Многие люди хотят, чтобы и в их жизни произошло что-нибудь чудесное, но оно происходит только там, где в этом есть острая нужда. Самое главное чудо Великой Отечественной войны — это победа наших дедов и прадедов над фашистами. Но во время войны происходили и другие, известные немногим, чудеса.
Это случилось в 1941 году, во время Великой Отечественной войны. В деревне недалеко от Сергиева-Посада жила одна семья. Сын Сергей окончил десять классов и размышлял, куда пойти дальше учиться. Но в июне началась война, и его призвали в армию. Мать, провожая Сергея на фронт, благословила его крестиком и сказала: «Смотри, сынок, не снимай крестика с себя, он тебя спасет от смерти», — перекрестила, и сын уехал. Повезли ребят на фронт не подготовленных, и в первом же бою все, кого не убили, попали в плен. Среди пленников оказался и Сережа. Выстроили солдатиков и приказали: «Командиры и коммунисты, два шага вперед из строя!» Никто не вышел. Тогда скомандовали: «Каждый второй — два шага вперед!» Среди вторых первым оказался Сережа. К нему подошел немецкий офицер и рванул гимнастерку. Пуговицы оторвались, выпал крестик. Немецкий офицер ошеломленно посмотрел и начал у всех вторых таким же образом расстегивать гимнастерки. Ни у кого крестика больше не оказалось. Он спросил Сережу: «Ты есть христианин, а они есть коммунисты?» Юноша ответил на это: «Я уверен, что ты не коммунист, но на тебе ведь тоже нет креста». — «О, да!» — согласился немец. Никого на этот раз не расстреляли, всех увезли в лагерь.
Иван Воронов был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, его, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала ему иконку Божией Матери и завещала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице — Она тебе поможет!» Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трех сторон немцы, с четвертой — вязкое болото. Тут-то и вспомнил Иван материнский наказ. Отстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: «Богородица Дева, если Ты есть — помоги!». Помолился и возвращается к своим, а рядом с ними стоит старушка: «Что, заплутали, сынки? Пойдемте, я вам тропочку покажу!» И вывела всех по тропочке к своим. Иван отстал опять и говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!» А «старушка» ему отвечает: «А ты Мне еще всю жизнь свою служить будешь!» — и пропала, как будто и не было. Тут Иван вспомнил прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за «старушка»! И слова Ее сбылись: долгие годы архимандрит Алипий (Воронов) был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Чудо — это вторжение в обыденную жизнь той Реальности, нужду в которой в сытые и благополучные годы люди осознают редко. Поэтому гораздо чаще мы слышим о подобных случаях, произошедших во время войн или стихийных бедствий. Настоящие чудеса никогда не случаются просто так. Смысл сверхъестественного вмешательства Бога в жизнь как тех людей, о которых вы читали выше, так и многих других не в том, чтобы сохранить или устроить их земную жизнь. Смысл любого чуда в том, чтобы спасти человека для Вечности.
Истории Сергея, Ивана, безымянного летчика и многих солдат, офицеров, блокадников, тружеников тыла заканчиваются одинаково: советские люди, воспитанные в атеистическом духе, пришли к вере и служению Тому, Кто оказался сильнее незыблемых законов и непреодолимых обстоятельств. Его победа над смертью стала и их победой. А 9 мая 1945 года в православных храмах звучало пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — победив смертью смерть и открыв Царство Небесное для всех, кто хочет туда войти.
8 декабря 1941 года произошел облет Москвы с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы, рассказал православный писатель Николай Блохин. Это сообщение поразило многих и разошлось громадным количеством публикаций по средствам массовой информации. По мнению некоторых, эта история доказывает, что Сталин был тайноверующим вождем, что он преобразился во время войны и что ему помогла Матерь Божья. Так ли это? Был ли такой облет?
Историю о том, как по приказу Сталина 8 декабря 1941 года на американском «Дугласе» был совершен облет Москвы с иконой Богородицы Девы Марии «Тихвинская», рассказал главный участник события маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов.
Было это летом 1952 года. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя командовал военно-воздушными силами Московского военного округа, был генерал-лейтенантом. Но на конюшне все его звали Васькой. Он подтвердил рассказ главного маршала авиации.
Александр Евгеньевич рассказывал, что, мягко говоря удивился, когда услышал приказ Верховного. Была жуткая метель — в нескольких метрах ничего не видно. Возник резонный вопрос: «Нельзя ли перенести полет?». Но Сталин сказал, что погода очень хорошая, а станет еще лучше. И произнес необычную загадочную фразу: «Варлаам Хутынский, как уже устраивал, так еще устроит». Что ж, приказ есть приказ. Штурмана на облет Москвы Голованов решил не брать: чего там «штурманить», когда все равно ни зги не видно! Но ему дали очень интересных пассажиров: священника с иконой и тремя женщинами. Голованов говорит батюшке: «Вообще-то так: полет наш непредсказуем, — вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но…». — «Милок, — отвечает священник, — какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!». Представляете реакцию летчика? Но батюшка говорит еще круче: «Слушай, сынок, нельзя ли в полете, это самое, чтобы двигатели твои работали потише и не мешали пению?» Голованов не выдержал и рассмеялся.
