Мирра представляет собой смолу низкорослых деревьев семейства Burseraceae. Она делится на 2 вида — горькая и сладкая (опопанакс). Горькую мирру собирают с деревьев Commiphora mirrha (Commiphora abissinica), которые выращивается для нужд экспорта в Сомали и на юге Аравийского полуострова (Оман, Йемен). Сладкая мирра же добывается из деревьев Commiphora erytharaca.
Запах этой ароматной смолы теплый и сладкий, бальзамический, к которому примешиваются камфорно-лекарственные, пряные и смолистые нотки.
С давних пор способ добычи мирры претерпел не много изменений. Человек делает на дереве небольшой надрез специальным инструментом. Оттуда вытекают капли древесной смолы, которые при взаимодействии с воздухом застывают «слезами» на коре. Спустя две недели их собирает сборщик, а после этого кусочки ароматического вещества сортируются и оцениваются.
Реклама
Аравия славилась на весь мир как родина большинства употребляемых в древние времена ароматов. Геродот в V в. до н.э. писал: «Аравия — единственная страна, которая производит благовония: мирру, кассию и корицу… благовонные деревья, охраняют разноцветные крылатые змеи небольшого размера». А Диодор Сицилийский во второй половине II в. до н.э. утверждал, что вся Аравия источает тончайший аромат, и даже моряки, проходящие мимо ее берегов, могут почувствовать сладкий запах, который дает здоровье и энергию.
Именно оттуда ароматическая смола попала в Египет. Мирра наряду с уже упомянутой кассией использовалась при бальзамировании тел фараонов. Измельченную смесь этих двух благовоний с добавлением других веществ помещали в тело умершего после того, как из него были удалены органы.
Любовь к этому благовонию приобрели и иудеи во время своего египетского рабства. Мирра, по всей видимости, была для древних евреев чем-то поистине драгоценным, так как входила в число даров, принесенных тремя волхвами младенцу Христу. Невозможно не упомянуть и изысканную «Песнь Песней», которая изобилует упоминаниями этого благовония: «Твои масти приятны для обоняния, имя твое мирровое масло», «Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает».
Реклама
О том, насколько мирра была популярна в Древней Греции можно судить хотя бы по тому, что любые благовонные вещества греки называли словом «myron». Истинные сибариты не удовольствовались наружным употреблением этого вещества, а добавляли его также и в вино наряду с цветами и медом.
В Древнем Риме популярностью пользовались духи под названием «susinum», в состав которых входили лилии, мед, бегеновое масло, масло кальмуса, корицы, шафрана и мирры.
Пряные кусочки ароматной смолы начали завоевывать Ближний Восток, начиная с 1500 г. до н.э. Оттуда они попали в Китай. Мирра упоминалась в книге, которая датируется IV в.н.э. как лекарственное средство. Ее употребляли для улучшения кровообращения, заживления ран, болезненных опухолей и других болезней, связанных с застоем крови.
Спустя века ее лечебным свойствам отдавал должное великий ученый Средней Азии — Абу Али ибн Сина, более известный в Европе как Авиценна. В своем знаменитом трактате «Канон врачебной науки» он посвятил ей отдельную главу, где указал, что она «полезна от расслабления желудка». Ученый также рекомендовал для «сведения следов язв», избавления от неприятного запаха изо рта и подмышек, а также при многочисленных женских болезнях.
Реклама
К сожалению, столь популярная в древности, сейчас она не пользуется большим спросом. Это можно объяснить тем, что в старину ценились именно смолы, так как именно они обладали устойчивым ароматом. В то время еще не были изобретены средства для «удержания» эфирных масел в составе парфюмерии.
В наше время к помощи этой смолы прибегают поклонники древнеиндийской медицинской системы — аюрведы. Считается, что ее аромат идеально подходит для медитации, несет свет и стимулирует рост позитивной энергетики. Не брезгуют миррой и стоматологи, признающие альтернативные методы лечения. Они рекомендуют это вещество при кровоточивости десен, пародонтозе, стоматите.
Содержание
Что такое миро и где его найти?
Но вернемся к поговорке о «мазаных одним миром». Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, это: «Поговорка о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-н. одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что «одного поля ягоды»».
В данном случае говорится о мире, священном масле, которое используется в христианских обрядах. Некоторые люди думают, что слова «миро» и «мирра» — это синонимы. Однако это не так.
Реклама
Слово «миро» созвучно «мирре» именно благодаря его происхождению от греческого слова «μύρον», о котором уже говорилось выше.
