Интегральная психология
ПОЛЮБИ СЕБЯ !
Нужно ли любить себя?
А как же быть с эгоизмом?
Каким образом возлюбить себя любимого, любимую?
Поздравляю вас — в психологии очередной бум: «Люби себя и у тебя все будет Ок». Сколько миллионов людей сегодня пытаются следовать этому завету точно, сказать трудно. С определенностью можно наблюдать реальный результат – только единицы делают прорыв. Считать, что «Люби себя» — обман ни в коем случае нельзя. Тема то правильная, действительно спасительная. Почему не работает? А потому, что все зависит от того, как понимать слово «люби» и что понимать под словом «себя», плюс методы, конечно, имеют значение.
Предлагаемая психологами технология с небольшими вариациями такова:
1. Простить себя (грехи, поступки настоящие и мнимые)
2. Принять себя такими, какие вы есть (внешность, характер, интересы и пр.)
3. Начать радовать себя (еда, одежда, удовольствия и пр. и пр.)
4. Перестать обращать внимание на окружающих.
5. Аффирмации
Я наблюдаю, большое количество людей в течении многих лет, которые самозабвенно выполняют данные рекомендации. Их утро начинается с внутренней улыбки себе любимому, потом они идут в ванную комнату, где энергично умываются или красятся и снова посылают себе улыбку и пишут на зеркале губной помадой – «Я люблю тебя! …. моя прелесть…. мой симпатяга и пр.». Потом они отправляются на кухню и делают, сами!, себе вкусняшку, не забывая уделить своему «внутреннему ребенку» необходимое внимание – Уси, пуси мой хорошенький, кили кили кили, я не дам тебя никому в обиду, сегодня мы будем смешными и глупенькими и пусть все нам завидуют. Что ты хочешь мой любимый? Ах, новые шюзики – да, мой дорогой сегодня мы пойдем за покупками, если ты захочешь еще что-нибудь….. Потом вихрем промчавшись по квартире, они глазами критика (доброго) окидывают взором, развешенные по стенам надписи «Я шикарная женщина», «Я самый крепкий перец» наконец они толкают входную дверь, не забыв подмигнуть на прощание последней надписи «Сегодня произойдет чудо!» и смело отправляются в жизнь. Не буду утомлять вас дальнейшим повествованием.
Я очень далек от издевки, все это здорово, молодцы, но! Толку от этого мало, практика неумолимо свидетельствует. Даже если вы: простите себе все свои грехи и будете прощать себе впредь все и вся, каждый раз говоря себе – Все равно я тебя люблю; будете сочинять оды собственному телу; перед зеркалом визуализировать позитивное будущее; водить себя на концерты; «выходить за себя саму замуж» и еще и еще и еще.
Вы не станете собой, друзья мои. Для того, что бы эта техника привела к любви себя тире счастью, успеху — нужно знать КЛЮЧ. Без него вы будете биться в наглухо закрытую дверь, впрочем, что-то конечно измениться. Потому, что техника обязательно приведет вас к какому-то новому состоянию. Либо вы пополните отряд эгоцентричных циников, а им, согласен, жить намного легче, чем остальным. Или превратитесь в маргинала, стерву, Дон Жуана, Винни Пуха — им тоже легче, потому, что лучше быть хоть кем-то чем никем, которым вы были раньше.
Впрочем, я открою вам страшную тайну, раньше вы тоже кем-то были там в глубине своего бессознательного: героем, жертвой, отличницей, судьей, праведником, ангелом и пр. Слишком глобальные и несуразные были роли, поэтому и тяжко было вам жить на белом свете. В результате практики «Любить себя» вы, кое-что переосмыслите, поймете и возьмете роли поменьше, вот почему легче станет. Но это все равно маски, а не вы сами.