Взлетели. И вдруг Голованов заметил, что в самолете необычайно тихо. Посмотрел: моторы работают. А шума нет! Ясно слышны голоса священника и певчих: «Царица моя преблагая, надежда моя, Богородице…». А по радиосвязи голос из Кремля: «Саша, сделай погромче…». Сталин любил церковное пение, об этом рассказывали сведущие люди после его смерти.
Полет продолжался. Голованов рассказывал: «Смотрю, а у меня в фонаре (переднее стекло кабины) вид, как на полотнах Куинджи: кругом метель, а впереди все видно до самого горизонта». Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода.
Дева Мария – одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. Пожалуй, нет на свете ни одного человека (за исключением младенцев, пожалуй), который не слышал бы о ней. О Марии, Матери Иисуса Христа, знает и католик, и православный, и мусульманин, и атеист.
В основе почитания Девы Марии лежит истина Ее Богоматеринства, и именно этой истине в Римско-католической церкви посвятили первый день нового года. 1 января католики всего мира отмечают Торжество Пресвятой Богородицы – праздник, завершающий Рождественскую октаву.
Ну, а мы в этот день вспомним самые известные явления Девы Марии народу. Правда, оговоримся, что далеко не все эти явления официально признаны католической церковью. Некоторые до сих пор ждут своего часа и тщательнейшим образом изучаются. К тому же явлений Пресвятой Девы в разы больше, чем семь.
Явление первое. Крестившая Латинскую Америку.
Жители Латинской Америки свято чтут образ Пресвятой Девы Марии Гваделупской.
Жители Латинской Америки свято чтут образ Пресвятой Девы Марии Гваделупской, которую считают покровительницей обеих Америк и уважительно называют «Наша сеньора Гваделупе». А начался культ почитания Девы Гваделупской со скромного индейца Хуана Диего, проживавшего вблизи Мехико. 9 декабря 1531 года он, как новообращенный католик, спешил мимо холма Тепейак на утреннюю мессу в церковь, но неожиданно услышал прекрасное пение. Решив полюбопытствовать, откуда раздается этот голос (или голоса), он взобрался на вершину холма и увидел сияющее облако. В облаке том Хуан Диего увидел прекрасную молодую женщину, которая была больше похожа на девушек его племени, нежели на белокожую испанку.
Дама назвалась Девой Марией и попросила построить на месте её явления храм, чтобы все желающие могли почитать ее Сына – Иисуса Христа. Но вот незадача! Священники не поверили Хуану, решив, что Богоматерь не может явиться какому-то там индейцу без души (ранее испанцы считали, что у коренного населения латинской Америки душа отсутствует, а значит, индейцев можно убивать без зазрения совести).
Но Богоматерь не отступила. В один день, когда Хуан Диего отправился за священником для своего больного дяди, Дева Мария в очередной раз явилась несчастному индейцу и повелела собрать все цветы, какие он только найдет на холме. Юноша повиновался, хотя на холме ничего не росло. Но внезапно он увидел куст роз, растущий на скале. «Вот Мое знамение, – сказала Дева Мария. – Возьми эти розы, заверни в свою накидку и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».
Придя к епископу Хуан Диего развернул свою накидку, где были розы, и все увидели на ткани Богородицу, стоящую на молодом месяце, в окружении звёзд и Солнца. После этого священники раскаялись в своем неверии, а дядя Хуана Диего, находившийся при смерти, был чудесным образом исцелен.
Всё это убедило коренных жителей Мексики, которые продолжали поклоняться своим богам, что христианство – истинная вера. И после явления Девы Марии Гваделупской почти 6 миллионов индейцев самостоятельно обратились в католичество. Так состоялось крещение Латинской Америки.
Явление второе. Дева и пастушка.
Лурдская пещера.
В 1858 году Дева Мария явилась простой деревенской девочке из французского городка Лурд. 14-летняя Бернадетта Субиру, не блиставшая умом, фактически стала вестницей догмата католической церкви о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. 11 февраля 1858 года родители послали Бернадетту вместе с другими детьми за ветками для растопки. Чтобы попасть в рощу, где можно было набрать этих самых веток, детям пришлось пересечь небольшой ручей. Друзья Бернадетты быстро справились с этой задачей, а девочка так и осталась стоять в нерешительности – то ли пересекать ручей, то ли нет.