Миро упоминается в Священном Писании: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти…»
Эта священная смесь использовалась только в религиозных обрядах, в том числе и для освещения новых храмов, а раньше еще и для помазания на царство (отсюда выражение «помазанник Божий»).
Помазан миром был и сам Иисус Христос при крещении его Иоанном Крестителем.
В наше время в православной Церкви основным составляющим священного мира является елей — оливковое масло самого лучшего качества, смешанное с белым вином и еще 40 ингредиентами. В их число входят ладан, розовое, гвоздичное и лимонное масло и др. Варение священного мира в церкви представляет собой настоящий ритуал. И процесс его приготовления строго регламентирован.
Реклама
Миропомазание совершается после таинства крещения. Это таинство заключается в том, что священник крестообразно мажет человека миром — лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Считается, что таким образом, на окрещенного снисходит божественная благодать.
Что касается широко известного явления мироточения, то о его природе до сих пор ведутся ожесточенные споры. Верующие люди уверены, что «плачут» божественные лики, являя людям Божью скорбь в связи с трагическими событиями и во времена упадка веры.
Скептически настроенные люди считают, что оно происходит благодаря ухищрениям священнослужителей. Либо из-за того, что икона, постоянно находясь в храме, накапливает в себе ароматические масла, а потом они конденсируются на ее поверхности.
Известен случай, когда Петр I лично взялся за разоблачение мироточивой иконы. Отношения духовенства и царя в то время не ладились, священнослужители исподволь пытались настроить народ против государя. И когда в одной из церквей весьма некстати заплакала мироточивыми слезами икона, монарх решил брать ситуацию в свои руки. Священный лик был доставлен во дворец и детально осмотрен в присутствии канцлера и наиболее приближенных придворных. В результате этого были замечены небольшие углубления напротив глаз иконы. В них было обнаружено «несколько густого деревянного масла», которое, видимо, от тепла свечей размягчалось и стекало.
Впрочем, верующих людей подобные свидетельства не смущают.
Вне зависимости от своего происхождения и предназначения благовония и ароматические масла, как и прежде, шлют свой эфемерный привет из глубины веков. Ведь человеку во все времена свойственна была тяга к окружению себя приятными вещами и запахами.
Теги: христианство, аромамасла, интересный факт, церковь, история, мироточение
Чин мироварения
Священный обряд приготовления и освящения святого мира – редкое торжественное священнодействие Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы.
Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами. Отсюда происходит и поговорка: «Все мы одним миром мазаны».
Русские монархи удостаивались этой чести вторично, при вступлении на престол, как особые Божии избранники. Отсюда известное наименование царя – «помазанник Божий», восходящее к ветхозаветной традиции.
Миром также помазывают и храмы при их Великом освящении. Епископ наносит миром крестики на всех четырех сторонах храма особой кисточкой, длиною в несколько метров.
В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:
«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот , по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания»
(Исх. 30:22-25)
В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания новокрещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.
Св. Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:
«Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.»
Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье
Установление особого обряда освящения мира Свт. Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам. До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал Великий Четверг.
Первоначально, до середины XV века, на Руси пользовались миром, привозимым из Константинополя. Получив полную самостоятельность от Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь стала сама приготовлять святое миро. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве и отсюда по мере необходимости рассылалось по всем епархиям и приходам.
В дореволюционное время миро варили в Кремле. Мироваренная печь в Крестовой палате Патриаршего дворца Московского Кремля сделана в виде креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри – три котла для приготовления мира. В XIX веке над печью была установлена деревянная резная золоченая сень на восьми колонках. В кокошниках сени помещены образы Троицы Новозаветной, имеющей название «Отечество», и Двенадцати Апостолов.
В наши дни чин мироварения совершается в Малом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря. Традиция варить здесь миро ведется с 1946 года. На протяжении нескольких недель Великого поста насельники Троице-Сергиевой лавры и Донского монастыря готовят емкости для чина мироварения и заготавливают различные компоненты для изготовления святого мира. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.
Торжественный чин варения мира начинается в Великий Понедельник с молебна, который совершает Патриарх Московский и Всея Руси, затем после малого водоосвящения Предстоятель Русской Церкви окропляет святой водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом. Затем Патриарх возжигает специальные дрова в мироваренной печи и читает 1-е зачало Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона восходят на помост у котла и специальными веслами начинают перемешивать ингредиенты мира.
