На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни.
Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки — золото, ладан и смирну.
Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?
Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано — они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова.
Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов — все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию. При чем же здесь волхвы? Дело в том, что они, по одной из версий, были родом из Месопотамии. С этой землей была связана история ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказал в том числе такие подробности, как время прихода Мессии.
Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Иудеи же, в свою очередь, очень хорошо знали Ветхий Завет, одна из книг которого — как раз Книга пророка Даниила. Для иудейского сознания вполне логично было получить сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.
Содержание
Ладан, золото, смирна
Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423
Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю. С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.
Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы. Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.
Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти.
А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.
Где искать рождественских волхвов?
Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека. Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему? Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи. Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе. И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.
B+С+M
Фото Валерия Близнюка
Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии.
Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен.
«Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.
Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.
OlAlG писал(а):
«бойся данайцев, дары приносящих»
Это те, кто подарил троянского коня.
Найдено в Интернете.
БОЙСЯ ДАHАЙЦЕВ ДАРЫ ПРИHОСЯЩИХ ! ( Гомер )
1. Бойся Данайцев портвейна не пьющих !
2. Бойся Данайцев — Данайцев бояться приятней !
3. Бойся Данайцев, ты Родине тем помогаешь !
4. Бойся Данайцев, Ахейцев, Аргосцев, Ликийцев,
Критцев, Микенцев, Лидийцев и Миксолидийцев,
300 Спартанцев, Дарийцев, Троянцев, Чапайцев,
Hаших армейцев, негров, малайцев и прочего сброду.
5. Бойся Данайцев. Данайцев сам Ленин боялся.
6. Бойся Данайцев, Данайцы по скромности редкой,
Сами тебя не попросят Данайцев бояться.
7. Бойся Данайцев, Данайцы — ребята простые.
8. Бойся Данайцев, все время дары приносящих,
Hам для даров этих, вскорости, места не хватит,
Им — то, Данайцам, все по-фиг: несут себе, гады,
Мы же, загнуться рискуем в стесненном пространстве.
9. Бойся Данайцев, Данайцев бояться не страшно.
10. Бойся Данайцев, тебе — это труд не тяжелый,
Им же, Данайцам, глядишь, хоть какая-то радость.
11. Бойся Данайцев, Данайцы тебя не забудут !
12. Бойся Данайцев, как сказано в эфимеридах,
Бойся Данайцев, ведь так говорил Заратустра,
Бойся Данайцев: учил нас Шри-Ауробиндо !
Вот — Камасутра, вот — истинный путь агни-йогов.
Фраза «бойтесь данайцев,дары приносящих» приписывается вещей Кассандре,прорицательнице из Трои,города,который осаждали греки.Речь идет о «троянском коне»,тактическом хитром приеме, с помощью которого грекам удалось захватить Трою.Греки построили огромного деревянного коня,внутри которого спрятались самые сильные их войны.Остальные войска греков покинули поле битвы,оставив у стен осажденной Трои этого коня,как знак уважения отваге троянцев.Троянцы ввезли коня в город, ночью греки вышли из коня и захватили город.
Кассандра предвидела падение Трои и уверяла троянцев не ввозить коня в город,но тщетно.
Отсюда и пошло выражение «бойтесь данайцев дары приносящих»,как символ чего-то скрытного,обманчивого.
История Троянской войны является одним из мифов Древней Греции.
Меню статьи:
- Сюжет новеллы и библейские аллюзии
- Интерпретация новеллы
- Главные герои «Даров волхвов»
- Делла Диллингхем
- Джим Диллингхем
Название повествования О. Генри намекает, что тематика здесь рождественская. Новелла «Дары волхвов», главные герои которой – возлюбленные, желающие подарить друг другу подарки на Рождество, вошла в сборник «Четыре миллиона». Жанр текста определяется литературными критиками как мелодрама в рамках сентиментализма. Произведение создано в 1905 году, но опубликовано в 1906-м.