Так и не дождавшись ее решения, дети оставили Бернадетту одну. Когда же наконец девочка решилась пересечь холодный ручей, она вдруг увидела золотистое облако, что выплыло из пещеры на другом берегу ручья. На облаке стояла неземной красоты женщина…
Первый раз Бернадетта не посмела последовать за прекрасной дамой, однако все остальные 18 явлений пастушка не только следовала за незнакомкой, но и разговаривала с нею. Поначалу девочка подумала, что это душа одной из умерших годом ранее жительниц деревни, но позже поняла, что с нею вела беседы сама Дева Мария. Бернадетта, страстно желавшая узнать имя своей собеседницы, однажды на одной из встреч озвучила свой вопрос, и тогда Богоматерь ответила: «Я есмь Непорочное Зачатие». Девочка передала эти слова своему духовнику, который вспомнил, что буквально за 4 года до этого церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Конечно же, необразованная Бернадетта не могла знать об этом. Так в то, что юная пастушка из Лурда общается с Девой Марией уверовали все жители близлежащих деревень и сёл.
Позже Бернадетта стала монахиней, но долго не прожила. Она умерла в возрасте 35 лет от непосильных работ, зависти других монахинь и переживаний, связанных с огромным вниманием паломников к скромной девушке. В 1933 г. Бернадетта Субиру была причислена к лику святых Католической церкви.
Явление третье. Фатимские тайны.
Храм Пресвятой Девы Росарии из Фатимы.
Считается, что Дева Мария явилась трем детям из португальского городка Фатима в 1917 году, однако некоторые исследователи уверяют, что явления эти продолжались с 1915 года вплоть до конца 1917 года.
Богородица оставила трем детям – двум сёстрам Лусие и Жасинте и их брату Франсишку – три предсказания, которые были открыты не сразу. Во-первых, детям поначалу не поверили. Когда Жасинта рассказала своим родителям о встречах с прекрасной Девой, её высмеяли, а Лусию даже побили. Староста допрашивая детей вместе и по отдельности, так и не смог добиться признания о том, что все эти встречи и предсказания – выдумка самих ребят.
Католики зажигают свечи во время молитвы Богородице.
Через 13 лет, после тщательного расследования явление Девы Марии в Фатиме было признано Римско-католической церковью подлинным чудом. Однако скептики до сих пор уверены, что в фатимских явлениях нет ничего сверхъестественного. Одни ученые полагают, что «танец солнца», который 13 октября 1917 года вместе с детьми наблюдали и 70 тысяч паломников, приехавших в Фатиму, легко объясняются законами физики, а другие уверены – во всём виновато НЛО.
Тем не менее, три предсказания, три тайны, которые явила Богородица трем детям, сбылись. Первое касалось начала Второй мировой войны, второе – судьбы России, а третье – судьбы Папы Римского.
Про Россию Дева Мария сказала так: «…Начнется другая война… (речь, скорее всего идет об Октябрьской революции и Гражданской войне – прим. автора) Чтобы помешать этому, я буду просить о посвящении России Моему Пренепорочному Сердцу… Если на просьбы мои откликнутся, Россия обратится и настанет мир, если нет — то она распространит свои заблуждения по миру, сея в нем войны и гонения против Церкви; праведники станут мучениками… многие народы будут уничтожены. Но в конце Мое Сердце восторжествует. Святой Отец посвятит Мне Россию, которая обратится, и на некоторое время будет дарован мир».
Кстати, в 1952 году Папа Римский Пий XII особым апостольским письмом посвятил народы России Пречистому Сердцу Марии. Подобный обряд состоялся и через 12 лет, когда следующий Папа, Павел VI, во второй раз посвятил народ России и других стран «социалистического блока» Сердцу Марии.
Третье предсказание Богородицы было раскрыто относительно недавно. Оно касалось покушения на Папу Римского. Действительно, в 1981 году в Папу Иоанна Павла II стрелял турецкий террорист. Однако иерарх католической церкви остался жив, и через год посетил Фатиму, положив пулю, извлеченную из его тела, на алтарь храма, построенного в честь явления Девы Марии.
Явление четвертое. Дева Мария в Японии.
Статуя Пресвятой Девы в японском городке Акита.
Пречистая Богородица являлась людям не только в Европе. В начале 70-х прошлого столетия Дева Мария появилась в Японии, в небольшом городке Акита. Видела Богоматерь глухая монахиня Агнесса Сасагава Кацуко.
В возрасте 19 лет после неудачно проведенной операции она потеряла слух и в течение 16 лет была прикована к постели. Медики только разводили руками. Они были бессильны помочь девушке.
