые три года жил там с приёмной матерью, а Астрид регулярно его навещала. Позже Линдгрен винила себя за годы, когда не могла быть рядом с сыном, и отразила эти чувства в своих книгах.
«Иногда Ханна огорчённо и с неприкрытым удивлением спрашивала: «Как ты могла?». Ей казалось, если мне непременно надо было забеременеть, можно было, по крайней мере, найти кого-нибудь другого. И, честно говоря, я тоже так думала. Ни себе, ни Ханне я не могла ответить на вопрос «как ты могла?». Но когда это юные, неопытные, наивные дурочки могли на него ответить? Как там в этом рассказе Сигурда о легкомысленной Лене? Я читала о ней в ранней юности. Совсем не красавица, уверял писатель, она «всё же пользовалась спросом на рынке желания». Я читала и думала с какой-то завистью: «Ах, быть бы хоть как она!» Ну и мне это удалось. Правда, такого результата я не предвидела».
В юности Астрид пережила голод и депрессию
После рождения сына Астрид Эриксон переехала в Стокгольм, чтобы учиться на стенографистку. Это были тяжёлые годы: денег не хватало даже на еду, Астрид страдала от разлуки с сыном и от отчуждения родителей. При малейшей возможности она ехала на самом неудобном, но дешёвом ночном поезде в Копенгаген к Лассе. Письма брату и родителям тех лет полны отчаяния и даже суицидальных мыслей.
«Всё сливалось в единое острое переживание счастья от книги и солидарности с юным Гамсуном и всеми, кто ходил голодным по всем большим городам мира. Как вот, например, я — ну да, ну да, я, конечно, даже близко не голодала, как Гамсун, который, расхаживая по Христиании, жевал кусочек дерева. В Стокгольме я просто никогда не бывала по-настоящему сытой. Но и этого хватало, чтобы отождествить себя с безумным юношей из Христиании, и подумать только, что он смог написать такую захватывающую и ужасно забавную книгу о голоде».
Начинала писать с коммерческих сказок
В 1930-х годах тексты Астрид Линдгрен снова стали выходить в печати. Она вышла замуж за Стуре Линдгрена, воспитывала Лассе и младшую дочку Карин. Её работу в газете не забыли, и однажды Астрид заказали рассказ для рождественского журнала. Так в журналах появились её первые детские рассказы. В них пока ещё не считывался озорной и живой стиль будущей великой писательницы, это была проба пера. Астрид автоматически подстраивалась под морализаторский тон, который тогда был в детской литературе. Но потом она полностью отказалась от такого подхода.
«Пока дети были маленькими, я сидела дома, хлопотала по хозяйству, играла с ними и рассказывала им очень много сказок. Однажды в ситуации крайней нужды я записала пару дурацких сказок, которые продала одному журналу, но в целом не нарушала своего обещания не становиться писателем».
Служила в шведской разведке
С 1940 по 1945 год Астрид Линдгрен работала в отделе перлюстрации писем почтовой службы Стокгольма — досматривала входящие и исходящие отправления за рубеж. Это была секретная и грязная, по словам самой Астрид, работа, но семье нужны были деньги, и так можно было чувствовать себя причастной к большому делу. За шесть лет Астрид прочла тысячи писем и хорошо знала, что делает война с простыми людьми.
«Кстати, странно читать письма людей, рассказывающих, как дети и женщины, которых они знали лично, погибли при бомбардировках. Когда об этом пишут газеты, как-то не верится, но когда из письма узнаешь, что «оба ребёнка Жака умерли во время оккупации Люксембурга» или что-то подобное, это внезапно становится ужасающей действительностью. Бедное человечество; читая их письма, я ужасаюсь, сколько же болезней и нужды, скорби, безработицы, нищеты и отчаяния на этой жалкой планете. Но у семьи Линдгрен всё хорошо! Сегодня мы с моими сытыми детьми ходили в кино на «Молодого Тома Эдисона». Мы живём в нашем тёплом уютном доме; вчера на ужин ели омара и паштет, сегодня — говяжий язык с красной капустой; крутые яйца и гусиную печень на обед (это Стуре свихнулся). Но такое обжорство мы, конечно, можем себе позволить только по субботам и воскресеньям, и даже тогда меня мучает совесть при мысли о французах с их двумястами граммами масла в месяц».
Писала книги с помощью стенографических знаков
В молодости Астрид выучилась на стенографистку, и все свои рукописи создавала с помощью стенографических знаков по методу Мелина. Как сказала Линдгрен в одном из интервью, она очень любила писать в постели, а стенографировать лёжа гораздо удобнее, чем печатать на машинке. В архиве Астрид Линдгрен хранятся 660 стенографических блокнотов с черновиками книг за 50 лет. Один из таких блокнотов с текстом «Пеппи» когда-то лежал на обеденном столе, за которым собиралась семья Линдгрен. На оборотных сторонах страниц с историями о самой сильной девочке в мире красуются угрюмый Супермен и арифметические примеры, эскизы модных дамских платьев и туфель и набросок к цветному изображению Пеппи.
В «Пеппи Длинныйчулок» Астрид насмехается над Гитлером
Первая редакция «Пеппи Длинныйчулок» была написана во время войны. Считается, что весь характер Пеппи был ответом на военное насилие — Пеппи не терпит агрессию и противопоставляет ей своё хорошее настроение и мирное хулиганство. Астрид интересовалась войной, особенно Гитлером, Сталиным и Муссолини, и много размышляла об этом в дневнике. Гитлер предстаёт в книге «Пеппи идёт в цирк» в образе директора цирка. Этот комичный, властный персонаж, который говорит с немецким акцентом, управляет цирком. В той же книге появляется силач Адольф.
