7 сентября 2017 в 07:56
Мария Козлова, TUT.BY
Различных студий, секций и клубов для детей в Витебске — не счесть. Однако специально для тех, кому мало привычных «художек», «музыкалок» и спортивных секций, TUT.BY отобрал 10 направлений, которые развивают самые необычные таланты.
Содержание
Авиа-, судо-, автомоделирование и радиоспорт
Авиамодельный спорт включает в себя конструирование, постройку и запуск различных моделей летательных аппаратов (самолетов, планеров, вертолетов, воздушных тепловых шаров и змеев и т.д.).
Сейчас действует набор в авиамодельную секцию аэроклуба ДОСААФ. На занятиях здесь изготавливают модели техники и диорамы (стендовый моделизм), возможно изготовление действующих моделей. Материал и инструменты детям предоставляют.
Где: здание ДОСААФ (ул. Чапаева, 32), каб. 213.
Расписание: в субботу и воскресенье с 12.00 до 15.00.
Возраст: с 10 лет.
Стоимость: бесплатно.
Подробности: у руководителей секции — Дмитрия Владимировича (710−47−54) и Леонида Константиновича (612−34−32).
Подростков 11−18 лет также приглашают в авиамодельный кружок областного дворца детей и молодежи. Телефон: +375 33 295−73−33, адрес: пр. Фрунзе, 94, каб. 106.
Записаться в судомодельный клуб можно в «Юниксе» (пр. Победы, 31/1). Телефон: 8 0212 35-91-55.
На сайте Витебского областного дворца детей и молодежи можно узнать подробнее о кружках, в которых создают макеты и модели других технических объектов (кораблей, автомобилей и т.д.), изучают основы радиоэлектроники, столярного и плотницкого дела.
9 сентября в 9.00 в отделе технического творчества Витебского областного дворца детей и молодежи — день открытых дверей.
Спортивное ориентирование и туризм
Занятия предполагают бег по пересеченной местности с картой и компасом, катание на лыжах, преодоление естественных препятствий с помощью веревок, карабинов, соревнования и турпоходы. Как итог — укрепление здоровья, развитие интеллектуальных способностей, приобретение новых друзей и много времени на природе.
Где: объединения существуют практически во всех районах города.
Расписание: зависит от графика работы педагога, к которому запишетесь.
Возраст: в основном с 9−10 лет, но можно индивидуально поговорить с тренером о возможности обучения ребенка и младше. Родители могут заниматься вместе с ним.
Стоимость: бесплатно.
Подробности: у методистов в секторе туризма и спортивного ориентирования в областном дворце детей и молодежи. Телефон: 8 0212 55-30-26, адрес: пр. Фрунзе, 94, каб. 320.
9 сентября в 10.00 в отделе туризма и краеведения Витебского областного дворца детей и молодежи — день открытых дверей.
Фото: аcquavivaLive.it
Скалолазание
Тренирует выносливость, цепкость и силу рук, развивает моральные качества — мужество, выдержку, волю, умение дружить.
Витебский скалодром считается одним из самых высоких в Беларуси — 12,5 метра. Для тренировок обязательно понадобится плотная и крепко сидящая на ноге обувь и по желанию — сменная одежда. Обо всем остальном расскажут на месте.
Где: в спортзале аварийно-спасательного отряда «Витязь» по адресу: ул. Петруся Бровки, 34. Сбор в 18.55 у проходной.
Расписание: занятия с 19.00 по понедельникам, средам, субботам. Тренировка длится 2 часа, но уйти раньше никто не запрещает.
Возраст: средний школьный — под присмотром старшего, самостоятельно — с 18 лет.
Стоимость: занятие — 2,5 рубля.
Подробности: в группе и у тренера.
Школа бильярда
С детьми здесь занимается Юрий Машненко — мастер спорта по бильярду, призер чемпионатов Беларуси и международных соревнований.
Бильярд развивает логическое мышление, самоконтроль, глазомер, вырабатывает координацию движений, быструю реакцию, находчивость, уравновешенность, учит не только гордо выигрывать, но и достойно проигрывать. В школе работают и со взрослыми.