Каждый гуру, кто сегодня рекомендует практику любить себя, не преминет вспомнить слова Иисуса Христа «Возлюби ближнего самого, как самого себя». Дескать, с этого (полюбить себя) нужно начинать, а потом и любовь к ближним появится. Ничего у Вас не получиться друзья мои. Заповедь выдернута из контекста и смысл ее потерян. На самом деле сказано:
«… один законник спросил Его, какая же самая большая заповедь. Иисус ответил:
— Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим,
и всею душою твоею,
и всем разумением твоим»:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
Вторая же подобная ей:
— Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»
О чем здесь говориться с точки зрения психологии? О том, что нужно в своем разуме, чувствах и духе обнаружить и полюбить нечто изначальное, индивидуальное, истинное (возлюби Господа Бога твоего. Не сказано нашего. Бог внутри вас и только так его можно понять, через свою индивидуальность, которая, кстати, не величина фиксированная, не манекен, а действие в пространстве Жизни).
Где гарантия того, что ваши сиюминутные желания – это Божественное в вас? Где подтверждение того, что ваша нескладная фигура Божественна? Ничего ж не изменилось. Просто раньше вы боялись всяких табу, а теперь нет, но как были вы скопищем детских аффектов и продуктом коллективного бессознательного, так и остались. Просто, вырос ребенок немного, посмелее стал, пошустрее. Помните Абдулу из «Белого солнца пустыни» — «Я долго ждал, а потом Аллах сказал мне: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный…». Какое-то время музыка играла, но кончил Абдула плохо, потому что Бог с бандитами не разговаривает, кстати и с Винни Пухами тоже, как и с любой маской, которую мы надеваем. Бог – индивидуальность в нас.
Любить себя, значит любить свою индивидуальность, а не всякий мусор, накопившийся за годы жизни. Я наблюдаю, как люди старательно начинают любить в себе все, что там есть, а там есть и «белое и черное», соответственно и то и другое усиливается; и позитивное и комплексы. Вроде ярче человек стал, а на самом деле только контрастность усилилась. Картинка та же самая осталась!
Потакать себе и любить себя — две большие разницы.
КЛЮЧ №1. ОТКРЫТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Эта практика не для всех, только для волевых людей, так что не знаю, сможете ли вы идти дальше?
Рекомендую не заглядывать вперед, а сразу начать практику (потребуется 3-4 часа, кстати, а вы, за сколько времени хотели научиться любить себя?)
Урок первый: знакомство
Подойдите к зеркалу, представьтесь, Я ……. Учтите, что за спиной у вас незримо присутствует Жизнь – всеведущая, всезнающая и беспристрастная. И зеркало перед вами – это тоже Жизнь. Представьтесь — вы представляетесь Жизни, она будет сегодня принимать решение. Расскажите вкратце свою биографию, кто вы что вы. Расскажите Жизни про свою внешность, опишите себя. Откройте все свои тайны. Все без исключения.
А теперь, самое главное, расскажите жизни историю своих поражений и побед, радостей и горестей, историю боли и счастья — все это нужно повторить слово в слово 22 раза подряд! (отмечайте на бумажке)
Урок второй: общение
Вот видите, как все изменилось, согласны? С первого раза ничего толком не поймешь. Столько лет прошло, что вы сами перестали понимать, что происходит. Теперь можно и поговорить. Поговорить о будущем.
Расскажите Жизни, какими бы вы хотели стать, о чем мечтаете. Расскажите Жизни о своих целях и конечно же тех чувствах, которые вы бы хотели испытывать при достижении своих целей. А то, какие же цели без хороших, красивых чувств? А теперь, пожалуйста, о своих целях и чувствах на будущее расскажите Жизни 22 раза подряд, слово в слово.
Ок, вы рассказали Жизни чего хотите. А теперь узнайте, какой Жизнь хотела бы видеть вас? Какие бы цели ей понравились больше? Какие бы ваши чувства больше порадовали? Спросите у Жизни — сегодня момент истины.
Урок третий: свидание
Понимаете, что происходит? Догадываетесь? Вы не есть ваши желания, и Вы не есть ваши чувства. Вы – это то таинственное, что живет на этом свете. Самый главный вопрос не как оно живет, а зачем?
