Содержание
- Почему подростки не хотят учиться?
- Заставить или мотивировать?
- Методы мотивации к учёбе
- Самоорганизация в учёбе: практические советы
- Сходите на экскурсию в крутой вуз и слабый техникум
- Покажите, какие знания нужны в быту
- Свяжите хобби ребенка со школьными знаниями
- Найдите волшебную «изюминку»
- Помогите сделать рутину интересной
- Постоянно повышайте самооценку ребенка
- Обучаем детей:
Не достучишься
Большую растерянность вызывает обратная реакция: подросток запирается в комнате, натягивает капюшон, вставляет в уши наушники и полностью закрывается от окружающего мира – не достучишься. Это – одно из проявлений кризиса подросткового возраста, и оно совершенно нормально. Во время кризиса мир внутри подростка рушится, и ему нужны время и силы, чтобы научиться жить в новой реальности.
Чаще всего в таких ситуациях родители пытаются увлечь тинейджера какой-либо деятельностью: предлагают кружки и секции, «выгоняют» на улицу погулять, записывают на курсы подготовки к ЕГЭ и усиленно пытаются заинтересовать профориентацией. Разумеется, реакция подростка на такое бурное планирование его жизни чаще всего бывает негативной, а родители могут лишь всплеснуть руками: «И это он тоже не хочет! Ничего не хочет!»
Подростковые желания
На самом деле, желаний у подростка, чаще всего, бывает масса. Просто они не вписываются в представления родителей о «правильных» желаниях: ведь нужно хотеть получить пятерку, поступить в хороший вуз, выучиться профессии. Желания подростка иррациональны и чувственны, ведь именно эти грани он впервые для себя открывает и учится жить с ними. Вот пример записи личного дневника 15-летней девочки (публикуется с разрешения автора):
Хочу встретиться с ним.
Хочу, чтобы мы с ним проболтали несколько часов, не замечая никого и ничего.
Хочу все обратно.
Хочу перестать безумно скучать по нему и плакать, когда пишу о нем.
Хочу, чтобы родители начали меня понимать и поддерживать меня.
Хочу посвятить свою жизнь танцам.
Хочу перестать курить.
Хочу иногда быть более женственной.
Хочу регулировать перепады в моем настроении.
Хочу не причинять боль близким.
Хочу, чтоб меня не предавали.
Хочу любить и быть любимой.
Хочу быть счастливой.
Хочу, чтобы моя семья была здоровой и счастливой.
Хочу выздороветь.
Как вы видите, желаний у подростков предостаточно. Они не связаны с долгосрочными целями – это является еще одной возрастной особенностью. Хоть у подростков и существует ориентация на будущее, но они слишком сильно заняты ситуацией «здесь и сейчас» — получить желаемое нужно сию минуту, а если такой возможности нет, то «зачем тогда вообще оно нужно!». Все желания, перечисленные девочкой, являются самыми обычными желаниями среднестатистического подростка – желание любить и быть любимой, наладить отношения в семье, быть красивой и привлекательной. Это то, что заботит каждого тинейджера, и все его желания будут связаны именно с этим. Самое важное – не умалять значимости таких желаний, не высмеивать их и не обесценивать. Часто подростки слышат от родителей: «вот еще, мало ли, чего ты хочешь!», а такое суждение может стать настоящей психологической травмой для неокрепшей психики. Малыш 3-х лет хочет играть, а подросток хочет чувствовать – это возрастные особенности, которые не нужно пытаться изменить, их нужно интегрировать в повседневную жизнь.
Родители чаще всего озабочены совершенно другим: им кажется, что сейчас самое важное – это вопрос профориентации. Кем подросток станет, куда поступит, как сдаст экзамены – вот то, что заботит родителей ребят 15-16 лет. Конечно, этот вопрос очень важный, но, поверьте, ни один подросток не займется его решением до того, как решит свои внутренние проблемы и конфликты. Только обретя мир с самим собой, он сможет задуматься о своем будущем, о профессии и обучении. Если обратить внимание на желания девочки, перечисленные выше, то можно увидеть и профессиональное желание: связать свою жизнь с танцами. Часто родители не относятся серьезно к творческим стремлениям детей, вызывая тем самым конфликт: «ты будешь ходить на танцы, но не будешь связывать с ними свою жизнь».
Часто родительское «он ничем не увлекается» означает, что подросток не интересуется ничем из того, что, по мнению родителей, ему необходимо, но при этом с удовольствием играет в компьютерные игры, рисует и сочиняет стихи, а также регулярно ходит на прогулки со своими друзьями. Все это – абсолютная норма, с которой не надо ничего делать. Максимум – можно подтолкнуть подростка из своего хобби сделать профессию, например, из игрока превратиться в разработчика компьютерных игр.