Где: ул. Замковая, 5/2а (возле «Марко-сити»).
Расписание: тренировки по 1,5 часа проводят 2 раза в неделю (во вторник и четверг), предусмотрены утренние и вечерние занятия.
Возраст: с 8 лет.
Стоимость: пробное занятие — бесплатно. Стоимость 8 занятий летом составляла 50 рублей, актуальные цены нужно утонять у тренера.
Подробности: у тренера (8 033 353−74−26), запись по телефону: +375 33 306−57−77.
Фото: rio45.ru
Фигурное катание
В Ледовом дворце всех желающих обучает опытный тренер во время массового катания. Стоимость услуги для детей до 14 лет — 7 рублей 50 копеек, для взрослых — 10 рублей. Абонемент на 10 занятий — соответственно 60 и 80 рублей. Семейный абонемент на разовое занятие для папы, мамы и одного ребенка — 25 рублей, на 10 занятий — 160 рублей.
Договориться об индивидуальных занятиях с профессиональным инструктором можно и на катке «Айсберг».
Где: ТРЦ «Мега», пр. Победы, 15, 4 этаж, пав. 277/1.
Возраст: с 3 лет.
Стоимость: абонемент на месяц: 8 занятий — 48 рублей, 4 занятия (по пятницам) — 24 рубля. Скидка на посещение занятий для второго ребенка из одной семьи — 20%.
Подробности: по телефону: 8 029 204-48-77 и в группе.
Подробнее о том, где в Витебске можно покататься на коньках, мы писали .
Фото из архива катка «Айсберг»
Студии моды и дефиле
Театр моды «Костюмер» приглашает на занятия девочек и мальчиков 4−16 лет, которые мечтают научиться шить и создавать одежду. С ними будут заниматься рукоделием, дефиле. Дети примут участие в модных фестивалях и конкурсах, раз в месяц проходит фотопозирование.
Занятия по шитью проходят по адресу: пр. Фрунзе, 77/2, 3 этаж, оф. 302, а занятия по дефиле — на пр. Строителей, 11. Стоимость для детей до 10 лет — 30 рублей в месяц, для ребят постарше — 40 рублей. В оплату входят все необходимые материалы. Справки по телефону: +375 29 732−45−54.
Занятия для учеников 5−10-х классов устраивают в объединении по интересам «Стиль и мода» (ул. Жесткова, 19, телефоны: 8 0212 47-20-69 и +375 29 244−28−80).
В образцовом театре моды «Наш стиль» педагог И. Б. Певзнер работает с подростками 11−18 лет над изготовлением и показом коллекций одежды. Адрес: ул. Щербакова-Набережная, 8, каб. 26. Здесь же, только в кабинете № 9, преподаватель Е. Д. Черных помогает ребятам того же возраста освоить основы дефиле и сценодвижения.
Во Дворце творчества детей и молодежи (ул. Космонавтов, 2) театр моды «Рогнеда» проводит бесплатные занятия для учеников с 9 до 20 лет. Запись по телефону: 8 0212 37-05-88.
В клубе «Юность» (пр. Московский, 74−1) есть мастерская моды «Дебют» (от 8 до 18 лет). Записаться к педагогу Людмиле Анатольевне Бурдинской можно по телефонам: 8 0212 47-64-82, 8 0212 35−91−55.
Учениц 1−11 классов приглашают в мастерскую моды и дизайна «Грация» (ул. Жесткова, 19; телефоны для записи: 8 0212 47-20-69 и +375 29 715−90−41). В программе обучения — освоение основных приемов шитья и моделирования одежды, а также техники декупаж, изготовление украшений, текстильных игрушек и кукол, дефиле. Занятия бесплатные.
Попасть в театр моды «Диво» могут все желающие с 6 до 16 лет. Занятия проводит педагог Марина Павловна Дорожкина по адресу: ул. Ленина, 75. Телефон для записи: 8 0212 35-91-55 (понедельник-пятница с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00).