Желания — это про те цели, куда вы идете, всего лишь цели. Цели могут меняться, могут становиться ненужными, могут появляться новые. Разве вы перестаете при этом жить? Ах да, может быть и перестаете, когда обламывается очередная надежда и цель ускользает из ваших рук. Так значит Вы – цель? Или все-таки Вы – это Вы? Поймите раз и навсегда, Вы не есть ваши цели. Вы это Вы.
Посмотрите на себя в зеркало Жизни. Ответьте кто вы? Неужели Вы – это те же цели и чувства, что и у других, с разницей лишь в комбинации того или другого? Если так, то Вы — комбинация и тогда о чем мы тут теряем время? Вы ищете себя, что бы любить себя.
Задавайте себе этот вопрос столько раз пока, наконец, не поймете кто Вы. А то собрались любить себя, а кто же вы есть не знаете. Вы надеялись получить на него ответ сегодня? Зря.
Продолжайте урок столько дней и ночей, сколько потребуется.
*******
Сегодня в моде Луиза Хей. Забегая вперед скажу, что ее книги достойный учебник о том, как научиться любить себя. Но сейчас мы обратимся к другой теме. Я хочу вас еще раз разочаровать. Когда вы разберетесь с тем, кто вы есть, вы все равно не сможете любить себя. Потому, что этого недостаточно. Необходим еще один ключ.
КЛЮЧ №2. ОДНА ЛЮБОВЬ НА ВСЕХ.
Эта практика тоже не для всех, только для сильных. Справитесь ли вы с ней? Или лучше оставить все как есть? В конце концов, жили вы без любви к себе, ну настроение плохое, но и забот в сущности то никаких. А тут ?
Знаменитые 10 заповедей Луизы Хей.
1. Прекратите критиковать. Критика никогда никого не меняет. Откажитесь от критики себя. Примите себя именно такими, как вы есть. Когда вы критикуете себя, ваши перемены негативны.
2. Прекратите запугивать и терроризировать себя своими же мыслями. Это ужасный способ жизни. Найдите для себя такой образ, который приятен вам (для меня — это желтая роза), и немедленно переключайтесь от пугающих вас мыслей к приятным.
3. Будьте великодушны, добры и терпеливы. Будьте великодушны по отношению к себе. Будьте добры к себе. Будьте терпеливы, так как вы осваиваете новый способ мышления. Относитесь к себе как к истинно любимому человеку.
4. Будьте добры по отношению к своему разуму. Ненавидеть себя — значит ненавидеть свои мысли. Не стоит делать этого. Лучше измените их.
5. Восхваляйте себя. Критика разрушает внутренний дух. Похвала укрепляет его. Хвалите себя, как можно больше. Говорите себе, как хорошо вы справляетесь с каждой мелочью.
6. Поддерживайте себя. Найдите способы поддерживать себя. Обращайтесь к друзьям и позвольте им помогать вам. Вполне естественно просить о помощи, когда вы в ней нуждаетесь.
7. Относитесь с любовью к вашим недостаткам. Осознавайте, что вы их сами создали, чтобы удовлетворять какие-то свои потребности. Сейчас вы ищете новые позитивные пути для удовлетворения ваших потребностей. Так что, нежно избавляйтесь от старых негативных стереотипов поведения.
8. Заботьтесь о своем теле. Научитесь правильно питаться. Какая пища необходима вашему телу для поддержки оптимальной энергии и жизнеспособности? Разучите физические упражнения. Какие из них доставляют вам удовольствие? Нежно любите и уважайте храм, в котором вы живете
9. Работайте с зеркалом. Чаще смотрите себе в глаза. Проявляйте свои чувства возрастающей любви к самому себе. Глядя в зеркало, прощайте себя. Глядя в зеркало, поговорите со своими родителями и простите их. Хотя бы один раз в день говорите себе: «Я люблю. Тебя Я действительно люблю тебя»
10. Делайте это прямо сейчас! Не ждите, пока у вас наладятся дела, вы похудеете, найдете новую работу или заведете новые связи. Начинайте прямо сейчас и делайте все от вас зависящее!
Именно это и пытаются делать ее последователи, не вдаваясь в подробности. Однако, это очередная более развитая техника (по сравнению с первой).