Тем не менее, бывают ситуации, когда подростки не осознают свои желания. И если вам кажется это странным, то проведите эксперимент: попробуйте сами написать 20 своих желаний и попросите других взрослых людей сделать то же самое. Вы будете удивлены: многие взрослые не осознают свои желания! Что уж тут говорить о подростках, которых и так разрывает на части от внутренних конфликтов и противоречий? В этом случае необходимо помочь подростку в осознании своих желаний. Предложите ему также написать список желаний, чаще предлагайте сделать выбор, например: «ты хочешь черный чай или зеленый? С сахаром или без?» Начиная с таких простых «хотелок», подростку будет проще перейти к более сложным. Если ситуация сложная, то без помощи психолога здесь не обойтись, ведь часто природа неумения осознавать свои желания заложена в семье или в детской травме, которую необходимо проработать.
Не бойтесь своих желаний и учите этому своих детей! Уметь желать – такое же важное умение, как и многие другие, и подростки нередко страдают именно от переизбытка таких желаний. Старайтесь понять своего ребенка, принять его желания, которые могут идти вразрез с вашими представлениями о его жизни, и помочь ему в их реализации.
Екатерина Головина
Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Выясните отношение ребенка к деньгам и к средствам их зарабатывания, а также является ли труд родителей для него примером с тестом от портала www.ya-roditel.ru. Пройти тест
Иногда кажется, что ребенку не интересно вообще ничего: он не хочет учиться, не хочет ходить на занятия, зарабатывать деньги ему тоже не интересно. При этом на уборку квартиры или помощь по дому тоже можно не рассчитывать. Он часами сидит в комнате и переписывается со своими друзьями в чате. Родителей это, понятное дело, доводит до бешенства, и они начинают лишать карманных денег или ставят ультиматумы. Но и это не помогает. Подросток пожимает плечами и снова запирается в комнате. Почему так происходит?
Он хочет, но совсем не то, что ждут родители
Подросток перестал учиться, ему лень ходить в школу и на кружки. Когда его спрашиваешь про будущее, он не знает, чем хочет заниматься и сильно по этому поводу не переживает. Зато с удовольствием часами проводит время за компьютером или в телефоне. Или тусуется с ребятами «на районе». Но такие желания родителей совершенно не устраивают.
Родители хотят вместо самого подростка
Обычно это бывает, если семейная система поддерживает слияние. Процесс сепарации и обнаружения границ пугает, вследствие чего контакт затруднен. Тогда можно услышать от родителя 13-16-летнего подростка «мы совсем не хотим учиться», «нас ничего не интересует». А энергия действий, интерес — размещены не в подростке, а в его родителе. Как в том анекдоте: «мама, я замерз или проголодался?»
У него депрессия
Это может быть вызвано целым рядом факторов: сложности с принятием себя и своего тела, отношение к себе, как к неуспешному и никчемному, затрудненный контакт со сверстниками и др. Но выглядеть это может, будто подростку просто ничего не интересно, и он отвергает все замечательные идеи родителей. Тогда можно начать раздражаться и даже злиться, думая что это нам «на зло», или обвинять, что ничего не хочет делать. Но это обычно только усугубляет ситуацию.
Подросток пресыщен
В его жизни есть все. Модная одежда, новые компьютерные игры и т. д. Вообще не нужно даже начинать обнаруживать свое желание, оно будет мгновенно исполнено. Любящими и заботливыми родителями, обожающими внука бабушками и дедушками. Происходит так называемое «психологическое обжорство», а потребности смешиваются и перестают различаться. Тогда вместо интереса и любопытства появляется скука.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
«Он вообще ничего не хочет. Понимаете? Если не заставлю поесть, он про это и не подумает! Он у меня хороший мальчик: и в школу ходит, и к экзаменам готовится, и спортом занимается. Больше всего, конечно, стремится за компьютером сидеть, хотя выключает без истерик. Но ничего не хочет!». Психолог Анна Серебряная — о том, почему подростки хотят меньше, чем ждут от них родители.
Всё чаще родители с подобными жалобами приводят на приём подростков. Это не «трудные» подростки в общепринятом смысле: они не вызывают тревогу за собственную безопасность и в целом послушны. Но родители чувствуют — что-то не так. Подросток должен искать себя в этой жизни, пробовать новое, к чему-то стремиться. А их ребёнок этого не делает.