В студии раннего развития и кратковременного пребывания детей «Семь лучиков» для девочек 6−15 лет действует программа «Юная леди». Здесь обучают красивой походке, основам цветоведения и стиля, визажу, этикету, изготовлению поделок и украшений.
Фото из архива театра моды «Костюмер»
Робототехника, программирование, компьютерные кружки
Построением моделей из конструктора Lego и их программированием занимаются с детьми 6−10 лет в кружках «Легоконструирование и основы робототехники» и «РобоЛенд» в областном дворце детей и молодежи (пр. Фрунзе, 94, каб. 204). Подробности о курсах «Web-дизайн», «3D-моделирование», «Программирование» — на сайте.
Многие городские учреждения предлагают занятия по созданию компьютерной графики, анимации, обработке и монтажу видео. Так, подобные занятия 2 раза в неделю бесплатно проводит для ребят с 10 лет детское объединение «Юный аниматор». Группы занимаются в утреннее и вечернее время. Адрес: пр. Победы, 31−1, клуб «Юникс». Запись по телефону: +375 33 632−08−60.
IT-академия «МИР будущего» факультета математики и информационных технологий ВГУ имени П. Машерова уже второй год для учащихся 5−11 классов проводит платные курсы по математике, информатике и программированию, а также физике и робототехнике. Детали и контакты — по
Курсы по программированию также организовывает центр образовательных услуг Knowledge Land, по робототехнике — школа «Сила знаний». Растить новаторов помогают в клубе по робототехнике и 3D-моделированию «Матрица» и кружке робототехники Lego от центра обучения «Алфавит».
Фото из архива школы «Сила знаний»
Другие увлечения и активный досуг
Если ваш ребенок без ума от лошадей, то информацию о том, где в Витебске можно покататься верхом, ищите в нашей статье и .
Любителям плавания пригодится наш обзор бассейнов в Витебске.
О занятиях в секции спортивного картинга мы писали .
До 15 сентября с 9.00 до 18.00 в комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина» проводят консультации и запись в местные кружки.
Информацию о наборе в творческие коллективы Центра культуры «Витебск» можно найти по .
Курсы по фотографии для юных пользователей инстаграма, обучение в школе ведущих и многое другое предлагает Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи.
«Школа выживания», «Основы зоологии», «Путешествие в мир экологии», «Аквариумистика», «Цветоводы-дизайнеры», «Экодизайн», «Городские джунгли» и другие кружки областного дворца детей и молодежи 9 сентября с 10.00 до 14.00 устраивают дни открытых дверей. Отдел эстетического воспитания приглашает на ул. Щербакова-Набережную, 8, а экологический отдел — на пр. Фрунзе, 94.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Больше информации о детских секциях и студиях в областном центре, а также отзывы о них можно найти на форуме витебских родителей.
Мы стремимся к гармоничному развитию нашего малыша и хотим, чтобы он не только был успешен в учебе, но и умел хорошо танцевать, рисовать, петь. Для этого существуют разные кружки, но у родителей часто возникают сомнения в том, какой кружок будет наиболее полезен ребенку.
Когда ребенок подрастает, уже заметно, чем он интересуется – либо собирает конструктор, либо рисует, либо играет в футбол. Часто именно детские пристрастия оказываются стремлениями на всю жизнь. Поэтому обратите внимание, чем занят ваш малыш, что доставляет ему радость. Впоследствии именно это увлечение может перерасти в занятие, с которым ребенок свяжет свою деятельность.
1. Спортивные секции (конный спорт, командные игры, водные занятия, школа боевых искусств Киев, фитнес, биатлон и т.д.). Первым делом обратите внимание на здоровье ребенка. Если он с детства часто болеет, имеет аллергию или другие серьезные заболевания, то медицинскую комиссию он не пройдет, а значит, любые спортивные секции ему противопоказаны. Посещая спортивную секцию, ваш малыш сохранит здоровье и сможет в полной мере проявить себя в различных соревнованиях, не только городского, но и международного уровня. Обязательно проконсультируйтесь с самим ребенком, узнайте, чего бы он хотел – играть в команде или заниматься самостоятельно. Это важно, так как позволяет развить разные навыки. Ребята, играющие в команде, учатся не только терпению, силе и преодолению препятствий, но и делают это сообща, развивают навыки общения и умения договариваться с остальными.