Дело в том, что многие всемирно известные специалисты предлагают свои авторские методики, иногда не вполне отдавая себе отчет, каким действительно образом они сами пришли к тем или иным достижениям. Частично об этом можно сделать заключение из следующих строк Луизы Хей:
Любить себя — значит, прежде всего, испытывать любовь к:
самому процессу жизни;
радости от того, что жив(а);
красоте, которую я вижу;
к другому человеку;
к знанию;
к процессу мышления;
к нашему телу и его устройству;
к животным, птицам и всему живому;
ко Вселенной и тому, как она устроена.
Прочитайте внимательно биографию Луизы Хей и вы увидите, что прежде чем перейти к практикам, она кардинально изменила свое мировоззрение. Она пришла к осознанию целостности мира и всех людей, среди которых она лишь равная по значению всем остальным. Созданию ее методики предшествовало серьезное, многолетнее обучение в религиозных и духовных центрах. Нельзя ничего изменить, за счет техник, не меняя ничего внутри.
В ее книгах мы найдем – «Каждый человек решает, родиться ли ему снова на этой планете в то или иное время и в том или ином месте. Мы предпочли родиться здесь снова с тем, чтобы пройти через определенный урок в жизни, что в свою очередь обеспечивает наше дальнейшее духовное развитие на эволюционной тропе. Мы выбираем себе род, цвет кожи, страну, в которой мы рождаемся, а потом мы выбираем родителей, которые, по нашему мнению, больше всего отражают проблему, над которой мы собираемся работать. Затем, вырастая, мы, как правило, указываем на них пальцем и хнычем: «Вы виноваты». В действительности, мы сами избрали их себе, потому что они были идеальными для нас в нашей попытке преодолеть то, что мы собирались преодолеть в этой жизни.»
Любовь не бывает к кому-то, к себе, к людям, к природе. Любовь – это процесс, который либо присутствует, либо нет. Только в своем уме нам может казаться, что одного человека мы любим, а другого нет. Себя любим, а людей нет. Ближних любим, а себя нет. Это и есть комплекс ума. Любовь «живет» в сердце вне зависимости от того, что мы думаем по этому поводу. Когда нам кажется, что мы открываем сердце навстречу кому-то, а для других закрыты – это иллюзия ума. Мы рационально оказываем внимание, ласку, заботу, поддержку своему избраннику, на самом деле сердце закрыто. Это крайне сложно объяснить тем, кто не имеет опыта любви. Сердце уж если откроется, то для всех, а до этих пор будет иллюзия любви, в том числе и к самому себе.
В основе любви к себе стоит глубокое переосмысление всех жизненных ценностей. Осознание равенства себя и других, равноправия идей, убеждений, чувств. Вы полагаете, что сказать – «Я разрешаю им иметь собственное мнение и чувствовать то, что они чувствуют» достаточно? Они сами по себе, а я сам (сама) по себе, типа живу никого не трогаю, уважаю их, признаю, и хватит с меня. Нет, это опять построения ума. Любовь – это непрерывная связь между живыми. Если, находясь среди незнакомых людей, вы ничего не ощущаете к ним, значит, любви нет. Значит, себя вы тоже не любите.
Любить себя и любить ближних своих – это одно и тоже. Любовь одна на всех.
Таким образом, если вы будете пытаться любить себя, руководствуясь популярными технологиями, то результатом будет эгоизм в чистом виде. Это не значит, что технологии плохи сами по себе. Их нужно использовать как инструмент для решения частных задач. С этого нужно начинать. Принять себя такими какие вы есть – это обязательное условие первого шага. Простить себе все и вся — совершенно необходимое условие. Аффирмациями пользуйтесь без ограничения. Но это всего лишь первый шаг, даже не шаг, а стартовая площадка для первого шага — впереди дорога любви к себе.
КЛЮЧ №3. ПОТЕРЯТЬ ПОЧТИ ВСЕ.
Практика продолжается, одолеть ее все не смогут, только смелые.
Любить себя, как справедливо предлагают все технологии – это уж точно уважать себя, не позволять манипулировать собой, пользоваться собой и уж конечно не позволять делать вам больно.