Получила медаль Ханса Кристиана Андерсена (которую называют Нобелевской премией по детской литературе)
В 1958 году Астрид Линдгрен получила самую престижную международную награду для детских писателей за книгу «Расмус-бродяга». В 50-е вышли три книги про мальчика по имени Расмус, и шведы были от него без ума. Расмус был героем не только книги, но и радиопостановок и телефильмов. В «Расмусе-бродяге» силён мотив одиночества — Стуре Линдгрен умер в 1952 году, Карин и Лассе выросли, и Астрид вдруг впервые осталась в своей квартире одна. Одинокий сирота Расмус напоминает о раннем детстве Лассе, которое Астрид никогда себе не простила.
«Всё это пока, кажется, секрет, так что никому из посторонних ничего не говорите. Но это ужасно престижная международная награда, присуждается за лучшую детскую книгу, изданную за последние два года. Не то чтобы я считаю Расмуса шедевром, но раз они не нашли ничего лучше, остаётся только поблагодарить».
Линдгрен свергла министра финансов (серьёзно)
В старшем возрасте Линдгрен стала активно участвовать в общественной деятельности. Её авторитет в Швеции был огромен, к её мнению прислушивались. В начале 1976 года в газете «Экспресс» опубликовали сказку «Помперипосса в Монисмании», где Астрид обличала социал-демократов, которые к тому моменту были у власти больше 40 лет. Особенно Линдгрен нападала на министра финансов Гуннара Стрэнга, виновного, по её мнению, в непомерных налогах. Весь год писательница полемизировала с политиками на страницах газет, и в итоге сентябрьские выборы обернулись для социал-демократов поражением, а Стрэнгу стоили поста министра.
«Гуннар Стрэнг всегда умел рассказывать сказки, а вот считать так и не научился. Нам с ним, наверное, стоило бы работой поменяться».
Была экологической активисткой
Природа, по словам самой Астрид, всегда была важна для неё: она любила проводить время в домике на острове Фурусунде, и детей старалась часто вывозить за город. В 1980-1990-х Астрид Линдгрен стала одним из лидеров шведского экологического движения. На страницах всё той же газеты «Экспресс» она выступала за новый закон об охране животных, против развития атомной энергетики и за защиту полевых ландшафтов. Считается, что статьи и сказки Линдгрен сильно повлияли на шведское экологическое законодательство.
«Наши животные — живые существа, они могут страдать, им бывает страшно и больно — как и людям. <…> Имеем ли мы право пренебрегать потребностями животных ради дешёвой еды?»
Помогала бедным, больным и беженцам
Как только Астрид стала знаменитой, на её адрес повалили письма от детей со всего мира — часто авторы благодарили за книги и делились мыслями, но порой рассказывали о своих страданиях, проблемах с родителями, бедности. С кем-то Астрид много лет переписывалась и даже дружила, многим помогала финансово. Считается, что в общей сложности Астрид пожертвовала фондам и частным лицам больше десяти миллионов современных шведских крон. Она отправляла деньги в Красный крест, Гринпис, Amnesty International, оплачивала учёбу детям-беженцам и лечение инвалидам.
» | Конечно, чего волноваться? Это ведь всего лишь Болезнь Одина! Чума, которая бушевала на архипелаге столетиями, умерщвляя целые племена викингов! | ” |
— Сморкала |
Болезнь Одина (в другом переводе — Бич Одина) (англ. Scourge of Odin) — это смертельная инфекционная болезнь, которая бушевала на архипелагах.
Симптомы
Эффекты болезни: кашель, бледная кожа, тошнота и вялость. Инфицированные бледнеют и начинают кашлять примерно через день. Они становятся слишком слабыми, чтобы ходить, и имеют тенденцию падать в обморок. На следующий день их кожа бледнеет и в конце концов приобретает болезненный зеленый оттенок, а глаза наливаются кровью. Говорят, что смерть наступает во время третьей Луны.
Лечение
Единственное известное лекарство от данной смертельной болезни — зеленая слюна, выделяемая драконами — Буйволордами. Данное лекарство трудно найти, так как всех Буйволордов почти уничтожили во время последней вспышки Болезни Одина. Эффект, к счастью, наступает почти мгновенно.
Появления
Сериал
«Драконы: Гонки по Краю»
Эпизод: «Непобедимый Буйволорд»
Астрид заражается Болезнью Одина, когда она входит в трюм корабля с зараженной командой, и единственный оставшийся в живых пассажир потянулся к ней за помощью, царапая ее руку. Поскольку Болезнь Одина может передаваться только через кровь, она заразилась через царапину. В конце концов ее вылечили слюной Буйволорда, смешанной с травами, которые ест данный дракон, и рыболовецкая команда была похоронена как подобает викингам — их корабль был сожжен в честь банды.
Игры
«Dragons: Rise of Berk»
Когда наездники нашли Цыпу и Василиска, Сморкала думают, что последний заражен Болезнью Одина, намекая, что животные тоже могут контактировать с болезнью.
Известные заражённые
- Астрид;
- Экипаж рыбацкой шхуны Вигго;
- Племена викингов (несколько столетий назад).
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|