В разные времена в состав мира входило от 40 до 75 составляющих. При царе Алексее Михайловиче в его состав входили около 40 составляющих, среди которых «янтарь добрый, корица, перетрунь, корень азар, ладан росный, мед дивий, непряный корень, розовая водка, смирна и кассия”. В начале XVIII в. количество составных частей могло достигать 68, но тогда же в практику православной церкви был введен чин (порядок службы) «Сочинения и священия мира…”, по которому ритуал проводится и по сей день, при этом с конца XIX в. для составления мира используется только 30 частей. Основу мира составляет елей – оливковое масло высшего качества. Добавляются также разные виды ладана, мастика, богородичная трава (чабрец), фиалковый и имбирный корень, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла, и многое другое.
Варится Святое Миро «по разсуждению искусство ведущего». В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время, не останавливаясь ни на минуту, священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. В Великую среду в Малом соборе Донского монастыря совершают молебен на окончание Мироварения. После того как миро остынет, его перевозят в Храм Христа Спасителя.
Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Во время Великого Входа сосуды с миром переносят к Престолу. Алавастр (сосуд для хранения мира) переставляют на Престол. Патриарх благословляет каждый сосуд, читает особую молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также наполняет алавастр миром новоосвященным.
Освященное миро по благословению Его Святейшества раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов, а также в случаях присоединения к православию через миропомазание инославных христиан.
В статье использованы материалы с сайтов www.patriarchia.ru и azbyka.ru
В день светлого Рождества к младенцу Христу пришли с дарами волхвы. Первый подарил золото – как царю. Второй – ладан, как священнику. А третий принес в дар драгоценную мирру. Как пророку. О мирре, или смирне, и пойдет речь в этой статье.
В течение многих столетий, всякий раз, когда упоминали о ладане, мирра всегда упоминалась тоже. Мирра, как благовоние, всегда потреблялась в больших количествах, и в подготовке религиозных и ритуальных воскурений, и в ароматных маслах, и как лекарство, и временами мирра ценилась намного выше, чем ладан. В медицинских трактатах мирре приписывают антисептические и успокоительные свойства. Об этом упоминалось в египетских медицинских текстах, и в древнем Египте мирра также использовалась для бальзамирования мумий, наряду с ладаном.
Слово mör или mur, из которого образовано слово «мирра», означают «горький». Слово, вероятно, произошло из древнего иврита и староарабского языка. Аромат мирры может быть описан как древесный, теплый, ароматический и острый, и немного лекарственный. Как и ладан, мирра — ароматическая олео-камедь (Oleoresin: естественная смесь эфирного масла и смолы). Мирру добывают из различных разновидностей растений рода Commiphora семейства Burseraceae. Commiphora — род цветущих растений. У некоторых разновидностей есть тернистые и колючие деревья и кусты, произрастающие в северо-восточной Африке и смежных областях Аравийского полуострова.
Commiphora myrra – разновидность коммифоры, которая обычно используется в производстве мирры. Это дерево растет в бедных, каменистых почвах Эфиопии, Кении, Омана, Саудовской Аравии и Сомали. Оно имеет колючие ветки со скудными листьями, которые растут в группах по три, деревья могут достигнуть высоты трех метров. Другая разновидность, Commiphora gileadensis, смола которой также известна как бальзам Мекки или бальзам Галахада, растет на Аравийском полуострове и использовалась при лечении болезней мочевыводящих путей. Его аромат является слабо древесным, масляно-сладким и бальзамическим. Некоторые другие разновидности — Commiphora erythraea, из которой производится один из разновидностей опопонакса, и Commiphora wightii, смола которой также известна как индийская ароматическая смола. Это растение распространено в засушливых областях Бангладеша, Индии и Пакистана, его использование в лечении болезней занимает важное место в древнеиндийской медицине, а также системе народной медицины Индии.
Горькая мирра и сладкая мирра
Есть близкая связь между миррой и опопонаксом, так как оба благовония добываются из растений рода Commiphora, и они оба очень похожи. Однако, говоря об их аромате, они походят на две конечных точки линии. Мирра горькая, в то время как опопонакс сладок и немного более приятен для носа, и поэтому его обычно называют сладкой миррой.
Как добывают мирру?
Мирру добывают, надрезая кору деревьев дважды в год. Чтобы извлечь смолы, разрез делают глубоким, чтобы достать до резервуаров камеди, расположенные в стволе. Разрезы делают по всему стволу от корней до самых толстых веток, на которых тоже можно сделать надрезы. Сок медленно медленно сочится от разрезов и стекает по коре вниз, формируя капельки в форме слезы. Эти капли оставляют на стволе некоторое время, чтобы они застыли. Свежий сок выглядит как бледно-желтая жидкость, но к моменту засыхания капли становятся красновато-коричневыми. Капли эти бывают разных размеров, но в среднем достигают величины грецкого ореха.