Что же делать, если ваш муж пьет или возлюбленный проповедует полигамию?
А как поступить, если жена сидит на шее «свесив ножки»?
А если друзья держат вас за идиота?
А если вы нужны подруге в качестве жилетки?
Как быть, если мама вас контролирует?
А если папа достает своими нравоучениями?
Вы долго терпели это, быть может всю жизнь, потому что самое страшное — это остаться одной, одному. Когда-нибудь должно появиться новое окружение, но пока его нет, а есть старое. Весь вопрос только в том, зачем оно вам? Готовы ли вы любить себя на деле, а не на словах?
А ваши эмоции? Они ведь ваши. Разрешить их или запретить
Да, что-то разозлило вас — ну и прощу себе любимому.
Но как вы считаете, содержать в себе злость – это любить себя или нет?
Раздражает вас чья-то хамская навязчивость – быть может, сказать пару «теплых» слов в ответ?
Но как вы думаете, ругань – это уважение к себе?
А носить в себе ревность? Совместимо ли это с любовью к себе?
Можно ли позволять зависть? Депрессию? Скуку? Месть? Агрессию? Истерику? Недовольство?
Да, да Недовольство! Имеете ли вы право испытывать недовольство? Конечно, имеете. Но кем и почему, собой или другими? Как вы согласуете неудовольствие, которое внутри вас, с любовью к себе?
Вы собрались любить себя? В добрый путь, но вам придется расстаться почти со всем, что в вас есть. Потакать себе и любить себя – это разные вещи.
Хочется закончить цитатой из Луизы Хей.
«Мне трудно сказать, что именно приемлемо для вас. Вам придется прийти к этому самостоятельно. У меня, к сожалению, нет универсального ответа для всех. Для вас я — лишь веха на трудной дороге к выздоровлению.»
Юрий Чегаровский
Монашеский постриг
Грешно ли быть уверенным в себе и верить в себя, то есть считать, что можешь самостоятельно справиться с любой ситуацией, возникающей на жизненном пути? И чем отличается разумная уверенность в себе от эгоистичной самоуверенности?
На эти вопросы ответить не так-то просто, потому что это тонкая проблема, которую каждый переживает по-своему. Что здесь можно сказать? Совсем не обязательно, что человек, действительно желающий изменить свою жизнь, имеет эгоистичную самоуверенность. Христианин, как правило, говорит, что сделает все от него возможное, а Бог поможет.
Вспоминаются монашеские обеты при постриге, когда дающий их обещает соблюдать их, не полагаясь только на себя.
Постригаемого спрашивают:
– Пребудешь ли в подвиге и в обители до последнего вздоха?
Он отвечает:
– Да, с Божией помощью.
– Будешь ли хранить воздержание с предусмотрительностью и благоговением?
– Да, с Божией помощью.
– Ты пришел сюда, чтобы сохранить послушание до самой смерти?
– Да, с Божией помощью.
Итак, человеку задают несколько очень важных вопросов, причем на некоторые из них он не может дать точный ответ сразу же – в силу ограниченности человеческих способностей, а он уверенно отвечает: «Да, я буду делать то, что вы говорите, но только с помощью Бога». При этом личная свобода никем не отменяется, а, следовательно, не отменяется и наша собственная личность. Когда мы говорим о нашем бытии, личности, то имеем в виду, что можем руководить своими силами и волей. Вот я говорю: я желаю сделать то-то и то-то, а Бог пусть поможет мне достигнуть этого. Но если я не достигаю желаемого, то смиряюсь и прошу Господа о прощении, с кротостью и покаянием заполняю ту пустоту, которая создается невозможностью осуществления того, о чем я заявлял.
Все сказанное выше касается, прежде всего, молодых людей, для которых особенно характерна самонадеянность. А когда человек уже взрослый, в годах… Какая уверенность в себе у него может быть? Если ему за 60 или за 70, он уже может начинать со всеми прощаться… После 50 человек начинает готовиться, «паковать свои вещи» – подобно тому, кто возвращается домой из отпуска. Он жил здесь месяц, но отпуск закончился, осталось два или три дня, нужно наконец собираться, складывать вещи, одежду, укладывать их, стирать, убирать в чемодан, быть готовым к тому, чтобы уехать через пару дней.