2. Изобразительное мастерство. Здесь простор для фантазии вашего малыша. Дети, которые любят рисовать, получают дополнительный навык лепки, аппликации, так как все эти навыки связаны с развитием творческого мышления.
3. Пение. Этот кружок создан для тех, кто любит и хочет петь, но не думайте, что позанимавшись в нем, ваш малыш заголосит как Элвис Пресли. Целью такого кружка является общее развитие ребенка, без формирования профессиональных навыков.
4. Театр. Ребенок научится громко и четко говорить, вживаться в роль, чувствовать актеров, не только говорить, но и показывать. Впоследствии это умение пригодится и в обучении в школе, и в различных выступлениях в институте, при подготовке презентации на работе. Умение правильно и грамотно говорить всегда подкупает работодателей и ценится в любой профессии.
5. Техника. Это настоящий рай для любителя мастерить. В кружке можно создать собственный корабль, подводную лодку, самолет, наделить их двигателем и запустить в небо или в воду. Представьте, сколько радости получит ваш ребенок, не только изготовив, но и запустив свой самолет.
О кружках и секциях Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности — лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя? Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против».
Итак, «ЗА»:
1. Занятия в кружке или секции — это:
— смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок — творческой. В кружках прикладного творчества — двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок — все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
— смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, — разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете
не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» подобной снисходительностью;
— смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
— смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь — занимайся за столом, хочешь — удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.
2. Занятия в кружке, секции — это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.
3. Занятия в кружке, секции — это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.
Кроме того, для всех детей группа в кружке — модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.
4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:
— запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
— запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
— запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
— организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.
Для ребенка семи — девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни «взрослой» силы воли, ни «взрослой» памяти, ни «взрослой» предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.
5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.
— первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
— второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически — в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.
6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.
Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими — разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.
Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка.
Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.
Есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:
1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке — один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции — это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.
Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум — двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.
3. Занятия в кружке, секции — это дополнительные нагрузки для родителей. «Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы», — опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.
4. Занятия в кружке, секции — это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка — вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.
5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания — встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.
Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный — действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные.
Спортивные секции. Краткая характеристика:
— физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
— психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
— дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)
Хореографические кружки. Краткая характеристика:
— физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
— психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
— дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
Художественные кружки. Краткая характеристика:
— физическое развитие: развивают мелкую моторику;
— психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
— дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п. Получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.
Музыкальные школы, кружки. Краткая характеристика:
— физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
— психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
— дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил. Ребенка придется контролировать, иногда заставлять. Если сын или дочка не проявляют горячего желания посвятить себя музыке, как следует подумайте, стоит ли начинать занятия.
Вокальные студии. Краткая характеристика:
— физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
— психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
— дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.
Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.
Театральные студии. Краткая характеристика:
— физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
— психическое развитие: развитие коммуникативных навыков — умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций — внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
— дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
Кружки прикладного творчества. Краткая характеристика:
— физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
— психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;
— дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.
К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.
«Научные» кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:
— журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
— психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
— историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;
— компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
— иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
— шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка
Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.
Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…». Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.
Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: «Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!» Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.
Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.
Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его «недруги». Конфликт «переселится» вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?
Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.
С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.
Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.
Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.
У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.
— Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.
— Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.
— Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег.
— Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей — организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.
Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.
— Ясно дайте понять ребенку, что кружок — это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Достаточно один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить это ребенку. Но ни в коем случае не используйте это как шантаж при малейшем непослушании.
Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет — напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.
Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?
Ю.А. Яковлева