Глухую пациентку переводили из больницу. И вот в одном из госпиталей, она встретилась с медсестрой-католичкой, которая рассказала несчастной о христианской вере. Благодаря медсестре состояние Агнессы улучшилось, а в 1969 году она решила уйти в монастырь и посвятить себя Богу. Правда, через 4 месяца после пострига состояние женщины снова ухудшилось, и только святая вода из источника в Лурде помогла монахине встать на ноги. Первый раз Агнессса увидела Деву Марию 12 июня 1973 года во время молитвы. Блестящие таинственные лучи вышли из Дароносицы. Эти лучи Агнесса видела на протяжении нескольких дней, а затем на её левой ладони образовался стигмат в форме креста. Боль была невыносимой, однако монахиня держалась стойко, отвечая утешавшим ее сестрам, что рана на руке Пресвятой Девы Марии гораздо глубже. Изумленные сёстры решили зайти в часовню и обнаружили такую же рану на статуе Девы Марии… Но на этом чудеса в Аките не закончились. В этот же вечер Агнесса, молясь образу Богородицы, услышала первое послание. Дева Мария сказала монахине, что в скором времени она исцелится, и призвала всех сестер молиться за людей, чтобы искупить их грехи и остановить гнев Отца Небесного.
Богоматерь еще несколько раз являлась Агнессе, призывая ее к терпению и стойкости. Она предсказала монахине не только ее дальнейшую судьбу, где присутствовали гонения и насмешки, но и судьбу японского народа, в частности смертоносное цунами в марте 2011 года.
Через 10 лет после появления Девы Марии к Агнессе вернулся слух, и она окончательно выздоровела. После унизительных проверок сестер, которые были свидетельницами чудесного явления, Римско-католическая церковь все-таки признала сей факт подлинным, хотя и до расследования более 500 человек, среди которых были как христиане, так и буддисты, видели, как статуя Девы Марии в акитском монастыре источала кровь, пот и слезы.
Явление пятое. Пречистая в Зейтуне.
Одна из фотографий Зейтунского явления.
Иногда явление Богородицы могут растягиваться на годы. Так, в Египте Деву Мария видели, начиная со 2 апреля 1968 года и заканчивая августом 1969 года. Зейтунское явление примечательно тем, что Божию Матерь видели не только христиане и остались фотографии этого явления.
Первыми Деву Марию в каирском пригороде Зейтун увидели… мусульмане. Три механика узрели женщину, облаченную в белые одежды и стоящую на вершине церкви. Лица, к сожалению, мужчины так и не разглядели из-за ослепительного света, исходящего от фигуры. Но кто-то предположил, что это Богородица, и тут же фигура в белом подтвердила это предположение утвердительным наклоном головы.
Народ, наблюдавший явление Девы Марии, тут же помчался к священнику, что жил неподалеку, требуя от него объяснить это видение. Священник решил взглянуть на явление, открыл окно – и чудесный Свет пролился в его комнату. Он увидел Пречистую Деву в ореоле сияния, правда, видение продолжалось недолго. Фигура поднялась в ночное небо и растворилась в темноте.
Количество желающих увидеть Пречистую Деву росло в геометрической прогрессии. У церкви, где произошло первое явление, собирались толпы в 250 тысяч человек. И христиане, и иудеи, и мусульмане, и атеисты скандировали: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!» И Дева Мария являлась многотысячной толпе…
Поначалу эти явления случались два-три раза в неделю, но со временем Богоматерь представала пред очи людей всё реже и реже. Но каждый раз Мария являлась в разных обличьях – то как Царица Мира, то как скорбящая за все народы Дева, то с Младенцем Иисусом на руках, то коленопреклоненная перед Крестом. Известны случаи чудесного исцеления во время этих явлений. Как-то раз фотограф Вагих Ризк Матта, пытаясь снять Деву Марию на пленку, несколько распустив затвор камеры, обнаружил, что больная рука, долгое время его беспокоившая, внезапно исцелилась. Явление Девы Марии в Зейтуне стало неким мостиком между Востоком и Западом. Впервые за всю историю человечества люди разных вероисповеданий молились вместе, без всякого деления на национальности и расы.
Явление шестое. Спасительница Буденновска.
Свято-Крестовская икона Божией Матери написана после явления Богородицы в Буденновске.
14 июня 1995 г. в полдень в город Буденновск Ставропольского края ворвалась банда Шамиля Басаева. Боевики крушили всё на своем пути, взяв в заложники персонал и пациентов центральной больницы. По словам самого Басаева, он не планировал вообще останавливаться в Буденновске, его целью был аэропорт в Минеральных водах, где он и его люди хотели захватить самолет, чтобы отправиться в Москву. Но денег, чтобы добраться до Минеральных вод у боевиков не хватило – все ушли на взятки милицейским патрулям. Поняв, что средств катастрофически не хватает, Басаев принял решение провести терракт в Буденновске.
В итоге в заложниках у бандитов оказалось более 1500 человек. Шесть суток медперсонал, старики, дети и беременные женщины, готовые родить, жили в ожидании чуда. И чудо свершилось. На помощь заложникам поспешила Дева Мария.