Вы ведете себя совершенно по-разному – в первый день отпуска, когда знаете, что останетесь в этом месте на месяц или два, и в последние дни. В эти дни все кончено – вам остается только собирать вещи…
Когда человек только в начале какого-либо пути, он должен иметь дерзновение, но и предположение о том, как он приступит к своему делу, как распорядится днями своей жизни, как он вступит в брак, создаст семью, будет продвигаться по карьерной лестнице, брать кредит, строить свой дом… Если он лишен такого взгляда в будущее, отходит в сторону, заявляя: «Я ничего не смогу сделать», то в этом нет ничего хорошего – это нездоровое, болезненное пораженчество, и Бог не хочет, чтобы мы были такими, потому что Бог создал нас царями, а не пораженцами и рабами. Но, конечно, царями мы становимся только после того, как обуздаем наши страсти и грехи, которые делают нас своими рабами. Только тогда духовная свобода претворится в реальность наших решений и дел.
Все, что мы делаем, мы делаем потому, что так хотим: то есть я следую за Христом в своей жизни, потому что хочу следовать за Ним… Итак, я хочу быть христианином, у меня может не получиться, но я хочу этого – в соработничестве с Богом. С Божией помощью и уповая на Его поддержку, я могу. Мне нужно показать свое намерение, и Бог даст мне требуемые силы – как гласит прекрасное изречение из Патерика, которую отцы часто повторяют: «Пусть Бог даст силу вашим намерениям и желаниям».
У нас нет силы, у нас, возможно, многого нет, но главное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сделать, я хочу быть христианином, я хочу следовать Евангелию, я хочу держать свое слово и свое обещание Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я проявлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя свобода и Божия сила будут работать вместе ради блага меня, как человека, на пути к совершенству».
Так разрешается вопрос: «У меня уверенность в себе или эгоистичная самоуверенность?» Наличие или отсутствие эгоизма становится явным благодаря совсем другому.
Иногда человек должен оказать сопротивление. Он должен быть настойчивым в том, что есть его.
Многие будут говорить вам: «Вы упрямы, вы следуете только своей воле». Так что же? Что, если так? Разве я должен быть как тростинка, которую ветер качает туда-сюда? Неужто вы думаете, что если скомандуете: «Эй! Иди сюда!», то я тотчас и побегу?
Нужно иметь твердость говорить: «Нет, я не пойду в это место; это не по мне, у меня нет желания идти туда, а вы можете идти… Вы можете делать, что хотите, я уважаю вашу свободу, я не могу ей мешать, но я, безусловно, не считаю обязательным для своей свободы делать то, чего не хочу. Это все».
Как все мы знаем из собственного опыта, человек должен иногда быть настолько тверд, настолько непоколебим в своих убеждениях, что даже если все его окружение будет давить на него или угрожать, тем не менее он ответит: «Я не откажусь от своей точки зрения, а вы можете делать все, что хотите!»
Человеку не нужно разрушать себя, он не должен действовать так, чтобы всегда и во всем уступать якобы из смирения. Такая позиция не имеет отношения к смирению, потому что подлинное смирение не обезглавливает человека. Смирение делает нас совершеннее; смирение предоставляет нам свободу выбора в понимании того, где мы должны устоять, а где нет; где должны сказать «нет» и остаться на месте, а где – полностью подчиниться другому человеку – безусловно.
Так что нельзя думать, будто бы нам не пристало хотеть что-то изменить в своей жизни, иметь мечту – особенно в молодости – например, стать врачом или кем-то еще. Кто-то скажет вам, что это невозможно, – ну и что? Я должен перестать хотеть? Разумеется, невозможно не иметь желаний – только мертвый ничего не хочет. Даже великие святые имели большие желания… Какие же? Исполнить Божию волю. И хотя святые обычно по смирению уступали, но, когда дело касалось Божией воли, они оставались непреклонными. Они были непоколебимы, так что даже если бы весь мир обрушился на них, они не изменили бы своего положения.