Если подробнее расспросить его и родителей о том, как устроена жизнь, быстро вырисовывается такая схема: родители «убиваются» на работе, чтобы дать ребёнку образование (в широком смысле). Это и репетиторы, и кружки, и увлечения. Родители боятся компьютера и руководствуются правилом: всё что угодно, только не свободное время, когда ребёнок может «подсесть на игры». Родители перекапывают весь интернет и искренне стараются быть хорошими: удовлетворять нужды ребёнка, заботиться, не бросать, разговаривать с ним.
В итоге ребёнок с раннего возраста постоянно занят чем-то: развивающими занятиями до школы, кружками в начальных классах, репетиторами в средней и старшей школе. Всё это здорово, но мотивация приходит снаружи: это родители решили, что ребёнку нужно образование. От ребёнка требуется только донести себя до очередного репетитора или кружка. Всё остальное — поиск специалиста, организацию встреч, оплату, поиск материала и его систематизацию — берут на себя другие люди.
Откуда в таких условиях должны взяться желания? И у взрослых их не возникло бы.
Как формируются потребности
В середине XX века Абрахам Маслоу описал пирамиду потребностей. На первом месте стоит удовлетворение физиологических потребностей, таких как голод и сон. И лишь на пятом месте — интеллектуальные потребности. Очевидно, что без базовых потребностей невозможно удовлетворять остальные.
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
В случае с подростком все потребности удовлетворяются другими. Хочешь есть? Вот еда. Нужна крыша над головой? Вот твоя комната. Нужно быть любимым? Вот социальные сети. Нужно, чтобы тебя уважали? Родители постоянно хвалят, как советуют психологи. Нужно получить знания? Вот репетитор.
Какой вывод делает ребёнок? Что все потребности удовлетворяются:
- другими людьми,
- ещё до их полного формирования.
До того, как я захотел. До того, как мне стало невмоготу. Конечно, в такой ситуации в принципе чего-то хотеть — лишняя трата времени.
Почему важно бездельничать
Единственный способ разорвать этот порочный круг — дать желаниям сформироваться. Дать ребёнку возможность лениться и бездельничать. Звучит контрпродуктивно. Но есть исследования, которые обнаружили полезные функции лени и безделья (Mann& Cadman 2013, книга Эндрю Смарт «О пользе лени»).
Наш мозг не создан для того, чтобы постоянно получать и перерабатывать тот объём информации, который он получает сейчас. В какой-то момент он входит в состояние автопилота, где уже нет места ни желаниям, ни потребностям — ничему, кроме роботообразного существования. Мозгу нужна передышка, и лучшая передышка — отдых, но не организованный, а ленивый.
Там, где все потребности удовлетворены, новые не формируются. Для формирования новых потребностей нужна пустота, вакуум.
Представьте себе, что ваш ребёнок попал на необитаемый остров. Что он станет делать, будет ли вести себя так же, как сейчас? Скорее всего, нет. Первое время уйдёт на осознание ситуации, но затем он проголодается. Поймёт, что нужно где-то ночевать. И захочет что-то сделать по этому поводу, и займётся этим. Затем ему захочется развлечений и интеллектуальной нагрузки. И он придумает способ удовлетворить эти потребности. В обычной жизни всё работает по такому же принципу.
Не готовьте еду (а может, даже и не покупайте). Дайте уже подростку проголодаться и научиться готовить.
Поговорите о том, какие кружки ему нравятся на самом деле. И оставьте только их. Если никакие не нравятся — откажитесь от всех. Через какое-то время появятся потребности в познании, уважении сверстников и в какой-то деятельности. И ребёнок захочет и пойдёт сам.
Оставьте ребёнку свободные выходные. Свободные — значит никаких планов. Вообще, никаких. Быть может, первый раз он их просто проспит (что тоже неплохо), вторые проиграет в компьютерные игры, а третьи… кто знает, какие потребности у него появятся.
Читайте оригинальный текст на сайте medalvian.ru
Что делать, если подросток не хочет учиться? Как заинтересовать подростка учёбой? В этой статье вы узнаете о причинах отсутствия мотивации к учёбе у подростков и о том, как помочь её вернуть. Также мы расскажем вам о том, как вдохновить подростка на учёбу, заинтересовать ею. Поделимся с вами практическими советами по самоорганизации в учёбе и расскажем о методах мотивации. Статья будет полезна родителям подростков, родителям младших школьников, педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов.
Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?
Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
Почему подростки не хотят учиться?
«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.
По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2019 году в России 28% школьников, которым нравится учиться в школе. Остальным 72% — нет.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
- Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе.
- Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
- Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
- Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
- Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
- Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).
- Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
- Отсутствие интереса. По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
- Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
- Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут! Тест подходит детям от 7 лет и взрослым.
Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.
Заставить или мотивировать?
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.
В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.
Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».
Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:
- уроки в школе были интересней;
- постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
- в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
- была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
- предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
- в школе было бы лучше развито самоуправление;
- были доверительные отношения с родителями;
- правильно были организованы деятельность и время;
- дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.
Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»
Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».
Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.
Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?
Методы мотивации к учёбе
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.
5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.
Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.
Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым
Самоорганизация в учёбе: практические советы
Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых – помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия.
Главное условие успешной учёбы – самоорганизация.
Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.
Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше.
Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:
- научиться грамотно распределять своё время;
- выработать собственный режим дня;
- научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
- не откладывать школьные дела на последний момент;
- сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
- ставить напоминания в телефон;
- не пропускать уроки без уважительной причины;
- установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
- распланировать свободное время;
- не оставлять дела незаконченными;
- записывать в дневник свои достижения в школе;
- попробовать себя в трудовой деятельности;
- найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.
Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными задачами.
Подросток не хочет учиться: как мотивировать подростка к учёбе? Советы родителям
Советы родителям:
1. Выполнять обещания, данные ребёнку.
2. Придерживаться намеченного плана.
3. Грамотно организовывать досуг.
4. Хранить вещи на своих местах.
От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться. Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней.
Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.
Материал подготовлен в соавторстве со студенткой первого курса магистратуры МПГУ Ларисой Саморуковой.
Дипломированный учитель начальных классов. Занимается профессиональной деятельностью с 2018 года. С 2014 года занималась вожатской деятельностью с подростками в детских оздоровительных лагерях. В настоящий момент продолжает обучение в магистратуре МПГУ по профилю когнитивной психологии, а также совершенствуется в организации работы с подростками во внеучебное время.
Сходите на экскурсию в крутой вуз и слабый техникум
Устроить экскурсию (можно онлайн) по самым крутым вузам страны и по нерейтинговым техникумам или посетить их в дни открытых дверей. Расскажите о том, что без достойного образования невозможно получить востребованную профессию, занять хорошую должность и жить полноценной жизнью. Ребенок должен понять, что учеба важна и нужна.
Кстати, для постановки верных целей можно взять за основу систему «СМАРТ»: цель формулируется относительно пяти критериев — она должна быть конкретной, достижимой, измеримой (можно оценить результат), актуальной и ограниченной во времени (с установленным сроком выполнения).
Покажите, какие знания нужны в быту
Расскажите детям о практическом применении школьных знаний и покажете это на своем опыте. Например, можно посчитать с ребенком, сколько квадратных метров в комнате, чтобы купить необходимое количество обоев или объем краски, объяснить, зачем растениям нужен солнечный свет и почему осенью опадают листья. Подскажите ребенку, где можно найти ответы на интересующие его вопросыСвя и как правильно их искать.
Свяжите хобби ребенка со школьными знаниями
Ребенок в восторге от танцев или увлекается яхтами? Мечтает стать знаменитым хореографом или пойти в кругосветное плавание? Знания здесь также важны: ведь чтобы, к примеру, постановка получилась яркой и выразительной, надо знать анатомию человека, законы механики (чтобы лучше понимать как ставить и выполнять элементы танца и избегать ошибок). К тому же, когда мы что-то изучаем, наш мозг поощряет нас к этому, давая ощущение удовольствия. Что ведет к идеальному состоянию для непрерывного обучения.
Найдите волшебную «изюминку»
Маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. «Изюминки» — это милая деталь (любимая конфета или фрукт, наклейки), гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию или заучивание таблицы умножения) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация. А от денежных поощрений лучше отказаться. В противном случае, ребенок может использовать не совсем правильные и достойные пути получения знаний (списывание или обман, за учебники возьмется только за деньги).
Помогите сделать рутину интересной
Если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность — тоже прекрасный помощник (просто потому, что вместе не так скучно — заполнять рабочую тетрадь по литературному чтению или ваять нудный проект по окружающему миру). Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный или, что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.
Постоянно повышайте самооценку ребенка
Психологами доказано, что у детей с низкой самооценкой снижается мотивация к обучению. Поэтому, чтобы ребенок хотел учиться, замечайте и отмечайте его любые успехи и достижения, даже минимальные. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть и развить в нем скрытые таланты. Поддерживайте свое чадо, и верьте в его успех — без этого невозможна никакая мотивация.
Обучаем детей:
- Как вырастить ребенка счастливым: упражнения Воскобовича, Самбурской и другие методики
- Растим полиглота: как учить английский язык с детьми
- Учим детей делать уроки самостоятельно: приемы супермамы