Жители Буденновска, а также боевики неоднократно видели скорбящую женщину в темных одеждах, которая стояла возле креста из облаков. Причем, Богородицу видели не только в ночь перед захватом больницы, но и в ночь перед тем, как террористы покинули город. Среди местных (да и не только местных) жителей бытует мнение, что именно явление Марии стало решающим в стремлении Басаева покинуть Буденновск, поскольку часть террористов была шокирована и деморализована явлением Богоматери. К сороковому дню поминовения жертв этой трагедии по велению митрополита Ставропольского Гедеона была написана Свято-Крестовская икона Божией Матери. На ней Мария изображена возле креста на голубом фоне. Руки святой сложены в молитве. Правда, Богородица, вопреки описаниям свидетелей, изображена в багровых одеждах, а не темных. Красный цвет стал символом крови невинно погибших в 1995 году в Буденновске.
Явление седьмое. В пылающем Цхинвале.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале.
С наступлением XXI века Дева Мария не оставила жителей Земли, продолжая являться тем, кто более всего нуждался в защите. В 2008 году жители пылающего Цхинвала видели Богородицу, идущую по развороченным снарядами улицам города. Когда 8 августа того года грузинские войска атаковали Южную Осетию, некоторые жители могли наблюдать, как с купола храма Рождества Пресвятой Богородицы сошла прекрасная Дева и прошествовала навстречу русским солдатам, несмотря на перестрелку и взрывы.
Епископ Аланский Георгий поначалу не поверил свидетелям этого чуда, считая, что некоторым жителям Цхинвала Дева Мария привиделась от страха, но затем он и сам увидел Мать Иисуса Христа, выходящую из церкви, и все сомнения развеялись, как дым. Богородицу видели именно в тех местах, где шли самые кровопролитные бои.
Невероятно, но факт: бомбы уничтожили множество церквей, однако пощадили храм Рождества Пресвятой Богородицы, откуда и сошла Мария. Во двор собора падали снаряды, но зданию никакого вреда они не причинили.
Кстати, бумажные иконки Богородицы и Спасителя, которые раздавала бойцам Российской Армии местная жительница, помогли остаться в живых прапорщику Александру Шашину. Он положил иконки в нагрудные карманы, и пуля снайпера, летевшая прямо в грудь, вдруг развернулась боком и ударила плашмя, упав Александру на колени. После этого случая прапорщик снабдил иконками, что брал про запас, всех своих сослуживцев. Из части Шашина никто не погиб…
Страницы истории
Фото: Образ Пресвятой Богородицы, вырезанный по дереву немецким солдатом в 1942 году. Фото: www.palomnik.by
В глуши Беловежской пущи, среди лесов и болот, затеряно сельцо Рожковка. Всего-то семь десятков человек живут в нем, называя свое родное место не селом, а деревней. Однако, если разобраться, это именно село, поскольку уже три четверти века высится здесь бревенчатая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, собирает по праздникам горстку прихожан на богослужение. Маленький храм этот, как и расположенная рядом братская могила партизан, включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
За что же выпало такое «отличие» скромной сельской церквушке? Войдя в Казанский храм, люди первым делом с благодарностью припадают к чудотворной святыне здешних мест – Рожковской иконе Божией Матери. Явление этого образа 28 сентября 1942 года в небе над Рожковкой спасло жизни 276 крестьянам, приговоренным немцами к расстрелу. Так утверждают старожилы.
ЖИВА ЦЕРКОВЬ – ЖИВА И ДЕРЕВНЯ
Даже в наши дни добраться до Рожковки – дело не такое уж простое. Как, впрочем, и из Рожковки до, предположим, ближайшего райцентра Брестской области – города Каменец, в котором обитают немногим более восьми тысяч жителей. Но слава о знаменитой Каменецкой веже – уникальной по своей сохранности обзорной башне XIII столетия – идет по всему свету.
О Рожковке тоже в последнее время говорят в православных СМИ, и паломники в Казанскую церковь приезжают регулярно. Их не так много, но они есть. Однако рейсовые автобусы из Каменца ходят в сельцо, отстоящее за 17 километров, как-то странно: то ежедневно, да по два раза в день, а то вдруг на целых две недели – перерыв. В общем, надо заранее разузнавать про автобус, не то можно попасть в затяжное «окно».
Проселочные дороги ведут из Рожковки в окрестные деревни Дмитровичи (здесь сельсовет), Ходосы и Осинники. Речка здешняя имеет говорящее название – Лесная. И края эти, в общем, вполне можно назвать былинными, намоленными и освященными древними преданиями и знамениями.
Явление чудотворной Рожковской иконы Божией Матери случилось три четверти века назад – живы еще в этих краях люди, которые могут припомнить что-то из трагических событий 42-го, предшествовавших чуду и сопровождавших его. Впрочем, чудо это продолжается и по сей день – ведь у Рожковской иконы есть замечательное и необъяснимое свойство: обновляться, постоянно выглядеть так, будто она только вчера вырезана из дерева и раскрашена минеральными красками.
Скажем сразу: люди, ставшие непосредственными участниками событий конца 1942 года, в те времена были совсем малыми детьми, а ныне они – ветхие старики. Конечно, многое истерлось из памяти людской, многое приобрело иные черты под влиянием личных впечатлений. И все-таки, сведя воедино рассказы старожилов, сопоставив их, можно довольно отчетливо представить себе картину тех давних событий.
ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ ДЛЯ НЕУГОДНЫХ ПРИШЕЛЬЦЕВ
Рожковка территориально расположена в заповеднике Беловежская пуща, на самом юге этого лесного массива. Также и другие деревни Дмитровичского сельсовета – в заповедной глуши. Здесь испокон веков охотились знатные люди, которых, помимо зубров, тянуло в эти края многое – например, та же Каменецкая вежа (башня) у подножия которой будто застыли века. Или – знаменитые тысячелетние дубы, что растут неподалеку.
Немецкие войска оккупировали эти села и деревни буквально в первые дни войны. И командующий авиацией Герман Геринг, фанатичный любитель охоты, сразу же приказал организовать для него и его гостей приличное охотхозяйство с апартаментами, набрать егерей, лесную охрану. Был даже выделен специальный отряд люфтваффе, обслуживающий этот сектор Беловежской пущи, куда любил внезапно нагрянуть Геринг с друзьями и соратниками.
Естественно, непрошеные гости опасались партизан, ведь здешние леса и болота, как и практически вся Беларусь, стали своего рода военным лагерем для тех, кто боролся против оккупантов с оружием в руках. На Брестщине, пожалуй, не было ни одной деревни, из которой не ушли бы партизанить. Гитлеровскому любимцу было здесь не слишком уютно: особо не расслабишься на охоте, тут впору самому стать объектом охоты. И Геринг создал целое подразделение – батальон охраны пущи с особым отрядом по защите «от браконьеров и партизан», как сказано в приказе. Командиром назначили майора Эмиля Хербста. Согласно немецким донесениям, в Беловежской пуще действовало около пяти тысяч партизан. Майор Хербст организовал в лесничествах и селениях опорные пункты и мобильные отряды пехоты для розыска партизан и их уничтожения.
А партизанами были тогда множество местных жителей: если даже сами не уходили в лес, то всячески помогали борцам против фашистов – кто продуктами, кто – одеждой. Или — ценными сведениями. В деревнях тайно лечили раненых или заболевших партизан. А летом 1942-го в эти края был сброшен советский десант, но парашютисты попали в засаду. Одного раненного десантника в Рожковке долго прятали от немцев и пытались вылечить, но советский воин умер от ран. Его тайно похоронили, но немцы узнали про могилу и вынесли рожковцам предупреждение: мол, еще раз повторится нечто подобное – расстреляем всех! Старожилы деревни вспоминали, что они тогда не поверили в реальность угрозы – да ну, дескать, ерунда! Стращают только фрицы, не может такого быть, чтобы за помощь раненому или кусок хлеба голодному — вдруг взяли да и расстреляли. Ну, выпорют ремнями… И действительно – до поры до времени жителям Рожковки многое сходило с рук, хотя немцы прекрасно были осведомлены о связях сельских жителей с партизанами.
Еще летом 1941 года во время боев сгорело село Белое, что неподалеку, а в нем огонь уничтожил и Казанскую церковь. И решили жители Рожковки построить такую же церковь у себя в деревне. Обратились за разрешением к немецким властям, к тому самому начальнику охраны пущи — майору Эмилю Хербсту. И тот разрешил, даже помог найти бревна.
Вообще, этот майор Хербст был личностью необычной среди оккупантов. Он то и дело получал упреки от начальства вплоть до прямых выговоров по службе. За что? За чересчур милостивое отношение к жителям. Хербста обвиняли даже в том, что он симпатизирует пособникам партизан, покрывает их и заступается за них. Так, однажды, после того как партизаны провели один из своих рейдов, майор Хербст категорически отказался от предложения устроить карательную операцию в отношении крестьян. В период всей своей службы в Беловежской пуще, вплоть до марта 1943 года, Эмиль Хербст был уважаем окрестными жителями, поскольку отпускал и спасал от смерти даже евреев и коммунистов, когда их выдавали немцам предатели. Хербст говорил, что сражается только с теми, кто воюет против него с оружием в руках, но никак не против мирных жителей.
Однако фашистское командование готовило Рожковку к уничтожению. В начале осени 1942-го местные партизаны снова нанесли чувствительный удар по дислоцированным здесь немецким подразделениям. Служба безопасности в своих донесениях именовала Рожковку не иначе как «явным бандитским гнездом». Хербсту снова предложили возглавить карательную операцию, и он снова отказался. Согласился лишь на то, чтобы руководить вывозом детей из Рожковки в соседние деревни. Но не все рожковцы отдали своих малышей – многие упорно не верили в близкую казнь.
Известно, что в дальнейшем майору Эмилю Хербсту удалось воспрепятствовать некоторым другим карательным экспедициям в созданном фашистами Белостокском округе.
Но власть майора Хербста в этих краях не была безгранична.