Вспомним, что говорил святой Косма Этолийский: «Когда ты видишь турок и они требуют серебро, позволь им взять серебро; они захотят земли – отдай им поля; разреши им взять все – и не сопротивляйся. Только не отдавай туркам свою душу». В этом ты должен оставаться непоколебимым. Ты должен выучить, что значит «нет», и ответить всему, что посягает на твою душу: «Нет». К сожалению, в наши дни многие подростки говорят: «…но это же мои друзья – что я могу сделать? Это моя компания – как я могу сказать им «нет”? Разве могу я разочаровать их и пойти против?»
Здесь не может быть двух мнений. Есть определенные границы в наших отношениях с людьми. Как гласит пословица: ты же не позволяешь кому угодно ложиться в твою постель? Да, он может войти в твою гостиную, даже пройти на кухню, но ему не дозволен доступ в твои личные покои. Незнакомцы просто не могут туда войти. Есть определенные пределы, и мы говорим: «Нет, сюда вы не можете войти».
Нам необходимо научиться обозначать эти пределы. И, как мы уже говорили, истинное смирение дарит человеку личность – чрезвычайно сильную, но ни для кого не опасную. Она никому не вредит, как и Сам Бог, Который управляет миром, никому не нанося ущерба.
Бог дал нам свободу делать все, что мы хотим. У нас есть свобода отвергать Его, оскорблять Его… Он дал нам эту свободу, потому что у Него нет чувства незащищенности. У смиренного человека тоже нет чувства незащищенности, он не склонен к подозрительности или слабости; он позволяет другим поступать, как те хотят, но сам остается непоколебимым в своих решениях. Он уверен, но никому не мешает.
Эгоистичная самоуверенность есть в том случае, когда человек говорит: «Я могу делать все сам и ни в ком не нуждаюсь». Но не в том случае, когда вы говорите: «С Божией помощью, я сделаю; я попытаюсь это сделать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне…»
Например, вы говорите: «Я хотел сдать эти экзамены; я сделал все возможное, я учился, я во всем поступал так, как было нужно, но я не сдал». Это то, что обнаруживает вашу внутреннюю сущность как духовно здоровую. Да, вы чувствуете разочарование – по-человечески, но вы не будете ощущать уныния или отчаяния и бросать все. Вы говорите себе: «Ладно, я принимаю эту неудачу, я рассматриваю неудачу как возможный результат. Это меня не пугает, это не вызывает у меня паники. Неудача не раздавит меня. Это допустимо – столкнуться с неудачей, ведь она не всегда имеет отрицательные последствия… Я человек, я ограничен в своих возможностях, я не идеален, не всемогущ, я не могу добиться всего…»
Вот почему, даже когда святые грешили, у них были силы подняться вновь с простотой и здоровым отношением; если они грешили, то каялись из самой глубины своего сердца, и так до самой смерти, но они никогда не поддавались чувству угнетения и депрессии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начинаем заниматься мучительным самокопанием и терзанием, как будто согрешить есть что-то странное для нас… Неужто вы и впрямь считаете себя настолько важным и непогрешимым, что рассчитывали никогда не ошибаться и не в чем не погрешить?
Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «замешаны» в нас. Это обычное для нашего состояния дело, и поэтому даже скромный человек должен быть благоразумным. Он скажет себе: «Эй, я должен быть осторожным и не подвергать себя опасности». Смиренный человек будет действовать осмотрительно, в то время как надменный скажет, что нет проблем, а потом – бац! – падает…
Жить во Христе не значит, что вы спокойно можете «проспать» всю свою жизнь, и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе проходит в серьезной борьбе; вы должны заплатить за свою свободу кровью. Слова «Я буду следовать за Христом» исполнить не так-то просто, и в этом нет ничего странного. Жизнь во Христе требует многого, иногда очень многого. Чтобы обрести такую жизнь, необходимо приложить к этому все свои силы… Иными словами, вы не сидите, сложа руки и ожидая от судьбы, что она подаст вам все, что пожелаете. Вы боретесь. Жизнь во Христе – это борьба.