О. Генри – один из известнейших американских писателей, мастерство которого заключается в таланте создавать короткие, но емкие рассказы. Произведения прозаика пропитаны тонким юмором, а концовки – всегда неожиданны. Что касается этой новеллы, то она скорее трогательна, чем забавна.
Сюжет новеллы и библейские аллюзии
Откуда пошла традиция дарить друг другу подарки на Рождество? О. Генри считал, что эта традиция родилась вместе с рождением Христа.
По легенде, когда волхвы увидели звезду, что зажглась на небе в тот день, мудрецы пришли по звезде и одарили новорожденного мудрыми подарками. Но, как пишет автор, волхвы были мудры, и подарки – мудры: если подарки оказались бы непригодными, то их можно было бы обменять. А этот рассказ – о двух людях, глупых.
Пользуясь случаем, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием новеллы «Дары волхвов” О. Генри.
Семейная пара живет в убогой квартире: муж и жена понимают, что у них нет денег, чтобы купить подарки на Рождество друг другу. Тогда каждых из влюбленных отдает самое дорогое, что имеет: жена продает волосы, чтобы купить любимому человеку цепь для часов, а муж – дорогие часы, чтобы купить жене заколки для прекрасных локонов.
Интерпретация новеллы
Литературные критики приходят к общему мнению, что новелла – это вариант интерпретации библейской легенды, о которой мы сказали в начале. Главные герои новеллы «Дары волхвов» владеют сокровищами.
В произведении вырисовываются два сокровища: первое – это волосы главной героини, которым могла бы позавидовать красавица царица Савская, второе – это часы главного героя.
Писатель описывает часы как произведение искусства, которое пожелал бы иметь и царь Соломон.
Здесь прослеживается параллель: библейские герои имели сокровища – материальные, например. А «Дары волхвов», главные герои которого имеют сокровища духовные, таким образом, описывают проявления библейских мотивов в обыденной жизни.
В произведении есть как уподобления, так и контраст: дом, в котором живет семейная пара – главные герои новеллы «Дары волхвов» – описан ветхим и старым, окружающая действительность – серой и тусклой. Но есть и другой мир – яркий и свежий, освещенный любовью персонажей.
Главные герои «Даров волхвов»
Действующие лица новеллы – семья Диллингхемов. Главная идея произведения – в том, что ценности материального мира – ничтожны в сравнении с ценностями духовными.
Делла Диллингхем
Главная героиня новеллы. В начале повествования, читатель сталкивается с Деллой, когда она считает деньги, скопленные на подарок для мужа. Делла расстраивается, потому что что понимает: на эти деньги купить подарок не сможет – сумма слишком мала.
Тогда ей в голову приходит замечательная мысль: она продаст свои волосы, чтобы выручить немного денег.
Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием новеллы О. Генри «Последний лист”, в которой рассказывается, как один маленький, едва заметный листок бумаги смог сделать то, что не удавалось ни одной известной картине – спасти человеческую жизнь.
Делла идет в лавку и продает прекрасные волосы: дама из магазина оценивает локоны в 20 долларов. Теперь у женщины есть деньги, чтобы купить подарок мужу, о котором давно мечтала: это платиновая цепочка для золотых часов.
Джим Диллингхем
Главный герой новеллы «Дары волхвов». Мужчина оказался в такой же ситуации, как и его жена. Джим хочет купить подарок Делле, достойный ее прекрасных волос. Он знает, что жена мечтала о наборе черепаховых гребней для локонов, но набор стоил дорого, и Джим также осознает, что денег ему не хватает. Тогда он продает свое сокровище – ценные часы, чтобы подарить жене заколки, о которых Делла мечтала.
Когда пришло время обмена подарками возлюбленные удивились: Делле теперь незачем гребни, а Джиму – цепочка для часов. Однако это происшествие не расстроило их, наоборот, таким образом влюбленные доказали другу свою любовь. Ведь Делла и Джим сумели пожертвовать самым дорогим из материальных вещей, чтобы доказать духовные приоритеты.
3.8 / 5 ( 19 голосов ) Виктория Давыдова