«РАССТРЕЛЯЕМ ВСЕХ. КОПАЙТЕ ЯМУ»
Утром 28 сентября 1942 года из села Беловежи в Рожковку прибыла расстрельная команда. Отряд карателей ехал на 20 автомашинах и четырех танкетках, словно выступал против значительного подразделения противника. Все было обставлено торжественно и беспощадно. На показательную расправу согнали окрестных предателей – прибыли жандарм из Дмитрович, несколько старост и двое-трое добровольных помощников оккупантов с белыми повязками на рукавах.
Из своих домов вывели всех жителей Рожковки – 276 человек из 47 семей (по другим данным – 57 семей). Вот какими большими были тогда деревенские семьи в Беларуси – в среднем по пять-шесть человек! Порядка двадцати рожковцев по приказу немцев принялись копать огромную траншею, будущую братскую могилу. Известны и ее размеры: ширина 4 метра, длина – 24, глубина, как и положено могиле, – 2 с половиной метра.
Вот одно из воспоминаний о том дне: «Нас выстроили у самого края… Я тогда совсем крохой была, уцепилась за материн подол, реву, молюсь… Все молились. Вдруг над головой шум – будто рокот мотора. Смотрим – самолет в небе. Прямо к нам летит. Приземлился на поляне, летчик выскакивает, руками машет, кричит что-то, а что – не поймем. Видим только, как он что-то быстро рассказывает ихнему главному – тот аж побледнел. Потом повернулся к нам и говорит: «Казнь откладывается». Это нам полицай перевел. Мы стоим, понять ничего не можем, только еще громче молиться стали».
Что же случилось в небе над Беловежской пущей? А случилось то, что летел из Беловежи (там был немецкий штаб) лейтенант Николай Нейман, потомок русских эмигрантов, ставший гитлеровским летчиком (по другим данным, отец его служил у Петлюры и впоследствии оказался в Германии). И вдруг, по рассказам самого Неймана, он «увидел в небе, сбоку от самолета, Мадонну с Младенцем» — так говорил пилот-лютеранин. И, по его словам, которые перевел жителям тот же полицай, «Мадонна велела изменить курс, чтобы спасти от гибели многих невиновных людей». Нейман послушался.
Он уговорил командира карательного отряда отложить казнь, заклиная его именем Девы Марии. А сам полетел к майору Эмилю Хербсту. Тот, узнав о готовящемся массовом расстреле, не только взял на себя ответственность за отмену казни, но и решил лично прилететь на поле перед Рожковкой и проконтролировать исполнение своего приказа о помиловании. И самолет вернулся уже с двумя немецкими офицерами – Нейманом и Хербстом.
Расстрел отменили «до следующего распоряжения», жителей отпустили по домам.
Спасенные рожковцы, конечно же, благодарили не только Всевышнего, но и своих непосредственных избавителей от смерти – майора Хербста и лейтенанта Неймана. Майор обещал приехать на освящение и первое богослужение в Казанской церкви. Оно состоялось 22 января 1943 года. Прибыли Хербст с Нейманом, с ними – еще несколько немецких офицеров, все – без оружия, согласно воспоминаниям жителей Рожковки. И майор подарил Казанской церкви икону Божией Матери, прозванную впоследствии Рожковской-Спасительницей. Оказывается, по просьбе Хербста и Неймана икону создал больной немецкий солдат-художник. Правда, выполнена она по протестантским канонам: Рожковский образ представляет собой барельеф, вырезанный из дерева и раскрашенный цветными красками.
Такова история Рожковской иконы, сотканная из многочисленных свидетельств местных жителей и фотодокументов военной поры. А что касается майора Эмиля Хербста, то он был дважды оправдан трибуналом (в 1945 и 1967 годах) и умер в Германии в 1974 году в возрасте восьмидесяти лет.
Чудесно явленная людям икона Пресвятой Богородицы по сей день пребывает в Казанской церкви села Рожковка, радуя верующих периодическим и необъяснимым обновлением. Рожковский образ Божией Матери почитается всеми православными белорусами и является одним из главных чудес в истории Беловежской пущи.