Капли мирры собирают через две недели после того, как они засохнут. Мирра считается высококачественной, если она раздроблена на маленькие кусочки неправильной формы, поверхность их груба и выглядит припудренной, кусочки должны быть хрупкими, и на месте слома должны оставаться белые отметины, похожие на ногти.
Химические элементы, из которых состоит мирра — эфирное масло, смола (миррин), резина, пепел, соли, сульфаты, бензоаты, малаты, и ацетаты потассума. Смолистые материалы, такие, как ладан и мирра, используются, чтобы очистить эфирное масло до состояния абсолюте. Масло мирры добывается методом паровой дистилляции или абсолютом, извлечением с помощью спирта.
Мирра в парфюмерии
Горьковатые и насыщенные ноты мирры лучше всего используются в восточных ароматах. Мирра делает излишне сладкие композиции более сдержанными. Мирра используется, как и большинство смол, для базовых нот и закрепления состава аромата.
В каких ароматах можно найти мирру?
- Освящение мира Настольная книга священнослужителя
- Мироварение (историко-литургический очерк)
- Чин мироварения Церковно-богослужебные книги
- Чин мироварения. Освящение мира
***
Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ (1Пар.9:30); 2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий; 3) чудотворное миро – вещество мироточения.
В современной практике миро используется для совершения Таинства Миропомазания (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов и антиминсов.
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).
В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.
Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.
Чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром.
***
Освящение мира
Настольная книга священнослужителя
Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.
Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.
Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.
Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.
Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».
Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.
Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.
Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.
Мироварение (историко-литургический очерк)
иерей Анатолий Трепачко
Священный обряд приготовления и освящения святого мvра – редкое торжественное священнодействие очень поразило меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это священнодействие совершается в присутствии архиерея, который с духовенством совершает водоосвящение и кропление святой водой заготовленные вещества, где сначала варится масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы дрова и разводит огонь, где после этого священники читают Евангелие, а диаконы размешивают, я, не будучи облачен в сан священства, когда позволялось, читал книгу Псалтирь.
Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге «Пастырь» мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. Иринея Лионского, ученика мужа апостольского св. Поликарпа Смирнского, уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном, что «дар благодати Духа обозначается через образ елея» (per olei imaginem).
Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».
Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени.
Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его – это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. Дионисий Ареопагит лишь кратко замечает, «что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества».
В творениях Симеона Солунского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое – в Великую Среду, а второе – в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского.
«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный…. Трисвятое….. Пресвятая Троице…… и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога…….» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши….», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву » Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле.»
У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. «Мы крещающагося мажем мvром и маслом» говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам «крещение творити по правилам святых отец… да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры».
Русская Церковь, получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу «в мvрное составление». Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия.
С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, «для лучшаго благовоннаго духу». Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 различных душистых веществ.
Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь.
В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: «туне приясте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве – в прилаврской трапезной церкви.
Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому «чину», совершенно отличному от изложенного у Симеона Солунского. Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто «на месте непроходнем». В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы – толкли «зелья», которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением.
В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют «Бог Господь….по сем тропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую Василия Великаго из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино.
В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, «творение Иосифа», и читается молитва водосвятия «Велий еси Господи…», с ответствующею заменою слова «вода», словом «мvро», потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды.
В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси.
Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды – на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия.
На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители – сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога…», совершается самое освящение мvра – при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает: «Вонмем», другой диакон – «Господу помолимся», все находящиеся в алтаре поют: «Господи помилуй», и архиерей читает молитву освящения мvра: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют: «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше….». По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования.
Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство.
***
иеромонах Макарий Маркиш
Миро для священного помазания упоминается еще в Библии, в ветхозаветной Книге Исход; употреблялось оно для помазания как богослужебных принадлежностей, так и священников. В наше время миро изготовляется и освящается старейшими архиереями каждой из Поместных Церквей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добавляется немного мира прежнего изготовления. Оно распределяется по епархиям, а из епархий – по приходам и хранится на святом престоле, подле дарохранительницы с запасными Святыми Дарами, в изящном герметичном сосуде. Будем помнить, что в этом маленьком флаконе есть доля мира, изготовленного и освященного еще в апостольские времена.