Александр Аннин
Здравствуйте, дорогие братья и сёстры! Хочу поделиться с вами фактами Божьей помощи. Меня зовут Даня, или Даниил, как Вам удобно. Мне сейчас 14 лет, я живу в Донецке, Донецкой Народной Республике, где сейчас война. Я подросток и усердно молюсь Богу. Раньше, года 2 назад, я к вере относился нейтрально, не молился, не знал вообще молитву «Отче наш». Год назад увидел свидетельство в интернете очень сильное, и сразу же захотел молиться. Купил Молитвослов Детский и начал молиться Богу. Молился я не долго, опять впал в искушение и прекратил молитву. И вот полгода назад меня Господь опять заставлять молиться, и я начал читать молитвы и читаю их по сей день. Начинал молиться с Детского Молитвослова, молился по минут 30, помимо Молитвослова я читал ещё и стихи Богу. Но и тут у меня было уныние и лень, но я через это молился 3 месяца каждый день по 3-4 раза. После 3 месяцев, я купил Святое Евангелие и Молитвослов, в котором вечерние и утренние молитвы на 20-22 страницы. И я начал их читать и читаю по сей день каждый день подряд. Утром — утренние, вечером — вечерние, а раньше читал только утренние и вечерние, а сейчас читаю утренние и молитву в продолжение дня утром, днём в 3 часа дня читаю молитву в продолжение дня, в 6 читаю вечерние молитвы и в продолжение дня, а в 9 только молитву в продолжение дня и так каждый день.После чтения Евангелия, мне так захотелось покаяться в своих грехах, потому что грешил я очень сильно. Я начал каяться, один раз пришёл домой и я отчаялся в себе, мне было так грустно, я просил Бога, чтобы Он разрешил мне обнять Его во сне и извиниться за все грехи, которые я, грешный, совершил перед Ним. Просил Бога я так 2 недели, и через 2 недели, Господь исполнил мою просьбу, Он мне приснился, в белой одежде, Он улыбался, я Его при встрече обнял, и сказал: «Прости меня пожалуйста за все мои грехи». А Он, улыбаясь, сказал: «Хорошо». Я ещё раз Его обнял и я был так счастлив! К тому времени, 2 моих друга, которые на фотографии изображены(я по центру), им было все равно, молюсь я или нет, и что надо молиться Богу. Вскоре, Андрей, мой лучший друг(слева), он начал замечать, что я молюсь, и потихоньку начал со мной молиться Богу, сначала немного, сейчас он уже сам молиться дома и первее меня идёт молиться, правда, ждёт потом меня. Потом подтянулся и Кирилл(справа), который тоже начал молиться Богу дома, я их заставил молиться, ибо надо бодрствовать и молиться Богу нашему и исполнять Заповеди Божьи. Так вот, мама начала пить и немало, почти каждый Божий день мама пила и с ней сначала говорили мои родные с ней, сестра родная старшая и брат, который ещё старше сестры, сестре сейчас 18 лет, брату 28 лет, я самый младший в семье. И ситуация не изменялась, мама продолжила и в этом году, мама очень сильно поругалась с сестрой и братом, что они даже её оскорбляли по жёсткому, я начал заступаться, потому что оскорблять свою родную маму, это очень плохо. Они этого не понимают, мама — единственный человек, которая меня начала любить сильнее их. Папа мой, Царствие Небесное, умер в 2018 году, 25 июня, я тогда лишился папы и я очень плакал. Так вот, сестра переехала из Донецка в Санкт-Петербург, а брат хочет переехать в Бердянск. Я хочу при окончании школы, я сейчас в 8 классе, пойти в Духовную Семинарию в Петербурге, мама хочет тоже в Петербург переехать и я там поступлю, Андрей, тоже наверное поступит, он захотел, очень надеюсь. Мама начала пить очень сильно, я молился за неё раньше, но потом бросал и ничего не менялось. 5 дней назад, я начал за неё молиться, я читал молитвы от пьянства на сайте, Божией Матере, Целителю Пантелеимону и другим святым. И я начал замечать, что мама совершенно перестала пить, мама раньше 2 дня могла продержаться без алкоголя максимум, а сейчас 5 дней уже не пьёт. Она даже не вернулась домой один раз из-за пьянства и осталась ночевать в гостях и пришла в 4 утра, потеряв телефон. Я тогда отчаялся, сестра не убиралась, брат маму не уважал, оскорбляли её, мама пила. Но сейчас, как я уже говорил, мама перестала пить уже 5 день, да это может быть мало, но я с мамой очень долго живу и наблюдал, что мама максимум 2 дня может продержаться, и когда у нас Андрей ночевал давно ещё, до того, как я начал молиться, она начала тоже пить. При гостях, она пьёт каждый день. Я мечтал тогда, чтобы мама не пила и уезжал даже к бабушке. Сейчас же я так рад и благодарен Богу, что Он маму мою избавил от пьянства, я буду каждый день молиться Богу, на избавлении пьянства мамы. Я вчера и сегодня был так счастлив, я был на Седьмом Небе от счастья, что мама уже 5 день не пила, я так благодарил Бога за это. На данный момент, я знаю много молитв и прочитал 4 Евангелий, от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Извините, пожалуйста, что так много текста написал, может где-то неправильно написал, может некорректно где-то или непонятно, я решил с Вами поделиться фактами Божьей помощи, от которых я был очень счастлив! Пожалуйста, верьте, молитесь Богу! Потому что, Господь показал мне, что нужно бодрствовать и молиться, а не лениться и не молиться, а также показал, какой Он милостив и показал свою безграничную милость! В итоге мы молимся втроём, и я счастлив, что исправил своих друзей с Богом! Слава Богу за всё! Маму зовут Елена.